Научная статья на тему 'Ассоциация трансплантационных координаторов как важный фактор развития органного донорства в России'

Ассоциация трансплантационных координаторов как важный фактор развития органного донорства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербук Ю. А., Жолобов В. Е., Багненко С. Ф., Пятериченко И. А., Мойсюк Я. Г.

Ассоциация трансплантационных координаторов как важный фактор развития органного донорства в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербук Ю. А., Жолобов В. Е., Багненко С. Ф., Пятериченко И. А., Мойсюк Я. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциация трансплантационных координаторов как важный фактор развития органного донорства в России»

Ю.А.ЩЕРБУК, д.м.н., профессор, председатель Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

B.Е.ЖОЛОБОВ, к.м.н., заместитель Председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

C.Ф.БАГНЕНКО, д.м.н., профессор, директор СПб НИИ скорой помощи им. И.И.Джанелидзе, руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Российского медицинского общества, член-корр. РАМН

И.А.ПЯТЕРИЧЕНКО, к.м.н., руководитель Управления по организации медицинской помощи взрослому населению и санаторно-курортной помощи Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга

Я.Г.МОЙСЮК, д.м.н., профессор, заведующий отделением пересадки печени и почки НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздравсоцразвития РФ

О.Н.РЕЗНИК, к.м.н., председатель Правления Санкт-Петербургского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Ассоциация трансплантационных координаторов» В.А.ФЕДОТОВ, к.м.н., исполнительный секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения Российского медицинского общества

АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫХ КООРДИНАТОРОВ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОРГАННОГО ДОНОРСТВА В РОССИИ

Совершенствование системы оказания медицинской помощи с целью повышения ее качества и доступности является сегодня одной из актуальных задач отечественного здравоохранения. Основные приоритеты новаций в российском здравоохранении определены в Национальном проекте «Здоровье». Особое место в Проекте занимает направление, связанное с высокотехнологичными видами медицинской помощи. Речь идет об увеличении в 4 раза объемов их ока-ия к 2008 году. Важнейшими мероприятиями, способными, по замыслу разра-Проекта, обеспечить выполнение запланированных объемов, являются существенное увеличение бюджетного финансирования и расширение мощностей для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Не вызывает сомнения тот факт, что высокотехнологичная медицинская помощь - это прежде всего высокозатратная медицинская помощь, при которой объем финансирования как фактор является существенным с точки зрения конечного результата - доступности и качества. Вместе с тем уже сегодня становится очевидным, что для отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи решение проблемы их доступности и

© Ю.А.Щербук, В.Е.Жолобов,С.Ф.Багненко,И.А.Пятериченко, 2007 г. © Я.Г.Мойсюк, О.Н.Резник, В.А.Федотов, 2007 г.

енеджер

2007, №1

качества лежит в иной, чем финансирование, плоскости, а «прорыв» по количественным и качественным показателям будет определяться иными факторами, в частности, организационным фактором. К таким видам высокотехнологичной медицинской помощи авторы относят прежде всего трансплантологию. Именно отечественная трансплантология как система забора и пересадки органов, наряду с адекватным финансированием, нуждается сегодня в организационных и социальных новациях, где должно быть место и здравому смыслу, и международному опыту, и творческим инициативам органов исполнительной власти всех уровней по участию в процессе формирования цивилизованных институтов гражданского общества в сфере здравоохранения - профессиональных медицинских ассоциаций.

Среди впечатляющих достижений медицины на рубеже веков трансплантология по праву занимает почетное место. В условиях нашей страны это место почетное, но далеко не первое. Утратив принадлежавший ей по праву мировой приоритет, отечественная трансплантология по такому показателю, как количество выполняемых операций, находится сегодня на одном из последних мест в Европе, опережая лишь некоторые страны Балканского полуострова и пост-

Таблица 1

Динамика выполнения плановых заданий по пересадке почек, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга

Период Запланировано пересадок почек Выполнено пересадок почек Выполнение финансово обеспеченного плана ( в %) |

2003 г. 50 38 76

2004 г. 50 13 26

2005 г. 30 30 100 |

советского пространства [12]. Приведенные в табл. 1 данные г Санкт-Петербургу наглядно свидетельствуют о том, что формальное увеличение бюджетного финансирования и/или коечной мощности без учета иных факторов не сможет кардинальным образом изменить ситуацию в отечественной трансплантологии. Главная причина низких показателей по пересадке органов заключается в другом, а именно - в недостатке донорских органов.

Кризис трансплантологии в России был предопределен изначально формированием несовершенной организационно-технологической модели забора органов, при которой задача идентификации пациента как потенциального органного донора и последующая организация мероприятий органного донорства решаются хирургами-трансплантологами, как правило, на «чужой» территории, а роль персонала реанимации сводится к простому информированию о наличии у них пациента с инкурабельным повреждением головного мозга [1, 2]. Этические и юридические последствия подобной ситуации очевидны: существующая организационно-технологическая модель забора органов порождает конфликт интересов в профессиональной среде (между прибывшими хирургами-трансплантологами и медицинским персоналом стационара), провоцирует резко негативное отношение родственников потенциального донора к возможному забору органов, формирует в общественном сознании ошибочное представление о трансплантологии как о деятельности, нарушающей права умершего и живущих. Попытки органов исполнительной власти административными мерами устранить перечисленные выше противоречия и активизировать деятельность в рамках существующей организационно-технологической модели забора органов, как показывает опыт Санкт-Петербурга, не могут обеспечить желаемых результатов [1, 2]. Для сравнения несколько цифр: число органных доноров в Испании -37 на 1 млн. населения, в США - 22,2 на 1 млн. населения, в стра-

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\Р1

А

щ

ш

нах Евросоюза - 15,5, в Москве и Санкт-Петербурге - 2-5 на 1 млн. населения [6].

Каким образом западные модели организации органного донорства обеспечивают непрерывный рост числа пересадок органов, формируют в общественном сознании доброжелательное

I отношение к органному донорству? По мнению большинства специалистов, основным фактором, кардинально изменившим ситуацию в мировой трансплантологии, является создание и функ-

/ционирование института трансплантационных координаторов [3, 6, 7, 9, 10].

Имеется отчетливая связь между количеством трансплантационных координаторов на 1 млн. аселения и числом так называемых эффективных доноров (то есть доноров, у которых выполне-о изъятие органов) (табл. 2) [7]. В большинстве развитых стран принята и функционирует так называемая «испанская модель»

I организации органного донорства. В начале 80-х годов Испания находилась на одном из последних мест в Европе по показателям забора и пересадок органов. Первые транспланта-

|ционные координаторы появились в 1985 году в Hospital Clinic Barselona [9]. С тех пор Испания является одним из мировых лидеров в трансплантологии. Опыт Испании постепенно был принят как стандарт во всех странах, где

Таблица 2

Соотношение числа доноров и числа трансплантационных координаторов на 1 млн. населения в Европе

Страна Число трансплантационных координаторов на 1 млн. населения Число доноров на 1 млн. населения

Испания 12 35

Франция 8 20

Словения 9 25

Италия 5 15

Польша 2 8

Таблица 3

Перечень функциональных обязанностей трансплантационных координаторов (Patrzalek D. and al., 2003 [11])

№ п/п Функции

1 Выявление и идентификация органного донора: • причина и прогноз заболевания; • паспортные данные, анализ парамедицинской ситуации; • идентификация с точки зрения пригодности к органному донорству; • анализ медицинских данных; • серологическое обследование - направление образцов в лабораторию

2 Организация мероприятий по констатации необратимости повреждения головного мозга пациента - установление смерти мозга: • вызов невропатолога, получение его заключений; • вызов дополнительных консультантов; • организация проведения апноэтического теста

3 Оформление соответствующей документации в истории болезни и в сопровождающих документах

4 Информирование родственников, получение согласия на изъятие органов, когда это необходимо

5 Ведение пациента в ходе диагностики смерти мозга и после установления диагноза смерти мозга

6 Информирование судебно-медицинской службы, администрации больницы, трансплантационного Центра и принятие совместного решения о заборе органов

7 Внутригоспитальная координация и логистика (организация операционной и т.д.)

8 Учет доноров в стационаре, ведение статистической отчетности

выполняются трансплантации, с учетом национальных особенностей. Как правило, трансплантационные координаторы - это штатные больничные анестезиологи-реаниматологи [5, 7] с дополнительными функциональными обязанностями, главные из которых - координирование (согласование) взаимодействия неврологической, реанимационной, судебно-медицинской служб, решение юридических, административных, медицинских задач и деонто-

енеджер

2007, №1

логических проблем, связанных с изъятием органов от умершего пациента, получение согласия родственников в случаях, где это необходимо (табл. 3).

Регулирование и управление профессиональной деятельностью трансплантационных координаторов в каждой отдельно взятой стране осуществляют негосударственные профессиональные объединения - национальные профессиональные ассоциации трансплантационных координаторов. Наряду с этим, например, в Европе создана Европейская организация трансплантационных координаторов (ETCO - European Transplant Coordinators Organisation), основная задача которой - разработка и исполнение единых стандартов деятельности, единых образовательных программ и программ сертификации трансплантационных координаторов в соответствии с европейскими нормами [9, 10, 13]. Прошедший во Вроцлаве (Польша) 6-9 июня 2006 года 4-й съезд Европейского общества трансплантационных координаторов еще раз определил статус данной международной организации как уникального методологического и методического центра, особенно для тех стран, где ситуация в трансплантологии по количественным и качественным показателям неблагополучна [3, 4, 8, 10].

Специфика практической деятельности трансплантационных координаторов(как перечень дополнительных функций в рамках основной врачебной специальности) определяет разнообразие форм материальной компенсации их труда. В большинстве европейских стран денежные средства за исполнение функций трансплантационных координаторов врачи получают либо по основному месту работы, либо через трансплантологичес-кие центры (аналоги отечественных центров по забору органов) [9].

Каковы перспективы формирования института трансплантационных координаторов в России?

Поискам ответа на данный вопрос была посвящена Международная конференция, состоявшаяся весной 2006 года в Санкт-Петербурге, в работе которой приняли участие представители ЕТСО, Российского медицинского общества, Федерации анестезиологов и реаниматологов России, Ко тета по здравоохранению Правительства Сан Петербурга, руководители центров органного донорства и трансплантологии из Москвы и Санкт-Петербурга. Доклады коллег из Польши и Латвии наглядно свидетельствовали о важнейшей ро ассоциаций трансплантационных координаторов в развитии трансплантологии в этих и других европейских странах. Результатом конференции явилось решение участников о необходимости создания Российской ассоциации трансплантационных координаторов в форме межрегиональной общественной организации. Инициатива профессионального сообщества была поддержана органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, что нашло отражение в издании Комитето по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Распоряжения от 07.08.2006 №323 «О штатной структуре Центра органного и тканевого донорства», в котором определены исто ники финансирования службы трансплантационных координаторов в Санкт-Петербурге.

После прохождения процедуры государствен-

|н"

ной регистрации перед вновь созданной Ассо-

- - #

циацией поставлена сложная задача: в кратчайшие сроки разработать и утвердить стандарты профессиональной деятельности трансплантационных координаторов, адаптировать европейские образовательные программы к рамкам ществующей системы непрерывного последипломного образования анестезиологов-реаниматологов с их последующей дополнительной сертификацией. От того, как быстро и продуктивно будут решаться перечисленные задачи региональными отделениями Ассоциации в Москве и Санкт-Петербурге, зависит развитие института

енеджер

здравоохранения, 2007, 1\Р1

трансплантационных координаторов в других субъектах Федерации путем создания там региональных отделений.

Авторы выражают уверенность в том, что деятельность Ассоциации трансплантационных координаторов при участии Российского медицинско-

го общества и органов исполнительной власти на местах будет способствовать развитию органного донорства, что в конечном счете приведет к повышению доступности и качества данного вида высокотехнологичной медицинской помощи для граждан России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьев A.Н., Ивченко И.М. Анестезия и интенсивная терапия травмы ЦНС/Под ред. В.А.Корячкина. - СПб: Санкт-Петербургское медицинское издательство, 2002 - С.79-101.

2. Органное донорство//Сб. нормативных документов и методические рекомендации Комите-а по здравоохранению. - СПб: Стикс, 2004. - С.1-12.

3. Baranski A.G. Coordinator-surgeon bilateral aid and understanding, before, during and after organ procurement//Congress Book of 4th ETCO Meeting, 6-9 June, 2006. - 2006. - Р.20-24.

4. Bozoklar A. and al. Regional efforts to increase cadaveric donation//Congress Book of 4th ETCO eeting, 6-9 June, 2006. - 2006. - Р.68-69.

5. Davies N. Europe. A History. - Oxford: Univer. Press., 1996. - Р.23-24.

6. Gross T., Marguccio I., Martinoli S. Attitudes of hospital staff involved in organ donation to the procedure//Transpl. Int. - 2000. - № 13. - Р.351-356.

7. Moretti D. and al. Profiles of European transplant co-ordinators//Organs and Tissues. - 2004. -Vol.7. - № 2. - Р.95-100.

8. Menoudakou G., Kostakis A. The Institution of the transplant coordinators in Greece and the first results of the transplant coordinators' network//Congress Book of 4th ETCO Meeting, 6-9 June, 2006. - 2006. - Р.138-139.

9. Matesanz R. Factors influencing the adaptation of the Spanish model of organ donation//Transpl. Int. - 2003. - №16. - Р.736-741.

10. Manialich M. Transplant coordinators: Professionalisation and education//Congress Book of 4th ETCO Meeting, 6-9 June, 2006. - 2006. - Р.26-31.

11. Patrzalek D. and al. Organizational model in Europe at national and hospital level - yesterday and today in Poland//Organs and Tissues. - 2003. - Vol.6. - № 1. - Р.51-52.

12. Patrzalek D. and al. Eastern European perspective on transplant coordination//Organs and Tissues. - 2004. - Vol.7. - № 2. - Р.101-104.

13. Paredes D., Valero R., NavaroA., MirandaB., Manialich M.Transplant procurement management: a training tool to increase donation//Transpl.Proc. - 1999. - Vol.31. - Р.2610-2611.

Менеджер

здравоохранения, 2007, N°1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.