Научная статья на тему 'Аспекты варьирования концептов'

Аспекты варьирования концептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / АСПЕКТЫ ВАРЬИРОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ВАРЬИРОВАНИЯ / ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крючкова Надежда Владимировна

В статье описываются аспекты варьирования концептов на примере концептов возраста. Анализируются устойчивые и вариативные элементы концептуального содержания, факторы варьирования. Концепт рассматривается как вариативное явление, содержательно обусловленное реализацией в определенном типе дискурса, подверженное не только лингвокультурному, но и диахронному, дискурсивному, идеологическому и др. типам варьирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты варьирования концептов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160).

Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 68-71.

Н. В. Крючкова

АСПЕКТЫ ВАРЬИРОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ

В статье описываются аспекты варьирования концептов на примере концептов возраста. Анализируются устойчивые и вариативные элементы концептуального содержания, факторы варьирования. Концепт рассматривается как вариативное явление, содержательно обусловленное реализацией в определенном типе дискурса, подверженное не только лингвокультурному, но и диахронному, дискурсивному, идеологическому и др. типам варьирования.

Ключевые слова: концепт, аспекты варьирования, факторы варьирования, дискурс.

Во многих исследованиях, посвященных проблеме изучения концептов, высказывается мысль о том, что содержание концепта изменчиво и зависит от множества факторов. При этом внимание исследователей приковано, как правило, к фактору культуры и языка; иными словами, исследуется этнокультурная специфика концептуального содержания. Вместе с тем существенное влияние на содержание и функционирование концептов оказывают и другие факторы: социальные, возрастные, гендерные, дискурсивные, идеологические, индивидуальные.

Подобно многим другим концептам, возрастные концепты подвержены лингвокультурному варьированию. Несмотря на то, что выделение возрастных групп имеет биологические основания, общие для всех людей, оно во многом определяется социальной структурой общества и культурой. Отнесение человека того или иного возраста к определенной возрастной группе, представления о характерных особенностях того или иного возраста, как и связанные с ним оценочные коннотации, могут отличаться в разных культурах. Национально-культурную специфику может иметь и представление об особенностях тех или иных возрастных групп и периодов и связанная с этим их положительная или отрицательная оценка. В социологии, этнографии этот феномен активно исследуется как отечественными, так и зарубежными учеными (N. Schindler1, L. Passerini2 и др.). Ниже проблема варьирования концептов рассматривается на материале концептов возраста.

В статье будут приведены примеры дискурсивного и возрастного варьирования концептов возраста.

Как показывает анализ текстов Национального корпуса русского языка3, функционирование концепта ‘молодость’ в советский

период характеризуется рядом особенностей, отличающих его, с одной стороны, от периода ХУИ-Х1Х веков, а с другой стороны - от современной эпохи.

Основные отличия состоят здесь в относительной актуальности тех или иных признаков концепта, при том, что сам состав этих признаков остается, в общем, одним и тем же. Характерной чертой советской эпохи является то, что происходит значительное повышение актуальности признака «полнота жизненных сил», свойственного концепту ‘молодость’, и его частая конкретизация путем указания на качества силы, энергичности, активности. Ср.: Искусство Коненкова всегда было полно сверкающей, молодой энергии, вдохновенной, яростной целеустремленности; Под их руководством пошла в пустыни Памира, на ледники Дарваза, в зной и джунгли южного Таджикистана младшими сотрудниками, прорабами, коллекторами кипучая и бодрая молодежь московских и ленинградских вузов. Высокой частотностью характеризуется и актуализация признака «здоровье». Данная особенность функционирования концепта ‘молодость’ соответствует стратегии советского дискурса по созданию образа молодого человека - бодрого, энергичного, активного строителя коммунизма. Важным для советского дискурса было и то, чтобы эта энергия направлялась на идеологически одобряемые цели, ср.: Комсомольцы и молодежь района заверяют Ленинско-Сталинский Центральный Комитет нашей партии, что они всю свою кипучую энергию отдадут делу претворения в жизнь предначертаний великого Сталина.

Свойство эмоционального восприятия действительности, горячности молодости также оказывается подчинено в советском дискурсе задачам строительства новой жизни. Оно

реализуется в подобных контекстах в таких частных свойствах, как энтузиазм, задор и т. п. Ср.: В Посьете, на рыбокомбинате, в научной лаборатории бьется над этой проблемой молодая энтузиастка Нина Мокрецова; Задачи немыслимых прежде масштабов мы можем поручать комсомолу, всем молодым людям Советской страны и видим, что им присуще благородное чувство личной ответственности за все происходящее на нашей земле, что во всякое начинание они вносят свой романтический порыв и, я бы сказал, молодую окры-ленность. Последний пример показателен тем, что в нем молодежь наделяется свойством ответственности, тогда как и в современном употреблении, и в ХУШ-Х1Х веках регулярно актуализируются, напротив, признаки безответственности, безрассудства и т. п.

В дискурсе советского периода регулярный характер приобретает контекстное сопоставление молодости и таланта. Ср.: Воинов собрал вокруг себя немало талантливых молодых людей. По-видимому, указание на «талантливость» молодежи - это своеобразное проявление признака недостаточности развития лиц молодого возраста: талант - это потенция, которую еще надо реализовать. Таким образом, признак недостаточности развития, незрелости реализуется в свойстве, наделенном положительной оценочностью.

Значительное число контекстов реализует тему успешной работы, достижений молодежи в народном хозяйстве, в деле строительства коммунизма.

Метафора энергичной молодости носит в советском дискурсе всеобъемлющий характер; она используется для описания не только отдельных лиц молодого возраста или даже всего поколения молодых строителей коммунизма, но и для характеристики всей страны в целом, отдельных ее республик, а также отдельных сфер народного хозяйства, спорта, науки и т. п. Ср., например: Молодая национальная республика под руководством партии и правительства с удесятерённой энергией наверстывает потерянные годы, стремясь стать в передовые ряды народностей Советского Союза; Советский альпинизм молод, как молода и вся наша страна, но он растет и движется вперед семимильными шагами. Ср. также: Потому что у нас каждый молод сейчас в нашей юной, прекрасной стране! (песня «Молодость», слова Ю. Дан-цигера и Ю. Долева, 1936 г.).

Конечно, подобным «идеологизированным» употреблением не исчерпывается функционирование концепта ‘молодость’ в советскую эпоху. Скорее следует говорить об эксплуатации этого концепта в реализующих советскую идеологию текстах. Тоталитарному дискурсу свойственно стремление нивелировать негативные признаки, входящие в структуру концепта ‘молодость’ (неопытность, незнание жизни, незрелость, безрассудство, легкомыслие и т. п.), и наделять молодежь наибольшим количеством положительных характеристик, в том числе идеологически маркированных (сходные особенности характерны и для функционирования концепта ‘молодость’ в фашистском идеологическом дискурсе, см. L. Ма1уапо4).

Другое возможное направление изменения концептуального содержания - варьирование, обусловленное возрастными характеристиками носителя языка5. Приведем в качестве примера сопоставление ассоциаций школьников и взрослых на стимулы, репрезентирующие концепты ‘детство’ и ‘старость’.

Направленность реакций на слова-стимулы, репрезентирующие концепт ‘детство’ (ребенок, дети, детство), во многом совпадает с направленностью связанных с этим концептом ассоциаций, представленных в РАС: наиболее актуальным для школьников оказывается, как и для взрослых респондентов, образ маленького ребенка, малыша. Самыми часто упоминаемыми в реакциях действиями ребенка являются плач и крик; многочисленны реакции, называющие предметы, связанные с детьми (коляска, колыбель, кроватка, пеленки, ползунки, соска), и реакции, ассоциирующие детей с ситуацией игры.

Сравнительно с ассоциациями, зафиксированными в РАС, в Словаре школьников реакции, характеризующие физические и интеллектуальные особенности ребенка, менее многочисленны. Очень мало реакций - абстрактных существительных, указывающих на свойства, ассоциируемые с детским возрастом (беззащитность, чистота, наивность).

В ответах школьников редки общеоценочные реакции, их всего 29 на стимулы дети, детский, ребенок (ср. 118 подобных реакций на стимулы детство, ребенок в РАС). При этом в ассоциативных реакциях школьников более важное место (по относительной частотности) занимают «идентифицирующие» реакции - реакции, называющие детей, кото-

70

Н. В. Крючкова

рые есть в окружении испытуемого, а также лексемы, относящие лицо, называемое стимулом, к какому-либо классу (сын, брат, племянник, сестра, дочь, человек, существо). В определенном смысле идентифицирующий характер носят и реакции, указывающие на социальный статус детей (школа, ученики, детский сад). Самая многочисленная группа ассоциаций в реакциях школьников - это реакции, номинирующие лиц того же возраста, что и слово-стимул (дети, дитё, дитя, ребенок, мальчик, девочка, малыш).

В целом ассоциативные реакции школьников, полученные на слова-стимулы, репрезентирующие концепт ‘детство’, более «предметны» и «ситуативны» и менее оценочны, чем реакции взрослых: они соотносятся с типичными, в представлении испытуемых, ситуациями и связями и с образом типичного ребенка. Способ ассоциативного реагирования школьников характеризует позицию наблюдателя «изнутри», а не «извне» данного возрастного периода. Практически отсутствует осмысление свойств детского возраста с помощью абстрактных понятий (наивность, неопытность и др.).

В отличие от концепта ‘детство’, концепт ‘старость’ репрезентирует возрастной период, находящийся вне личного опыта школьников, что проявляется в ассоциативных реакциях. Отличие ассоциативных реакций школьников на стимулы старый и старик от реакций взрослых испытуемых состоит в более однообразной характеристике социального статуса (социальных ролей) пожилого человека: у школьников старость ассоциируется либо со статусом пенсионера, либо с маргинальным социальным положением (бомж, нищий). Видимо, это отличие объясняется тем, что пожилой возраст воспринимается школьниками как нечто очень далекое, находящееся вне их личного опыта, их восприятие этого возраста поэтому в большей степени «стандартизировано».

Сближает ответы школьников с ассоциативными реакциями взрослых, в частности, достаточно высокая частотность реакций, указывающих на интеллектуальные качества лиц пожилого возраста. Как правило, такие реакции содержат положительную оценку (умный, мудрый, мудрость, мудрец). Данная группа реакций отличает концепт ‘старость’ от концептов ‘детство’ и ‘молодость’ в их отражении в ассоциативных реакциях школьни-

ков: в ответах школьников оценка интеллектуальных способностей не является в целом релевантной в отличие от ответов взрослых испытуемых, для которых данное направление реагирования является одной из важнейших характеристик любого возрастного периода.

Не все параметры оценки лиц того или иного возраста одинаково актуальны для всех возрастных групп испытуемых. Иначе говоря, находясь за пределами того или иного возрастного периода, носитель языка воспринимает этот период менее предметно и более оценочно. Так, оценка интеллектуальных свойств осуществляется прежде всего «извне», то есть лицами, не относящими себя к оцениваемому возрастному периоду. Поскольку возраст является одним из важнейших параметров самоидентификации человека, можно предположить, что изменение «позиции наблюдателя», происходящее со сменой возрастных периодов (и соответствующих им социальных ролей), находит свое отражение в варьировании не только возрастных, но и многих других концептов.

Сравнительно небольшое число общеоценочных реакций в ассоциациях школьников свидетельствует, по-видимому, о постепенном формировании ценностного компонента концепта, возникающего при дискурсивной реализации заложенных в концептуальном содержании потенциальных смыслов.

Содержание и функционирование концепта определяется рядом факторов: это и чувственно-образные признаки, лежащие в основе содержания концептов, и влияние важных для того или иного дискурса социальных и идеологических ценностей, и самоидентификация человека и связанные с ней коммуникативные роли («позиция наблюдателя» в отношении того или иного концепта). Существуют базовые представления, основывающиеся на чувственно воспринимаемых свойствах объектов; эти представления составляют ядерную часть содержания концептов, подобных концептами возраста (то есть сформировавшихся на основе чувственно-воспринимаемых свойств объектов и явлений), но реализация таких базовых представлений в дискурсе определяется социальными и идеологическими ценностями.

Вариативность содержания является принципиальным свойством концепта как единицы, характеризующейся культурной, социаль-

ной, исторической и дискурсивной обусловленностью. При этом независимо от наличия и значимости чувственно-образной основы концептуального содержания сложившийся, сформировавшийся концепт становится, с одной стороны, культурно, дискурсивно, идеологически обусловленной единицей, фиксирующей ценностные установки данной культуры, а, с другой стороны, может выполнять роль конститутивного, организующего элемента дискурса.

Примечания

1 Schindler, N. Les gardiens du désordre // Histoire des jeunes en Occident. 1 De l’Antuiquité à l’époque moderne. Paris : Seuil, 1996. P. 277-322.

2 Passerini, L. La jeunesse comme métaphore du changement social // Histoire des jeunes en Occident. 2. L’Epoque contemporaine. Paris : Seuil, 1996. P. 339-405.

3 http://www.ruscorpora.ru/

4 Malvano, L. Le mythe de la jeunesse à travers l’image: le fascisme italien // Histoire des jeunes en Occident. 2. L’Epoque contemporaine. Paris : Seuil, 1996. P. 277-308.

5 Возрастное варьирование рассматривается нами на основе сопоставления материалов «Русского ассоциативного словаря» (РАС -Русский ассоциативный словарь / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. Кн. 1-6. М., 19941998) с материалами «Ассоциативного словаря школьников г. Саратова и Саратовской области» (Словарь школьников), составленного в Саратовском государственном университете (авторы В. Е. Гольдин, А. П. Сдобнова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.