Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / ЗРИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Бурдина Д.С., Катаева В.С., Боярских М.П., Плюха Н.И.

В статье рассмотрены мышечный аппарат глаз, проблемы, возникающие с ним, способы увеличения зрительной реакции с помощью специальных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Бурдина Д.С., Катаева В.С., Боярских М.П., Плюха Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF VISUAL RESPONSE DEVELOPMENT

The article discusses the muscular apparatus of the eyes, the problems that arise with it, and ways to increase the visual response with the help of special exercises.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ»

УДК 612.846

Малозёмов О.Ю., канд. пед. наук

доцент

кафедра физической культуры

Бурдина Д.С.

студент Катаева В. С. студент

медико-профилактический факультет

Боярских М.П. старший преподаватель кафедра физической культуры Уральский государственный медицинский университет

Плюха Н.И. студент магистратуры Институт леса и природопользования Уральский государственный лесотехнический университет

Россия, Екатеринбург

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены мышечный аппарат глаз, проблемы, возникающие с ним, способы увеличения зрительной реакции с помощью специальных упражнений.

Ключевые слова: зрительный анализатор, зрительная реакция.

Malozemov O. Yu., candidate of pedagogical sciences

associate professor department of physical culture Burdina G.S.

student Kataeva V.S. student

faculty of medicine and prevention Boyarskikh M.P. senior lecturer department of physical culture Ural State Medical University Plyukha N.I. master's student Institute of forest and nature management Ural state forestry engineering university Russia, Yekaterinburg

ASPECTS OF VISUAL RESPONSE DEVELOPMENT

Annotation. The article discusses the muscular apparatus of the eyes, the problems that arise with it, and ways to increase the visual response with the help of special exercises.

Keywords: visual analyzer, visual response.

Орган зрения - один из самых важных органов чувств человека, об этом можно судить исходя из того, что примерно 70-80% информации об окружающем мире мы получаем именно через зрительный анализатор, устроенный многогранно, поскольку для выполнения и решения множества функциональных задач требуется не меньшее количество элементов, способных с ними справиться. Поэтому все части глазного яблока, должны работать слажено, а неспособность какого-либо из его элементов нормально функционировать приводит к отклонениям и патологиям.

У человека имеется шесть глазодвигательных мышц, работа которых контролируется тремя черепно-мозговыми нервами (глазодвигательным, отводящим, боковым). Глазодвигательные мышцы обеспечивают вариабельность движений глазных яблок, за счёт чего изображение попадает на сетчатку глаз одинаково, обеспечивая хорошее зрение.

Разумеется, что существуют и болезни мышечного аппарата глаз: 1) косоглазие - неправильное несимметричное положение одного или обоих глаз, при котором нарушается зрительная фиксация на рассматриваемом объекте и затрудняется работа глаз. 2) птоз - патологический процесс, при котором происходит опущение верхнего века с перекрыванием глаз. 3) миозит - воспаление глазной мышцы, вследствие воздействия токсических и других неблагоприятных факторов на глаза. 4) лагофтальм - заболевание различной этиологии, при котором человек не может полностью сомкнуть веки. 5) блефароспазм - непроизвольное закрытие глазной щели и моргание, возникающее из-за спазма мышц вокруг глаза. 6) миопия (или близорукость) - когда плохо различаются предметы, находящиеся вдалеке. Патология возникает из-за нарушения рефракции. 7) гиперметропия (дальнозоркость) - заболевание, также возникающее вследствие нарушения рефракции, но характеризующееся ухудшением зрения по мере приближения к объекту.

Время реакции (время отклика) - это время с момента получения стимула до ответной реакции на него, т.е. обнаружение, обработка и ответ на информацию [1]. Время реакции зависит от таких факторов, как:

• восприятие: возможность чётко увидеть или услышать стимул, оказывает значительное влияние на скорость (быстроту) реакции. Например, боксёру во время поединка нужно точно распознать и обнаружить движение соперника и дать быструю ответную реакцию.

• обработка информации: для того, чтобы вовремя реагировать, нужно сконцентрироваться на информации и обработать её.

• отклик: ответная реакция на поступивший стимул. Когда боксёр распознал и обработал стимул, он начинает реагировать в ответ на сигнал.

Время отклика меняется в зависимости от некоторых факторов:

• сложность стимула. От сложности (простоты) стимула зависит время отклика, то есть чем больше информации приходиться обрабатывать, тем больше времени на это уйдёт (и наоборот).

• подготовка ожидания. Отклик на стимулы, с которыми мы сталкивались ранее, занимает значительно меньше времени, чем на незнакомый стимул. Так на примере боксёра, когда он ждёт сигнала от соперника и к нему готов, тогда время реакции сокращается.

• состояние организма может сказаться на всех трёх этапах (восприятие, обработка, отклик). Так сонливость, усталость, слабость, плохое самочувствие, переедание, употребление алкоголя и прочие факторы могут крайне негативно влиять на время реакции.

Если говорить о расстройствах и патологиях, которые могут влиять на скорость реакции, то одна из распространённых причин замедленного отклика - повреждение головного мозга. Сотрясение мозга, вызванное, например, ударом по голове, значительно увеличивает время обработки поступившего стимула и как следствие замедляется время отклика. Это можно объяснить повреждением нейронных соединений, натяжением и разрывом аксонов, вследствие чего замедляется время восприятия, обработки информации и самой реакции.

Любые расстройства, связанные с когнитивной дисфункцией, расстройствами слуха и зрения также влияют на время отклика, т.к. для обработки полученной информации потребуется намного больше времени.

Примерами заболеваний, влияющих на время реакции, являются: деменция, болезнь Альцгеймера, брадипсихия, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Поскольку зрительная реакция очень важна для человека, то её необходимо развивать. Существуют упражнения, улучшающие зрительную реакцию, основанные на способности сконцентрироваться в нужный момент. Особенность в том, что в ходе их выполнения мозгу необходимо исключить лишние раздражители и объекты, сосредоточившись на одном, т.е. создать зрительную доминанту [2, 3].

Приводим примеры упражнений для развития зрительной реакции:

• всем знакомая игра «камень -ножницы-бумага». Игроки одномоментно показывают ладонью предметы, но надо сконцентрироваться на ладонях играющих, а не просто владеть своей ладонью.

• Жонглирование также помогает увеличить скорость реакции.

• К стене помощник прижимает линейку. Испытуемый располагает большой палец в 1 см от линейки на отметке 10-15 см от её края. Далее помощник линейку отпускает, и она падает. Задача испытуемого - быстрее «поймать» линейку пальцем, прижав её к стенке.

• Помощник в хаотичном порядке включает одну из нескольких ламп (испытуемый не видит выключатель). При включении определённой лампы требуется совершить заранее установленное действие.

• Помощник стоит напротив испытуемого и держит теннисный мяч в руке, повернув ладонь вниз. Испытуемый кладёт руку сверху. Неожиданно помощник отпускает мяч, а испытуемый должен его поймать, желательно на максимальной высоте.

В заключение можно отметить следующие основные моменты. 1. Необходимо следить за состоянием зрения, стараться исключать факторы, отрицательно влияющие на него и запускающие процессы развития различных патологий. 2. Важно развивать зрительную реакцию, поскольку быстрое время отклика помогает человеку быть более гибким и эффективным в восприятии, обработке и ответе на поступивший стимул. 3. Хорошее время реакции нужно не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни при чрезвычайных, опасных, непредвиденных ситуациях. 4. Развить зрительную реакцию несложно, делая повседневно несколько специальных упражнений.

Использованные источники:

1. Время реакции или время отклика - когнитивная способность. - URL: https://www.cognifit.com/ru/science/cognitive-skills/response-time

2. Как увеличить скорость реакции в настольном теннисе. - URL: http://tabletennis.org.ua/kak-uvelichit-skorost-reaktsii-v-nastolnom-tennise/

3. Как увеличить скорость реакции. Практические упражнения. - URL: https:// sunmag.me/sovety/24-01-2014-kak-uvelichit-skorost-reaktsii-prakticheskie-uprazhneniya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.