Научная статья на тему 'Аспекты создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации'

Аспекты создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / СКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / РЖД / HIGH-SPEED NETWORK / EXPRESS LINE / RUSSIAN RAILWAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишарин А.С.

Обосновывается необходимость создания в России сети скоростного и высокоскоростного сообщения. Рассматриваются аспекты реализации проекта создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of setting up integrated network of express and high-speed transportation in the Russian Federation

The paper makes the case for setting up a network for express and high-speed transportation in Russia, and considers certain aspects of realisation of the project for building the high-speed Moscow to Kazan railway line.

Текст научной работы на тему «Аспекты создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации»

Аспекты создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения в российской федерации

А. с. Мишарин,

первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги»

Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) - принципиально новый шаг в развитии отечественной железнодорожной сети, который сыграет определяющую роль в стимулировании экономической и деловой активности, повышении связанности регионов, создании рабочих мест и внедрении высоких технологий. Первым этапом на этом пути является проект строительства высокоскоростной железной дороги Москва - Казань.

В прошлом году Правительство страны одобрило актуализированную Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г., одним из приоритетов которой является развитие скоростного и высокоскоростного движения в России. В сочетании с пригородным движением это создаст интегрированную транспортную систему, предоставляющую максимально эффективную услугу по перевозке пассажиров в стране (рис. 1).

Общая численность населения в зоне действия сети ВСМ - более 100 млн чел., или почти 70 % населения страны.

Закладывая сегодня параметры будущей ВСМ, мы исходим из того, что магистраль должна стать основой для принципиально новой мультимодаль-ной транспортной системы, объединя-

ющей железнодорожный, авиационный и автотранспорт.

Объединение состоится как на физическом уровне путем строительства единых пассажирских транспортно-пе-ресадочных терминалов, так и на информационном, с взаимной интеграцией информационных систем управления перевозками и продажи услуг.

Синергетическим эффектом от объединения всех видов транспорта должна стать уникальная среда, позволяющая создать и предложить населению самые передовые услуги в отрасли.

Одной из них является возможность путешествия на нескольких видах транспорта по единому проездному документу.

Например, маршрут от Москвы до Арзамаса будет проходить до Нижнего Новгорода по ВСМ, а далее комфорта-

Рис. 1. Стратегия развития высокоскоростного и скоростного движения в Российской Федерации

Рис. 2. Высокоскоростная магистраль ВСМ-2 Москва - Казань

бельным электропоездом по традиционной железной дороге до города назначения, при этом система бронирования сама подберет удобные стыковки на вокзале Новгорода.

Такие же транспортные цепочки мы планируем реализовать с авиационным транспортом, что значительно расширяет географию маршрутов.

Создание интегрированной транспортной сети обеспечит положительный эффект по целому ряду направлений.

Прежде всего позволит повысить связность территорий России и мобильности населения. Время в пути между столицами регионов составит в среднем 1 ч, что будет способствовать экономической активности и трудовой миграции с увеличением уровня заработной платы в прилегающих к ВСМ регионах на 30-50 %.

ВСМ - это принципиально новый уровень техники, катализатор развития технологий проектирования и строительства, производства материалов, электроники, транспортного машиностроения, системы подготовки инженерных и научных кадров.

Реализация планов строительства интегрированной транспортной сети

Население территорий прохождения ВСМ

означает снижение себестоимости перевозок и повышение их качества за счет разделения линий пассажирского и грузового движения, а также рост пропускных способностей загруженных направлений и снижение инвестиционных затрат на расширение существующей инфраструктуры. Станет возможен переход на ВСМ и скоростные линии части дальних и межрегиональных перевозок при гарантированном минимальном времени поездки с высоким сервисом и безопасностью. Все эти эффекты позволят максимально использовать транзитный потенциал территории, что будет способствовать реализации одного из стратегических приоритетов в позиционировании России на глобальном транспортном рынке.

Пилотный проект ВСМ-2

В качестве пилотного участка ВСМ выбрана трасса Москва - Владимир -Нижний Новгород - Казань (рис. 2).

Протяженность участка 770 км. Максимальная скорость - до 400 км/ч. Трасса проходит через территории 7 регионов России (Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей,

Население Российской

Федерации

Республики Чувашии, Республики Марий Эл и Республики Татарстан).

В основу развития сети ВСМ закладываются принципы обеспечения часовой доступности крупных городов, пропорциональное развитие прилегающих регионов. Организация остановок на расстоянии 40-60 км «выравнивает» транспортную доступность в агломерациях. Такой подход будет способствовать не только росту миграции между Москвой и регионами, но и между другими регионами, прилегающими к ВСМ.

Время в пути от Москвы до Казани по новой линии составит 3,5 ч вместо 14 ч, от Москвы до Нижнего Новгорода -2 ч вместо 4 ч. В часовой доступности от Нижнего Новгорода окажутся Чебоксары, путь до которых на поезде в настоящее время занимает более 6,5 ч.

Прогноз пассажиропотока показывает, что спрос на перевозку пассажиров по ВСМ будет достигать объема более 50 тыс. чел. в сутки.

В настоящее время прорабатывается конструкция графика движения поездов, обеспечивающая необходимый объем перевозок и удобное расписание.

Общественное мнение о ВСМ

Осознание того, что эффекты от создания высокоскоростных систем носят не эфемерный, а реальный характер, уже укрепилось в нашем обществе. Большинство россиян поддерживает строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей в стране. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел научное исследование. Респондентам в городах России задавали вопросы, стоит ли строить ВСМ, или нет, и если строить, то может ли государство позволить такие расходы. 80 % опрошенных по стране в целом считают, что высокоскоростные магистрали в России нужно строить. Если говорить о населении территории прохождения ВСМ, то эта цифра возрастает до 85 %.

При постановке вопроса, стоит ли строить ВСМ с учетом заявленной стоимости, 69 % опрошенных по стране в целом и 75 % опрошенных среди населения территории прохождения ВСМ сказали «да» (рис. 3).

Экономика ВСМ

Расчеты, проведенные консорциумом консультантов, доказывают, что эффекты от реализации проектов ВСМ действительно значительны (табл. 1).

Рис. 3. Большинство жителей России считают эффективным вложение средств в строительство ВСМ (по результатам исследования ВЦИОМ)

На стадии эксплуатации только за первые 12 лет совокупный эффект от реализации проекта ВСМ-2 на валовой выпуск экономики России составит более 16 трлн руб.

Рост объемов производства, обусловленный мультипликативными эффектами от реализации проекта, приведет и к увеличению налоговых поступлений как в федеральный, так и региональные бюджеты. Объем дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2014-2030 гг. оценивается в размере 2 трлн 142 млрд руб., что кратно превышает полную стоимость реализации проекта.

Прирост валового регионального продукта (ВРП) по Владимирской области составит 38 % к 2025 г. и 58 % к 2030 г., что в денежном выражении составит 131 млрд руб. По Нижегородской области ожидаемый рост ВРП более значителен: к 2025 г. - 39 %, к 2030 г. -76 %, или 496 млрд руб. Таким образом, уже за первые годы эксплуатации наблюдается внушительный рост валовых региональных продуктов. При этом следует подчеркнуть, что эксплуатироваться линия будет не менее 50 лет, и совокупные эффекты за весь период эксплуатации будут значительно выше.

Создание ВСМ приведет к ускорению экономического роста не только территорий прохождения трассы, но и других регионов России (табл. 2).

Строительство ВСМ создаст мультипликативный эффект для выпуска продукции и услуг в размере 1,2 трлн руб. в сумме за 2014-2019 гг. Среди обрабатывающих отраслей наибольший импульс к развитию получит промышленность строительных материалов - 117 млрд руб., металлургия - 111 млрд руб., машиностроение - более 41 млрд руб.

Следует отметить, что создание ВСМ - это вызов отечественной промышленности и строителям. Будет спроектировано и построено значительное количество искусственных сооружений: более 130 мостов, 128 автодорожных путепроводов (табл. 3).

Создание магистрали потребует строительства трех внеклассных мостов: через реки Ока, Сура, Волга, которые должны стать яркими архитектурными решениями. В связи с этим мы планируем объединить лучший опыт отечественных проектировщиков и зарубежных партнеров, обладающих ком-

Таблица 1. Эффект от строительства ВСМ-2 Москва - Казань для Российской Федерации

Мл и руб.

Пряной бюджетный эффект

Экономия эксплуатационных расходой ОАО «РжД^ Мультипликативный эффект инистниконного спроса

Агломерационный эффект Итого бюджетный эффект

2014-2013 2020-2025

(562 447} 1 240 1вЗ S75 56 591 (321 041}

(29 531}

4 959

62 847 4 152 h

1 246 вИ.

(529 131) 10 331 183 575 2 477 190

1 173 70S 1149 135 1313 870 2 141 965

Прямые эффекты, в т. ч.: 62 22? 374 573 S41 842 978 643

Выручка от перевозки пассажиров 659 330 532 493 676 879 918

Экономия времени пассажиров в пут* $330 39 032 44 033 88 395 10 331

Экономия эксплуатационных расходов одо «рзед» 1 240 4 959 4

Косвенные эффекты, е т. ч.: 1 640 365 7 913 697 3 407 133 17 961 195

Мультипликативный эффект инвестиционного спроса 1 ¿53 £00 1 258 8О0

Агломерационный эффект 381 565 7 913 697 а 407 133 16 702 395

Итоговый эффект на валовый выпуск 1 702 594 в 288 270 8 948 975 18 439 838

Источник: Финансовая модель PwC от 12.02.14 г.и данные ЦСР от 23.01.2014 г.

Таблица 2. Мультипликативный эффект на выпуск продукции в отраслях экономики от строительства ВСМ (накоплено за 2014-2019 гг. в ценах 2012 г.)

Проект лслеа PtrHOHH и рехомвдем мя

ХПЯСПО 3,7 0

Добьча ПОЛ4ЭЧк» МСКСПННЫХ 59,9 4,1

Производств« пилит продуктов J 0,1

Текгтильим и шиПкм преиэ водетво, производство кожи 1|Э 0

Обработке древесины, цсллллина-вумвмнас' производство fl0rB 1,2

Прдиикшстм вдк« и нефтепродуктов 41 гВ

ь«ич«ке» проияннспо 27£ 1,7

ПрОММНСПО прочих Н*1Ч(Т&ЛПИЧ«КНХ Продукта» 11S,9 19,6

ГЧеталг.ургнч еское произведет» 111,8 3,1

нлщаимоетреитфщми» м*т«п»неети 4W г,э

Прчюоме»» и рмрцииш JrttrtpMHtpniH 45,5 1гВ

ОПЧОВЛИ Н рээнн-нер торгэвгя 126,1 as.e

Транспорт и связь 4^9

прочий услуги 49, S

ПпГр*$Л«ми# ДОнАщниХ HOJJIflfri l&Jje 7Ч>

Инвестиции 151,8 u,j

Государства-чое потребление 3M 21

Итого 1204,5 326,1

Общий эефектче етлишние ^ ивчвлшеВ сунн» инвестиций, % 146 %

Таблица 3. Объемы работ по строительству искусственных сооружений ВСМ-2 Москва - Казань

Тип сооружения Кол-во., шт. Длина сооружений, м. Сборный железобетон, MJ Монолитный желембетон. Металл, т.

Большие мосты 53 31 967 35 465 214 430 30 340

Средние мосты 73 5 246 100 620 367 710 42 750

Эстакады 49 77 095 29 410 2 723 160 201 518

Железнодорожные путепроводы ЭЗ 3 453 40 248 144 684 16 150

Автодорожные путепроводы 12 В 23 195 141 986 510 413 60 325

Водопропускные трубы 454 14 528 34 504 32 234 3 176

ИТОГО: 795 117 764 382 233 3 991 631 354 261

Численность занятых, обеспечиваемая мультипликативными аффектами от строительства ВСН-2 «Москы-Кнань» [6» учета непосредственно мнятых о строительстве нлн эксплуатации магистрали^ превысит 370 тыс. человек.

Опиши 1МОНОМНКИ Йрмкт Сунн» ПО р»гмом»н

Селчкае кй»Й£Чп 2,4 -

до£ыиа «щит неношеных 12,а 1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СвраЗатыыющц» производства 155,2 14,0

ПООШЮДСТЮЙ распределение »ле«тдо»н((гии И,? 1г1

СЯТпЫ« н РЫННЧН1* ^иргсвли ».!

Трансгмрт и связь 51,6 25,8

Прочие услуги 65,9 3 2,4

ИТОГО: Ш

ккии мдаиенаи велась Ьгнлинирим овинстъ

РеелуЬщка Чуаашя Реаг увлика Наций Эл Ргда^елшгатичктм

Запятые нэ зтапе зкепру лтдиии

2 1 + }

тыс. чел,

Рис. 4. Создание новых рабочих мест в результате строительства ВСМ-2 Москва-Казань

петенциями в создании ВСМ, необходимыми для работы в России.

Существенно, что высокоскоростная магистраль - это принципиально новый высокотехнологичный объект, строительство и эксплуатация которого требует высококвалифицированных кадров и сложной техники. Как итог, -создание значительного числа новых рабочих мест. Численность работников, обеспечиваемая мультипликативными эффектами от строительства ВСМ, без непосредственно занятых в строительстве или эксплуатации магистрали, по оценкам экспертов, превысит 370 тыс. чел. (рис. 4).

Наибольшее количество новых рабочих мест - более 150 тыс. чел. - будет создано в сфере обрабатывающего производства, т. е. в отрасли с высоким уровнем создания добавочной стоимости.

Также значительное число рабочих мест потребуется создать в сфере оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, в электроэнергетике и т. д.

Все это приведет к развитию малого и среднего бизнеса, повышению деловой активности населения и росту производительности труда. Приведенные цифры подтверждаются не только нашими расчетами, но и международным опытом. По данным Всемирного банка, на предприятиях в пределах агломерации производительность труда в среднем на 46 % выше, чем в среднем по стране.

Источники и структура дохода

Очень важными вопросами при обсуждении проектов ВСМ являются интенсивность будущего пассажиропотока и доступность услуги.

Важнейшим инструментом регулирования трафика является тарифная политика перевозчика. Применение дифференцированных тарифных ставок позволит обеспечить предоставление услуг ВСМ для всех категорий пассажиров. Стоимость проезда будет варьироваться до 6 раз - именно такие «сверхгибкие» тарифы услуг ВСМ приняты сегодня в мировой практике, что обеспечивает их высокую доступность (рис. 5).

Принимая во внимание эластичность спроса на перевозки, а также европейский, азиатский и российский опыт эксплуатации высокоскоростных поездов, наиболее целесообразным является организация четырех классов обслуживания: туристического, экономического, бизнес-класса и первого.

В туристическом классе пассажир платит только за поездку, все дополни-

тельные услуги и сервисы оплачиваются отдельно. Это позволит компаниям-перевозчикам снизить стоимость билетов на проезд в данных вагонах даже по сравнению с соседним экономическим классом.

В других классах стоимость проезда будет пропорциональна стоимости предоставляемых пассажирам услуг и сервисов. Такая дифференциация позволит удовлетворить потребности всех групп населения, учесть их интересы и финансовые возможности.

В результате исследований было выделено несколько целевых групп клиентов, для которых в дальнейшем планируется развивать наш продукт.

Если рассматривать укрупнено, то это люди, совершающие поездку в личных либо в деловых целях. Для первых мы предусмотрели дифференциацию классов обслуживания для возможности выбора оптимального уровня комфорта, не переплачивая за излишний сервис. Для вторых разработали специальные бизнес-купе, в которых можно, не теряя времени в дороге, провести важные переговоры или деловой обед в приватной обстановке с персональным обслуживанием.

Еще одна целевая группа - семьи, путешествующие с детьми. Для них в поездах будут созданы зоны с игровыми кортами и приспособлениями для пеленания и кормления грудных детей.

Отдельную целевую группу составляют люди с ограниченными возможностями, для которых будут предусмотрены специальные сервисы, например, сопровождение в пути следования или трансфер из дома на вокзал и безбарь-

Ласслж иро поток Вы ру чка от пассажиро-

ЛП в М Я И? «

ая

Пролчоз пассажиропотока был определен ОАО »Лентпротрано и Фочлон «Центр стратегически* рАЗрАбптдк» н подтвержден нешписииай междунлриичЛ А уд торс ко й 1ШМНЧЙ Р"С

Рис. 5. Прогноз пассажиропотока и выручки проекта ВСМ-2

ерная среда. Особо подчеркну, что высокоскоростные поезда и вокзальные комплексы уже на стадии проектирования предусматривают оснащение всеми средствами для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Подвижной состав для ВСМ

Специально для ВСМ будет изготовлен самый современный подвижной состав. Учитывая специфику участка Москва - Казань, предусмотрена эксплуатация трех типов пассажирских поездов.

Для пригородного скоростного сообщения, например Москва - Ногинск -Орехово-Зуево - Владимир, будут использованы поезда с максимальной скоростью до 200 км/ч. Они предусматривают максимальную вместимость при достаточном комфорте при времени следования менее 1 ч.

Основной «рабочей лошадкой» должны стать высокоскоростные электропоезда с максимальной скоростью до 400 км/ч, которые свяжут все станции магистрали и будут перевозить основной пассажиропоток.

Высокоскоростная магистраль будет соединена с существующей сетью железных дорог, что обеспечит возможность пропуска помимо высокоскоростных и скоростных поездов традиционных поездов дальнего следования из других регионов, значительно сократив их время в пути.

Вопрос о том, какие именно поезда дальнего следования пойдут по ВСМ, будет решаться непосредственно перед ее вводом в эксплуатацию, но уже сегодня можно выделить маршруты с устойчивым пассажиропотоком, которые могут быть переведены в наиболее удобный для пассажиров ночной режим (отель на колесах). Например, время в пути поезда № 026 Москва - Ижевск может быть сокращено с существующих 17 ч 4 мин до 10 ч; поезда №133 Санкт-Петербург -Казань с 21 ч 32 мин до 12 ч 30 мин. ВСМ Москва - Казань даст значительное сокращение времени в пути и для скорых фирменных поездов, следующих на более длинные расстояния. Например, от Москвы до Екатеринбурга можно будет доехать за 16 ч вместо нынешних 25 ч 19 мин.

Степень готовности

Проект ВСМ-2 Москва - Казань (Проект) практически готов к реализации.

Профильный отраслевой институт разработал обоснование инвестиций по Проекту. Получено положительное заключение Главгосэкспертизы России. Таким образом, были подтверждены основные стоимостные показатели Проекта. Принципиально, что суммы капитальных расходов, а также предпосылки и допущения были проанализированы и подтверждены независимыми международными консультантами и инженерами (компания PricewaterhouseCoopers).

Подготовлена конкурсная документация на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства ВСМ Москва - Казань. Определена организационно-правовая схема Проекта с использованием механизма концессии как одного из наиболее эффективных механизмов ГЧП в инфраструктурных проектах. Определены функции и роли основных участников - концессионеров, перевозчика, финансовых учреждений, строительных и подрядных организаций.

Разработана финансовая модель реализации Проекта. Параметры модели, в том числе по пассажиропотоку, подтверждены независимыми экспертами-консультантами («Ленгипротранс», Фонд «Центр стратегических разработок», PricewaterhouseCoopers). Проведенный ими анализ методик и расчетов, а также международный опыт подтверждают обоснованность прогнозных цифр.

При содействии пула консультантов (VEGAS LEX, InfraONE, «Эрнст энд Янг») подготовлен Инвестиционный меморандум и предварительная Инвестиционная декларация Проекта, которые были представлены в государственные органы.

В настоящее время принципиальными являются вопросы о скорейшем начале проектирования пилотной трассы Москва - Казань и выделении государственного финансирования на эти цели, а также внесения изменений в ряд законодательных актов. Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.