Научная статья на тему 'АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ'

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1090
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Трудный пациент
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / СЛАБОСТЬ / УТОМЛЯЕМОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ХОЛИН

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Низовцева О.А.

Астенический синдром - это патологическое состояние, которое ухудшает качество жизни детей и подростков и может стать одной из причин развития других опасных патологий. Важно понимать основные причины и механизмы формирования астении в реалиях настоящего времени. Эффективность лечения зависит от правильно выбранной стратегии с учетом метаболических изменений и своевременной коррекции сопутствующих заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Низовцева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTHENIC SYNDROME IN CHILDREN

Asthenic syndrome is a pathological condition that worsens the quality of life of children and adolescents and can become one of the determinants for the development of other dangerous pathologies. It is important to understand the main causes and mechanisms of asthenia formation at present. The effectiveness of treatment depends on the right strategy with consideration to metabolic changes, as well as timely correction of concomitant diseases.

Текст научной работы на тему «АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ»

doi: 10.224412/2074-1005-2022-1-39-43

ОБЗОР / REVIEW

£

Астенический синдром у детей

О.А.Низовцева*

Сочи, Российская Федерация

Егк<М50/а2ОО4@та1 .ш Резюме

Астенический синдром - это патологическое состояние, которое ухудшает качество жизни детей и подростков и может стать одной из причин развития других опасных патологий. Важно понимать основные причины и механизмы формирования астении в реалиях настоящего времени. Эффективность лечения зависит от правильно выбранной стратегии с учетом метаболических изменений и своевременной коррекции сопутствующих заболеваний.

Ключевые слова: астенический синдром; дети; подростки; слабость, утомляемость, изменение поведения, нарушение качества жизни, холин.

Для цитирования: Низовцева О.А. Астенический синдром у детей. Трудный пациент. 2022; 20 (1): 39-43. Сс1: 10.224412/2074-10052022-1-39-43

Asthenic Syndrome in Children

Olga A. Nizovtseva* Sochi, Russian Federation

*nizovtseva2004@mail ,rn Abstract

Asthenic syndrome is a pathological condition that worsens the quality of life of children and adolescents and can become one of the determinants for the development of other dangerous pathologies. It is important to understand the main causes and mechanisms of asthenia formation at present. The effectiveness of treatment depends on the right strategy with consideration to metabolic changes, as well as timely correction of concomitant diseases.

Keywords: asthenic syndrome; children; teenagers; weakness, fatigue, behavioral changes, impaired quality of life, choline. For citation: Nizovtseva O.A. Asthenic syndrome in children. Trudnyj Pacient = Difficult Patient. 2022; 20 (1): 39-43. doi: 10.224412/20741005-2022-1-39-43

В настоящее время астения, или астенический синдром, одна из наиболее распространенных причин обращения пациентов к врачам разных специальностей. Ситуация обусловлена такими факторами, как изменение ритма жизни, снижение физической активности, переизбыток информации, а также появление новых вирусов с длительным восстановительным периодом. Все чаще данная проблема стала встречаться у детей и подростков [1-3].

Астенический синдром у детей проявляется совокупностью психоэмоциональных, неврологических и вегетативных симптомов, что обуславливает разнообразную клиническую картину. Основные жалобы - снижение физической и умственной активности, утомляемость в течение дня, рассеянность, эмоциональная лабильность, нарушения сна, головные боли, гипергидроз, тахикардия и т.д. [1, 2]. При этом ребенок отмечает атипичную слабость, которая длительно сохраняется и не проходит после отдыха. Снижение активности - это физиологический процесс сохранения жизнедеятельности организма в случае любой угрожающей ситуации, из расчета меньше активности - меньше использования энергии. Таким образом, астения является общей реакцией организма на любое состояние, чреватое истощением энергетических ресурсов и требующее врачебного вмешательства.

Астения мешает полноценному развитию детей и подростков, ведет к затруднению освоения школьной программы, нарушает привычный ритм жизни, а иногда может стать триггером в развитии более тяжелых соматических или психических нарушений [3, 4].

Причин, приводящих к возникновению астении, очень много. Наиболее распространенные: перенесенные инфекции, наличие хронического воспаления в организме, дисфункции вегетативной нервной системы, погрешности в питании, не соблюдение режима дня.

Важным фактором, способствующим развитию астенических состояний в детском возрасте, является дефицит микро- и макронутриентов, отдельных аминокислот (в частности триптофана), полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для полноценного формирования нервной системы и синтеза нейроме-диаторов, определяющих эмоциональную сферу и поведение [5, 6]. Такие дефициты могут формироваться при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, синдроме избыточного бактериального и грибкового роста, при синдроме мальабсорб-ции и т. д. Дефицитным состояниям также способствует не соблюдение режима питания, отсутствие сбалансированного и разнообразного рациона [7].

Под воздействием различных причин в дальнейшем запускается каскад патогенетических изменений метаболизма, приводящих к развитию гипоксии, ацидоза, а также к нарушению процессов образования и расходования энергии. Со стороны нервной системы ведущее значение имеет дисфункция ретикулярной активирующей системы (РАС). РАС отвечает за контроль эндокринной и вегетативной нервной системы, активацию коры головного мозга (что обеспечивает внимание, восприятие), регулирование процессов бодрствования и сна, мышечной активности. В итоге поддерживается достаточная физическая активность человека,

о

о

J

го

s

.ср

Таблица 1. Состав БАД к пище «Кидз (Kidz) сироп с холином» в 5 мл сиропа Table 1. The composition of Kidz Syrup with Choline dietary supplements in 5 ml of syrup

Компонент Содержание в 5 мл сиропа

L-карнитин 50 мг

Холин 90 мг

Коэнзим Q10 7,5 мг

Экстракт цветков лаванды 200 мг

Вспомогательные компоненты Декстроза, фруктоза, мальтодекстрин кукурузный, вода

эффективная умственная деятельность, адекватное поведение и социализация. Астения возникает в результате перегрузки РАС и, как следствие, происходит обеднение энергетических ресурсов организма [8].

Общепринятой классификации астений в клинической практике на данный момент нет. В 2011 г. была предложена систематизации астенического синдрома у детей (Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина, А.В. Рожкова) [7]:

1) цереброгенная форма связана с поражением головного мозга вследствие заболеваний, травм, операций;

2) соматогенная форма возникает на фоне соматического, инфекционного заболевания;

3) резидуальная форма как осложнение перинатальной патологии, симптомы носят относительно постоянный характер;

4) дизонтогенетическая форма проявляется как ги-поксически-ишемическая энцефалопатия с вариабельностью и лабильностью клиники преимущественно весной и осенью;

5) неврастения - реакция нервной системы на острый или хронический стресс, при этом интенсивность клинических проявлений зависит от выраженности воздействия.

Кроме того, выделяют реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную, или соматогенную) астению. Реактивная астения возникает у здоровых людей под воздействием различных стрессовых факторов и имеет приходящий характер проявлений. Вторичная астения развивается на фоне соматических, инфекционных, эндокринных, психических заболеваний с непосредственным повреждением центральной нервной системы инфекционными агентами, лекарственными препаратами, токсинами [9-11].

С учетом множественных этиологических и патогенетических механизмов развития астении и разнообразных клинических симптомов необходима комплексная терапия данного состояния. Лечение должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов [12-14]. Обязательным условием является оптимизация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, восполнение дефицитарных состояний. При астении необходимо обратить внимание на употребление в пищу продуктов с высоким содержанием полноценного белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов группы В. Стоит ограничить прием простых углеводов, в ряде случаев - глю-тена и молочной продукции по индивидуальным показателям. Для достижения положительного эффекта необходимо обеспечить полноценную работу желудочно-кишечного тракта, устранить хронические очаги воспаления, корректировать имеющиеся гормональные, эндокринные дисбалансы и т.д.

В ряде случаев показано проведение психотерапевтических практик как индивидуально, так и в группах. Быстрее получить результат позволяет присоединение физиотерапевтических процедур: массаж, ЛФК, гидротерапия, иглорефлексотерапия, музыкотерапия и т. д [15, 16].

В лекарственной терапии астенических состояний используются различные группы препаратов [12, 13]: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, ноотропы, седативные средства, метаболические средства, витамины, адаптогены. Использование психофармакологических препаратов чаще носит симптоматический характер, не устраняет основную причину и требует дальнейшего изучения.

Определенное значение играет коррекция метаболических нарушений на уровне клетки при воздействии на основные патогенетические звенья астении. Одним из таких эффективных средств в этом отношении является биологически активная добавка к пище (БАД) «Кидз (Kidz) сироп с холином».

Биологические эффекты «Кидз (Kidz) сироп с хо-лином» обусловлены входящими в состав компонентами: холин, L-карнитин, коэнзима Q10 и экстракт лаванды (табл. 1). Холин и его метаболиты необходимы для обеспечения основных физиологических процессов в организме. Холин является предшественником ацетилхолина, важнейшего нейроме-диатора, обеспечивающего передачу импульсов в нервно-мышечных синапсах. Ацетилхолин - нейро-трансмиттер как периферической, так и центральной нервной системы (ЦНС) [16-17]. В периферической нервной системе ацетилхолин активирует мышечные клетки. В ЦНС ацетилхолин образует холи-нергическую систему, включающую многочисленные типы рецепторов ацетилхолина и ферментов, катаболизирующих этот нейротрансмиттер. Активируя холинергическую систему, он оказывает стимулирующее действие на нервно-мышечную систему. Также холин необходим для регулировки механических свойств клеточных мембран и является донором метильных групп для синтеза Б-аденозил-метионина [18].

L-карнитин, находящийся в составе «Кидз (Kidz) сироп с холином», участвует в переносе жирных кислот (в основном длинноцепочечных) через внутреннюю мембрану в матрикс митохондрии для образования АТФ в процессе реакции окисления [14]. Недостаток L-карнитина может возникать при несбалансированном питании, на фоне воспалительных процессов, наследственных нарушениях обменных процессов.

Коэнзим Q10 (убидекаренон, убихинон) - природное жирорастворимое витаминоподобное вещество, является митохондриальным переносчиком электронов и мощным липофильным антиоксидантом.

Экстракт лаванды, как природный компонент, обеспечивает седативное, противотревожное действие.

Эффективность Кидз (KidZ) в комплексной терапии детей с астенией и пониженной успеваемостью в школе подтверждена проведенным клиническим исследованием (табл. 2).

В скрининге, включающем в себя сбор анамнеза, осмотр врача, проведение мониторинга реактивности вегетативной нервной системы (РВНС) на фоне функциональных нагрузочных проб и психологического тестирования, приняло участие 162 ребенка школьного возраста. Непосредственно в исследовании участвовало 50 детей в возрасте от 7 лет до 14 лет.

Все дети в процессе прохождения лечения на базе дневного стационара получали основную терапию и, в зависимости от рандомизации, получали или не

ЖИДКАЯ ФОРМА = |В| БЕСКОНСЕРВАНТНАЯ ОСНОВА.

БЫСТРОЕ УСВОЕНИЕ Ш^Ш ЗАПАТЕНТОВАНО!

©

Щ V ^М^^Р ЗАВЕРШЕННЫЕ КЛИНИ-

фгм ЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ШШ

УДОБНО! РАЗОВАЯ ПОРЦИЯ СИРОПА В СТИКЕ

СРЕДСТВА ДЛЯ ЗДОРОВОГО ДЕТСТВА

во О

с; <

и к с; с£

к <

г

о. О

е

т

KidZ сироп с холином

Содержит холин, 1_-карнитин, коэнзим Ою, экстракт лаванды

Эффективность подтверждена*:

~ / выраженность астенического синдрома

▼ снизилась примерно на 20% на его пике

_ У улучшились показатели внимания, работоспо-V собности, точности выполнения тестов

/ отмечена интенсификация метаболических \/ процессов (существенное увеличение минутного ж кровообращения при мониторинге АД)

(

А

* См.: Панков Д. Д., Панкова Т. Б., Ковригина Е. С., Ключникова И. В. Диагностика астенического синдрома у школьников и методы его коррекции // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. № 3. С. 45-50.

В

в в

Без ароматизаторов, искусственных красителей, ГМО

Минимальное содержание

вспомогательных компонентов

Легко принимать: взболтать содержимое стика и дать выпить ребенку

0 1е1*

Другие продукты линейки:

ШШ

Узнай больше! з

2 <

с;

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ 8-800-201-94-73 (с 8:00 до 17:00, по будням)

Kid-Z.ru

о.

X <

со

с <

т.

Таблица 2. Дизайн исследования и структура пациентов, принимавших участие в исследовании на разных этапах в соответствии с протоколом Table 2. Study design and the structure of patients participating in the study at different stages according to the protocol

Фаза исследования Число обследованных детей Число обследованных детей в динамике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективный скрининг (жалобы, осмотр, VAS) 162 50

Объективный скрининг (MFI-20, PBHC) 162 50

Рандомизация 25 - основная группа

25 - контрольная группа

МОК 50 50

Тест Бурдона 45 45

Таблицы Шульте 45 45

Тест «Характер личности» 50 50

о ci

J

го

.о.

получали «Кидз (Kidz) сироп с холином» в течение месяца. Рекомендуемые дозы: детям от 3 до 7 лет -по 5 мл сиропа 1 раз в день, детям старше 7 лет - по 5 мл сиропа 2 раза в день, во время еды.

Результаты клинического исследования БАД к пище «Кидз (Kidz) сироп с холином» позволили сделать следующие выводы:

1. Продукт хорошо переносится детьми данной возрастной группы и имеет высокий профиль безопасности. Не было ни одного случая нежелательных явлений. Аллергических реакций не отмечалось, в том числе у детей с диагнозом атопический дерматит. Продукт понравился детям по органолептиче-ским свойствам, и не было отказов от его приема.

2. Отмечалось четкое снижение признаков астении у детей, включенных в протокол, причем в основной группе, получающей «Кидз (Kidz) сироп с холи-ном», значительно эффективнее по сравнению с контрольной группой, получающей иные средства. Использование психологических тестов (MFI-20, таблицы Шульте, тест Бурдона) для контроля за результатами лечения детей от 7 до 14 лет показало эффективность БАД к пище «Кидз (Kidz) сироп с холином». Практически во всех тестах, в которых было выявлено клинически значимое снижение средних групповых показателей, после лечения произошла их статистически достоверная нормализация. На фоне применения «Кидз (Kidz) сироп с холином» произошло увеличение работоспособности, уменьшение истощаемости и улучшение внимания, в контрольной группе соответствующих изменений не наблюдалось.

3. Оценка воздействия приема «Кидз (Kidz) сироп с холином» на психоэмоциональную устойчивость в комплексной терапии детей с астенией показала, что общее эмоциональное состояние детей и акцентуация их специфических характерных особенностей (тест «Характер личности») спустя месяц наблюдения улучшились в основной группе, получающей «Кидз (Kidz) сироп с холином», в отличие от контрольной группы, получавшей базовую терапию. У части пациентов основной группы нормализовался или улучшился сон.

Таким образом, данные проведенного исследования позволяют сделать вывод о высокой эффективности использования «Кидз (Kidz) сироп с холином» при астеническом синдроме.

Прием «Кидз (Kidz) сироп с холином» способствует повышению устойчивости организма к эмоциональным переживаниям, улучшению концентрации внимания и памяти, обеспечивает наличие защитного действия при повышении умственных и физических нагрузках.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.

Литература/References

1. 1. Новикова В.П., Гурова М.М. Особенности развития и клинического течения астенического расстройства в педиатрической практике. Астенические расстройства в терапевтической практике: Руководство по диагностике и лечению. Под ред. А.В.Шаброва, С.Л.Соловьевой. СПб.: 2010; 233-263.

[Novikova V.P., Gurova M.M. Osobennosti razvitiya i klinicheskogo techeniya astenich-eskogo rasstrojstva v pediatricheskoj praktike. Astenicheskie rasstrojstva v ter-apevticheskojpraktike: Rukovodstvo po diagnostike i lechenijyu. Pod red. A.V.Shabrova, S.L.Solov'evoj. SPb.: 2010; 233-263. (in Russian)]

2. Watanabe N. et al. The epidemiology of chronic fatigue, physical illness, and symptoms of common mental disorders: a cross-sectional survey from the second British National Survey of Psychiatric Morbidity. J Psychosomatic Research. 2008; 64 (4): 357-362.

3. Львова О.А., Шалькевич Л.В., Родцевич О.Г., Филипович Е.К. Астенические состояния в детском возрасте: Учебно-методическое пособие, Минск: 2014; 4-34. [L'vova O.A., Shal'kevich L.V., Rodtsevich O.G., Filipovich E.K. Astenicheskie sostoyaniya v detskom vozraste: Uchebno-metodicheskoe posobie, Minsk: 2014; 4-34. (in Russian)

4. Гречко Т.Ю., Васильева Ю.Е. Значение выявления астении при оценке психического и соматического здоровья студентов, проблемы терапии. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2014; 38.

[Grechko T.Jyu., Vasil'eva Jyu.E. Znachenie vyyavleniya astenii pri otsenke psikhich-eskogo i somaticheskogo zdoroVya studentov, problemy terapii. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 2014; 38. (in Russian)

5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: 2008; 99-106. [Mikadze Jyu.V. Nejropsikhologiya detskogo vozrasta. SPb.: 2008; 99-106. (in Russian)

6. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Academia, 2009; 74-92. [Glozman Zh.M. Nejropsikhologiya detskogo vozrasta. Moscow: Academia, 2009; 7492. (in Russian)]

7 Конь И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья. Физиология роста и развития детей и подростков. Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной, 2000; 15-45. [Kon' I.Ya. Ratsional'noe pitanie v sokhranenii zdorovya. Fiziologiya rosta i razvitiya detej i podrostkov. Eds. A.A.Baranov, L.A. Shcheplyagina, 2000; 15-45. (in Russian)]

8. MKB-10/ICD-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике Всемирная организация здравоохранения. СПб.: 1994; 303. [MKB-10/ICD-10. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznej (10-j peresmotr). Klassi-fikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstrojstv. Klinicheskie opisaniya i ukazaniya po diagnostike Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya. SPb.: 1994; 303. (in Russian)]

9. Clinical Practice Guidelines Chronic fatigue syndrome. Produced by a Working Group convened under the auspices of the Royal Australasian College of Physicians. Med J Australia. 2002; 8 (Suppl): 17-55.

10. Maquet D., Demoulin C., Crielaard J.M. Chronic fatigue syndrome: a systematic review. Annales de readaptation et de medecine physique: revue scientifique de la Societe francaise de reeducation fonctionnelle de readaptation et de medecine physique 49. 2006; 6: 418-427.

11. Михайлова Е.В., Ильичева Т.Н. Астено вегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний. Лечащий врач. 2009; 8: 68-71. [Mikhajlova E.V., Il'icheva T.N. Asteno vegetativnyj sindrom u detej posle perenesen-nykh infektsionnykh zabolevanij. Lechashchij vrach. 2009; 8: 68-71. (in Russian)]

12. Кондюрина Е.Г. и др. Профилактика и коррекция вегетативных нарушений у детей. Лечащий врач. 2010; 83-85.

[Kondjyurina E.G. i dr. Profilaktika i korrektsiya vegetativnykh narushenij u detej. Lechashchij vrach. 2010; 83-85. (in Russian)]

13. Попов Н.Н., Оленич В.Б., Савво А.Н. Новые подходы к нейропротекторной терапии синдрома вегетативной дисфункции у детей с перинатальным поражением цент-

ральной нервной системы. Международный неврологический журнал. 2015; 1: 81-86. [Popov N.N., Olenich V.B., Savvo A.N. Novye podkhody k nejroprotektornoj terapii sindroma vegetativnoj disfunktsii u detej s perinatal'nym porazheniem tsentral'noj nervnoj sistemy. Mezhdunarodnyj nevrologicheskij zhurnal. 2015; 1: 81-86. (in Russian)] Михайлова Е.В., Ильичева Т.Г. Психовегетативный синдром у детей после перенесенных нейроинфекций и методы его коррекции. Лечебное дело. 2011; 1: 36-42. [Mikhajlova E.V., Il'icheva T.G. Psikhovegetativnyj sindrom u detej posle perenesennykh nejroinfektsij i metody ego korrektsii. Lechebnoe delo. 2011; 1: 36-42. (in Russian)] Бабаян М.Л. Современные подходы к терапии функциональных нарушений же-лудочнокишечного тракта у детей. Доктор.Ру. 2012; 3 (71): 20-26.

[Babayan M.L. Sovremennye podkhody k terapii funktsional'nykh narushenij zhelu-dochnokishechnogo trakta u detej. Doktor.Ru. 2012; 3 (71): 20-26. (in Russian)]

16. Carvalho F.A, Mesquita R., Martins-Silva J., Saldanha C. Acetylcholine and choline effects on erythrocyte nitrite and nitrate levels. J Appl Toxicol. 2004; 24: 6: 419-427.

17. Santos T., Mesquita R., Martins E. Silva J., Saldanha C. Effects of choline on hemorhe-ological properties and NO metabolism of human erythrocytes. Clin Hemorheol Mi-crocirc. 2003; 29: 41-51.

18. Cansev M., Yilmaz M.S., Ilcol Y.O., Hamurtekin E., Ulus I.H. Cardiovascular effects of CDP-choline and its metabolites: involvement of peripheral autonomic nervous system. Eur J Pharmacol. 2007; 577: 1-3.

Информация об авторе / About the author

Низовцева Ольга Александровна - кандидат медицинских наук. Сочи, Российская Федерация

Olga A. Nizovtseva - Ph.D. in medicine, Sochi, Russian Federation

Статья поступила / The article received: 01.03.2022

Статья принята к печати / The article approved for publication: 02.03.2022

На обложке

А вы знали, что каждый год в дизайне проходит под знаменем определенной цветовой палитры? За этим стоит анализ и философия. Американский институт цвета Pantone заранее назначает ведущие цвета и оттенки, которые будут чаще всего встречаться в расцветках интерьеров, тканях, в дизайне в целом. Делается это на основе анализа настроения в обществе, экономике и политике. Учитываются все факторы, и из имеющейся палитры цветов выбираются самые актуальные оттенки. Назначается также и главный цвет года -он будет самым заметным и определяющим во всех отраслях.

В 2022 году главным цветом назван Very Peri - сиренево-фиолето-вый цвет. Именно этой цветовой гаммой представлена обложка номера журнала "Трудный пациент". Цвет необычен уже потому, что его не выбрали из имеющейся базы оттенков, а создали намеренно. Пожалуй, это символично: ведь именно в 2022 году мир ждет глобальных перемен, и цвет Very Peri наиболее удачно передает состояние предрассветной эфемерности и загадочности. Сочетание красного и синего таят в себе мужское и женское начало, а их смешение порождает фиолетовый цвет. В случае с оттенком Very Pery, тон смягчен и разбавлен, что и превращает его из драматического героя в романтическую героиню. Почему героиню? Да потому что по древним персидским и иранским легендам и мифам Peri - это прекрасная крылатая дева, волшебница, являющаяся с небес простым смертным и помогающая им в различных житейских ситуациях. Надеемся, что Very Peri принесет нам удачу и процветание...

Линда Клявина - художник, дизайнер, член Творческого Союза Дизайнеров России. http://www.batiklinda.ru/

о

го

-О р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.