Научная статья на тему 'Аспирантура как средство советизации высшей школы во второй половине 1920-х первой половине 1930-х гг. (на примере Томского государственного университета)'

Аспирантура как средство советизации высшей школы во второй половине 1920-х первой половине 1930-х гг. (на примере Томского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / АСПИРАНТУРА / ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / SOCIAL POLICY / HIGHER SCHOOL / POSTGRADUATE STUDY / TOMSK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цеховой Николай Петрович

Анализируется место и роль института аспирантуры в проведении государственной политики советизации в отношении высшей школы страны во второй половине 1920-х первой половине 1930-х гг. Проведение данной политики рассматривается на примере аспирантуры Томского государственного университета, который одним из первых в стране получил право вести подготовку аспирантов в 1925 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цеховой Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the 1920s 1930s sovietization was one of the principal tenets of the state policy in the sphere of higher education aiming at changes in the social composition and party membership of the student body and the teaching staff of higher schools. Postgraduate schools as the main centers of training the brainpower for higher school and research institutions were to play the main role in this policy realization since 1925. The role of postgraduate school in higher education sovietization at TSU can be taken as an example. It was the Party, Komsomol and Trade union organizations that were responsible to nominate candidates for postgraduate school with the preference given to people of particular social origin, namely those from workers or peasant families as well as activists in public life and communist groups. This practice gave rise to a numerous conflicts between students and professors with the opinion of the latter being always decisive. Emphasizing that there were not enough young personnel among the university staff, professors as a rule succeeded in nominating students who had been working under their guidance for many years and were more capable for carrying out research work then activists of workers and peasant origin. As a result the social composition and party membership of the postgraduate school at TSU did not answer the requirements suggested by the State and the Communist Party as most of postgraduate students were from families of office workers, there being not a single Party or Komsomol member. Since the 1930s the policy was hardened, the social origin and party membership of a candidate were taken as the most important consideration in the procedure of admission to a postgraduate course. The students who concealed their genuine social background were expelled from the university and postgraduate school. By the mid 1930s postgraduate school of TSU was fully complemented by Party and Komsomol members or people from workers and peasant families.

Текст научной работы на тему «Аспирантура как средство советизации высшей школы во второй половине 1920-х первой половине 1930-х гг. (на примере Томского государственного университета)»

Н.П. Цеховой

АСПИРАНТУРА КАК СРЕДСТВО СОВЕТИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг.

(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Анализируется место и роль института аспирантуры в проведении государственной политики советизации в отношении высшей школы страны во второй половине 1920-х - первой половине 1930-х гг. Проведение данной политики рассматривается на примере аспирантуры Томского государственного университета, который одним из первых в стране получил право вести подготовку аспирантов в 1925 г.

Ключевые слова: социальная политика; высшая школа; аспирантура; Томский университет.

Советизация являлась одним из основных направлений политики, проводимой государством в 19201930-е гг. в отношении высшей школы. По мнению новосибирского исследователя В. Л. Соскина, советизация высшей школы в 1920-е гг. проходила по двум направлениям. Первое заключалось в изменении и «завоевании» существующего профессорско-преподавательского корпуса вузов. Вторым важным направлением была «пролетаризация вузов», которая преследовала цель изменения социального состава студенчества и профессорско-преподавательского корпуса [1. С. 26]. В частности, она выражалась в том, что прием в аспирантуру, ставшую основной формой подготовки научнопедагогических кадров в стране с середины 1920-х гг., проводился при активном участии общественных и партийных организаций вуза. Последние были ориентированы на прием в аспирантуру лиц рабочекрестьянского происхождения и партийных кадров. В рамках этой политики партийные органы проводили линию на укрепление зависимых от них студенческих организаций, которые активно противостояли старой «реакционной» профессуре и выдвигали «своих» кандидатов в аспирантуру. Причем они действовали так усердно, что нередко подвергались критике со стороны партийных органов за «неумеренность» [1. С. 24]. Исследователи Л.Б. Ус и С.Н. Ушакова называют набор в аспирантуру одной из наиболее частых причин «внутри-вузовских столкновений» в 1920-е гг. [2. С. 156].

Рассмотрим, как проходили эти процессы в данный период на примере одного из ведущих вузов страны -Томского государственного университета (ТГУ), который одним из первых получил право вести подготовку аспирантов (1925 г.). Как отмечалось выше, новшество аспирантуры, в отличие от существовавшего до революции 1917 г. института профессорских стипендиатов, состояло в том, что если раньше выбор кандидата для подготовки к научной деятельности всецело зависел от профессора, то теперь представление кандидатов осуществлялось предметными комиссиями вузов через отборочные комиссии. Выдвижение кандидатов в аспирантуру во всех вузах проводилось с обязательным участием вузовской общественности - партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Во всех указаниях и директивах центральных органов власти говорилось о том, что студенческие, общественные организации должны были быть ориентированы на проведение в научные работники лиц рабочекрестьянского происхождения, активных общественников и коммунистов. Так, в постановлении XIII Всероссийского съезда Советов (апрель 1927 г.) подчерки-

валось, что правильный подбор и подготовка новых научных работников является одной из главных задач и что «должна быть всемерно облегчена подготовка к научной деятельности представителям рабоче-крестьянской молодежи, проявившим желание и способности к этого рода работе» [3. С. 39].

Поэтому нередко между студенчеством и профессорско-преподавательским составом возникали конфликты на почве выдвижения кандидатов для подготовки к научно-педагогической деятельности. Студенчество выдвигало кандидатов из среды студентов старших курсов, в первую очередь, активно участвовавших в общественной работе и имевших пролетарское происхождение. Часть профессуры сопротивлялась этому, предлагая своих кандидатов, которых они считали более способными к занятиям научной деятельностью. Особенно резкое возражение со стороны профессоров вызывали кандидаты-коммунисты, активно работавшие в общественных организациях, в органах управления вузами, но не отличавшиеся в учебе. Выдвиженцам-коммунистам руководители некоторых кафедр не оказывали поддержки в подготовке по специальности. Например, непростая ситуация сложилась при обсуждении в 1927 г. в отборочной комиссии ТГУ кандидатуры в аспиранты по кафедре органической химии А.И. Гершевича. Против него выступил почти весь преподавательский состав химического отделения. Научный руководитель А.И. Гершевича профессор Б.В. Тронов обвинил профессуру в отрицательном отношении к своему ученику из-за его «активной общественной деятельности среди студенчества» [4. Л. 4648]. При поступлении в аспирантуру ТГУ в 1926 г. большинство кандидатов, предложенных профессорами (Е.А. Крюгер, Н.Г. Забегалов, Я.А. Эголинский и др.), были забаллотированы представителем студенческой фракции по причине якобы их слабой общественной работы в вузе [4. Л. 78; 6. Л. 76-77]. Однако все они при поддержке профессоров были избраны в аспиранты и в конечном итоге утверждены Государственным ученым советом (ГУС). В том же году партийная организация ТГУ выступила против избрания в аспиранты по медфаку студента В.Г. Елисеева (впоследствии доктор медицинских наук, профессор) - сына казака, до революции члена партии эсеров [5. Л. 32-33]. Но в итоге он также был избран в аспиранты.

Таким образом, в Томском университете в этих спорах мнение профессоров в основном всегда оказывалось решающим. Это объясняется тем, что в университете существовала острая нехватка молодых преподавательских кадров. Указывая на эту важнейшую про-

блему, профессора старались провести в аспирантуру своих студентов, работавших под их руководством в течение длительного времени. Ректор университета профессор В.Н. Саввин обвинял представителей студенчества в том, что те своими действиями ставили под угрозу выполнение постоянных просьб Томского университета об увеличении количества аспирантских мест, тогда как, по его словам, только таким путем предоставлялась возможность «пополнять в будущем кадры научных работников в вузах г. Томска» [6. Л. 81а].

Эти примеры еще раз подтверждают тезис о том, что характерное в целом для страны в этот период сочетание «мягких» и «жестких» установок в отношении власти к интеллигенции более ярко проявлялось в Сибири, где ощущался острый дефицит научных кадров высшей квалификации. Местные партийные и комсомольские ячейки, радикально настроенные студенты нередко даже высказывали несогласие с политикой центральной власти, считая ее слишком либеральной [2. С. 156]. В результате в конце 1920-х гг. состав аспирантуры ТГУ ни по социальному, ни по партийному признаку не удовлетворял предъявляемым государством и партией требованиям. В 1928/29 учебном году из 14 аспирантов ТГУ не было ни одного члена партии или ВЛКСМ, а 8 аспирантов были по происхождению из служащих [7. Л. 26]. Ситуация в ТГУ не была исключительной. Так, коллегия Наркомпроса по материалам проверки Казанского университета в декабре 1930 г. признала «безусловно неудовлетворительным» социальный состав аспирантов и рекомендовала зачисление лиц из числа «служащих» и «прочих» допускать только в исключительных случаях [8. С. 334].

Институт студентов-выдвиженцев, призванный стать «мощным средством пролетаризации» вузов [1. С. 26] путем подготовки кадров для аспирантуры, в первую очередь из студентов рабоче-крестьянского происхождения и партийцев, поначалу также не решал эту проблему. В 1928/29 учебном году из 28 выдвиженцев медицинского факультета ТГУ только 9 были рабоче-крестьянского происхождения, а 19 - из служащих. Правда, членов партии и комсомола среди них было 18 человек [7. Л. 25].

В это время принимается целый ряд постановлений, и отдаются распоряжения, требовавшие усилить отбор по социальному признаку и увеличить рабочекрестьянскую и партийно-комсомольскую часть среди аспирантов. В частности, в Постановлении ЦК ВКП (б) «О научных кадрах ВКП (б)» от 26 июня 1929 г. от общественных организаций требовалось принимать более активное участие в выдвижении новых аспирантов и соблюдать классовый принцип в подборе аспирантов [9. С. 524-525]. В циркуляре Наркомпроса вузам перед приемом аспирантов на 1930/31 учебный год говорилось: «Необходимо, чтобы в этом приеме было усилено пролетарское ядро с повышением процента состава коммунистов и членов ВЛКСМ» [10. Л. 12]. В постановлении правления ТГУ от 13 июня 1929 г. об аспирантах и выдвиженцах ТГУ содержалось требование принять «самые решительные меры по улучшению социального состава аспирантов и выдвиженцев, проводя отбор по классовому признаку с одновременным учетом пригодности кандидатов к научно-исследо-

вательской работе». В постановлении ставилась задача «изучить вопрос о причинах слабого пополнения аспирантских рядов партийцами и комсомольцами...». Объем марксисткой подготовки аспирантов был доведен до 2 лет [11. Л. 36].

Партийность и рабоче-крестьянское происхождение кандидата в аспиранты стали иметь первостепенное значение при приеме в аспирантуру. Так, директор ТГУ Д.В. Горфин на заседании Ученого совета университета, состоявшемся в марте 1931 г., в следующих словах охарактеризовал ситуацию с набором в аспирантуру: «Университету требуется 60 аспирантов, из них 30 человек уже набрано. Учтены при наборе и социальное положение, и партийность.» [12. Л. 1]. Если в 1929/30 учебном году из 15 аспирантов ТГУ 7 были рабоче-крестьянского происхождения и 4 - членами ВКП (б), то уже в 1931 г. 84,6% аспирантов ТГУ составляли выходцы из рабочих и крестьян, и при этом 67% составили члены партии и комсомола [13. Л. 238241]. В 1932 г. из 60 аспирантов уже 49 человек были из рабочих и крестьян (81,6%) [14. Л. 53].

Скрывавшие свое истинное социальное происхождение исключались из вуза, в том числе и из аспирантуры. Еще Постановлением Коллегии НКП РСФСР от 23 мая 1929 г. «О чистках в вузах, рабфаках и техникумах» правила исключения учащихся по мотивам академического характера дополнялись правилами исключения лиц, лишенных избирательных прав; намеренно скрывших свое социальное происхождение, социальное положение при поступлении в вуз; обнаруживших антисоветское поведение во время пребывания в учебном заведении, выразившееся в выступлениях, враждебных Советскому государству, а также в активном антисемитизме; осужденных за уголовные преступления [15. Л. 122]. Так, в 1935 г. из аспирантуры ТГУ был отчислен аспирант Ф.И. Вовк (впоследствии известный ученый-ихтиолог) как скрывший свое социальное положение (кулак-лишенец) [16. Л. 62-63]. Аспирант кафедры электромагнитных колебаний Ф. Д. Валеев был отчислен за «связь с чуждыми элементами (кулачество, нэпманы)» [14. Л. 71]. По решению дирекции и общественности университета из числа аспирантов в 1932 г. был исключен аспирант-химик Н.В. Шмаков. Главной причиной исключения стали его «антисоветские высказывания» о том, что «колхозы созданы насильно, о достижениях всех врут - кругом развал, Сталин всех завел» и т.п. [17. Л. 115]. В вину ему ставились также «выпады антисемитского характера» в общежитии. Исходя из всего этого специально созданная комиссия решила, что «идеологически разложившемуся Шмакову не место в рядах аспирантуры» [14. Л. 115]. Следует отметить, что в Томском университете число исключенных из аспирантуры было не так уж и велико. В Казанском университете, например, только с января по июнь 1933 г. из аспирантуры было отчислено 30 человек «за скрытие социального происхождения, за неуспеваемость, за опоздание на учебу, за самовольный отъезд, за подрыв дисциплины и т.п.» [8. С. 334].

Некоторым «классово чуждым элементам», все-таки принятым в аспирантуру, приходилось работать в довольно тяжелых условиях. Так, аспирант СФТИ Н.А. Бессонов (впоследствии кандидат физико-мате-

матических наук, декан физико-математического факультета Минского государственного педагогического института) на заседании бюро аспирантов ТГУ в сентябре 1929 г. говорил о том, что на продуктивность его работы повлияло «отношение к нему со стороны студенчества». Несколько раз в течение последнего года обучения он хотел бросить работу и уйти из аспирантуры. «То обстоятельство, - признавался он, - что меня считали идеологически чуждым элементом, угнетало меня и мешало спокойной работе» [18. Л. 105].

В результате последовательного проведения линии на регулирование социального состава к середине 1930-х гг. институт аспирантуры уже полностью отвечал ранее высказанным требованиям привлечь в науку молодежь из числа членов партии и комсомола, лиц рабоче-крестьянского происхождения. Если в 1935 г. партийно-комсомольская прослойка среди профессорско-преподавательского состава ТГУ оставалась сравнительно небольшой: из 120 профессоров, доцентов и преподавателей членами ВКП (б) были всего 8, членами ВЛКСМ - 6 [19. С. 55], то среди аспирантов членов партии и комсомола было 50% от общего состава (из 30 аспирантов 6 членов и кандидатов ВКП (б), 9 -ВЛКСМ); в 1936 г. - членов партии и комсомола было 46,4% [20. Л. 3]. Такое же положение складывалось и в целом по вузам Сибири. Так, если удельный вес членов партии среди профессоров вузов Сибири оставался незначительным на протяжении 1925-1930 гг. (от 4,9 до 7,1%), среди доцентов был немного выше (от 10,7 до 23,2%), то среди аспирантов партийно-комсомольская прослойка составил к 1932 г. 46,1% [21. С. 104-105]. Аналогично развивалась ситуация и с социальным со-

ставом научно-педагогических работников. Так, если рабоче-крестьянская прослойка среди профессорско-преподавательского корпуса ТГУ в 1935 г. составила 30,5% (а среди профессоров вообще 13,5%) [19. С. 38], то среди аспирантов уже в 1933 г. 75% были рабочекрестьянского происхождения. Формально все ограничения, связанные с социальным происхождением, для лиц, поступающих в учебные заведения, были отменены только в 1935 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР « О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» в связи с «изменением соотношения классовых сил в СССР». К этому времени рабоче-крестьянская прослойка среди аспирантов ТГУ составляла около 70%.

Таким образом, если во второй половине 1920-х гг. аспирантура не выполняла возлагаемые на нее функции в русле проводимой государством политики на ее «пролетаризацию», то в первой половине 1930-х гг. она уже стала отвечать требованиям формирования новой советской научной интеллигенции. Однако проведение этой политики отрицательным образом сказалось на эффективности работы аспирантуры. Поскольку при приеме в аспирантуру в основном обращали внимание на социальное происхождение и партийность кандидата, то фактору его академической успеваемости, склонности к научной деятельности не уделяли должного внимания. В результате в аспирантуре оказалось большое количество лиц, явно не подготовленных к научно-педагоги-ческой деятельности. Лишь с 1933 г. в связи с неудовлетворительным состоянием подготовки научных кадров при приеме в аспирантуру стало уделяться больше внимания деловым качествам кандидата в аспиранты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соскин ВЛ. Советизация высшей школы Сибири в 1917-1920-е гг.: сущность, направления, этапы // Высшая школа в системе регионального

научно-образовательного потенциала : сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Г. Водичев. Новосибирск : Сова, 2008. С. 6-28.

2. Интеллигенция Сибири в первой трети XX века: статус и корпоративные ценности. Новосибирск : Сова, 2007. 310 с.

3. Высшая школа СССР за 50 лет (1917-1967 гг.) / под ред. В.П. Елютина. М. : Высшая школа, 1967. 272 с.

4. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 56.

5. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 115. Оп. 2. Д. 10.

6. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 286.

7. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1911.

8. История Казанского университета. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2004. 656 с.

9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 4: 1926-1929. 9-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат,

1984. 575 с.

10. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 276.

11. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 442.

12. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1892.

13. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1934.

14. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1915.

15. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 459.

16. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 12. Д. 1956.

17. ЦДНИ ТО. Ф. 115. Оп. 2. Д. 25.

18. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 453.

19. Литвинов А.В. Профессорско-преподавательский корпус Томского университета (20-30-е годы XX века) : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2002. 238 с.

20. ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 148.

21. Кликушин М.В. Изменение в источниках и формах комплектования отряда ученых Сибири (1928-1932 годы) // Кадры науки советской Сибири: Проблемы истории. Новосибирск : Наука, 1991. С. 91-107.

Статья представлена научной редакцией «История» 24 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.