Научная статья на тему 'Аспекты развития дизайна в образователь-ной системе современного общества'

Аспекты развития дизайна в образователь-ной системе современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / теория дизайна / высшее профессиональное образование в области дизайна / современные дизайнерские школы / design / design theory / higher professional education in the field of designing / modern design schools дизайны / дизайн теориясы / дизайн саласындағы жоғары кәсіби білім / заманауи дизайн мектептері

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Яковлева Н.А.

Дизайн в настоящее время становится все более популярной отраслью. Специалисты в области дизайна изучают дизайн в рамках универсального проектного метода, который можно применить практически для любой отрасли. Исходя из этого, становится актуальна проблема изучения содержания и целей профессиональной подготовки дизайнеров в средних специальных учреждениях, повышение теоретической основы преподаваемых дисциплин, развитие у студентов творческого дизайнерского мышления, а также переход к проблемному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of design development in the educational system of the modern society Заманауи қоғамның білім беру жүйесіндегі дизайнды дамыту аспектілері

Designing is now becoming an increasingly popular industry. Specialists in the field of designing study the design as a part of an universal design method that can be applied to almost any industry. On this basis, the problem of studying the content and goals of designers' vocational training in secondary specialized institutions, increasing the theoretical basis of the subjects, developing creative design thinking for students, as well as the transition to problem-based learning becomes relevant. Дизайн қазіргі таңда, танымал индустрияға айналуда. Дизайн саласының мамандары кез келген салада қолдануға болатын әмбебап дизайн әдісін зерттеу үстінде. Осы негізде орта мамандандырылған мекемелерде дизайнерлік кәсіптік білім берудің мазмұны мен мақсаттарын зерттеу, оқытылатын пәндердің теориялық негіздерін жоғарылату, оқушылардың шығармашылық дизайнерлік ойлауын қалыптастыруды дамыту, сондай-ақ проблемалық оқытуға көшу өзекті болып табылады.

Текст научной работы на тему «Аспекты развития дизайна в образователь-ной системе современного общества»

■

t* s

к

<

и О

го

Й Р5

О

W ^

Р5

0

01

С

W

S «

и w

S

[-4

о §

«

о н

W

S

w

S «

и е о и

о ^

S

е

УДК 377.5 ГРНТИ 14.33.07

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Ацдатпа

Дизайн Ka3ipri тацда, танымал индустрияга айналуда. Дизайн саласыньщ мамандары кез кел-ген салада колдануга болатын эмбебап дизайн эдюш зерттеу Yстiнде. Осы непзде орта маман-дандырылган мекемелерде дизайнерлж кэсштж бiлiм берудщ мазм^ны мен максаттарын зерттеу, окытылатын пэндердщ теориялык негiздеpiн жогарылату, окушылардыц шыгармашылык ди-зайнеpлiк ойлауын калыптастыруды дамыту, сондай-ак проблемалык окытуга кэшу езекл бо-лып табылады.

Аннотация

Дизайн в настоящее время становится все более популярной отраслью. Специалисты в области дизайна изучают дизайн в рамках универсального проектного метода, который можно применить практически для любой отрасли. Исходя из этого, становится актуальна проблема изучения содержания и целей профессиональной подготовки дизайнеров в средних специальных учреждениях, повышение теоретической основы преподаваемых дисциплин, развитие у студентов творческого дизайнерского мышления, а также переход к проблемному обучению.

Annotation

Designing is now becoming an increasingly popular industry. Specialists in the field of designing study the design as a part of an universal design method that can be applied to almost any industry. On this basis, the problem of studying the content and goals of designers' vocational training in secondary specialized institutions, increasing the theoretical basis of the subjects, developing creative design thinking for students, as well as the transition to problem-based learning becomes relevant.

Яковлева Н.А.,

магистр педагогики и психологии, преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж, г. Костанай

Неггзгг свздер: дизайны, дизайн теориясы, дизайн саласындагы жогары кэЫби бЫ1м, заманауи дизайн мектептер1.

Ключевые слова: дизайн, теория дизайна, высшее профессиональное образование в области дизайна, современные дизайнерские школы.

Keywords: design, design theory, higher professional education in the field of designing, modern design schools.

Сегодня мы видим, что дизайн в развитых странах является одной из наиболее стремительно развивающихся профессий. Наряду с этим, специалисты в области дизайна становятся все более востребованными. В данный момент меняется модель профессии дизайнера с переходом к постиндустриальному обществу. Работая с данной темой американский социолог Д. Белл изучал идеи постиндустриального общества. Ученый разделял историю человеческого общества на три стадии (аграрную, индустриальную и постиндустриальную). Д. Белл повествует об индустриальном обществе как об организованном производстве. Для постиндустриальной стадии характерен переход от производства вещей к производству услуг, связанных, прежде всего, с исследованиями и управлением [1, с.13]. Глобальные изменения в обществе, происходящие в мировом масштабе, оказывают влияние на профессиональную область дизайна. Промышленный дизайн начал появляться в недрах индустриального общества, изначально был ориентирован на потребности массового производства, в то время как проектирование было сосредоточено на изобретательстве и инженерных проблемах.

Так, например, первая дизайнерская школа в Германии Баухаус была направлена на проектирование предметов массового производства. Впоследствии сконструированные предметы стали носить индивидуальный творческий характер. Кредо Баухауса сводилось к тому, что в одном объекте должны были воплощаться результаты работы художников, ремесленников и технологов одновременно. Эта тенденция оказала существенное влияние на все виды искусства - от прикладного до изобразительного - и проявлялась практически во всех сферах: от рекламы до производства различных предметов интерьера. Появление школы и стиля Баухаус дало основание

для зарождения современного архитектурного искусства и создания соответствующей предметной среды. Значительную роль дизайнеры сыграли и в развитии методов маркетинга, успешно применив их в разработке. В настоящее время продукция дизайна может быть с легкостью продублирована. В то же время существенно поднимается уровень потребительских ожиданий и претензий. В подобной ситуации залогом конкурентоспособности выступает проектирование новой продукции и дизайнерская концепция продукта.

Не менее важный фактор содержания дизайнерской деятельности в постиндустриальном обществе является изменение самого объекта проектирования. На первое место выходят потребности, а не изделие, наличие спроса на тот или иной продукт. По мнению отечественного социолога А.Б. Гофмана, дизайн в современном обществе «призван ориентироваться на человеческие потребности и вносить свой вклад в решение человеческих проблем. Иначе он лишается гуманистического смысла своего ^

существования в культуре и превращается д

<

в одно из орудий социального манипули- «

рования человеком». Он вводит также по- <

нятие «опережающего» или «развивающе- §

го» проектирования, подразумевая под ним 3

способность дизайнера «видеть реальные ^

проблемы для проектирования там, где они о

Рч

не лежат на поверхности» [2, с.142].

В послании президента отмечена не- §

обходимость в воспитании конкуренте- «

способной креативной личности, поэтому ^

в современном пространстве требуются §

специалисты, обладающие синтезирующем «

творческим складом ума. Дизайнеры же по ^

роду своей деятельности являются специа- ^

листами с творческим подходом, всегда за- §

нимавшими уникальное положение между о

/- _ О

миром замысла, образа и его материализа- о

цией» [3, с. 307]. Исходя из этого, появляет- о

ся такой подход к дизайнерской деятельно- ^

ш

сти, при котором дизайн связывают уже не только с проектированием предметной среды. В таком контексте дизайнеры выступали в качестве экспертов в деятельности, не имеющей прямого отношения к проек-

« тл «

тированию и производству изделий. В этой связи уместно привести определение дизайна, данное Н.В. Вороновым: «Дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом» [4, с. 19]. Иными словами, каждый аспект жизни может стать предметом дизайна. Исходя из этого, сегодня дизайн можно рассматривать не как одну из составляющих процесса производства, а как метод, который приемлем для любой ситуации, чтобы улучшить ее с точки зрения человеческих потребностей, эстетики, функциональности и бизнеса.

Подводя итоги, стоит отметить, что при § такой постановке вопроса разделяется тра-

Рч

< диционное представление о содержании и

о целях профессиональной подготовки ди-

ем зайнеров. С начала основания профессии

2 "дизайнер", педагоги вынуждены были

л

^ признать, что подготовка студентов в ди-

§ зайнерских учебных заведениях не соответ-

о

^ ствует динамике изменений, происходящих

м в профессии: требования, предъявляемые к дизайнерам, растут и видоизменяются зна-

ст чительно быстрее, чем это может учесть

^ система образования[5]. Программы и кур-

о сы должны постоянно модернизироваться,

о рассчитанные на подготовку дизайнеров,

Е—1

§ способных проектировать отдельные из-

^ делия, как перед дизайном встали задачи

§ проектирования комплексных систем орга-

© низации предметной среды [6, с.16]. Едва

о

и дизайнеры овладели методами системного

^ проектирования, как гибкие производствен©

ные комплексы начали эксперименты по производству уникальной продукции и т.д. В состоянии ли дизайн-образование принять вызов времени, в каком направлении оно будет развиваться в ближайшем будущем - эти вопросы со всей остротой встали перед педагогами в сравнительно недавнее время. Суть современного образования заключается в том, что практические навыки не являются больше центральными; главное - научиться мыслить, но не внутри традиции материального производства, а скорее в соотнесении с ней, за ее пределами. Современные дизайнерские школы стараются ответить на вопрос: что значит быть дизайнером вообще - в социальном, политическом и философском смыслах. Эксперты в области дизайн-образования сходятся во мнении о важности фундаментального общего образования для профессии дизайнера: хорошее дизайнерское образование -это хорошее общее образование, усиленное специальным обучением.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forcasting. [Текст] / N. Y.:1973. - 13 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. [Текст] / А.Б. Гофман - М.: 2010. - 142 с.

3.Храмкова Е.Л. Промышленный дизайн как стратегический инструмент бизнеса. Стратегический менеджмент [Текст] / Е.Л. Храмкова - М.:2008. - 307 с.

4.Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. [Текст] /Н.В. Воронов-Тюмень: 2003. - 19 с.

5.Новикова Я.Н. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 48. - 40 с.

6.Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. [Текст] / В.Л. Глазычев М.:1970. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.