УДК 378+353/359+342
Малкова Ирина Юрьевна
Доктор педагогических наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета, Томск
Арбузов Андрей Иванович
Соискатель аспирантуры Национального исследовательского Томского государственного университета, [email protected], Томск
АСПЕКТЫ, ВЛИяЮщИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛьТУРЫ
военнослужащих по контракту
ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье раскрыты два аспекта влияющие на развитие правовой культуры военнослужащих по контракту во внутренних войсках МВД России. Говоря о правовой культуре вообще и личности в частности, нельзя игнорировать и рассмотрение таких крайних ее проявлений, к которым относятся правовой нигилизм и правовой идеализм. Анализ научной литературы позволил авторам определить, что оба эти проявления имеют одинаковые основы возникновения. В статье раскрыты разносторонние качества этих негативных проявлений правовой культуры. Характеристикой процесса формирования правовой культуры выступает объединение результатов формирующих воздействий и взаимодействий.
Ключевые слова: военнослужащие по контракту, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, внутренние войска МВД России.
Malkova Irina Yurjevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the National Research Tomsk State University, Tomsk
Arbuzov Andrey Ivanovich
Postgraduate of the Department of Education Management of the National Research Tomsk State University, [email protected], Tomsk
ASPECTS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL CULTURE OF SERVICEMEN OF THE INTERIOR TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract. In article two aspects influencing development of legal culture of contract servicemen in internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are opened. Speaking about legal culture in general and persons in particular, it is impossible to ignore and consideration of her such extreme manifestations to which the legal nihilism and legal idealism belong. The analysis of scientific literature allowed authors to define that both of these manifestations have identical bases of emergence. In article versatile qualities of these negative manifestations of legal culture are opened. As the characteristic of process of formation of legal culture association of results of forming influences and interactions acts.
Keywords: contract servicemen, legal culture, legal nihilism, legal idealism, internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Формирование право-культурных ценностей происходит во взаимодействии с различными активными субъектами деятельности, в которой «опыт нравственного поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а по схеме культурного порождения смыслов жизни» [5, с. 12].
Важно выделить два аспекта, влияющих на развитие правовой культуры военнослужащих по контракту во внутренних войсках МВД России. Во-первых, необходимо всемерно повышать социальную обоснованность действующего законодательства, моральную планку его юридического содержания. Только моральный закон, не вступа-
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ
ющий в противоречия с господствующими в данной общественной среде представлениями о добре, зле, справедливости, истине, правде, способен найти отклик в массовом правосознании. Не случайно законодательство, расходящееся с принятыми в обществе критериями должного, справедливого, делается тяжелым бременем для правопорядка, правоохранительных органов, вынужденных затрачивать чрезвычайные усилия для внедрения такого законодательства в жизнь [8]. Во-вторых, необходимо видеть главное направление увеличения уровня правовой культуры военнослужащих. Это направление - не в академическом знании нормативных актов, а во всемерном стимулировании роста общей культуры военнослужащих, их образованности, кругозора, способности ориентироваться в изменяющемся мире на основе гуманных критериев. Аналогичные направления образования преподают и в иностранных армиях «CONTINGENCY OPERATING BASE ADDER, Iraq, May 6, 2008 - Soldiers of the 82nd Airborne Division's 1st Brigade Combat Team, along with members of the Australian army and Italian-led provincial reconstruction team of Iraq's Dhi Qar province, teamed up recently to train Iraqi soldiers and police on international law and human rights.
A group of 18 Iraqi service members attended a 10-day course to learn basic principles of the Law of Armed Conflict, human rights, police ethics and their legal obligations and responsibilities while conducting operations» [10].
Анализ научной педагогической литературы показал, что сущность процесса формирования право-культурных ценностей военнослужащих проявляется при исследовании вышеприведенных аспектов в их связи с этапами данного процесса [9, с. 60].
Говоря о правовой культуре вообще и личности в частности, нельзя игнорировать и рассмотрение таких крайних ее проявлений, к которым относятся правовой нигилизм и правовой идеализм. Сущность правового нигилизма (разновидности социального нигилизма как основного понятия) заключается, в общем негативном, неуважительным отношении к праву, законам, законному порядку, с точки зрения источников и причин -в юридической неграмотности, косноязычии, недоразвитости, правовой невоспитанности основной массы населения [6].
Одним из главных обстоятельств можно выделить небрежность, высокомерие, снисходительно-скептическое восприятие правых норм. Их оценка как фундаментальной незыблемости, как основополагающей сути в общечеловеческих ценностях главным образом и дает характеристику цивилизованности общества, состояния его духовности, умонастроений, социальных устоев.
Свою отрицательную роль играет и простое незнание права. Здесь актуальны будут слова И.Ф. Ильина о том, что «народ, незнающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется ... неустойчивыми зачатками права... Народу необходимо и достойно знать законы, что входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права... Человеку как существу духовному невозможно жить на земле вне права».
На индивидуальном уровне правовой нигилизм проявляется в двух крайностях; как состояние сознания, чувств, настроений, поступков, образа поведения. Последнее - показатель развитости и опасности явления. Поступки - результаты мышления, поэтому именно по ним можно судить о наличии и следствиях правового нигилизма. Нигилизм зарождается и как результат недовольства субъекта своим социально-бытовым положением, нераскрытыми, по его мнению, собственными потенциальными возможностями.
Известно много форм, сторон, граней реального проявления правового нигилизма. Отметим наиболее распространенные.
Начало всего - это различные нарушения с прямым умыслом существующих нормативно-правовых актов. Такие нарушения составляют большое количество уголовно-преследуемых деяний, воинских правонарушений, а также административных правонарушений.
Увеличивается количество случаев несоблюдения и неисполнения буквы закона и требований военного законодательства, когда субъекты права, попросту не соотнося их действуют по «своим правилам». Закон при этом становится для них весьма условным понятием: нравится - повинуюсь, не нравится - игнорирую. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого
и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры [7].
Создание противоречивых, одинаково направленных и даже взаимо-заменяющих законов, которые одновременно нейтрализуют друг друга и теряют свою силу. Война законов и властей - наиболее разрушительная и абсурдная форма правового нигилизма, пагубно отражающаяся на формировании правовой культуры социума.
Замещение действующих норм права под различными признаками целесообразности: политической, идеологической или практической и т.д. При этом целесообразность выступает в разных обликах государственной, национальной, партийной, служебной, личной. Во всех случаях закон отходит на второй план. В виду необходимости что-то предпринять, когда закон мешает, появляются те или иные целесообразности [4].
Серьезным источником политико-юридического нигилизма является нарушение общепринятых, человеческих норм. Снижение уровня правовой защиты личности не способствует вере в силу закона и способность государства обеспечить общественный порядок и безопасность, защитить от преступных и иных посягательств. Граждане перестают ценить, почитать и уважать право, так как они не видят в нем гаранта стабильности и защиты. Признание и закрепление на конституционном уровне естественных прав и свобод человека, не поддерживаемое реальными мерами по их укоренению и практическому применению в жизни порождает у личности чувство разобщения от него, правовой разочарованности, скепсиса [3].
Таково основное и наиболее типичное выражение правового нигилизма, существование которого напрямую свидетельствует о снижении общего уровня правовой культуры.
Если правовой нигилизм недооценивает право, то правовой идеализм - приводит к завышению его оценки, что также не является положительным показателем уровня правовой культуры. Оба эти проявления имеют одинаковые основы возникновения -юридическое новшество, неразвитое и деформированное правосознание. Указание крайностей, несмотря на их, казалось бы, противоположное содержание, в итоге приводят к одному и тому же отрицательному результату. Правовой идеализм причиняет
равнозначный вред правовой культуре, как и правовой нигилизм.
К праву нельзя предъявлять завышенные требования. Оно не всесильно и должно занимать то место и играть ту роль, которая ему отведена на настоящем этапе. Завышенные требования и задачи могут только принизить статус права.
В условиях возникшего подъёма уровня развития права в нашей стране еще в условиях «перестройки правового государства» сложилось мнение, что достаточно принять современные и правильные законы, и все проблемы общества будут решены моментально. Но чуда не произошло, законы принимались, а их внедрение и применение не приводило к стабилизации ситуации в целом. В результате возникло разочарование в новых нормах законодательства, создались условия возникновения правового скепсиса [1].
Надеяться только на ускоренное нормотворчество - значит заблуждаться и питать юридические иллюзии. По определению, нормы закона сами по себе не могут обеспечить и улучшить благосостояние общества. Они могут только способствовать либо препятствовать этому, выполнять только юридические функции, но не производить [2].
Для начала необходимы социальные, экономические, политические, организационные предпосылки, плюс законы. Юридическое закрепление норм права есть официальное установление факта. Оно лишь формулирует и определяет настоящие сложившиеся отношения. На проверку оказываются верны известные выражения классиков которые подтверждают, что право не может быть выше, чем экономический строй и продвигаемое ими культурное развитие общества. «Мудрый законодатель не изобретает законы, а открывает их», - говорил К. Маркс. Инерция правового нигилизма идет еще с революционных времен, когда все было подчинено культу всевозможных планов, распоряжений и постановлений, насаждающих веру в их магическую силу. Все они, как правило, облекались в форму законов, состоящих из партийных резолюций и деклараций. Говоря словами А.И. Герцена, идеология ставилась выше фактологии. Строительство воздушных замков помогало жить в мире иллюзии. Однако действительность быстро разрушила эти эфемерные
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
храмы и возвратила нас в мир суровых реальностей.
Таким образом - правовая культура - это одна из составляющих частей общей культуры, характеризующаяся наличием в ней материальных, духовных и социально-политических элементов. Характеристикой процесса развития правовой культуры выступает объединение результатов формирующих воздействий и взаимодействий.
Библиографический список
1. Даничев Н. В. Формирование правовой культуры офицера: на материале военного института ВВ МВД России: дис. ... канд. пед. наук. -Новосибирск, 2005 - 189 с.
2. ДзапаровА. Т., ЮнусовЛ. Л. Правосознание и правовая культура. // Профессиональное правосознание и профессиональная правовая культура работников ОВД. - Ташкент, ТШМ, 1991. -С. 14-15.
3. Забугин В. В. К вопросу формирования правовой культуры офицера внутренних войск МВД России: сборник статей. - Вл-з.: СКВКИ ВВ МВД России, 1997. - 190 с.
4. Кожевников В. А. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., АУ МВД, 1992. - 24 с.
5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 288 с.
6. Куцая М. А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании правосознания и правовой культуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - № 1. - С. 59 -63.
7. Лаптев Ю. В., СлеповВ. Я., Шарухин Л. П. Морально-психологическое обеспечение служеб-но-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России: монография. - СПб.: ВИ ВВ МВД РФ, 2002. - 644с.
8. Менжега Ю. Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов ВВ МВД России / автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., СПб У МВД России, 2000. - 23с.
9. Чурекова Т. М, Москаленко И. В. Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3 - С. 60-64.
10. Special to American Forces Press Service. Coalition Troops Teach International Law to Iraqi Forces. By Army Spc. Jaime Avila. [Электронный ресурс]. URL:http://en.wikipedia.org//index.php?ti tle=Special%3ASearch&profile=default&search=C ONTINGENCY+OPERATING+BASE+ADDER%. (дата обращения: 26.05.2014).