Научная статья на тему 'Астерия, епископа Амасийского «Похвала святым мученикам» (10-я гомилия 1-8)'

Астерия, епископа Амасийского «Похвала святым мученикам» (10-я гомилия 1-8) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. АСТЕРИЙ АМАСИЙСКИЙ / СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ / ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН / ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО / ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ / ST. ASTERIUS OF AMASEA / HOLY MARTYRS / PERSECUTION OF CHRISTIANS / AN ENCOMIA / VENERATION OF SAINTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ларионова Н. Б.

В публикации предлагается перевод с древнегреческого языка первой части 10 гомилии (1-8) святого Астерия, епископа Амасийского, образованного церковного деятеля IV-V вв. н. э. и современника Великих Каппадокийцев. Эта гомилия является одним из важнейших для христианской традиции вероучительных текстов, обосновывающих почитание мучеников, мест их упокоения и святых мощей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ENCOMIA TO THE HOLY MARTYRS”OF ASTERIUS BISHOP OF AMASEA

The publication offers a translation from the Ancient Greek language of the first part of the 10th homily (1-8) of St. Asterius, Bishop of Amasea, an educated church figure of the 4th-5th cc. AD, who was a contemporary of the Great Cappadocians. This homily is one of the most important for the Christian tradition of doctrinal texts that justify the veneration of the martyrs, the places of their repose and their holy relics.

Текст научной работы на тему «Астерия, епископа Амасийского «Похвала святым мученикам» (10-я гомилия 1-8)»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 008:80 Н.Б. Ларионова

кандидат культурологии, доцент каф. классической филологии ФГБОУ ВО МГЛУ; старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова; е-таЛ: [email protected]

АСТЕРИЯ, ЕПИСКОПА АМАСИЙСКОГО «ПОХВАЛА СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ» (10-Я ГОМИЛИЯ 1-8)

В публикации предлагается перевод с древнегреческого языка первой части 10 гомилии (1-8) святого Астерия, епископа Амасийского, образованного церковного деятеля !У-У вв. н. э. и современника Великих Каппадокийцев. Эта гомилия является одним из важнейших для христианской традиции вероучительных текстов, обосновывающих почитание мучеников, мест их упокоения и святых мощей.

Ключевые слова: Св. Астерий Амасийский; святые мученики; гонения на христиан; похвальное слово; почитание святых.

N. B. Larionova

PhD (CuLturoLogy), Assoc. Prof. at CLassicaL PhiLoLogy Department, MSLU; senior Lecturer at Linguistics Institute and IntercuLturaL Communication of the First MedicaL University; e-maiL: [email protected]

"ENCOMIA TO THE HOLY MARTYRS" OF ASTERIUS BISHOP OF AMASEA

The pubLication offers a transLation from the Ancient Greek Language of the first part of the 10th homiLy (1-8) of St. Asterius, Bishop of Amasea, an educated church figure of the 4th-5th cc. AD, who was a contemporary of the Great Cappadocians. This homiLy is one of the most important for the Christian tradition of doctrinaL texts that justify the veneration of the martyrs, the pLaces of their repose and their hoLy reLics.

Key words: St. Asterius of Amasea; hoLy martyrs; persecution of Christians; an encomia; veneration of saints.

Введение

Сохранилось 16 гомилий Астерия, нравственного и похвального содержания. Основной корпус гомилий св. Астерия Амасийского, состоящий из 14 текстов, появился в критическом издании К. Датема в 1970 г. [Datema 1970]. Еще две гомилии были опубликованы тем же издателем несколько лет спустя [Datema 1978-1979]. Большая часть гомилий св. Астерия была переведена дореволюционным исследователем М. Д. Муретовым. Десятая гомилия св. Астерия Еукш^юу тои^ ^артира^ (Похвала святым мученикам) оставалась непереведен-ной на русский язык вплоть до 1987 г. Перевод этой гомилии вышел на страницах журнала «Православная Русь», официального издания Русской Православной Церкви Заграницей [Православная Русь 1987]. Вниманию читателя предлагается авторский перевод первой половины текста (1-8), в которой св. Астерий обосновывает значимость мучеников и практику их почитания в Церкви.

Основная часть

Астерий Амасийский (| до 431 г.) (Amasya - город в нынешней Турции) был талантливым епископом и плодотворным писателем. Он незаслуженно остался незамеченным как своими современниками, так и последующими поколениями, так как сочинения его, не имеющие даже латинского перевода, долгое время были известны только читателю, знающему греческий язык. Писатели и историки IV в. ничего не говорят нам о скромном пастыре далекой Понтийской Амасии, св. Астерии Амасийском. Молчат о св. Астерии и известные древние церковные историки: Сократ, Созомен, Феодорит [Модест 1911, с. 3]. С IV по VIII вв. мы не имеем почти никаких сведений о св. Астерии. Это можно объяснить тем, что св. Астерии, скромный пастырь далекой Амасии, «не искал деятельности вне своей Церкви и не увлекался модными тогда догматическими спорами» [Модест 1911, с. 5]. Кроме того, св. Астерию было тяжело привлечь внимание жителей столицы, «где сияла слава Златоуста, где неустанно звучало его мощное слово» [там же].

Только в 787 г. Седьмой Вселенский Собор возродил память об Астерии Амасийском, так как использовал описание образа мученичества св. Евфимии, которой Астерий посвятил свою 11-ю гомилию. Где и когда родился Астерий Амасийский неизвестно. Получив блестящее

юридическое образование в Антиохии, Астерий Амасийский долгое время работал юристом. Его гомилии (проповеди) показывают, что он с легкостью владел риторическими канонами, знанием языческого и греко-римского мира, философией и этикой. Астерий Амасийский претерпел непосредственное влияние свт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Однако известность Великих Каппадокийцев оттенила св. Астерия и его сочинения. Патриарх Фо-тий (IX в.) в своем произведении «Библиотека» замечает, что было два Астерия - один Астерий был арианином, а другой - Астерий Амасийский. Православный Астерий был игуменом монастыря, придерживался формулы ¿к ^п оутшу (из не сущих) рождения Сына Божия, был учителем, пастырем и добродетельным епископом. Согласно патриарху Фотию, он умер в глубокой старости [РИойш 1977, с. 79-100].

В области Амасии проживало множество иудеев, язычников и ев-номиан, которые презирали и критиковали почитание, воздаваемое христианами святым мученикам. Этот факт стал поводом для появления 10-й гомилии Астерия Еукш^юу тои^ ^артира^ (Похвала святым мученикам). Эта гомилия по содержанию относится к похвальным словам и представляет собой введение к четырем другим гомилиям Астерия, темой которых является восхваление конкретных мучеников: св. апостолов Петра и Павла (гомилия 8) [Астерий Амасийский, свт. Слово в похвалу св. Ап. Петра и Павла 1892], свя-щенномученика Фоки (гомилия 9) [Астерий Амасийский, свт. Похвальное слово в день св. мч. Фоки 1894], св. Евфимии (11) [Астерий Амасийский, свт. Слово о иконе св. мц. Евфимии 1827] и св. перво-мученика Стефана (гомилия 12) [Хр^отои 1989, с. 226]. Мученики являются, по словам Астерия, 5|5аакаЛо1 ауаЭп^ поЛ|Т£1а^ ка] катпуоро! тг^ арарла^ (учителями благого жительства и обличителями греха), которые ¿паЭоу 5га Хрготоу (пострадали за Христа) и потому имеют дар паррпа!а^ (дерзновения), т. е. они получили возможность предстательствовать и молить Бога за верных христиан. Верующие обращаются к Владыке через мучеников, которые имеют дерзновение, засвидетельствованное чудесами.

Астерий особенно подчеркивает дар дерзновения мучеников, поскольку они являются предстателями перед Богом. Эта идея была развита также Иоанном Златоустом. Кроме того, Астерий проводит богословское различие между терминами «поклонение» (проакпупак;)

и «почитание» (т^п или Эаи^аа^о^), воздаваемое мученикам, мощи которых сохраняются как ке^пЛю поЛи-фпта (многоценные сокровища) в специальных гробницах (Эпка^).

Астерия Епископа Амасийского1 «Похвала Святым Мученикам» (10-я Гомилия 1-8)

I. 1. Это похоже на то, как от крайне враждебных и непримиримых врагов приносится великая польза, в чем удостоверяет как весь жизненный опыт, так и происходящее ныне. Ведь если бы Диавол не изгнал христиан и не воздвиг брань против Церкви, у нас бы не было мучеников, а без мучеников наша жизнь была бы мрачной и без праздников. Что другое может быть равноценно этим праздникам? И что может быть столь благочестивым и прекрасным, как не вид целого города со всеми людьми, выходящими за его пределы и заполняющими святое место для совершения чистых таинств истинного благочестия?

2. Истинное же благочестие - это поклоняться Богу и чтить стойко перенесших ради Него страдания и приготовившихся к крайней смертельной опасности; таковые стали предводителями и предстателями, ныне направляющими нас. Мужи - через благую кончину - бессмертные, через презрение жизни - живущие вечно, обменявшие кровь на царство и провозгласившие коварную плоть благодетельницей души.

3. Так, когда благой выбор был возложен на человека, то подчинил себе все стремления и движения, словно возничий, осторожно, как вожжами, он управляет мыслями, поражая праздность и прогоняя безмерное напряжение и остроту ситуации; тогда и путь жизни перестает быть беспорядочным и опасным.

II. 1. Однако мы имеем мучеников Христовых не только учителями благого жительства, но и обличителями греха. Как же мученик стал обличителем, послушай! Если тот терпением победил пламя огня, то почему ты не укрощаешь блуд воздержанием? Если мученик не пожалел богатства и имущества, которое бросил, то почему ты хоть немного не пренебрежешь серебром ради праведности? Если мученик не пренебрег родом Божиим, но разлучился с женой, детьми, любимыми, то почему ты не обуздываешь свое пристрастие, но

1 Перевод осуществлен по изданию Asterius of Amasea. Homilies I-XIV / ed. C. Datema. Leiden : E. J. Brill, 1970. P. 135-144.

ради лиц, имеющих к тебе родственную связь, переступаешь через справедливость и обманываешь страх Божий? Если мученик ради Бога совлек с себя свое тело, то почему сам не пренебрежешь одним коротким хитоном, дабы прикрыть нагого? 2. Всё это сравнение обличает наше своенравие. Поэтому либо как учителей святых устыдимся, либо как обличителей убоимся и покажем свою жизнь сообразно с почитаемыми нами. Доверимся же и мы так Богу, как святые доверились заповедям и как уповали твердо на обетования.

III. 1. Ибо твердое упование на духовные блага есть весьма хороший учитель мужества и стойкости. Оно, как надежнейший залог и незыблемый задаток, находящийся в мыслях, призывает всегда бесстрашно взирать на опасность и мужественно переносить испытания, и именно так и происходит. Ибо мы, люди, по природе получили в удел быть изнеженными и терять волю от трудов, за которые не воздаются награды, но, напротив, браться мужественно за те из них, окончанием которых являются награды и почести. 2. Поэтому все мученики устремляют свой ум к Евангельскому Писанию, в котором Господь, ободряя священных и боголюбивых атлетов, говорит: «Если кто исповедует Меня перед людьми, исповедую его перед Отцом Моим»1. За это исповедание они с непреклонными мыслями перенесли раскаленное железо, взошли на костер, предали тело в пасть зверей, каждый спину подставил под удары и был терзаем по ребрам остриями когтей. Они были связаны железными оковами и терпели мрачные подземелья темниц. 3. Были мучимы голодом и изнемогали от жажды, предоставили, словно камни, свои лица бичующим. Словно глухие слушали злословия, словно немые не отвечали бранящим и поносящим, были сопровождаемы народом и зеваками, совершенно обнаженными были водимы по рынкам и улицам, и самое страшное, что не только мужи, но и жены. Одни были сожжены огнем, другие терзаемы холодом; различными способами разделили с нами свои подвиги, чтобы, умерев, победить.

IV. 1. Поэтому благоговейно похоронив священные тела мучеников, сосуды избранные2, орудия блаженных душ, жилища любомудрых жителей, как сокровища многоценные сохраняем их на всю жизнь, оберегаем их, как наше достояние, ведь Церковь ограждается мучени-

1 Мф. 10, 32.

2 Деян. 9, 15.

ками, как город мужественными гоплитами, собираются всенародные празднества и мы наслаждаемся радостью праздников. 2. Люди, угнетаемые несчастиями и бедствиями, как к некому прибежищу спешат к местам упокоения преблаженных, делая их ходатаями в своих молитвах и прошениях по причине их беспредельного дерзновения. Оттого и бедность уничтожается, и болезни врачуются, и угрозы правителей прекращаются. Тихой гаванью во всех житейских волнениях и ненастьях являются священные гробницы мучеников.

3. Так, отец или мать, взяв больное дитя и укрыв в своих объятиях, прибегает к лечению и врачам, а от неумелой помощи бежит прочь, и, нуждаясь в посреднике, приходит к одному из мучеников, через которого такими словами возносит моление Владыке: «Пострадавший ради Христа, защити от страдания и болезни. Имеющий дерзновение, дай ответ своим сорабам. Хотя ты и оставил нашу жизнь, но ты знаешь беды человечества. И ты просил, когда претерпевал мучения, перед тем, как стать мучеником. Тогда искав, ты получал, теперь имея - дари. В награду себе проси пользу для нас. Да исцелимся твоей раной, как мир - раной Христовой». 4. Кто-то на брак спешащий, творит молитву мученикам при входе в палаты; кто-то, торопясь в плавание, не развязывает канаты судна, до тех пор пока не призовет через мучеников Владыку моря; группы бедняков и неимущих толпами получают общий кров и пищу в местах упокоения мучеников: мученики воспеваются повсюду - на земле и на море. Заслуженно и по достоинству. 5. Ведь они не добились правосудия, как многие, но прославили своим телом крест, не собрали имения, но пролили кровь; не жалели бедного, а самих себя не пожалели; не посещали в тюрьме мучимого, но сами носили цепи. За такое терпение и поношение они приобрели соответствующую славу и честь.

V. 1. Итак, таковы суть мученики. А как же их мучители и убийцы, о высоком мудрствовавшие и горделиво угрожавшие, что сидели на высоких тронах и не знали никакого начальника над собой? Они рычали яростнее львов, бежали быстрее леопардов, терзали сильнее медведей, проливали кровь по-волчьи, творили зло как лисы. Они лежат позорнее мертвых ослов, их жизнь покрыта забвением Ад - гробница для них, нечестие и презренная память - их надгробный столб: они сожалеют напрасно, стенают бесплодно. 2. Гонимые же ими показали память непрестанную, похвалу неувядаемую. Ибо младшие

перенимают рассказы и почести от старших: дед, передавая почитание внуку, или отец - ребенку, создают им бессмертную похвалу. Вследствие чего в чередованиях этих праздников жизнь сохраняет некоторое неприкосновенное наследство или, скорее, нечто куда более ценное, чем наследство. Ведь блага наследства либо грабитель может отнять, либо враг, как добычу, унести, либо состояние дел может упразднить, а день празднования святых мужей никто не сможет отнять у года до тех пор, пока будут существовать годы, будет бежать время, на небе будет солнце, земля будет выпасать своих обитателей, а море - своих. 3. Хотя, по правде говоря, когда прекратят существовать эти стихии, даже если кому-то так не кажется, слава мучеников и праведников не угаснет, не прекратится вместе с творением, но еще больше расцветет, после того как человечество перейдет к нетленной жизни.

VI. 1. Позволяется же неверным и в нашей надежде на будущее усомниться, - что от совершаемого в этой жизни мы намереваемся получить залог благого упования. Ибо вот весь круг Вселенной переполнился подвижниками Христовыми, и всякое место имеет свою память о святых, а все времена года лучше даров и произрастаний земли даруют празднующим рассказы о святых. И если бы кто-то был хорошим другом мучеников, то он проявил бы заботу о праздновании всех пострадавших, дабы не проходило и дня в году без празднования. Ведь лучшее украшение всех дней солнечного круга - подвиги благородных людей. 2. Ибо сильно противящийся благим людям сопротивляется таинству христиан и, посыпая пеплом, пытается по-гребсти всех своими наветами, но тщетно занимается этим грязным ремеслом, поскольку Бог, умастив множество лучших мужей наставлениями и обучив стойкости и силе, противопоставил их бесстыдству и коварству человечества. Ибо они участвовали в новой и непривычной борьбе. Ведь, не поражая или сокрушая, удержались, но, будучи страдающими и умерщвляемыми, одолели в брани.

VII. 1. И в чем, ты спросишь, о слушатель, сила в брани? В чем почет - испытывать мучения и бичевания, от огня, меча или тягот темниц расстаться с жизнью? Но узнай, как брани за благочестие достигают противоположного результата. Ибо одни - в убийстве находят для себя доблесть, другие же - одерживают победу через страдание и смерть. Дерзновение же праведников служит предстательством за мир: враг был изгнан, получив противоположное тому, что желал. Ибо

скольких он, замучив, убил, стольких он сотворил помощниками для людей. 2. И во всяком деле он оказывается в этом положении; потому, когда он надеется помешать благочестию, то тем самым способствует приумножению благочестия. Ведь мудрый Бог приводит к противоположному замыслы глупца и безумца. И это мы находим, прослеживая дела всех эпох - в рассказе о Моисее, деятельности Иосифа. Сразу же, еще вначале, дабы прервать семя благочестивых, он (Диавол) убил второго человека - Авеля, но вышло все наоборот. С тех пор как Каин был проклят от Бога, человекоубийцы испытывают на себе сильнейшую ненависть. И в отношении Христа - Сатана подействовал на иудеев, чтобы те распяли Его. 3. То же самое случилось и с мучениками, которых по собственному безрассудству презирают многие, ни во что не ставя их достоинство. Не человек ли мученик есть? Не истощил ли он свое тело? Не в малых ли и уже погребенных останках их память? Более всего так вопрошают эллины и евномиане; ответим же мы и тем и другим.

VIII. 1. Мы не поклоняемся мученикам, но почитаем, как подлинных поклонников Бога: не чтим людей, а восхищаемся теми, кто доблестно почтил Бога во время испытаний. Мы помещаем их в бла-гоукрашенные раки и воздвигаем дома их упокоения в виде величественных сооружений, дабы прославить почестями тех, кто прекрасно окончил свою жизнь. И недаром мы оказываем им усердие, так как пользуемся их предстательством перед Богом. 2. Поскольку нашей молитвы недостаточно, чтобы достичь Бога во время нужды или бедствия - ибо наше моление не призывание есть, а воспоминание грехов - по этой причине мы прибегаем к своим сорабам, которых возлюбил Владыка, дабы те, собственными добрыми делами исцелили наша прегрешения. Ибо в чем преступление, что, почитая мучеников, мы и сами стремимся угодить Богу? В чем обвинение - прибегать к защитникам? Наконец, рассмотрим и твои (аргументы), если считая себя безупречным, являешься обличителем преступления. Но как? Ты, кто тысячи умерших людей даже не почитаешь, а поклоняешься им как богам?

Заключение

Публикуемая десятая гомилия святого Астерия содержит ряд высказываний, являющихся достаточно оригинальными для автора IV в.

Так, Астерий указывает, что именно Диавол, воздвигнувший гонения на христиан, стал причиной того, что в Церкви появились первые святые. Этими святыми стали мученики, поскольку до IV в. еще не возникла устойчивая традиция почитания иных чинов святых, таких как, например, преподобные и святители. Стремясь защитить от критики, возникшее в Церкви почитание мучеников как ходатаев за нас перед Богом, Астерий один из первых в христианской письменности разделяет поклонение (npoaKùvriaiç), которое подобает воздавать только Богу, от почитания (ti^h), которое христиане обращают в отношении святых мучеников. Мученики, презрев свою земную жизнь, получили бессмертие в вечной жизни. Для христиан мученики - это не только живой пример благочестия, но и обличение греха, поскольку их подвиг обличает нерадение повседневной жизни. Именно твердая вера на получение воздаяния от Бога на небе является главной причиной мужественного поведения мучеников и их стойкости в перенесении страданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астерий Амасийский, свт. Похвальное слово в день св. мч. Стефана / пер. и примеч. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1894. Т. 1. (Янв.). С. 1-14.

Астерий Амасийский, свт. Похвальное слово в день св. мч. Фоки / пер. и примеч. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1894. Т. 4. (Окт.) С. 1-25. Астерий Амасийский, свт. Слово в похвалу св. Ап. Петра и Павла / пер. и примеч. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1892. Т. 2. (Июнь) С. 379-412.

Астерий Амасийский, свт. Слово о иконе св. мц. Евфимии // Христианское

чтение. 1827. Ч. 27. С. 33-42. Модест (Никитин), архим. Св. Астерий Амасийский: Его жизнь и проповедническая деятельность. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1911. 153 с. Православная Русь. Церковно-общественный орган Русской Православной

Церкви Заграницей. № 10. 1987. С. 1-3. Asterius of Amasea. Homilies I-XIV / Ed. C. Datema. Leiden : E. J. Brill, 1970. 366 p.

Datema C. Les homélies XV et XVI d' Amasée // Sacris Erudiri. 1978-1979. № 23. P. 63-93.

Photius. Bibliothèque / ed. R. Henry. Paris : Société d' Edition "Les belles Lettres", 1977. V. VIII. 233 p. Xprfarov П. EMnviK^ naxpoXoyia. nepioôoç OeoXoyiK^ç aK^ç 4 каг 5 aiéveç. ©eooaXovÎKn: ëkSoxikoç oîkoç Kupo^avoç, 1989. V. IV. 573 o.

H. 5. flapuoHOBa

REFERENCES

Asterij Amasijskij, svt. Pohval'noe slovo v den' sv. mch. Stefana / per. i primech.

M. D. Muretova // Bogoslovskij vestnik. 1894. T. 1. (Janv.). S. 1-14. Asterij Amasijskij, svt. Pohval'noe slovo v den' sv. mch. Foki / per. i primech.

M. D. Muretova // Bogoslovskij vestnik. 1894. T. 4. (Okt.) S. 1-25. Asterij Amasijskij, svt. Slovo v pohvalu sv. Ap. Petra i Pavla / per. i primech.

M. D. Muretova // Bogoslovskij vestnik. 1892. T. 2. (Ijun') S. 379-412. Asterij Amasijskij, svt. Slovo o ikone sv. mc. Evfimii // Hristianskoe chtenie. 1827. Ch. 27. S. 33-42.

Modest (Nikitin), arhim. Sv. Asterij Amasijskij: Ego zhizn' i propovednicheskaja

dejatel'nost'. M. : Pechatnja A. I. Snegirevoj, 1911. 153 s. Pravoslavnaja Rus'. Cerkovno-obshhestvennyj organ Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi

Zagranicej. № 10. 1987. S. 1-3. Asterius of Amasea. Homilies I-XIV / Ed. C. Datema. Leiden : E. J. Brill, 1970. 366 p.

Datema C. Les homélies XV et XVI d' Amasée // Sacris Erudiri. 1978-1979. № 23. P. 63-93.

Photius. Bibliothèque / ed. R. Henry. Paris : Société d' Edition "Les belles Lettres", 1977. V. VIII. 233 p. Xprfozov n. EMnviK^ naxpoXoyia. nepioôoç OeoXoyiK^ç aK^rçç 4 Kai 5 aiôveç. ©eooaXovÎKn: ëkôoxikoç oîkoç Kupo^avoç, 1989. V. IV. 573 o.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.