Иными словами, могут и существовать какие-то идеологические конструкции и модели, но они не увязываются органично с реальным состоянием государства и общества. Ключевая и очень точная мысль: нужна связь государственной идеологии и развития страны.
Государственную идеологию (как и вообще любую идеологию), конечно, можно придумать за письменным столом, но реально работающей стратегией, целеполагающим началом она станет только как отражение не придуманных, прогнозируемых, а действительно существующих в данном обществе интересов и ценностей основных социальных групп.
Именно поэтому не стала государственной идеология «суверенной демократии», которая была придумана в недрах кремлевской администрации. Это была выдуманная конструкция, не опирающаяся на конкретные интересы, которые просто еще не кристаллизовались. Так называемый «креативный класс», например, как социальный базис этой идеологической модели, еще не осознал своих интересов. Судя по тому, какие гигантские масштабы, приняли в последнее время такие процессы как вывод капиталов и активов за рубеж, приобретение там недвижимости, устройство там на обучение своих детей и т.п., этот «креативный класс» даже еще не знает, будет ли он вообще жить в России.
Сейчас опять же сверху стимулируется разработка различных идеологических моделей консервативного толка, в том числе и с привлечением богатейшего наследия отечественных мыслителей- консерваторов прошлого. Такие изыскания, безусловно, ценны и полезны, но основой для реальной государственной идеологии они (или какие-то другие) могут стать только в конкретно историческом пространстве и времени. Идеи должны органично состыковаться с реальным контекстом.
В настоящее время Россия блуждает в духовно-идеологических потемках. Ждать того, что придет какой-то гений или пророк и даст ей спасительный фонарь, который поможет найти верный путь - это наивно и непродуктивно. Не от отдельных людей это зависит. В российском массовом сознании вообще присутствует какая-то излишняя уверенность в историческую силу отдельных людей.
Сейчас много говорят о том, что большой проблемой является отсутствие «образа будущего». Но, на мой взгляд, еще большей проблемой является отсутствие четкого представления о том, что собой представляет наше общество на современном этапе развития. С вопроса: «В какой стране мы живем?», помнится, начинал свою реформаторскую деятельность в 1983 г. лидер СССР Ю. Андропов. Он, как опытнейший государственный деятель, да и просто умный человек, прекрасно понимал, что для того, чтобы рисовать «образ будущего», надо прежде разобраться и понять настоящее. Похоже, и через 33 года мы стоим перед тем же самым вопросом.
Конечно, мы не можем просто ждать нужного цикла социальной динамики, совпадения в определенном времени и пространстве различных глобальных и локальных трендов общественного развития. Эти циклы и тренды можно и нужно вычислять, предвидеть их траекторию и быть готовыми и духовно, и научно к определенному моменту «зрелости». Но ускорять ничего не надо, это просто невозможно и вредно.
4. Государственная идеология и система образования и воспитания
Государственная идеология - это не просто система взглядов и идей. Чтобы стать работающей идеологией в конкретном обществе и на конкретном историческом этапе, она должна быть понятой и принятой большинством населения этой страны. Произойти это может только через национальную систему образования и воспитания. Есть ли такая система у нас в стране сейчас.
Наша нынешняя система образования имеет целый ряд изъянов. Но наиболее серьезным из них является отсутствие в системе образования воспитательной компоненты.
Когда-то образование было органично увязано с воспитанием и у нас. Причем речь идет не только о советском времени. Это имеет гораздо более глубокую историческую традицию. В 1802 г. (213 лет назад) Александр I создал новое министерство, которое было названо Министерством народного просвещения, и в сферу которого вошла вся система образования, включая и университеты. Так вот в соответствующем Указе об этом министерстве было сказано, что оно создается для «воспитания юношества и распространения наук» (См.: Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств», позиция VII). В другом Указе 1803 г. говорится, что система образования («училища», в число которых включались училища приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты) необходима «для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния» (См.: Именной указ от 24 января 1803 г., данный Сенату «Об устройстве училищ», глава I, п. 1.) Следует отметить, воспитание здесь вообще ставиться на первое место: воспитание и образование («распространение наук»). Не говорю уже о термине «нравственное образование».
Как для и царской, так и для советской системы образования было аксиомой, что образовывается, обучается гражданин Отечества, для последующего служения этому Отечеству. Это нужно дать не только знания в определенной области знания, выучить определенной профессии, но и сделать так, чтобы эти знания и профессия оказалась в руках гражданина своей страны, чтобы он употребил их, прежде всего, на благо своей страны. И не важно, чему мы обучаем: математике, биологии, философии или строительному делу.
В горбачевско-ельцинскую эпоху от этой очевидной аксиомы в образовании фактически отказались. В новых образовательных стандартах о воспитании нет ни слова. В минимальных объемах даже на гуманитарных факультетах присутствуют такие дисциплины как отечественная история, русский язык и литература, языки и литература других народов, веками проживающих в исторической России, обзор достижений российской науки и культуры, то есть то, что и должно составить базис нравственного воспитания.
В этих условиях мы сталкиваемся с небывалой активностью зарубежных спонсоров по привлечению нашей молодежи к участию в различных образовательных программах по разным каналам: бесплатное обучение в зарубежных университетах (См., например, сайт: www.study-in-germany.ru), онлайн-курсы через системы глобального образования (например, Курсор), различные школы и курсы у нас в стране.
Конечно, может возникнуть вопрос: а что, собственно, во всем этом плохого? Что плохого во внедрении новых форм обучения, в том числе и через Интернет? Что плохого в том, что наша молодежь на английском языке будет обучаться за границей или в зарубежных школах у нас? Что плохого в познании истории, традиций других стран?
Казалось бы, ничего плохого нет.
Но не все так просто. Плохо здесь то, что в отличие от нас образование в США и Западной Европе имеет обязательную и довольно мощную воспитательную компоненту1. Поэтому хотим мы этого или не хотим, но граждане России будут целенаправленно не только обучаться; они будут воспитываться в рамках западных (прежде всего, американских) идеологических и ценностных моделей, которые, к сожалению, в современном политическом контексте имеют не только, да и не столько общечеловеческую, а антироссийскую, русофобскую направленность.
В Москве и в других городах России работают школы по изучению английского языка. (См., например: www.englishedmoscow.com) Чему и как учат в этой школе? Понятно - английскому языку. Но на каком материале? Конечно, на материалах истории, традициях Великобритании. Подспудно в сознании учеников (набор детей от 3 до 11 лет) закладываются определенные представления не только об их истории, традициях, но и о современном западном мире, западном образе жизни, западных ценностях. Понятно, в каком свете все это подается. О России, конечно, ни слова. Во всяком случае, любви к России в этой школе не учат. А подобные школы существуют не только в Москве, но и в других городах.
В начале 1990-х гг. Украину накрыла плотная сеть различных западных (главным образом, американских) школ, центров, фондов. Чему там за 20 с лишним лет научили украинскую молодежь, кроме английского языка, мы сейчас наблюдаем. Откуда, например, у наших славянских братьев взялась чудовищная русофобия, какая-то звериная ненависть к России, ко всему русскому?
Можно констатировать, что целый ряд процессов в российском высшем образовании, которые происходят в связи со вступлением России в болонскую систему, только на первый взгляд кажутся безобидными и даже полезными. На самом деле эти изменения, их вектор, да уже и некоторые результаты, свидетельствуют о том, что против нас работает хорошо продуманная, хорошо про плаченная и спланированная на длительную перспективу разрушительная стратегия в области образования. Нашей молодежи (да и людям не совсем молодым) в красивых упаковках подсовывают конфетки с ядом замедленного действия. Это губительно для молодых людей и это губительно для страны.
Разумеется, что при такой постановке системы образования и воспитания в нашей стране внедрять в сознании наших граждан каких-либо моделей национальной идеи, национального идеала, национальной государственной идеологии будет чрезвычайно трудно.
В этом и заключается основа трагического конфликта прошлого и настоящего государственной идеи и государственной идеологии России.
1 Разумеется, мы в данном случае не умоляем тех духовно-идеологических проблем, с которыми в настоящее время столкнулись некоторые страны Западной Европы в связи с перегибами политики мультикультурализма.
Список литературы
1. Апресян Р. Г. Идеал / Р. Г. Апресян // Новая философская энциклопедия : в 4 т. - Москва, 2001. - Т. 2.
2. Буянов В. Идеологии возвращаются / В. Буянов // Вестник аналитики. - 2014. - № 3 (57). - С. 11-13.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль. - Москва, 2001. - Т. 2.
4. Дестют де Траси А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова / А.-Л.-К. Дестют де Траси. - Москва, 2013.
5. Келле В. Ж. Идеология / В. Ж. Келле // Философский энциклопедический словарь. - Москва, 1983.
6. Клямкин И. М. Между авторитаризмом и демократией / И. М. Клямкин, В. В. Лапкин, В. И. Пантин // Полис. - 1995. - № 2. - С. 57-87.
7. Национальная идея России : в 6 т. / под общ. ред. С. С. Сулакшина. - Москва, 2012. - Т. VI.
8. Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю. С. Оганисьян. - Москва, 2005.
9. Прохожев А. А. Национальная идеология и национальная безопасность России / А. А. Прохожев. -Москва, 2013.
10. Современный словарь иностранных слов. - Москва, 1992.
11. Фурсов А. И.: «Удел тех, у кого нет идеологии, - пикник на обочине истории» // Культура. -5-11 декабря 2014. - № 43. - С. 3.
12. Юркевич П. Д. Философские произведения / П. Д. Юркевич. - Москва, 1990.
Referencess
1. Apresyan R. G. Ideal [Ideal]. Novayafilosofskaya entsiklopediya [New Encyclopedia of Philosophy], Moscow, 2001, vol. 2.
2. Buyanov V. Ideologii vozvrashchayutsya [Ideologies back]. Vestnik analitiki [Bulletin Analysts], 2014, no. 3 (57), pp. 11-13.
3. Dal V. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka [Dictionary of the Russian language], Moscow, 2001, vol. 2.
4. Destyut de Trasi A.-L.-K. Osnovy ideologii. Ideologiya v sobstvennom smysle slova [Fundamentals of ideology. The ideology in the strict sense], Moscow, 2013.
5. Kelle V. Zh. Ideologiya [Ideology]. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical Encyclopedic Dictionary], Moscow, 1983.
6. Klyamkin I. M., Lapkin V. V., Pantin V. I. Mezhdu avtoritarizmom i demokratiey [Between authoritarianism and democracy]. Polis [Polis], 1995, no. 2, pp. 57-87.
7. Sulakshin S. S. (ed.) Natsionalnaya ideyaRossii [The national idea of Russia], Moscow, 2012, vol. VI.
8. Oganisyan Yu. S. (ed.) Natsionalnaya ideya: strany, narody, sotsiumy [The national idea: the country, the people, societies], Moscow, 2005.
9. Prokhozhev A. A. Natsionalnaya ideologiya i natsionalnaya bezopasnost Rossii [The national ideology and national security of Russia], Moscow, 2013.
10. Sovremennyy slovar inostrannykh slov [Modern dictionary of foreign words], Moscow, 1992.
11. Fursov A. I.: «Udel tekh, u kogo net ideologii, - piknik na obochine istorii» [Fursov I .: "The destiny of those who have no ideology - a picnic on the sidelines of history"]. Kultura [Culture], December 5-11 2014, no. 43, pp. 3.
12. Yurkevich P. D. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works], Moscow, 1990.
АСТРАХАНЬ КАК ОДИН ИЗ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ ЮГА РОССИИ И КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Усманов Рафик Хамматович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: usmanr@mail.ru
Статья рассматривает современные геополитические процессы в регионах России и зарубежных странах в период глобализационных изменений. Анализируется события, состояние общества и влияние науки на социально-экономическое развитие Юга России. Автором на основе количественных и качественных методов исследования и сравнительного анализа сделана классификация диссертационных исследований за отчетный период деятельности диссертационного совета в Астраханском государственном университете по политическим и философским наукам. По итогам исследования сделано заключение о положительной роли регионального научного сообщества и существенном вкладе диссертационного совета в деле подготовки высококвалифицированных специалистов и консолидации ученых гуманитарного направления в дальнейшем развитии региональной науки.
Ключевые слова: диссертация, совет, соискатель, политические науки, философия, культура, теория, геополитика, глобализация, Каспийский регион, научное исследование, этнополитический процесс, элита, население, прогноз, анализ
ASTRAKHAN AS ONE OF THE RESEARCH CENTERS OF THE SOUTH OF RUSSIA AND THE CASPIAN REGION.
RESULTS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT AND STRENGTHENING OF THE SCIENTIFIC COMMUNITY
Usmanov Rafik Kh., D.Sc. (Political Science), Professor, Head of Department
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: usmanr@mail.ru
The paper examines the current geoPolitical Science processes in the regions of Russia and foreign countries in the period of global changes. Analyzes the events, the state of society and the influence of science on socio-economic development of the South of Russia. Author on the basis of quantitative and qualitative research methods and comparative analysis is made classification of dissertation research during the reporting period of the Dissertation Council in Astrakhan State University on Political Science and philosophical sciences. The study concluded the positive role of regional scientific community and the significant contribution of the Dissertation Council in the preparation of qualified scientists and humanities consolidation in the further development of regional science.
Keywords: dissertation, advice, competitor, Political Science science, philosophy, culture, theory, geopolitics, globalization, Caspian region, scientific research, ethno-Political Science process, elite, population forecast analysis
Одной из важных и перспективных территорий в период глобальных геополитических процессов для Российской Федерации является Каспийский регион. Он, прежде всего, является важным стратегическим звеном между Севером и Югом внутри России посредством Великого Волжского пути или транспортного коридора «Север-Юг», а также источником снабжения нефтью и газом рынков Европы по направлению Россия - Персидский залив. Обусловливается это главным образом, как известно, природными углеводородными ресурсами, которыми обладают северное побережье Каспийского моря, а также географическим положением региона, где пересекаются транспортные, торговые пути и само море со своими уникальными биоресурсами. Стратегические интересы со стороны мирового сообщества к данной территории обусловлены особенностями этого региона. Дело в том, что сам Юг России имеет, кроме перечисленных преимуществ, и свои проблемы, а также ряд нерешенных в настоящее время вопросов, которые непосредственно связаны с государствами Прикаспийского региона (Казахстан, Туркмения, Иран, Азербайджан), что требует комплексных научных исследований, осмысления и прогноза со стороны политических деятелей, ученых-политологов и других обществоведов. Так, к примеру, этнополитические конфликты этого региона разворачиваются на фоне нерешенности задач, связанных с международно-правовым статусом Каспийского моря. Именно этот базовый вопрос влияет на «развитие международных путей транспортировки нефти и газа на мировые рынки, охрану и воспроизводство биоресурсов, и в особенности осетровых, экологию моря и прибрежной зоны, разработку научно обоснованных мероприятий» [10; 25, с. 3]. Кроме этого, одним из важных проблем в данной геополитической ситуации является национальная безопасность государств Прикаспийского региона. Наиболее нестабильным и конфликтным регионом во всем бывшем СССР оказался Кавказ, на территории которого возникали и до сих пор не полностью урегулированы противоречия, которые разрастаются до военных конфликтов. К ним можно отнести нагорно-карабахский конфликт, грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты, которые оказывают дестабилизирующее влияние на все соседние регионы. Все эти факторы вызывают нарастающую потребность в новых научных исследованиях и анализе для нахождения наиболее оптимального международного сотрудничества и взаимодействия Прикаспийских государств. Более того, есть мнение, что в целом Кавказ, как составляющая геополитики Каспийского региона, является территорией особого значения, за которую ведется острейшая борьба государств, занимающих ведущие места на мировой арене, т.к. кроме своих природных ресурсов, он является перекрестком культур и цивилизаций, тем регионом, владение которым позволяет обеспечивать влияние на территории, выходящие за его пределы. Именно поэтому Каспий является зоной национальных интересов некоторых ведущих мировых держав (США, Китай, Великобритания и др.) Одновременно нестабильность на Северном Кавказе - это нестабильность на значительных евразийских пространствах не только России, но и других государств, которые многими нитями (в том числе этнокультурными) связаны со всем Кавказом [9; 24, с. 9-10].
Уже общепринято, что одним из явных субъектов РФ, способным последовательно отстаивать и представлять интересы России на Каспии оказывается Астраханская область - Южный форпост государства. В политической истории Астрахань уже была геополитическим центром этого региона (всего Нижнего Поволжья и Северной части Каспийского моря). Ее гегемония в этой части света порой возрастала до невероятных размеров (ХУН-ХУШ вв.). Известно, что сегодня Астраханская область на востоке граничит с Казахстаном, на севере и северо-западе с Волгоградской областью, на западе с Республикой Калмыкия. Астраханская область дает выход России через Каспийское море в Иран, Индию, государства Средней Азии и Кавказа, а железнодорожный путь и автодороги связывают его с Северным Кавказом. На современном этапе можно вспомнить неоднократные встречи в Астрахани президентов Каспийских государств: Казахстана, Туркменистана, Армении, России, Ирана и Азербайджана, посвященные обсуждению различных конфликтов и решению важных проблем международного сотрудничества, что подтверждает стратегическое значение Астраханского региона. Последняя встреча на форуме IV Каспийского саммита в сентябре 2014 г. показала, что Астрахань вполне может претендовать на статус штаб-квартиры Организации каспийского экономического сотрудничества. Кроме этого, надо иметь в виду, что Астрахань является крупной военной базой России на Каспийском море, выступая, таким образом, гарантом безопасности всех Прикаспийских государств. Здесь расположен штаб и основные силы Каспийской военной флотилии, а также на территории Астраханской области периодически проводятся учения стран ОДКБ с присутствием стран Азиатского континента и Восточных государств.
Таким образом, Астраханская область является наиболее ярким примером, отражающим характер и развитие Российского государства с ее многонациональным населением. Астраханский регион располагается в центре Евразийской цивилизации, которую условно можно назвать православно - мусульманской, или еще более условно - славяно-тюркской, и в некотором роде представляет собой микромодель культурно-национального пространства России, что часто отмечалось и раньше в работах ряда ученых [23; 30, с. 471-472]. Привлекает и то, что Астраханская область имеет серьезные перспективы соционаучного и политико-экономического развития. Открытие Иранского, Казахстанского консульства, консульства Туркменистана, представительств Азербайджана, Белоруссии и Турции, а также развитие университетской науки и сотрудничество учебных заведений Прикаспийских государств - все это существенно способствуют данному обоснованию. Это также возрождающееся судостроение, разработка богатых месторождений газа, серы, нефти, соли, строительство трубопроводного концерна, международного морского порта «Оля» и т.д.
Все это носит вполне объективный характер. В этом плане Астрахань выглядит более других регионов приверженной идее общегосударственного и общерегионального единства, а тезис о том, что «Астрахань - Южный форпост России» уже вполне сформировался и постепенно признается соседними государствами (международные саммиты, формирование центра прикаспийских университетов, консульства Казахстана, Ирана и т.д.)
В связи с нарастающей акуальностью и значением такого важного региона на Юге России все более очевидной становится необходимость подготовки специалистов и кадров высшей научной квалификации по актуальным проблемам политической науки, политологии, этнополитической конфликтологии, международных отношений, философии культуры и религиоведения. Разумеется, все это продиктовано особенно сегодня в связи с изменяющимся геополитическим положением на ближних и дальних рубежах Российской Федерации и развивающимися отношениями приграничных территорий и со странами Прикаспийских государств. В настоящее время геополитическое положение Юга России требует новых фундаментальных разработок, а также научно-исследовательских проектов в данном регионе.
В настоящее время на базе Астраханского государственного университета ведется серьезная научно-исследовательская работа по специальностям: политические институты, этнополити-ческая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии; религиоведение, философская антропология, философия культуры. Систематически в университете проводятся международные научно-практические конференции и семинары по проблемам геополитики Каспийского региона, религиоведческим, культурологическим и философским аспектам регио-налистики. В вузе работает кафедра ЮНЕСКО, Гуманитарный институт, факультет социальных коммуникаций. В Астраханском государственном университете ведется подготовка студентов по специальности «политология», «международные отношения», «социология», «культурология», «философия», «история» и др. В университете имеются серьезные теоретические разработки, он располагает современной учебно-методической базой, здесь работает высококвалифицированный кадровый состав ученых по разным областям научного знания.
На базе кафедры политологии и международных отношений совместно с Российской ассоциацией политической науки и Академией политических наук формируется астраханская политологическая школа. Ведется работа в Центре политических стратегических исследований университета, издается научно-практический журнал «Каспийский регион: политика, экономика, культура», журнал фундаментальных и прикладных исследований «Гуманитарные исследования», ежегодник кафедры политологии и международных отношений «Астраполис», ежегодный альманах Астраханского элитологического сообщества «Вопросы элитологии: философия, культура, политика». В 2013 г. под редакцией профессора кафедры политологии и международных отношений д.ф.н. П.Л. Карабущенко издан уникальный энциклопедический словарь «Элитология» (М., 2013). Более 10 лет работает Астраханское региональное отделение Российской ассоциации политической науки (РАПН), 15 лет - Астраханское отделение Российского философского общества (АО РФО), в 2014 г. начало действовать Астраханское отделение Российского общества политологов (РОП), открыта совместная лаборатория с ИФ РАН.
В 2001 г. в университете была открыта аспирантура по специальности 09.00.03 - История философии, а в 2005 г. по специальностям 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии и 24.00.01 - История и теория культуры, а затем 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. В связи с этим возникла настоятельная необходимость открыть диссертационный совет по данным направлениям для дальнейшей подготовки и выпуска специалистов высшей категории, где выпускники аспирантур могли бы делать заключительные апробации своих научно-исследовательских проектов и доказывать свою научную состоятельность и компетентность. С этой целью была проведена организационная работа по формированию диссертационного совета из ведущих специалистов-ученых России. В его состав были приглашены профессор Е.Н. Мощелков - зав. кафедрой философии политики и права МГУ, д.полит.н., профессор; профессор М.М. Федорова - зам. директора Института философии РАН, д.полит.н.; заведующий отделением философии Дагестанского государственного университета М.И. Билалов, д.ф.н., профессор; заведующий отделом Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Б.А. Бичеев, д.ф.н.; профессор кафедры политического управления Кубанского государственного университета А.В. Баранов - д.и.н., д.полит.н.; заместитель директора по научной работе Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) СКФУ А.А. Вартумян, д.полит.н, профессор; профессор кафедры международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета Г.В. Косов, д.полит.н. и др. Председателем диссертационного совета был назначен д.полит.н., профессор Р.Х. Усманов, заместителем председателя Директор гуманитарного института АГУ, профессор, д.ф.н. А.П. Романова, ученым секретарем зав кафедрой политологии, профессор, д.ф.н. П.Л. Карабущенко.
Работа на первоначальном этапе открытого в 2009 г. объединенного (регионального) диссертационного совета Д 212.009.12 при Астраханском государственном университете (приказ Рособрнадзора от 20.03.2009 г. № 413-78 по научным специальностям: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические науки), 24.00.01 - Теория и история культуры (философские науки) позволила решить задачи более тесной координации ученых Астраханской области, Центральной России, Южного Федерального округа, других регионов Нижнего Поволжья, а также стран СНГ и Прикаспийских государств, повышения уровня исследований в области политологии, этнополитических конфликтов, политических технологий, геополитики, философских наук.
За отчетный период с 2009 по 2012 г. первого этапа деятельности в диссертационном совете, который состоял из 19 человек, проведено 25 защит соискателей, из них 2 докторские: 21 диссертация по политологии (1 - докторская), 4 диссертации по философии (1 - докторская).
За 2009 г. было проведено 9 заседаний по защите кандидатских диссертаций:
1. Бобылев Владимир Владимирович: «Региональная миграционная политика в постсоветской России (по материалам краев и областей Южного федерального округа)» по специальности 23.00.02. - научный руководитель Р.Х. Усманов;
2. Теммоев Ислам Юсуфович: «Реабилитация репрессированных народов как фактор современного российского политического процесса» по специальности 23.00.02 - научный руководитель А.А. Вартумян;
3. Кондрашина Наталья Викторовна: «Интернет-технологии как инструмент взаимодействия политической власти и общества в современной России» по специальности 23.00.02 -научный руководитель Г.В. Морозова;
4. Кайбушев Аскар Дисивович: «Политическая культура и основные культурные тенденции современной политической элиты России» по специальности 23.00.02 - научный руководитель П.Л. Карабущенко;
5. Мыльников Максим Анатольевич: «Этническая диаспора как субъект политических коммуникаций» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Н.М. Мухарямов;
6. Стоякин Владимир Владимирович: «Корпоративный лоббизм в законодательных и исполнительных органах региональной власти» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Е.В. Морозова;
7. Хазов Владимир Константинович: «Мифологемы российской культуры постсоветского периода (1990-е годы): философский анализ» по специальности 24.00.01 - научный руководитель Л.В. Баева;
8. Воронцова Ольга Ивановна: «Телевидение как канал политической коммуникации: региональный аспект» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Е.Е. Рябцева;
9. Клочков Герман Викторович: «Влияние этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы современной России: тенденции и проблемы взаимодействия (на примере Южного федерального округа)» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Р.Х. Усманов.
Особо необходимо отметить разработанную тему диссертационного исследования М.А. Мыльникова, которая способствует расширению научных представлений о сущности и специфике этнической диаспоры как субъекта политических коммуникаций, как значимого участника современных процессов соперничества и сотрудничества на национальном и на международном уровнях [21]. Материалы диссертации нашли применение в учебном процессе Казанского государственного энергетического университета Федерального агентства по образованию РФ (г. Казань) в преподавании курсов «Политология» и «Современные международные отношения». Положения и выводы диссертации могут представлять интерес для компетентных органов власти, в том числе Министерства иностранных дел Российской Федерации, партийно-политических структур и средств массовой информации. Полученные результаты могут быть также использованы для разработки рекомендаций по улучшению имиджа России, как в ближнем, так и дальнем зарубежье, усилению ее международных позиций. Положения и выводы диссертации были использованы в исследовательском проекте, получившим грант Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию (по программе «Развитие потенциала высшей школы») № 4729 «Политические механизмы формирования трансграничных языковых сообществ (на примере русского, тюркских и финно-угорских языков)», а так же для выполнения научно-исследовательской работы по теме «Взаимодействие языка и политики в условиях современного общественного развития», проект № 1.4.09. Научный инструментарий диссертационной работы получил закрепление в ходе работы над научно-исследовательском проектом, получившем грант Академии наук Республики Татарстан № 16-2 (Г / 2008) «Формирование федеральной и региональной политической повестки дня в период выборов в государственную Думу РФ (четвертый, пятый избирательные циклы)».
За 2010 г. было проведено 7 заседаний по защите кандидатских диссертаций:
1. Васильева Ольга Арнольдовна: «Опыт политического управления территориального строительства на Северном Кавказе в практике российского федерализма» по специальности 23.00.02 - Научный руководитель Ю.Д. Гражданов;
2. Кубанова Фатима Аскеровна: «Политические риски в деятельности политических партий (на материалах Карачаево-Черкесской Республики)» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Р.Х. Усманов;
3. Кусмидинова Мария Харисовна: «Концепт Волги в историко-культурном развитии России: философский анализ» по специальности 24.00.01. - научный руководитель А.П. Романова;
4. Дедкова Анастасия Владимировна: «Феномен толерантности в современном политическом процессе (на примере Карачаево-Черкесской республики) » по специальности 23.00.02 -научный руководитель Е.Е. Рябцева;
5. Отраднова Ольга Анатольевна: «Антиномичность понимания любви в контексте западноевропейской и отечественной культуры» по специальности 24.00.01 - научный руководитель Л.Е. Баева;
6. Кудрявцев Алексей Николаевич: «Политические процессы в современном развитии Ирана: тенденции, проблемы, перспективы» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Р.Х. Усманов;
7. Урчукова Саида Рауфовна: «Роль национальной политической элиты в модернизации современного российского общества (на материалах Карачаево-Черкесской республики)» по специальности 23.00.02 - научный руководитель П.Л. Карабущенко.
Среди защищенных диссертаций следует выделить диссертацию А.Н. Кудрявцева, которая посвящена выявлению основных тенденций, проблем и перспектив развития современного политического процесса в ИРИ, анализу феномена исламской революции в Иране [17]. В рабо-
те определены сферы взаимоотношения религии и политики в ее современной системе, а также характера сущности исламской идеологии Ирана и доктринальной основы современной иранской политики. Научно-теоретическая значимость диссертации А.Н. Кудрявцева заключается в теоретических положениях, которые вносят вклад в интерпретацию закономерностей политического процесса в кризисных обществах. Проведенное исследование способствует теоретическому осмыслению роли зарубежных акторов (государств) во внутригосударственном политическом процессе. Установлено, что особенности модернизационного процесса в современном Иране во многом определены господствующими идеологическими нормами и теми геополитическими целями, которые ставит руководство страны перед собой и обществом. Научно-практическая значимость результатов состоит в том, что данные исследования могут быть использованы при написании аналитических докладов и научных статей, подготовке лекционных курсов по сравнительной политологии, политической истории Ирана, Ближнего и Среднего Востока. Выводами диссертации могут воспользоваться государственные и частные структуры, имеющие политические и деловые контакты с ИРИ.
За 2011 г. было проведено 9 заседаний по защите кандидатских диссертаций, и он был наиболее плодотворным своими результатами научных исследований, среди которых были 2 докторские работы по политическим и философским наукам:
1. Хлыщева Елена Владиславовна: «Динамика культурных моделей в глобализирующемся мире» по специальности 24.00.01 (докторская) - научный консультант А.П. Романова;
2. Гришин Николай Владимирович на тему: «Электоральные ориентации населения Юга России: концептуальный анализ» по специальности 23.00.02 (докторская) - научный консультант П.Л. Карабущенко;
3. Тажиев Наиль Мунирович: «Роль современной региональной этнополитической элиты в процессе модернизации российского общества» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Р.Х. Усманов;
4. Серапина Анна Анатольевна: «Политические элиты и проблемы антикоррупционной политики в современной России» по специальности 23.00.02 - научный руководитель П.Л. Карабущенко;
5. Усова Екатерина Владимировна: «Общественность как субъект экологической политики современного государства» по специальности 23.00.02. - научный руководитель Е.Е. Рябцева;
6. Ильченко Анна Александровна: «Институциональные и технологические аспекты взаимодействия органов власти и общества» по специальности 23.00.02. - научный руководитель А.И. Кольба;
7. Топчиев Михаил Сергеевич: «Государственная политика регулирования конфессиональных отношений в поликультурном регионе (на примере Астраханской области)» по специальности 23.00.02 - научный руководитель А.А. Вартумян;
8. Коляда Валентина Владимировна: «Информационная политика органов местного самоуправления (на примере Астраханской области)» по специальности 23.00.02 - научный руководитель А.П. Романова;
9. Кудряшова Екатерина Викторовна: «Роль субнациональных субъектов в современном российском политическом процессе» по специальности 23.00.02 - научный руководитель Н.В. Гришин.
Докторская диссертация Е.В. Хлыщевой (по специальности 24.00.01 - философские науки) посвящена выявлению и анализу динамики моделей культурного развития в современном мире от глобального до регионального уровня, формирующихся в рамках культурных процессов глобализирующегося мира. Научно-теоретическая и практическая значимость докторской диссертации Е.В. Хлыщевой состоит в том, что выдвигаемые в работе теоретические положения дополняют и развивают теоретико-методологические и практические аспекты исследовательских подходов к анализу социокультурных процессов современного мира [31]. В диссертации дан анализ комплекса теоретических проблем современной науки, связанных с исследованием культурных моделей социокультурного развития стран и регионов в контексте глобализации. Проведенное исследование позволяет выявить ведущие культурные модели современного мира и определить динамику перехода от моно- к мультикультурной модели, что раскрывает потенциал управления подобного рода системами и может служить концептуальным основанием для междисциплинарного анализа. В диссертационном исследовании продемонстрирована возможность: выявить и структурировать теоретические модели культурного развития, являющиеся взаимодополняющими противоположностями глобализационного процесса; определить специфику монокультурной, поликультурной и мультикультурных моделей; представить глокализацию как модель локализации глобальных потоков в культурном про-
странстве; исследовать культурные модели в различных региональных, национальных и транснациональных контекстах; придать категориальный статус феномену региональной культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при моделировании процессов культурного развития, составлении программ по развитию и поддержанию региональной культуры. Теоретический и фактологический материал диссертации может быть положен в основу учебных курсов, пособий по социальной философии, теории и истории культуры, философии культуры, антропологии, регионалистике, краеведению.
Докторская диссертация Н.В. Гришина (по специальности 23.00.02) посвящена разработке концепции электоральных ориентаций населения российского макрорегиона - Юга России, отражающей закономерности территориальной и вертикальной дифференциации и динамики электоральных ориентаций [6]. Научно-теоретическая значимость докторской диссертации Н.В. Гришина состоит в разработке концептуальных оснований и совершенствовании понятийного аппарата исследования электоральных ориентаций. Теоретические выводы вносят вклад в исследование фундаментальных вопросов электорального поведения, в активизацию политологического дискурса вокруг этого феномена. Разработан теоретический подход к интерпретации системы электоральных ориентаций населения большого региона в контексте горизонтальной, вертикальной дифференциации и изменчивости во времени. Автором предложены теоретические модели горизонтальной дифференциации результатов голосований и электоральной изменчивости. В исследовании отражены теоретические вопросы изучения феномена электоральной изменчивости. Формулируются закономерности изменчивости электоральных ориентаций в России. Предложено решение проблемы детерминированности системы электоральных ориентаций. Предложенный в диссертации подход может служить основанием для дальнейших научных разработок проблематики электоральных ориентаций в политологии, политической регионалистике и политической и электоральной географии.
Материалы диссертационного исследования Н.В. Гришина могут способствовать выработке решений в практической политике и использоваться при планировании и проведении избирательных кампаний различных уровней. Результаты исследования могут выступать основанием для подготовки стратегий избирательных кампаний, рекомендаций по оптимизации работы политических партий и кандидатов с адресными электоральными группами.
Определенный интерес представляет также и кандидатская диссертация Е. В. Кудряшо-вой (по специальности 23.00.02) посвящена выявлению роли субнациональных субъектов политики в современном политическом процессе на общероссийском уровне [18]. Научно-теоретическая значимость диссертации Е.В. Кудряшовой состоит в том, что предложенный автором подход к интерпретации субнациональных субъектов политики может быть использован для дальнейших научных разработок в политологии. Выводы и рекомендации автора позволяют уточнить значение региональных субъектов политики в общероссийском политическом процессе. Представлена авторская периодизация этапов влияния региональной элиты на общероссийский политический процесс; охарактеризована роль региональной элиты на общероссийский политический процесс на этапе децентрализации федерализма 1990-х гг. и этапе реформы федеративных отношений. Выявлено изменение роли Астраханской области в российском политическом процессе в постсоветский период. Результаты и выводы исследования могут быть использованы при подготовке монографических исследований, в преподавании учебных дисциплин для студентов специальности «Политология» по курсу «Политическая регионалистика», «Принятие политических решений». Практические рекомендации и результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и государственной власти Астраханской области и других территорий при разработки стратегий политического управления на федеральном и региональном уровнях, а также оптимизации системы политических коммуникаций в субъектах федерации.
На втором этапе деятельности с 2012 г. реорганизованный диссертационный совет изменил, согласно корректировке ВАК Минобрнауки РФ, шифр специальности 23.00.02 и стал обозначаться как «политические институты, процессы и технологии (политические науки)», представляя новый состав в количестве 20 человек. В состав диссовета Д 212.009.12 при ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» вошли новые члены совета: доктор политических наук, доцент кафедры политологии Гришин Николай Владимирович; доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Тимофеева Елена Георгиевна, доктор философских наук, доцент кафедры культурологии Хлыщева Елена Владиславовна, доцент кафедры политологии, кандидат политических наук Оськина Ольга Ивановна (ученый секретарь диссовета).
Во второй период с 2012 по 2014 г. в диссертационном совете было проведено 23 защиты исследовательских работ соискателей на соискание ученой степени кандидата политических и философских наук, в том числе в 2012 г. произошли защиты 5 диссертаций:
1. Крючкова Екатерина Владимировна: «Нью Эйдж как культурная парадигма современного общества» по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры - научный руководитель А.П. Романова;
2. Решетникова Наталья Сергеевна: «Культурно-цивилизационное своеобразие России как предмет философской рефлексии» по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры -научный руководитель Л.В. Баева;
3. Жихарев Сергей Геннадьевич: «Политическое регулирование современных миграционных процессов на Юге России» по специальности 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Е.В. Морозова;
4. Булычёва Дарья Федоровна: «Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ» по специальности 24.00.01 -Теория и история культуры - научный руководитель Е.В. Хлыщева;
5. Халимбекова Муслимат Халимбековна: «Феномен патриотизма: философско-культурологический дискурс» по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры - научный руководитель М.И. Билалов.
Большинство заседаний были посвящены философским аспектам научных исследований. Так, например, в работе Е.В. Крючковой «Нью Эйдж как культурная парадигма современного общества» результативно использован постмодернистский подход к движению Нью Эйдж как культурной ризоме, сформулированный Ж. Делезом и П.-Ф. Гваттари, а также системный подход, позволивший изучить Нью Эйдж как культурную парадигму в синхронном и диахрон-ном аспектах [16]. Выявлены основные предпосылки возникновения движения Нью Эйдж, отраженные в социокультурных изменениях американского общества XIX в. и новой идеологии, порожденной рядом социально-экономических перемен, носителем которой стала американская элита. Изучен механизм формирования новых культурных моделей в культурной парадигме Нью Эйдж и пояснена их связь с другими процессами в обществе. В результате автором были проанализированы основные направления движения Нью Эйдж и их место в культурном ландшафте современного американского общества.
Большой интерес представляет работа соискателя Н.С. Решетниковой, которая рассматривала проблему культурно-цивилизационного своеобразия России как предмета философской рефлексии [22]. Автором уточнено понятие «культурно-цивилизационное своебразие», вносящее вклад в расширение представлений о проблеме культурно-цивилизационного своеобразия в отечественной философской рефлексии. На основе применения системного подхода, сравнительно-исторического, структурно-функционального, аксиологического, семиотического анализа философской рефлексии раскрыта проблема культурно-цивилизационного своеобразия России с точки зрения выявления основных параметров, акторов и направлений развития, выявления социокультурных факторов трансформации. На основании анализа значимых современных философских концепций концептуально представлены и охарактеризованы основные модели культурного и цивилизационного своеобразия России в условиях глобализационных процессов.
В 2013 г. диссертационным советом было организовано 10 защит соискателей:
1.Баранов Александр Валерьевич: «Современные политические процессы в Прикаспийских государствах постсоветского пространства» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Р.Х. Усманов;
2. Серкин Валерий Викторович: «Концепт демократии в российском общественном мнении» -23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Е.Е. Рябцева;
3. Копачев Владимир Пантелеевич: «Антикоррупционная политика в современной России: субъекты, стратегии, механизмы» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Е.В. Морозова;
4. Мухаррямов Ремир Равилевич: «Борьба за энергоресурсы как фактор каспийских политических процессов на современном этапе» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Р.Х. Усманов;
5. Макеев Олег Юрьевич: «Роль электронных средств коммуникаций (телевидения и Интернета) в процессе обеспечения информационной безопасности современной России» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель П.Л. Карабущенко;
6. Лопатинская Тинатин Давидовна «Феномен игры в условиях виртуализации современной культуры» - 24.00.01. Теория и история культуры - научный руководитель Л.Е. Баева;
7. Лагуткина Анна Михайловна: «Молодежные общественно-политические объединения в контексте становления гражданского общества в современной России» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель П.Л. Карабущенко;
8. Миллер Елена Владимировна: «Состояние и тенденции политической социализации молодежи в современном российском обществе: институциональный аспект» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Р.Х. Усманов;
9. Дьяков Олег Юрьевич: «Особенности развития политической оппозиции в современной России» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Э.А. Зелетдинова;
10. Буряков Сергей Константинович: «Государственная политика и управление процессом модернизации российского образования» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - Научный руководитель Р.Х. Усманов.
Особо следует выделить диссертацию соискателя Копачева В.П., посвященную проблеме антикоррупционной политики в современной России, где автор подтверждает положения теории социального взаимодействия Р. Мертона и теории аномии и социальной девиации С. Роуз-Аккерман применительно к анализу антикоррупционной политики [15]. Это, в свою очередь, расширяет границы применимости полученных результатов применительно к проблематике диссертации. Эффективно, с получением обладающих новизной результатов использован комплекс базовых методов исследования - неоинституционального, системного, сравнительного, анализа документов, контент-анализа, вторичного анализа социологических данных, а также изложены аргументы и доказательства особенностей выработки и реализации антикоррупционной политики в России и её регионах. В результате раскрыты существенные проявления, подтверждающие модель коррупции Р. Клитгаарда и теорию институциональных ловушек, изучены причинно-следственные связи социально-экономических и социокультурных особенностей стран и регионов с механизмами выработки и реализации антикоррупционной политики.
Пристальный интерес был проявлен членами совета к диссертации по теме «Борьба за энергоресурсы как фактор каспийских политических процессов на современном этапе» соискателя Р. Р. Мухаррямова [20]. Автором были доказаны выводы о ключевых интересах и стимулах субъектов каспийской политики. Применительно к проблематике диссертации эффективно, с получением обладающих новизной результатов использован комплекс базовых методов исследования - системного, проблемно-ориентированного, сравнительного, анализа документов, метода анализа конкретных случаев (case-study). В работе было проанализированы основные причины нарастающего политического противостояния государств каспийского региона, изучены современные тенденции и векторы направленности политических процессов стран Каспия. Что особенно привлекло ученых, это была доказана тесная связь понятия «ресурсное накопление» с политическими процессами и показаны милитаризационные тенденции стран региона, а также их связь с «ресурсным эгоизмом» этих стран.
Соискатель О.Ю. Дьяков рассмотрел особенности развития политической оппозиции в современной России; объектом его диссертационного исследования является политическая оппозиция [11]. Цель в данном исследовании состоит в системном анализе политической оппозиции и особенностях ее развития в России. Надо отметить, что сложность исследуемой проблемы определила целесообразность анализа источников разного характера. Научная новизна диссертационного исследования определяется теоретической позицией автора о системном характере анализа политической оппозиции, которая состоит из трех взаимосвязанных аспектов: институционального (формирование и функционирование оппозиционных партий), идеологического (идеология и программная политика оппозиционных партий) и социально-политического (социальная база оппозиции и оппозиционное поведение населения). Это позволяет рассмотреть оппозицию в динамике и определить дальнейшие пути и перспективы ее развития. В заключении диссертационной работы автором приведены основные выводы, а также определены перспективы развития оппозиции в России.
В работе «Государственная политика и управление процессом модернизации российского образования» С.К. Буряков предметом исследования определил особенности управления образованием в России в процессе модернизации в условиях современной государственной политики [4]. Целью исследования автор поставил анализ государственного управления образованием на современном этапе. В диссертации использована традиционная для политологической науки методологическая база, включающая в себя общенаучные методы исследования. В качестве научной новизны была дана политическая оценка понятия «образование», выявлены современные теоретические подходы к формированию государственной политики в сфере образования. Обосновано, что образовательное пространство и управление им выступают в
качестве объекта и механизма модернизации современного образования. С.К. Буряков показал основные концепции современной государственной политики и управления в образовательной сфере и доказал, что при определенных различиях все они ориентированы не на поддержку процесса образования, а на достижение системой образования, сформулированных правящей политической силой. Исследователь выявил основные механизмы управления образованием в России в ситуации возрастания противоречия между собственными национальными интересами и тенденциями глобализирующегося мира. В диссертации показано, что демократизация системы управления и государственной образовательной политики современной России, детерминирующая модернизационные процессы, сталкивается с бюрократическими проявлениями, с разнонаправленными интересами групп влияния. В заключении автором определены основные направления и специфика государственной образовательной политики в регионах современной России.
В 2014 г. было проведено 8 защит диссертаций:
1.Гаранов Юрий Сергеевич: «Христианские ценности в современном отечественном кинематографе: философский анализ» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель Л.В. Баева;
2.Тризно Тамара Александровна: «Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Е.Е. Рябцева;
3.Ларионов Игорь Александрович: «Реклама как феномен культуры в глобализирующемся мире: философский анализ» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель С.Н. Якушенков;
4.Васильева Ольга Владимировна: «Современные российские элиты как субъект политической модернизации» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель П. Л. Карабущенко;
5. Якушенкова Олеся Сергеевна: «Образ чужого в гетеротопных пространствах фронти-ра» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель А. П. Романова;
6. Шихалиева Ульяна Кубутаевна: «Феномен манипуляции в контексте современной культуры: философский анализ» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель М.И. Билалов;
7. Миркушина Лия Рафиковна: «Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.» - 24.00.01 Теория и история культуры -научный руководитель Л.В. Баева;
8. Ермолов Николай Георгиевич: «Экологическая политика в современной России: состояние и тенденции развития» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии -научный руководитель Е.В. Морозова.
Среди работ данного этапа можно выделить работу Т. А. Тризно «Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады», где автор, исследуя информационную политику Канады, рассматривал электронное правительство как инструмент государственного управления [28]. Цель исследования состоит в выявлении содержания и особенностей информационной политики Канады и сетевого управления, реализуемого через электронное правительство.
В работе на основе широкого круга теоретических исследований решается проблема уточнения понятий «информационное общество», «информационная политика», переосмыслена политическая роль информационного пространства в современном обществе и государственной политике. Исследована концепция и стратегия управления государственной информацией в Канаде и компоненты информационного менеджмента для выявления их содержания и области деятельности, исследован принцип мультиканального доступа к информации. В диссертации раскрыты особенности политико-правового регулирования государственной информационной политики Канады и исследованы отличия канадской информационной политики от российской, как в организационном плане, так и в плане юридического контроля. Определены основные этапы становления информационной политики Канады на основе исследования постепенного отмежевания информационного менеджмента от управления государственной информацией.
На основе новых статистических данных воссоздан целостный обобщенный портрет канадских интернет-пользователей электронного правительства, прослеживается динамика их количественного и качественного изменения за 2004-2013 гг. Проведен контент-анализ веб-сайтов электронного правительства и их интерактивного инструментария. В данном случае материалы и выводы диссертации могут быть использованы органами государственной власти, субъектами федерации и местного самоуправления при реализации информационной политики, применены в
образовательной сфере в учебном процессе или при переподготовке государственных служащих, научными работниками, учеными с целью проведения научно-исследовательских, аналитических разработок, а также научно-практических конференций, семинаров.
Оживленную дисскусию на диссертационном совете вызвала работа У. К. Шихалиевой «Феномен манипуляции в контексте современной культуры: философский анализ» по специальности философские науки - теория и история культуры [32].
Диссертация посвящена философскому осмыслению сущности манипуляции в культуре в условиях культурных и духовных переориентаций в России, связанных с социально-политическими трансформациями современного мира. Автором установлены особенности манипуляционных технологий в молодежной субкультуре, национальной культуре, религии, рекламе, СМИ и других сферах культуры и культурной деятельности, выявлена взаимосвязь между манипуляционными процессами и явлениями массовой культуры. Используя культурологический подход к исследованию феномена манипуляции, автор выявляет ее многосфер-ность и воздействие на бессознательную, эмоциональную и рациональную сферы духовного мира людей. В работе уточнены меры противодействия манипуляционным технологиям, применяемым во всех сферах жизни.
Следует также отметить и работу Л. Р. Миркушиной «Образ женщины в русской религиозной философии и культурной традиции конца XIX - начала XX вв.» [19]. Диссертационное исследование посвящено выявлению специфики понимания образа женщины в русской религиозной философии и в искусстве Серебряного века. Отмечается специфика русской культуры рубежа XIX - XX вв., проявившаяся в синтезе рационального и мистического подходов, в условиях которых осуществляется философское осмысление образа женщины. Автором рассматривается понятие «образ женщины», а также систематизированы внутренние и внешние источники, повлиявшие на формирование образа женщины в культуре Серебряного века. В представленном исследовании на основе изучения трудов В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева показаны связи образа женщины с языческой и христианской традициями, а также с западноевропейским гуманизмом и романтизмом.
Л.Р. Миркушина охарактеризовала специфику философских подходов в понимании роли и сущности образа женщины в культуре и мироздании и выявила проекцию философских подходов к пониманию образа женщины в искусстве, представленных в типологии женских образов в поэзии и живописи Серебряного века.
Среди политологических работ можно отметить исследование Н.Г. Ермолова по актуальной на сегодняшний день теме «Экологическая политика в современной России: состояние и тенденции развития» (специальность 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии) [12]. Автор отмечает, что экологическую политику сегодня недостаточно связывать только с деятельностью государства и его институтов, хотя они, безусловно, играют доминирующую роль. Говоря о современной экологической политике соискатель отмечает, что целесообразно учитывать взаимодействие различных политических акторов, таких как партии, бизнес, СМИ, экологические движения локального, регионального, национального и международного уровней. Относительно новым, набирающим силу актором, становятся сетевые структуры, действующие в онлайн и офлайн-пространствах. Именно, исходя из этих соображений, экологическая политика рассматривается в диссертации как направление публичной политики, реализуемой в многообразии политических отношений различных политических субъектов. /В итоге достигается конечная цель работы - дана политологическая оценка субъектов, механизмов, предикторов и тенденций развития экологической политики в современной России.
На заключительном заседании диссертационного совета 17 апреля 2015 г. будет проведено 3 защиты диссертаций соискателей аспирантуры АГУ:
1.Джанталеевой Мадины Шапигуловны «Государственная политика приграничного сотрудничества России (на примере Астраханской области)» - 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии - научный руководитель Р.Х. Усманов;
2. Демина Анастасия Владимировна «Фэнтези в современной культуре: философский анализ» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель Е.В. Хлыщева;
3.Тихонова Валентина Львовна «Эволюция категории культуры в социокультурной парадигме ХХ в. (на примере работ представителей школы анналов и А.Я. Гуревича)» - 24.00.01 Теория и история культуры - научный руководитель А.П. Романова.
Подводя итоги деятельности диссертационного совета Д 212.009.12 при Астраханском государственном университете с 2009 по 2015 г. за 7 лет работы всего будут проведены 51 защита диссертационных исследований на соискание кандидатских и докторских ученых степеней по политическим наукам - 34, по философским наукам - 17. Среди всего состава соискателей
из Астраханского государственного университета было 65 %, т.е. 34 исследователя из них по специальности: 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии 20 (1 доктор наук); 24.00.01 - Теория и история культуры 14 (1 доктор наук). Внешних соискателей составляет 35 %, т.е. 17 исследователей, из них по специальности: 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии 14; 24.00.01 - Теория и история культуры 3.
Необходимо отметить, что при общем распределении и классификации наиболее актуальных тем диссертационных исследований выявляются перспективные направления, которые отражают наиболее характерные для региона проблемы и требует осмысления, их анализа научным сообществом и определения тенденций развития.
Одним из наиболее востребованных тем наших соискателей-политологов, которые отражают интересы представляемых ими научных организаций и их научных руководителей является проблема современных политических процессов в регионах Юга России, анализ роли субнациональных субъектов и феномен толерантности в этом процессе. В некоторых случаях рассматриваются современные политические процессы через аспект взаимоотношений Каспийских государств, приграничного сотрудничества и т.д. [1; 7; 8; 17; 18; 20].
Следующая не менее интересная и актуальная тема диссертационных работ является исследования российских политических элит. В работах этого направления анализируются проблемы культурных тенденций современных политических элит, роль национальных и региональных политических элит в модернизации современного российского общества. В основном акцент делается на современные российские элиты как субъект политической модернизации [5; 13; 26; 29]. Особо стоит отметить работы посвященные исследованию миграционных и этнополитических процессов, роли конфессиональных, религиозных отношений в российском социуме, а также деятельности этнических диаспор как субъектов политических коммуникаций [2; 14; 21; 27].
Большой интерес и широкие дискуссии членов совета и оппонентов вызывали работы соискателей по специальности философские науки, что показывает современную актуальность и необходимость исследуемой тематики. Большинством диссертантов давался философский анализ проблем современной культуры, постмодернистские феномены постсоветского времени российской культуры: фэнтези, перформанс и хэппенинг, а также эволюция категории культуры в социокультурной парадигме ХХ в. [3; 22; 31]. В диссертациях был дан анализ комплекса теоретических проблем современной науки, связанных с исследованием культурных моделей социокультурного развития стран и регионов в контексте глобализации, а также куль-турно-цивилизационное своеобразие России.
В целом большое внимание и значительный акцент придавали научные руководители диссертационных исследований и их соискатели проблемам развития региональной науки в области философских и политических наук. В данном совете проведены защиты выпускников аспирантур высших учебных заведений регионов Астрахани, Татарстана, Краснодара, Армавира, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии. Вполне очевидно представляется, что диссертационным советом Д 212.009.12 при Астраханском государственном университете внесен значительный вклад в дальнейшее развитие и консолидацию российского научного сообщества, как Юга России, так и в целом российской науки, что является серьезным основанием укрепления астраханских научных школ гуманитарного направления.
Список литературы
1. Баранов А. В. Современные политические процессы в Прикаспийских государствах постсоветского пространства : автореф. дисс. ... канд. полит. наук / А. В. Баранов. - Астрахань, 2013.
2. Бобылев В. В. Региональная миграционная политика в постсоветской России (по материалам краев и областей Южного федерального округа) : автореф. дисс. ... канд. полит. наук / В. В. Бобылев. -Астрахань, 2009.
3. Булычёва Д. Ф. Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ : автореф. дисс. ... канд. филос. наук / Д. Ф. Булычёва. -Астрахань, 2012.
4. Буряков С. К. Государственная политика и управление процессом модернизации российского образования : автореф. дисс. ... канд. полит. наук / С. К. Буряков. - Астрахань, 2013.
5. Васильева О. В. Современные российские элиты как субъект политической модернизации : автореф. дисс. ... канд. полит.наук / О. В. Васильева. - Астрахань, 2013.
6. Гришин Н. В. Электоральные ориентации населения Юга России: концептуальный анализ : автореф. дисс. ... доктора. полит. наук / Н. В. Гришин. - Астрахань, 2011.
7. Дедкова А. В. Феномен толерантности в современном политическом процессе (на примере Карачаево-Черкесской республики) : автореф. дисс. ... канд. полит. наук / А. В. Дедкова. - Астрахань, 2010.
8. Джанталеевой М. Ш. Государственная политика приграничного сотрудничества России (на примере Астраханской области) : автореф. дисс. ... канд. полит. наук / М. Ш. Джанталеевой. - Астрахань, 2015.