Научная статья на тему 'Аспекты утилизации судов атомного технологического обслуживания в Приморском крае'

Аспекты утилизации судов атомного технологического обслуживания в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДНО АТОМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / NUCLEAR MAINTENANCE SHIP / ПЛАВУЧАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / FLOATING TECHNICAL BASE / РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / RADIOACTIVE WASTE / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН / FAR EASTERN REGION / ЖИДКИЕ РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / LIQUID RADIOACTIVE WASTE / ТВЕРДЫЕ РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / SOLID RADIOACTIVE WASTE / ПУНКТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ / LONG-TERM STORAGE SITE FOR REACTOR COMPARTMENTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Куликов Константин Николаевич, Матвиенко Сергей Иванович, Низамутдинов Ринат Айратович, Лодочников Сергей Витальевич

Объект и цель научной работы. Снижение радиационного риска загрязнения водных объектов Приморского края, разработка проектов утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО). Материалы и методы. На примере проекта утилизации серийной плавучей технической базы (ПТБ) пр. 326М проанализированы возможности решения задачи утилизации РОО. Состояние ПТБ характеризуется радиационной обстановкой, представляющей потенциальную опасность для персонала и населения, а также сложным состоянием корпусных конструкций, не исключающим возможность аварийного затопления судна. Для выбора варианта утилизации применен метод оценки по таким критериям, как технический риск, радиационная безопасность и стоимость. Основные результаты. В ходе разработки проектов утилизации судов атомного технологического обслуживания проведена технико-экономическая оценка вариантов утилизации. По результатам анализа выбран вариант формирования одной блок-упаковки судна атомного технологического обслуживания (АТО) для долговременного хранения на твердом основании в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) «Устричный». Решающим критерием при выборе варианта принято обеспечение радиационной безопасности персонала в условиях крайне тяжелой радиационной обстановки на судне. Разработаны организационная схема утилизации судна АТО на стапельном месте № 2 в ПДХ РО «Устричный», а также технологические решения по техническому перевооружению ПДХ РО «Устричный». Заключение. В соответствии с организационно-технологической схемой утилизации судов АТО пр. 326 (326М) в условиях ПДХ РО «Устричный» в 2013-2015 гг. были утилизированы ТНТ-50, ТНТ-16 и ТНТ-4. При этом обеспечено минимально возможное воздействие технологических процессов и отходов утилизации на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Куликов Константин Николаевич, Матвиенко Сергей Иванович, Низамутдинов Ринат Айратович, Лодочников Сергей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scrapping nuclear maintenance ships in the Primorsky Kray

Object and purpose of research. Reduction of radiation pollution risk for water areas of the Primorsky Kray, development of scrapping plans for nuclear maintenance ships. Materials and methods. The case study of scrapping a serially produced Project 326M floating maintenance base is used to analyse the ways to accomplish the task of scrapping a radiation-hazardous object potentially dangerous for its crew and surrounding population, as well as characterized by a deplorable state of her hull structures, which makes emergency scuttlingradiation safety and costs. Main results. Development of scrapping plans for nuclear maintenance ships involved feasibility study of various scrapping options. The results of this analysis served to develop one storage package of the nuclear maintenance ship intended for long-term storage on a solid pad at Ustrichny long-term nuclear waste storage site. The key criterion in the selection of the preferable option was to ensure radiation safety of the personnel taking into account extremely dire radiation environment aboard the ship. The results of this development were organizational scrapping plan for the nuclear waste ship at Berth 2 of Ustrichny site, as well as technological solutions on the site's upgrade. Conclusion. According to the organizational & technological plan of scrapping Project 326 (326M), nuclear maintenance ships TNT-50, TNT-16 and TNT-4 were scrapped at Ustrichny site in 2013-2015. The scrappings were performed with the minimum effect of technological processes and waste upon the environment.

Текст научной работы на тему «Аспекты утилизации судов атомного технологического обслуживания в Приморском крае»

К.Н. Куликов, С.И. Матвиенко, Р.А. Низамутдинов, С.В. Лодочников

АО «НИПТБ «Онега», Северодвинск, Россия

АСПЕКТЫ УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

АТОМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

В местах базирования ВМФ в Приморском крае находилось значительное количество радиационно-опасных объектов (РОО), состояние которых не соответствовало требованиям радиационной и экологической безопасности, в том числе суда атомного технологического обслуживания (танкеры наливные технические (ТНТ) - ТНТ-50, ТНТ-4, ТНТ-16 и ТНТ-47).

Объект и цель научной работы. Снижение радиационного риска загрязнения водных объектов Приморского края, разработка проектов утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО).

Материалы и методы. На примере проекта утилизации серийной плавучей технической базы (ПТБ) пр. 326М проанализированы возможности решения задачи утилизации РОО. Состояние ПТБ характеризуется радиационной обстановкой, представляющей потенциальную опасность для персонала и населения, а также сложным состоянием корпусных конструкций, не исключающим возможность аварийного затопления судна. Для выбора варианта утилизации применен метод оценки по таким критериям, как технический риск, радиационная безопасность и стоимость.

Основные результаты. В ходе разработки проектов утилизации судов атомного технологического обслуживания проведена технико-экономическая оценка вариантов утилизации. По результатам анализа выбран вариант формирования одной блок-упаковки судна атомного технологического обслуживания (АТО) для долговременного хранения на твердом основании в пункте долговременного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) «Устричный». Решающим критерием при выборе варианта принято обеспечение радиационной безопасности персонала в условиях крайне тяжелой радиационной обстановки на судне. Разработаны организационная схема утилизации судна АТО на стапельном месте № 2 в ПДХ РО «Устричный», а также технологические решения по техническому перевооружению ПДХ РО «Устричный».

Заключение. В соответствии с организационно-технологической схемой утилизации судов АТО пр. 326 (326М) в условиях ПДХ РО «Устричный» в 2013-2015 гг. были утилизированы ТНТ-50, ТНТ-16 и ТНТ-4. При этом обеспечено минимально возможное воздействие технологических процессов и отходов утилизации на окружающую среду.

Ключевые слова: судно атомного технологического обслуживания, плавучая техническая база, радиоактивные отходы, Дальневосточный регион, жидкие радиоактивные отходы, твердые радиоактивные отходы, пункт долговременного хранения реакторных отсеков.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Куликов К.Н., Матвиенко С.И., Низамутдинов Р.А., Лодочников С.В. Аспекты утилизации судов атомного технологического обслуживания в Приморском крае. Труды Крыловского государственного научного центра. 2017; 4(382): 175-182.

УДК 629.5.03-81:621.039.004.7 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-4-382-175-182

K. Kulikov, S. Matvienko, R. Nizamutdinov, S. Lodochnikov

JSC NIPTC Onega, Severodvinsk, Russia

SCRAPPING NUCLEAR MAINTENANCE SHIPS IN THE PRIMORSKY KRAY

Naval bases in the Primorsky Kray had many radiation-hazardous objects, including nuclear maintenance ships, e.g. maintenance tankers TNT-50, TNT-4, TNT-16 and TNT-47.

Object and purpose of research. Reduction of radiation pollution risk for water areas of the Primorsky Kray, development of scrapping plans for nuclear maintenance ships.

Materials and methods. The case study of scrapping a serially produced Project 326M floating maintenance base is used to analyse the ways to accomplish the task of scrapping a radiation-hazardous object potentially dangerous for its crew and surrounding population, as well as characterized by a deplorable state of her hull structures, which makes emergency scuttling

of such ship likely. Scrapping scenarios were selected as per the assessment method based on such criteria as technical risk, radiation safety and costs.

Main results. Development of scrapping plans for nuclear maintenance ships involved feasibility study of various scrapping options. The results of this analysis served to develop one storage package of the nuclear maintenance ship intended for long-term storage on a solid pad at Ustrichny long-term nuclear waste storage site. The key criterion in the selection of the preferable option was to ensure radiation safety of the personnel taking into account extremely dire radiation environment aboard the ship. The results of this development were organizational scrapping plan for the nuclear waste ship at Berth 2 of Ustrichny site, as well as technological solutions on the site's upgrade.

Conclusion. According to the organizational & technological plan of scrapping Project 326 (326M), nuclear maintenance ships TNT-50, TNT-16 and TNT-4 were scrapped at Ustrichny site in 2013-2015. The scrappings were performed with the minimum effect of technological processes and waste upon the environment.

Key words: nuclear maintenance ship, floating technical base, radioactive waste, Far Eastern region, liquid radioactive waste, solid radioactive waste, long-term storage site for reactor compartments.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

For citations: Kulikov K., Matvienko S., Nizamutdinov R., Lodochnikov S. Scrapping nuclear maintenance ships in the Primorsky Kray. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2017; 4(382): 175-182 (in Russian).

УДК 629.5.03-81:621.039.004.7 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-4-382-175-182

Одна из самых актуальных задач по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации - создание современной системы обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ); вывод РОО из эксплуатации [1]. К 1998 г. в Дальневосточном и Северо-Западном регионах сложилась непростая экологическая ситуация. В местах базирования ВМФ находилось значительное количество РОО, состояние которых не соответствовало требованиям радиационной и экологической безопасности [2, 3]. С 1998 г. Росатом реализует комплексные программы вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов ВМФ, в том числе и в Дальневосточном регионе.

Рис. 1. Плавучая техническая база проекта 326 (326М) в пункте долговременного хранения реакторных отсеков «Устричный»

Fig. 1. Project 326 (326M) floating technical base at Ustrichny site for long-term storage of reactor compartments

К числу РОО Дальневосточного региона относится судно АТО ТНТ-50 (до вывода из состава ВМФ - ПТБ ПМ-80). Кроме ТНТ-50 в регионе находились еще три аналогичных судна АТО, которые принадлежали ВМФ: ТНТ-4 (ранее ПТБ ПМ-125), ТНТ-16 (ранее ПТБ ПМ-133, рис. 1) и ТНТ-47 (ранее ПТБ ПМ-32) [4].

ПТБ проекта 326 строились в Комсомольске-на-Амуре, на судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола, в 60-х гг. прошлого столетия и были предназначены для проведения перезарядок реакторов атомных подводных лодок (АПЛ) первого поколения, а также для временного хранения жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Большинство ПТБ проекта 326 (с поканальным хранением облученных тепловыделяющих сборок (ОТВС)) вошли в состав ВМФ и в 70-х гг. прошли ремонт и модернизацию по проекту 326М (с хранением ОТВС в чехлах) для перезарядки реакторов АПЛ второго поколения. Нормативный срок службы судов АТО - 25 лет.

ПТБ проекта 326 (326М) представляет собой однопалубное судно со средней и кормовой многоярусными надстройками, с размещением дизель-генераторного и котельного отделений в средней части. По высоте корпус судна разделяется нижней палубой и платформой. Общий вид ПТБ проекта 326 (326М) приведен на рис. 2.

В носовой части судна, в четвертом отсеке, в районе 37-50 шпангоутов, расположено хранилище отработавших технологических каналов (ХОТК) для приема и временного хранения ОТВС. Конструкция ХОТК представляет собой металлический короб, внутри которого находятся два цилиндриче-

Верхняя палуба __ / Нижняя палуба

t5i IAS

11

отсек

10

отсек

^ /_Ллат(Ьорма ~1 Платформа

_Второе дно

ОП

1

отсек

Рис. 2. Общий вид плавучей технической базы проекта 326 (326М)

Fig. 2. General view of Project 326 (326M) floating technical base

ских бака, расположенных эшелонно, для загрузки ОТВС в чехлах.

В кормовой части, в седьмом отсеке, в районе 91-104 шпангоутов, находится хранилище ЖРО, включающее монжусы для приема и временного хранения ЖРО, суммарным объемом 330 м3.

На момент вывода ПМ-80 из состава флота в 1996 г. на судне находилось на хранении более 100 дефектных ОТВС, которые представляли потенциальную ядерную, радиационную и радиоэкологическую опасность для населения и окружающей среды. В 1985 г. была предпринята первая попытка удаления дефектного ОЯТ из хранилища, которая оказалась неудачной, в результате радиационная обстановка на судне ухудшилась. В целях предотвращения крупных аварий в 1999-2002 гг. коллективом ЗАО «НПП «Экоатом» были проведены работы по удалению из хранилищ ПМ-80 дефектного ОЯТ, ЖРО и твердых радиоактивных отходов (ТРО) высокой активности [5]. В результате проведения выгрузки дефектного ОЯТ в ХОТК остались просыпи топливной композиции ОТВС, которые создавали высокие уровни мощности доз гамма-излучения в четвертом и пятом отсеках. Радиационная обстановка на судне характеризовалась следующим образом: максимальная мощность эквивалентной дозы (МЭД) гамма-излучения в четвертом отсеке - 72,6 мЗв/ч (дозы облучения персонала за одну операцию, рабочий день могут превысить допустимые годовые и привести к переоблучению); в третьем и пятом отсеках - 1,5 мЗв/ч (время работы персонала до получения годовой дозы может составлять несколько часов). Практически все оборудование данных отсеков может быть отнесено к ТРО.

В 2006 г. ПМ-80 было передано ДВЦ «Даль-РАО» - филиалу ФГУП «РосРАО» (ДВЦ «Даль-

РАО») - и переведено в разряд ТНТ с переименованием в ТНТ-50. До 2013 г. ТНТ-50 находился в длительном отстое на плаву в пункте временного хранения реакторных отсеков (РО) (рис. 1), расположенном в бухте Разбойник залива Стрелок Приморского края Российской Федерации. Длительное нахождение судна на плаву в состоянии отстоя отрицательно сказывалось на техническом состоянии корпусных конструкций, и в случае аварийного затопления ТНТ-50 мог стать причиной радиационного загрязнения водного бассейна.

Для решения задач по подъему на стапель и утилизации аварийного судна с концевыми свесами длиной до 15 м, износом корпуса до 30 %, неблагоприятной радиационной обстановкой и минимальным запасом плавучего дока (ПД) «Сакура» по грузоподъемности ДВЦ «ДальРАО» провело уникальную операцию по постановке ТНТ-50 на твердое основание для последующей утилизации с использованием ПД «Сакура». В 2013 г. ТНТ-50 был безопасно выведен из эксплуатации на мощностях пункта долговременного хранения (ПДХ) РО «Устричный» ДВЦ «ДальРАО». Этому предшествовала большая и кропотливая подготовительная работа. В разработке проектной технологической и организационной документации на утилизацию судов АТО проекта 326 (326М) были задействованы специалисты таких организаций, как АО «НИПТБ «Онега», АО «171 ОКТБ», ФГУП НИИ ПММ. Специалистами АО «НИПТБ «Онега» был применен способ формирования упаковок бывших хранилищ ОЯТ и РАО, вырезанных из корпуса судна АТО [6], разработана система докования таких судов (рис. 3), позволившая не подвергать персонал необоснованному облучению [7].

По результатам проведенного комплексного инженерного и радиационного обследования ТНТ-50 были сделаны следующие выводы:

■ состав и характер радиационных источников определяется наличием радионуклидов в коррозионных и иловых отложениях контуров ХОТК, цистерн и поверхностных загрязнениях помещений и палуб ТНТ-50;

■ для исключения переоблучения персонала при проведении работ по утилизации, уменьшению выхода ТРО утилизацию ТНТ-50 с третьего по седьмой отсеки производить нецелесообразно.

Наиболее приемлемо произвести работы по формированию блок-упаковки для хранения на твердом основании в составе с третьего по седьмой отсеки;

■ рекомендуется произвести работы по удалению ЖРО из монжусов активной воды № 2 и № 3 с последующим омоноличиванием невыгружаемых остатков ЖРО, а также работы по удалению ТРО и иловых отложений в цистернах ТНТ-50.

К числу особенностей и проблем при разработке технологии утилизации ТНТ-50 относятся:

■ наличие на судне фрагментов дефектного ОЯТ;

■ длительная эксплуатация и сверхнормативное содержание судна на плаву. Это привело к тому, что в некоторых местах наблюдалось значительное уменьшение толщины корпуса, которое могло вызвать разгерметизацию и выход радиоактивных веществ в окружающую среду. Так, согласно данным ультразвукового контроля (УЗК), в районе переменной ватерлинии глубина местной коррозии достигала от 1,9 до 3,5 мм, что составляет от 12 до 22 % износа при допустимой величине износа 25 %. В первом поясе обшивки участок в районе 126-140 шпангоутов, по данным УЗК, имел толщину корпуса 11,1 мм, что соответствует 30,6 % износа при допустимой величине износа 30,0 %.

В рамках технико-экономической оценки (ТЭО) вариантов утилизации ТНТ-50, предварительно проведенной АО «НИПТБ «Онега», было проработано 4 варианта утилизации [8]. Основные характеристики вариантов утилизации представлены в таблице. Конструкции блок-упаковок приведены на рис. 4-7.

По результатам анализа вариантов утилизации по таким критериям, как технический риск, радиационная безопасность и стоимость, был выбран вариант формирования одной блок-упаковки судна АТО для долговременного хранения на твердом основании в ПДХ РО «Устричный». Решающим критерием при выборе варианта являлось обеспечение радиационной безопасности персонала в условиях крайне тяжелой радиационной обстановки на судне. По этому варианту была разработана организационная схема утилизации судна АТО на стапельном месте № 2 в ПДХ РО «Устричный» [9], а также технологические решения по техническому перевооружению ПДХ РО «Устричный». На основании выводов и рекомендаций ТЭО [8] был разработан проект утилизации ТНТ-50, а в дальнейшем и проект утилизации других судов АТО проек-

Таблица. Варианты утилизации ТНТ-50 Table. Scrapping options for TNT-50

№ Характеристика варианта утилизации

1 Формирование раздельных блок-упаковок из ХОТК и хранилища ЖРО, установленных на днищевые секции

2 В состав блок-упаковки входят помещения с 3 по 7 отсеки, включая ХОТК и хранилище ЖРО. Демонтируются носовая и кормовая оконечности

3 Блок-упаковка формируется из хранилищ для размещения в береговом укрытии в пункте изоляции (объект № 3) аналогично трехотсечным блокам РО аварийных АПЛ

4 Корпусная упаковка формируется из целого корпуса судна для размещения в ПДХ РО «Устричный»

Рис. 3. ТНТ-50 в плавучем доке «Сакура» Fig. 3. TNT-50 nuclear maintenance ship inside Sakura floating dock

та 326 (326М) на стапельном месте № 2 в ПДХ РО «Устричный».

Целями утилизации судов АТО проекта 326 (326М) при разработке проекта были приняты:

■ улучшение экологической обстановки в Дальневосточном регионе;

■ исключение нахождения на плаву судов АТО проекта 326 (326М) до возникновения реальной опасности их затопления;

■ приведение судов АТО проекта 326 (326М) в безопасное для населения и окружающей среды состояние.

Поставленные цели достигались решением следующих основных задач:

■ разработка документации, соответствующей требованиям законодательства, нормативной и руководящей документации;

■ подготовка ПДХ РО «Устричный» к утилизации судов АТО проекта 326 (326М);

■ выполнение работ по утилизации судов АТО проекта 326 (326М);

■ формирование блок-упаковки из хранилищ судов АТО проекта 326 (326М);

■ обеспечение безопасных условий работы персонала;

■ обеспечение пожарной и экологической безопасности;

■ минимизация стоимости и продолжительности проведения работ по утилизации. Организационно-технологическая схема утилизации судов АТО проекта 326 (326М) предполагает, что весь комплекс работ по утилизации и формированию блок-упаковки осуществляется в ПДХ РО «Устричный» (рис. 8).

Этапы утилизации судов АТО проекта 326 (326М) в ПДХ РО «Устричный» охватывают работы по подготовке судна к утилизации, сам процесс утилизации с формированием блок-упаковки и подготовки ее к долговременному хранению, а также утилизацию его материальной части.

Работы по утилизации судов АТО проекта 326 (326М) выполняются на следующих позициях:

■ позиция 1. Перегрузочный причал. Разгрузка судна АТО - демонтаж надстройки и оборудования. Подготовка судна АТО к докованию;

■ позиция 2. Стапельное место № 1. Изготовление докового опорного устройства (ДОУ), днищевой секции или сборка днищевой секции из монтажных единиц (подсекций);

■ позиция 3. Котлован и передаточный причал для ПД «Сакура». Подготовка ПД «Сакура к докованию. Постановка судна АТО в ПД

Рис. 4. Конструкция блок-упаковок по варианту 1

Fig. 4. Storage package design: Variant 1

Рис. 5. Конструкция блок-упаковки по варианту 2

Fig. 5. Storage package design: Variant 2

Рис. 6. Конструкция блок-упаковки по варианту 3

Fig. 6. Storage package design: Variant 3

Рис. 7. Конструкция корпусной блок-упаковки по варианту 4

Fig. 7. Storage package design: Variant 4

Бухта Разбойник

5

3'

2 1

Я/

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 4 7

Рис. 8. Организационно-технологическая схема утилизации ТНТ-50:

1 - позиция 1;

2 - позиция 2;

3 - позиция 3;

4 - позиция 4;

5 - плавучий док «Сакура»;

6 - стапельное место № 2;

7 - блок-упаковка ТНТ-50;

8 - ТНТ-50

Fig. 8. Organizational & technological plan of scrapping TNT-50: 1 - Position 1; 2 - Position 2; 3 - Position 3; 4 - Position 4;

5 - Sakura floating dock;

6 - Berth 2;

7 - storage package of TNT-50;

8 - TNT-50 nuclear maintenance ship

«Сакура», перевод ПД «Сакура» с судном АТО к причалу ПДХ РО «Устричный»;

■ позиция 4. Стапельное место № 2. Перевод судна АТО из ПД «Сакура» на стапельное место № 2 ПДХ РО «Устричный». Демонтаж носовой и кормовой оконечностей. Формирование блок-упаковки ТНТ-50 и двух блок-упаковок для других судов АТО проекта 326 (326М). Выгрузка ТРО. Постановка блок-упаковки на долговременное хранение.

Инфраструктура ПДХ РО «Устричный» для этого была оборудована:

■ грузоподъемными кранами;

■ технологическим оборудованием.

В процессе технического перевооружения инфраструктура была дооснащена:

■ дополнительными поперечными путями для постановки на хранение блок-упаковки ТНТ-50;

■ модульной транспортной самоходной системой;

■ системами технического обеспечения утилизации судов и обеспечения безопасных условий труда [10-12].

Используемые при утилизации судов АТО объекты инфраструктуры ПДХ РО «Устричный» приведены на рис. 8. Разделка конструкций судов АТО проекта 326 (326М) на габаритный металлолом производится с помощью тепловой резки на площадке разделки, расположенной на перегрузочном причале ПДХ РО «Устричный».

В соответствии с организационно-технологической схемой утилизации судов АТО проекта 326 (326М) в условиях ПДХ РО «Устричный» в 20132015 гг. были утилизированы суда АТО ТНТ-50, ТНТ-16 и ТНТ-4. При этом радиационная обстановка на двух последних характеризовалась как «нормальная», что позволило дополнительно утилизировать отсеки дизель-генераторного и котельного отделений с целью уменьшения габаритов блок-упаковок. При этом были обеспечены:

■ утилизация носовой, кормовой оконечностей, формирование и долговременное хранение блок-упаковки на твердом основании не более 70 лет [13];

■ радиационная безопасность на всех этапах проведения утилизации;

■ физическая защита судов АТО проекта 326 (326М) и РАО;

■ материально-техническое обеспечение работ по утилизации;

■ разработка организационно-технической и рабочей документации на выполнение работ по утилизации;

■ подготовка производства к выполнению работ по утилизации;

■ организация обучения производственных рабочих и персонала, занятых на утилизации;

■ минимально возможное воздействие технологических процессов и отходов утилизации на окружающую среду.

Библиографический список

References

1. Каковы условия для дальнейшего успешного развития атомной отрасли? // Вестник Атомпрома. 2013. № 9. С. 17. [What are the conditions for further successful development of nuclear industry? // Vestnik Atom-proma (Nuclear Industry Messenger). 2013; 9: 17. (in Russian)].

2. Дальний Восток как нерешенная проблема России [Электрон. ресурс] / Сайт «Центр Сулкашина». URL: http://rusrand.ru/ideas/dalniy-vostok-kak-nereshyonnaya-problema-rossii [The Far East as a challenge to overcome for Russia. (in Russian)].

3. К опасности - с научным подходом [Электрон. ресурс] / Информационный портал «Северная неделя». URL: http://www.vdvsn.ru/novosti/severodvinsk/ k_opasnosti_s_nauchnym_podkhodom [Handling the hazard scientifically. (in Russian)].

4. Захарчев А А., Кобринский МН, Тарасов В.П., Шведов ПА. Реализация программы утилизации судов АТО // Известия Академии наук. 2013. № 2. С. 33-40. [A. Zakharchev, M. Kobrinsky, V. Tarasov, P. Shvedov. Implementation of scrapping program for nuclear maintenance ships // Proceedings of Russian Academy of Sciences. Power Engineering Journal. 2013; 2: 33-40. (in Russian)].

5. Александров НИ., Булыгин В.К., Степанов ЕА, Стружка Ю.Н., Шашина Е.В. Опыт приведения в ядерно- и радиационно-безопасное состояние плавучих технических баз с дефектным ОТВС в хранилищах ОЯТ и ЖРО, загрязненных нефтепродуктами // Вопросы утилизации АПЛ. 2009. № 1 (18). С. 104. [Ai Aleksandrov, V. Bulygin, Ye. Stepanov, Yu. Struzhka, Ye. Shashina. Experience of achieving nuclear and radiation safety for floating technical bases with deficient used-up fuel assemblies in the repositories of oily spent nuclear fuel and liquid radioactive waste // Voprosy utilizatsii APL (Scrapping issues of nuclear submarines). 2009; 1(18): 104. (in Russian)].

6. Патент на изобретение «Способ формирования транспортной упаковки» ОАО «НИПТБ «Онега», № 2321088, 2008. [Patent for invention Method of building up the transportation package. JSC NIPTB Onega, No. 2321088, 2008. (in Russian)].

7. «ДальРАО» выполнил транспортный этап утилизации судна АТО [Электрон. ресурс] / Сайт «Открытое атомное сообщество». URL: http://publicatom.ru/blog/ rosrao/6386.html#cut. [DalRAO completes the transportation phase of nuclear maintenance ship scrapping. (in Russian)].

8. Проведение КИРО и разработка проекта утилизации судна АТО ТНТ-50. Технико-экономическая оценка

вариантов утилизации ПТБ проекта 326 «ТНТ-50». Отчет НЯДИ.У326.0415.00.194. Северодвинск: ОАО «НИПТБ «Онега», 2012. [Performing radiometric check and developing the plan of scrapping for TNT-50 nuclear maintenance ship. Feasibility study on the variants of scrapping TNT-50 (Project 326) floating technical base. Report НЯДИ.У326.0415.00.194. Severodvinsk: JSC NIPTB Onega, 2012. (in Russian)].

9. Организационная схема утилизации ТНТ-50 проекта 326 на стапельном месте № 2 в ДВЦ «ДальРАО» -филиале ФГУП «РосРАО». Пояснительная записка. НЯДИ.У326.0432.00.001. Северодвинск: 2012. [Organizational layout of scrapping TNT-50 (Project 326) at Berth 2 at the Far Eastern Centre of DalRAO (a branch of RosRAO). Explanatory note. НЯДИ.У326.0432.00.001, Severodvinsk: 2012. (in Russian)].

10. РД5.0663-90 «Техническое обеспечение безопасных условий труда при формировании судов на построечных позициях судостроительных и судоремонтных предприятий. Основные положения». [Technical support of occupational safety when forming the ships at construction places of shipbuilding and ship repair yards. Main provisions. (in Russian)].

11. ППБ СРС 01-2009 «Правила пожарной безопасности на строяшцхся и ремонтируемых судах». [Fire safety rules for ships under construction and repair (in Russian)].

12. ППБ УАПЛ-99 «Обеспечение пожарной безопасности при утилизации АПЛ. Положение». [Ensuring fire safety in the process of submarine scrapping. Regulatory document. (in Russian)].

13. Концепция комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. М: Минатом, 2001. [Integrated scrapping concept for nuclear submarines and surface ships. Moscow: Minatom, 2001. (in Russian)].

Сведения об авторах

Куликов Константин Николаевич, генеральный директор АО «Научно-исследовательское проектно-конструктор-ское бюро «Онега». Адрес: 164509, Россия, Архангельская область, Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12. Телефон: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: niptb@onegastar.ru. Матвиенко Сергей Иванович, к.т.н., доцент, ведущий инженер-конструктор АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (АО «НИПТБ «Онега») Адрес: 164509, Россия, Архангельская область, Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12. Телефон: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: sergmatvienko@yandex.ru. Низамутдинов Ринат Айратович, начальник отдела АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое

бюро «Онега» (АО «НИПТБ «Онега»). Адрес: 164509, Россия, Архангельская область, Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12. Телефон: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: Rinat@onegastar.ru.

Лодочников Сергей Витальевич, начальник сектора -заместитель начальника отдела АО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (АО «НИПТБ «Онега»). Адрес: 164509, Россия, Архангельская область, Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12. Телефон: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: lodserg@onegastar.ru.

About the authors

Kulikov, Konstantin N, Director General, JSC NIPTB Onega, address: 12, Mashinostroiteley lane, Severodvinsk,

Arkhangelsaya Region, Russia, post code 164509. Tel.: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: niptb@onegastar.ru. Matvienko, Sergey I., Cand. Tech. Sc., Associate Professor, Lead Design Engineer, JSC NIPTB Onega, address: 12, Mashinostroiteley lane, Severodvinsk, Arkhangelsaya Region, Russia, post code 164509. Tel.: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: sergmatvienko@yandex.ru.

Nizamutdinov, Rinat A., Head of Department, JSC NIPTB Onega, address: 12, Mashinostroiteley lane, Severodvinsk, Arkhangelsaya Region, Russia, post code 164509. Tel.: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: Rinat@onegastar.ru. Lodochnikov, Sergey V., Head of Sector, Deputy Head of Department, JSC NIPTB Onega, address: 12, Mashinostroiteley lane, Severodvinsk, Arkhangelsaya Region, Russia, post code 164509. Tel.: 8 (8184) 52-55-52; e-mail: lodserg@onegastar.ru.

Поступила / Received: 06.10.17 Принята в печать / Accepted: 16.10.17 © Коллектив авторов, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.