Научная статья на тему 'Аспекты управления гостиничным бизнесом в кризисных условиях в Москве'

Аспекты управления гостиничным бизнесом в кризисных условиях в Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Е. С.

В статье рассматриваются аспекты управления гостиничным бизнесов в кризисных условиях в Москве. Выделены основные проблемы развития гостиничного бизнеса в Москве и предложены некоторые меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты управления гостиничным бизнесом в кризисных условиях в Москве»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

8.Тюфякова О.П. Алгоритм управления выручкой, прибылью и рентабельностью продаж горнодобывающего предприятия с использованием показателя удельного объема проведения горных выработок // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2004. №1. С.204-206.

9.Нифонтов А.И., Черникова О.П. Алгоритм многоуровневой оценки эффективности управления угледобывающими предприятиями с использованием модели «затраты - выручка - прибыль» // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2014. №1. С.154-160.

© Макрушина Н.Н., 2016

УДК 640.41

Максимова Е.С.

Магистрант 1 курса РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерации

АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ В МОСКВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты управления гостиничным бизнесов в кризисных условиях в Москве. Выделены основные проблемы развития гостиничного бизнеса в Москве и предложены некоторые меры по их решению.

The article deals with aspects of the management of hotel businesses in a crisis conditions in Moscow. The article describes the main problems of hotel business development in Moscow and proposes some measures for their solution.

Ключевые слова

Гостиничный бизнес, кризис, антикризисный менеджмент.

Hotel business, crisis, crisis management.

Кризисы возникают в мировой экономической системе и в локальных экономиках с различной периодичностью. Экономисты постоянно пытаются выявить циклические закономерности рыночных процессов. Так, хорошо известна теория «Циклов Кондратьева» (или К-волн) — периодических циклов сменяющихся подъёмов и спадов мировой экономики продолжительностью 48—55 лет, описанных в 1920-е годы российским экономистом Николаем Дмитриевичем Кондратьевым. Однако сейчас условия воспроизводства этих циклов изменились и кризисы из категории закономерных переходят в категорию рукотворных и непредсказуемых.

По словам американского экономиста Эдварда Кейна, кризис - это закономерное явление для любого предприятия, которое сопровождает его в течение всего жизненного цикла.

Таким образом, кризисы - это объективная реальность, и время от времени менеджменту многих компаний приходится осуществлять управление ими в кризисных условиях. Не являются исключением и компании гостиничного бизнеса.

Антикризисный менеджмент конкретно для отеля - это система принципов и методов разработки, внедрения и реализации руководством гостиницы комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление кризисных явлений в отеле, а также минимизацию их негативных последствий через адаптацию всей деятельности отеля к изменившимся экономическим

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

условиям1.

Необходимо выделить основные риски, с которыми может столкнуться руководство отеля, в условиях кризиса:

• снижение спроса, сокращение объемов продаж, операционной деятельности и как следствие доходов

отеля;

• сокращение или перенос инвестиционных программ развития отеля на более поздний срок, общее сокращение программ финансирования отеля собственниками;

• отказ он планов расширения бизнеса отеля, выхода на новые рынки;

• увеличение неплатежеспособности со стороны партнеров по бизнесу;

• недоступность заемных ресурсов, рост процентных ставок, ужесточение требований по кредитам;

• нехватка оборотных средств, проблемы с финансированием;

• валютная нестабильность;

• сокращение расходов на персонал, появление напряженности во взаимоотношениях с сотрудниками;

• снижение стоимости отеля.

Не секрет, что начиная с 2008-2009 года в мировой экономике наблюдаются кризисные явления, которые не могут не затрагивать гостиничный сектор, несмотря на его динамичное развитие. Эксперты компании Pricewaterhouse Coopers ожидают, что экономический рост продолжится в 2016 году, хотя риски снижения темпов роста остаются высокими с учетом неопределенности будущей ситуации в странах еврозоны и ряда других регионов мира. В частности, в Москве, по мнению экспертов PwC, будут ощущаться

" 3

последствия международных санкций.

При этом по данным Pricewaterhouse Coopers, Москва наряду с другими европейскими столицами в течение ближайших лет войдет в число европейских лидеров по показателю доходности в расчете на один

" 4

гостиничный номер.

Популярность Москвы как туристического центра заметно выросла, и развитие гостиничного бизнеса особенно актуально в преддверии Чемпионата мира по футболу - 2018.

Между тем в гостиничном бизнесе Москвы существует следующие проблемы:

1. Нехватка средств размещения категории «2» и «3» звезды, хостелов и гостевых домов (дефицит номерного фонда среднего ценового сегмента);

2. Необходимость размещения туристов и болельщиков, пребывающих на Чемпионат мира по футболу в 2018 году;

3. Факторы экономической нестабильности в России и сложная международная ситуация в мире5. По данным проведенного бенчмаркинга, средняя цена за стандартный номер в Москве колеблется от 5

до 10 тыс. рублей. При этом даже в трёхзвездочной гостинице средняя цена составляет 3100 рублей за стандартный одноместный номер.

Следовательно, несмотря на кризисные явления, необходимо либо корректировать ценовую политику крупных сетевых отелей, либо открывать больше средств размещения категории «2» и «3» звезды.

По данным Москомстройинвеста, число объектов гостиничного назначения, запланированных к вводу на территории Москвы в 2015 - 2016 годах, должно было составить суммарно 576 (таблица 1). Однако

1 Иванов В.В., Волов А.Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. - М: ИНФРА-М, 2013. - 336 с. - С.19

2 Иванов В.В., Волов А.Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. - М: ИНФРА-М, 2013. - 336 с. - С.25

3 Перспективы роста: исследование перспектив развития гостиничного бизнеса в Европе в 2015 и 2016 год / сайт компании PricewaterhouseCoopers. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/real-estate/room-for-growth.html

4 Перспективы развития гостиничного бизнеса Москвы / «Государственный интернет-канал «Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://travel.vesti.ru/article_11133

5 Евстегнеева Д.К., Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса. -Журнал «Наука и Мир», 2015, Т. 1. № 11 (27). - с. 143-146. - С. 143

6 Гостиничный фонд Москвы пополнится на 10 тысяч номеров / Деловой журнал искусство гостеприимства. -Режим доступа: http://www.hotelexecutive.ru/article.php?numn=9929

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

пока на практике число новых гостиницы составляет 217. И число мест заметно отличается от запланированного.

Средняя цена за стандартный номер в Москве

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

Рисунок 1 - Средняя цена за стандартный номер в Москве.

Таблица 1

Сравнение планового числа новых гостиничный объектов в Москве с реальным числом.

Год Количество гостиничных объектов Число мест

План Факт План Факт

2015 16 9 5913 1568

2016 31 12 9309 1115

Таким образом, можно сделать вывод, что экономический кризис и международная политическая ситуация, сложившаяся в 2014 г. и длящаяся до сих пор, а также колеблющийся курс валют, негативно отразились на развитии гостиничного строительства в городе Москве. Не все инвестиционные проекты по строительству гостиниц, которые были запланированы на 2015-2016 годы, реализуются на практике.

Между тем, Директор по развитию отельной сети Intercontinental Hotels Group в Европе Роберт Шеперд отмечает: «То там, то здесь кризисы периодически возникают. Их надо просто пережить и идти дальше. Гостиничный бизнес — это сегмент длинных инвестиций. И сейчас мы не видим угроз своим вложениям в России. Есть фундаментальные показатели, которые влияют на этот сегмент. Они стабильны и продолжают расти. Мы планируем к 2020 году довести число наших отелей в России, СНГ и Грузии до 100. Чтобы быстрее достичь поставленной цели, мы стараемся привлечь компании, которые могут участвовать с нами в нескольких проектах»8.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на перечисленные риски, связанные с негативными последствиями кризиса, главный риск - это риск не увидеть положительные стороны и появившиеся возможности в условиях кризиса. То есть проблемы, возникающие в кризисной ситуации,

7 Программа ввода гостиниц в 2015 и 2016 годах / Сайт Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. - Режим доступа: https://invest.mos.ru/hotel/actual_2015/ https://invest.mos.ru/hotel/program-enter-the-hotels-in-2016/

8 То там, то здесь кризис / газета «Деловой Петербург». -

Режим доступа: http://www.dp.ru/a72014/04/22/To_tam_to_zdes_krizis/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

могут на самом деле оказаться новыми возможностями и перспективами. По словам Альберта Эйнштейна: «Кризис может стать подлинным благословением для любого человека и любой страны, поскольку все кризисы ведут к прогрессу». И основная задача антикризисного менеджмента заключается в том, чтобы использовать кризисные явления как драйвер развития гостиничного бизнеса. Список использованной литературы:

1. Евстегнеева Д.К., Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса. - Журнал «Наука и Мир», 2015, Т. 1. № 11 (27). - с. 143-146

2. Лукьянов Д.И., Никольская Е.Ю. Рекомендации по развитию Москвы как туристского центра. - Журнал «Бюллетень науки и практики», 2016, № 4 (5). - с. 257-260

3. Иванов В.В., Волов А.Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. - М: ИНФРА-М, 2013. -336 с.

4. Никольская Е. Ю., Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса. - Журнал «Путь науки», 2014, №6. - с. 54-57

5. Перспективы роста: исследование перспектив развития гостиничного бизнеса в Европе в 2015 и 2016 год / сайт компании PricewaterhouseCoopers. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/real-estate/room-for-growth.html

6. Перспективы развития гостиничного бизнеса Москвы / «Государственный интернет-канал «Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://travel.vesti.ru/article_11133

7. Гостиничный фонд Москвы пополнится на 10 тысяч номеров / Деловой журнал искусство гостеприимства. - Режим доступа: http://www.hotelexecutive.ru/article.php?numn=9929

8. Программа ввода гостиниц в 2015 и 2016 годах / Сайт Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. -Режим доступа: https://invest.mos.ru/hotel/actual_2015/ https://invest.mos.ru/hotel/program-enter-the-hotels-in-2016/

9. То там, то здесь кризис / газета «Деловой Петербург». - Режим доступа: http://www.dp.ru/a72014/04/22/To_tam_to_zdes_krizis/

© Максимова Е.С., 2016

УДК 336

Мухарлямова А.И.

Магистрант 2 курса кафедры "Инновационного предпринимательства и финансового менеджмента"

КНИТУ-КХТИ г. Казань, Российская Федерация Овчарова Т.А.

Магистрант 2 курса кафедры "Инновационного предпринимательства и финансового менеджмента"

КНИТУ-КХТИ г. Казань, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ

Аннотация

Рассматривается популярная концепция управления производственным предприятием Бережливое производство в рамках РФ.

Ключевые слова

Бережливое производство. Lean Production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.