Научная статья на тему 'Ассоциация исследователей современного язычества (декларация о намерениях)'

Ассоциация исследователей современного язычества (декларация о намерениях) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
174
42
Поделиться

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Алексей Викторович Гайдуков, Роман Витальевич Шиженский,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ассоциация исследователей современного язычества (декларация о намерениях)»

АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫЧЕСТВА (ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ)

В прошлом веке в России обнаружилось новое современное язычество, которое своим появлением продолжило схожие процессы поиска «традиции», начавшиеся ранее в Европе и США. Около двадцати лет назад стали появляться первые публикации об этом феномене, однако на сегодняшний день значительное количество исследований современного язычества остаётся неизвестным, а комплексный анализ самого разрастающегося феномена и его проявлений отсутствует. В сложившейся ситуации представляется целесообразным создание Ассоциации исследователей современного язычества.

• Цель исследовательская - всестороннее изучение феномена современного язычества в России и за рубежом (в первую очередь как религиозного феномена).

• Цель практическая - организация плодотворного сотрудничества между исследователями современных форм язычества и проявлений языческого мировоззрения.

В силу финансовых затруднений и географической удалённости исследователей на начальном этапе предлагаем организацию виртуального общения с использованием интернет-ресурсов.

• Исторические примеры.

В настоящее время за рубежом существуют подобные вольные ассоциации исследователей данного феномена. Такова, например, «The New group of Contemporary Paganisms and Alternative Spiritualities in Europe (CPASE)», организованная в начале 2012 года исследователями современного язычества и альтернативной духовности в Европе.

В России пока подобных организаций нет. Как частная инициатива, в 1999 г. в Санкт-Петербурге Александром Щипковым для своих студентов был организован студенческий исследовательский семинар «Паганель». В 1998 г. Виктор Шнирельман собрал в Москве конференцию «Неоязычество на просторах Евразии». Итогами данных проектов стали одноименные коллективные монографии. В начале 2000-х Александр Филатов проводил исследования современного язычества в рамках словаря «Религиозная жизнь России». Однако это был финансируемый проект с ограниченным кругом «своих участников». С 1997 по 2013 года Алексеем Гайдуковым в сборниках «Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук» (Санкт-Петербург) ежегодно печатались статьи по славянскому новому язычеству, а также привлекались для публикации другие исследователи данного феномена. С 2008 по 2012 год в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина под руководством Романа Шиженского действовала Лаборатория по изучению материальной и духовной культуры и межконфессиональных связей народов Поволжья, одним из итогов работы которой стала публикация сборника «Indigenоus religions. «Русь Языческая»: этническая религиозность в России и Украине XX-XXI вв.» (Нижний Новгород: НГПУ, 2010). Возможно, были и другие попытки организовать исследователей современного язычества, однако их результаты неизвестны.

На сегодняшний день постоянно действующих сообществ или семинаров, посвящённых изучению современного язычества на территории России, нет. Разрозненные исследователи не организованы и в своих публикациях нередко пересказывают друг друга. Аспиранты зачастую не умеют и не знают, как адекватно изложить итоги своих исследований, чтобы не навлечь обиду верующих.

• Реализация проекта

Необходимо организовать общение и взаимодействие исследователей (а не «последователей») современного язычества для дистанцирования от изучаемого объекта и более чёткой методологической проработки проблематики. Вместе с тем, диалог с последователями, безусловно, необходим. Для такого общения удобно создать предварительную дискуссионную площадку в виде закрытой группы в одной из социальных сетей.

• Методологические основы.

Для комплексного системного анализа многогранного феномена современного язычества не следует бросаться в крайности елейной апологетики или инквизиторской критики. Необходимо изучение данного явления на нескольких уровнях: непосредственном (объектном) и виртуальном - путем исследования его проекции в СМИ и Интернет-пространстве с выявлением всех «плюсов» и «минусов». Последствия подобной виртуальной конструируемой реальности нового язычества могут оказаться более социально значимыми, чем сам феномен.

• Теоретические задачи:

Описание современного язычества и прогнозирование его развития.

• Практические задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создание электронного собрания (библиотеки) публикаций, посвящённых современному язычеству (для возможности оформления правильных ссылок при цитировании необходимо, чтобы авторы выкладывали свои опубликованные тексты с точным указанием выходных данных; это также сможет повысить их индекс цитирования).

2. Проведение конференций (для начала - онлайн конференции, например, на базе https://plus.google.com).

3. Издание сборников статей (например, под эгидой Центра религиоведческих исследований «Этна», возглавляемой Алексеем Гайдуковым или научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы», возглавляемой Романом Шиженским).

4. Разработка методологии комплексных и частных исследований современного язычества, а также форм презентации их итогов.

5. Формирование адекватного научного исследовательского дискурса нового язычества и профилактика бездумного и противоправного поведения его исследователей, а также последователей и их оппонентов.

• Вопросы и пожелания.

1. Желаете ли Вы принять участие в данном проекте?

2. Знакомы ли Вам подобные исследовательские сообщества?

3. Известны ли Вам координаты исследователей современного язычества, которых можно подключить к проекту?

Алексей Викторович Гайдуков (Санкт-Петербург)

a_gaidukov@mail.ru Роман Витальевич Шиженский (Нижний Новгород) heit@inbox.ru; nrd@mininuniver.ru

12.10.2013

Источник: сайт лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах

Европы» (http://nrdlab.ru).