Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»'

АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование рекламы / реклама в социальных сетях / социальная сеть «ВКонтакте» / правовое регулирование рекламы в «ВКонтакте» / Legal regulation of advertising / advertising in social networks / social network "VKontakte". Legal regulation of advertisingin VKontakte

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.В. Юшкова, А.В. Михайлов

В работе рассматривается проблема применение действующего закона «О рекламе» в социальной сети «ВКонтакте». Изучаются различные подходы к пониманию сообщества «ВКонтакте» как рекламной площадки. Предлагаются идеи по усовершенствованию подхода к закону «О рекламе» для регулирования рекламной деятельности в социальной сети «ВКонтакте».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE REGULATION OF ADVERTISING IN SOCIAL NETWORKS ON THE EXAMPLE OF "VKONTAKTE"

The paper considers the problem of applying the current law "On Advertising" in the social network VKontakte. Various approaches to understanding whether the Vkontakte community is an advertising platform are being studied. The authors propose ideas for improving the approach to the law "On Advertising" to regulate advertising activities in the social network "VKontakte".

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»»

УДК 659.19

АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

НА ПРИМЕРЕ «ВКОНТАКТЕ»

А. В. Юшкова Научный руководитель - А.В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.

Е-mail: Ayushkova1@mail.ru

В работе рассматривается проблема применение действующего закона «О рекламе» в социальной сети «ВКонтакте». Изучаются различные подходы к пониманию сообщества «ВКонтакте» как рекламной площадки. Предлагаются идеи по усовершенствованию подхода к закону «О рекламе» для регулирования рекламной деятельности в социальной сети «ВКонтакте».

Ключевые слова: правовое регулирование рекламы, реклама в социальных сетях, социальная сеть «ВКонтакте», правовое регулирование рекламы в «ВКонтакте».

ASPECTS OF THE REGULATION OF ADVERTISING IN SOCIAL NETWORKS ON THE EXAMPLE OF "VKONTAKTE"

A.V. Yushkova Scientific supervisor — A.V. Mikhaylov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Ayushkova1@mail.ru

The paper considers the problem of applying the current law "On Advertising" in the social network VKontakte. Various approaches to understanding whether the Vkontakte community is an advertising platform are being studied. The authors propose ideas for improving the approach to the law "On Advertising" to regulate advertising activities in the social network "VKontakte".

Keywords: Legal regulation of advertising, advertising in social networks, social network "VKontakte". Legal regulation of advertisingin VKontakte.

В настоящее время реклама в Интернете, в частности, в социальных сетях проходит период наиболее активного развития. Связано это с активной заинтересованностью общества в использовании этих инструментов как средства общения, изучения информации и демонстрации себя. Только в социальную сеть ВКонтакте в день заходит примерно более 30 млн пользователей России.

Активный переход и развитие бизнеса в социальных сетях дал толчок к развитию рекламных возможностей, которые ежемесячно совершенствуются. Но при этом такое же активное развитие правового регулирования рекламы на этих площадках отсутствует. Вследствие этого возникают проблемы гражданско-правового характера в регулировании такой деятельности в Интернете.

Изучая различные научные статьи и базы решений ФАС, можно отметить следующее: в Интернете, а именно в социальных сетях наблюдается проблема с пониманием и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

применением существующих статей закона «О рекламе» к современным методам продвижения. Рассмотрим на примере социальной сети ВКонтакте. Самая важная и главная проблема заключается в понимании и определении, является ли сообщество бизнеса в социальной сети рекламной площадкой [1-3].

Изучая разъяснения ФАС, можно сказать следующее: информация, которая размещается на странице бизнеса в ВКонтакте, не является рекламой, так как ее можно интерпретировать как сайт.

Ведь страница социальной сети имеет определенное количество участников и носит справочно-информационный характер, где пользователи могут ознакомиться с компанией и информацией о ней с целью правильного потребительского выбора. Но для сайтов есть оговорка, что если на такую страницу подключена реклама, то сайт в целом становится рекламной информацией [4].

Конкретные разъяснения по социальной сети «ВКонтакте» отсутствуют, есть только отметка о том, что такая реклама должна соответствовать закону «О рекламе». Из-за это появляются различные способы интерпретации и применения рекламного законодательства к решению гражданско-правовых вопросов с обращениями аудитории с вопросами нарушения.

Анализируя базу решений и правовых актов ФАС, можно отметить следующие особенности рассмотрения дел по социальной сети ВКонтакте.

Отсутствует единое понимание применения закона к сообществу бизнеса в этой социальной сети.

С одной стороны, круг лиц, подписанных на сообщество, определен. Но наблюдается также подход к пониманию сообщества как открытого и закрытого. Открытое сообщество интерпретируется как информация, распространяемая неопределенному кругу лиц, так как туда может зайти любой желающий. Соответственно оно начинает приобретать признаки рекламы.

С другой стороны, следуя из разъяснений ФАС, можно подойти к трактовке сообщества бизнеса «ВКонтакте» таким образом. Если от лица этой страницы осуществляется прямая рекламная деятельность с пометкой «реклама», то только тогда сообщество становится частью рекламной информации.

Трудности выявления продвижения информации с помощью покупки рекламы в ВКонтакте — на странице бизнес-сообщества не вся информация, распространяемая с помощью платных средств рекламы, помечается значком «реклама».

Наличествует проблема поиска лица, ответственного за распространение, изготовление рекламной информации. Это связано с возможностью регистрации пользователей без применения паспортных данных и действительной информации о себе и своей компании.

По письменному запросу в социальную сеть можно получить информацию о том, с какой страницы и кем распространяется рекламная информация, но пользователь и профиль сообщества могут быть зарегистрированы под несуществующими или фальшивыми данными. Из-за этого отсутствует возможность привлечь компанию или человека к ответственности по закону «О рекламе».

Для решения существующих в настоящее время проблем регулирования рекламной деятельности в социальной сети «ВКонтакте» необходимо:

- изменить порядок регистрации пользователей с привлечением достоверных и полны данных;

- ужесточить правила регистрации бизнес-сообщества, дополнить необходимостью указывать документы о компании ее юридическое и фактическое местонахождение, ИНН и другие документы;

- установить единую трактовку и понимание по вопросу регулирования распространения информации на странице бизнес-сообщества социальной сети.

Через применение усовершенствованного закона можно было бы легализовать рекламную деятельность в социальных сетях, в том числе привлечь больше рекламодателей, а путем увеличения объемов легальной рекламы можно рассчитывать на умножение фискальной базы. Это способствует развитию цивилизованных форм бизнеса.

Библиографические ссылки

1. База решений ФАС. Определение б/н Определение по делу № 86-08/2018 в отношении ООО «Дрогери» от 26 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://br.fas.gov.ru/to/chelyabinskoe-ufas-rossii/86-08-

2018/9диегу=реклама%20в%20социальных%20сетях (дата обращения: 10.4.2021).

2. База решений ФАС. Решение №045/05/28-5/2020 Решение по делу комиссионных магазинов Победа ИП Бикташев Р.... от 25 мая 2020 г. [Электронныйресурс]. URL: https://br.fas.gov.ru/to/kurganskoe-ufas-rossii/63f87d86-bf0a-4247-b596-ё6347517а8её/?диегу=реклама%20в%20социальных%20сетях (дата обращения: 10.4.2021).

3. База решений ФАС. Решение №04-10/4491 Решение Управления в отношении ИП Власова от 9 июля 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://br.fas.gov.ru/to/chuvashskoe-ufas-rossii/04-10-4491/?дuery=реклама%20в%20социальных%20сетях (дата обращения: 10.4.2021).

4. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 августа 2015 г. № АК/45828/15 "О рекламе в сети «Интернет» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71074222/ (дата обращения: 10.4.2021).

© Юшкова А. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.