Научная статья на тему 'Ассортимент и качество косметических средств по уходу за автомобилем'

Ассортимент и качество косметических средств по уходу за автомобилем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
966
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Л. А., Авеличева С. Н.

Проведен анализ ассортимента, выявлены предпочтения покупателей при выборе косметических средств по уходу за автомобилем, дана экспертная оценка качества и определены лучшие косметические средства по показателю «качество/цена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Серебрякова Л. А., Авеличева С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассортимент и качество косметических средств по уходу за автомобилем»

Отраслевые рынки товаров и услуг

Л.А. СЕРЕБРЯКОВА, С.Н. АВЕЛИЧЕВА

Ассортимент и качество косметических средств по уходу за автомобилем

Проведен анализ ассортимента, выявлены предпочтения покупателей при выборе косметических средств по уходу за автомобилем, дана экспертная оценка качества и определены лучшие косметические средства по показателю «качество/цена».

В настоящее время автомобиль стал непременным элементом нашей жизни. Ремонт транспортных средств и уход за ними осуществляются на станциях технического обслуживания, причем объемы и разнообразие оказываемых услуг непрерывно растут. Однако многие операции по уходу за автомобилем и его ремонту автолюбители выполняют самостоятельно. Промышленностью выпускается широкий ассортимент косметических средств для ремонта и ухода за автомобилем, применение которых повышает безопасность езды, продлевает срок службы автомобиля, поддерживает хороший вид и надежность работы его агрегатов и узлов, облегчает, удешевляет и сокращает время на его обслуживание.

Целью данной работы является анализ рынка косметических средств по уходу за автомобилем во Владивостоке и Артеме, выявление потребительских предпочтений при их выборе, а также определение комплексных показателей качества косметических средств.

Отечественный ассортимент таких средств приближается к 80 наименованиям, ассортимент зарубежных препаратов и препаратов, выпускаемых совместно с зарубежными предприятиями (или при их техническом содействии), в несколько раз превышает отечественный.

Проанализировав товарное предложение косметических средств для автомобилей на рынках Владивостока и Артема, установили, что большая часть их (67 %) - это продукция зарубежных производителей, на долю отечественной приходится 33 %.

Однако помимо известных уже торговых марок на прилавках автомагазинов представлены товары отечественных производителей, которые не используют собственную торговую марку, а продают то-

вары под их родовыми названиями в простой немногоцветной упаковке. Смысл предложения товаров без марочных обозначений - снизить цену для потребителя благодаря экономии на упаковке и рекламе.

Как следует из структуры ассортимента косметических средств для ухода за автомобилем по предприятиям-изготовителям (см. рисунок), отечественные производители занимают 33 % от общего объема продаж косметических средств.

7

5

4

Структура ассортимента косметических средств для автомобилей по предприятиям-изготовителям: 1 - Hi-Gear (США) - 24 %; 2 - Doktor Wax (США) - 28 %; 3 - Meguiars (США) - 15 %; 4 - Fenom (РФ) - 9 %; 5 - ЛиК (РФ) - 7 %; 6 - ООО «РМ» (РФ) - 11 %; 7 - Росавтохим (РФ) - 6 %

Для получения репрезентативной информации о покупательских предпочтениях косметических средств для автомобилей рассчитали выборку по методике Р. А. Шмойловой [3].

В результате анкетирования покупателей было выявлено, что большая часть их, приобретая косметические средства для автомобилей, в первую очередь обращает внимание на цену - 54 % - и только потом на качество - 46 %. Этот факт совпадает и с мнением продавцов, что приемлемая цена преобладает над высоким качеством. Можно предположить, что потребитель предпочитает косметические товары российских производителей именно из-за предлагаемой цены.

Надо отметить, что порой российские химические товары не уступают зарубежным, а невысокая цена свидетельствует о меньших затратах на транспортировку. Мы проанализировали требования покупателей к цене. Ответы респондентов относительно предпочитаемой цены на косметические средства для автомобилей распределились следующим образом:

Цена, руб. Удельный вес, %

До 100 8

100-200 28

200-300 41

Более 300 23

Таким образом, большинство автолюбителей считают наиболее приемлемой цену на косметические средства для автомобилей в пределах 100-200 руб. и 200-300 руб.

Определим предпочтения потребителей по странам-производи-телям, также рассмотрев ответы респондентов:

Производитель Удельный вес, %

Fenom (Россия) 30

Hi-Gear (США) 40

Meguars (США) 7

Doctor Wax (США) 23

Как видим, маркетинговое исследование, проведенное в автомагазинах показало, что из предложенной потребителю продукции семи автокосметических компаний (см. рисунок) наибольшее предпочтение отдано четырем. Среди них всего один российский производитель. Иными словами, покупатель еще недостаточно доверяет качеству отечественного товара.

Анализ периодичности приобретения косметических средств по уходу за автомобилями показал, что это происходит в большинстве случаев один раз в год (79 % опрошенных), и лишь 21 % респондентов производили такие покупки два раза в год. Это еще раз подтверждает, что рассматриваемые химические товары являются вспомогательными и приобретаются по мере необходимости.

По назначению косметические средства для ухода за автомобилем подразделяются на несколько видов. Каким из них отдают предпочтения покупатели, мы выяснили в ходе маркетингового исследования. Приведем ответы респондентов относительно выбора косметических средств для ухода за автомобилем по назначению:

Классификация косметических

средств по назначению Удельный вес, %

Моющие 17

Чистящие 21

Полирующие 28

Герметизирующие 24

Защитные В

Вспомогательные 2

Как видим, по результатам опроса в состав покупки большинства респондентов входят моющие, чистящие, герметизирующие и

ЗС

полирующие средства, причем большинство покупателей пользуются полирующими и герметизирующими средствами. Это говорит о том, что моющие и чистящие средства, как считают покупатели, можно заменить другими, применяемыми в домашних условиях. Вспомогательными и защитными средствами автолюбители пользуются от случая к случаю, потому что, как правило, они нужны при возникновении более серьезных проблем в ремонте. Полирующие же и герметизирующие средства ничем заменить нельзя.

Как показал опрос, наибольшее число покупателей при выборе автотоваров прибегают к помощи продавца - 42 % опрошенных, также активно потребитель пользуется советами друзей - 38 %, рекламой предпочитают руководствоваться 7 %, самостоятельно делают свой выбор 13 % респондентов. Из вышесказанного следует, что торговым предприятиям необходимо как можно больше внимания уделять обучению и квалификации работников, которые непосредственно дают советы и рекомендации покупателям при выборе товара. По мнению респондентов, грамотный и доброжелательный продавец и хорошее отношение к покупателю играет большую роль при покупке товара.

Распределение опрашиваемых по роду занятий произошло следующим образом: рабочие - 12 %, служащие в бюджетной сфере -25 %, предприниматели - 27 %, неработающие - 8 %, студенты - 13 % и пенсионеры - 15 %.

В ходе опроса установлено, что у всех респондентов имеются личные транспортные средства. Многие автолюбители самостоятельно выполняют некоторые операции по уходу за автомобилем и его ремонту, для чего им, естественно, необходимы химические средства.

Для оценки согласованности мнений экспертов определяли коэффициент согласованности (конкордации), Ж:

где Е(£/ - S)2 = 3284,25 - сумма квадратов отклонений от средних значений ранговых оценок по каждому показателю; т = 7 - число экспертов; п = 10 - число показателей.

В нашем примере коэффициент согласованности

12 х (3284,25) 39411

Ж =----------------=-------= 0,81. Считается, что чем ближе Ж к 1,

49 х (1000 -10) 48510

тем лучше согласованность мнений экспертов [2].

Далее определяем коэффициент значимости а, каждого /-го показателя:

— т 2(п3 - п) 12

(1)

тп -

(2)

а,

0,5тп(п -1)

Если бы все показатели были одинаково значимыми, то их коэффициенты были бы одинаковыми, т. е. средними; при n = 10 средний

коэффициент равен ai = у0 = 0,10 . Из полученных коэффициентов существенно значимыми (a0i), т.е. выше среднего будут только 0,196; 0,177; 0,146; 0; 119 и 0, 114. Весомость каждого из них в общем комплексе существенно значимых показателей пересчитывается по формуле

afo.=-^-, (3)

lLaoi i=1

0,196 0,177 n 0,146 0,119 0,114

тогда -----= 0,26; —----= 0,23; —---= 0,19; —----= 0,16; —---= 0,15.

0,752 0,752 0,752 0,752 0,752

Таким образом, как видно из табл. 1, наиболее значимыми для автолюбителей показателями потребительских свойств косметических средств для автолюбителей являются:

afoi 1 - создание защитного слоя;

afoi 2 - удаление царапин;

afoi 3 - способность восстанавливать цвет;

afoi 4 - удобство пользования;

afoi 5 - безотказность.

Далее экспертным методом по 5-балльной шкале установили потребительскую оценку исследуемых косметических средств для автомобилей.

Зная фактические результаты экспертной оценки показателей косметических средств и коэффициенты их весомости, определили комплексные показатели качества косметических средств, пользующихся устойчивым спросом автолюбителей.

Результаты этих исследований свидетельствуют, что наилучшие показатели качества имеют «Color-wax» и полироль «Герметик» (табл. 2).

Далее рассчитали относительную цену и показатели «качество/цена».

Относительная цена рассчитывается как сравнение с максимальной, а показатель «качество/цена» по формуле П = Кк, где Кк -

Оц

комплексный показатель качества, а Оц - относительная цена.

Как следует из табл. 3, самыми дорогими являются полироль «Герметик» и «Color-wax», они же имеют и самые высокие показатели качества. Однако наилучшее соотношение «качество/цена» имеют «Cold class» и «Автополироль кузова».

Таким образом, из вышеизложенного можно заключить следующее. Анализ рынка косметических средств по уходу за автомобилем показал, что большую часть - 67 % - занимают зарубежные производители, на долю отечественных приходится 33 %.

ю

00

а §; а тп-Бі Со! Й? Сої Й? <1 о> '^/і 4^ Ы - Номер эксперта

0,26 961 ‘О С\ ьо 930,25 -30,5 О© - - Ы - - - - Создание защитного СЛОЯ, XI

0,23 0,177 '^/1 600,25 -24,5 -Р^ Ы - Ы Ы Ы Ы Удаление царапин, х2

0Ґ0 0,146 4^ 210,25 і 'І/і ьо 4^ Ы о> 4^ Способность восстанавливать цвет, х3

91 ‘О 6ІҐ0 37,5 і 32,5 '-/І 4^ 4^ 4^ ІУі о> о> Удобство пользования, Х4

О о 4^ и\ 306,25 'І/і '-/і о 40 <1 <1 <1 о© о© Удобство транспортировки и хранения, х5

О о и\ чо 18,5 182,25 13,5 51,5 40 о© о© о© 4^ 'І/і <і <1 Эргономичность использования, Хб

о о и» ьо о 132,25 'І/і '-/і О о© <1 40 40 О 4^ Долговечность, Х7

0,15 0,114 и» 20,25 і -Р- 'І/і 4^ <-Л <-Л 4^ о> '^/і '^/і Безотказность, х8

о о ы 110,25 10,5 4^ Ю о> о> о> <-л о© 40 40 Безопасность химическая, Хд

о о и» -1^ 756,25 27,5 <1 о о О 40 О О Безопасность противопожарная XI0

и» ьо ОС < Лі < Лі < Лі < Лі < Лі < Лі < Лі м

'^/1 -р- '^/і '^/і <-Л '^/і <-Л '^/і '^/і

со

ф

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

£

С

э

ро

Го

о

о

00

&

1

5*

5 3

* Г 8 >:

І ^ <ъ 3 »< а

л ^ к ^ ^1 ^

■8

<Ъ Іа ^ <% 5 *

1 I

^ £ Л

§

£

-8

£

-I

а

Таблица 2

Расчет комплексного показателя качества (Кк)

Показатель &£т «Авто-полироль кузова» «^Ы class» «Color-wax» Полироль «Герметик» «Быстрый вакс»

Создание защитного слоя 0,26 0,936 1,144 1,300 1,248 0,832

Удаление царапин 0,23 0,736 1,058 1,150 1,150 0,874

Способность восстанавливать цвет 0,20 0,840 0,760 0,760 0,800 1,000

Удобство пользования 0,16 0,576 0,736 0,768 0,800 0,512

Безотказность 0,15 0,600 0,750 0,750 0,800 0,600

Комплексный показатель качества, Кк 3,688 4,448 4,729 4,688 3,818

Рейтинг косметического средства, г 5 3 1 2 4

Таблица 3

Результаты расчета обобщенного показателя «качество/цена» для оценки косметических средств для автолюбителей

Наименование Кк Относительная цена, Ои Показатель « качество/цена» r

«Автополироль кузова» 3,688 0,30 12,3 2

«Cold class» 4,448 0,18 24,7 1

«Color-wax» 4,729 0,67 7,0 3

Полироль «Герметик» 4,688 1 4,7 5

«Быстрый вакс» 3,818 0,67 5,7 4

Покупатели при выборе косметических средств в первую очередь обращают внимание на цену (54 %), а потом на показатели качества (46 %).

Периодичность приобретений косметических средств составляет один раз в год - 79 % и два раза в год - 21 %. Предпочтение отдается полирующим и герметизирующим средствам (52 %).

Ценовой фактор является главным при покупке автотоваров: 69 % респондентов приобретают косметические средства стоимостью от 100 до 300 руб.; более 300 руб. за упаковку готовы заплатить только 23 %, косметические средства стоимостью до 100 руб. предпочитают

8 % опрашиваемых.

Из отечественных косметических автотоваров лучшим по качеству является полироль «Герметик», из зарубежных - «Color-wax» и «Cold class», однако по соотношению качество/цена места расположились следующим образом: «Cold class», «Автополироль кузова» и «Color-wax».

Литература

1. ГОСТ 22851-77. Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения. - М.: Изд-во стандартов, 1978. - 18 с.

2. Квалиметрия и управление качеством / сост. И.П. Данилов, Ю.М. Хвастунов. - Чебоксары: Чуваш. ун-т, 1997. - 271 с.

3. Шмойлова Р. А. Теория статистики / Р. А. Шмойлова. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 576 с.

© Серебрякова Л. А., Авеличева С.Н., 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.