Научная статья на тему 'АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР: СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА'

АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР: СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР / МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АССЕССМЕНТ-ЦЕНТРА / ASSESSMENT CENTR / STAFF ASSESSMENT METHOD / GOALS AND OBJECTIVES OF THE ASSESSMENT CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черниенко Е.В.

В статье рассматриваются этапы и задачи ассессмент-центра, а также преимущества и недостатки данного метода оценки персонала. Дано определение ассессмент-центра и рассмотрены его цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT CENTER: MODERN METHOD OF PERSONNEL ASSESSMENT

The article discusses the stages and tasks of the assessment center, as well as the advantages and disadvantages of this method of personnel assessment. A definition of the assessment center is given and its objectives are considered.

Текст научной работы на тему «АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР: СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА»

УДК 65.013

Черниенко Е.В. студент магистратуры управление персоналом Забайкальский государственный университет АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР: СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация: В статье рассматриваются этапы и задачи ассессмент-центра, а также преимущества и недостатки данного метода оценки персонала. Дано определение ассессмент-центра и рассмотрены его цели.

Ключевые слова: Ассессмент-центр, метод оценки персонала, цели и задачи ассессмент-центра.

Chernienko E. V. graduate student of personnel management Zabaikalsky state University ASSESSMENT CENTER: MODERN METHOD OF PERSONNEL

ASSESSMENT

Abstract: The article discusses the stages and tasks of the assessment center, as well as the advantages and disadvantages of this method of personnel assessment. A definition of the assessment center is given and its objectives are considered.

Keywords: Assessment centr, staff assessment method, goals and objectives of the assessment center.

Ассессмент-центр - комплексный метод диагностики успешности сотрудника в профессиональной деятельности на основе оценки его поведения в различных смоделированных ситуациях. Ассессмент-центр (центр оценки) - организованная технология оценки знаний, навыков, деловых качеств сотрудников. Это универсальная, наиболее точная диагностика групповой оценки для подбора кандидата на вакантную должность. Ассессмент-центр помогает кадровым службам провести анализ компетенций сотрудников и оценить, подходят ли они занимаемой должности. Оценка проводится собственной кадровой службой либо внешними консультантами, консалтинговыми компаниями.

Ассессмент-центр относится к профессиональным технологиям тестирования персонала организации. Испытуемым предлагают выполнить ряд упражнении, для которых потребуется проявить важные для компании и конкретной должности знания, навыки и качества. Степень присутствия этих качеств оценивают специальные эксперты-оценщики, они используют строгие критерии. По итогам испытания делается вывод о соответствии человека данной должности. Процедуры занимают от одного до трех дней, количество участников оценки обычно ограничено группой 5-10 человек.

Цель проведения ассессмент-центров — это оценка возможной успешности сотрудника в профессиональной деятельности. Эксперты не

оценивают текущую работу сотрудника и его прошлые заслуги — они смотрят на возможность эффективной работы в условиях, отличных от его нынешнего положения. Это необходимо для решения следующих задач: отбор в целях ротации, формирования кадрового резерва, обновления управленческой команды. Составление программ индивидуального развития, профессиональная ориентация. Определение направлений совместного развития (формирование команды управленцев, корпоративное обучение). Обучение в процессе ассессмент-центра, дополнительное развитие тех компетенций, которые подлежат оценке, профессиональная адаптация. Список неисчерпывающий, каждая организация вправе выделять собственные задачи, для решения которых ей необходимы результаты ассессмент-центра. Важно, чтобы они не ущемляли права сотрудников и не противоречили общей стратегии развития. На практике российский подход к применению ассессмент-центра отличается от международного. Согласно исследованию, проведенному в 2014 году Федерацией оценки персонала НК РЧК, результаты оценки редко становятся причиной принятия кадровых решений. 76% руководителей используют ассессмент-центр для дальнейшего развития персонала и только половина из них готовы на основе испытаний провести профессиональный отбор. Наиболее часто ассессменту в России подвергаются менеджеры среднего звена (74%), оценке в среднем подлежит до 8 компетенций.

Оценка эффективности работы сотрудника - это необходимое условие для ведения успешного и эффективного бизнеса. Проведение ассессмент-центра поможет оценить потенциальную успешность сотрудника в профессиональной деятельности в настоящем времени. Это может быть, как соответствие занимаемой должности, так и способность решать поставленные задачи. Эксперты не оценивают прошлые заслуги и текущую работу. Они обращают внимание на возможность продуктивной работы в других условиях, отличных от нынешних.

Оценочная диагностика помогает реализовать ряд задач:

- достоверная оценка уровня компетентности персонала;

- выявление потенциала специалистов и сотрудников для дальнейшего развития и карьерного продвижения;

- эффективный отбор персонала, точная расстановка кадров внутри компании с целью формирования кадрового резерва;

- профориентация, составление плана индивидуального развития персонала;

- формирование команды управления, корпоративное обучение;

- оптимизация управления персоналом (отбор участников на вакантные и руководящие должности).

Каждая организация выделяет собственные задачи, и для их решения нужны результаты ассессмент-центра, так как руководители будут их использовать для дальнейшего развития персонала. Преимущества

ассессмент-центра - это высокая надежность метода и достоверность результата оценки, так как она производится специально подготовленными экспертами по четкому алгоритму, в соответствии с заданными критериями.

Существуют четкие требования к методике проведения ассессмент-центра. Это стандартизированные методы, правильная подготовка наблюдателей, организация обратной связи. Профессиональный подход к процедуре оценки позволит избежать ошибок, так как он преследует конкретную цель, учитывая особенности компании и ее корпоративные ценности. Важное условие эффективности - это заинтересованность сотрудников профессиональном развитии, а также желание расширять свои компетенции и понимать значимость результатов центра оценки. В свою очередь, руководители не должны превращать испытание в экзамен, а заработная плата не должна зависеть от результата оценки. Она используется исключительно как основание для карьерного роста специалистов.

Методика проведения ассессмент-центра предусматривает определенные роли, которые выполняют специалисты, прошедшие подготовку и отбор. На практике один человек может совмещать задачи, если это не повлияет на качество полученных результатов. Наблюдатель -эксперт. Оценивает поведение участников отбора, описывает и классифицирует. Такой специалист должен владеть всей информацией о методике оценки и содержании упражнений, знать особенности компании, задачи испытания, обладать навыками описания поведения, сведения оценок и организации обратной связи. Эксперт проходит обучение. Помимо теоретической подготовки, он должен пройти ряд тренингов, и первое время участвовать в ассессмент-центре под руководством инструктора-тренера, обсуждать с ним свои действия и советоваться по поводу выставленных оценок. Ведущий. Отвечает за содержательную часть ассессмент-центра. Ведущий управляет активностью участников, проводит инструктаж, следит за взаимодействием, организует работу экспертов. Он должен быть подготовлен и иметь опыт работы наблюдателем. Администратор. Отвечает за техническую часть испытания, готовит помещение и материалы, выдает атрибуты, необходимые для заданий. Специальной подготовки не требуется. Ролевой игрок. Выступает в качестве партнера участников в упражнениях, где требуется взаимодействие. Ролевым игроком может быть эксперт-наблюдатель или специально обученный актер, который владеет всей информацией о технике оценки. Дизайнер программы. Его задача — разработать общую концепцию программы, выбрать упражнения под конкретные цели, составить расписание проведения оценки. Разработчик упражнений. Подчиняется дизайнеру, создает конкретные упражнения. Оптимально, если разработчик имеет образование в области менеджмента или социальной психологии. Ассессмент-центр может проводиться силами кадровой службы организации либо внешними консультантами. Внутренние специалисты, владеющие методикой, обычно есть в крупных компаниях, которые располагают финансовыми ресурсами на содержание штата

оценщиков. Аутсорсинг выбирают руководители, которые не планируют вкладывать средства в подготовку собственных экспертов, но желают получить объективные и достоверные результаты. Использование внешних компаний для организации и проведения ассессмент-центра как технологии и мероприятия имеет несомненные преимущества: гарантирует независимость результатов, отсутствие ошибок и субъективизма, а также высокую скорость и качество проведения оценки за счет наработанного опыта. Процедуры АЦ: интервью с экспертом; тесты психологические и профессиональные; групповая дискуссия; деловые и ролевые игры; анализ ситуаций.

Этапы работы АЦ:

- уточнение целей и задач диагностики с руководством. Определение состава участников;

- формирование параметров и критериев оценки, выбор оценочных методик и упражнений;

- определение последовательности диагностики сотрудников и последовательности проведения комплексной оценки;

- проведение оценочных процедур;

- обработка и анализ результатов, подготовка отчёта и рекомендаций;

- очное собеседование с заказчиком по результатам диагностики;

- предоставление информации участникам процедуры оценки.

Преимущества: высокая социальная и прогностическая валидность;

дополнительные данные для коуч-консультирования; результаты позволяют руководителю принять решение о том, в каком направлении проводить обучение и развитие персонала.

Результаты центра оценки не являются единственным основанием для принятия кадрового решения по отдельным сотрудникам. Они только подсказывают, как улучшить работу персонала и компании в целом. С сотрудником также проводится персональная беседа, в которой отмечаются его сильные и слабые стороны, возможные ресурсы для повышения профессиональной компетенции.

Преимущество ассессмент-центра заключается в том, что он позволяет не просто оценить навыки и умения, но и составить индивидуальную программу развития для отдельно взятого сотрудника. Технологии при этом универсальны: они подойдут для крупных предприятий и небольших фирм. Результаты кадрового аудита используются также для мотивации сотрудников и повышения производительности труда.

Использованные источники:

1. Богатырева О.Н., Бармина Е.Ю., Кадровые технологии в системе управления персоналом: учебное пособие/ СПбГТУРП. - СПб., 2013. - 66 с.

2. Десслер Г. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - Москва: ЮНИТИ, 2004. -163 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - Москва: ИНФРА-М, 2000. - 422 с.

4. Малуев П.А. Управление персоналом/ П.А. Малуев, Ю.Е. Мелихов. -Москва: Изд-во «Альфа Пресс», 2005 . - 150 с.

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно -практическое пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление тперсоналом») - Москва: ЗАО «Бизнес-школа «ИнтелСинтез», 2010. - 368 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.