АССЕРТИВНОСТЬ, ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ, АФФИЛИАЦИЯ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ИНДИВИДА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ:
СВЯЗИ И СВОЙСТВА
Шейнов В. П.
РИВШ, Минск
В статье выявлена положительная связь между ассертивностью и интернальностью как у мужчин, так и у женщин (в англоязычном социуме она имеет место лишь для мужчин). Обнаружена высокая статистически значимая отрицательная корреляция между ассертивностью и стремлением к принятию, между ассертивностью и страхом отвержения, что свидетельствует о самодостаточности ассертивной личности в части общения. Подтвержден полученный автором ранее вывод, что женщины в целом лучше мужчин защищены от манипулятивных воздействий. Выявлены психические состояния, переживаемые как ассертивными, так и незащищенными от манипуляций объектами и субъектами манипулирования.
Ключевые слова: ассертивность, локус контроля, интерналы, аффилиация, незащищенность от манипуляций, психические состояния.
ASSERTIVENESS, INTERNALITY, AFFILIATION AND INDIVIDUAL'S VULNERABILITY TO MANIPULATIONS: CONNECTION AND PROPERTIES
Sheinov V. P.
RIVHS, Minsk
In the article positive connection between assertiveness and internality both for men and women is established, while in English speaking society it is revealed only for men. A high statistically significant negative correlation between assertiveness and striving to acceptance, assertiveness and the fear of rejection is found, which indicates the self-sufficiency of the assertive personality regarding the process of communication. The fact received by the author earlier that women are generally better protected against manipulative influences than men is confirmed. Mental states experienced by the assertive as well as vulnerable to manipulations objects and subjects of manipulation are revealed.
Key words: assertiveness, locus of control, internals, psychological vulnerability to manipulation, affiliation, aspiration to be accepted, fear to be denied, mental states.
Введение
«Ассертивность - это способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям» [2, с. 40].
Ассертивность является одним из компонентов социальной компетентности. Ассертив-ное поведение соотносится со способностью отстаивать собственные права, при необходимости просить других о помощи, проявлять свои положительные и отрицательные чувства, отклонять нежелательные просьбы, помогать справиться с социальной тревожностью, а также со способностью к адаптации в социальной жизни [14].
В теории Солтера [30] ассертивное поведение рассматривается как альтернатива весьма распространенному деструктивному способу воздействия - манипуляции. Эту точку зрения поддерживает и ряд других авторов [6, 10], по мнению которых ассертивность является оптимальным и наиболее конструктивным подходом к межличностным отношениям.
Ранее автором [7] был введен в научный оборот конструкт «незащищенность индивида от манипулятивных воздействий». В процессе его исследований на выборке из более 1500 испытуемых показано, что каждый человек в той или иной степени не защищен от манипуляций. Репрезентативность этой выборки позволила утверждать, что введенный конструкт актуален (хотя и в разной степени) для любого человека.
В статье рассмотрены связи ассертивности и незащищенности личности от манипуляций с локусом контроля со стремлением к аффи-лиации, а также психические состояния, переживаемые объектами и субъектами манипулирования.
Используемые методики
Для исследования и оценки ассертивно-сти применялась авторская методика ее измерения, надежность и валидность которой доказана [6].
Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий осуществлялась с помощью авторского теста, надежность и валидность которого также доказана [7].
Для выявления психических состояний, переживаемых объектами и субъектами манипулирования, применен авторский опросник, представленный в работе [8].
Для исследования и оценки локуса контроля использовалась модификация шкалы I-E Дж. Роттера - тест-опросник субъективной локализации контроля С. Р. Пантелеева и В. В. Столина [4, с. 131-134].
Для выявления тенденций к аффилиации использован известный опросник А. Мегра-бяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова [3, 5] - тест мотивации аффилиации.
В экспериментальной части исследования испытуемыми были слушатели Академии последипломного образования (АПО, Минск) и Республиканского института высшей школы (РИВШ, Минск), преподаватели Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ, Минск), преподаватели, лаборанты и учащиеся Слуцкого медицинского колледжа. Всего в исследовании участвовали 246 респондентов в возрасте от 17 до 74 лет: заместители директоров школ (51 человек), преподаватели вузов (45), преподаватели и лаборанты колледжа (43), дефектологи (32), психологи (31), учащиеся колледжа (44).
Проверка полученных в результате тестирования данных на соответствие закону распределения (на всех этапах исследования), проводившаяся по одновыборочному критерию Колмогорова - Смирнова (вычисление статистики Z и относящейся к ней вероятности ошибки p), показала, что распределение всех изучаемых переменных вполне соответствует нормальному. Это позволяет использовать для
статистического анализа (осуществлявшегося с помощью программы SPSS, версия 18.00) параметрические методы. Нормальность распределения результатов тестирования также служит указанием на то, что «выборка представляет собой репрезентативный срез популяции» [1, с. 201], для которой создается тест.
Результаты исследования и их обсуждение
Ассертивность и локус контроля
В ряде исследований установлено, что наличие ассертивного поведения [20] и внутренней системы убеждений [25] - каждого по отдельности- сказывается на человеке. Естественно задаться вопросом: действуют ли они разрозненно или сами находятся в какой-то связи друг с другом?
Это предположение послужило основой ряда исследований о возможной связи между локусом контроля и ассертивным поведением. Ожидалось, что интерналы, которые считают, что их успехи отражают результаты их собственного поведения, будут действовать согласно своим ожиданиям и проявлять ассер-тивность. В отличие от них экстерналы, которые думают, что их действия не принесут им пользу, могут показать меньшую склонность к ассертивному поведению.
М. Симан и Дж. Эванс [32] провели первое исследование данного вопроса, изучив процесс поиска информации у пациентов тубдиспансера. Их результаты показали, что интерналы находили больше информации о здоровье, нежели экстерналы, то есть интерналы более активно отстаивали свое право на здоровье.
У. Дэвис и Э. Фарес [13] пришли к схожим выводам, отметив, что интерналы извлекали больший объем информации в ситуации неопределенности. В другом исследовании Э. Фарес [27] также установил, что интерналы с большей эффективностью используют полученную информацию. Вместе взятые результаты этих исследований привели к выводу о том, что интерналы ведут себя более ассертивно, чем экстерналы.
В последующих исследованиях было установлено, что интернальность студентов связана с их высокими показателями ассертивности [9, 17]. То же - и у учащихся медицинских учебных заведений [29]. Однако в указанных исследованиях не уделено внимания потенци-
альным различиям между мужчинами и женщинами относительно связи между локусом контроля и ассертивностью. Поскольку ассер-тивное самовыражение у женщин традиционно не поощрялось [11], вполне вероятно, что связь между убеждениями и поведением может проявляться у женщин не так последовательно, как у мужчин. Поэтому целью последующих исследований было сравнение представителей мужского и женского пола касательно связи между представлениями о ло-кусе контроля и ассертивным поведением.
Так, исследование Э. Л. Кули и С. Новицки [12] было направлено на изучение зависимости локуса контроля и ассертивности среди студентов обоего пола. 55 студентов были протестированы при помощи шкалы Новицкого -Стрикланда [26] для определения внутреннего и внешнего локуса контроля среди взрослых и шкалы ассертивности Р. Ратуса [28]. В отличие от испытуемых женского пола у мужчин была обнаружена положительная взаимосвязь между интернальностью и ассертивностью.
В нашем исследовании в трех группах испытуемых численностью 51, 43 и 18 человек была выявлена статистически значимая двусторонняя корреляция между ассертивно-стью и интернальностью: r = 0,336, p = 0,004 (N = 51), r = 0,327, p = 0,032 (N = 43) и соответственно r = 0,418, p = 0,084 (N = 18).
Принципиальным отличием этого результата от упомянутого выше вывода Э. Л. Кули и С. Новицки [12] является то, что в нашем исследовании положительная взаимосвязь между интернальностью и ассертивностью обнаружена как у мужчин, так и у женщин, в то время как в англоязычном социуме она имеет место лишь для мужчин, но не для женщин.
Ассертивность и аффилиация
Нами также установлена статистически значимая двусторонняя корреляция между ассертивностью и аффилиацией.
«Аффилиация (от англ. Affiliation - соединение, связь) - потребность в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь, поддержку и принимать их» [2, с. 54].
В соответствии с определениями быть аф-филитивным - значит стремиться быть в обществе других людей, а быть ассертивным -означает быть способным к независимости, то
есть ассертивность и аффилиация в определенной степени должны конкурировать.
Приведем ряд исследований, свидетельствующих о том, что такая конкуренция в самом деле имеет место.
Ассертивная речь предполагает достижение намеченных результатов в соответствии с принципами ассертивности - отстоять свои интересы, не ущемляя интересов других людей. Признаками же аффилиации являются эмоциональная речь [15], поддержка и похвала [31], взаимопонимание [22], выражение признательности [33], улыбчивость [18], согласие [33] и принесение извинений [19].
Тем самым ассертивные формы коммуникации более соответствует маскулинности, а аффилитивные - фемининности [21]. В ходе ряда мета-исследований данных форм поведения были обнаружены определенные гендер-ные различия: женщины склонны определять себя в отношении к другим, в то время как мужчины рассматривают себя принципиально отдельно от других людей. Индивидуальная ассертивность представляет собой дилемму для женщин, которые опасаются, что ассер-тивность поставит под угрозу отношения с окружающими и, таким образом, подавляют ее в себе, уступая в конфликте между их аффилиативными и ассертивными потребностями. Действительно, в процессе изучения методов общения у детей и взрослых было установлено, что представители мужского пола ассертивнее представительниц женского, а последние несколько аффилитивнее, чем лица мужского пола [16, 18, 21, 23, 24].
Выявленная в указанных работах определенная конкуренция ассертивности и аффили-ации порождает интерес к их одновременному изучению у индивидов.
Методика (тест) А. Меграбяна [3] диагностирует два обобщенных устойчивых мотиватора, входящих в структуру мотивации аффилиации, - стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.
В нашем исследовании для групп дефек-тологов и психологов (N = 50) была выявлена высоко статистически значимая двусторонняя отрицательная корреляция между: 1) ассертив-ностью и стремлением к принятию (r = -0,379, p = 0,007) и 2) ассертивностью и страхом отвержения (r = -0,492, p<0,001). Ассертивность отрицательно коррелирует со страхом отвер-
жения (г = -0,616, р<0,001) у преподавателей и лаборантов колледжа (Ы = 43), а также у учащихся колледжа (г = -0,720, /><0,001, N = 44). Аналогично у преподавателей БГМУ (Ы = 30), что сильно выражено как у мужчин (г = 0,797, р = 0,001), так и у женщин (г = -0,785, р<0,001). Статистически значимая двусторонняя отрицательная корреляция между ассертивностью и стремлением к принятию в этой группе наиболее ярко выражена у мужчин: г = -0,659, р = 0,007 (Ы = 50).
Полученные результаты свидетельствуют о самодостаточности ассертивной личности в части общения: она не испытывает особого стремления к принятию и в еще большей степени не испытывает страха отвержения.
Локус контроля и аффилиация оказались связанными между собой: экстернальность положительно коррелирует со стремлением к принятию у преподавателей университетов (г = 0,568, р = 0,014) и учащихся колледжа (г = 0,329, р = 0,029), а интернальность уменьшает страх отвержения у преподавателей (г = -0,329, р = 0,031) и учащихся колледжа (г = -0,272, р = 0,075).
Незащищенность индивида от
манипулятивных воздействий
Степень незащищенности индивида от ма-нипулятивных воздействий оказалась в целом не связанной с ассертивностью (Ы = 131), но для психологов эта связь существует и положительна: г = 0,361, р = 0,046 (Ы = 31). По-видимому, особенности этой профессии оказывают определенное влияние на возникновение указанной связи.
Для преподавателей университета установлена положительная корреляция незащищенности индивида от манипуляций со стремлением к принятию (г = 0,431, р = 0,017). При этом у женщин она сильна и высоко значима (г = 0,710, р = 0,001), а у мужчин имеет место лишь тенденция к такой связи. Подобная связь означает, что стремление к принятию способствует незащищенности индивида от манипуляций.
Сравнение средних значений изучаемых переменных у мужчин и женщин по всем изученным в данной работе выборкам (Ы = 202) показало: степень незащищенности индивида от манипулятивных воздействий у мужчин («сырые» баллы теста, равные 20,15) статистически значимо (р<0,05) превосходят аналогичный показатель у женщин (19,24). Этот
результат подтверждает установленный автором ранее [7] факт, что женщины в целом лучше мужчин защищены от манипулятивных воздействий.
Для заместителей директоров школ, де-фектологов и психологов (Ы = 100) выявление психических состояний, переживаемых объектами и субъектами манипулирования, дало следующие результаты. Степень незащищенности индивида от манипулятивных воздействий оказалась положительно связанной (г = 0,202, р = 0,044) с чувством удовлетворения от удавшейся манипуляции.
У этой же группы респондентов ассер-тивность (при удавшейся манипуляции) положительно коррелирует с состоянием радости (г = 0,248, р = 0,013), решимостью поступать так и впредь (г = 0,265, р = 0,008), с суммой положительных эмоций от достигнутого успеха (г = 0,246, р = 0,014) и отрицательно связана с чувством стыда (г = -0,191, р = 0,057). То есть когда ассертивная личность манипулирует, она может испытать некоторые положительные эмоции, но не угрызения совести.
По-видимому, в этом находит отражение то, что ассертивное поведение было определено Дж. Вольпе, одним из авторов этого понятия, как «собственное выражение любой эмоции, а не беспокойства за другого человека» [34].
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Выявлена статистически значимая двусторонняя корреляция между ассертивно-стью и интернальностью. Принципиальным отличием этого результата от аналогичного результата зарубежных исследований является то, что в нашем исследовании положительная взаимосвязь между интернальностью и ас-сертивностью обнаружена как у мужчин, так и у женщин, в то время как в англоязычном социуме она имеет место лишь для мужчин, но не для женщин.
Установлено наличие двусторонней связи между такими конкурирующими между собой качествами личности, как ассертивность и аффилиация. Выявлена высоко статистически значимая двусторонняя отрицательная корреляция между: а) ассертивностью и стремлением к принятию; б) ассертивно-
стью и страхом отвержения. Первая одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин, вторая (в группе преподавателей вуза) наиболее ярко выражена у мужчин. Полученные результаты свидетельствуют о самодостаточности ассертивной личности в части общения: она не испытывает особого стремления к принятию и в еще большей степени не испытывает страха отвержения.
Локус контроля и аффилиация оказались связанными между собой: экстернальность положительно коррелирует со стремлением к принятию, а интернальность уменьшает страх отвержения.
Степень незащищенности индивида от ма-нипулятивных воздействий оказалась в целом не связанной с ассертивностью, но для психологов эта связь существует и положительна. По-видимому, особенности этой профессии оказывают определенное влияние на возникновение указанной связи.
Для преподавателей вузов обнаружена положительная корреляция незащищенности индивида от манипуляций со стремлением к принятию. При этом у женщин она силь-
на и высоко значима, а у мужчин имеет место лишь тенденция к такой связи. Подобная связь означает, что стремление к принятию способствует незащищенности индивида от манипуляций.
Степень незащищенности индивида от ма-нипулятивных воздействий у мужчин статистически значимо (р<0,05) превосходят аналогичный показатель у женщин. Этот результат подтверждает ранее установленный автором факт, что женщины в целом лучше мужчин защищены от манипулятивных воздействий.
Степень незащищенности индивида от манипулятивных воздействий положительно связана с чувством удовлетворения от удавшейся собственной манипуляции.
Ассертивность (при удавшейся манипуляции) положительно коррелирует с состоянием радости, решимостью поступать так и впредь, с суммой положительных эмоций от достигнутого успеха, но отрицательно связана с чувством стыда: когда ассертивная личность манипулирует, она испытывает некоторые положительные эмоции, но не угрызения совести.
Литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002. 688 с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Gрайм-ЕВРОЗНAК, 2004. 672 с.
3. Магомед-Эминов М. Ш. Тест мотивации аффилиации // Практикум по психодиагностике / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1998. С. 58-67.
4. Пантелеев С. Р., Столин В. В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера // Практикум по психодиагностике. М., 1988. С. 131-134.
5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 95-98.
6. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107-116.
7. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147-154.
8. Шейнов В. П. Психические состояния инициаторов и жертв манипулятивных воздействий // Психология психических состояний: Сб. Статей / Под ред. А. О. Прохорова. Казань: Отечество, 2014. Вып. 9. С. 279-285.
9. AppelbaumA. S., Tuma J. M., Johnson J. H. Internal-External Control and Assertiveness of Subjects High and Low in Social Desirability // Psychol. Rep. 1975. Vol. 37, P. 319-322.
10. Bishop S. Develop Your Assertiveness. Lond.: Kogan Page, 2006.
11. Bloom L. Z., Coburn K., Pearlman J. The New Assertive Woman. New York: Dell, 1976.
12. Cooley E. L., Nowicki Jr. S. Locus of Control and Assertiveness in Male and Female College Students // The Journal of Psychology. 1984. № 117. P. 85-87.
13. Davis W. L., Phares E. J. Internal-External Control as a Determinant of Information-Seeking in a Social Influence Situation // J. Personal. 1967. № 35, P. 547-561.
14. Eisler A. M., Hersen M., Miller P. M. Situational Determinants of Assertive Behaviors // J. Consult. and Clin. Psychol. 1975. № 43, P. 330-340.
15. Ganong L. H., Coleman M. Sex, Sex Roles, and Emotional Expressiveness // J. of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development. 1985. № 146. P. 405-411.
16. Hall J. A. Meta-Analysis of Nonverbal Behavior // Ed. V. Manusov: The sourcebook of nonverbal measures: Going beyond words. Mahwah, N.Y.: Erlbaum, 2005, P. 483-492.
17. Hartwig W. H., Dickson A. L., Anderson H. N. Locus of Control and Assertion // Psychol. Rep. 1980. № 46. P. 1345-1346.
18. LaFrance M., Hecht M. A., Paluck E. L. The Contingent Smile: A Meta-Analysis of Sex Differences in Smiling // Psychological Bulletin. 2003. № 129. P. 305-334.
19. Lakoff R. Language and Women's Place. N.Y: Harper & Row, 1975.
20. Lange A. J., Jakubowski P. Responsible Assertive Behavior. Champaign, Ill.: Research Press, 1976.
21. Leaper C., Ayres M. M. A Meta-Analytic Review of Gender Variations in Adults' Language Use: Talkativeness, Affiliative Speech, and Assertive Speech // Personality and Social Psychology Review. 2007. № 11. P. 328-363.
22. Leaper C., Carson M., Baker C. et al. Self-Disclosure and Listener Verbal Support in Same-Gender and Cross-Gender Friends' Conversation // Sex Roles. 1995. № 33. P. 387-404.
23. Leaper C., Robnett R.D. Women are More Likely than Men to Use Tentative Language, aren't they? A Meta-Analysis Testing for Gender Differences and mModerators // Psychology of Women Quarterly. 2011. № 35. P. 129-142.
24. Leaper C., Smith T.E. A Meta-Analytic Review of Gender Variations in Children's Language Use: Talkativeness, Affiliative Speech, and Assertive Speech // Development Psychology. 2004. № 40. P. 993-1027.
25. Locus of Control in Personality. Morristown, N.Y: General Learning Press, 1976.
26. Nowicki S., Jr. Strickland B. A Locus of Control Scale for Children // J. of Consulting and Clinical Psychol., 1973. № 40. P. 148-155.
27. Phares E. J. Differential Utilization of Information as a Function of Internal-External Control // J. Personal. 1968. № 36. P. 649-662.
28. Rathus S. A. A 30-Item Schedule for Assessing Behavior // Behavior Therapy. 1973. № 4, P. 298--406.
29. Replogle W. H., O'Bannon R. M., McCullough P. W., Cashion, L. N. Locus of Control and Assertive Behavior // Psychol. Rep. 1980. № 47. P. 769-770.
30. Salter A. Conditioned Reflex Therapy. N.Y: Capricorn, 1949.
31. Sayers S., Baucom D. H. Role of Feminity and Masculinity in Distressed Couples' Communication // J. of Personality and Social Psychol. 1991. P. 641-647.
32. Seeman M., Evans J. W. Alienation and Learning in a Hospital Setting // Amer. Sociolog. Rev. 1962. № 27. P. 772-783.
33. Stiles W. B., Stiles W. B., Walz N. C. et al. Attractiveness and Disclosure in Initial Encounters of Mixed-Sex Dyads // J. of Social and Personal Relationships. 1996. № 13. P. 303-312.
34. Wolpe J. The Practice of Behavior Therapy. N.Y: Pergamum Press, 1973.
References
1. Anastasi A., Urbina S. Psychological Testing. SPb.: Piter, 2002. 688 p.
2. Big Psychological Dictionary (Bolshoy Psichologicheskiy Slovar) / Ed. B. Mescheryakov, V. Zinchenko. SPb.: Praim-EVROZNAK, 2004. 672 p.
3. Magomed-Eminov M. Sh. Test of Affiliation Motivation // Practice in Psychodiagnostics / Ed. A. A. Bodalev, V. V. Stolin. M.: MSU, 1998. P. 58-67.
4. Panteleev S. R., Stolin V. V. Test-Questionnaire of Subjective Localization of Control. The Modification of the Scale I-E of J. Rotter // Practice in Psych. Diagnostics. M., 1988. P. 131-134.
5. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Social and Psychological Diagnosis of Personality Development and Small Groups. M., 2002. P. 95-98.
6. Sheinov V.P. The Development of the Assertiveness Test Meeting Requirements of Reliability and Validity // Psychology Questions. 2014(a). № 2. P. 107-116.
7. Sheinov V. P. The Development of a Questionnaire for Assessment of Individual's Vulnerability to Manipulative Influences // Psychology Questions. 2012. № 4. P. 147-154.
8. Sheinov V. P. Mental States of Initiators and Subjects of Manipulation // Psychology of Mental States: A Set of Articles / Ed. A. O. Prochorov. Kazan: Otechestvo, 2014. Vol. 9. P. 279-285.
9. Appelbaum A. S., Tuma J. M., Johnson J. H. Internal-External Control and Assertiveness of Subjects High and Low in Social Desirability // Psychol. Rep. 1975. Vol. 37, P. 319-322.
10. Bishop S. Develop Your Assertiveness. Lond.: Kogan Page, 2006.
11. Bloom L. Z., Coburn K., Pearlman J. The New Assertive Woman. New York: Dell, 1976.
12. Cooley E. L., Nowicki Jr. S. Locus of Control and Assertiveness in Male and Female College Students // The Journal of Psychology. 1984. № 117. P. 85-87.
13. Davis W. L., Phares E. J. Internal-External Control as a Determinant of Information-Seeking in a Social Influence Situation // J. Personal. 1967. № 35, P. 547-561.
14. Eisler A. M, Hersen M, Miller P. M Situational Determinants of Assertive Behaviors // J. Consult. and Clin. Psychol. 1975. № 43, P. 330-340.
15. Ganong L. H., Coleman M. Sex, Sex Roles, and Emotional Expressiveness // J. of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development. 1985. № 146. P. 405-411.
16. Hall J. A. Meta-Analysis of Nonverbal Behavior // Ed. V. Manusov: The sourcebook of nonverbal measures: Going beyond words. Mahwah, N.Y.: Erlbaum, 2005, P. 483-492.
17. Hartwig W. H., Dickson A. L., Anderson H. N. Locus of Control and Assertion // Psychol. Rep. 1980. № 46. P. 1345-1346.
18. LaFrance M., Hecht M A., Paluck E. L. The Contingent Smile: A Meta-Analysis of Sex Differences in Smiling // Psychological Bulletin. 2003. № 129. P. 305-334.
19. Lakoff R. Language and Women's Place. N.Y.: Harper & Row, 1975.
20. Lange A. J., Jakubowski P. Responsible Assertive Behavior. Champaign, Ill.: Research Press, 1976.
21. Leaper C., Ayres M M A Meta-Analytic Review of Gender Variations in Adults' Language Use: Talkativeness, Affiliative Speech, and Assertive Speech // Personality and Social Psychology Review. 2007. № 11. P. 328-363.
22. Leaper C., Carson M., Baker C. et al. Self-Disclosure and Listener Verbal Support in Same-Gender and Cross-Gender Friends' Conversation // Sex Roles. 1995. № 33. P. 387-404.
23. Leaper C., Robnett R.D. Women are More Likely than Men to Use Tentative Language, aren't they? A Meta-Analysis Testing for Gender Differences and mModerators // Psychology of Women Quarterly. 2011. № 35. P. 129-142.
24. Leaper C., Smith T.E. A Meta-Analytic Review of Gender Variations in Children's Language Use: Talkativeness, Affiliative Speech, and Assertive Speech // Development Psychology. 2004. № 40. P. 993-1027.
25. Locus of Control in Personality. Morristown, N.Y.: General Learning Press, 1976.
26. Nowicki S., Jr. Strickland B. A Locus of Control Scale for Children // J. of Consulting and Clinical Psychol., 1973. № 40. P. 148-155.
27. Phares E. J. Differential Utilization of Information as a Function of Internal-External Control // J. Personal. 1968. № 36. P. 649-662.
28. Rathus S. A. A 30-Item Schedule for Assessing Behavior // Behavior Therapy. 1973. № 4, P. 298--406.
29. Replogle W. H., O'Bannon R. M., McCullough P. W., Cashion, L. N. Locus of Control and Assertive Behavior // Psychol. Rep. 1980. № 47. P. 769-770.
30. Salter A. Conditioned Reflex Therapy. N.Y.: Capricorn, 1949.
31. Sayers S., Baucom D. H. Role of Feminity and Masculinity in Distressed Couples' Communication // J. of Personality and Social Psychol. 1991. P. 641-647.
32. Seeman M., Evans J. W. Alienation and Learning in a Hospital Setting // Amer. Sociolog. Rev. 1962. № 27. P. 772-783.
33. Stiles W. B., Stiles W. B., Walz N. C. et al. Attractiveness and Disclosure in Initial Encounters of Mixed-Sex Dyads // J. of Social and Personal Relationships. 1996. № 13. P. 303-312.
34. Wolpe J. The Practice of Behavior Therapy. N.Y.: Pergamum Press, 1973.