Научная статья на тему 'Аспирантура в Российской Федерации: новые подходы'

Аспирантура в Российской Федерации: новые подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / АСПИРАНТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / THE RUSSIAN FEDERATION / EDUCATION LAW / ASPIRANTURA / FEDERAL STATE DEMANDS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Валентиновна

В контексте новых подходов к образованию в Российской Федерации и в связи с обсуждением проекта федерального закона об образовании предлагается макет примерного типового образовательного стандарта по специальности аспирантуры для высших учебных заведений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspirantura in Russian Federation: New Approaches

In the context of new approaches in education in the Russian Federation and because of public discussion, concerning the project of the federal law on education a new format of typical educational standard for doctoral studies based on Russian universities is proposed.

Текст научной работы на тему «Аспирантура в Российской Федерации: новые подходы»

 ИННОВАЦИОННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

АСПИРАНТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ*

О.В. Андреева

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В контексте новых подходов к образованию в Российской Федерации и в связи с обсуждением проекта федерального закона об образовании предлагается макет примерного типового образовательного стандарта по специальности аспирантуры для высших учебных заведений России.

Ключевые слова: Российская Федерация, закон об образовании, аспирантура, федеральные государственные требования, федеральный государственный образовательный стандарт.

Глобализация и единый рынок труда, которые стали реальностью в ХХ! веке, способствуют формированию единого образовательного и научного пространства как европейского, так и общемирового. Отвечая на вызовы времени, Минобрнауки России участвует в разработке и обсуждении проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Предполагается, что данный закон создаст методологическую основу для развития таких образовательных программ и технологий, которые сформируют человека нового глобального мира. В проекте закона закрепляются базовые принципы и гарантии реализации прав граждан в сфере образования, предлагаются новая структурность и инновационные механизмы развития системы образования. В частности, аспирантура приобретает статус высшего образования третьего уровня (в действующем российском законодательстве аспирантура имеет статус послевузовского образования). Вместе с тем проект закона носит половинчатый характер и не решает ряда важнейших вопросов методологического характера.

Во-первых, уравнивая с Европой уровни высшего образования, было бы логично ввести вместо аспирантуры понятие, принятое в Европе, — докторантура.

* Статья подготовлена в рамках выполнения задания на проведение научно-исследовательской работы «Научно-методическое обеспечение реализации программ послевузовского профессионального образования (по отраслям науки)».

Поскольку в России имеется такая форма научной деятельности, как докторантура, следовало бы ввести уточняющее определение в понятие докторантура, применив к ныне действующей аспирантуре наименование «докторантура первой ступени», а к самостоятельным докторским исследованиям — «докторантура второй ступени».

Во-вторых, насущной проблемой привлечения молодежи к научному творчеству стало введение такого научно-образовательного института, как научно-исследовательские стажировки. Они актуальны тогда, когда молодой исследователь ощущает потребность в получении опыта работы в рамках действующей научно-исследовательской или научно-педагогической школы. Такие стажировки могут предшествовать докторантуре первой ступени, либо следовать за защитой диссертации на соискание ученой степени доктора философии.

В-третьих, поскольку аспирантура (докторантура первой ступени) становится уровнем высшего образования, логично по факту завершения диссертационного исследования и выполнения основной образовательной программы выпускнику аспирантуры выдавать диплом исследователя (одно время уже была введена подобная практика, оправдавшая себя).

В-четвертых, желательно было бы на деле предоставить образовательным и научным учреждениям право присуждать ученую степень доктора философии и выдавать соответствующий диплом в случае успешной защиты кандидатской (в современной терминологии) диссертации.

Исходя из интересов Российской Федерации по вхождению в европейское и мировое пространство высшего образования и единое научно-исследовательское пространство, руководствуясь необходимостью принятия протекционистских мер в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, добиваясь признания уровней образования и компетенций выпускников российских вузов и аспирантуры, обеспечивая равенство прав выпускников аспирантуры российских вузов на рынке труда, предлагается следующий макет типового федерального образовательного стандарта для аспирантуры.

Рекомендованы следующие разделы федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (аспирантура):

I. Область применения.

II. Термины, определения, обозначения, сокращения.

III. Принципы реализации программ аспирантуры.

IV. Характеристика уровня образования и специальности аспирантуры.

V. Характеристика профессиональной деятельности выпускников аспирантуры.

VI. Требования к результатам освоения основной образовательной программы аспирантуры.

VII. Требования к структуре основной образовательной программы аспирантуры.

VIII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспирантуры.

IX. Оценка качества освоения основной образовательной программы аспирантуры.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(АСПИРАНТУРА)

по отрасли науки шифр и наименование отрасли науки

квалификация (ученая степень) «кандидат/доктор философии по отрасли науки»

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего уровня (ФГОС аспирантура) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ аспирантуры по отрасли науки шифр и наименование отрасли науки образовательными учреждениями высшего профессионального образования, учрежденными на территории Российской Федерации и имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ аспирантуры высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»:

вид профессиональной деятельности — методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица — мера трудоемкости освоения аспирантом основной образовательной программы аспирантуры;

компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль — часть или совокупность частей учебной дисциплины (курса) или совокупность учебных дисциплин (курсов), имеющая наименование и определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания (в том числе к сформированным компетенциям) и завершающаяся итоговым контролем успеваемости;

объект профессиональной деятельности — системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности;

область профессиональной деятельности — совокупность видов и объектов профессиональной деятельности, имеющая общую основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

образовательная программа аспирантуры — основная образовательная программа, реализуемая в высшем учебном заведении по уровню высшего профессионального образования «аспирантура», освоение которой подтверждается

присвоением лицу, успешно выполнившему индивидуальный план аспиранта, квалификации «исследователь»;

основная образовательная программа аспирантуры — совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, программы учебных дисциплин (модулей) и практик, календарный график учебного процесса и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

результаты обучения — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО — высшее профессиональное образование;

ООП — основная образовательная программа;

ОПК — общие профессиональные компетенции в соответствии с уровнем образования;

ПКОН — профессиональные компетенции отрасли науки;

ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ АСПИРАНТУРЫ

3.1. Единство образовательного пространства Российской Федерации.

3.2. Последовательность и преемственность основных образовательных программ высшего профессионального образования.

3.3. Соответствие основных образовательных программ высшего профессионального образования третьего уровня (аспирантура) принципам формирующегося единого мирового научного и образовательного пространства*:

3.3.1. Нацеленность аспирантской программы на итоговое оригинальное научное исследование. Основные составляющие обучения в аспирантуре — расширение и развитие научного знания через оригинальное научное исследование. В то же время аспирантура должна отвечать потребностям рынка занятости, который более широк, чем научные круги.

3.3.2. Ответственность высших учебных заведений и гарантии в том, что предлагаемые ими аспирантские программы и образовательные технологии разработаны с учетом новых вызовов общества и обеспечивают соответствующие возможности профессионального роста.

3.3.3. Важность разнообразия: богатое разнообразие аспирантских программ (включая совместные аспирантуры) является потенциалом, который должен быть подкреплен качественной и серьезной практикой.

3.3.4. Признание прав аспирантов как молодых ученых и профессионалов, вносящих ключевой вклад в создание нового знания.

3.3.5. Решающая роль научного руководства и оценки: в отношении каждого конкретного аспиранта механизмы научного руководства и оценки должны быть основаны на прозрачной договорной структуре по распределению обязанностей

* Провозглашены на Болонских семинарах в Зальцбурге в 2005 и 2010 гг.

между аспирантами, научными руководителями и образовательным учреждением (с привлечением других партнеров при необходимости).

3.3.6. Достижение эффективного результата: аспирантские программы нацелены на результат и разнообразную инновационную практику, а также межвузовское, внутригосударственное и международное сотрудничество.

3.3.7. Нормативный срок аспирантских программ (как правило, три-четыре года обучения по очной форме).

3.3.8. Стимулирование инновационных структур в соответствии с принципами междисциплинарного обучения и системой признания зачетных дисциплин.

3.3.9. Рост мобильности: аспирантские программы предлагают географическую, междисциплинарную и межотраслевую мобильность, а также международное сотрудничество в пределах интегрированной структуры сотрудничества между высшими учебными заведениями и другими партнерами.

3.3.10. Соответствующее финансирование для развития качественных аспирантских программ и их успешного завершения аспирантами.

3.3.11. Исследование как основание и различие. Аспирантские программы развивают мышление исследователя, гибкость его мысли, творческий потенциал и интеллектуальную автономию посредством оригинальной, конкретной научно-исследовательской работы, такой исследовательской практики, которая формирует научное мышление.

3.3.12. Критическая масса и критическое разнообразие. Аспирантское образование зависит от окружающей исследовательской среды. Вузам необходимо развивать критическую массу и разнообразие исследований, чтобы предложить высококачественное аспирантское образование.

3.3.13. Набор, допуск и статус. Структурированным программам аспирантского обучения должны соответствовать стратегии набора, отвечающие специфическому предназначению и профилю этих программ.

3.3.14. Руководство должно быть организовано как коллективная работа с четко определенной и прописанной ответственностью основного руководителя, обеспечивающей и оценивающей группы, аспиранта, научной школы, исследовательского коллектива и вуза, включая условия проживания с учетом потребностей индивидуального развития аспиранта.

3.3.15. Результаты. Основной результат аспирантского образования — формирование исследователей и их вклад в общественное развитие посредством знаний, компетенций и умений, полученных в ходе предпринимаемого исследования, равно как готовность к работе и открытость по отношению к другим дисциплинам.

3.3.16. Карьерный рост. Поддержка карьерного роста аспирантов должна учитывать индивидуальные цели и мотивации, а также опираться на широкий спектр карьерных возможностей после присуждения докторской степени.

3.3.17. Система зачетных единиц. Применение системы зачетных единиц, как для студентов первого и второго уровня, не является необходимым предварительным условием учреждения успешных аспирантских программ.

3.3.18. Качество и ответственность. Необходимо развить специальные системы гарантии качества аспирантского образования, основанные на вузовской специфике и, что очень важно, на исследовательской стратегии вуза.

3.3.19. Интернационализация. Стратегии интернационализации должны быть инструментом по улучшению качества аспирантского образования и развития исследовательских способностей.

3.3.20. Финансирование. Высококачественное аспирантское образование требует адекватных, достаточных и целевых финансовых вложений.

3.3.21. Автономность. Высшие учебные заведения должны быть достаточно автономны, чтобы учреждать различные структуры для реализации разнообразных исследовательских стратегий.

3.3.22. Правовые рамки. Национальные и международные нормативные документы должны предоставить вузам возможность учреждать инновационные аспирантские программы и предпринимать необходимые институциональные изменения.

3.3.23. Межотраслевое сотрудничество.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ

4.1. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы аспирантуры в зачетных единицах для очной формы обучения и соответствующая квалификация приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование ООП Квалификация Нормативный срок освоения ООП, включая каникулы Трудоемкость в зачетных единицах*

шифр в соответствии с Номенклатурой научных работников наименование

ООП аспирантуры 00.00.00 исследователь 3 года 180

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

4.2. Трудоемкость основной образовательной программы аспирантуры, реализуемой по очной форме обучения, за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость ООП аспирантуры по заочной форме обучения распределяется пропорционально продолжительности периода обучения.

4.3. Планируемый срок обучения по ООП аспирантуры в случае значительной доли экспериментальных и опытных работ может увеличиваться не более чем на один год относительно установленного нормативного срока. При этом трудоемкость ООП аспирантуры может превышать общую трудоемкость, установленную настоящим образовательным стандартом, но не более чем на 60 зачетных единиц.

4.4. ООП аспирантуры может реализовываться как сокращенная или как ускоренная (в сокращенные сроки) в случае полного выполнения аспирантом индивидуального плана аспиранта.

4.5. Содержание основной образовательной программы аспирантуры соответствует паспорту научной специальности.

4.6. Исследовательская направленность ООП аспирантуры отражает специфику научной школы высшего учебного заведения.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ

5.1. Область профессиональной деятельности выпускников аспирантуры включает сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем отрасли.

5.2. Объектом профессиональной деятельности выпускника аспирантуры является исследовательское пространство избранной отрасли научного знания, а также научные проблемы междисциплинарного характера.

5.3. Выпускник аспирантуры готовится к следующим видам профессиональной деятельности: самостоятельная научно-исследовательская работа, научное руководство и консультирование, руководство научной школой.

Конкретные виды деятельности и профессиональные задачи определяются соответствующим профилю научной подготовки профессиональным стандартом.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

6.1. Выпускник аспирантуры должен обладать следующими общими профессиональными компетенциями (ОПК):

— способностью демонстрировать и применять углубленные знания в профессиональной деятельности (ОПК-1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— способностью адаптировать новое знание в узкопрофессиональной и междисциплинарной деятельности (ОПК-2);

— способностью к самостоятельному построению и аргументированному представлению научной гипотезы (ОПК-3);

— владением приемами и методами научной дискуссии и коммуникативной деятельности в условиях профессионального сообщества (ОПК-4);

— владением методикой поиска источника финансирования научных исследований, подачи заявок на финансирование научных исследований в различные государственные и негосударственные организации (ОПК-5);

— способностью участвовать в коллективном научном исследовании и проводить самостоятельные научные исследования, в том числе финансируемые из внешних источников (ОПК-6);

— способностью самоорганизации в ходе выполнения научного исследования (ОПК-7);

— умением профессионально излагать результаты своих исследований и представлять их в виде научных публикаций, информационно-аналитических материалов и презентаций (ОПК-8);

— владением культурой научного исследования, включая правила соблюдения авторских прав (ОПК-9);

— введением инновационной составляющей в учебную деятельность, включая использование современных методов интерактивного обучения применительно к разным уровням образования (ОПК-10);

— способностью модифицировать и адаптировать существующие научно-исследовательские и информационные технологии к своей профессиональной деятельности (ОПК-11).

6.2. Выпускник аспирантуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями отрасли науки (ПКОН):

— способностью к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических и прикладных задач в данной отрасли науки (ПКОН-1);

— свободным владением смежными разделами науки, умением ориентироваться в разнообразии методологических подходов (ПКОН-2);

— способностью демонстрировать и применять углубленные знания в избранной области с учетом современных принципов научного исследования (интегра-тивность, антропоцентричность, коммуникативность, функциональность и др.) (ПКОН-3);

— владением методологией исследований отрасли науки и способностью к разработке новых методов и методик и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПКОН-4);

— владением современной научной парадигмой в избранной области науки и умением интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы (ПКОН-5);

— способностью принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию ресурсов отрасли науки (например, баз данных), в том числе электронных (ПКОН-6).

VII. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

7.1. Основная образовательная программа аспирантуры имеет следующую структуру:

Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

Научно-исследовательский семинар (НИС.А.00);

Практика (П.А.00).

Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта (НИР.А.00);

Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата (ПД.А.00);

Презентация диссертационного исследования (ПЗ.А.00).

7.2. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):

Таблица 2

Структура ООП аспирантуры

Индекс Наименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоемкость (в зачетных единицах)

ОД.А.00 Обязательные дисциплины 14

ОД.А.01 История и философия науки 3

ОД.А.02 Иностранный язык 3

ОД.А.03 Специальная дисциплина научной специальности 3

Окончание

Индекс Наименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоемкость (в зачетных единицах)

ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору 5

КЭ.А.00 Кандидатские экзамены 3

КЭ.А.01 Кандидатский экзамен по истории и философии науки 1

КЭ.А.02 Кандидатский экзамен по иностранному языку 1

КЭ.А.03 Кандидатский экзамен по специальной дисциплине 1

ФД.А.00 Факультативные дисциплины 4

НИС.А.00 Научно-исследовательский семинар 6

П.А.00 Практика 3

Итого на образовательную составляющую 30

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта 135

ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата 12

ПЗ.А.00 Презентация диссертационного исследования 3

Итого на исследовательскую составляющую 150

Общий объем подготовки аспиранта 180

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

8.1. Основная образовательная программа аспирантуры самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования на основе настоящего федерального государственного образовательного стандарта, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также паспорта специальности.

8.2. На основе основной образовательной программы аспирантуры по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.

8.3. Образовательная составляющая.

ОД.А.ОО Обязательные дисциплины (14 зачетных единиц).

Данный раздел включает историю и философию науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, в том числе по выбору аспиранта. По итогам освоения обязательных дисциплин аспирант сдает кандидатские экзамены: историю и философию науки (в соответствии с програм-мой-минимум кандидатского экзамена по данной отрасли науки), иностранный язык (в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык») и специальность (в соответствии с про-граммой-минимум кандидатского экзамена по специальности).

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности осваивается аспирантом в рамках дисциплины ОД.А.ОЗ, дополнительная программа организации/учреждения формируется на основе дисциплин по выбору аспиранта (ОД.А.04, 05 и т.п.).

В качестве дисциплин по выбору могут быть предложены дисциплины, углубляющие знания аспирантов в избранной ими научной проблеме и соответству-

ющие дополнительной программе кандидатского экзамена, утверждаемой ученым советом организации/учреждения.

Распределение зачетных единиц трудоемкости может быть детерминировано теоретической (3 зачетные единицы) или прикладной (2 зачетные единицы) направленностью курса.

К.А.00 Кандидатские экзамены (3 зачетные единицы).

Кандидатские экзамены являются составной частью программы. Цель экзаменов — установить глубину профессиональных знаний аспиранта, готовность к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для подтверждения уровня образования и присуждения ученой степени кандидата наук. Комиссия по приему кандидатских экзаменов оценивает знания аспиранта на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ФД.А.00 Факультативные дисциплины (6 зачетных единиц).

Факультативные дисциплины дополняют образовательную составляющую программы и выбираются аспирантом из списка дисциплин, рекомендованных учреждением/организацией. Для освоения 6 зачетных единиц учебной нагрузки можно выбрать две дисциплины (по 3 зачетные единицы каждая) и научно-исследовательский семинар, организуемый профильной кафедрой (подразделением). Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

В качестве факультативных дисциплин могут быть предложены:

— профильные дисциплины, углубляющие знания обучающегося в избранной им научной проблеме;

— курс иностранного языка, предназначенный для обучающихся, не владеющих достаточной подготовкой к освоению обязательной дисциплины Иностранный язык;

— курс русского языка как иностранного, предназначенный для иностранных граждан / соотечественников, не имеющих достаточного опыта работы со специальными научными текстами на русском языке.

Организационно-тематическое построение дисциплин ФД.А.00 может соответствовать организационно-тематическому построению дисциплин ОД.А.03, 04 и др. В качестве аттестационных критериев и балльной структуры оценки могут выступать участие в аудиторных занятиях, самостоятельная работа, подготовка письменного текста (логически завершенная часть диссертационной работы, реферат, эссе, аналитическая записка) или устное собеседование с руководителем дисциплины.

П.А.00 Практика (3 зачетные единицы).

Учреждение/организация определяют целесообразность проведения практики, ее вид (педагогическая/производственная), сроки и форму прохождения, а также форму контроля и отчетности по ней. При отсутствии практики отведенное для нее время должно быть перенесено на освоение обязательных дисциплин.

Учреждение/организация может организовать следующие виды практики:

— производственную (научно-исследовательскую) (3 зачетные единицы, 108 час.) — в форме участия в научно-исследовательских проектах, практической

деятельности в составе научно-педагогического или исследовательского коллектива образовательного или научно-исследовательского учреждения;

— педагогическую (3 зачетные единицы, 108 час.) — подготовка и проведение занятий со студентами образовательного учреждения по профилю подготовки под руководством руководителя педагогической практики/научного руководителя.

8.4. Исследовательская составляющая.

НИР.А.00 Научно-исследовательская работа аспиранта (135 зачетных единиц).

Объем данного раздела программы по специальности аспирантуры составляет 4860 часов, или 135 зачетных единиц. При увеличении срока обучения по отдельным специальностям в очной аспирантуре до 4 лет (в заочной аспирантуре до 5 лет) трудоемкость данного раздела увеличивается на 2160 часов, или 60 зачетных единиц.

Кафедра/подразделение организует и создает условия для следующих видов деятельности аспирантов:

— научно-исследовательская работа по избранной тематике;

— подготовка научных публикаций в соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки РФ;

— участие в профильных научных конференциях, семинарах, круглых столах, в программах академической мобильности и т.п.

ПД.А.00 Подготовка текста диссертационного исследования и текста автореферата (12 зачетных единиц).

Данный раздел программы определяет трудоемкость написания текста диссертационного исследования и текста автореферата.

ПЗ.А.00 Презентация диссертационного исследования (3 зачетные единицы).

8.5. Кафедра/подразделение создает условия для апробации диссертационного исследования по месту обучения аспиранта с целью последующей передачи завершенного и оригинального диссертационного исследования в совет по защите диссертаций.

IX. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

Оценка освоения аспирантом исследовательской составляющей предполагает получение рекомендации кафедры/подразделения о представлении диссертационного исследования к защите, опубликование результатов исследований аспиранта в научных изданиях, в том числе в изданиях, включенных в перечень, определяемый Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России, а также в материалах профильных научных конференций.

Итоговая оценка степени освоения основной образовательной программы аспирантуры по специальности отражается:

— в удостоверении о сданных кандидатских экзаменах (по форме 2.2);

— в выпускном документе об окончании аспирантуры — дипломе исследователя, который выдается в случае полного выполнения обучающимся индивидуального плана, отражающего все части программы.

ASPIRANTURA IN RUSSIAN FEDERATION: NEW APPROACHES

O.V. Andreeva

Theory and History of International Relations Chair Peoples" Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

In the context of new approaches in education in the Russian Federation and because of public discussion, concerning the project of the federal law on education a new format of typical educational standard for doctoral studies based on Russian universities is proposed.

Key words: the Russian Federation, Education law, aspirantura, federal state demands, federal state educational standard.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.