Абдуллаева Р.З., Газалиева Н.И., Махмудова М.
Ассортиментная политика ОАО «Денеб»
ОАО «Денеб» - один из крупнейших заводов по выпуску безалкогольной продукции на Северном Кавказе. С начала своего основания и по сегодняшний день он занимает лидирующие позиции на рынке.
Завод был создан в 1995 году, как ГУП «Центр-тара», и был рассчитан на производство современной тары. В дальнейшем, изучив потребности рынка, руководством компании было принято решение наладить производство безалкогольных напитков на основе экологически чистой воды на высокотехнологичном оборудовании. На производстве было установлено оборудование ведущего в мире производителя фирмы Сидель (Франция), на котором работают мировые лидеры индустрии напитков. Был сформирован коллектив профессионалов, объединенный общей целью. В целях повышения квалификации и аттестации инженерно-технических работников, была организована их стажировка во Франции и Италии. Летом 1997г. на рынке появилась первая продукция предприятия. Напиток «Грушевый» произвел сенсацию на дагестанском рынке безалкогольных напитков и изрядно потеснил даже раскрученные бренды зарубежных производителей. Он и до сих пор является «визитной карточкой» компании. В 1999г. ГУП «Центр-тара» было преобразовано в ГУП «Денеб», а в 2004г. предприятие прошло акционирование. Уставный капитал Общества составляет 51 942 000 (пятьдесят один миллион девятьсот сорок две тысячи) рублей. Он состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость одной акции составляет 100 рублей. Количество приобретенных акционерами (размещенных) обыкновенных акций составляет -519 420 штук.
Органами управления общества являются: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган - генеральный директор. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизор общества. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Развивая свою деятельность в начале 2005г., ОАО «Денеб» взял инвестиционный кредит у Сбербанка в размере 300 млн. рублей сроком на 5 лет на приобретение каркаса здания и выполнение строительно-монтажных работ, связанных с возведением, реконструкцией и техническим перевооружением цеха розлива воды и напитков, а также на приобретение технологического оборудования и комплектующих.
Руководство компании предъявляло высокие требования к потенциальным поставщикам и в итоге, выбор был остановлен на мировых лидерах:
КИБ (Германия) - розлив, упаковка (минеральная вода, напитки); БГОЕЬ (Франция) - комплектное технологическое оборудование; А-БЦЕ (Италия) - оборудование по производству сиропа; ОМБ (Италия) - оборудование для охлаждения воды; А1еНег-Егапсо1ве (Бельгия) - оборудование компрессоров высокого давления; Б^е (Германия) - комлектное оборудование по производству углекислого газа.
Все производство автоматизировано и компьютеризировано, оно соответствует самым высоким экологическим стандартам.
Потенциальными конкурентами на местном рынке продукции являются:
1. ОАО "Рычал-су", РД. Производит газированную питьевую воду в стеклянной и пластмассовой таре объемом 0,33 л., 0,5 л. 1,0 л.
2. Представительства Компании Coca - Cola " в РФ.
3. ЗАО Висма (Архыз)
4. «Пепси-Ко»
Остальные конкуренты не занимают большой доли рынка.
Распределение долей рынка минеральной воды:
«Денеб» - 35,5%, «Рычал-су» - 47,5%, «Ессентуки» - 7,5%
Распределение долей рынка сладких газированных напитков: «Денеб» - 78,5%; «Фрутиз», «Spring» - 0,5%,; «Fanta», «Coca Cola», «Sprite» -17%; Прочие - 4%
«Fanta», «Coca Прочие
□ Денеб
□
«Фрутиз», «Sp r¡rig»
□ «Farita», «Сое а
Cola», «Sprite
»
□ Прочие
Рис. 1. Доля рынка сладких газированных напитков
Доля иностранных конкурентов на местном рынке очень мала. Это, прежде всего Кока-кола, Пепси (их российские представительства), Эвиан, Перье.
Основными факторами конкурентоспособности продукции, производимой на предприятии «Денеб», являются:
• высокое качество продукции;
• стимулирование сбыта путем установления скидок для постоянных клиентов и скидок при закупке больших объемов или при предоплате;
• расширение ассортимента
Основным рынком сбыта продукции является Республика Дагестан, соседние с ним регионы, а также иные субъекты РФ (г. С-П, г.Ростов-на-Дону, г.Москва, г.Сургут, г.Сочи, г.Волгоград, г.Краснодар и др.). Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции - появление новых конкурентов, изменения предпочтений потребителей, сезонность. Предприятие,
Денеб 78%
для удержания своей доли на рынке, улучшает качество продукции, а также применяет современную тару, упаковку, а также дизайн.
На предприятии создан специальный научно-исследовательский центр, где помимо бактериологических и химических исследований качества выпускаемой продукции разрабатываются и испытываются новые технологии и рецептуры напитков. Специалистами службы продаж и маркетинга разрабатывается план выхода на новые региональные рынки с учетом специфики каждого региона. С начала 2010 года были созданы еще два филиала предприятия в городах Избербаш и Каспийск.
ОАО «Денеб» помимо производственных и экономических задач огромное внимание уделяет и социальным вопросам. ОАО «Денеб» проводит огромную благотворительную работу по многим направлениям. Оказывает спонсорскую поддержку различным спортивным соревнованиям и мероприятиям культурного характера. Проводит благотворительные акции в дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах, ВУЗах и др. В настоящее время ОАО «Денеб» выпускает более 50 наименований продукции. Среди которых сладкие безалкогольные напитки серии «Gold», минеральная вода «Махачкала 160», «Денеб», чистая питьевая вода «Горная», функциональные напитки без использования заменителей. В 2006г. было налажено производство холодного чая, а в 2010г. на рынок выходит новая линейка функциональных фруктовых напитков "Диет".
«Диет» - это инновационные напитки диетического, диабетического действия. В состав этих напитков входит фруктоза и стевиозид - натуральный заменитель сахара, энергетическая ценность которого практически равна нулю. Стевиозид очень популярен в Малайзии, Китае, Индонезии и особенно в Японии, где на протяжении 30 лет его используют в производстве конфет и безалкогольных напитков вместо сахара. В «Диет» сохранены натуральные ингредиенты, витамины А, С, Е, микро- и макроэлементы, включая биогенное железо (для людей с низким гемоглобином). Напитки «Диет» низкокалорийные, их энергетическая ценность составляет всего 20 кКал.
Великолепные напитки, выпускаемые компанией «Денеб» неоднократно удостаивались высоких международных наград. Завод «Денеб», -производство, отвечающее самым современным европейским санитарно-гигиеническим требованиям. Напитки «Денеб» за высокие потребительские качества неоднократно признаны победителями престижных региональных, всероссийских и международных выставок и конкурсов («Знак качества XXI века», «Лучший напиток и минеральная вода года», «Интердринк», «Сто лучших товаров года» и т.д.). В 2004 году предприятие «Денеб» за выдающиеся достижения в области экономического развития, внедрение передовых технологий, обеспечение высокого качества товаров удостоилось паспорта «Предприятия высокого качества».
Продукцию предприятия «Денеб» можно приобрести и в Москве - в аптеках и супермаркетах: «Перекресток», «Алые паруса», «Ашан», «7 Континент», «Билла», «Мосмарт», «Столица» и др. А также в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Сургуте, Волгограде, Астрахани, Сочи и в
других городах, где его продукция пользуется заслуженным спросом. Сегодня завод выходит на новые рынки и уже в ближайшее время каждый россиянин сможет утолить жажду напитками «Денеб» - источником свежести и здоровья.
С 1998 года ОАО «Денеб» активно участвует в российских и международных выставках, ярмарках, конкурсах. За это время завоеваны 10 золотых медалей, 3 серебряных, предприятие является призером конкурса «Знак качества XXI века» (2 платиновых знака) и «100 лучших товаров России». В прошлом году Международная профессиональная дегустационная комиссия присудила напиткам «Шиповник», «Курага» и минеральной лечебно-столовой воде «Горная» золотые медали за натуральность и пищевую ценность.
Основным рынком сбыта продукции «Денеб» является Республика Дагестан, соседние с ним регионы. Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции - появление новых конкурентов, изменения предпочтений потребителей, сезонность. Предприятие, для удержания своей доли на рынке, улучшает качество продукции, а также применяет современную тару, упаковку, а также дизайн.
Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании.
Предприятие занимает прочную рыночную позицию на рынке нашей республики. Но это не означает, что предприятие достигло своей цели. В перспективе предприятие может расширить виды деятельности, расширить торговые площади, укрепить финансовое состояние компании, рост ее капитализации, повысить доходность бизнеса. Необходимо привлечь инвестиции со стороны для вложения в оборотные средства и выполнения текущих платежей и обязательств перед поставщиками и бюджетом. Полученную прибыль от привлеченных средств можно направлять на развитие новых видов производства, разработку новых видов продукции, модернизацию и расширение производства.
Анализ ассортиментной политики предприятия показал, что основное направление производственной деятельности - питьевая и минеральная вода и сладкие газированные напитки. По нашему мнению, можно рекомендовать расширить ассортимент натуральными соками и квасом. Конкурентов на рынке натуральных соков, производимых нашими региональными производителями, не так уж много. А предприятие и саму продукцию ОАО «Денеб» знают не только в местах производства, но и в большинстве городов Республики Дагестан, да и в некоторых районах РФ. Продукция предприятия за 13 лет производственной деятельности получила высокую популярность среди потребителей нашей республики.