ASPECTS OF THE INTERCONNECTION OF FINE ARTS AND NATURAL
SCIENCE
Zhurakulova O.1, Ochilov F.E.2 (Republic of Uzbekistan)
1Zhurakulova Orzigul - student, KARSHI STATE UNIVERSITY, 2Ochilov Farkhod Egamberdievich - Candidate of Technical Sciences, Professor, UNIVERSITY OF ECONOMICS AND PEDAGOGY KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the issue of the relationship between fine art and natural history and the world around us. A group hike is proposed as a method of introducing and studying the beauty of nature and environmental protection. The results of a plein air held at Karshi State University in various natural areas of the region are presented.
Keywords: fine arts, education, nature, environmental protection, landscape, love of nature, colors, interconnection, laws of nature, access to nature, plein air, ecological culture, patriotism, humanity.
АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ПРИРОДОВЕДЕНИЯ Журакулова О.1, Очилов Ф.Э.2 (Республика Узбекистан)
1Журакулова Орзигул - студент, Карши государственный университет, 2Очилов Фарход Эгамбердиевич - кандидат технических наук, профессор, Университет экономики и педагогики г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается вопрос взаимосвязи изобразительного искусства с природоведением, окружающим нас миром. В качестве метода ознакомление и изучение красоты природы, охрана окружающий среды предлагается групповой поход. Приводятся результаты проведенного в Каршинском государственном университете пленэра в различных угольках природы региона.
Ключевые слова: изобразительное искусства, воспитание, природа, защита окружающий среды, пейзаж, любовь к природе, цветовые гамма, взаимосвязь, законы природы, выход на природу, пленэр, экологическая культура, патриотизм, гуманность.
Изобразительное искусства и естественные науки-родственные дисциплины, они взаимосвязаны между собой. Прежде всего, защита природы, окружающий среды, сохранение природных ресурсов и ознакомление подрастающий поколений красотою и природными достопримечательностями нашей родины - это требование сегодняшнего времени. Многие художники черпали вдохновение из природы. Например, пейзаж один из самых молодых жанров изобразительного искусства. Каждый художник работает в жанре пейзажа, со своей любовью к природе, освещает тонкие детали цветовыми гаммами. Картины, созданные художником, приближают зрителя к природе. Зритель чувствует существование такой красоты, наблюдая за картиной пейзажа.
А некоторые виды искусства, ландшафтное искусство и скульптура непосредственно использует природных материалов, которое создаёт прямую связь между искусством и природой.
Искусство информирует зрителя о проблемах окружающей среды, об ограничение природных ресурсов которого мы бесконечно используем, и о необходимости и важности охраны окружающий среды. Произведения искусства влияют на мысли людей и показывают, что природу и природных ресурсов следует беречь уважать. Научные исследования в области природы часто сопровождаются изображениями, иллюстрациями, скульптурами и другими художественными воплощениями, которые помогают визуализировать и понять естественные процессы, протекающие в природе.
Различные элементы природы как деревья, цветы, животный мир имеют свою символику и могут быть использованы художниками для передачи определенных идей и чувств в их произведениях.
Таким образом, изобразительное искусство и природоведения тесно связаны друг с другом, их взаимодействие способствует более глубокому передачи важные идеи и эмоции через творчество жанр пейзажа отражает красоту природы. Природное формы, цвета и текстуры вдохновляют художников на создание абстрактных композиций, передающие эмоции и впечатления от природы.
Взаимодействие искусства и природоведения помогает нам глубже понять и оценит окружающий нас мир. Оно способствует развитию как научного знания, так и эстетического восприятия, напоминая нам о важности сохранения природы для будущих поколений.
Рисование - это, замечательный инструмент для воспитания у детей любви к природе и поминания важности её охраны. Оно позволяет ребёнку не только выразит своё восприятие окружающей среды, но и глубже понять её законы и взаимосвязи.
Выходы на природу с целью зарисовок пейзажей, растений и животных, наблюдение за природными явлениями служить для того, чтобы заинтересовать детей этому ремеслу.
Привлечение детей к охране природы - это не только забота о будущем планеты, но и важный вклад в их развитие и воспитание. Дети, вовлеченные в заботу о природе, вырастают более ответственными, сознательными и неравнодушными.
Один из путей привлечение детей к природе это организация походы в лес, в горы, в парк, к реке. При этом необходимо обратить внимание детей на красоту природы, разнообразие растений и животного мира.
Также можно заниматься с детьми с рисованием, лепкой, аппликацией на тему природы и конечно же, создание различных поделок из природных материалов. Мать природа сама вдохновляет на творчество -рисовать, лепить, сочинять, создавать. Вовлекая детей в охрану природы, мы воспитываем неравнодушных, ответственных и активных граждан, которые будут бережно относиться к окружающему миру.
Формирование экологической культуры - это непрерывный процесс, который начинается с детства и продолжается в течение всей жизни. И мы, взрослые, играем ключевую роль в этом процессе. Дети вовлеченные в охрану природы, начинают понимать, что даже самые маленькие действия имеют значение для сохранение природы. Они видят, как небрежно брошенный бумага, бутылька или еще что-то может загрязнить природу, как вытоптанная трава портить красоту ландшафта, как оставленный костер может привести к пожару леса. Осознание этой связи между действием и результатом, понимание своей роли в сохранении природы - это огромный шаг на пути к формированию ответственной личности, любви к природе. Ведь дети, которые с детства учатся заботиться об окружающем мире, вырастают неравнодушными гражданами, готовыми действовать на благо природы и общества.
В узбекских семьях с раннего детство детей обучают к бережному отношению окружающий среды, не плюнь в воду, не играй с огнем, не мучай кошку и т.д.
В качестве метода по формированию и развитию заинтересованности детей патриотизму, гуманности, охране окружающей природы и её защиты может быть выходы на природу, с целью зарисовок пейзажей, растений и животных, наблюдение за природными явлениями, также рисование по темам, связанным с экологическими проблемами, например, загрязнение воды, воздуха вырубка лесов и защита животных. Другим направлением является создание рисунков, отражающих мечты о чистой и здоровой планете, о гармоничном сосуществовании человека и природы.
Также, в качестве альтернативного метода предлагается коллективные проекты, работа в команде, направленные на пропаганду экологических идей, защита окружающий среды. Название таких проектов может быть, например, «Берегите лес», «Берегите природу», «Чистая вода - залог здоровья», «Поможем птицам зимой» и т. д.
Проведенные пленэрные работы по гранту местного хокимията профессорско-преподавательским составом и студентами Каршинского государственного университета с целью приближение будущих педагогов к природе, опыт от которого будут использован в процессе обучение изобразительному искусству детей в школе. В процессе пленэрных работ были выполнены этюды, далее картины таких достопримечательности как, «Пещера Амир Темура», «Пейзажи Полвонсоя», «Водахранилища Гисара», «Пейзажи Гузарского региона» Пейзажи Дехканабада» «Пейзажи село Кайнар», «Пезажи село Башир», «Пейзажи перевала Тахта Корача» и т.д.
Думаем, что полученные студентами ценнейшие знании по выполнению картин на природе, о необходимости беречь природу, сохранение природных ресурсов, найдут свои отражении, не только выполненных ими картинах, но и в дальнейшем в образовательном процессе, где они продолжать свою трудовую деятельность.
Ребёнок учиться внимательно рассматривать окружении, мир, замечать детали, особенности формы, цвета текстуры. Рисунок помогает ребёнку выразить свои чувства и переживания, связанности к ней. Ребёнок учиться создавать свои образы, выражать свои идеи и мысли через рисунок. Через рисование дети осознают важность бережного отношения к природе, учатся понимать последействий для окружающей среды. Рисование плакатов и листовок, для участие в экологических конкурсах рисунков на экологические мероприятий, участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику тоже оказывает хорошие действие на развитие экологический грамотности детей. Обучения детей охране природы через рисование это эффективный способ воспитания экологической культуры, формирования у них, ответственного и бережного отношения к окружающему миру.
Методы развития эстетического воспитания у детей, поощряет воображение, новаторское мышление и творческое решение проблем. Развитие у человека способности различать прекрасное и безобразное, оценивать художественные произведения, понимать язык искусства - это и является результатом художественно - эстетического воспитания детей.
Естественная среда помогает художникам создавать более реалистичные и точные изображения. Например, знание анатомии животных позволяет художнику точно изображать их форму и движение. Естествознание расширяет эстетическое восприятие, помогает увидеть красоту и гармонию в природных процессах и формах. Изучение природы может стать источником вдохновения для новых техник, материалов и художественных стилей.
В широком смысле искусство служит инструментом познания окружающей среды. Природа не только вдохновляет, но и влияет на техники и материалы, используемые в изобразительном искусстве. Например, для создания акварельных красок использовались природные пигменты, а для гравюр -древесина. В искусстве природа часто используется для передачи абстрактных понятий и чувств. Например, горы символизируют силу и устойчивость, вода - текучесть и изменение, цветы - красоту и нежность. Взаимосвязь, между природой, природоведением и изобразительным искусством очевидна. Искусство - это не только отражение окружающего мира, но и способ его понимания, изучения и сохранения. Природоведение дает художникам инструменты для более глубокого погружения в мир природы, а искусство позволяет широкой аудитории оценить ее красоту и важность. В заключение можно сказать:
• подчеркнуто что, природа, естествознание и изобразительное искусство — три тесно связанные области науки, а изучение природы и ее законов позволяет художникам создавать более глубокие и трогательные произведения, а искусство, в свою очередь, помогает людям понять красоту и важность окружающей среды, которого необходимо беречь для будущих поколений;
• предложены в качестве метода по формированию и развитию заинтересованности детей патриотизму, гуманности, охране окружающей природы и её защиты, выходы на природу, с целью зарисовок пейзажей, растений и животных, наблюдение за природными явлениями, также рисование по темам, связанным с экологическими проблемами.
Список литературы /References
1. Ширинов М.К., Шодматова Г.О. Принцип взаимосвязанности предмета природоведения в проектированном обучении // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1060-1062. — URL: https ://moluch. ru/archive/112/27206/.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hudkultura.ru/kniga-dlya-uchitelya-izobrazitelnoe-iskusstvo-hudozhnik-pedagog-shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo-v-sisteme-mezhpredmetnyh-svyazey-str-2/#google_vignette
3. Очилов Ф.Э. и др. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ //Journal of new century innovations. - 2023. - Т. 31. - №. 3. - С. 84-86.
4. Лутфуллаева Ч., Очилов Ф. Роль и место изобразительного искусства в воспитании школьников //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 11. - С. 279-281.
5. Очилов Ф.Э. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЗБЕКСКИХ СЕМЬЯХ. // Материалы республиканской научно-практической конференции «ФЕНОМЕН ЖАМБЫЛА: ЖАМБЫЛОВЕДЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ» 15 марта, 2021 г., стр. 146-148.
6. Астанов Т.М., Жураева Д.Э. СВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ /Лош-nal of new century innovations. - 2023. - Т. 30. - №. 4. - С. 37-39.
7. Очилов Ф.Э. и др. РАБОТА СО ЦВЕТАМИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ /Лошта1 of new century innovations. - 2023. - Т. 31. - №. 2. - С. 9-11.