Научная статья на тему 'Ассимиляционная модель национальной интеграции'

Ассимиляционная модель национальной интеграции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1291
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ СОЦИУМ / АССИМИЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбаков А. В.

В статье анализируется ассимиляционная модель интеграции, которая базируется на концепции национального государства и обязательно предполагает существование гомогенной культуры и единой общенациональной идентичности. На примерах США и Франции показана специфика ее реализации, позитивные моменты и потенциальные опасности для формирования и развития государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассимиляционная модель национальной интеграции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 321.01

А.В. Рыбаков

д.пол.н., профессор, заведующий кафедрой политологии МАИ (НИУ) г. Москва, Российская Федерация АССИМИЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

В статье анализируется ассимиляционная модель интеграции, которая базируется на концепции национального государства и обязательно предполагает существование гомогенной культуры и единой общенациональной идентичности. На примерах США и Франции показана специфика ее реализации, позитивные моменты и потенциальные опасности для формирования и развития государственности.

Ключевые слова

Полиэтнический социум, ассимиляционная модель интеграции, этнические сообщества, культура

Сосуществование представителей различных этнокультур в пределах единого социума представляет серьезную проблему практически для любого современного государства. В последнее время в центре научных и политических дискуссий оказались две принципиально отличные модели интеграции полиэтнического населения нации-государства: ассимиляционная и мультикультурная. Первая базируется на концепции национального государства, что обязательно предполагает существование гомогенной культуры и единой национально-государственной идентичности. Вторая (при всей неопределенности и многозначности понятия «мультикультуризм») имеет целью, в противовес модели гегемонии одной культуры, обеспечение равноправия различных культур, их равноправное существование [1, с. 38].

Исторически первой была сформулирована и апробирована ассимиляционная модель интеграции полиэтнического социума. Ассимиляция представляет собой процесс постепенного растворения самостоятельного этноса или его части в среде другого этноса, потери языка, культурных традиций, этнического самосознания и возникновение новой идентичности. Этот результат может быть достигнут различными путями и под влиянием разных обстоятельств. Поэтому важно разграничивать добровольную и принудительную ассимиляцию. Добровольная ассимиляция может иметь или природный, или вынужденный характер. Естественным путем она осуществляется при интенсивном длительном взаимодействии между тесно связанными (территориально, экономически, политически и т.д.) этносами, в результате чего один или несколько из них принимают культуру другого этноса. Добровольная, но вынужденная по своим внутренним основаниям ассимиляция характерна, главным образом, для иммигрантов, а также для дисперсно расселенных представителей этнических меньшинств, находящихся в иноэтничной среде и постоянно взаимодействующих с носителями доминирующей в данной местности культуры, которая постепенно ими осваивается и воспринимается как собственная. Считается, что добровольная ассимиляция является одним из эффективных механизмов включения иммигрантских групп или отдельных их представителей в активное и равное участие в культурную и политическую жизнь доминирующего большинства.

В отличие от добровольной, принудительная ассимиляция является системой мер правительства или местных властей, направленных на искусственное ускорение процесса растворения иноэтнических групп или отдельных их представителей в политически доминирующем этносе. То есть, если добровольная ассимиляция исходит из внутренних потребностей этнических сообществ, то принудительная ассимиляция отвечает потребностям доминирующего сообщества в достижении большей этнической однородности и унифицированной национальной культуры. Поэтому она рассматривается как одна из разновидностей принуждения к интеграции, которое осуществляется путем открытого или латентного давления на самосознание носителей этнической идентичности с целью снижения (если не полного нивелирования) ее значимости. Этому способствует ряд целенаправленных законодательных, образовательных, идеолого-пропагандистских мероприятий, в частности, директивное введение общеобязательного языка обучения и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

деятельности государственных институтов, средств массовой информации и т.п., при одновременном сокращении (вплоть до полного запрета) сферы применения других языков, других форм традиционной культуры. Процесс ассимиляции, как правило, включает несколько этапов: исходное столкновение, адаптация, аккультурация, ассимиляция.

Ассимиляционная модель интеграции населения нации - государства применялась (особенно активно - в течение Х1Х и первой половины ХХ вв.) и применяется сегодня во многих странах мира. Однако наиболее типичными образцами такой национальной политики считается американская концепция «плавильного котла» и концепция формирования французской политической нации. Концепция включения многочисленных этнокультурных потоков иммигрантов в состав населения США, получила символическое название «плавильный котел», поскольку считалось, что в результате перемешивания в этом кипящем котле исчезают различия и образуется единый сплав - американская нация, связанный единой государственно-гражданской идентичностью и общей культурой. Однако уже с самого начала эта общая культура начала формироваться не путем включения в нее как равноправных компонентов существующих культур, а путем ассимиляции иммигрантов англосаксонским ядром американской нации. Именно это «наиболее древнее», «наиболее культурное» ядро подтягивало к «своему уровню» другие этнические группы. Такое видение процесса формирования американской нации было заложено отцами основателями США и подкреплялось государственной политикой. Так, образование в школах осуществлялось только на английском языке, законодательная система формировалась по английским образцам, английский был языком государственного и частного делопроизводства, государственной службы в целом. Даже численность англоязычного населения могла быть условием вхождения в Федерацию. Так, бывшая французская колония Луизиана была принята в состав США в качестве штата только после того, как полностью перешла во всех сферах жизнедеятельности на английский язык [2, c. 68]. Из «плавильного котла» предполагалось получить «стопроцентного американца». А таким считался WASP (Whate anglo-saxon protestant) - белый, англосаксонского происхождения, протестант. Поэтому на протяжении достаточно долгого периода процесс формирования американской нации как социальной общности предусматривал многочисленные исключения. Они касались не только чернокожих граждан США и автохтонного населения Америки, но и многих других групп, которые воспринимались как нелояльные и не признающие идеалы американской демократии. Чернокожее население Америки после своего освобождения от рабства почти столетие боролось за свои гражданские права, право считаться равными с белым населением. Социальной и экономической дискриминации подлежали конце XIX - начала ХХ в. поляки, итальянцы, ирландцы (главным образом, как католики), евреи, которые в то время массово эмигрировали из Европы, и другие группы, не вписывавшиеся в модель «американизма». Тем не менее, считается, что концепция «плавильного котла» сыграла конструктивную роль в становлении единой американской нации. Она более-менее себя оправдывала, пока главные волны миграции шли из Великобритании и стран Северной и Западной Европы (примерно до начала 1920-х годов). Уязвимость американского варианта ассимиляционной модели интеграции населения нации-государства стала очевидной, когда началась массовая иммиграция в США выходцев из стран Латинской Америки, Тихоокеанского региона, Карибского бассейна, Китая, Индии, Ближнего Востока и стран Африканского континента. Значительная часть переселенцев из этих стран оказалась не только неспособной быстро адаптироваться к новым условиям (из-за существенных культурных различий, низкого образовательного и профессионального уровня и т.п.), но и не стремилась к этому, чувствуя себя более комфортно в своих культурных нишах. Возникло явление геттоизации. Этим термином определяется любая территория, в которой компактно поселяются группы, имеющие неравный доступ к социальным благам, дискриминированы на основании цвета кожи, религиозной или этнической принадлежности. Так возникли, например, известные во всем мире Чайна Таун, итальянские кварталы, Брайтон Бич - район Нью-Йорка, где издавна селились евреи, и тому подобное. Это не административно-территориальные единицы, а, скорее -этнокультурные образования. Население этих районов более или менее успешно адаптируется к социально-экономическим условиям США, американскому образу жизни, но сохраняет свою этническую идентичность, этнокультурные нормы поведения (традиции, обряды и т.д.). И хотя, результаты этнодемографических исследований свидетельствуют о том, что уже для третьего поколения эмигрантов английский язык

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

становится родным, а американская культура собственной, что жители США преимущественно считают себя, прежде всего, американцами, а потом вспоминают свое этнические корни, в середине ХХ века становится все более очевидным, что в глубине «плавильного котла» возникает ситуация, когда переселенцы больше не чувствуют необходимости ассимилироваться. Наиболее показательным в этом плане является пример выходцев из Мексики, численность которых в 2000 году составила 27,6% от общей численности всех, кто родился за границей США. Они, как и выходцы из других стран Латинской Америки, создают во многих крупных городах страны (Майами, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и т.д.) замкнутые этнические анклавы. Среди них преобладают моногамные по этническому признаку браки, а языком повседневного общения является преимущественно испанский. Приводя эти данные, С. Хантингон прогнозирует: «Сохранение значительных масштабов мексиканской и латиноамериканской иммиграции, вместе с низким уровнем ассимиляции этих иммигрантов в американское общество и медленным восприятием ими американской культуры может со временем превратить Америку в страну двух языков, двух культур, двух народов» [3, c. 256]. Это, по мнению С. Хантингона, наиболее угрожающий вызов американской национальной идентичности и «большой американской мечте», взлелеянной англопротестантским ядром нации. Другой авторитетный ученый Чарлз Тейлор, также констатируя сопротивление принудительной ассимиляции так называемых «испэникс», приходит к выводу, что в противовес существовавшей ранее однозначной необходимости приспосабливаться к чужой среде, все более распространенным становится восприятие общей культуры, которая находится в состоянии постоянных изменений, поэтому каждая группа может принимать непосредственное участие в формировании ее образа. Это, по мнению Тейлора, является одним из проявлений того мировоззренческого сдвига, который состоялся в цивилизованном мире в 1960-е годы. Мысль о том, что человек должен подавлять свою инаковость ради того, чтобы вписаться в какое-то доминирующее большинство, чей образ жизни в данном обществе признается как единственно законный, постепенно выветривается [4, с. 26-27]. Тот факт, что большинство уже не может интегрировать, а меньшинство уже не хочет интегрироваться [4, c. 27], достаточно наглядно подтвердили события во Франции осенью 2005 года, когда молодежь - выходцы из так называемого Магриба (древнее название стран, расположенных в северо-восточной части Африки) совершили массовые хулиганские действия в пригороде Парижа и других городах Франции. Это и самими французами, и мировым сообществом было расценено как вызов модели гражданства, которая была порождена французской революцией, и идеи интеграции как таковой. Заложенные еще в период Великой Французской революции основы формирования французской нации базировались на признании равных прав всех граждан перед обществом, принципиально игнорировали этнические различия, требуя обязательной для всех гражданской идентичности и принадлежности к одной культуре («одна культура - одна нация»). Чтобы эта культурная общность стала реальной, все граждане должны говорить на одном официальном языке и учиться по одинаковой программе. Демонстрация религиозной принадлежности считается возможной только в частной сфере. Последовательная и достаточно жесткая реализация указанных принципов почти два столетия давала положительные результаты. Франция успешно ассимилировала достаточно большую численность иммигрантов, главным образом, из стран Восточной и Южной Европы (итальянцев, поляков, чехов и т.п.). Политика ассимиляции натолкнулась на препятствия в виде волн иммиграции из Магриба. Оказалось, что овладение ценностями культуры страны, принявшей их как своих граждан (то есть аккультурация), не является достаточным для вхождения в общество. Так, выходцы из Марокко за цвета своей кожи националистически настроенной частью большинства не признавались как французы, как бы они хорошо не обладали французским языком и как бы глубоко не усвоили французскую культуру [5, c. 56]. Но не только этнические предубеждения выталкивали магрибцев из французского общества. Этому в значительной степени способствует их социально-экономическое положение. На это обратили внимание только тогда, когда возникли массовые протесты. Так, среди представителей данного меньшинства в возрасте от 16 до 24 лет, проживающих «в зонах повышенного риска», уровень безработицы достигает 3050%, в том числе - из-за дискриминации этой части граждан Франции. Проведенные исследования показали, что даже шансы на собеседование с работодателем в пять раз меньше для тех, чье имя звучит «по-исламски» и кто живет в пригородном районе с компактным проживанием этнических меньшинств [6].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Попытка ответить на вопрос: «Почему Франция в огне?» привела многих специалистов к выводу, что в этом виновата и сама концепция гражданской нации в ее французском варианте, основанном на непризнании этнических различий и законодательно запрещающей возможность любой позитивной дискриминации на основании этнической принадлежности, поскольку это нарушает принцип равенства прав всех граждан страны. Именно на этом основании мусульманкам, обучающимся в государственных школах, несколько лет назад было запрещено повязывать голову платком.

В то же время во Франции распространена практика социальной помощи уязвимым группам населения, однако она осуществляется по другим критериям: безработица, уровень жизни за чертой бедности, многодетные матери и тому подобное. И, как в последнее время стало понятно, в данные категории чаще всего попадают как раз те граждане, которые образовали своеобразное гетто в пригородах многих крупных городов Франции. Хотя многие из них являются иммигрантами в третьем поколении, прошли обучение в государственных образовательных учреждениях, на которые главным образом возложена функция ассимиляции новоприбывших граждан Франции, но далеко не всегда этот процесс завершается успешно, в том числе и по причинам, о которых говорилось выше.

Таким образом, хотя ассимиляционная модель интеграции полиэтнического населения (и в ее американском, и во французском вариантах), безусловно, положительно способствовала (особенно на первых этапах построения нации) формированию общенациональной идентичности и общенациональной культуры, противостояние этнического большинства и этнических меньшинств, прежде всего, иммигрантского происхождения, полностью ликвидировать не удалось. Список использованной литературы:

1. Воронков В. Мультикультурализм и деконструкция этнических границ //

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. В.С. Малахова и В.А.Тишкова. -М., 2002. - С. 38- 47.

2. Щедрина А. В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // СОЦИС - 2004

- №11 - С. 67-74.

3. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; Пер. с англ. А. Башкирова.

— М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 635 с.

4. Тэйлор Ч. Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) // Мультикультуризм и трансформация постсоветских обществ / под ред. В.С. Малахова и В. Тишкова. - М.: 2002. - С. 11-37.

5. Малахов В. Зачем России мультикультурализм // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова. - М .: 2002. - С. 48-60.

6. Степан А. И., Сулейкин Э. Почему Франция в огне? - День. - 2005. - 22 ноября

© Рыбаков А. В., 2016

УДК228

А.А. Смирнова

студентка 4-го курса

Кафедра государственного и муниципального управления и права Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Г. Владивосток, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-

ДАЛЬНИЙ, Г.СПАССК-ДАЛЬНИЙ

Тема муниципального управления образованием, изучение проблем в этой сфере является весьма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.