Научная статья на тему 'Ассортиментная идентификация телевизионных приемников'

Ассортиментная идентификация телевизионных приемников Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
267
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТЕЛЕВИЗОР / ПОДЛИННОСТЬ / КАЧЕСТВО / ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИЕМНИК / IDENTIFICATION / TV / AUTHENTICITY / QUALITY / TYPE OF FORMATION / TELEVISION IMAGE / INFORMATION TECHNOLOGY / THE RECEIVER

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Цыбранкова Тамара Ивановна

Приведены идентификационные признаки телевизионных приемников разных типов по способу формирования изображения, которые должны применяться при проведении ассортиментной экспертизы телевизоров. Указаны значимые критерии по определению подлинности телевизоров, а также предложены новые приемы идентификации с использованием современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION ASSORTMENT OF TELEVISION RECEIVERS

Identification signs are different types of TV sets in the way of image formation, which should be applied during the examination of range TVs. Are important criteria for determining the authenticity of televisions, and suggests new ways of identification with the use of modern information technology.

Текст научной работы на тему «Ассортиментная идентификация телевизионных приемников»

УДК 620.22.677

АССОРТИМЕНТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРИЕМНИКОВ

Т.И. Цыбранкова

Приведены идентификационные признаки телевизионных приемников разных типов по способу формирования изображения, которые должны применяться при проведении ассортиментной экспертизы телевизоров. Указаны значимые критерии по определению подлинности телевизоров, а также предложены новые приемы идентификации с использованием современных информационных технологий.

Ключевые слова, идентификация; телевизор; подлинность; качество; тип формирования телевизионного изображения; информационные технологии; приемник.

T.I. Tsybrankova. IDENTIFICATION ASSORTMENT OF TELEVISION RECEIVERS

Identification signs are different types of TV sets in the way of image formation, which should be applied during the examination of range TVs. Are important criteria for determining the authenticity of televisions, and suggests new ways of identification with the use of modern information technology.

Keywords: identification; TV; authenticity; quality; type of formation; television image; information technology; the receiver.

Идентификация продукции (товаров) -деятельность по проверке соответствия (тождества) конкретного экземпляра товара образцу, товаросопроводительным документам, нормативным и техническим требованиям, а также принадлежности группе однородных товаров. Идентификацию проводят на всех стадиях жизненного цикла товара, особенно она актуальна в работе таможенных органов. Идентификация телевизоров предполагает установление наименования (марки) и производителя изделия; основных его технических и качественных характеристик (цветности изображения, технологии получения телевизионного изображения, наличия дополнительных функций и др.); комплектности и маркировки (штрих-кода) изделия.

Наиболее важной является ассортиментная идентификация телевизоров, так как позволяет установить, какой именно товар подвергается экспертизе. Ассортиментная идентификация телевизоров опирается на ТНПА, где приводится описание товаров, изображение их внешнего вида, разъяснение функционального назначения и других значимых признаков, позволяющих выделить данный товар из всей товарной массы. Для ассортиментной идентификации телевизоров используются следующие руководящие документы:

- ГОСТ 18198-89 «Телевизоры. Общие технические условия»;

- ГОСТ 24330-80 «Приемники телевизионные цветного изображения. Основные параметры»;

- ведомственные нормативные акты;

- товарные и рекламные каталоги предприятий-производителей телевизионных приёмников.

Согласно ТНПА основным отличительным признаком телевизора является наличие в его конструкции экрана, позволяющего воспроизводить телевизионное изображение. Ассортиментная идентификация телевизионного приёмника предполагает классификацию его по следующим основным признакам: по способу формирования изображения; способу обработки телевизионного сигнала; цветности изображения; поколениям; виду звучания; типу питания; месту установки; маркам и моделям.

По способу формирования изображения телевизоры делят на кинескопные, жидкокристаллические (LCD) и плазменные (PDP). В последнее время на рынке стали появляться единичные модели органических (OLED) телевизоров. В отдельные виды выделяются также проекционные и светодиодные телевизоры.

Традиционные кинескопные телевизоры легко идентифицировать по наличию электронно-лучевой трубки. Это обусловливает, в частности, то, что кинескопный телевизор всегда имеет толщину не менее 10 см и диагональ экрана не более 35 дюймов. Указанные ограничения накладывает технология их производства. Аналогичные ограничения по толщине имеют и большинство моделей проекционных телевизоров, при этом их диагональ не превышает 110 дюймов.

Такие виды телевизоров, как светодиодные и плазменные, напротив, отличаются боль-

56

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)

шой диагональю - от 42 дюймов. Это обусловлено не столько техническими, сколько экономическими требованиями (меньшая диагональ не окупается). Кроме того, эти виды телевизоров конструктивно не позволяют сформировать точку изображения (пиксель) малого размера. В результате при уменьшении размера экрана телевизора критически нарастает пикселизация изображения, т.е. падает разрешающая способность экрана и точечные искажения становятся заметными.

Жидкокристаллические (LCD) телевизоры не имеют перечисленных выше идентификационных ограничений, связанных с размером телевизионного приёмника. LCD-телевизо-ры разнообразны по размерам и внешнему виду. При их идентификации следует опираться на исследование сопровождающей документации, имеющейся маркировки, а также на изучение внутренней конструкции телевизионного приёмника. Основное их достоинство и отличительная черта - крайне малая толщина (иногда до 1 см). Основной конструктивный элемент LCD-телевизора -жидкокристаллическая (ЖК) матрица. Кроме жидкокристаллической матрицы и модуля подсветки, LCD-телевизор включает в себя детали электроники, обрабатывающей входной видеосигнал, блок питания, корпус с элементами управления.

Плазменные (PDP) телевизоры внешне схожи с LCD-телевизором большой диагонали, однако в основе их конструкции лежит плазменная панель. Плазменная панель представляет собой матрицу газонаполненных ячеек, заключенных между двумя параллельными стеклянными пластинами, внутри которых расположены прозрачные электроды, образующие шины сканирования, подсветки и адресации. Эти ячейки не могут быть меньше определённого размера (200 мкм x 200 мкм x 100 мкм). Электрический потенциал, подаваемый на электроды, инициирует разряд через газонаполненную ячейку, газ (люминофор) при этом светится и образует точку изображения на экране. Так как газ светится сам, то плазменный телевизор не требует подсветки. Этим он отличается от LCD-телевизора. Плазменная панель сама является источником света, обеспечивает отличные углы обзора по вертикали и горизонтали, великолепную цветопередачу и яркость изображения. У LCD-телевизоров эти показатели редко бывают на уровне значений плазменных. С другой стороны, наличие светящегося газа (под воздействием электрических разрядов) обусловливает высокую энергоёмкость плазменного телевизора (в среднем около 350 ватт).

Кроме того, плазменные панели требуют постоянной подачи низковольтного тока на все ячейки. Без этого газонаполненные элементы будут включаться и выключаться как обычные флуоресцентные лампы, т.е. очень долго, непозволительно увеличивая время отклика. На поддержание ячеек в рабочем (малосветящемся) состоянии также тратится энергия. Остаточное свечение газонаполненных ячеек ухудшает параметры контрастности плазменных телевизоров, что отличает их от жидкокристаллических уже в худшую сторону.

Проекционные телевизоры отличаются тем, что в них изображение создаётся в результате оптического проецирования на просветный экран (обратная проекция) световых точек от электронно-лучевых трубок, ртутных ламп или лазеров, формирующих телевизионное изображение, или самого изображения целиком, созданного, например, жидкокристаллической матрицей. В современных проекционных телевизорах последних поколений используется несколько различных технологий формирования проецируемого изображения: ЭЛТ, DLP, ЖК-LCOS, LDT.

Светодиодные телевизоры отличаются особой конструкцией экрана. Он состоит из отдельных светодиодных ламп, объединённых в модули. Светодиодный модуль отвечает за формирование одного пикселя телевизионного изображения. В зависимости от размера и разрешения экрана, количество светодиодов, составляющих отдельный модуль, может колебаться от трех до нескольких десятков. Распределение количества светодиодов по цветам в модуле изменяется от типа применяемых светодиодов в интересах соблюдения баланса белого. Согласованная работа светодиодных модулей обеспечивается управляющим блоком. В результате на светодиодном телевизоре последовательно формируются кадры телевизионного изображения. Из светодиодных модулей, как из кубиков, могут собираться экраны любых размеров и формы. При этом они не отличаются высокой разрешающей способностью. У светодиодного телевизора точечная структура изображения просматривается невооруженным глазом.

OLED-телевизоры можно рассматривать как новый этап развития сверхтонких телевизоров, аналогичных жидкокристаллическим моделям. В отличие от LCD-технологии, основанной на использовании жидких кристаллов, в OLED-панелях применяются органические светодиоды. Органический светоизлучающий диод, или по-английски Organic Light-Emitting Diode (OLED), - полупроводниковый элемент,

изготовленный из органических углеродных соединений, способных эффективно излучать свет, если пропустить через них электрический ток. Это напоминает плазменную технологию, где также электрический разряд инициирует свечение люминофора в газонаполненной ячейке. Однако органический светодиод потребляет гораздо меньше электроэнергии. Поэтому OLED-телевизоры отличаются от плазменных меньшим энергопотреблением. Принципиальным отличием от LCD-телеви-зоров является то, что в OLED-телевизорах не нужна подсветка: OLED-панели сами излучают свет. Ещё по сравнению LCD-устройствами толщину OLED-панели можно уменьшить до 5 мм (подобный опытный образец уже продемонстрирован фирмой LG на выставке CES-2012 в г Лас-Вегасе). В целом же, OLED-устройства отличаются следующими параметрами: более низкое энергопотребление при той же яркости; уменьшенные габаритные размеры и вес; отсутствие необходимости в подсветке; отсутствие такого параметра, как угол обзора - изображение видно без потери качества с любого угла; мгновенный отклик (на несколько порядков выше, чем у LCD); более качественная цветопередача (высокий контраст); экран телевизора может изгибаться; экран способен длительное время показывать статическую картинку без «выгорания»; большой диапазон рабочих температур (от -40 до +70°C). При всех своих достоинствах OLED-технология имеет два больших недостатка: высокая стоимость производства и низкая долговечность применяемых органических светодиодов. Пока эти недостатки не преодолены, на рынке OLED-телевизоры представлены единичными моделями фирм Sony, LG и Samsung.

Экспертиза подлинности телевизоров направлена против фальсификации информации о производителе товара. Для проверки подлинности телевизора необходимо в первую очередь изучить товарно-сопроводительную документацию. Как правило, в товарных накладных и спецификациях указываются не только непосредственные продавцы товара, но и его производители. Если по товарно-сопроводительной документации невозможно установить производителя телевизионного приёмника или данные товарных документов вызывают сомнения, то следует перейти к изучению самого товара. Все производители телевизоров в обязательном порядке снабжают свой товар техническим паспортом, в котором приводятся данные о производителе, его названии, адресе или стране, где он зарегистрирован. Так как многие известные производители телевизионной техни-

ки (например, фирма SONY) уже в значительной степени отказались от содержания своих собственных производственных мощностей, то страна происхождения конкретного экземпляра товара может не совпадать с местом регистрации фирмы-производителя. В этом случае следует обращать внимание на имеющуюся маркировку на упаковке, на корпусе телевизора, на отдельных его деталях (реквизит «Сделано в ...», или «Made in ...»). В последние годы широко распространилась практика сборочного производства телевизионной техники (по лицензии, в региональных филиалах и т.п.). Например, все телевизоры марок Samsung и LG с русифицированным интерфейсом производятся на территории России (в г. Калининграде и Калуге), в российских филиалах этих фирм. При таком положении дел проверить подлинность телевизора, принадлежность его той или иной известной марке можно только напрямую обратившись в головную фирму с запросом. В настоящее время такое обращение не представляет большой сложности благодаря развитию Интернет-коммуникации. Все известные фирмы, производители телевизоров, имеют в сети Интернет свои сайты, снабженные инструментами обслуживания запросов потребителей. Например, на запрос через сайт фирмы SONY о подлинности телевизора Sony KDL-V4000, сборки ООО «Телебалт» (г. Калининград), пришёл следующий ответ: «Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за обращение к нам и за интерес к продукции SONY Телевизоры, поставляемые на рынок РФ и стран СНГ, производятся в 4-х странах: Испания, Словакия, Венгрия, Россия (Калининград). Проверить на подлинность поставки из России можно по следующим признакам: знак <<РСТ>> (ростест) на маркировочном ярлыке TV; инструкция на русском языке; русскоязычное меню в TV; гарантийный талон SONY». Следует заметить, что в своем ответе фирма SONY не предлагает произвести проверку деталей, из которых собран телевизор, так как элементная база у подавляющего большинства телевизоров абсолютно одинакова, производится на одних и тех же заводах в Китае и Южной Корее. Например, матрицы LCD-телевизоров марки SONY и Samsung производит один и тот же завод S-LCD (штаб-квартира в г. Тангджонг, Южная Корея). Выяснение подлинности телевизора, опираясь на техническое исследование его конструкции и параметров, можно осуществить, только имея в распоряжении его аналог, подлинность которого не вызывает сомнения. Если по своим техническим параметрам проверяемый экземпляр телевизора не отличается от эталонного

58

Вестник Российского университета кооперации. 2012. №4(10)

образца, то можно считать его подлинным. Если эталонный образец телевизора получить проблематично, то его технические параметры можно попытаться получить от фирмы-производителя, обратившись на её сайт. Все известные производители телевизионной техники на своих сайтах размещают информацию о своей производственной специализации; видах продукции; технических характеристиках конкретных моделей телевизоров.

Телевизоры марки «Витязь» производства ОАО «Витязь» снабжаются специальной наклейкой на задней крышке телевизора, на которой имеется оригинальный 18-значный номер и штрих-код. Обратившись на сайт ОАО «Витязь», можно проверить корректность данного номера. На электронный адрес потребителя высылается e-mail, где сообщается о наличии номера в корпоративной информационной системе ОАО «Витязь», если код найден, то дополнительно приводятся сведения: о модели, дате производства, дате отгрузки телевизора. Таким образом, с помощью Интернет-технологий можно косвенно подтвердить происхождение товара.

Использование современных информационных технологий с успехом применяется

для проверки подлинности телевизионного приёмника.

Экспертиза подлинности телевизоров направлена против фальсификации информации качественных характеристиках данного товара, а также о производителе телевизора. В настоящее время наиболее эффективным, доступным и экономичным способом проверки подлинности и идентичности телевизоров является Интернет-идентификация телевизионных приёмников.

Список литературы

1. Дзахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: учеб. пособие / под общ. ред. И.Ш. Дзахмишевой. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Дашков и К°, 2011. 360 с.

2. Ларионов В.Г., Скрипникова М.Н. Как защититься от подделки? (Обзор технологических средств защиты ценных бумаг, документов и фирменных товаров от фальсификации и подделки) // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №3. С.93-98.

3. Ларионов В.Г., Скрипникова М.Н. Проблема фальсификации товарной продукции в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №1. С. 114-119.

ЦЫБРАНКОВА Тамара Ивановна - кандидат технических наук, доцент. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Беларусь. Гомель. E-mail: akyl91@mail.ru

TSYBRANKOVA, Tamara Ivanovna - Candidate of Technical, Associate Professor. Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives. The Republic of Belarus. Gomel. E-mail: akyl91@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.