ME
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW
УДК 342.55:352:347
DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.122-130
А. Г. ИБРАГИМОВ1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
АССОЦИАТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
Цель: выявление основных признаков понятия «ассоциация», определение и обоснование принципов ассоциативного сотрудничества.
Методы: изучение нормативных документов, регулирующих деятельность ассоциативных форм сотрудничества субъектов права; анализ и обобщение научной литературы в исследуемой области.
Результаты: выделены и обоснованы сущностные признаки понятия «ассоциация», дано описание и систематизация принципов ассоциативного сотрудничества субъектов права - законности, некоммерческого характера целей, сохранения автономности и прав членов ассоциаций и другие.
Научная новизна: обоснованы и раскрыты признаки межотраслевого понятия «ассоциация», под которым понимается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Сформулированы основные признаки ассоциации: объединение юридических лиц и (или) граждан; добровольный или в установленных законом случаях обязательный характер членства; представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов; ориентация на достижение общественно полезных, а также иных не противоречащих закону целей; некоммерческий характер целей. Сформулирована и обоснована классификация принципов ассоциативного сотрудничества в зависимости от предмета направленности: содержательные принципы, регулирующие содержательный аспект деятельности ассоциации (законности; некоммерческого характера целей; сохранения автономности и прав членов ассоциаций и др.); организационные принципы, регулирующие организационные аспекты деятельности ассоциации (сочетания добровольности и обязательности; обязательности управленческих решений; гарантированности права на свободу ассоциаций и др.).
Практическая значимость: сделанные выводы могут быть использованы в практической деятельности советов муниципальных образований, других форм ассоциативного сотрудничества субъектов права, в процессе преподавания курсов конституционного права, муниципального права.
Ключевые слова: гражданское право; ассоциация; признаки ассоциации; субъекты права; принципы ассоциативного сотрудничества; местное самоуправление
iNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNNMNNNNNiNN^
Как цитировать статью: Ибрагимов А. Г. Ассоциативное сотрудничество субъектов права: понятие и принципы // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 2. С. 122-130. DOI: Шр:МхЛо1ощ/Ш.2Ш2/1993-047Х.П.2017.2.122-Ш
ШИШ INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN IN
Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 2 Actual Problems of Economics and Law, 2017, vol. 11, No. 2
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
A. G. IBRAGIMOV1
1 Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia
ASSOCIATIVE COOPERATION OF THE LEGAL SUBJECTS: NOTION AND PRINCIPLES
Objective: to identify the basic principles of the notion "association", to define and substantiate the principles of associative cooperation.
Methods: studying of the normative documentation of associative forms of cooperation of the legal subjects; analysis and summarizing of the scientific literature in the studied area.
Results: the essential features of the notion "association" are identified and substantiated; the principles of associative cooperation of the legal subjects are described and systematized, i.e. lawfulness, non-profit character of the objectives, preserving autonomy and rights of the members of associations, and others.
Scientific novelty: the features of the inter-sectoral notion of "association" are substantiated and revealed, which is interpreted as association of the legal subjects and/or citizens, based on voluntary or, in cases stipulated by law, obligatory membership and created for in order to represent and protect the common, including professional, interests, to achieve the publicly beneficial goals, and other legal and non-profitable goals. The main features of an association are formulated: association of the legal subjects and/or citizens; voluntary or, in cases stipulated by law, obligatory membership; representation and protection the common, including professional, interests; achieving the publicly beneficial and other legal goals; non-profitable character of the goals. The classification of associative cooperation principles is formulated and substantiated, depending on the object of its direction: substantive principles, regulating the content of the association activity (principles of lawfulness; non-profitable character of the goals; preserving the autonomy and rights of the association members, etc.); organizational principles, regulating the organizational aspects of the association activity (principles of combining voluntariness and obligatoriness; obligatoriness of managerial decisions; guarantee of the right for the freedom of associations, etc.). Practical significance: the conclusions can be used in the activity of municipal authorities, other forms of associative cooperation of the legal subjects, and in teaching the courses of constitutional law and municipal law.
Keywords: Civil law; Association; Features of association; Legal subjects; Principles of associative cooperation; Local self-government
For citation: Ibragimov A. G. Associative cooperation of the legal subjects: notion and principles, Actual Problems of Economics and Law, 2017, vol. 11, No. 2, pp. 122-130 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.2.122-130.
IIII IIII IIIIIIIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIIIIIII IIII IIIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIIIIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIII IIIIIIIII IIII IIIII IIII IIIII IIII IIIIIIIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIIIIIII IIIII IIII IIIII IIII iiiii IIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIIIIIII IIIII IIII IIIII IIII IIIII IIIIIIIII IIII IIIII IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
Введение
Одним из основных направлений деятельности государства является его региональная политика - основной способ регулирования экономического, политического и социального развития территорий страны в любом федеративном государстве. Особенно важное значение в государственно-политическом устройстве страны и ее социально-экономическом развитии региональный фактор имеет в Российской Федерации, поскольку она охватывает обширные территории и устроена на федеративных началах. Региональная политика государства определяется как «законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющая деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов, органов
местного самоуправления и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение основополагающих целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства» [1, с. 108].
Важной формой проявления интереса субъектов Российской Федерации к формированию и укреплению политического, социально-экономического, информационного и научно-технического пространства является создание добровольных ассоциаций (объединений) на территории соответствующих субъектов федерации.
Проблема ассоциативного сотрудничества субъектов права нашла отражение в исследованиях Н. В. Ах-рем, И. В. Бабичева, А. В. Безрукова, А. А. Виноградовой, Д. Р. Еникеевой, О. В. Каримовой, Г. А. Ковальчук,
И. А. Кокина, О. А. Кожевникова, Р. И. Нурутдиновой, О. В. Мироновой, Р. Р. Муллагалеевой, Л. И. Муратовой, А. А. Петроградской, Д. А. Попова, С. Н. Суш-ковой, М. Ю. Тихомирова, Г. Р. Хабибуллиной и др. Изучение этих и других исследований позволяет выделить несколько групп работ, отличающихся по критерию рассматриваемого аспекта проблемы.
Первая группа работ посвящена исследованию правового положения объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), особенностям управления, правам и обязанностям членов ассоциаций и союзов, правовому регулированию деятельности некоммерческих организаций, ассоциативным формам сотрудничества как инструменту развития сельского хозяйства и сельских территорий [2; 3, с. 2; 4; 5 и др.].
Вторая группа исследователей затрагивает правовые основы такого актуального направления ассоциативного сотрудничества, как межпарламентское взаимодействие. В частности, раскрываются теоретико-правовые основы [6] и правовые механизмы регулирования межпарламентского сотрудничества в России [7], внутренние правовые основы деятельности парламентских ассоциаций субъектов Российской Федерации [8], критерии, лежащие в основе создания и существующие классификации межпарламентских институтов [9], межпарламентское сотрудничество как форма представления национальных интересов [10], роль и место ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в развитии модельного правотворчества [11].
Авторы третьей группы работ акцентируют внимание на проблеме ассоциативных форм сотрудничества муниципальных образований. Здесь уделено внимание таким аспектам, как принципы местного самоуправления и муниципально-правовое регулирование [12], роль объединений муниципальных образований в Российской Федерации [13], ассоциативная модель межмуниципального сотрудничества как способ достижения социально-экономического развития территорий [14], совершенствование межмуниципального сотрудничества в современной России и перспективы его развития [15, 16], обобщение опыта создания и функционирования межмуниципальных объединений и организаций [17].
Различным аспектам анализируемой нами проблемы на уровне органов местного самоуправления
посвящены работы зарубежных исследователей. Так, например, в США исследования затрагивают вопросы выявления взаимосвязи между открытым и представительным управлением [18], характера реагирования на возникающие проблемы органов местного самоуправления [19], роли и места органов местного самоуправления в обеспечении общественного благосостояния [20].
Организационно-правовые основы работы ассоциации местных органов власти Великобритании рассмотрены в работе [21]. В ней отмечается, что Ассоциация местного самоуправления (LGA) является национальным органом местного самоуправления и работает с советами по поддержке, продвижению и совершенствованию местного самоуправления. Важнейшей задачей ассоциации является создание условий для представления и решения местных проблем во взаимодействии с национальным правительством. В исследовании Су Мэдок [22] акцентируется внимание на проблеме взаимосвязи между деятельностью различных моделей ассоциативного сотрудничества государственно-территориальных образований в Великобритании и их влиянием на реальное состояние дел в местности. Подчеркивается наличие разрыва между большими затратами времени на разработку и осмысление соответствующих моделей и недостаточным вниманием к их реализации на практике. Конституционный статус местного самоуправления и его роль в правительстве Англии были предметом внимания К. Копус, М. Робертс, Р. Уолл [23].
Как видим, исследователи уделяют довольно большое внимание изучению правовых основ проблемы ассоциативного сотрудничества субъектов права, его различных аспектов. В то же время анализ показывает, что вне поля зрения исследователей остаются ряд теоретико-методологических вопросов. В частности, не дано убедительного обоснования сущностных характеристик базового понятия «ассоциация», его места в системе смежных понятий. Кроме того, анализ показал, что, несмотря на выделение ряда принципов ассоциативного сотрудничества, остается открытым вопрос об их систематизации. Недостаточное внимание к данным вопросам нередко приводит к разным толкованиям одного и того же явления, затрудняет решение практических проблем в соответствующей сфере.
С учетом сказанного была сформулирована цель исследования: вычленить основные признаки понятия
«ассоциация», определить принципы ассоциативного сотрудничества и обосновать их систематизацию. Для ее достижения мы использовали следующие методы исследования: изучение нормативных документов, регулирующих деятельность ассоциативных форм сотрудничества субъектов права; анализ и обобщение научной литературы в области исследуемой проблемы.
Результаты исследования
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой ассоциация определяется как «объединение лиц, учреждений, организаций одного рода деятельности для достижения общей - политической, научной, хозяйственной и т. п. - цели»1. Следовательно, ключевым признаком ассоциаций является объединение для каких-либо целей.
С юридической точки зрения ассоциация - это один из видов некоммерческой организации. Анализ ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях»2 и ст. 123.8 Гражданского кодекса РФ3 позволяет констатировать, что ассоциация (союз) представляет собой «объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей»4.
Из данного определения можно выделить основные признаки ассоциации как понятия.
Первый признак - это есть объединение юридических лиц и (или) граждан. Наличие союза «и (или)» говорит о том, что данное объединение может иметь разные варианты: 1) объединение юридических лиц; 2) объединение граждан; 3) объединение юридиче-
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / 3-е изд., стереотип. М.: АЗЪ,1996. С. 28.
2 О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (в ред. от 31.01.2016 № 7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.
4 Там же.
ских лиц и граждан. Отсюда следует, что по данному признаку можно выделить по меньшей мере три вида ассоциаций.
Второй признак - добровольный или в установленных законом случаях обязательный характер членства. Как видим, и по данному признаку можно говорить о двух видах ассоциаций.
Третий признак - целевая ориентация, заключающаяся в том, что ассоциация создается «для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей». Этот признак также носит многомерный характер.
Обратим внимание на то, что законодатель не проводит четких различий между понятиями «ассоциация» и «союз». И, соответственно, логично утверждать, что они являются синонимами. Однако некоторые правоведы не разделяют данную точку зрения, объясняя это тем, что основным признаком ассоциации является однотипный состав ее участников, в то время как союзом признается такое объединение, в основе которого лежат иные мотивы (например, территориальная общность, общий рынок сбыта продукции) [24, с. 104]. В некоторых других источниках высказывается мнение, что ассоциация является первичным объединением организаций, а союз, в свою очередь, представляет собой уже объединение таких ассоциаций [25, с. 45].
Хотя в теории различий как таковых и не существует, в практической области применения данных терминов зачастую отличие понятий зависит от состава субъектов, входящих в ассоциацию либо союз. Обычно ассоциации объединяют юридических лиц, которые занимаются одинаковыми видами деятельности. Например, Ассоциация хирургов, Ассоциация экологов и др. В свою очередь союзы в большей степени объединены по принципу территориальному, отраслевому. Например, Союз кинологов Урала, Союз книгоиздателей Пермского края и иные. Но нужно сказать, что такое распределение ничем не обусловлено и нигде не зафиксировано. На сегодняшний день никаких пояснений уполномоченных на то органов и лиц по этому поводу не дается.
Ассоциация, как и любое другое объединение публично-правовых образований, в процессе своей деятельности руководствуется определенными принципами. В теории права под принципом понимается
начало, основа чего-либо. Принцип права - основополагающие правовые идеи, которые определяют содержание правового регулирования, а также его направленность. Каждый принцип есть осознание человеком того, каким должно быть право, а также каким образом необходимо управлять общественными отношениями в различных сферах. Принципы отличаются объективностью, выражающейся в том, что в своей совокупности они характеризуют соответствующие области деятельности человека и отношения между субъектами права.
Исходя из вышесказанного, мы понимаем принципы ассоциативного сотрудничества как основополагающие идеи, определяющие содержание и направленность ассоциативного сотрудничества. Какие конкретно принципы лежат в основе деятельности ассоциаций?
Для их выделения мы опирались на изучение и анализ законодательства РФ, регламентирующего деятельность ассоциаций, а именно на Гражданский кодекс, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»5, а также на анализ целей и содержания уставов ряда ассоциаций. В результате были выделены следующие принципы деятельности таких структур.
1. Принцип законности, который пронизывает все отрасли права без исключения и является основным принципом в праве. Законность - главная категория юридической науки и практики. Содержание законности заключается в неуклонном, четком следовании законам, функционирующим на всей территории страны, абсолютно всеми субъектами права, т. е. и гражданами, и должностными лицами, и организациями. Исходя из этого, отношения, возникающие между субъектами права в процессе ассоциативного сотрудничества, должны основываться на законности. Деятельность ассоциации должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, принятым уставом ассоциации.
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 131 от 06.10.2003 (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
2. Принцип сочетания добровольности и обязательности. Из определения понятия «ассоциация» следует, что членство в ней может быть как добровольным, так и обязательным. Добровольное членство базируется на беспрепятственном выражении воли его членов, которые высказали решение об учреждении некоммерческого юридического лица в целях представления и защиты общих интересов и (или) для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Обязательное же членство имеет место в случаях, установленных законами.
3. Принцип членства. Ассоциация не может состоять из одного субъекта права, она обязательно предполагает объединения, основанные на членстве. Понятие «членство» определяется как «пребывание членом где-нибудь»6, «состояние, пребывание членом какой-нибудь организации, звание члена»7.
Право считаться членом ассоциации или союза принадлежит лишь дееспособным гражданам. Дееспособность отражает такие характеристики, как способность автономно реализовывать юридические действия, заключать договоры, владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, осуществлять любую деятельность, которая не запрещена законодательством РФ.
4. Принцип некоммерческого характера целей ассоциации. Статья 121 ГК РФ включает в себя императивное правило о том, что ассоциация является некоммерческой организацией. Помимо ГК РФ, правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации ассоциаций как некоммерческих организаций определяются ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Указанный федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, существующим на территории нашего государства.
По определению некоммерческая организация -это организация, которая ставит извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности. Согласно ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации все-таки
6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / 3-е изд., стереотип. М.: АЗЪ,1996. С. 875.
7 Толковый словарь русского языка. Т. 1 / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. С. 567.
имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, но только лишь для достижения своих основных целей, для которых они учреждались.
5. Принцип сохранности автономии и прав членов. Если субъект права вступает в ассоциацию, то объем его гражданской правоспособности не может измениться, он не теряет принадлежащие ему характеристики субъекта гражданского права. Члены объединения не могут определять такие требования к участникам, которые бы лимитировали их автономность и права, которые имели место до членства в ассоциации. Следовательно, полный объем прав членов данных объединений продолжает иметь место.
6. Принцип обязательности управленческих решений. Безусловно, ассоциации и союзы не представляют собой организации, которые стоят выше по отношению к субъектам права, которыми они были созданы. Но роль координации деятельности данных субъектов со стороны органа, которому они поручили определенную компетенцию, предусматривает управленческое влияние на них. Так как управление немыслимо без выполнения требования обязательности управленческих решений, этот принцип нужно фиксировать в уставах ассоциаций.
7. Принцип гарантированности права на свободу ассоциаций. В Российской Федерации гарантируется право на свободу ассоциаций. Данное право определено Международным пактом о гражданских и политических правах8, иными международно-правовыми документами, а также закреплено в ст. 30 Кон-ституции9. Право на свободу ассоциаций позволяет каждому человеку объединяться с иными лицами по своим политическим, профессиональным и иным интересам. Статья 2 пакта говорит о том, что данное право не может никак ограничиваться. Исключения ограничения права на ассоциации могут лишь оговариваться законом в интересах безопасности общества и государства в целом.
Кроме того, деятельность ассоциаций опирается на принципы: неукоснительного соблюдения прав, законных интересов и полномочий членов ассоциации,
8 Международный пакт «О гражданских и политических правах». Принят резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
9 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г
установленных ее учредительными документами; уважения, взаимопонимания друг друга, построения конструктивного диалога между участниками ассоциации; равенства всех членов ассоциации; открытости и гласности деятельности органов ассоциаций; коллегиальности при принятии решений; согласованности совместных действий; соединения интересов субъектов РФ, населения, проживающего на их территории, с целями и задачами укрепления единства и целостности территории Российской Федерации.
Представленные принципы мы систематизируем в две группы по критерию «предмет направленности»: 1) принципы, регулирующие содержательный аспект деятельности ассоциации; 2) принципы, регулирующие организационные аспекты деятельности ассоциации. Соответственно в первую группу входят принципы: законности, некоммерческого характера целей, сохранения автономности и прав членов ассоциаций, соединения интересов, равенства, неукоснительного соблюдения прав, законных интересов и полномочий членов ассоциации. Вторую группу составляют принципы сочетания добровольности и обязательности, членства, обязательности управленческих решений, гарантированности права на свободу ассоциаций, открытости и гласности деятельности органов ассоциаций, коллегиальности при принятии решений, согласованности совместных действий в создании политических, социально-экономических, организационных, национально-культурных и иных программ.
Выводы
1. Создание добровольных ассоциаций (объединений) на территории субъектов Российской Федерации является одной из форм проявления интереса субъектов Российской Федерации к формированию и укреплению политического, социально-экономического, информационного и научно-технического пространства региона и страны в целом.
2. Ассоциация является видом некоммерческой организации и представляет собой объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Основными признаками ассоциации являются: объединение юридических лиц и (или) граждан; добровольный или в установленных законом случаях обязательный характер членства; представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов; ориентация на достижение общественно полезных, а также иных не противоречащих закону целей; некоммерческий характер целей.
3. Выделены и обоснованы четырнадцать принципов ассоциативного сотрудничества, классифици-
рованные в две группы в зависимости от предмета направленности: содержательные принципы, регулирующие содержательный аспект деятельности ассоциации (законности; некоммерческого характера целей; сохранения автономности и прав членов ассоциаций и др.); организационные принципы, регулирующие организационные аспекты деятельности ассоциации (сочетания добровольности и обязательности; обязательности управленческих решений; гарантирован-ности права на свободу ассоциаций и др.).
II111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Список литературы
1. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика: учебник. М.: Изд-во ГУ - ВШЭ, 2014. 234 с.
2. Ковальчук Г. А. Правовое положение объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) по законотворчеству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2011. 28 с.
3. Тихомиров М. Ю. Ассоциации и союзы: новое правовое положение, особенности управления, права и обязанности членов. М.: Издательство Тихомирова М. Ю., 2014. 48 с.
4. Кожевников О. А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики: монография. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «РГППУ», 2007. 226 с.
5. Сушкова С. Н., Сушкова Т. Ю., Бушов В. А. Ассоциативные формы сотрудничества как инструмент развития сельского хозяйства и сельских территорий // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 2 (26). С. 163-167.
6. Муллагалеева Р. Р. Межпарламентское сотрудничество: теоретико-правовые основы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 49-52.
7. Бойко Ю. Ю. Правовые основы регулирования межпарламентского сотрудничества в России // Представительная власть. XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 5. С. 15.
8. Муратова Л. И. Внутренние правовые основы деятельности парламентских ассоциаций субъектов Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. 2015. Вып. № 2. С. 127-130.
9. Виноградова А. А. Межпарламентские институты: критерии, классификации. Сравнительный анализ концепций и институтов // Свободная мысль. 2011. № 4. С. 137-146.
10. Песков В. Ю. Межпарламентское сотрудничество как форма представления национальных интересов: дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2013. 145 с.
11. Хабибуллина Г. Р., Нурутдинова Р. И. Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их роль в развитии модельного правотворчества // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2. С. 127-130.
12. Султанов Е. Б. Принципы местного самоуправления и муниципально-правовое регулирование // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. № 4. С. 56-62.
13. Еникеева Д. Р. К вопросу о роли объединений муниципальных образований в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 1. С. 191-194.
14. Миронова О. В. Ассоциативная модель межмуниципального сотрудничества как способ достижения социально-экономического развития территорий // Годичные научные чтения: материалы докладов ежегодных научных чтений преподавателей, аспирантов, магистрантов, 4-5 февраля 2014 г. Сочи: Издатель А. Н. Ступин, 2014. 332 с.
15. Небога В. С. Межмуниципальное сотрудничество в современной России: перспективы развития // Известия Саратовского университета. Сер.: Социология. Политология. Вып. 1. Т. 11. 2011. С. 50-52.
16. Каримова О. В. Совершенствование межмуниципального сотрудничества в современной России: социологический подход: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2012. 20 с.
17. Кокин И. А. Анализ российского опыта создания и функционирования межмуниципальных объединений и межмуниципальных организаций // Городское управление. 2010. № 12. С. 54-66.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
18. Welch E. W. The relationship between transparent and participative government: A study of local governments in the United States // International Review of Administrative Sciences. 2012. Vol. 78. No. 1. Pp. 93-115.
19. Palus C. K. Responsiveness in American Local Governments // State & Local Government Review. 2010. № 42 (2). Pp. 133-150.
20. Lobao L. The rising importance of local government in the United States: Recent research and challenges for sociology // Sociology Compass. 2016. Т. 10. № 10. С. 893-905.
21. Local Government Association (LGA). Business Plan December 2016/ November 2017. URL: http://www.local.gov.uk/ (дата обращения: 20.02.2017)
22. Su Maddock. Associative democracy and local government. «People and the Planet - 2013» Conference Proceedings, -Global Cities Research Institute, RMIT University, Melbourne, Australia, 2013.
23. Copus C., Roberts M., Wall R. Local Government in England: Centralisation, Autonomy and Control. Springer, 2017. 206 p.
24. Тихомиров М. Ю. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». М.: Юринформцентр, 2009.
25. Степанов С. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первая - четвертая (постатейный). М.: Проспект, 2009. 1504 с.
Дата поступления 27.03.2017 Дата принятия в печать 23.05.2017 Дата онлайн-размещения 25.06.2017
© Ибрагимов А. Г., 2017
III ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ MINIMUM
References
1. Turovskii R. F. Political regional studies: textbook, Moscow: Izd-vo GU - VShE, 2014, 234 p. (in Russ.).
2. Koval'chuk G. A. Legal position of juridical persons ' amalgamations (associations and unions) by law-making of the Russian Federation: abstract of PhD (Law) thesis, Moscow, 2011, 28 p. (in Russ.).
3. Tikhomirov M. Yu. Associations and unions: new legal position, features of management, rights and responsibilities of members, Moscow: Izdatel'stvo Tikhomirova M. Yu., 2014, 48 р. (in Russ.).
4. Kozhevnikov O. A. Legal regulation of the activity of non-profit organizations: issues of theory and practice: monograph, Ekaterinburg: Izd-vo GOU VPO "RGPPU", 2007. 226 p. (in Russ.).
5. Sushkova S. N., Sushkova T. Yu., Bushov V. A. Associative forms of cooperation as a tool for development of agriculture and rural territories, Vestnik Ul'yanovskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii, 2014, No. 2 (26), pp. 163-167 (in Russ.).
6. Mullagaleeva R. R. Inter-parliamentary cooperation: theoretical-legal bases, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 4, pp. 49-52 (in Russ.).
7. Boiko Yu. Yu. Legal bases of regulation of inter-parliamentary cooperation in Russia, Predstavitel'naya vlast'. XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy, 2004, No. 5, p. 15 (in Russ.).
8. Muratova L. I. Internal legal bases of activity of cooperation of parliamentary associations of the Russian Federation subjects, Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2015. No. 2, pp. 127-130 (in Russ.).
9. Vinogradova A. A. Inter-parliamentary institutions: criteria, classifications. Comparative analysis of conceptions and institutions, Svobodnaya mysl', 2011, No. 4, pp. 137-146 (in Russ.).
10. Peskov V. Yu. Inter-parliamentary cooperation as a form of representation of national interests: PhD (Political Studies) thesis, Pyatigorsk, 2013, 145 p. (in Russ.).
11. Khabibullina G. R., Nurutdinova R. I. Associations of legislative (representative) bodies of state power of the Russian Federation subjects and their role in the development of model law-making, Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2012, No. 2, pp. 127-130 (in Russ.).
12. Sultanov E. B. Pricipkes of local self-government and municipal-legal regulation, Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 2011, vol. 153, No. 4, pp. 56-62 (in Russ.).
13. Enikeeva D. R. On the issue of the role of municipal associations in the Russian Federation, Zakonnost' ipravoporyadok v sovremennom obshchestve, 2010, No. 1, pp. 191-194 (in Russ.).
14. Mironova O. V. Associative model of inter-municipal cooperation as a means to achieve the socio-economic development of the territories, Annual academic readings: materials of reports of Annual academic readings ofprofessors, post-graduate students and Master degree students, February 4-5, 2014, Sochi: Izdatel' A. N. Stupin, 2014, 332 p. (in Russ.).
ME
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
15. Neboga V. S. Inter-municipal cooperation in modern Russia: prospects of development, Izvestiya Saratovskogo universiteta, Ser. Sotsiologiya. Politologiya, is. 1, vol. 11, 2011, pp. 50-52 (in Russ.).
16. Karimova O. V. Improving the inter-municipal cooperation in modern Russia: sociological approach: abstract of PhD (Sociology) thesis, Saratov, 2012, 20 p. (in Russ.).
17. Kokin I. A. Analysis of the Russian experience of creating and functioning inter-municipal associations and inter-municipal organizations, Gorodskoe upravlenie, 2010, No. 12, pp. 54-66 (in Russ.).
18. Welch E. W. The relationship between transparent and participative government: A study of local governments in the United States, International Review of Administrative Sciences, 2012, vol. 78, No. 1, pp. 93-115.
19. Palus C. K. Responsiveness in American Local Governments, State & Local Government Review, 2010, No. 42 (2), pp. 133-150.
20. Lobao L. The rising importance of local government in the United States: Recent research and challenges for sociology, Sociology Compass, 2016, vol. 10, No. 10, pp. 893-905.
21. Local Government Association (LGA). Business Plan December 2016/ November 2017, available at: http://www.local.gov.uk/ (access date: 20.02.2017).
22. Su Maddock. Associative democracy and local government. "People and the Planet - 2013" Conference Proceedings, Global Cities Research Institute, RMIT University, Melbourne, Australia, 2013.
23. Copus C., Roberts M., Wall R. Local Government in England: Centralisation, Autonomy and Control, Springer, 2017, 206 p.
24. Tikhomirov M. Yu. Comment to the Federal Law "On non-profit organizations", Moscow: Yurinformtsentr, 2009 (in Russ.).
25. Stepanov S. A. Comment to the Civil Code of the Russian Federation. Parts 1 - 4 (by article), Moscow: Prospekt, 2009, 1504 p. (in Russ.).
I NN INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN IN
Информация об авторе
Ибрагимов Артур Гасангусейнович, аспирант юридического факультета, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: г. Казань, ул. Кремлевская, 18, тел. +7 (843) 233-71-38
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-7729-2433
II INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN INN INN INI INN INN INI INN INN INI INN NN
Received 27.03.2017 Accepted 23.05.2017 Available online 25.06.2017
© Ibragimov A. G., 2017
Information about the author
Ibragimov Artur Gasanguseynovich, post-graduate student of Law Faculty, Kazan (Volga) Federal University
Address: 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, tel.: +7 (843) 233-71-38
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/ 0000-0001-7729-2433