Научная статья на тему 'Ассоциативная репрезентация гражданской и этнорегиональной идентичности жителей республики Тыва'

Ассоциативная репрезентация гражданской и этнорегиональной идентичности жителей республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDENTITY / CIVIL IDENTITY / ETHNO-REGIONAL IDENTITY / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / TUVAN LANGUAGE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тундума Э.Э.

В статье рассматриваются структура и содержание гражданской и этнорегиональной идентичности русских и тувинских жителей Республики Тыва, выявленных с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Ассоциативные стратегии обеих групп респондентов показывают наличие двухуровневой идентификации, в которой есть место для (этно) региональной и гражданской идентичности при разном соотношении ее позитивно эмоционального проявления в зависимости от их этнической принадлежности. Несмотря на доминирование позитивной этнорегиональной идентичности в ассоциациях тувинских респондентов, в них нет отторжения или непринятия единой российской идентичности. В ассоциациях русских респондентов присутствует сдержанность в характеристике Тувы в сравнении с более позитивным и эмоциональным отношением к России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATIVE REPRESENTATION OF CIVIL AND ETHNOREGIONAL IDENTITY OF THE RESIDENTS OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article describes the structure and contents of the civil and ethno-regional identity of the Russian and Tuvan residents of the Republic of Tyva, identified through a free associative experiment. Associative strategies of both groups of respondents show the presence of two-level identification, in which there is room for (ethno) regional and civic Russian identity with a different level of the positive emotional manifestation, depending on the ethnic origin of respondents. Despite the dominance of positive ethnoregional identity in the associations of Tuvan respondents, there is no rejection or non-acceptance of the civil Russian identity. In the associations of Russian respondents there is certain restraint in the characteristics of Tuva in comparison with a more positive and emotional attitude towards Russia

Текст научной работы на тему «Ассоциативная репрезентация гражданской и этнорегиональной идентичности жителей республики Тыва»

УДК 81'23

Tunduma E.E., teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), postgraduate, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: emilysun@mail.ru

ASSOCIATIVE REPRESENTATION OF CIVIL AND ETHNOREGIONAL IDENTITY OF THE RESIDENTS OF THE REPUBLIC OF TYVA. The article describes the structure and contents of the civil and ethno-regional identity of the Russian and Tuvan residents of the Republic of Tyva, identified through a free associative experiment. Associative strategies of both groups of respondents show the presence of two-level identification, in which there is room for (ethno) regional and civic Russian identity with a different level of the positive emotional manifestation, depending on the ethnic origin of respondents. Despite the dominance of positive ethnoregional identity in the associations of Tuvan respondents, there is no rejection or non-acceptance of the civil Russian identity. In the associations of Russian respondents there is certain restraint in the characteristics of Tuva in comparison with a more positive and emotional attitude towards Russia.

Key words: identity, civil identity, ethnoregional identity, linguistic consciousness, associative experiment, Tuvan language.

Э.Э. Тундума, преп. Тувинского государственного университета, г. Кызыл; аспирант Хакасского государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: emilysun@mail.ru

АССОЦИАТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ И ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В статье рассматриваются структура и содержание гражданской и этнорегиональной идентичности русских и тувинских жителей Республики Тыва, выявленных с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Ассоциативные стратегии обеих групп респондентов показывают наличие двухуровневой идентификации, в которой есть место для (этно) региональной и гражданской идентичности при разном соотношении ее позитивно эмоционального проявления в зависимости от их этнической принадлежности. Несмотря на доминирование позитивной этнорегиональной идентичности в ассоциациях тувинских респондентов, в них нет отторжения или непринятия единой российской идентичности. В ассоциациях русских респондентов присутствует сдержанность в характеристике Тувы в сравнении с более позитивным и эмоциональным отношением к России.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, этнорегиональная идентичность, языковое сознание, ассоциативный эксперимент, тувинский язык.

Исследование соотношения и корреляции разных видов гражданской идентичности в Российской Федерации относится к актуальному направлению научного поиска в разных отраслях гуманитарных наук, включая этнологию, политологию и психолингвистику В работах, посвященных особенностям формирования российской идентичности, отмечается корреляция с психологическим эффектом утраты советской государственной идентичности, постепенность ее когнитивного наполнения, а также совместимость с этнорегиональной идентичностью и необходимость формирования общероссийской идентичности через соответствие ценностей, символов, представлений, ассоциирующихся с российскостью, интересам и ценностям всех народов России [1; 2; 3; 4]. Выводы о семантическом развитии в структуре полисеманта РОССИЯНЕ номинации общероссийской идентичности россияне за счет вытеснения его первоначального лексикографического значения этнической принадлежности русские в категорию устаревшей лексики за относительно небольшой постсоветский период также способствуют пониманию процессов формирования гражданской идентичности россиян [5].

Цель данной статьи рассмотреть особенности репрезентации образов России и Тывы в языковом сознании носителей тувинского и русского языков, проживающих на территории Республики Тыва. Материалом исследования послужили ассоциативные ряды, сформированные по итогам свободного ассоциативного эксперимента (далее САЭ) с участием более 200 тувинских и русских респондентов в возрастной группе от 18 до 30 лет, в 2017-2018 годах. Общность и специфика ассоциативных стратегий тувинских и русских респондентов (далее ТР и РР), отражающих структуру и содержание гражданской общероссийской и конкретной этнорегиональной идентичностей, рассмотрены на основе ассоциаций на слова стимулы Тува и Россия, представленных ниже в таблицах 1 и 2.

чурттум), национальная вольная борьба (хуреш), тувинцы (тыва кижилер), свободный (хостуг), горловое пение (хоомей). На третьем месте находится группа реакций, связанных с республиканским статусом и географическим расположением: республика Тыва, центр Азии. Следует отметить и наличие таких единичных негативных реакций, не включенных в таблицу: чалгааранчыг (скучная), соок (холодная), ырак (далекая).

Ассоциативный ряд РР на слово-стимул Тува оказался менее разнообразным. Его анализ показывает, что наиболее частотной реакцией является слово республика, указывающая на официальный статус Тувы в составе РФ, которая вместе с указанием на географическое расположение в центре Азии составляют 35% в структуре данного ряда в целом. На втором месте (30%) - ассоциации, связанные с природой: тайга, Енисей, природа, голубые реки и горы и др. Позитивное восприятие Тувы РР, признание ими Республики Тыва своим домом, родиной представлено в следующей группе ассоциат (26%): родина, красивая, наша, голубые реки и озера, родился и вырос, борцы, семья.

Сравнение двух ассоциативных профилей Тувы показывает более эмоциональное и теплое отношение к ней со стороны ТР. Это проявляется в частотности реакции тувинский и таких определений как красивая, свободная, чистый, родная, любимая. В ассоциативном ряду РР преобладают парадигматические связи, выраженные частотными существительными. Семантическая зона таких существительных, отражающих официальный статус республики, занимает здесь первое место, в то время как в тувинском профиле - третье.

Ассоциативные стратегии репрезентации гражданской идентичности тувинских и русских респондентов рассмотрены также на основе соответствующих ассоциативных рядов, сформированных из их реакций на слово-стимул «Россия».

Таблица 1

Русские и тувинские ассоциации на слово-стимул «Тува:

Реакции РР Реакции ТР

республика 26, родина 18, тайга 12, Енисей 11, природа 10, центр Азии 9, красивая 5, наша, голубые реки и горы, борцы, родился и вырос, кони, степи, семья, смерть, дыра, яма, сажа, холодная. чараш (красивый) 16, торээн чурт (родной край) 10. даглар (горы) 9, тайга 8, Ази-янын тову «центр Азии» 8, бичии куруне «маленькое государство» 5, Тыва чурт «Тува» 5, тыва дыл «тувинский язык» 5, арыг агаар «чистый воздух» 5, Республика Тыва 4, хуреш «национальная вольная борьба» 4, хову «степь» 4, тыва кижилер «тувинцы» 4, хостуг «свободная» 3, хоомей «горловое пение» 3, Енисей 3, Кызыл 3, эргим «родная» 2, Аржаан «минеральные источники» 2, хол «озеро» 2, ынак чурттум «любимая страна» 2, бажын «дом» 2, аал «табор» 2.

Как видно из приведенной выше таблицы, в первых трех наиболее частотных реакциях тувинских респондентов отражается восприятие Тувы как красивого (чараш) родного края (торээн чурт) с горами и тайгой (даглар). В целом в структуре представленного ассоциативного ряда преобладает внешняя или визуальная характеристика Тувы (48%), акцентирующая красоту и чистоту природного ландшафта: горы, тайга, чистый воздух, степь, минеральные источники и озера. Вторая группа ассоциат отражает эмоциональное восприятие Тувы (40%): родной край (торээн чурт), маленькое государство (бичии куруне), Тува (Тыва чурт), тувинский язык (тыва дыл), любимая страна (ынак

В тувинской части таблицы ассоциаций на стимул Россия наиболее частотными оказались реакции, отражающие ее размерно-пространственные характеристики: улуг (большая), делгем (просторная), чону ковей (много народа), эн улуг делегейде чурт (самая большая в мире страна). Следующая семантическая группа реакций связана с атрибутами государственной власти: Путин, чурт «страна», Россиянын тугу «флаг России», Москва, куруне «государство», Красная площадь, РФ и др. Третья группа реакций предлагает позитивные характеристики страны: чараш «красивая», тайбын «мирная, дружная», куштуг «сильная».

Таблица 2

Русские и тувинские ассоциации на стимул «Россия»

Русское АП «Россия» Тувинское АП «Россия»

Родина 26, страна 22, великая 18, многонациональная 16, держава 12, Путин 8, моя страна 7, большая страна 6, нация 5, береза 4, флаг 2, любимая, гимн, люди, земляки, поля, реки, богатая, дороги. Улуг «большая» 27, делгем «просторная» 11, Путин 11, чараш «красивая» 9, чурт «страна» 7, тайбын «мирный, дружный» 5, эн улуг делегейде чурт «самая большая страна в мире» 5, Россиянын тугу «флаг России» 5, Москва 4, куштуг «сильный» 3, делегейде эн улуг девискээрлиг чурт «страна с самой большой территорией» 3, адыг «медведь» 3, интернациональный 3, куруне «государство» 2, Красная площадь 2, чону ковей «много народа» 2, бажын «дом» 2, хой хоорайлар «много городов» 2, бистин чуртувус «наша страна»2, матрешка 2, РФ 2.

В ассоциативной группе Россия, сформированной реакциями РР, проживающих в Республике Тыва, к ключевым реакциям относятся слова, включающие эмоциональный компонент: Родина, великая, держава, моя страна, любимая, земляки. Затем следует группа нейтральных реакций: страна, Путин, большая страна, нация, гимн.

В реакциях ТР на слово-стимул Россия присутствуют также еще два слова орус чурту «страна русских» и водка. Следует отметить, что в разговорной речи тувинцев выражение орус чурту часто носит нейтральный оттенок значения. Например: Мээн уруум орус чурттунда чурттап турар «Моя дочь живет в России». Как правило, данное словосочетание используется в среде необразованного слоя населения или у людей пожилого возраста в значении за пределами Тувы, отражая относительно короткий период вхождения Тувы в состав России (1944 г), с одной стороны, и бытовавшее на тот период времени первичное значение россияне=русские, с другой. Слово водка как реакция на стимул Россия имеет как положительное, так и негативное значение и требует отдельного рассмотрения.

Среди негативных ассоциаций РР оказались следующие группы реакций: Тува - смерть, дыра, яма, сажа, холодная; Россия - свалка, бедность, холодная. Преобладание негативных слов в отношении слова - стимула Тува показывает, что, несмотря на признание Тывы частью своей Родины, в языковом сознании РР присутствует отчужденность и желание отделиться от принадлежности к ней. В реакциях смерть, яма, дыра проявляются настороженность РР, чувства страха и неприязни.

Сравнительный анализ основного семантического контента приведенных выше ассоциативных рядов позволяет выявить: а) общность во внешнем опи-

Библиографический список

сании: Тува - красивая, Россия - красивая; б) позитивную аналогию Тува - дом, Россия - дом, отражающую развитие логической линии: мой дом Тува, а мы часть России, значит, и она мой дом; в) размерное противопоставление Тувы и России: Тува - маленькое государство, молодая страна, а Россия - самая большая в мире страна, страна с самой большой территорией, много городов.

Несмотря на доминирование этнорегиональной идентичности, в современном языковом сознании ТР не прослеживается отторжения или непринятия единой российской идентичности. Группа реакций на слово Россия, как дом, наша страна, родной, хорошая, родной край, Тува показывает явную выраженность позитивного отношения.

В структуре реакций РР наблюдается двоякое отношение к Республике Тыва, в которой они живут Так, в группе реакций на слова Тыва и Россия можно выявить определенные противопоставления: Тува - Республика, а Россия - Родина, Тува - тайга, а Россия - великая, Тува - родился и вырос, а Россия -моя страна, любимая, земляки, богатая. РР проявили больше сдержанности в реакциях на стимул Тува, чем на слово Россия. Например, о Туве описание красоты ее природы: красивая, голубые реки и горы, степи. Группа реакций на стимул Россия отражает эмоциональное отношение и нескрываемую гордость за нее, например, родина, великая, держава, моя страна, любимая, флаг, гимн, богатая.

Таким образом, анализ языкового сознания ТР и РР на основе ассоциативных рядов на слова-стимулы Тува и Россия выявляет наличие двухуровневой идентификации, в которой есть место для (этно)региональной и гражданской идентичности при разном соотношении ее эмоционального проявления в разрезе этнической принадлежности респондентов.

1. Боргоякова Т.Г Психолингвистические аспекты формирования этнической и российской идентичности. Вопросы психолингвистики. 2017; Выпуск 3: 19 - 31.

2. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. Отв. ред. В.С. Магун. Москва, Издательство Института социологии РАН, 2006: 1 - 29.

3. Абдулатипов РГ. Российская нация (этнорегиональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). Москва, Научная книга, 2005.

4. Ерасов Б.С. Этническое - национальное - цивилизационное в пространстве Евразии. Цивилизации и культуры. 1995; Вып. 2. С. 81 - 104.

5. Боргоякова Т.Г, Каксин А.Д., Чугунеков А.Н. Российская, региональная и этническая идентичность в дискурсе СМИ и в этнических стереотипах. ВестникХГУ. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2016; 18: 73 - 79.

References

1. Borgoyakova T.G. Psiholingvisticheskie aspekty formirovaniya 'etnicheskoj i rossijskoj identichnosti. Voprosy psiholingvistiki. 2017; Vypusk 3: 19 - 31.

2. Drobizheva L.M. Gosudarstvennaya i 'etnicheskaya identichnost': vybor i podvizhnosf. Grazhdanskie, 'etnicheskie i religioznye identichnosti v sovremennoj Rossii. Otv. red. V.S. Magun. Moskva, Izdatel'stvo Instituta sociologii RAN, 2006: 1 - 29.

3. Abdulatipov R.G. Rossijskaya naciya ('etnoregional'naya i grazhdanskaya identichnost' rossiyan v sovremennyh usloviyah). Moskva, Nauchnaya kniga, 2005.

4. Erasov B.S. 'Etnicheskoe - nacional'noe - civilizacionnoe v prostranstve Evrazii. Civilizacii i kul'tury. 1995; Vyp. 2. S. 81 - 104.

5. Borgoyakova T.G., Kaksin A.D., Chugunekov A.N. Rossijskaya, regional'naya i 'etnicheskaya identichnost' v diskurse SMI i v 'etnicheskih stereotipah. Vestnik HGU. Abakan: Izdatel'stvo Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2016; 18: 73 - 79.

Статья поступила в редакцию 18.01.19

УДК 1:008:400

Timchenko N.S., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Head of Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),

E-mail: nattimchenko@yandex.ru

Betenkova E.M., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),

E-mail: elena.betenkova@gmail.com

Vironova S.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),

E-mail: sve14042009@yandex.ru

Timchenko S.A., senior teacher, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: nattimchenko@yandex.ru

EXISTENTIAL MODEL OF MAN AND "DEICIDE" IN F.M.DOSTOYEBSKY'S TEXTS. The article discusses a question of whether it is legitimate to assume that F.M. Dostoevsky was one of the spiritual fathers of existentialism. In the process of solving this problem, the existential model of a person and his life path and the images of the heroes of Dostoevsky's three novels are analyzed: "Crime and Punishment" (Rodion Raskolnikov), "The Brothers Karamazov" (Ivan Karamazov), "Demons" (Alexey Kirillov). These characters according to J.-P. Sartre and A. Camus are heroes who realize the absurd truths of permissiveness and "logical suicide". As a result of the analysis of these works, the authors of the article come to the conclusion that the Russian writer-philosopher stood firmly on the platform of Christianity and is considered the forerunner of existentialism for no reason.

Key words: existentialism, permissiveness, "logical suicide", post-sacramental space, absurdity, "deicide".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.