Научная статья на тему 'АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / ассоциативный эксперимент / ассоциативная реакция / ассоциативное поле / психолингвистика / professionalism / associative experiment / associative reaction / associative field / psycholinguistics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна, Шипилина Вероника Васильевна

В современном обществе все больше возрастает роль педагога как носителя ценностно-смысловых ориентаций для подрастающего поколения. Поэтому все большую актуальность приобретает аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов. Статья посвящена психолингвистическому исследованию понятия «профессионализм» у студентов будущих педагогов: выявлению уровня сформированное™ данного понятия, его субъективного личностного смысла и ценностного наполнения для испытуемых. Методом исследования выступил свободный вербальный ассоциативный эксперимент. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты понятийной составляющей «профессионализма» в сознании испытуемых. Классифицированы полученные ассоциативные реакции к слову-стимулу «профессионализм». Выделено ядро ассоциативного поля для понятия «профессионализм». Выявлены личностные смыслы каждого компонента понятия «профессионализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипилина Людмила Андреевна, Шипилина Вероника Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern society, the role of the teacher as a carrier of value-semantic orientations for the younger generation is increasing. Therefore, the axiological component of the professional training of future teachers is becoming increasingly relevant. The article is devoted to the psycholinguistic study of the concept of "professionalism" among students future teachers: to identify the level of formation of this concept, its subjective personal meaning and value content for the subjects. The research method was a free verbal associative experiment. Based on the analysis of the data obtained, the components of the concept of "professionalism" in the minds of the subjects were identified. The received associative reactions to the word-stimulus "professionalism" are classified. The core of the associative field for the concept of "professionalism" is singled out. The personal meanings of each component of the concept of "professionalism" are revealed.

Текст научной работы на тему «АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

будут наблюдаться низкие показатели стресса, и наоборот, у девушек с низкими показателями самообладания будет высокие показатели стресса;

- уровнем саморегуляции и уровнем стресса (г=-0,63 при 0,01), связь отрицательная и сильная, это говорит о том, что чем выше уровень саморегуляции, тем ниже уровень стресса, поэтому у спортсменов с высоким уровнем саморегуляции будут наблюдаться низкие показатели стресса, и наоборот, у девушек с низкими показателями саморегуляции будет высокие показатели стресса.

Выводы. У трети девушек спортсменок высокий уровень стресса и психического напряжения. Наблюдается тенденция к доминированию интраверсии. Нейротизм в целом по группе характеризуется средними значениями. Среди испытуемых спортсменок больше всего сангвиников и меньше всего - меланхоликов, что является благоприятным фактором хорошей психологической совместимости в командном спорте.

Лишь у половины девушек спортсменок высокий общий уровень волевой регуляции, настойчивости и самообладания. Результаты корреляционного анализа показали, что индивидуальными особенностями девушек-спортсменов, которые способствуют преодолению соревновательного стресса будут низкий уровень нейротизма и высокий уровень самообладания, настойчивости, общей волевой саморегуляции. Полученные данные в дальнейшем позволяют проектировать и реализовывать программы индивидуального и группового психологического сопровождения спортсменок в предсоревновательный и соревновательный периоды.

Литература:

1. Бернацкий, Н.Ф. Отношение к методам саморегуляции спортсменов с различными особенностями волевой сферы / Н.Ф. Бернацкий // Сборник статей по материалам лучших выпускных квалификационных работ факультета психологии. -СПб: СПбГУ, 2011. - С. 16-22

2. Бодалев, A.A. Психология о личности / A.A. Бодалев. - М.: Издательство МГУ, 1998. - 388 с.

3. Болотова, А.К. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе / А.К. Болотова, М.М. Пурецкий // Культурно-историческая психология. -2015. - Том 11. -№ 3. - С. 64-74

4. Быков, A.B. Генезис волевой регуляции: монография / A.B. Боков. - М., 2003. - 248 с.

5. Быков, A.B. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению / A.B. Быков, Т.П. Шульга.-М.: Изд-во МГОУ, 2012. - 142 с.

6. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для вузов / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2007.-376 с.

7. Журавлёв, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена / Д.В. Журавлев. - М.: 2009. - 195 с.

8. Иванников, В.А. Проблема воли и саморегуляции / В.А. Иванников, A.B. Монроз // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «От истоков к современности. - М.: МГУ, 2015. - С. 416-417

9. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб, 2008. - 298 с.

10. Кедярова, Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов / Е.А. Кедярова // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Психология. -2012. -№ 1.-С. 40-46

11. Конопкин, O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 128-135

12. Леонтьев, Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал.-2016.-№62.-С. 18-37

13. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. - М.: Наука, 2010. - 519 с.

14. Тарабакина, Л.В. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода / Л.В. Тарабакина, Т.Л. Шабанова // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2 (15). - С. 34.

15. Шабанова, Т.Л. Специфика симптомов профессионального стресса у учителей разных типов школ / Т.Л. Шабанова, Д.Э. Орлянский, А.Б. Павлинова // Перспективы науки и образования. - 2018. - №4 (34). - С. 246-250

Психология

УДК 159.9.07

доктор педагогических наук, профессор Шипилина Людмила Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В современном обществе все больше возрастает роль педагога как носителя ценностно-смысловых ориентаций для подрастающего поколения. Поэтому все большую актуальность приобретает аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов. Статья посвящена психолингвистическому исследованию понятия «профессионализм» у студентов - будущих педагогов: выявлению уровня сформированности данного понятия, его субъективного личностного смысла и ценностного наполнения для испытуемых. Методом исследования выступил свободный вербальный ассоциативный эксперимент. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты понятийной составляющей «профессионализма» в сознании испытуемых. Классифицированы полученные ассоциативные реакции к слову-стимулу «профессионализм». Выделено ядро ассоциативного поля для понятия «профессионализм». Выявлены личностные смыслы каждого компонента понятия «профессионализм».

Ключевые слова: профессионализм, ассоциативный эксперимент, ассоциативная реакция, ассоциативное поле, психолингвистика.

Annotation. In modern society, the role of the teacher as a carrier of value-semantic orientations for the younger generation is increasing. Therefore, the axiological component of the professional training of future teachers is becoming increasingly relevant. The article is devoted to the psycholinguistic study of the concept of "professionalism" among students - future teachers: to identify the level of formation of this concept, its subjective personal meaning and value content for the subjects. The research method was a free verbal associative experiment. Based on the analysis of the data obtained, the components of the concept of "professionalism" in

the minds of the subjects were identified. The received associative reactions to the word-stimulus "professionalism" are classified. The core of the associative field for the concept of "professionalism" is singled out. The personal meanings of each component of the concept of "professionalism" are revealed.

Key words professionalism, associative experiment, associative reaction, associative field, psycholinguistics.

Введение. В отечественной психологической науке, несмотря на разнообразие подходов к пониманию и способам изучения личности, устоявшейся является точка зрения, согласно которой системообразующим свойством личности является ее направленность вообще, и ценностно-смысловая составляющая этой направленности в частности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова и др.). Сначала общество посредством механизма интериоризации «взращивает» в человеке определённые, актуальные для конкретной социально-экономической и культурной ситуации, ценностные ориентации. Потом уже сам человек, по мере взросления и степени своего участия в жизнедеятельности различных больших и малых социальных групп, начинает влиять на формирование и реализацию ценностных ориентиров общества. Особую актуальность в связи с этим приобретает профессиональная подготовка педагогов как будущих «трансляторов» определенного набора социально важных ценностных ориентиров и личностных смыслов. В процессе профессиональной подготовки педагогов возникает ряд проблем, требующих научно обоснованного решения: формирование у будущих педагогов готовности принять на себя ответственность за реализацию этой функции транслирования ценностей; отбор аксиологической составляющей содержания профессиональной подготовки педагогов; поиск и задействование организационно-психологических механизмов формирования определённых ценностных ориентаций; мониторинг результативности вышеперечисленных процессов.

В качестве одного из таких средств мониторинга сформированности ценностных ориентаций личности выступает психолингвистическое исследование, в частности - ассоциативный эксперимент. В отличие от, например, тестов или опросников он позволяет минимизировать риск получения социально желательных ответов со стороны испытуемых, а также позволяет увидеть динамику исследуемых явлений. «Первоочередная задача психолингвистического эксперимента состоит в интерпретации субъективных представлений человека, в изучении значения слова как принадлежности живому сознанию и одновременно как результата его деятельности» [5, С. 52].

Таким образом, ассоциативный эксперимент позволяет получить не только лингвистическое, но и психологическое знание: о степени сформированности определенного образа/понятия в сознания человека, о компонентах этого образа/понятия и взаимосвязях между ними, о его психологически актуальном смысле для субъекта-носителя и, как следствие - косвенно о месте этого образа в системе ценностных ориентиров человека.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов ОмГПУ, направления подготовки «Профессиональное обучение (экономика и управление)». Общее количество испытуемых - 52 человека. В качестве метода исследования был выбран свободный вербальный ассоциативный эксперимент: испытуемым нужно было отреагировать на каждое слово-стимул первым пришедшим в голову словом, принадлежащим любой части речи. Экспериментальным материалом выступила анкета, включающая в себя актуальные для исследования слова-стимулы и произвольно отобранные слова-дистракторы из разных частей речи.

Для отбора слов-стимулов нами было проанализировано содержание лексемы «профессионализм» в различных словарях русского языка [1, 2, 3, 4.], а также широко известные варианты научного определения данного понятия в психологии: А.К. Марковой, Е.А. Климова, С.А. Дружилова. Для достижения большей объективности ассоциативного эксперимента компоненты понятийной составляющей «профессионализма» были сформулированы в форме разных частей речи, чтобы избежать у испытуемых возникновения ассоциативных рядов между самими словами-стимулами. В итоге анкета включала в себя 30 слов: 10 слов-стимулов (профессионализм, деятельность, умелый, эффективно, систематичность, нормативность, качественное, надежный, сложная, мастерство) и 20 слов-дистракторов.

Начнем анализ с ассоциаций, полученных непосредственно к слову «профессионализм». По частоте реакций полученные 52 ассоциации распределились следующим образом:

1) «мастерство» - 13,5% реакций;

2) «умение», «работа», «карьера» - по 9,6% от всех реакций;

3) «качественно», «специалист» - по 5,8%;

4) «упорство», «компетентность», «успешность», «квалификация» - по 3,85%;

5) все остальные («совершенство», «педагог», «статус», «опыт», «структура», «начальник», «деятельность», «усердие», «уверенность», «талант», «лучший работник», «костюм», «способность», «удача», «труд» и «знание») - это единичные реакции испытуемых, имеющие по 1,9% от общего количества ответов.

Как видим, среди ассоциатов присутствуют только 4 слова, входящих в понятийную составляющую «профессионализма»: «мастерство», «умение», «качественно» и «деятельность». Таким образом, процент понятийной составляющей равен 40,4%. Из всех полученных ответов 30,8% - это единичные реакции. Кроме того, процент разных реакций по отношению к их общему количеству составил 50% (26 разных реакций из полученных 52-х). Все эти статистические данные свидетельствуют о слабой сформированности образа «профессионализма» у испытуемых.

Если говорить о содержательном наполнении образа «профессионализма», то можно увидеть следующие тенденции:

- лидирующее положение среди полученных ассоциатов занимает «мастерство» (13,5%). С одной стороны, в этом можно увидеть положительную тенденцию, так как «мастерство» является не просто составной частью лексемы «профессионализм» во многих словарях, но часто практически полностью ее репрезентирует. Так, например, в «Большом толковом словаре русского языка» одно из определений профессионализма - это «профессиональное мастерство» [1]. То же самое видим в «Новом словаре русского языка» [4]. С другой стороны, ни в одном из полученных ассоциатов «мастерство», не было этого важного уточнения - «профессиональное». То есть можно предположить, что в сознании испытуемых профессионализм связан с мастерством в самом общем его виде, без погружения в какую-либо конкретную профессиональную деятельность, без связи с той или иной профессией. Это подтверждает и тот факт, что из всех полученных ассоциативных реакций только одна (!), во-первых, связана с непосредственно получаемой профессией -«педагог», а во-вторых - вообще с какой-либо конкретной профессией - кроме единичного упоминания профессии педагога ни одна другая профессия не названа;

- из 4-х ассоциатов, входящих в понятийную составляющую «профессионализма», слово «деятельность» было упомянуто лишь один раз (1,9% от всех ответов), то есть только один студент связывает профессионализм с деятельностью. В то же время ассоциат «работа», не входящий в понятийную составляющую «профессионализма», назвали 9,6% испытуемых. Таким образом, в сознании студентов приоритет отдается не деятельностной природе профессионализма, то есть целенаправленной активности, ориентированной на получение определенного результата, а его процессуальной стороне, так как работа по определению - это «процесс действия» [4];

- такие атрибуты «профессионализма» как «эффективно», «систематически», «нормативно», «надежно» (выполнять) и «сложная» (деятельность) - не нашли своего отражения ни в одной полученной ассоциативной реакции. То есть в сознании студентов они не входят в понятийную составляющую исследуемого нами явления;

- если классифицировать полученные ассоциативные реакции, то преобладающими среди них будут такие как «объект и его признак» («умение», «опыт», уверенность», «костюм» и т.п.), «объект и образ действия» («упорный труд», «усердие» и т.п.), «причина - следствие» («качественно», «успешность», «статус», «карьера» и т.д.). В малом количестве представлены оценочные реакции («совершенство», «лучший работник»), И нет вообще ни одной ассоциативной реакции, дающей яркий конкретный пример личности-профессионала: ни современных представителей какой-либо профессии, ни исторических примеров, ни вымышленных персонажей. Все это может свидетельствовать о приоритете рационального отношения к профессионализму над эмоциональным в сознании испытуемых;

- в ядро ассоциативного поля понятия входят наиболее часто встречающиеся ассоциативные реакции. В нашем случае, учитывая общее количество испытуемых - всего 52 человека, мы включили сюда только те реакции, которые превысили 5% от общего количества: «мастерство», «работа», «умения», «карьера», «качественно», «специалист». Как видим, в ядре ассоциативного поля для студентов-испытуемых оказались только 3 слова из 9, входящих в понятийную составляющую «профессионализма» («мастерство», «умения», «качественно»), и еще 3 - не входящих в нее, но часто называемых испытуемыми («работа», «карьера», «специалист»).

Далее нами были схематично построены и подсчитаны ассоциативные связи между полученными компонентами понятия «профессионализм». Были получены следующие результаты - в порядке убывания:

1) «Работа» имеет 31 ассоциативную связь, из них: «деятельность» - 12 связей, «сложная» - 6, «эффективно» - 5, «карьера» - 4, «мастерство» - 1, «систематичность» - 1, «качественно» - 1, «умение» - 1.

2) «Мастерство» имеет 20 связей, из них: «умения» - 15, «качественно» - 3, «работа» - 1, «эффективно» - 1.

3) «Умение» - 19 связей, из них: с «мастерство» - 15, «деятельность» - 3, «работа» - 1.

4) «Деятельность» -18 связей, из них: «работа» - 12, «умение» - 3, «сложная» - 2, «систематичность» - 1.

5) «Качественное» - 17 связей, из них: с «эффективно» - 8, «надежный» - 4, «мастерство» - 3, «нормативность» - 1, «работа» - 1.

6) «Эффективно» - 15 связей, из них: с «качественное» - 8, «работа» - 5, «мастерство» - 1, «систематичность» - 1.

7) «Сложная» -10 связей, из них: «работа» - 6, «деятельность» - 2, «систематичность» - 2.

8) «Систематичность» - 5 связей, из них: «сложная» -2, «деятельность» - 1, «эффективно» - 1, «работа» - 1.

9) «Надежный» - 4 связи, все они представлены одним видом - «надежный - качественное».

10) «Карьера» - также 4 связи, представленных одним видом, - «карьера - работа».

11) «Нормативность» имеет всего 1 ассоциативную связь - «нормативность - качественное».

12) Вошедшее в ядро ассоциативного поля слово «специалист» не получило ни одной ассоциативной связи с другими компонентами понятия «профессионализм».

Анализ такого распределения ассоциативных связей подтверждает ранее выявленные тенденции: приоритет процессуальной составляющей профессионализма («работа») над целенаправленностью и ориентированностью на результат («качественное», «эффективно»); слабое осознание обязательности достижения этого результата в определённом его проявлении («систематичность», «надежный», «нормативность»). Вошедшие в ядро ассоциативного поля в силу частоты их употребления испытуемыми ассоциаты «карьера» и «специалист» практически не имеют никаких ассоциативных связей с понятийной составляющей «профессионализма». На основе этого можно предположить наличие следующего представления у испытуемых: строить карьеру - вовсе не означает работать качественно, эффективно, надежно, нормативно и т.д.; по сути, «строить карьеру» и «обладать профессионализмом» - это две, содержательно друг с другом никак не связанные, «реальности».

Если обратить внимание на все потенциально возможные ассоциативные связи между компонентами понятийной составляющей «профессионализма», то обнаружим, что 25 из таких связей вообще не обнаружены по результатам ассоциативного эксперимента, т.е. слабо представлены (или не представлены совсем) в сознании испытуемых связи: «деятельность - качественное», «деятельность - эффективно», «деятельность - нормативность», «деятельность -надежный», «деятельность - мастерство», «эффективно - нормативность», «эффективно - надежный», «эффективно -сложная», «эффективно - умение», «систематичность - нормативность», «систематичность - качественное», «систематичность - надежный», «систематичность - мастерство», «систематичность - умение», «сложное - умение», «сложное - нормативность», «сложное - эффективно», «сложное - качественное», «сложное - надежное», «сложное -мастерство», «качественное - умение», «умение - нормативность», «умение - надежный», «мастерство - нормативность», «мастерство - надежный». Представляется возможным и нужным через содержание учебных дисциплин как общепедагогического и профессионально-педагогического, так и предметно-содержательного модулей учебного плана целенаправленно формировать данные аспекты профессионализма у будущих педагогов профессионального обучения.

Перейдем к анализу содержательного наполнения компонентов понятийной составляющей «профессионализма» -ассоциативных реакций, полученных на слова-стимулы анкеты. Далее по тексту после подзаголовка - упоминания слова-стимула - в скобках будет указан процент полученных на него единичных ответов. Данный показатель важен для определения закрепленности образа/понятия в сознании испытуемых: чем выше этот показатель - тем менее закреплен

«Деятельность» (34,6%). 21,2% испытуемых дали к этому слову-стимулу ассоциацию - «работа»; еще 11,5% - «хобби»; 7,7% в сумме - «развитие» и саморазвитие»; по 5,7% - «занятость» и «трудовая»; по 3,8% - «увлеченность» и «досуг»; остальные ответы носили единичный характер. Только один человек в своей ассоциативной реакции указал на деятельность педагога, других профессий упомянуто не было. Как видим, более трети испытуемых соединяет деятельность с работой, занятостью и трудом, еще около 15% хотели бы получать эмоциональное удовлетворение от процесса («хобби» + «увлеченность»). Только 7,7% испытуемых отметили прогрессивный результат выполнения деятельности («развитие» и «саморазвитие»),

«Умелый» (30,8%). 11,5% испытуемых связывают это понятие с «мастерством»; еще 11,5% - с наличием каких-либо способностей и талантов, без их дифференциации; подавляющее количество ответов - 25% - с наличием двигательных, физических способностей, развитой тонкой моторикой («золотые руки», «рукастый», «ловкий» и т.п.); лишь 7,7% - с наличием интеллектуальных способностей («смышленый», «мудрый» и т.п.).

«Эффективно» (19,2%). Данное понятие отличается самым большим единодушием в ассоциативных реакциях испытуемых: «эффективно» - это значит «быстро» (13,5%), «качество» (11,5%), «быстро и качественно» (3,8%), связано с «результатом» (11,5%) и с «работой» (9,6%), «прогрессивно» (3,8%).

«Систематичность» (57,7%). Судя по ответам испытуемых и проценту единичных реакций, это - самое загадочное понятие из всех предложенных. Преобладающей ассоциативной реакцией является «упорядоченность» или «порядок»

(15,4%), затем идут с большим отрывом в частоте реакций «дисциплина» и «график» (по 5,7%), «постоянство», «структура» и «стабильность» (по 3,8%). Среди полученных ассоциативных реакций здесь нет ни одной эмоционально окрашенной. Можно предположить, что систематичность остается для студентов очень абстрактным понятием. Может быть именно поэтому она имеет так мало связей с другими компонентами понятийной составляющей «профессионализма» (всего 5) и ни разу не упоминалась в ассоциативном ряду к слову-стимулу «профессионализм».

«Нормативность» (34,6%). Это - одно из самых однозначно воспринимаемых понятий в сознании испытуемых: ассоциативную реакцию «правило» дали 23,1%, «закон» - 21,2%, «документ» - 9,6%, «право» - 7,7%, «регулярность» -3,8% ответов. Само понятие «нормативность» достаточно единообразно по восприятию, но оно практически никак не связано с исследуемым понятием «профессионализм». Об этом указывает как отсутствие подобных ассоциатов к слову-стимулу «профессионализм», так и наличие только одной-единственной связи в ассоциативном поле между компонентами понятийной составляющей «профессионализма»: «нормативность - качественное».

«Качественное» (36,5%). В сознании испытуемых «качественное» означает: «дорогое» (17,3%), «хорошее» (13,5%), «долговечное» (7,7%), «образование» (5,7%), «гарантия», «отличное» и правильное» (по 3,8%).

«Надежный» (38,5%). Данное понятие получило больше всего стереотипных ассоциативных реакций - 36,5% («друг», «замок», «Швейцарские часы» и т.п.), а также социально-детерминированных. Если во всех остальных компонентах понятийной составляющей «профессионализма» социально-детерминированные реакции были единичными, то здесь их 34,6% от всех ответов («отец», «муж», «мужчина», «партнер» и т.п.).

«Сложная» (36,5%). Расстановка приоритетов в определении сложного для испытуемых, безусловно, представляет интерес - «задача» (11,5%), «жизнь», «работа» и «деятельность» (по 5,7%), «ситуация» и «упорство» (по 3,8%). В совокупности всех ассоциативных реакций, 21,2% из них связаны с разного рода интеллектуальными «сложностями» («заставляет задуматься», «мысль», «ум», «схема», «математика» и т.п.).

«Мастерство» (50%). Понимание мастерства в большинстве случаев связано с наличием определенных умений и способностей - 34,6% от всех ассоциатов («умения», «смекалка», «талант», «гениальность» и т.п.); с собственно самим процессом «делания чего-либо» -25% («ремесло», «ремонт», «большая работа», «технология» и т.п.); с его последствиями -15,4% («качество», «преимущество», «счастье», «успешность» и т.п.). В отличие от ситуации со всеми остальными компонентами профессионализма, ассоциаты к слову-стимулу «мастерство»: 1) содержат отсылки к конкретным профессиям - 5,8% ответов («учитель», «кондитер», «ювелир»); 2) упоминают собственно сам профессионализм - 3,8%; 3) содержат единственный полученный во всем эксперименте антропоним - Мастера из романа М. Булгакова.

«Работа» (34,6%). Ассоциативный эксперимент показал наличие очень своеобразного восприятия испытуемыми данного слова: 46,2% всех реакций - это финансовая составляющая («деньги», «зарплата», «финансовая опора», «прибыль», «достаток»); 15,4% - «труд»; по 3,8% - «рутина» и «усталость»; все остальные ответы носят единичный характер.

«Карьера» (26,9%). В сознании испытуемых карьера ассоциируется с «повышением» и «ростом» - 26%; с «успехом» -13,5%; стереотипно с «лестницей» - также 13,5%; с финансовым обеспечением - 11,5% («доход»).

Выводы. Проведенный ассоциативный эксперимент выявил недостаточную сформированность в сознании испытуемых образа «профессионализма». Лидирующее положение в этом образе занимает «мастерство» в самом общем его виде - как владение какими-либо способностями и умениями (при этом приоритет отдается наличию моторных, физических способностей и умений над интеллектуальными), без их связи с той или иной конкретной профессией. Процессуальная составляющая профессионализма значительно преобладает над деятельностной. Слабо выражено эмоциональное отношение к образу профессионализма. Такие атрибуты как «эффективно», «систематически», «нормативно», «надежно» (выполнять) и «сложная» (деятельность) в сознании студентов не входят в понятийную составляющую профессионализма. Зато в нее включены студентами «работа» и «карьера». При этом ключевое назначение самой работы - финансово обеспеченная жизнь. Сопоставление количества единичных реакций по каждому из компонентов понятийной составляющей «профессионализма» показывает, что наиболее закрепленными из них в сознании студентов на сегодняшний день являются такие образы как «эффективно» (19,2%) и «карьера» (26,9%), а наименее закрепленными - «мастерство» (50%) и «систематичность» (57,7%).

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПБ.: Норинт, 2000. - 1536 с.

2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. -М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Воронин, A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Учебное электронное текстовое издание / A.C. Воронин. - Екатеринбург, 2006. - 135 с.

4. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.

5. Пищальникова, В.А. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики: монография / В.А. Пищальникова, К.С. Карданова-Бирюкова, Н.С. Панарина, H.H. Степыкин, А.И. Хлопова, С.Н. Шевченко. - М.: Р.Валент, 2019. - 200 с.

Психология

УДК 316.6 + 37.08

доктор педагогических наук, профессор Шипилина Людмила Андреевна

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОКОЛЕНИЯМИ ДРУГ ДРУГА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей иерархии ценностных ориентаций педагогов системы профессионального образования - представителей разных поколений. Исследование проводилось в контексте методологии социокультурного подхода и теории поколений. Осуществлена диагностика ценностных ориентаций педагогов. Исследовано ценностное восприятие педагогами разных поколений друг друга. В статье обосновывается положение о ценностном восприятии других в качестве основы возникновения конфликта ценностей в системе «педагог-педагог» в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.