► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376.64 ББК 60.99
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-38-42
АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
ASSERTIVE BEHAVIOUR AND ITS ROLE IN PEDAGOGICAL INTERACTION WITH ORPHANS
Бойкова Кристина Вячеславовна
Аспирант, Омский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, возрастает количество неблагополучных, асоциальных семей, а вместе с тем наблюдается и резкое увеличение детей-сирот, отказников в родильных домах. Данные факторы оказывают влияние на эмоциональное состояние детей и препятствуют нормальному течению их социализации в обществе. Дети вынуждены приспосабливаться к воздействиям, препятствующим естественному развитию, прибегая к использованию механизмов защиты. Одним из важных механизмов защиты является использование навыков ассертивного поведения. При этом важное значение имеет наличие данных навыков не только у самих детей-сирот, но и, в первую очередь, у педагогов, которые с этими детьми взаимодействуют. Дети-сироты
Bojkova Kristina V.
PhD Post-graduate student, Omsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Abstract. In the current conditions of instability of social processes affecting the situation of each family, the number of disadvantaged, asocial families is increasing, and at the same time there is a sharp increase in orphans and rejected children in maternity hospitals. These factors influence the emotional state of children and impede the normal course of their socialization in society. Children are forced to adapt to the barriers to natural development through protection mechanisms. An important protection mechanism is the use of assertive behaviour skills. At the same time, the availability of these skills is important not only for orphans themselves, but also, first of all, for teachers who interact with these children. Orphans should see before them a bright, living example of an assertive person. After
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Бойкова К. В., 2020
должны видеть перед собой яркий, живой пример ассертивного человека. Ведь именно педагоги круглосуточно находятся с детьми-сиротами, и именно с них сироты берут пример. В данной статье рассматривается трактовка понятия «ассертивность». Раскрывается роль ассертивного поведения педагога во взаимодействии с детьми-сиротами. Описывается влияние ассертивности педагогов на формирование навыков ассертивного поведения у детей-сирот. Представлены результаты экспериментальной работы по изучаемой теме.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, навыки ассертивного поведения, дети-сироты, педагогическое взаимодействие, социализация.
Дети-сироты, как правило, изначально находятся в социально-депривационной ситуации развития. Вследствие формирования мнимой идентичности и социальной деза-даптированности, у детей-сирот развивается своеобразная «интернатская ментальность», характерными признаками которой являются негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками; дефицит позитивных моделей поведения; скупые представления о своих скрытых способностях и возможностях; сниженный уровень учебно-познавательной мотивации; высокий уровень агрессивности таких детей и др.
Поэтому актуальной становится научная проблема развития ассертивности как индивидуальной позиции сироты, способствующей его социализации и социальному взаимодействию [1, с. 7].
«Ассертивность» означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным выражать себя прямо и ясно.
Ассертивность представляет собой социально желаемую альтернативу, которая стоит между двумя крайностями: агрессивностью, когда подавляются права других, и покорностью и пассивностью, когда свои права подавляет сам индивид [2, с. 56].
Для того чтобы дети-сироты активно осваивали различные способы ассертивного поведения, необходимо обучить их использованию крайне дифференцированных и индивидуализированных технологий, программ, методов, средств и форм развития ассер-тивости. В основе реализации вышеуказанных компонентов ассертивности лежит общение детей-сирот с педагогом, поскольку именно через него происходит обмен духовными, интеллектуальными, эмоциональными, эстетическими и другими ценностями. Поэтому
all, it is teachers who are with orphans 24 hours a day, and it is from them that orphans take an example. This article deals with the interpretation of the concept of «assertive.» The role of assertive behavior of the teacher while interacting with orphans is revealed. The influence of the teachers' assertion on the development of skills of assertive behavior in orphans is described. The results of experimental work on the subject under study are presented.
Keywords: assertiveness, assertive behavior, skills of assertive behavior, orphan children, pedagogical interaction, socialization.
педагогу необходимо самому быть ассертивным. Сироты должны видеть перед собой яркий, живой пример ассертивного человека [3, с. 120].
В. Г. Ромек считает, что в настоящее время социально компетентному педагогу невозможно быть неуверенным в себе, а агрессивность и неуверенность представляют собой две формы проявления отсутствия социальной компетентности - способности находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением. Когда ситуативная неуверенность перерастает в неуверенность стабильную, личностную, педагог становится очень тревожным и беспокойным, пассивным или агрессивным и, как следствие, неэффективным в общении и профессиональной деятельности [4, с. 23].
Под педагогической ассертивностью в данной работе понимается интегральная характеристика личности педагога, проявляющаяся в выборе ведущих стратегий взаимодействия с учащимися, при которых создаются условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса [3, с. 123].
Таким образом, уверенное или ассертивное поведение имеет большое значение в профессиональной деятельности, связанной с взаимодействием с другими людьми, в том числе и в педагогическом взаимодействии педагога с детьми-сиротами. Именно ассертив-ное поведение наилучшим образом будет способствовать полноценному развитию личности детей-сирот, которые стремятся к самореализации, и будет способствовать актуализации их потенциальных особенностей.
В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью формирования ассертивности как важного условия социальной компетентности современного человека, как защищающей и развивающей формы поведения и неразработанностью проблемы роли ассертивного поведения в профессиональной деятельности педагога.
Цель исследования - выявление роли ассертивного поведения педагога во взаимодействии с детьми-сиротами.
Была выдвинута следующая гипотеза: чем выше уровень развития ассертивности у педагогов, тем выше уровень развития навыков ассертивого поведения у детей-сирот.
Диагностическим инструментарием исследования являлись: «Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева», «Опросник уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Тест уверенности в себе В. Г. Ромека», «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова». Для оценки полученных результатов использовались непараметрические методы корреляционного (Н-критерий Краскела - Уоллиса) и сравнительного анализа (Спирмена).
Исследование проводилось на базах БООУ г. Омска «Санаторная школа-интернат № 11», БОУ г. Омска «Школа-интернат ООО № 2», КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17» и КУ Омской области «Детский дом № 4» среди 32 педагогов (24 воспитателя, 4 социальных педагога и 4 руководителя) в возрасте от 24 до 56 лет со средним возрастом 40 лет, из них 26 женщин и 6 мужчин.
Для разделения обследуемых педагогов на три подгруппы - с низким, средним и высоким уровнями развития ассертивности - использовался метод экспертных оценок. В результате было выявлено 8 педагогов (25%) с низким уровнем развития ассертивности, 16 (50%) со средним и 8 (25%) с высоким. В ходе исследования на основе сравнительного
анализа были обнаружены статистически значимые различия между педагогами с низким, средним и высоким уровнями ассертивности в уровнях самоуважения, аутосимпа-тии, ожидания положительного отношения от других, самоинтереса, а также в уровне выраженности типа межличностных отношений «сотрудничество». Исследование показало, что чем выше уровень развития ассертивности у педагогов, тем выше у них уровень развития названных индивидуальных характеристик, позитивно влияющих на развитие навыков ассертивного поведения у детей-сирот.
Отсутствие значимых различий по уровню выраженности формально-динамических свойств педагогов не случайно и может объясняться тем, что педагог, сознательно вырабатывающий в процессе своего труда индивидуальный стиль деятельности, независимо от типа своего темперамента может достичь уровня ассертивности, достаточного для успешного личностно-ориентированного взаимодействия с детьми-сиротами.
На данной выборке не было обнаружено значимых различий в уровне субъективного контроля педагогов. В ходе исследования на основе корреляционного анализа была обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем ассертивности педагогов и уровнем развития навыков ассертивного поведения детей-сирот. Кроме того, была обнаружена отрицательная взаимосвязь между уровнем ассертивности и выраженностью типа межличностных отношений; между уровнем ассертивности и психомоторной эмоциональностью. Не была подтверждена на статистически значимом уровне взаимосвязь уровня уверенности в себе и уровня субъективного контроля.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ассертивное поведение педагога является одним из условий реализации интересов учащихся, так как оно ориентировано на сотрудничество и компромисс как ведущие стратегии взаимодействия. Ассертивное поведение педагога, раскрытие им своего жизненного и педагогического опыта способствует принятию обучаемыми личности самого педагога, снятию психологических барьеров отчужденности между всеми субъектами педагогического общения. Уверенный в себе педагог, который осознает свою эффективность, в большей степени способен к самоактуализации, а следовательно, и к безусловному принятию самого себя и окружающих.
Таким образом, характер взаимоотношений педагога и детей-сирот в процессе совместной деятельности, ее течение, промежуточные и конечные результаты во многом зависят от того, насколько сформированы у педагога ассертивное поведение как защищающая и развивающая форма поведения и ассертивность как необходимое условие социальной компетентности современного человека. Неуверенный в себе педагог не сможет организовать взаимодействие с детьми-сиротами на субъект-субъектном уровне, не сможет создать условия для развития самостоятельной, активной личности детей-сирот.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения ассертивного поведения педагогов, а также для разработки технологий формирования педагогической ассертивности как профессионально важного качества.
Список литературы
1. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. 47 с.
2. Кожевникова М. Л. Исследование ассертивности детей. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 91 с.
3. Шевлякова В. И., Абросимова А. А. Ассертивное поведение и его роль в педагогическом взаимодействии // Прикладная психология. Психолог в системе образования: материалы Региональной науч.-практ. конф. Для практикующих психологов, молодых ученых и студентов. 3-10 окт. 2007 г. Екатеринбург: РГППУ, 2007. С. 120-126.
4. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 175 с.
References
1. Dementyeva I. F. Sotsialnoe sirotstvo. Moscow: Gos. NII semyi i vospitaniya, 2000. 47 p.
2. Kozhevnikova M. L. Issledovanie assertivnosti detey. Ekaterinburg: UrFU, 2016. 91 p.
3. Shevlyakova V. I., Abrosimova A. A. Assertivnoe povedenie i ego rol v pedagogicheskom vzaimodeystvii. In: Prikladnaya psikhologiya. Psikholog v sisteme obrazovaniya. Proceedings of Regional scientific-practical conference. 3-10 Oct. 2007. Ekaterinburg: RGPPU, 2007. Pp. 120-126.
4. Romek V. G. Trening uverennosti v mezhlichnostnykh otnosheniyakh. St. Petersburg: Rech, 2003. 175 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 4
Статья поступила в редакцию 11.01.2020 The article was received on 11.01.2020