Научная статья на тему 'Ассирийцы Грузии: проблемы сохранения самобытности'

Ассирийцы Грузии: проблемы сохранения самобытности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1292
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССИРИЙЦЫ / ТУРКМАНЧАЙСКИЙ МИР / ТБИЛИСИ / КОХВА МАДИНХА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС АССИРИЙЦЕВ / БЭТ НАХРАЙН / АВЮТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комахия Мамука

О древнем грузинском государстве в ассирийских источниках упоминалось еще в I тысячелетии до нашей эры. Более тесные отношения между ассирийцами и грузинами установились с возникновением христианства на Южном Кавказе. А в его распространении и усилении в Грузии большую роль сыграли прибывшие в VI веке из Месопотамии ассирийские монахи, вошедшие в историю как 13 ассирийских отцов. Появление же первой общины ассирийцев в Грузии связано с царем Картли-Кахети Ираклием II, который с целью объединения сил в борьбе против Османской империи вел тайную переписку с Патриархом Восточной Ассирийской церкви Мар Авраамом. Однако их совместный поход против общего врага провалился, после чего несколько семей ассирийцев переселились в Грузию и обосновались в Мухранском районе. Этот процесс продолжался и после вхождения грузинских царств-княжеств в состав Российской империи. Туркманчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тбилиси, где они могли найти работу. В 1890-х годах в Тбилиси проживало уже около 5 тыс. ассирийцев. Но в массовом порядке они переселялись в Грузию (и в Армению) во время Первой мировой войны и послевоенный период, что было вызвано преследованиями этого народа в Османской империи. В то время в Тбилиси при помощи местной общины был учрежден Комитет помощи ассирийским беженцам и функционировал Национальный совет ассирийцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассирийцы Грузии: проблемы сохранения самобытности»

АССИРИЙЦЫ ГРУЗИИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ САМОБЫТНОСТИ

Мамука КОМАХИЯ

научный сотрудник Института политологии Академии наук Грузии (Тбилиси, Грузия)

Миграция и расселение

О древнем грузинском государстве в ассирийских источниках упоминалось еще в I тысячелетии до нашей эры. Более тесные отношения между ассирийцами и грузи нами установились с возникновением христианства на Южном Кавказе. А в его распространении и усилении в Грузии большую роль сыграли прибывшие в VI веке из Месопотамии ассирийские монахи, вошедшие в историю как 13 ассирийских отцов1.

Появление же первой общины ассирийцев в Грузии связано с царем Картли-Кахети Ираклием II, который с целью объединения сил в борьбе против Османской империи вел тайную переписку с Патриархом Восточной Ассирийской церкви Мар Авраамом. Однако их совместный поход против общего врага провалился, после чего несколько семей ассирийцев переселились в Грузию и обосновались в Мухранском районе. Этот процесс продолжался и после вхождения грузинских царств-княжеств в состав Российской империи.

Туркманчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тбилиси, где они могли найти работу. В 1890-х годах в Тбилиси проживало уже около 5 тыс. ассирийцев. Но в массовом порядке они переселялись в Грузию (и в Армению) во время Первой мировой войны и послевоенный период, что было вызвано преследованиями этого народа в Османской империи. В то время в Тбилиси при помощи местной общины был учрежден Комитет помощи ассирийским беженцам и функционировал Национальный совет ассирийцев.

В советский период, точнее, в 1947 году, тысячи ассирийцев депортировали в Сибирь и Казахстан. После реабилитации (1954 г.) лишь часть из них смогла возвратиться в Грузию2. Согласно переписи населения 1959 года, в республике тогда проживало 5 тыс. ассирийцев, что составляло 0,1% ее населения, из них в Тбилиси — 2,6 тыс. (0,4% жителей города). Согласно же переписи населения 1989 года, в Грузии проживали 5,2 тыс. представителей этого народа (0,1%)3, а переписи 2002 года — 3 299 чел., что в обоих случаях составляло 0,1% населения4.

Проживают они в основном в Тбилиси (места их компактного расселения расположены в двух его районах: Ваке и Кукиа), а также в Гардабани, в с. Старая Канда, в Сена-ки, Зугдиди и Кутаиси.

1 См.: Матвеев А.К., Матвеев К.П. История и этнография ассирийцев. М.: Академия Наук СССР, 1990. С. 35—38.

2 См.: Выступление вице-президента Международного национального конгресса ассирийцев Грузии Давида Адамова на конференции «Грузия — многонациональное государство». Тбилиси, 4—5 марта 2002. С. 38—40; Адамов Д. Конференция: «История и реалии этнических общин Грузии», 9 ноября 2001. С. 6—7.

3 См.: Государственный департамент статистики Грузии. Статистический ежегодник Грузии-2001. Национальный состав населения, 37. Однако, по заявлению действующих в Грузии ассирийских организаций, эти показатели не соответствует действительности — их число достигало 12 тыс.

4 См.: Результаты первой национальной переписи населения Грузии в 2002 г. Т. I. Тбилиси, 2003. С. 110.

По оценке Международного информационного агентства ассирийцев, сегодня в мире насчитывается около 3,5 млн. представителей этой национальности, из них 2/3 — в местах их исторического расселения5. Кроме того, они в основном обосновались в Северной Америке (самая крупная диаспора — в Чикаго), в странах Европы и в Австралии. Наряду с этим их можно встретить в Ираке, Сирии, Ливане, Иране6 и Турции. В Турции в 1950-х годах их насчитывалось около 50 тыс., но в результате их эмиграции в Европу, в настоящее время в этой стране остались лишь около 5 тыс., в основном в городах, в связи с чем ассирийские села фактически опустели7.

Что касается республик Южного Кавказа, то больше всего ассирийцев проживает в Армении, где есть несколько их сел. Согласно опубликованным в 2004 году в Армении результатам переписи населения, в данной стране насчитывается 3 409 ассирийцев (0,1% всего населения)8. А эмигрировавшие из Грузии ассирийцы обосновались, в частности, в других республиках бывшего Советского Союза (в России, Украине, Казахстане).

Сокращение численности ассирийцев в Грузии обусловлено их трудовой миграцией, вызванной социально-экономическими факторами. Проживающие в Тбилиси уезжают в основном в Россию и в другие государства Европы, а в свое время компактно обосновавшиеся в Г ардабани — в Россию, главным образом в Ставропольский и Краснодарский края, к уже осевшим в этих местах родственникам9, где основная их часть занимается ремесленничеством и торговлей.

Безработица является острой проблемой и для ассирийцев как и для большинства населения страны. В Тбилиси они заняты в основном мелкой торговлей и ремесленничеством. Наряду с этим важнейший источник их доходов — денежные переводы, которые отправляют своим семьям или родственникам эмигранты, проживающие в других странах. Ремесленничество — главное занятие и для ассирийцев, проживающих компактно в Гардабани, но параллельно они занимаются охотой, рыболовством, садоводством. В последние время некоторые из них трудоустроились, получив неквалифицированную работу на крупных энергетических объектах этого района.

Кстати, из Гардабанского района ассирийцы эмигрируют особенно активно. Если в 1989 году в Г ардабани их насчитывалось более 1 500, то сегодня фактически в два раза меньше, а на многих домах ассирийцев вывешены объявления «продается». Правда, в последние годы волна эмиграции ослабла, что, однако, объясняется экономической несостоятельностью: люди не могут раздобыть средства, необходимые для выезда. К тому же некоторые получили работу на месте. И все же в случае продажи дома за желаемую цену они предпочитают уехать.

Русскоязычные и грузиноязычные

В Грузии, как и во всем Советском Союзе, ассирийцы находились в тяжелом положении с культурно-политической точки зрения. Они владели только родным языком, что в то время осложняло их вовлечение в общественно-политическую жизнь. Несколько человек освоили

5 См.: World Assyrian Population [www.aina.org].

6 Примечательно, что с 2002 года в ежегодном Международном спортивно-культурном фестивале ассирийцев в Иране принимает участие (наряду с прибывающими из различных стран ассирийцами) и спортивная команда грузинских ассирийцев: «Assyrians Hold International Sport-Cultural Festival in Orumiyeh», IRNA, 19 July 2003; газета Авюта, 6 апреля 1999.

7 См.: Pacal J. What Happened to the Turkish Assyrians? // Turkish Daily News, 29 August 1996; Donef R.

Assyrians in Turkey: Ethnic and Religious Recognition Revised [ www.atour.com/government/docs/

20030828a.html ], 28 August 2003.

8 См.: Toumajan M. Armenian Census Results // Armenian News Network/Groong, 27 February 2004.

9 По информации действующих в Грузии ассирийских организаций, в Новопавловске (Ставропольский край) проживает около 40 семей ассирийцев, мигрировавших из Грузии.

русский язык. Да и ассирийскую грамоту знали немногие, 85—90% не умели читать и писать; в частности, к концу 1920-х годов 90—95% жителей с. Старая Канда не знали азбуки.

Во второй половине 1920-х годов в Грузии функционировали три ассирийские школы первой ступени: 2 — в Тбилиси, 1 — в с. Старая Канда, к тому же не в своих помещениях. Они функционировали до 1937 года, а ныне таких школ вообще нет. Многие ассирийские дети обучались в польских и русских школах. Несмотря на большое желание получить образование, из-за препятствующих условий многие подростки остались за дверьми школ10.

Ассирийский (новосирийский) язык — обще название современного восточно-арамейского диалекта, на котором разговаривают ассирийцы (сирийцы). Язык этого народа вообще богат диалектами. Например, в одном районе Тбилиси (Ваке) разговаривают на диалекте джилу, в другом (Кукиа) — на ванском, а в Гардабани — на ботанском11. Наряду с ними в Грузии можно услышать саламасский, тиарский и урмийский диалекты. Последний был положен в основу литературного языка, который сформировался в 1940-х годах12.

Сегодня проживающие в стране ассирийцы родному языку учатся в основном в семьях и являются, как правило, русскоязычными, за исключением их братьев по крови из села Старая Канда, которые не отличаются от местных грузин, так как в совершенстве владеют грузинским языком и образование получают в грузинских селах.

В Гардабани почти все ассирийцы русскоязычные, они получают образование в русской школе. В отличие от старшего поколения, молодежь сравнительно хорошо владеет грузинским языком. Тбилисские ассирийцы более или менее владеют грузинским языком, получают образование в русскоязычных и грузиноязычных школах, но предпочитают русскоязычные, так как ориентированы на эмиграцию в Россию, в связи с чем знание русского языка для них более перспективно. В последние годы появилась возможность изучать родной язык не только в семьях, но и в воскресной школе при церкви, где организованы специальные курсы.

Проблемы в сфере культуры

В свое время в Грузии издавались ассирийский журнал и газета, систематически публиковавшие произведения местных ассирийцев, фольклорные материалы, переводы грузинской литературы. В 1913—1914 годах в Тбилиси выходил в свет двухнедельный журнал «Модинха» (Восток). Он предназначался в основном для ассирийцев, проживающих в странах Южного Кавказа и в России.

В 1926—1938 годах в Тбилиси издавалась ассирийская газета «Кохва Мадинха» («Звезда Востока»)13, функционировали различные кружки, за короткий срок сформировалась ассирийская интеллигенция. Но в результате репрессий 1937 года были закрыты школы и издательство, преследованиям подверглась и ассирийская интеллигенция.

В 1952 году впервые в Советском Союзе был создан Ансамбль ассирийской песни и танца под руководством Ангелины Григолия14, функционировал клуб любителей ассирийской словесности, пропагандировавший родной язык и литературу. К тому же в республике много лет жил и плодотворно работал ассирийский писатель Раби Давид Илиа-ни, имя которого внесено в Грузинскую советскую энциклопедию15.

10 См.: Сонгулашвили А. Культура национальных меньшинств в Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 2002. С. 29—30.

11 См.: Бит-Сулейман Д. Изучить, пока не исчезли // Авюта, № 7, сентябрь 1999.

12 См.: Грузинская советская энциклопедия. Т. I. См. статью «Ассирийский язык», 662. Тбилиси, 1975.

13 См.: Сонгулашвили А. Указ. соч. С. 55—56.

14 См.: Бит-Варди Л. Часть моей души — моя работа // Авюта, 5 марта 1998.

15 См.: Выступление Давида Адамова... С. 38—40.

В 1990-х годах в Грузии были танцевальные ансамбли «Ниневия» и «Дайана»16, но их деятельность осложняли финансовые проблемы, которые и ныне являются основным фактором, затрудняющим культурную жизнь ассирийцев. Государство не может обеспечить регулярное финансирование этой сферы, а частые пожертвования бывают редко, да и те в основном приурочены к некоторым национальным праздникам.

Правда, недавно по инициативе Ассирийско-халдейской католической миссии в Тбилиси приобретен земельный участок, где планируют построить культурный центр, который в будущем должен способствовать сохранению и развитию культуры ассирийцев, проживающих в Грузии.

Общественные организации

Из основанных в республике ассирийских организаций самой влиятельной является Международный конгресс ассирийцев Грузии, который прошел регистрацию в Министерстве юстиции страны в апреле 1992 года. Основная ее цель — сохранение родного языка, культуры и традиций, их развитие и установление связей с братьями по крови, проживающими за границей. К тому же организация поддерживает тесные связи с соответствующими международными структурами. Так, ее руководитель Давид Адамов на 24-м Всемирном конгрессе Международного альянса ассирийцев был избран членом его Исполнительного совета. (Конгресс проходил 7—10 июля 2005 г. в Лондоне.) Одна из задач этой международной организации — сохранение связей с проживающими в Грузии ассирийцами17.

В Гардабани созданы Ассирийский культурный центр «Бэт Нахрайн», выпускается газета «Авюта»18, которая публикует статьи на грузинском и русском языках. Газета является печатным органом Международного конгресса ассирийцев Грузии, но из-за финансовых проблем выходит нерегулярно.

В 1995 году в Тбилиси была основана упомянутая нами выше Ассирийско-халдейская католическая миссия, которую возглавил отец Беньямин Бет-Ядгар. Ее деятельность охватывает три сферы: духовную, гуманитарную и образовательную. Особую помощь миссия оказывает социально незащищенным ассирийцам. Кроме того, при миссии созданы курсы по изучению нового сирийского языка и молодежные группы19.

Православные или католики

За всю свою историю ассирийцы были последователями двух религий, первая из них — ашуризм. Ашура считался Богом ассирийцев, откуда и происходит слово «ассириец». Но в III веке нашей эры основная часть этого народа приняла христианство. По данным Международного информационного агентства ассирийцев, ассирийцы принадлежат разным христианским церквам: Халдейской — 45%, Сирийской ортодоксальной (якобит-ской) — 26%, Восточной — 19%, Сирийской католической — 4%, другим — 6%20.

Во времена коммунистического правления ассирийцы испытывали проблемы со своим вероисповеданием и находились под безмолвным покровительством Православной

16 См.: Юханова М. Древние танцы вновь на сцене // Авюта, № 8, декабрь 1999.

17 См.: New AUA Advisors & Committee Chairs Elected in London // Zinda Magazine, Saturday, 23 July 2005.

18 См.: Kokoev K., Svanidze G., Melikishvili L. Interview with Mr. Gennadi Ivanov, one of the Heads of the International Assyrian Congress in Georgia // National Minorities in Georgia. Tbilisi, 1999. С. 17—18.

19 См.: Father Benny Bethyadgar. Caucasus, Georgia, Tbilisi — Brief History of Mission. Detroit, 2002; The Assyrian-Georgian Relief Fund, 1998 Annual Report.

20 См.: Assyrian International News Agency [www.aina.org].

церкви. Ныне же 85% ассирийцев, которые в католической церкви присутствуют на ассирийско-халдейской литургии, исповедуют православие. В Тбилиси первая ассирийско-халдейская литургия прошла в 1995 году в католической церкви. Богослужение проводит Беньямин Бет-Ядгар21 — глава Ассирийско-халдейской церкви на Южном Кавказе, при которой также функционирует воскресная школа, где преподают ассирийский язык и историю религии. Каждое воскресенье литургию проводят и в Гардабани. В с. Старая Канда сложилась иная ситуация, так как большинство местного населения ходит в православную церковь. Интересно, что 90% ассирийцев, посещающих литургию в Тбилиси, исповедуют православие.

Когда ассирийцы поселились в Г рузии, большинство было католиками. В годы советской власти в республике не было католических церквей, и о приверженцах этой веры заботилась Православная церковь, в связи с чем все проживающие здесь представители этого народа фактически стали православными. В католической церкви ныне литургию проводят на арамейском языке. Ныне в Тбилиси нет церкви с соответствующей структурой и архитектурой, где можно было бы проводить религиозные ритуалы по ассирийско-халдейским канонам22.

Возвращение исторических фамилий

Настоящие ассирийские фамилии начинаются на Бит (сын, дочь) и Бар (после). Часть ассирийцев изменила окончание своих фамилий на русское «-ов». (Оно появилось в их фамилиях после переселения на территорию Грузии в составе Российской империи.) Настоящая фамилия ассирийца Иванова — Бит Юханан (сын Йохана), Акопова — Бит Яку. У ассирийцев Западной Грузии есть грузинские фамилии, заканчивающиеся на «-дзе»: Ионанидзе, Ашкашидзе, Бадавидзе (Бит Бадав) и т.д. Русское окончание было также характерно для греческих и азербайджанских фамилий. После распада Советского Союза отмечается тенденция восстановления фамилий: Иванов вновь называет себя Бит Юха-нан, Бадавидзе — Бит Бадав23.

3 а к л ю ч е н и е

В связи с социально-экономическими проблемами и, по словам самих ассирийцев, из-за бесперспективности их жизни в Грузии, ожидается, что миграционные процессы продолжатся и в ближайшие годы станут причиной резкого сокращения численности представителей этого народа в стране.

Миграционные настроения особенно заметны среди русскоязычных ассирийцев (Тбилиси, Гардабани), так как за последние 10—15 лет из-за языковых или иных факторов они менее других смогли интегрироваться в грузинское общество. Что касается ассирийцев, проживающих в с. Старая Канда, то уровень их интеграции в грузинское общество довольно высок, можно сказать, что они ассимилировались. Поэтому (наряду с социально-экономическими проблемами) наиболее актуальный для них вопрос — сохранение самобытности, что становится все более труднодостижимым для жителей малочисленного селения без целенаправленной и своевременной им помощи от ассирийских организаций.

21 См.: Father Benny Bethyadgar. Assyrian Directory of California, 3 July 2001 [www.atour.com/~people/ 20010703m].

22 См.: Чихладзе И. Беньямин Бет-Ядгар: все конфессии призваны жить в мире // Кавказский акцент, 1—15 июля 2003.

23 См.: Kobaidze M.K. Minority Identity and Identity Maintenance in Georgia. Lund University, Dept. of Linguistics, Working Papers 47 (1999). P. 149—168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.