Научная статья на тему 'Аспирантура глазами аспирантов и экспертов'

Аспирантура глазами аспирантов и экспертов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / высшая школа / аспирантура / диссертация / эксперименты / приборная база / информационная база / научные коммуникации / научные публикации / научный руководитель / аттестация. / science / high school / post-graduate study / thesis / experiments / instrument base / infor- mation base / science communication / research papers / research advisor / attestation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. И. Оноприенко

Неотступный государственный контроль привел к крайней бюрократизации науки и университетского образования. Жесткая регламентация процедур обучения в аспирантуре и подготовки диссертаций противопоказана науке с ее автономией и механизмами самоорганизации. Работа по совершенствованию аспирантуры должна согласовываться с новейшими тенденциями развития образования и науки в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-GRADUATE STUDY AS SEEN BY POST-GRADUATE STUDENTS AND EXPERTS

Persistent state control has led to extreme bureaucratization of science and university education. Strict regulation of training procedures during post-graduate study and thesis preparation is completely inappropriate for science with its autonomy and mechanisms of self-organization. Work to improve post-graduate study should be consistent with the resent global trends in education and science.

Текст научной работы на тему «Аспирантура глазами аспирантов и экспертов»

УДК 001.891(477)

В. И. ОНОПРИЕНКО,

главный научный сотрудник Института исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, доктор философских наук, профессор, г. Киев, Украина, e-mail: valonopr@gmail.com

АСПИРАНТУРА ГЛАЗАМИ АСПИРАНТОВ И ЭКСПЕРТОВ

Неотступный государственный контроль привел к крайней бюрократизации науки и университетского образования. Жесткая регламентация процедур обучения в аспирантуре и подготовки диссертаций противопоказана науке с ее автономией и механизмами самоорганизации. Работа по совершенствованию аспирантуры должна согласовываться с новейшими тенденциями развития образования и науки в мире.

Ключевые слова наука, высшая школа, аспирантура, диссертация, эксперименты, приборная база, информационная база, научные коммуникации, научные публикации, научный руководитель, аттестация.

V. I. ONOPRIYENKO,

Principal Research Scientist, Institute for Scientific and Technological Potential and History of Science Studies of G.M. Dobrov of the National Academy of Sciences of Ukraine, Doctor of Philosophy, Professor, Kiev, Ukraine, e-mail: valonopr@gmail.com

POST-GRADUATE STUDY AS SEEN BY POST-GRADUATE STUDENTS AND EXPERTS

Persistent state control has led to extreme bureaucratization of science and university education. Strict regulation of training procedures during post-graduate study and thesis preparation is completely inappropriate for science with its autonomy and mechanisms of self-organization. Work to improve post-graduate study should be consistent with the resent global trends in education and science.

Keywords: science, high school, post-graduate study, thesis, experiments, instrument base, information base, science communication, research papers, research advisor, attestation.

В 2016-2017 гг. в Украине проводилось анкетирование аспирантов институтов НАН Украины: кибернетики, проблем математических машин, проблем регистрации информации, программных систем, международного научно-учебного центра информационных технологий и систем, металлофизики им. Г. В. Курдюмова, Главной астрономической обсерватории, геохимии, минералогии и рудообразования, электросварки им. Е. О. Патона, проблем материаловедения им. И. М. Францевича, сверхтвердых материалов им. В. Н. Баку-ля, физической химии им. Л. В. Писаржевского, общей и неорганической химии им. В. И. Вернадского, биоорганической химии и нефтехимии, биохимии

им. А. В. Палладина, физиологии им. А. А. Богомольца, Центра гуманитарного образования. Для сравнения было проведено анкетирование аспирантов в Национальном авиационном институте и Киевском национальном университете строительства и архитектуры. Всего было получено около полутора сотен анкет. К сожалению, удалось охватить преимущественно аспирантов 1-2-го года обучения, аспиранты поздних сроков обучения более атомизиро-ванные и их труднее включить в обследование, хотя именно они лучше понимают проблемы завершения аспирантуры и подготовки диссертации.

Первый блок анкеты посвящен персональным данным, мотивам поступления в аспирантуру и взаимоотношениям с научным руководителем. Если среди мотивов поступления преобладают успехи учебы в университете и приглашение будущего научного руководителя, что естественно, то информация о том, что немалая часть поступивших в аспирантуру, прежде всего в академические институты, закончила провинциальные университеты, а вовсе не ведущие столичные, и проживает в Киеве в общежитии, наводит на вывод о том, что немалая часть поступивших в аспирантуру руководствовалась не столько научным призванием, сколько привлекательностью жить в нашем центра-листски организованном государстве в столице, где возможности более широкие, чем в провинции.

Немалая часть респондентов ответила на вопрос о мотивах поступления в аспирантуру честно: невозможность найти достойную и интересную работу или семейные обстоятельства. Эта часть аспирантов продолжает колебаться в своем выборе. Среди них те, кто боится попасть в армию, да еще когда ведутся боевые действия, а также женщины, вышедшие замуж, родившие ребенка и т. д. Для них аспирантура - это отложенное решение о жизненном выборе. Многие из них не подготовят диссертацию.

Среди аспирантов есть такие, которые успели получить еще одно высшее образование и надеются использовать его при подготовке диссертации, но есть и такие, которые поступили в аспирантуру на специальности, не стыкующиеся с их дипломом о высшем образовании. В этом последнем случае они сами создали себе проблемы: чересчур много им придется добирать, чтобы сравняться с теми, кто пошел в аспирантуру по своему профилю. Ныне, когда идет интенсивный процесс дифференциации и разветвления специальностей, это достаточно типичная ситуация, но она содержит в себе риски, которые могут стать непреодолимыми.

Один из опрошенных на вопрос о мотивах поступления в аспирантуру, наряду с фактором успешной учебы в университете, называл еще один мотив: «Желание испытать себя в науке, использовать шанс на дополнительные бесплатные образование и повышение квалификации». Такой ответ очень симптоматичен сегодня, когда приходит понимание, что статуса в науке надо добиваться, он достигается в соревновании, должен доказываться и постоянно подтверждаться, это действительно испытание, в котором исход проблематичен и неизвестен.

Относительно темы диссертации фактически все респонденты ответили, что ее сформулировал научный руководитель, и она отвечает тематике отдела или лаборатории. В целом это нормальная практика. Лишь единицы, причем имеющие исследовательский опыт, отметили, что их темы авторские, и это повышает их статус, но и ответственность. Иногда темы диссертации представляют коллективное творчество отдела и ученого совета, и это очень опасное явление, потому что они формулируются и навязываются спонтанно, на слух, часто с недопониманием проблемы.

Ответы на вопрос о том, есть ли у них уверенность, что выбранная тема диссертации отвечает переднему краю исследований (имеется в виду мировой уровень), почти все респонденты, не особо задумываясь, ответили положительно. Между тем наша наука находится в затяжной депрессии, во многих областях потеряна сама возможность ориентации. Здесь нужны специальные доказательства и убедительная аргументация. Поскольку мне часто приходится выступать в роли эксперта в конкурсах, меня крайне раздражают почти повсеместные клише в заявках проектов - «мировой уровень исследований». В абсолютном большинстве такое заявление, кроме досады, не может ничего вызывать. Интерес представляет следующий ответ от аспиранта, который сам придумал себе тему (таких в выборке фактически нет): «У меня нет сомнений в приоритетности темы в мировой науке, но есть большие сомнения, будет ли признана ее приоритетность в моем институте».

Большинство респондентов высоко оценивают помощь научных руководителей. Они, как правило, имеют статус не ниже доктора наук. Но есть аспиранты, которые роль руководителей оценивают как формальную. Например, один из аспирантов, у которого руководитель академик, отметил, что не понял, для чего руководитель ему нужен. Это давняя традиция в советской аспирантуре, высокостатусные научные руководители делегировали исполнение своих функций своим подчиненным. Последние нередко многому учили аспирантов, ежедневно работая с ними, - методикам, организации экспериментирования, сбору фактического материала, его систематизации и интерпретации и т. д., вплоть до норм научной этики. Лавры, конечно, доставались официальным руководителям, но в целом никто не был в обиде. Я полагаю, что указанный аспирант пока на самом деле не понял, для чего ему нужен такой руководитель, но не исключено, что он окажется очень даже нужен: в организации науки существует множество функций, и сразу не определишь, какая из них важнее.

Как правило, аспиранты считают, что им еще многое надо освоить, чтобы работать относительно эффективно. Это можно сделать в лаборатории, в институте и за его пределами, например, путем стажировок, такие возможности иногда существуют.

Самые различные оценки аспирантов получили исследовательские возможности приборного парка институтов, от саркастического заключения, что «уровень всех приборов старше меня по возрасту», до более дифференциро-

ванных заключений. Оказывается, в академических институтах есть и относительно новые приборы, и продолжает работать техника в течение нескольких десятилетий. Оценки относительно комплектации приборного парка в высших учебных заведениях более пессимистичны, вплоть до катастрофических выводов.

Большинство полагает, что в отделе, лаборатории, институте можно получить квалифицированную помощь при работе над диссертацией. Единственный вопрос из этой серии, на который фактически все респонденты дали отрицательный ответ, это вопрос о том, с кем из зарубежных ученых они завязали контакты и поддерживают коммуникацию. В век тотальных коммуникаций это выглядит как парадокс, но на самом деле большая часть аспирантов еще не определилась в том, чем они занимаются, нет предмета для коммуникации. Поэтому не случаен ответ одного аспиранта: «...зарубежные контакты есть у моего руководителя». Еще один характерный ответ аспиранта, закончившего университет в Тернополе: «.поддерживаю контакты с зарубежной украинской научной диаспорой».

Отдельный блок вопросов был связан с возможностями подготовить диссертацию в отведенный для нее срок. Как ни странно, большинство ответили на этот вопрос положительно, что такие возможности существуют. Такие ответы расходятся со статистикой защит на протяжении десятилетий. Нынче же сама процедура защиты занимает продолжительное время из-за чересчур многих требований, которые растут с каждым годом. Скорее всего, опрашиваемые не владеют этой информацией. На самом деле, здесь есть и реальные преграды на пути форсированной подготовки диссертации. Поэтому еще на один вопрос из этой серии: «Реально ли опубликовать к защите полноценную статью в рейтинговых зарубежных журналах?» - ответы оказались уже не столь однозначными. У многих аспирантов из области естествознания такие возможности есть, но для этого нужна реальная коммуникация с зарубежными коллегами, к тому же для этого требуется время - материал для такого рода публикации появляется лишь на финише аспирантского срока, а нынче рецензирование публикаций в такого рода журналы занимает значительные сроки и перепроверки. Это только одна из реальных преград, задерживающих представление защиты в срок.

На следующий вопрос из данной серии: «Есть ли шанс представлять свои результаты на конференциях за рубежом?» - большая часть ответов была следующего содержания: «такой шанс есть, но трудно или невозможно насобирать денег, чтобы его использовать». Почти кончилось такое время, когда была возможность выхлопотать участие в зарубежной конференции за счет принимающей стороны. Поездка же за свой счет при уровне оплаты труда в науке и университетах в постсоветских странах абсолютно не реальна для того, чтобы реализовать такой шанс.

Вопрос о том, участвуют ли аспиранты в институтах в работе по грантам, отечественным или зарубежным, получил утвердительный ответ у большин-

ства опрашиваемых, но понять по этим ответам, какова степень этого участия и роль аспирантов, не удалось.

Специальным блоком в анкете выделена информационная составляющая в работе аспирантов. На вопрос: «Какую часть информации Вы получаете через Интернет?» положительно ответили от 80 до 90 % респондентов, и только от 10 до 20 % (чаще всего от гуманитариев) отмечали, что львиную доли информации получают в архивах и библиотеках. Конечно, это крайности, но, к сожалению, они красноречивы. Поэтому и на вопрос: «Читаете ли Вы зарубежные рейтинговые журналы по Вашей специальности и находите ли там полезную информацию?», как правило, аспиранты отвечали, что читают их в Интернете. На третий вопрос: «Работаете ли в поисках информации в библиотеках, патентных и статистических бюро? Насколько значима эта работа для подготовки диссертации?» получено много ответов, подтверждающих значимость этой работы, особенно от представителей технических наук, но, вместе с тем, были и ответы, утверждающие, что и такого рода информацию можно найти в специальных местах в Интернете. Безусловно, новая информационная революция существенно затронула науку.

Задавался также вопрос об участии в работе научных обществ, семинаров института, отделов, лабораторий, аспирантских семинаров. Фактически в них участвуют все, но далеко не так продуктивно, как следовало бы, то есть преобладает участие пассивное. Но многое, видимо, зависит от самих семинаров и тех, кто их ведет. Тем не менее есть и такие лица, которые видят толк в этих обсуждениях, фактически проводят через них все свои публикации и получают немало полезных замечаний и рекомендаций.

Ответы на вопрос: «За какой срок Вы рассчитываете расплатиться с долгами по защите диссертации?» имели существенные различия. Так, большая часть опрашиваемых, которым еще далеко до защиты, ответили, что сумеют отдать долги за срок от трех месяцев до полугода, а более осведомленные их коллеги - за 2-3 года.

Актуальными оказались вопросы о том, что может помешать аспирантам подготовить диссертации в срок.

Приведем наиболее характерные ответы:

«Нужно написать и опубликовать целых 5 статей; существует зависимость от успеха работы других работников отдела, с кем придется сотрудничать при выполнении экспериментальной части работы; есть зависимость от финансирования лаборатории; некоторые реагенты для дальнейших исследований необходимо синтезировать самостоятельно в лаборатории, а синтез не всегда бывает таким эффективным, как предполагалось, и приходится затрачивать много времени; возможно, кроме обязательной работы по аспирантскому плану придется выполнять другую дополнительную работу, необходимую для лаборатории»;

«Трудности с оборудованием и необходимыми материалами, особенно по моей теме "Наноматериалы, многослойные конденсаторы"»;

«Возраст приборов - главная проблема. Есть и новые, но есть и с возрастом в полвека»;

«Возможны неудачи при выполнении экспериментальной части работы, вызванные спецификой объекта; публикация 5 статей по теме диссертации; большая нагрузка курсами по философии и английскому языку»;

«Экспериментальное оборудование в институте превышает 50 лет, хотя сам институт один из ведущих в Академии наук; длительный срок публикации статей, необходимых для защиты»;

«Много дел в институте, не касающихся работы над диссертацией», и др.

Поразили нас безысходностью ответы аспирантки-заочницы зрелого возраста, работающей в крупнейшей авиакорпорации «Антонов» и даже добившейся там определенного статуса, но увлекшейся исследовательской деятельностью и поступившей в аспирантуру. В университете ее ошеломляют беспредельная и безнадежная бюрократия, когда по любой чепуховой проблеме надо проводить в университете целые дни - для работающего в условиях режимного предприятия это совершенно не приемлемо. Чтобы пройти череду согласований для подписания акта экспертизы, надо потратить неделю. Действительно, бюрократия, этот антипод научной деятельности, пронизала все уровни и в науке, и в образовании. Я полагаю, что с ней придется встретиться всем, кто останется в этих сферах. В науке, в академических институтах ее как будто меньше, но ежедневные потери на бесконечные отчеты и рекомендации составляют львиную долю трудозатрат любого исследователя.

Заключительный блок анкеты назывался «Диссертация как жизненная перспектива». В нем предлагались вопросы относительно планов аспирантов после защиты диссертации. В ответах преобладали намерения посвятить себя именно исследованиям. Многие уже почувствовали вкус к исследовательской деятельности. Такие планы не могла остановить даже нынешняя ситуация с наукой в Украине. Многие понимают, что ничего хорошего ждать не приходится. Не исключено, что придется где-то подрабатывать, особенно иногородним аспирантам, которые вынуждены будут снимать жилье в Киеве.

На втором месте в планах на работу стоит преподавательская деятельность, которая не рассматривается как альтернативная исследовательской, но все-таки специфическая, совсем не такая, как в западных университетах, -ей надо отдаваться тоже практически целиком, как службе. Больше она привлекает аспирантов-женщин.

По ответам оказалось совсем немного тех, кто предполагает уйти в бизнес и на производство. К сожалению, и здесь перспективы в Украине далеко не привлекательны.

Относительно желания уехать за рубеж и заниматься там наукой заявили всего 2-3 человека, но, видимо, такие, которые уже твердо на это решились и в аспирантуре делают в этом направлении реальные шаги.

Задавался вопрос, надеются ли опрашиваемые на карьерный рост, оставшись в науке. Абсолютное большинство ответили утвердительно. Но, скорее

всего, учитывая ситуацию в науке, этот рост будет медленным, не будет поспевать за ростом стоимости жизни и коммунальных расходов. Возможно, он более реален в преподавательской профессии, где есть шанс достичь доцентского статуса, в любом случае быстрее, чем получить должность старшего научного сотрудника в науке.

Для нас были ценны мнения об аспирантуре научных руководителей и различного рода экспертов, имеющих опыт организации подготовки и аттестации аспирантов.

Одно интервью мы провели с академиком НАН Украины Валерием Павловичем Кухарем, известным в мире специалистом в области органической химии, химии элементоорганических соединений, биоорганической химии и экологии, которого ныне, к сожалению, уже нет с нами. В. П. Кухарь - автор более 600 статей и почти 20 обзоров в ведущих химических журналах, соавтор 6 монографий, автор многих патентов. Его главное достижение в химии фосфора - издание в соавторстве с Гарри Хадсоном фундаментальной книги "Aminophosphonic and Aminophosphinic Acids. Chemistry and Biological Activity". Валерий Кухарь является лауреатом многих премий, в том числе международной Арбузовской премии (2013). Занимал высокие позиции в Академии наук Украины: академик-секретарь Отделения химии (1978-1988), вице-президент АН Украины (1988-1993), директор Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины (1987-2012), затем почетный директор института. Он много и активно преподавал в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, многие годы возглавлял специализированный совет своего института по защитам докторских диссертаций. В разные годы Кухарь был президентом Украинского Комитета «МАВ» (UNESCO), президентом Украинского химического общества, председателем Комиссии по ядерной политике и экологической безопасности при Президенте Украины, председателем совета Государственного фонда фундаментальных исследований. Самое же главное, что он был неравнодушным, открытым человеком, желающим изменить ситуацию с наукой в Украине и с подготовкой и аттестацией кадров науки. Он многократно участвовал в социологических исследованиях.

В ходе интервью В. П. Кухарь выделил ряд проблем: «болевая точка» химических институтов - обеспечение исследований реактивами, которые резко подорожали или их вообще нельзя достать; перманентно продолжаются министерские новации по диссертационному процессу, которые уже давно превысили всякие бюрократические пределы и не сравнимы с зарубежными аналогами; растут затраты диссертантов и членов их семей на получение ученой степени, и они никак не сравнимы с зарплатами, которые успешно защитившиеся будут получать на протяжении многих лет; фактически при защите диссертации не учитываются способности диссертанта правильно спланировать исследовательский процесс, его свободная ориентация в новейшей литературе по специальности, чему придается большое значение в европейских университетах и научных центрах, но зато нагромождаются новые формаль-

ные преграды; существуют проблемы трудоустройства успешно окончивших аспирантуру и защитивших диссертации, штаты Академии наук «заморожены»; пока аспиранты недостаточно подключаются к международным проектам; несмотря на все призывы и декларации количество публикаций в рейтинговых изданиях невелико.

Еще один эксперт - молодой доктор наук Сергей Николаевич Ягодзинский, заместитель директора учебно-научного Гуманитарного института Национального авиационного университета. Он, напротив, считает многие требования к аспирантам со стороны министерства достаточно рациональными: «Введение зарубежных публикаций, по моему мнению, довольно позитивно сказалось если не на качестве, то хотя бы на представленности наших ученых. Печатая статьи в журналах, которые входят пусть не в самые крутые базы данных (типа Scopus или WoS), тем не менее это позитивно влияет на индек-сируемость. Вместе с тем хотел бы указать на недопустимость чрезмерного радикализма в вопросе публикации материалов диссертационных исследований. Ведь отсутствие отечественных журналов в базе данных Scopus или WoS есть не только вопрос научный, но и политический, социокультурный. Кроме того, вызывает много вопросов сам факт передачи (часто за деньги самого же соискателя) результатов новейших научных исследований зарубежным журналам. Выходит, что непомерные условия для публикаций материалов диссертации нивелируют интеллектуальную цену (не ценность, а именно цену) этой работы. Кто заплатит автору за его результаты, если он сам же добро-вольно-принудительно их опубликовал? Вопрос риторический».

Были использованы также результаты исследования, проведенного Институтом аспирантуры и докторантуры Нижегородского университета под руководством Б. И. Бедного. Проект был посвящен изучению воспроизводства научных кадров в аспирантурах вузов Приволжского федерального округа. Опросы были проведены в пяти государственных университетах. Было опрошено 347 аспирантов по квотной выборке. Одновременно в этих же вузах опрошено 517 студентов 4-го курса и 245 преподавателей - докторов и кандидатов наук [1].

Используя методы многомерного анализа данных (факторный, кластерный анализ данных и т. д.), исследователи выделили многомерную типологию современных аспирантов.

Главная особенность первого типа - «высокоресурсных аспирантов» (18 %) заключается в том, что эти молодые люди обладают широким набором различных высокоразвитых способностей. В данном кластере преобладающее количество составляют мужчины (86 %). Второй тип - «депривированные» юноши и девушки - самый крупный (31 %). Сюда входят аспиранты, находящиеся в неблагоприятных материальных условиях, имеющие проблемы со здоровьем, что создает значительные трудности в работе над диссертацией. Пропорция мужчин и женщин здесь такая же, как и в выборочной совокупности. Третий кластер - «мотивированные на науку аспиранты» (мужчин - 42 %).

Это единственный тип, где женщины преобладают. Молодые люди, принадлежащие к данному типу, наиболее перспективны с точки зрения успешного обучения в аспирантуре, защиты диссертаций в срок и дальнейшей научно-педагогической карьеры. Четвертый кластер - «балласт» (62 % мужчин). Молодые люди данного типа наименее перспективны для научной и научно-педагогической деятельности.

Получается, что в современной аспирантуре высоко количество «лишних» людей. Отсутствие у молодых людей четких жизненных планов, ориентиров, целей приводит к тому, что аспирантура становится неким «перевалочным пунктом» для людей, «ищущих» себя в этой жизни. Важно отметить, что большее количество среди балласта составляют мужчины. Многие молодые люди используют аспирантуру не только как систему подготовки для последующей научной деятельности, но и как «перевалочный пункт», как способ избежания армии и пр. К тому же в аспирантуре, как показали результаты исследования, учатся люди, имеющие различные, порой даже противоположные ценности. Внутри аспирантов как группы можно наблюдать расслоение. Налицо отсутствие разделения общих целей организации ее участниками, что, безусловно, влияет на состояние современной аспирантуры. Указанные выше моменты говорят о наличии проблем в функционировании аспирантуры как организации. Конечно, не надо забывать и о других составляющих аспирантуры как организации (преподаватели, материально-техническая база и т. д.) [2].

Проведенные опросы аспирантов и экспертов показывают, что институт аспирантуры стал неотъемлемой частью высшего образования и подготовки кадров для него и науки. Большие перемены в постиндустриальном обществе отразились и на институте аспирантуры, он, как и все высшее образование, вписался в рыночные отношения, вплоть до возникновения новых коррупционных схем. Неотступный государственный контроль, конечно, не спасает от негативных последствий в аспирантуре, но привел к крайней бюрократизации науки и университетского образования, что им противопоказано по их природе. Жесткая «зашнуровка» и регламентация процедур обучения в аспирантуре и подготовки диссертации противопоказаны науке с ее автономией и механизмами самоорганизации, а также самой неуклонной тенденции глобализации современного мира и свободным перетеканиям научного потенциала и постоянным переквалификациям научных работников.

Естественно, целеустремленная работа по совершенствовании аспирантуры должна согласовываться с новейшими тенденциями развития образования и науки в мире. В Европе существует специальная база данных, содержащая сведения о различных стипендиях для получения степени магистра или PhD, программах, источниках финансирования, включая сведения о правительственных организациях, университетах, корпорациях и некоммерческих организациях и о позициях постдоков (исследователей, получивших степень PhD и продолжающих заниматься научной работой). Доступ к этой базе данных свободный, и каждый может разместить в ней информацию о стипендиях -

scholarship. Эта база данных доступна в Интернете по адресу: www.Scholarship-links.com. Все европейские и американские университеты ведут очень активную вебометрическую деятельность по привлечению аспирантов. Именно поэтому они занимают высокие позиции в мировом вебометрическом рейтинге, в котором отечественные университеты не поднимаются выше 600-го ранга в мире [3].

Никак не отрицая и не подвергая сомнению различные попытки мониторинга и анализа эффективности аспирантуры (напротив, всячески их приветствуя), все-таки трудно прийти к мнению, что вся ее система эффективна в современных условиях, в особенности когда речь идет о подготовке молодых специалистов именно для исследований на передовых рубежах науки. В России проводятся и такого рода оценки, как, например, по подготовке специалистов по нанотехнологиям в разных их версиях [4; 5]. В Украине трудно это сделать, потому что можно лишь говорить о том, что такого рода исследования проводятся, но до технологического их применения еще очень далеко [6].

Список использованных источников

1. Многомерная типология аспирантов / С. С. Балабанов [и др.] // Социол. журн. - 2003. -№ 3. - С. 71-85.

2. Калинина, О. В. Проблемы аспирантуры как организации / О. В. Калинина // Организация в фокусе социологических исследований : в 2 т. - Н. Новгород : НИСОЦ, 2005. - Т. 1 / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. - С. 79-82.

3. Маркусова, В. А. Факторы, влияющие на подготовку нового поколения высококвалифицированных научных кадров в Европе и США : сравнительный анализ / В. А. Маркусова, А. Г. Аллахвердян // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2013. - № 5. - С. 35-41.

4. О подготовке кадров высшей квалификации в области нанонауки и нанотехнологий / Е. В. Чупрунов [и др.] // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 15-27.

5. Бедный, Б. И. Подготовка научных кадров в сфере нанотехнологий : библиометрический анализ / Б. И. Бедный, А. А. Миронос, Т. В. Серова // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 4 (68). - С. 44-49.

6. Бессалова, Т. В. Образование в сфере нанотехнологий / Т. В. Бессалова, В. И. Оноприенко // Наука та науковедение. - 2015. - № 2. - С. 113-126.

Поступила 16.09.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.