Научная статья на тему 'Астрология и общество'

Астрология и общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2724
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ASTROLOGY / PUBLIC CONSCIENCE / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Язев Сергей Арктурович

Работа посвящена анализу взаимоотношений астрологии и общества. Обосновывается тезис о том, что астрологические представления в современном обществе широко распространены, рассмотрены причины существующего положения. Показано, что высокий уровень распространенности астрологии приводит к неадекватному восприятию действительности и может использоваться для манипулирования общественным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Astrology and Society

The paper is devoted to the analysis of astrology and society interaction. The thesis of the astrological ideas abundance in the modern society is proved the cause of present situation is considered. It is revealed that the high level of the astrological ideas abundance to an inadequate perception of reality thus it may be used for the public conscience manipulation.

Текст научной работы на тему «Астрология и общество»

Серия «Политология. Религиоведение»

2010. № 1 (4). С. 144-150 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 133:32

Астрология и общество

С. А. Язев

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Работа посвящена анализу взаимоотношений астрологии и общества. Обосновывается тезис о том, что астрологические представления в современном обществе широко распространены, рассмотрены причины существующего положения. Показано, что высокий уровень распространенности астрологии приводит к неадекватному восприятию действительности и может использоваться для манипулирования общественным сознанием.

Ключевые слова: астрология, общественное сознание, манипулирование.

1. Введение

Тема взаимоотношения общества и астрологии громадна. Идея возможности прогнозирования будущего по информации о расположении светил существует, по-видимому, не менее трех тысяч лет. Смысл астрологической концепции состоит в следующем. Жизнь (развитие) человека, а в расширенном варианте - страны, фирмы etc., предопределяется расположением основных небесных светил (планет, Солнца и Луны) в момент рождения (создания). Считается, что астрологическое влияние не носит «жесткого» характера, но повышает вероятность определенного типа событий.

На протяжении многих столетий астрология удовлетворяла требованиям, которые предъявляются научным гипотезам, развиваясь совместно с астрономией. Однако, начиная с XVIII в., становилось все более понятным, что астрология входит в противоречие с быстро нарастающим объемом естественнонаучных знаний. В ХХ в. человечество получило огромное количество объективных данных о природе планет Солнечной системы, в результате чего стало окончательно ясно, что планеты не влияют на жизнь людей - во всяком случае, в том смысле, в котором об этом говорит астрология. Последовательное применение процедур научного метода к астрологии выявило в ней целый ряд непреодолимых внутренних логических противоречий [1-3]. Проверки показали, что декларируемые астрологией взаимосвязи на самом деле не выполняются либо не выходят за рамки отдельных случайных совпадений [4]. Если для астрологов прошлого (и настоящего), например, планеты Венера и Марс представляли собой таинственные огоньки, блуждающие по небу согласно неизвестным законам, то теперь мы знаем в деталях природу этих небесных тел, их химический состав, типы минералов на поверхности, параметры атмосфер, температуру и множество других данных. Вся совокупность информации о планетах позволяет уверенно утверждать, что классический

вариант астрологии оказался древним заблуждением, на сегодняшний день окончательно опровергнутым (подробнее см. в книге автора [5]).

Тем не менее, критика астрологии с позиций научного метода оказалась неэффективной в массовом сознании. Астрология присутствует в представлениях людей как значимый архетип, и ее влиянием на социальные и даже политические процессы нельзя пренебрегать. Настоящая работа посвящена некоторым аспектам проблемы распространенности астрологии в современном обществе.

2. Астрология в современном обществе

Об отношении общества к астрологии можно судить, с некоторыми оговорками, по опросам общественного мнения. Согласно данным службы Гэллапа, в США доля людей, верящих в астрологию, составляла среди подростков от 13 до 19 лет 55 % (1984), среди молодежи от 18 до 24 лет - 38 % (1975), среди населения старше 18 лет - 22 % [4]. Более поздний опрос в США (служба Гэллапа, май 2001 г., выборка - 1012 человек) показал следующие результаты: 28 % опрошенных - верят в астрологию, 18 % - сомневаются, не верят - 52 %. Агентство «Янкелович Партнерз» опубликовало в газете «USA Today» результаты опроса населения, из которых стало ясно, что за последние 20 лет ХХ в. количество американцев, доверяющих астрологии, возросло вдвое [5].

В советскую эпоху аналогичные опросы в нашей стране не проводились: астрология официально считалась лженаукой, и этот вопрос не обсуждался. Провозглашение в конце 1980-х гг. политическими сторонниками М. С. Горбачева специфической формы свободы слова - «гласности», привело к целому ряду важных социальных изменений. Снятие цензуры породило «эффект маятника»: начиная с 1988 г., в стране появилось гигантское количество публикаций по астрологии, уфологии, восточным учениям etc., - все то, что запрещалось ранее. Воспитанное за десятилетия советской практики отношение общества к СМИ, тем не менее, некоторое время сохранялось: в массовом сознании превалировала точка зрения, что напечатанному в книгах и журналах и сказанному по телевидению можно верить, поскольку любые публикуемые тексты обязательно просмотрены и утверждены экспертами. В результате многие (по крайней мере, неспециалисты) с доверием относились к самым разным публикациям, включая откровенные фальсификации, антинаучные, лженаучные и графоманские тексты, хлынувшие на российского читателя огромными тиражами в конце 1980-х гг. В этот период зародилась традиция публиковать еженедельные гороскопы во многих российских СМИ; на экранах телевизоров впервые появились астрологи, чьи прогнозы оказались очень популярными. Астрология быстро стала элементом новой российской массовой культуры, а сохранившееся с советских времен отношение (опубликовано - значит, одобрено «наверху») дало ей дополнительный кредит доверия.

Опросы общественного мнения, проводившиеся в постсоветские времена на территории России, дают неоднозначные сведения о степени распространенности астрологических представлений в стране. Согласно данным ВЦИОМ, в 2004, 2005 и 2007 гг. доля верящих в астрологию россиян соста-

вила соответственно 9, 8 и 10 % [6]. Опрос, проводившийся автором в 19941997 гг. среди старшеклассников Иркутска и Усть-Илимска (всего 614 опрошенных), показал, что астрологию считали серьезной наукой, либо наукой с некоторыми оговорками, 74 % опрошенных. Учитывая, что более трети ответов дали учащиеся гимназии-интерната № 1, съехавшиеся на учебу в 10-11-х классах со всей Иркутской области, можно считать, что анкетирование в какой-то степени отражало ситуацию во всем регионе [7]. Согласно другим данным [8], вера в уфологические, астрологические, паранормальные мифологемы среди различных групп населения России достигает 80 %. Организованный автором в начале 2009 г. еще один опрос среди 500 студентов четырех вузов г. Иркутска и 50 жителей деревни Чеботариха Куйтунского района показал, что около 40 % опрошенных полагают астрологическое влияние реальным. Несмотря на существенный разброс в полученных данных, можно утверждать, что всерьез к астрологии относится значительная часть населения России (как минимум, 10 %, а в действительности, судя по всему, в разы больше).

Причин существующего положения, с нашей точки зрения, несколько. Соответствующий анализ занял бы много места, поэтому причины указаны лишь тезисно.

Во-первых, причиной высокого доверия к астрологии является ее распространенность в СМИ. В наше время люди сталкиваются с астрологией с детства, она привычна и адаптирована для понимания. Систематизированная же критика астрологии в СМИ отсутствует. Количество доступных книг по астрологии на порядок превышает число книг по астрономии. В связи с этим, если не вникать глубоко в проблему, астрология внешне выглядит вполне серьезной (математизированной) и доказательной наукой наравне с астрономией или физикой, при этом ее пропаганда в СМИ несравнима по объему с любой другой наукой.

Во-вторых, наблюдается явная тенденция «расхождения» науки и обыденного сознания. Современные естественные науки становятся чрезвычайно сложными, понимание их основных положений требует длительного изучения в соответствующих вузах. Так, например, среди профессиональных астрономов отсутствуют верящие в астрологию: конструктивно изучающие устройство Вселенной специалисты быстро осознают, что астрология противоречит всей совокупности имеющейся астрономической информации о мире. Но астрономы - крайне редкая профессия, и даже многие специалисты по естественным наукам (биологи, химики, реже физики) подчас допускают для себя возможность адекватности астрологии, не имея знаний по астрономии.

В-третьих, распространенность астрологии связана с недостатками школьного и вузовского образования в России. В учебных планах рассмотрение и критический анализ астрологии отсутствуют. Автору приходилось сталкиваться с ситуацией, когда многие школьные учителя и вузовские преподаватели всерьез относятся к астрологии, что явным либо неявным образом передается школьникам и студентам. Опыт автора показывает, что критика астрологии на лекциях по курсу «Концепции современного естествознания»

и спецкурсу «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», читаемых в ИГУ, порой вызывает растерянность и даже, в отдельных случаях, резкое неприятие: студенты ранее никогда не сталкивались с аргументированным отношением к астрологии как лжеучению и искренне считали астрологию «нормальной» позитивной наукой.

В-четвертых, астрология востребована как мировоззрение, оказывающее психологическую поддержку, помогающее «идти по жизни», обращающее внимание на потенциальные опасности. Убеждение в том, что небесные светила «присматривают» за каждым человеком, указывают ему путь, помогают делать выбор в ответственных ситуациях, добавляет человеку уверенности, особенно в сложных жизненных ситуациях. Есть данные, что женщины (особенно одинокие) интересуются астрологией в полтора-два раза чаще, чем мужчины [4].

В результате можно утверждать следующее: астрология широко распространена в обществе, и это не случайно: существуют объективные причины, способствующие ее распространению.

Спрос рождает предложение. Учитывая площади, занимаемые гороскопами в российских СМИ, и эфирное время, отдаваемое астрологии на телеканалах, можно утверждать, что астрология - это, помимо прочего, еще и бизнес. Его трудно объективно оценить, но очевидно, что это, по меньшей мере, миллиарды рублей ежегодно. Очевидно, что существует и значительная теневая составляющая этого бизнеса: далеко не все практикующие астрологи платят налоги. Все это означает, что фактор астрологии необходимо учитывать, рассматривая социальные и политические проблемы общества.

3. Астрология и политика

Оценим роль астрологии в общественной жизни России. Мировоззренческие установки, основанные на астрологической концепции, небезобидны. Очевидно, что серьезное отношение к астрологии у политиков, принимающих ответственные решения, делает возможным манипулирование со стороны недобросовестных (либо добросовестных) предсказателей. Широко известны примеры влияния Григория Распутина на царскую семью в начале ХХ в. и влияния астролога Гануссена на решения, принимавшиеся Гитлером в начале 1930-х гг. Пользовались астрологическими прогнозами президенты Ф. Миттеран и Р. Рейган. В конце 1990-х гг. с астрологом П. Глобой встречался президент А. Г. Лукашенко [5].

Вернемся к России. Сообщалось [9], что группа военных (!) астрологов, дислоцировавшихся в Петербургском НИИ ВМФ Министерства обороны, раз в квартал отправляла в Генштаб Вооруженных сил РФ сводку астрологических прогнозов. Руководитель астрологической по сути «Спецлаборатории космопрогнозов», капитан первого ранга А. С. Бузинов в 1998 г. показал журналисту «Комсомольской правды» Т. Максимовой запечатанный конверт, в котором якобы лежала сверхсекретная записка с датой рождения будущего президента России. Та же «Комсомольская правда» опубликовала большое интервью с А. С. Бузиновым, ставшим к этому времени кандидатом технических наук по теме прогнозирования, который обосновывал практику астрологического обеспечения высшей власти страны [10].

Прогнозы Международного фонда астрологических и экстрасенсорных прогнозов в 1990-е гг. регулярно попадали в почтовые ящики депутатов Госдумы. В июле 1995 г. пресс-служба Думы провела для законодателей пресс-конференцию с ясновидящей из Липецка Раисой Сумериной. Спустя три года там же выступал со своими предсказаниями так называемый пророк Айзен (в миру Мавцар Халидович Адуев). Это не единственные проявления попыток астрологов воздействовать на власть в ельцинскую эпоху.

Вершиной достижений российских астрологов во власти можно, наверное, назвать деятельность генерала Г. Рогозина, в 1992-1996 гг. занимавшего пост первого заместителя руководителя Службы безопасности Президента России Б. Н. Ельцина. Рогозин [11] лично визировал гороскопы, которые регулярно представлялись высшим должностным лицам страны. Помимо прочего, он прославился тем, что в октябре 1998 г. предсказывал ядерную войну в июле-августе 1999 г.

Обращение общества к мистике и астрологии в периоды крупных социальных перемен - хорошо известный феномен. Роль астрологов и ясновидящих в принятии политических решений в стране в 1990-е гг., по-видимому, все-таки не достигла уровня влияния Григория Распутина, но очевидно, еще ждет детального исследования.

В настоящее время производящие впечатление прагматичных и образованных высшие руководители страны к астрологам не обращаются (во всяком случае, это не афишируется). Однако в «астрологизированном обществе» возможна обратная картина - использование властными структурами, как федеральными, так и региональными, фактора широкой распространенности астрологических представлений, например, во время выборов. Нет сомнений, что при грамотном использовании существующих технологий манипулирования общественным мнением своевременные выступления популярных астрологов либо публикация нужных гороскопов могут убедить часть электората в том, что вероятность победы того или иного кандидата предопределена небесными силами. С другой стороны, убежденность, что участие в выборах бессмысленно (все уже решено на небесах), может привести к снижению явки на выборах, что всегда оказывается выгодным (или невыгодным) тем или иным политическим силам. Умелая эксплуатация данного фактора может привести к изменению соотношения электоральных сил - особенно в случае их относительного равенства. Поэтому развитое гражданское общество заинтересовано в освобождении от мифологизированности массового сознания, предрассудков и ложных представлений, которые могут быть использованы для недобросовестного манипулирования избирателями.

Неправильные в принципе представления, лежащие в основе мировоззрения, неизбежно рано или поздно принесут вред его носителям. Не изучен, но, несомненно, важен вопрос о влиянии астрологических убеждений на заключение либо не заключение браков и разводов в России. Наравне с аналогичным восприятием различий между религиями, культурами и расами, запреты и рекомендации, основанные на астрологических прогнозах, могут приводить к человеческим трагедиям. Хотя специальные исследования пока-

зали, что знаки Зодиака, под которыми родились те или иные люди, никак не влияют на успешность их браков [12; 4], это обстоятельство практически неизвестно.

Еще один пример - полная антинаучность и лживость распространенных в наше время лунных астрологических календарей. Исследования физиологии растений не обнаруживают существования у них лунных циклов, и это означает, что рекомендации по датам посадок домашних растений, привязанные к фазам Луны, абсолютно беспочвенны. Соответственно, основанный на недостоверных данных лунный астрологический календарь сельскохозяйственных работ, не учитывающий, например, погоду, оказывается откровенно вредным.

Еще один важный канал влияния астрологии на экономику и политику -планирование дат экономических и политических событий не на основе экономической и политической целесообразности, а на базе астрологических прогнозов. Согласно свидетельству академика А. М. Черепащука, прозвучавшему на Всероссийской конференции «Астрономия и общество» в МГУ (март 2009 г.), экономические потери из-за переносов дат заключений контрактов и отказов от контрактов по астрологическим причинам составляют миллиарды рублей. Очевидно, что здесь также велики возможности для манипулирования. Трудно представить, что эти возможности эксплуатации естественнонаучного невежества социума не используются заинтересованными силами.

4. Выводы

Приведенные в работе данные показывают, что эффективность функционирования гражданского общества существенно уменьшается из-за опоры части населения на неадекватные представления об устройстве окружающего мира, влияющие на принятие решений и поведение. К разряду таких антинаучных представлений относится астрология. Гражданское общество объективно заинтересовано в том, чтобы в массовом сознании укрепилась обоснованная научная картина мира, исключающая возможность манипулирования общественным мнением и социальной (в том числе электоральной) активностью населения на основе мифологизированных астрологических предрассудков. Для этого нужны усилия государства по восстановлению курса астрономии в средней школе и введению курса описательной астрономии (космографии) в вузах - если государство действительно заинтересовано в создании просвещенного гражданского общества.

Автор благодарен Ю. А. Зуляру и М. Я. Рожанскому за полезные обсуждения проблемы.

1. Язев С. А. Что такое научный метод // Химия и жизнь - XXI век. 2008. №

5. С. 6-9.

2. Язев С. А. Астрология и логика, или шесть вопросов к астрологам // Химия и жизнь - XXI век. 2008. № 6. С. 10-15.

1. Yazev S. A. What is the Scientific Method // Chemistry and Life XXI Century. 2008. № 5. P. 6-9.

2. Yazev S. A. Astrology and logics, or 6 questions to Astrologists // Chemistry and Life XXI Century. 2008. № 6. P. 6-9.

3. Язев С. А. Астрология и логика // Химия и жизнь - XXI век. 2008. № 7. С. 12-17.

4. Сурдин В. Г. Глупая дочь мудрой астрономии // Вестн. АН СССР. 1990. № 11. С. 17-36.

5. Язев С. А. Мифы минувшего века. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. 341 с.

6. ВЦИОМ. Научные знания россиян и европейцев : пресс-выпуск № 679. М., 2007. 20 апр.

7. Язев С. А. Астрономическая картина мира в восприятии старшеклассников // Астрономия в системе современного образования : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 25-27 марта 1998 г. СПб., 1998. С. 107-110.

8. Ваганов А . Наука и научнопопулярная литература // Экология и жизнь. 2008. № 11.

9. Комс. правда. 1998. 21 янв.

10. Комс. правда. 1999. 30 июля.

11. Комс. правда. 1998. 3 авг.

12. Pasachoff J. Contemporary astronomy. Saunders College / HRW, 1981.

3. Yazev S. A. Astrology and logics // Chemistry and Life XXI Century. 2008. № 7. P. 12-17.

4. Surdin V. G. Foolish daughter of wise Astronomy // Vestnik AN USSR. 1990. № 11. P. 17-36.

5. Yazev S. A. Myths of last Century. Novosibirsk : Izd-vo Siberian Division of RAS, 2003. 341 p.

6. VCIOM. Scientific knowledge of Russians and Europeans : press-issue № 679. M., 2007. 20 April.

7. Yazev S. A. Astronomical Picture of the World in perception of High Pupils // The Materials of II All-Russian Scientific-practical Conference 25-27 March 1998. S-Petereburg,1998. P. 108-110.

8. Vaganov A. Science and Popular Scientific Literature // Ecology and Life. 2008. № 11.

9. Komsomolskaya Pravda. 1998. 21 January.

10. Komsomolskaya Pravda. 1999. 30 July.

11. Komsomolskaya Pravda. 1998. 3 August.

12. Pasachoff J. Contemporary astronomy. Saunders College / HRW, 1981.

Astrology and Society

S. A. Yazev

Irkutsk State University, Irkutsk

The paper is devoted to the analysis of astrology and society interaction. The thesis of the astrological ideas abundance in the modern society is proved; the cause of present situation is considered. It is revealed that the high level of the astrological ideas abundance to an inadequate perception of reality thus it may be used for the public conscience manipulation.

Key words: astrology, public conscience, manipulation.

Язев Сергей Арктурович - директор Yazev Serguey Arkturovich - Director of

обсерватории, кандидат физико- the observatory, Candidate of Physico-

математических наук, доцент Иркут- mathematical Science, Associate Professor

ского государственного университета, the Irkutsk State University, e-mail:

e-mail: uustar@star. isu. ru uustar@star. isu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.