Научная статья на тему 'Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования'

Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования»

Кт 1029-3388

продолжение научной работы по выбранным направлениям, проведение фундаментальных исследований и осуществление мониторинга, направленного на изучение рынка образовательных услуг, создание условий для закрепления талантливой молодежи в сфере науки и наукоемкого производства.

Стефанова Г.П.

Астраханский научный центр Южного отделения Российской академии образования

Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности

Научный руководитель - Стефанова Г.П., профессор

В Астраханском государственном университете коллективом ученых под руководством профессора Г.П. Стефановой проводились исследования по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности». Данная проблема остается до конца неизученной и крайне актуальной на современном этапе. Проведенный анализ состояния практики подготовки школьников и студентов к применению полученных физических знаний для решения практически значимых задач показал бесперспективность сложившихся способов обучения. Физические знания не становятся основой деятельности при разработке методов решения бытовых и профессиональных задач. В ходе проведения исследования установлено, что инновационное обучение обеспечивается не применением отдельных способов обучения, а связано с пересмотром процессов приобретения и применения знаний, формированием нового стиля мышления обучаемых. Чтобы перевести обучение на новый качественный уровень необходимо создавать условия для включения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.

В 2009 году по направлению «Формирование у обучаемых обобщенных приемов познавательной деятельности» получены следующие результаты:

• выделены типы практически значимых задач, решаемых с применением физических знаний, и методы их решения в обобщенном виде;

• подготовлен материал для сборника практически значимых задач по физике;

• разработан и апробирован спецкурс для студентов - будущих учителей физики и магистрантов «Реализация принципа практической направленности обучения физике»;

• разработана концепция формирования исследовательских умений школьников при организации познавательной деятельности по созданию физических знаний и дидактические средства для её реализации;

• подготовлена монография «Подготовка студентов университетов к самостоятельному проведению экспериментальных физических исследований», включающая в себя типовые задачи, решаемые на основе эксперимента, методы их решения в обобщенном виде и концепцию обучения студентов методам проведения экспериментальных исследований по физике;

• разработан практикум по решению физических задач-проблем и задач-оценок, который прошел апробацию в лицейских классах, работающих и на занятиях со студентами физических и инженерных специальностей.

На базе университета 17 учителей физики города и области в рамках предметного семинара овладели способами организации познавательной деятельности школьников по получению и применению физических знаний на уроках физики и в проектно-исследовательской работе.

Получен грант РГНФ, и проведена Х-я Международная учебно-практическая конференция стран Содружества «Современный физический практикум». Организаторами конференции являлись Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация кафедр физики технических вузов России, Астраханский государственный университет, Министерство образования и науки Астраханской области, Московское физическое общество, Журнал «Физическое образование в вузах». В конференции приняли участие более 300 ученых и специалистов из восьмидесяти городов России, Германии, Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии и Узбекистана.

С целью внедрения в практику обучения студентов достижений современной науки в области образования в Астраханском государственном университете проведена научно-методическая конференция «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета».

Результаты исследований в рамках данного направления нашли отражение в публикациях преподавателей и аспирантов:

1. Г.П. Стефанова, С.В. Анофрикова, В.В. Смирнов Введение в практикум по общей физике. Учебно-методический комплекс. Материалы IV Общероссийской научной конференции «Современные проблемы науки и образования», Общероссийской научной конференции «Инновационный потенциал отечественной науки», Москва, 17-19 февраля 2009 г. Фундаментальные исследования. - №2. - С. 83.

2. Г.П. Стефанова Подготовка учителя к реализации принципа практической направленности обучения учащихся физике. Материалы VIII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М.: МПГУ, 2009. - С. 118-121.

3. Г.П. Стефанова, И.А. Крутова Проектирование и реализация основной образовательной программы подготовки магистров, обучающихся по направлению «Физическое образование». Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета». - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - С. 8-10.

4. Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов, И. А. Крутова Формирование профессиональных компетенций у студентов университета, обучающихся по направлению «Физика». Материалы научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета». - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - С. 11-14.

5. Г.П. Стефанова, М.Б. Шапочкин, Н.В. Калачев, В.В. Смирнов, А.М. Лихтер, О.М. Алыкова Проблемы физического образования и пути их решения в свете материалов X конференции «Современный физический практикум». Физическое образование вузов. Т.1, 2009.

6. Г.П. Стефанова, И. А. Крутова, О.Ю. Дергунова Обучение будущих специалистов методам решения типовых задач с применением физических знаний как средство формирования их профессиональных компетенций. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая-4 июня 2009 г. Том 1. С. 121-122.

ISNN 1029-3388

7. Г.П. Стефанова, В.В. Смирнов Модель обучения студентов университетов методам самостоятельного проведения экспериментальных физических исследований. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая-4 июня 2009 г. Том 1. С. 123-125.

8. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Подготовка будущих учителей к обучению школьников методу решения практически значимых задач, связанных с разработкой технических устройств. Физическое образование: проблемы и перспективы. Материалы VIII Международной конференции, часть 2. - М.: Изд-во МПГУ, 2009. - С. 67-69.

9. И.А. Крутова Формирование у будущего учителя экспериментальных умений в лабораторном практикуме по методике обучения физике. Физическое образование: проблемы и перспективы. Материалы VIII Международной конференции, часть 2. - М.: Изд-во МПГУ, 2009. - С. 92-94.

10. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Обучение студентов - будущих учителей внедрению «метода проектов» в учебный процесс по физике. Классическое университетское образование для XXI века: Сборник научных трудов Шестой международной заочной научно-методической конференции: в 2ч. Ч.1. - Саратов: Изд-во «Издательский Центр «Наука», 2009. - С. 260-262.

11. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Метод проектов как средство формирования у студентов умения применять физические знания для решения практически значимых задач. Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета [Текст]: материалы научно-методической конференции. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 72-75.

12. И.А. Крутова, О.Ю. Дергунова Использование информационных технологий для организации процесса усвоения учащимися физических знаний. Инновационные подходы к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: сборник трудов международной научно-практической Интернет-конференции. -Белгород: ГиК, 2009. - С. 137-141.

13. И.А. Крутова Формирование методов познания физических явлений как средство подготовки школьников к исследовательской деятельности. Физика в системе современного образования (ФССО-09). Материалы Х Международной конференции, Санкт-Петербург, 31 мая - 4 июня 2009 г. Т.1. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - С. 82-84.

Гуманитаризация математического образования и развитие творческой личности обучающегося

Научный руководитель - Аммосова Н.В., профессор

По данному направлению защищено 4 кандидатские диссертации, опубликовано 6 статей в изданиях, рекомендуемых ВАК.

По теме «Развитие исследовательских умений школьников при обучении математике» опубликованы статьи:

1. Аммосова Н.В., Изворска Д.И. Развитие творческих умений школьников посредством решения нестандартных задач / IV International Conference "Strategy of Quality in Industry and Education", Proceedings / Scientific Journal of the Technical University of Varna Special number, V. 2: «Фортуна» - ТУ-Варна, 2008. - С. 21-24. - 0,25 п.л.

2. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б, Изворска Д.И. Использование мыслительных

операций как базы синергетического подхода при обучении математике / Education, science and economics at universities, integration to international educational area: International conference. - Plock, Poland, 2008. - C. 246-250. - 1,15 п.л. и др.

По теме «Организация исследовательской деятельности школьников в образовательных учреждениях» опубликованы статьи:

1. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б, Юрина В.В. Синергетический подход к организации деятельности учащихся на базе краеведческого материала / Образование, наука, культура в свете решения региональных проблем: сб. трудов Второй Междунар. конфер. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. - С. 63-67. - 0,4 п.л.

2. Аммосова Н.В. Развитие мыслительных операций у учащихся и обучение их способам рассуждений / Современная математика и математическое образование, проблемы истории и философии математики: Междунар. научн. конфер. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - С. 223 - 229. - 0,5 п.л.

3. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Элементы теории графов на факультативных занятиях в школе / Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях: сб. трудов II Всерос. научно-практич. конф. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. - С. 23-26. - 0,4 п.л. и др.

По теме «Развитие исследовательских умений у учащихся старших классов общеобразовательной школы при обучении математике» Коваленко Б. Б. подготовлена к публикации монография объемом 6 п.л. Выработаны концептуальные положения коллективной монографии «Использование синергетических подходов в обучении школьников математике».

По теме «Методико-математическая подготовка будущих учителей математики в соответствии с задачами современности» опубликованы статьи:

1. Аммосова Н.В., Коваленко Б. Б. Принцип непрерывности в изучении учащимися геометрического материала / Реализация принципа непрерывности в системе учебных дисциплин в образовательных учреждениях: сб. трудов II Региональной научно-практич. конф. - Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. - С. 10-23. - 0,9 п.л.

2. Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б. Использование синергетического подхода при обучении школьников математике как проявление профессиональной компетентности учителей / Математика. Компьютер. Образование: сб. научных трудов. Т. 1 / Под ред. Г.Ю. Ризниченко и А.Б. Рубина. - М.-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2008. - С. 49 - 54. - 0,4 п.л.

3. Аммосова Н.В., Изворска Д.И., Коваленко Б. Б. Подготовка студентов педагогических вузов к формированию экономических знаний школьников / National strategy for higher education and the labour market in Bulgaria: International business school, Botevgrad. - Sofia: JBS PRESS, Poland, 2008. - C. 139-149. - 0,5 п.л. и др.

4. Аммосова Н.В. Методико-математическая подготовка будущих учителей математики в соответствии с задачами современности: монография. Осуществлена проверка концепции, монография готовится к публикации. 6 п.л.

По апробации УМК по математике для 5-11 классов общеобразовательной школы (научный руководитель направления исследований - Аммосова Н.В., профессор) составлен отчет, в котором отражено соответствие комплекта Госстандарту, образовательным целям и потребностям современного общества, возможностям выстраивания для каждого обучающегося собственной образовательной траектории, развитию творческих качеств личности и формированию необходимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.