Научная статья на тему 'АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (по материалам фольклорных экспедиций в села Амурской области)'

АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (по материалам фольклорных экспедиций в села Амурской области) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
674
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный концепт / концепт «любовь» / лирическая песня

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Архипова Нина Геннадьевна

В статье проанализировано ассоциативно-смысловое поле концепта «любовь» в русской лирической песне, записанной в селах Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (по материалам фольклорных экспедиций в села Амурской области)»

АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА ЛЮБОВЬ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ (по материалам фольклорных экспедиций в села Амурской области)

Архипова Нина Геннадьевна канд.филол.н.,

доцент кафедры русского языка Амурского государственного университета,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурный концепт, концепт «любовь», лирическая песня.

АННОТАЦИЯ: В статье проанализировано ассоциативно-смысловое поле концепта «любовь» в русской лирической песне, записанной в селах Амурской области.

Центром языковой картины мира является «человек как вершина мироздания, исходный пункт, смысл и цель всех ее составляющих» [1, с. 4]. Человек, погруженный в сферу чувств, переживаний, размышлений о бытии своем и всеобщем, отношений с другими людьми, стал центром этнолингвистического мира русской лирической песни. Анализ ядерной зоны русских любовных песен, записанных в селах Амурской области, позволил сгруппировать все высокочастотные лексемы в ассоциативно-смысловые поля ряда важнейших культурных концептов (они представлены в порядке убывания частотности репрезентирующих их лексем): а) «человек как живое существо»;б) «любовь»; в) «природа»; г) «цвет»; д) «человек и его способности, проявления»; е) «время»; ж) «социальный статус личности»; з) «вероисповедание и религия»; и) «жизнь - движение»; к) «сон»; л) «жилище человека»; м) «возраст»; н) «творчество»; о) «одежда». При выделении концептов мы опирались на системную классификацию понятий, разработанную Р. Халлигом и В. Вартбургом [Цит. по: 1, с. 7 - 9].

Концепт любовь занимает важное место в концептуальной картине лирической песни, а сама лексема любовь является текстообразующей. На основе статистического анализа частотности употребления слов установлено, что лексемы словообразовательного гнезда с корнем люб- встречаются в 400 произвольно выбранных любовных песнях более 490 раз. Кроме того, на основе данных лексического наполнения песен было составлено ассоциативно-смысловое поле концепта любовь, насчитывающее 1441 словоупотребление 81 лексемы. Ассоциативно-смысловое поле концепта любовь содержит четыре условно выделенных нами смысловых лексических парадигмы: а) любовь - страсть: страсть, страстный, страстно, любовный, любовник, свидание, объятие, поцеловать и др.; б) Любовь - привязанность, объединяющая близких людей, членов одной семьи: сын, мать, мама, дети, сестра, брат, родной, отец, ребенок, любый, кровиночка и др.; в) Любовь -отсутствие либо непроявленность чувства: неласковый, нелюбимый, разлюбить; г) Любовь -негативные проявления, сопутствующие любви: разлука, ревность, измена и др.

Анализ 150 контекстов, содержащих лексемы любовь, любить, любимый (более 200 словоупотреблений) позволил описать межтекстовое ассоциативно-смысловое поле концепта любовь, также включающее ряд смысловых лексических парадигм. Межтекстовые парадигмы содержат следующие ассоциаты (в скобках приводится актуальный смысл, возникающий в тексте): а) каторжная, жестокая - (грех); б) мука, тоска - (боль); в) смертная - (бренная, земная); г) обман - (игра); д) светлая, нежнейшая на свете -(нежность); ж) люблю тебя свыше сил - (безмерность чувства) и др.

Чувство любви достигает в лирической песне максимального напряжения, накала. Чрезмерность страстей и переживаний, испытываемых лирическими героинями, подчеркивается ассоциатами на ключевое слово любовь: боль, большая, жестокая, лихая, лихорадка, любовная истома, лютая, роковая, страшная и т.д. Эти и многие другие текстовые ассоциаты отражают восприятие русской девушкой любви как чувства, связанного со страданиями мятущейся души, сильными эмоциональными переживаниями, иногда почти физической болью, ненавистью.

Проанализированные факты позволяют, с одной стороны, считать концептуальную пару «любовь/ненависть», представленную в любовной песне бинарной оппозицией чувственной сферы, однако можно выделить синонимичные ряды лексем любовь -ненависть, что противоречит теории бинарных оппозиций. Любовь - ненависть в этом случае не являются противоположными понятиями, а представляют собой единую диалектическую сущность.

Это предположение подтверждается фактом пересечения гипо- гиперонимических отношений внутри концептов. Так, любовь является гиперонимом для таких понятий, как уважение, доверие, красота, симпатия; а ненависть - зло, любовь, т.е. можно говорить о замкнутости круга: «любовь - ненависть - любовь». Интересно то, что любовь никогда не толкуется через ненависть, а лексема «ненависть» все же содержит в себе сему «любовь».

В семантике концепта любовь подчеркивается ее чувственный, физиологический, жертвенный, созидательный, иррациональный характер. Качества ненависти не представлены в дифференцированном виде.

Анализ парадигматических характеристик лексемы любовь подтверждают определение любви как стихии. Любовь и ненависть предельно сближаются.

Данные Идеографического словаря Баранова показывают, что в русском языке самостоятельная тематическая группа «любовь» входит в тематический блок «мужчина и женщина» наряду с такими группами как «секс», «семья», «родство». В целом эти тематические группы составляют раздел «жизнь человека», который, в свою очередь, является составляющим компонентом раздела «объективный мир».

Концепт «любовь» через лексемы полей «ухаживание», «влюбленность» и «предмет любви» широко представлен в функциональном поле лирической песни.

Анализ текстов лирических песен показывает, что локусом любви является сердце. Но прежде чем «расположиться» в сердце, любовь проделывает определенный путь: попадая из внешнего мира через глаза и уши, она направляется в сердце. Концепт «ненависть» не находит конкретного локусного выражения, но представлен через лексему «злоба» («.. .затаил он в сердце злобу...»).

Г лавные лица в любовных песнях - девушка и молодой человек.

Наименования главных персонажей в песнях многочисленны:

а) Девушка: девица, милая, душечка, девочка-душа, девушка, зазноба, сударушка. Девушка - лицо, о котором повествуется в песне. Все наименования имеют положительную коннотацию. Наименования душечка, девочка-душа, сударушка, милая, зазноба даются девушке молодым человеком: «Приключилась мне кручинушка от зазнобы девочки-души». Молодой человек называет девушку радость моя, любушка, любезная, размилая, девица-красавица.

б) Молодой человек: дружочек, дружок, друг, сударь, милый, молодец, мальчишка, надёжа.

Лексемы можно расположить в порядке убывания частотности: а) молодец; б) дружочек; в) дружок; г) друг; д) милый; е) мальчишечка; ё) сударь.

Каждое наименование молодого человека выражает положительную оценку. Молодец -сильный, крепкий молодой человек. Дружочек, дружок образованы от лексемы друг, т.е. близкий человек. Уменьшительно-ласкательные суффиксы выражают чувство глубокой привязанности девушки к парню, ведь именно она называет его так: дружок, дружочек, милый (любимый), мальчишечка, надёжа (тот, на кого надеется, в кого верит).

Наименования человека, содержащие негативную оценку, в любовных песнях встречаются очень редко. В основном негативную оценку в наименованиях лица получает парень, если по сюжету песни он бросил девушку или изменил ей: злодей, пес-изменщик: «А он-то, пес-изменщик, Целуется с другой».

В качестве устойчивых лапидарных характеристик персонажей используются метафорические обозначения: для девушки - лебедушка, голубушка, голубка; для молодого человека - сокол, соболь, горностайчик, голубь. Некоторые из них составляют пары: сокол -соколинушка, соболь - куница, голубь - голубушка.

К наиболее частотным антропонимам любовных песен относятся следующие: Машенька (Маша) и Ванюша (Ваня, Иванушка). И.В. Тубалова считает, что «личное имя, по своей природе предназначенное для выражения предельной индивидуализации, в фольклорном тексте может расширять свой план содержания вплоть до максимально обобщенного. В соответствии с этим личное имя может отражать этапы процесса концептуализации» [2, с. 198]. Она же указывает на то, что, «специфика лирической песни как фольклорного жанра связана с реализацией сюжета. Сюжет служит одним из средств выявления фольклорного значения символически нагруженной единицы. Именно с сюжетным показателем связана обобщающая символизация плана содержания личного имени в лирической песне. В этот процесс включен ряд личных имен, которые устойчиво актуализируются в рамках определенных типовых сюжетных компонентов» [2, с. 201].

Наш материал подтверждает это. Так, герои лирических песен по имени Ваня и Маша связаны с мотивом расставания:

Экой Ваня, разудалая голова,

Разудалая головушка твоя!

Сколь далече отъезжаешь от меня!

А также:

Становится против Машиного окна,

Говорит : «Прощай, сударушка, радость моя!»

Помимо парня и девушки к действующим лицам лирической песни относятся их родители, соседи и соперница (другая):

Ко мне милый не пришел,

Наверное, другую нашел.

Наименования родителей представлены лексемами батюшка (отец) и матушка (мать). Согласно сюжету лирической песни обычно родители - противники любви.

Окружающие представлены лексемами род-племя и люди, причем люди «злые», которые мешают любви героев:

Батюшка родимый воли не дает,

Мать моя благословеньице крепко не кладет,

Род-племя ругают, молодца бранят.

Внутренний мир человека в любовных песнях представлен лексемой сердце, которое является локусом любви. Сильное чувство, которое поселяется в сердце человека представлено такой характеристикой сердца как «ретивое». «Сердце в научной картине мира является внутренним органом, в наивной (народной) картине мира - средоточением человеческих переживаний, «внутренним человеком», которому свойственны все признаки человека реального [3, с.56].

Сердцу, как человеку, можно приказать не любить, но сердце не слушается и поступает по своему: «люди велят сердцу запретить», но «сердце любит, не спросясь чужих людей». Сердце наделено способностью слышать: «сердце слышало великую себе невзгоду»; говорить: «вещевало мое ретивое сердце».

Ощущения, которые испытывает сердце в основном болезненны: «сердце ноет», «болит сердце», «позябло ретиво сердце». Когда проходит любовь, сердце погибает, умирает: «сердце изожгли», «застрелили в ретивое сердце». Сердце является местом зарождения любви, «внутренним человеком», испытывающим бурные чувства.

Чувственная сфера человека в лирической песне в целом негативна. Она представлена лексемами тоска, разлука, горе. Эти лексемы характеризуют лишь негативную сторону любви героев. Лексема счастье указывает на отсутствие счастья как такового в жизни персонажей: «злые люди разрушили счастье мое».

Любовь называет чувство, которое было испытано когда-то: «Повенчаешься - вся любовь скончается», «Вспомни милый мой, прежнюю любовь».

Разлука показывает отдаленность героев друг от друга по каким-либо причинам: «Я с милым в разлуке живу».

Тоска передает душевную тревогу девушки. Встречается также семантический вариант этой лексемы - кручинушка.

Своеобразна представленная в лирических песнях лексема горе. С одной стороны - это чувство скорби, горькой печали: «Сам в окошечко с горя гляжу». С другой стороны горе, как и сердце, персонифицировано, оно уподобляется живому существу:

Уж я от горя во чисто поле -Горе за мной с косой бежит:

«Выкошу, выкошу все чисты поля,

Сыщу - найду красну девицу!»

Таким образом, ассоциативно-смысловое поле концепта любовь в русской лирической песне представлено как одна из единиц менталитета, имеющая речевые средства выражения и функционирующая в разных типах сознания. Можно выделить определенные константные содержательные признаки концепта для русской языковой личности, позволяющие толковать эмоциональный концепт как некую универсалию. По данным материала исследования, русская языковая личность осознает любовь через образ человека, характеризующийся наличием имеющих отношение к жизненным явлениям физических, физиологических и ментальных характеристик.

1. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.

2. Тубалова И.В. Фольклорная специфика роли имени собственного в реализации

языковой картине мира // Картина мира: модели, методы, концепты: Материалы

Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык,

философия, наука» / Под ред. З.И. Резановой. Томск, 2002. С. 197 - 200.

3. Некрасова Т.М. Концепт «любовь» как универсалия в языковой картине мира // Филологические исследования. Сборник статей материалов конференции. Томск, 2000. С. 55

ЛИТЕРАТУРА

56.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

1

Скакал казак через долину Через Маньчжурские края. Скакал он садиком зеленым, Кольцо блестело на руке. Кольцо красотка подарила, Когда казак пошел в поход. Она дарила, говорила,

Что через год будет твоя.

Я не знаю, как дошел домой,

А наутро легкою походочкой На свидание к Вале я пошел. Она встретила меня приветливо, Ну, я тоже виду не подал, Посадил я Валечку в кабиночку И поднялся выше, выше гор.

М.Т. Спицына, с. Косицыно, Тамбовский р-н

М.Т. Спицына, с. Косицыно, Тамбовский р-н

3

Ой, да ухарь, да купец,

Разудалый молодец,

Сел на коняжечку:

«Коли, девица, ой, прощай,

Коли, девица, ой, прощай,

Прощай, девица, да раскрасавица, Ой, моя, раскрасавица моя!»

Как у этой девицы глаза помутилися, Ой, да глаза, глаза помутилися. Покатилася да, ой, слеза,

Покатилася слеза.

2

Прослужил я летчиком три годика, А она кассиршею была, По-простому звали ее Валечкой, До чего хорошею была.

Не прошло и времечка полгодика, Я иду с весеннею порой,

Кто-то шел и громко разговаривал С расхорошей Валечкой такой. Сердце бешено забилося,

Слеза покатилася.

Стали люди, ой, да причитать,

Стали неприятно докучать.

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

4

В распрекрасную погоду

Мы гуляли под луной.

Расхорошенький мальчишка

Приставал дружить со мной.

Расхорошенький мальчишка

Приставал дружить со мной.

«Что ты, милый, взглянь на небо,

В небе светится луна.

Если люди нас увидят,

Тогда будет нам беда.

Если люди нас увидят,

Тогда будет нам беда».

«Что нам люди, что нам люди,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ох, если я тебя люблю».

«Меня дома все ругают,

Что я поздно прихожу.

Меня дома все ругают,

Что я поздно прихожу».

«Возьму краски, возьму краски,

Живописный буду я.

Нарисую кари глазки

И оставлю для тебя.

Нарисую кари глазки

И оставлю для тебя».

Рисовала, рисовала,

Срисовать я не могла,

А парнишку кареглазого

Позабыть я не смогла.

А парнишку кареглазого

Позабыть я не смогла.

Сластина А.И., Лазарева И.А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

5

Жила-была в деревне,

Доила я коров

И горюшки не знала,

Что на свете есть любовь.

Приехал к нам в деревню

Красивый паренек.

Пошли мы да с ним на гору

Да и сели да на пенек.

Пошли мы да с ним на гору

Да и сели да на пенек.

Сидели мы с ним долго,

Меня он целовал,

А пташки громко пели.

Домой он не отпускал.

А пташки громко пели.

Домой он не отпускал.

Пришла уже тут осень,

Покрыл пенек снежок.

Про горюшко узнала:

Уехал да паренек.

Уехал, меня бросил,

Осталась я одна.

Родился да постреленка,

Похож был на отца.

Сластина А.И., Лазарева И.А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

6

Всё кругом зазеленело,

Сильный дождичек прошел

В понедельник, в час вечерний

Что ж ты, милый, не пришел?

«А в субботу, дорогая,

Долго в бане я пробыл.

Один правый, а один левый,

А фуражку не нашел.»

Сластина А.И., Лазарева И.А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

СЕМЕЙНЫЕ ПЕСНИ

Послали меня за малиной,

Малины я там не нашла,

Нашла я там гроб да могилу,

Котора травой заросла.

Упала на эту могилу И стала я громко рыдать:

«Мамаша, ты спишь и не слышишь,

Как плачет девчушка твоя».

Мамаша из гроба отвечает:

«Не плачь, ты, девчушка моя,

Возьмут тебя люди чужие И будешь ты жить, как своя».

З.Е. Семес,

с. Комиссаровка, Белогорский р-н

2

Отец мой был природный пахарь,

А я работал вместе с ним.

Отец мой был природный пахарь,

А я работал вместе с ним.

Отца забрали злые люди,

А мою мать в костре сожгли.

Отца забрали злые люди,

А мою мать в костре сожгли.

Сестру родную в плен забрали,

А я остался сиротой.

Сестру-красотку в плен забрали,

А я остался сиротой.

Три дня, три ноченьки старался Сестру из плена выручать.

Три дня, три ноченьки старался Сестру из плена выручать.

И на четвертый постарался Сестру из плена я украл.

И на четвертый постарался Сестру из плена я украл.

Мы быстро в лодочку садились, Тихонько плыли по реке.

И быстро в лодочку садились,

Тихонько плыли по реке.

Но вдруг кусты зашевелились,

Раздался выстрел роковой.

И вдруг кусты зашевелились,

Раздался выстрел роковой.

Злодей убил злодейской пулей,

Убил красавицу сестру.

Злодей убил злодейской пулей,

Убил красавицу сестру.

С тех пор сестры моей не стало,

Лежит она в воде речной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С тех пор сестры моей не стало,

Лежит она в воде речной.

Залез я на гору крутую Село родное посмотреть.

Залез я на гору крутую Село родное посмотреть.

Горит село мое родное,

Горит оно и дом родной.

Горит село мое родное,

Горит оно и дом родной.

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

3

Вдова сеяла, волочила,

Траву слезонькою примочила,

Слезонькою примочила.

«У, сестрица перепелка

Ой, сестрица перепелка».

«Уж ты, братец, у, соколик,

Возьми меня на зиму».

«У, сестрица перепелка,

У, сестрица перепелка,

Як тебе да ниток много,

И яко тебе ниток много,

Яко тебе ниток много,

А у меня ни одного».

«Буду, братик, угождаты,

Буду, братик, угождаты,

Як ты придешь обедать».

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

4

Все горы зеленеют,

Лысы горы зеленеют,

Одна гора да только да чёрна.

Где сеяла да бедная вдова,

Где сеяла бедна вдова.

Она сеяла, мочила,

Траву слезёнкою да примочила.

«Уж ты, братик, уж, соколик,

Уж ты, братик, уж, соколик,

Возьми меня на зиму,

Возьми меня на зиму,

Буду братику угождаты,

Як ты прядешь обедать».

«Ох, сестрица перепелка,

Ох, сестрица перепелка,

Яко же беды так много,

Яко же беды так много,

Яко же беды так много,

А у мене ни одной».

«Буду братику угождаты,

Буду, братик, угождаты,

Як ты придешь обедать».

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

5

Две пташки громко пели,

Голод был лихой.

Ой, да храбры два героя

Со службы шли домой,

Со службы шли домой.

Зашли они ли да в деревню,

Просились ночевать,

Просились ночевать:

«Ох, любезная ли хозяйка,

Пусти нас да ночевать,

Пусти нас ночевать».

А хозяйка она отвечала:

«Нельзя мне вас пустить,

Нельзя мне вас пустить.

Я печку не топила,

Гостей я не ждала,

Гостей я не ждала.

Я мужа проводила,

Уж двадцать лет как нет,

Уж двадцать лет как нет.

А сыночка проводила,

Известья тоже нет,

Известья тоже нет».

«Ох, признай, признай, хозяйка,

Ты мужа своего,

Ты мужа своего.

Еще признай, хозяйка,

Сыночка милого,

Сыночка милого».

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

ВОЕННЫЕ ПЕСНИ

1

«Полетели гуси-лебеди Холодну воду пить. Прилетай, моя головушка, Ой, надо мной ходить». «Как бы были у мне крылья И серебряный полет,

Я бы слётала, узнала,

Где залёточка живет,

Где залёточка воюет,

Там и дерево горит.

Посмотрю на это дерево,

А мое сердце болит».

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

2

Летели две белые чайки,

Да некуда было присесть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Летели да две в край далекий,

Снесите печальную весть.

Там дрался проклятый Семенов

С моим партизанским полком.

Там дрался проклятый Семенов

С моим партизанским полком.

Летите в Сибирь, в край далекий,

Снесите печальную весть.

Летите в Сибирь, в край далекий,

Снесите печальную весть.

Далёко на западном фронте

Наш полк окружен был врагом.

Патроны у нас на исходе,

Снаряды повышли давно.

Патроны у нас на исходе,

Снаряды повышли давно.

А помощи нет ниоткуда,

Погибнуть нам здесь суждено.

А помощи нет ниоткуда,

Погибнуть нам здесь суждено.

Летели две белые чайки,

Некуда было присесть.

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

3

Разойдись, пурга и вьюга,

Заливайся, мой баян.

Там на юге есть подруга

Сероглазая моя.

Там на юге есть подруга

Сероглазая моя.

Из-за леса-перелеса

Вылетает под уклон

Не товарный, не курьерный,

А военный эшелон.

Не товарный, не курьерный,

А военный эшелон.

На вагоне-эшелоне

Повстречалися друзья.

Вспоминали, как гуляли

У холодного ручья.

Вспоминали, как гуляли

У холодного ручья.

Я воюю из траншея,

Не на отдыхе, в бою.

Доиграю на баяне,

Вспомню ласточку свою.

Доиграю на баяне,

Вспомню ласточку свою.

Скоро-скоро я приеду

В свой родной любимый край,

Привезу тебе победу.

Сероглазая, встречай!

Привезу тебе победу.

Сероглазая, встречай!

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

ТЮРЕМНЫЕ ПЕСНИ

1

Сибирская тюрьма большая, Народу в ней не перечесть.

Ограда каменна большая,

Через нее не перелезть.

И вот заходит в тюрьму начальник И начинает выкликать:

«Все, заключенный, становися, Сложи вещички впереди!» Поезд тронулся, почапал,

Все мчится дальше на Восток. Привезли меня на точку. Начальник просит, чей отгул: «Я назову тебя бродягой,

Не на работу ты пойдешь»...

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

2

Ой, да ты девчонка молодая,

Нам с тобой друг друга не любить.

Ой, да ты девчонка молодая,

Нам с тобой друг друга не любить.

Не забыть тропинки той знакомой,

Не забыть березки у крыльца,

Не забыть тропинки той знакомой,

Не забыть любимого лица.

Вспомню я таежное зимовье При закате солнечной зари,

Облака, окрашенные кровью,

И густые ели да вдали.

Облака, окрашенные кровью И густые ели да вдали.

А на утро быстрые олени Убегут в неведомую даль.

Уезжала ты одна в полете,

Уносила радость и печаль.

Уезжала ты одна в полете,

Уносила радость и печаль.

Я теперь один в горах высоких,

Скрылась путеводная звезда.

Отшумели ели вековые,

Не забыть тайги нам никогда.

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

3

Раз у мамушки родился,

В распроклятый край попал,

Заключил любовь с девчонкой,

Сам в неволюшку попал.

Ой, неволюшка такая:

Белокаменный замок,

Белокаменный домок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сластина А.И., Лазарева И. А., Подкопаева Т.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Баю-баю-баю-бай,

Поскорее засыпай.

Придет серенький волчок

И ухватит Андрюшечку за бочок.

Сластина А.И., Лазарева И.А., Подкопаева Т.Л., с. Новоандреевка, Белогорский р-н

СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ

1 Один казак коня держал,

Закукумала дудыльченька, Другой коня вяжет, эй,

Сяду на помосты к ей. Другой казак кормил коня,

Приихалы до дывчины «Добрый вечер», - кажет.

Три казака в гости ей. Сластина А.И., Лазарева И.А.,

Приихалы до дивчины Подкопаева Т\.Л.,

с. Новоандреевка, Белогорский р-н

Три казака в госты.

ЧАСТУШКИ

Не смотрите на меня, Глазки поломаете.

Я не с вашего села, Вы меня не знаете.

Самолет летит, Крылья стерлися. Мы не ждали вас. А вы приперлися

Любовные

Я иду, а мне на встречу Пять зеленых елочек,

Люди врут, а ты все веришь, Дорогой миленочек.

Я иду, а бабы судят, Недалеко от меня,

А котора баба судит,

Ее сын любит меня.

Больше разу не пойду По полу крашенному, Никогда покою нет Сердцу зараженному.

Милый в горку, я вдогонку, Думала, воротится,

А у него другая есть,

Он о ней заботится.

Семейная жизнь

Ой, дед бабку Завернул в тряпку,

Намочил ее водой,

Чтобы стала молодой.

Полюбила я его,

Такую детинушку.

Я ему про любовь,

А он мне про скотинушку.

Скажи, что за причина,

Чем я разонравилась? Красотою всё така же, Умом не убавилась.

Не волнуй меня, Маруся, Не волнуй меня, прошу.

Я и так всю неделю Околдованный хожу.

На окошке два цветочка,

Г олубой да синенький.

Про любовь никто не знает Только я да миленький.

Мы мочили, мы мочили, Потом начали сушить, Мы сушили, мы сушили, Потом начали мочить.

По натуре я женился, По натуре жинку брал, По натуре я развелся, По натуре в шею гнал.

Быт и повседневная жизнь

И на курицу налог,

И на яйца налог,

А еще будет налог На сметану, на творог.

Политические

Я с окошка на окошко Свечку переставила,

Чтоб тепло было портретам Ленина и Сталина.

Сидит Гитлер на заборе,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

А быр-гардира, быр-гардира, Быр-гардира, быр-гарда. Растопило нашу Зею За четыре берега.

Я Сталину сказал:

«Поедем, Сталин, на базар, Купим ложку калия, Напомним про Италию».

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Барин говорит горлом, а мужик горбом.

2. Барской работы не переработаешь.

3. Без волненья, без заботы не жди радости от работы.

4. Без мужа, что без головы, а без жены, что без рук.

5. Без муки нет науки.

6. Без хозяина земля - круглая сирота.

7. В боярский двор ворота широки, а со двора узки.

8. В глаза не хвали, за глаза не кори.

9. В закрытый роток муха не влетит.

10. Взойдет солнце и на наш двор.

11. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

12. В лихости и зависти ни проку, ни радости.

13. В мыслях неправых не жди советов здравых.

14. Всякая ссора красна миром.

15. Всякой матери свое дитя мило.

16. Где лодырь ходит, там земля не родит.

17. Где любовь да совет, там горя и нет.

18. Где народ, там и правда.

19. Горько от мачехи пасынку, не сладко и ей от него.

20. Гром и народ не заставишь умолкнуть.

21. Держи с народом связь, не ударишь лицом в грязь.

22. Добра мать до детей, а земля до людей.

23. Доброе дело без награды не останется.

24. Доброе молчание лучше худого ворчания.

25. Добро скоро забывается, а плохое в памяти сохраняется.

26. Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

27. Доведется и нам свою песенку спеть.

28. Жгуча крапива родится, да во щах уварится.

29. Жена с советом, теща с приветом, а родная мать с лаской.

30. Живи с разумом, так и лекарей не надобно.

31. Жить - мучиться, а умереть не хочется.

32. За все браться - ничего не сделаешь.

33. За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

34. Завистливый сам сыт, а глаза его голодны.

35. Земелька черная, а хлебец белый родит.

36. Земля кормилица, и та есть просит.

37. Земля кормит людей, как мать детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Зерно в колоске, не спи в холодке.

39. Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит.

40. И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

41. Как покормишь, так тебе и сработают.

42. К недоброму человеку и голубь не летит.

43. Колокольный звон - не молитва, а крик - не разговор.

44. Кому полтина, а кому не алтына.

45. Красавица без ума, что кошелек без денег.

46. Краса до венца, а ум до конца.

47. Красна ягода, да на вкус горька.

48. Красота до вечера, а доброта навек.

49. Красота приглядится, а ум пригодится.

50. Красота разума не придаст.

51. Крестьянин без земли, что дерево без корня.

52. Крестьянскими мозолями баре сыты живут.

53. Кривдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

54. Криво дерево, да яблоки сладки.

55. Кто ленив сохой, тому весь год плохой.

56. Кто малым недоволен, тому великое не дается.

57. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

58. Купленный сухарь краденого пирога дороже.

59. Ласковым словом и камень растопишь.

60. Ленивого и по платью узнаешь.

61. Ленивые руки не родня умной голове.

62. Летом не вспотеешь, так зимой не согреешься.

63. Лживый хоть правду скажет, ему никто не поверит.

64. Лиха беда - кафтан нажить, а рубаху и дома можно сшить.

65. Лодырю всегда нездоровится.

66. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком.

67. Ложью свет пройдешь, да назад не вернешься.

68. Лучше биться орлом, чем жить зайцем.

69. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

70. Лучше воробей в руке, чем петух на кровле.

71. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом.

72. Лучше один воробей в кармане, чем десять на крыше.

73. Лучше оступиться, чем оговориться.

74. Лучше понести на гривну убытку, чем на рубль стыда.

75. Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.

76. Лучше умереть с честью, чем жить с позором.

77. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

78. Малая оплошность доводит до большой беды.

79. Материнский гнев, что весенний снег: и много его, да скоро растает.

80. Мать плачет не в горсть, а в пригоршню.

81. Медведь собаке не угодник, свинья в саду не огородник.

82. Волк овечкам не пастух.

83. Медведя бояться - от белки бежать.

84. Мужики весь век хлеб сеют, а есть его не смеют.

85. Мужичок век пахал, а выпахал горб.

86. Мухомор красен, да для здоровья опасен.

87. На весь мир пирога не напечешь.

88. На одном месте и камень мохом обрастает.

89. На одно солнце глядим, да не одно едим.

90. Народу все под силу, тем он и держится.

91. Нахалу дай волю, он захочет и боле.

92. Находке не радуйся, по потере не горюй.

93. На чужой обед надейся, а свой припасай.

94. На чужом коне в рай не уедешь.

95. Не выкормивши малого, не видать и старого.

96. Нет друга нежнее матери.

97. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

98. Не ищи красоты, а ищи доброты.

99. Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

100. Не смотри высоко, запорошишь око.

101. Не смотри, как рот дерет, а смотри, как дело ведет.

102. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто в деле гож.

103. Нужда учит, барщина мучит.

104. От кручинушки кудри секутся.

105. Пахарю земля - мать, а лентяю - мачеха.

106. Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

107. При солнце тепло, при матери добро.

108. Работы без заботы нет, а забота и без работы живет.

109. Ржи много в поле, да лентяям нет доли.

110. Сегодняшней работы на завтра не покидай.

111. Сколько не мой гагару, белее не будет.

112. С лодырем поведешься, горя наберешься.

113. С любовью везде простор, со злостью везде темнота.

114. С малого начинай - достигнешь большого.

115. Солнце не померкнет, народ не сломится.

116. Счет не солжет, а мера не обманет.

117. Труженику земля - мать родная.

118. У детины заболит пальчик, а у матери сердце.

119. Украдешь лычко, а отдашь ремешок.

120. Украдешь песчинку, заплатишь полтинку.

121. У ленивого и крыша течет, и печь не печет.

122. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

123. Умного учи, больного лечи, а ленивого не допускай к печи.

124. Утиного зоба не накормишь, а барского кармана не наполнишь.

125. Хорошее начало - половина дела.

126. Хорошо ленивого за смертью посылать.

127. Чего на землю не падет, того земля не подымет.

128. Чего не досмотришь оком, доплатишь боком.

129. Человек без народа, что дерево без плода.

130. Чем жить да век плакать, лучше спеть да умереть.

131. Чем заблудиться, лучше назад воротиться.

132. Черен мак, да сладок, бела редька, да горька.

133. Что пестро, то дураку и красно.

ПРИМЕТЫ

1. Как в мае дождь, так будет и рожь.

2. Май холодный - год хлебородный.

3. Сосули длинны, значит, весна будет долга, холодна. Сосули коротки, значит, рано будет тепло.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Если воробьи купаются, значит, к дождю.

5. Если ласточка по низу летает, значит, скоро будет дождь. Если летает в верхах, будет хорошая погода.

6. Если туман лег на землю, значит, дождя не будет. Если туман поднялся, может быть дождь.

7. Если с севера ветер, то может дождь быть. Если с юга ветер - не будет дождя.

А.И. Кузнецова, с. Светиловка, Белогорский р-н

ИГРЫ

«Колечко-малечко»

1. Вот, например, один ведущий, все сидят, а один ведущий. Ведущий вот, кому захочет, колечко ложит, потом говорит: «Колечко-малечко, выйди на крылечко», он выходит и становится ведущим.

В. Балановский,

с. Светиловка, Белогорский р-он

«Козел»

2. Есть еще игра - «Козел». Это вот, когда стенка и мячик надо. Мяч кидаешь в стенку и подпрыгиваешь, чтоб мяч у тебя между ног пролетел.

В. Балановский,

с. Светиловка, Белогорский р-он

«Догонялки»

3. А вот есть еще одна игра - «Догонялки». Надо бегать друг за другом и догонять. Вот бегает один и догоняет второго и забивает. Потом другой, которого забили, он опять становится ведущим.

В. Балановский,

с. Светиловка, Белогорский р-он

«Третий лишний»

4. А есть еще игра - «третий лишний». Вот несколько пар стоит по два, третий подбегает и встает впереди. Второй, кто был сзади, убегает. Его опять догоняют. И так встают.

В. Балановский,

с. Светиловка, Белогорский р-он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.