Научная статья на тему 'АСПОС на страже земли'

АСПОС на страже земли Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
556
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Юрий Макаров, Михаил Симонов, Михаил Яковлев, Игорь Олейников

Под эгидой Государственной корпорации «Роскомос» продолжаются работы по развитию и эксплуатации первой очереди автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПОС на страже земли»

СПОС

кАСП!

■ ■ а_

и

г

ТРАЖЕ

I к

.■«Г

¡4*

Ы а I — « — • — • — « — I

Под эгидои Государственной корпорации «Роскомос» продолжаются работы по развитию и эксплуатации первой очереди автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве.

Юрий МАКАРОВ, доктор экономических наук, директор сводного департамента стратегического планирования и государственных космических программ госкорпорации «Роскосмос»,

Михаил СИМОНОВ, заместитель директора сводного департамента стратегического планирования и государственных космических программ госкорпорации «Роскосмос», Михаил ЯКОВЛЕВ, доктор технических наук, заместитель начальника Центра системного проектирования ФГУП «ЦНИИмаш»,

Игорь ОЛЕЙНИКОВ, доктор технических наук, начальник научно-тематического комплекса АО «Научно-производственная корпорация „Системы прецизионного приборостроения"

По материалам доклада «Организация взаимодействия „Роскосмоса" и Воздушно-космических сил России в интересах развития автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве»

«Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» утверждены Президентом Российской Федерации в апреле 2013 года. В документе сформулированы цель, задачи, принципы, приоритеты, этапы и основные ожидаемые результаты космической деятельности. В части обеспечения экологии космического пространства сформулированы следующие задачи:

• задачи международного сотрудничества в области космической деятельности, в том числе активное проведение

в рамках ООН и других международных форумов принципиальной линии Российской Федерации на сохранение космического пространства исключительно для мирных целей, в частности продвижение мер транспарентности и укрепление доверия в космической деятельности, обеспечение ее безопасности и долгосрочной устойчивости, а также активное участие в рассмотрении и решении на международном уровне проблем, связанных с техногенным засорением околоземного космического пространства, включая вопросы предупреждения образования и удаления космического мусора из зоны рабочих орбит космических аппаратов;

• задачи в области обеспечения безопасности космической деятельности, в том числе создание единой государственной системы информационно-аналитического обеспечения безопасности космической деятельности и системы взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти на случай возникновения кризисных ситуаций,связанных с космической деятельностью, включая сегмент взаимодействия на международном уровне, а также обеспечение экологической безопасности космической деятельности, внедрение технологий

и конструкций, снижающих образование космического мусора при запусках и эксплуатации изделий ракетно-космической техники.

Воздушно-космическая сфера №1 (86) июль 2016 19

КОСМИЧЕСКИМ МУСОР КАК ЛЕГЕНДА ПРИКРЫТИЯ

Главная проблема экологии околоземного космического пространства — его засорение в результате активно развивающейся космической деятельности. Нарастающее количество космического мусора является реальной угрозой дальнейшему освоению космоса и создает предпосылки возникновения труднопрогнозируемых конфликтных ситуаций между участниками космической деятельности. Общая масса объектов в области околоземного космического пространства оценивается приблизительно в 6 700 тонн (см. рисунок 1).

В настоящее время каталогизировано около 17 тысяч космических объектов (КО), из них только 1 430 объектов представляют действующие космические аппараты (КА). Количество объектов в области низких околоземных орбит составляет -77 %, в области ГСО -6 %, в области высокоэллиптических орбит ~1о % в и -7 % КО расположены на других орбитах, в том числе в области навигационных спутниковых систем.

10 февраля 2009 года над территорией Восточной Сибири на высоте 790 км произошла крупномасштабная авария непреднамеренного столкновения функционирующего космического аппарата США «Иридиум-33» и российского КА «Космос-2251», который завершил свое активное функционирование задолго до этого события. В результате столкновения образовалось свыше 1960 фрагментов космического мусора, что превышает 10 % от общего числа зарегистрированных космических объектов. Подобные события, по оценкам различных авторов, могут происходить с интервалом приблизительно в 10 лет.

Фактор космического мусора играет важную роль с точки зрения интересов национальной безопасности государств по следующим причинам: космический мусор может служить легендой прикрытия целенаправленных действий против космических средств потенциального противника, например с использованием малых космических аппаратов; ситуации, связанные с космическим мусором, могут быть истолкованы как посягательство на права, технические средства и свободу действий в космосе и стать предлогом для военных действий; информация о техногенном загрязнении околоземного космического пространства характеризует фоно-целевую обстановку и должна учитываться при планировании операций в космо

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОБЛЕМА

На рисунке 2 представлены международные организации — участники работ по проблеме космического мусора. Техническую политику в области космического мусора в основном определяет Межагентский координационный комитет по космическому мусору (МККМ), образованный в 1993 году в городе Калининграде (ныне Королев) на базе Центрального научно-исследовательского института машиностроения, в который в инициативном порядке собрались представители НАСА, Европейского космического агентства и Японии.

Тонкая грань, отделяющая техническую политику от международной, стала прозрачной в 1994 году. При молчаливом согласии агентств — членов Межагентского координационного комитета по космическому мусору — средства массовой информации за рубежом развернули широкомасштабную кампанию, обвинив Россию в радиоактивном засорении космоса. Россией были представлены сведения о преобладающей ответственности США за радиоактивное засорение космоса, и с тех пор дискуссия по данному вопросу не возобновлялась.

Главным нормативным документом в области космического мусора являются «Руководящие принципы „Межагентского координационного комитета по космическому мусору" по предупреждению образования космического мусора» (см. рисунок 3). Положения этого документа составляют основу соответствующих международных стандартов, решений по лицензированию, использованы в национальных стандартах космических агентств. Они определяют защищаемые зоны околоземного космического пространства; период пребывания отработавших космических аппаратов в зоне низких околоземных орбит; формулу для определения высоты увода отработавших космических аппаратов относительно геостационарной орбиты (ГСО); требования к космическим аппаратам (в части минимизации отделяемых фрагментов в процессе выведения; исключения самопроизвольных подрывов; пассивации всех систем по завершении активного функционирования).

Вся деятельность западных партнеров в Межагентском координационном комитете по космическому мусору, в других международных организациях была направлена на то, чтобы найти способ наложить ограничения на космическую деятельность России под предлогом решения проблем космического мусора. Так, в ходе дискуссий в комитете были проигнорированы предложения России о нераспространении правил увода в плотные слои атмосферы на космические аппараты с ядерными энергетическими установками, что соответствовало принципам, ка-

СОСТАВ КАТАЛОГИЗИРОВАННЫХ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

8,24%

11,11%

15,52%

/

Действующие КА РБ и ступени РН Недействующие КА Фрагменты КА, РН, РБ и ОЭ

Процентное соотношение объектов космического мусора по их принадлежности

65,13%

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ -УЧАСТНИКИ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМЕ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА

Каталогизировано свыше

17

космических объектов из них

1 427

действующие КА

СО ■о

со о

со п о

о о S 'X Ш 2 ^

Я I* ^

V

ДрутМ^^Л ^ 8,65°'°

Франция 3,34% Япония 1,об% Индия о,86%

Intelsat о,35%

Globalstaro.29% ESAO,24%

Другие владельцы 2,51%

Воздушно-космическая сфера №1 (86) июль 2016

21

сающимся использованию ядерных источников энергии в космическом пространстве.

В 2004 году «Руководящие принципы Межагентского координационного комитета по космическому мусору» было предложено утвердить как документ ООН. Российская делегация предложила уточнить некоторые формулировки документа, однако консенсус по данному вопросу не был достигнут. Потребовалось три года напряженной работы, прежде чем в 2007 году на 44-й сессии Научно-технического подкомитета согласованное решение было найдено. В январе 2008 года на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН были одобрены «Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора».

Документ имеет добровольный характер и юридически не обязателен для исполнения. Его рекомендуется применять ко всем вновь разрабатываемым изделиям. Для ранее разработанных изделий он применяется «по мере возможности». Признаются исключения, обусловленные действующими договорами и принципами ООН.

Западные партнеры не были удовлетворены достигнутым результатом, поэтому по их инициативе в 2010 году в повестку дня Научно-технического подкомитета был включен пункт «Долгосрочная устойчивость космической деятельности». В 2011 году была образована рабочая группа для подготовки соответствующих руководящих принципов ООН, причем главной темой дискуссии по-прежнему оставался космический мусор и, в первую очередь, мониторинг обстановки в космосе и безопасность космических операций. Дополнительно рассматривалась тема космической погоды и, что вообще выходит за рамки компетенций Научно-технического подкомитета, нормативные режимы и руководство по управлению космической деятельностью. К настоящему времени проект руководящих принципов подготовлен.

В части космического мусора и космической погоды краткое изложение технической сути принципов сводится к следующему:

• последовательное развитие практики регистрации космических объектов, организация информационного обмена;

• установление критериев и процедур активного удаления космических объектов с орбиты и операций по уничтожению находящихся на орбите космических объектов;

• оценка вероятности сближения космических объектов на орбитальных этапах управляемого полета;

• оценка вероятности возможных сближений вновь запускаемых объектов с объектами, на-

ходящимися в околоземном космическом пространстве;

• коллективное использование данных мониторинга космического мусора;

• реализация мер по предупреждению образования космического мусора;

• развитие моделей космической погоды и механизмов ее прогнозирования и сбор информации о сложившейся практике уменьшения воздействия космической погоды;

• обмен оперативными данными о космической погоде и прогнозами;

• предупреждение опасных изменений параметров космической среды в результате преднамеренных воздействий.

Как видно из перечисленных тезисов, основная часть принципов сосредоточена на тематике контроля космического пространства и обеспечения безопасности космических операций. По этой причине особую актуальность приобретают работы, проводимые по инициативе «Рос-космоса», по созданию и развитию автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве (АСПОС).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АСПОС

В дополнение к действующим средствам контроля космического пространства, имеющимся в Российской Федерации, под эгидой госкорпорации «Роскосмос» продолжаются работы по развитию и эксплуатации первой очереди автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, функционально предназначенной, среди прочего, для применения в рамках международного сотрудничества.

Основные задачи автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве (см. рисунок3): мониторинг космических объектов, представляющих потенциальную опасность для пилотируемых и автоматических космических аппаратов; прогноз развития опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве (в частности, опасные сближения объектов космического мусора с функционирующими космическими аппаратами, сход с орбиты космических объектов повышенного риска); контроль за выполнением мероприятий по уводу отработавших ступеней ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов в зоны захоронения или на орбиты с ограниченным сроком существования.

КАК РАБОТАЕТ АСПОС

К настоящему времени созданы базовые комплексы системы, включая Главный информационно-аналитический центр (центральное ядро) и сегменты получения информации; организовано взаимодействие между «Роскосмосом» и Министерством обороны Российской Федерации и Российской академией наук при решении задач наблюдения, анализа и прогнозирования техногенной обстановки в околоземном космическом пространстве; отрабатываются организационно-технические процедуры взаимодействия автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве с операторами космических аппаратов российской орбитальной группировки в части выявления и предупреждения опасных сближений с другими орбитальными объектами; создаются специализированные средства «Роскосмоса» в составе необходимого количества экспериментальных оптических пунктов наблюдения за космическими объектами.

Посредством автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве обеспечивается участие «Роскосмоса» в проведении международных тестовых кампаний по сопровождению опасных космических объектов, прекращающих существование на орбите.

В 2011-2012 годах во взаимодействии с автоматизированной системой предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве было совершено четыре маневра уклонения Международной космической станции. Выявлено более 1 500 сближений фрагментов космического мусора с космическими аппаратами российской орбитальной группировки. В этот период осуществлено оперативное бал-листико-информационное сопровождение схода с орбит более 50 космических объектов с определением времени и района падения (см. рисунок 5).

Создан Главный информационно-Аналитический центр автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, функциональная схема которого представлена на рисунке 4.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - УЧАСТНИКИ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМЕ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА

<Шо ^ гъ

КОМИТЕТ ООН

КОМИТЕТ ООН

по ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

-(Комитет ООН по космосу)-

Научно-технический Юридический

Подкомитет Комитета ООН по космосу

МЕЖАГЕНТСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПО КОСМИЧЕСКОМУ МУСОРУ

_(мккм)_

Международная организация по стандартизации

1 1

СККП США, России (военный сегмент) Операторы космических систем (гражданский сегмент) Национальные космические агентства

Комитет по космическим исследованиям Международный консультативный комитет по космическим системам передачи данных Международная академия астронавтики и др.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА

При выполнении поставленных задач автоматизированная система предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве взаимодействует с Центром контроля космического пространства системы контроля космического пространства Министерства обороны Российской Федерации. Организовано взаимодействие с Институтом прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН, Институтом земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н. В. Пушкова РАН, Институтом солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН.

Средства автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве задействованы и при решении вопросов обеспечения безопасности полета МКС.

Одним из основных направлений последующего развития автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве можно считать расширение международного сотрудничества по вопросам выявления опасных ситуаций и предупреждения о них, включая разработку и реализацию организационно-технических процедур взаимодействия автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве со структурами, обеспечивающими решение аналогичных задач, в США, европейских и других государствах; расширение состава российских и зарубежных потребителей информации автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве об опасных событиях; разработку и совместное использование дополнительных средств наблюдения за космическими объектами; совместный анализ сложных космических ситуаций в околоземном космическом пространстве.

ПРОТИВОБОРСТВО ВЕДУЩИХ КОСМИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ И РОЛЬ ВЭС ВКС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ показывает, что на современном этапе новым вызовом космической деятельности стало противоборство ведущих космических держав в условиях мирного времени с целью создания и наращивания превосходящего космического потенциала для противостояния потенциальному противнику, занятия наиболее выгодных орбитальных и частотных позиций. Особую актуальность приобретают вопросы контроля космического пространства и обеспечения безопасности космических операций. Эффективная организация работ в этой области требует скоординированной деятельности всех министерств и ведомств, принимающих участие в организации и проведении космической деятельности, а информационное обеспечение космической деятельности России — скорейшей реализации Положения о порядке информационного взаимодействия Минобороны России и «Роскосмоса» при решении задач наблюдения, анализа и прогнозирования техногенной обстановки в околоземном космическом пространстве.

Для определения критериев оценки опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, формирования полетных правил с учетом информации Минобороны России об обстановке в околоземном космическом пространстве и организации взаимодействия с зарубежными партнерами по анализу опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве целесообразно создать совместную рабочую группу Минобороны России и «Роскосмоса».

Вневедомственный экспертный совет по вопросам воздушно-космической сферы обладает специальным консультативным статусом при ООН и может внести значительный вклад в отстаивание позиций России по перечисленным вопросам на основе координации взаимодействия Роскосмоса и Воздушно-космических сил России, в первую очередь, в интересах развития автоматизированной системы предупреждения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве и ее международного сегмента.

эмышленный курьер. 2015. №15 (581). Электронная версия. Метод доступа: <http://vpk-news.ru/articles/24915>. Там же. Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 13 апреля 2013 года. Там же. Liou J.-C., Johnson N.L. Controlling the Growth of Future LEO Debris Populations with Active Debris Removal // Acta Astronautica. 2010. V. 66. №5-6. P. 648-653. Космический мусор. Книга 1: Методы наблюдения и модели космического мусора. М., 2014.

Makarov Y, Gorobets D. Yakovlev M. Space Debris and Challenges to Safety of Space Activity // International Interdisciplinary Congress on Space Debris. 7-9 May 2009. Montreal, 2009.

Yakovlev M., Lukiyashchenko V. The Problem of Space Environment Radioactive Pollution // Space Forum. 1996. V. 1. P. 103-107. Договоры и принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся космического пространства. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, принятые 14 декабря 1992 года (резолюция Генеральной ассамблеи 47/68). Обновленный свод проектов руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Научно-технический подкомитет. Пятьдесят вторая сессия. Вена, 2-13 февраля 2015 года.

ft

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ОБ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОКОЛОЗЕМНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

С?,

Средства РАН и «Роскосмоса»

СЕГМЕНТЫ АСПОС ОКП

1

Взаимодеиствие «Роскосмоса» с Минобороны России по обстановке в ОКП

Информационное обеспечение гражданских потребителей и операторов КА об опасных ситуациях в ОКП

Взаимодействие с зарубежными партнерами по вопросам мониторинга и анализа опасных ситуаций в ОКП

СЕКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ КА

Средства НКУ

ГЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АСПОС ОКП

«Роскосмос»

□□□□□□□□□ □□□□□□□□□

□□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□ □□□□□□

СХЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГИАЦ АСПОС ОКП

Зарубежные ,ентры управления

Институты РАН ИПМ

ИЗМИРАН ИСЗФ СО

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

РФ - единственная страна, снизившая свою долю космического мусора на орбите

Согласно докладу Космического центра имени Линдона Джонсона (NASA), за прошедший год количество космического мусора на околоземной орбите выросло на несколько сотен единиц. При этом Россия оказалась единственной страной, чья доля мусора на орбите снизилась.

Согласно данным NASA, по состоянию на 6 апреля 2016 года на орбите находится 17 385 единиц рукотворных объектов: 4 410 спутников (действующие и выведенные из эксплуатации), а также 13 344 верхних ступеней ракет, разгонных блоков и различных обломков. В прошлом году по состоянию на 1 апреля 2015 года у Земли находилось 16 926 объектов, из которых 13 190 — ступени, разгонные блоки и обломки ракетно-космической техники, а 3 907 объектов — спутники. Таким образом, общий прирост мусора на орбите за последний год составил 325 объектов, а число новых космических аппаратов увеличилось на 134 единицы. Хотя российская группировка спутников пополнилась шестью аппаратами, общее число российских космических объектов на орбите в этом году снизилось на 42 единицы. Сегодня России принадлежит 6 276 объектов, в то время как год назад их было 6 312.

Остальные страны показали рост КО. Например, США принадлежат 5 483 объекта по сравнению с 5 142 КО на 2015 год. При этом отмечается не только рост числа спутников, но и увеличение космического мусора — на 303 объекта. Китай — еще одна страна, которая несет ответственность за появление все большего числа космических аппаратов и мусора на орбите. Так, по сравнению с прошлым годом количество китайских КО выросло с 3716 единиц до 3791 как за счет увеличения орбитальной группировки, так и за счет мусора на орбите.

По материалам ТАСС

Бразилия и РФ подписали контракт о создании комплекса по слежению за космическим мусором

8 апреля 2016 года был подписан договор о размещении российского оптико-электронного комплекса по обнаружению космического мусора в бразильской обсерватории Пико дос Диас. С российской стороны за реализацию договора отвечает генеральный директор научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» Юрий Рой, с бразильской — директор Национальной лаборатории астрофизики (НЛА) Бруно Кастильо.

Ожидается, что за одну рабочую ночь комплекс сможет отследить более 600 космических объектов и объектов космического мусора. Ввод в эксплуатацию планируется в ноябре-декабре 2016 года. По словам Юрия Роя, работа комплекса возможна в автоматическом режиме, однако бразильские специалисты будут поддерживать техническое состояние объекта. Полученная информация будет передаваться в центр управления в Москве, при этом доступ к данным будет открыт и для бразильских ученых.

Директор НЛА Бруно Кастильо высоко оценил возможности нового комплекса для обеспечения безопасности околоземного космического пространства. «Мы знаем, что наше сотрудничество является вкладом в обеспечение безопасности космического пространства: спутников, Международной космической станции, будущих проектов не только российских, но и бразильских специалистов... Результаты, которые будут получены с помощью российского оборудования, могут использоваться, например, для открытия новых астероидов, комет, изучения изменчивых звезд», — отметил он.

После подписания контракта состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего комплекса в обсерватории Пико дос Диас, распложенной на высоте 1860 метров над уровнем моря.

По материалам ТАСС

Космические роботы на службе Вооруженных сил

12-13 апреля 2016 года в Санкт-Петербурге в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблемам создания и применения малых космических аппаратов и робо-тотехнических средств в интересах Вооруженных сил РФ. В конференции приняли участие члены ВЭС ВКС.

12 апреля исполнительный директор ВЭС ВКС кандидат военных наук Игорь Косяк и почетный профессор Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор Вячеслав Фатеев приехали в Северную столицу, чтобы принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы создания и применения малых космических аппаратов и ро-бототехнических средств в интересах Вооруженных сил Российской Федерации».

Организаторы приурочили конференцию к 55-летию первого полета человека в космос и 75-летнему юбилею факультетов конструкции летательных аппаратов и систем управления ракетно-космических комплексов.

1

Основной целью мероприятия было обобщение результатов исследований и формирование перспективных направлений научной работы, решение проблем, выявленных в ходе работы Международного военно-технического форума «Армия-2015» и Международной выставки «День инноваций Вооруженных сил Российской Федерации — 2015».

К участию были приглашены представители Генерального штаба, Военно-научного комитета ВС РФ, командования Космических войск, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Программа включала пленарные и секционные доклады на секциях.

Пленарное заседание открылось докладом профессора Вячеслава Фатеева на тему «Многофункциональная космическая информационная система на базе многоспутниковой сети малых космических аппаратов» (условное наименование «ПАРАДИГМА»).

С докладом «Проблемные вопросы создания космических робототехнических комплексов и систем в интересах МО РФ» выступил главный эксперт управления развития технологий и технологического сопровождения создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) видов (родов войск) ВС РФ и робототехнических комплексов военного назначения Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Министерства обороны Российской Федерации Дмитрий Феофанов.

В рамках работы секции №4 «Проблемы создания и применения космических робототехнических средств в интересах обеспечения действий Вооруженных сил Российской Федерации» были представлены доклады практического применения космических роботов.

На фото: Для участников конференции провели экскурсию по Музею космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко

Воздушно-космическая сфера №1 (86) июль 2016

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.