Научная статья на тему 'Аспекты профессии «Ландшафтный архитектор»'

Аспекты профессии «Ландшафтный архитектор» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК / БЛАГОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сотникова Валентина Олеговна

Рассматриваются вопросы ландшафтного проектирования в современных условиях. Анализируются причины роста интереса к профессии ландшафтного архитектора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты профессии «Ландшафтный архитектор»»

Петербурге, из чёрного шведского гранита с бронзовым барельефом И. А. Гончарова. В 1977 г. над крышей дома была сооружена башня с часами, а в 1982 г. - на нервом этаже открыт единственный в стране музей И. А. Гончарова.

Дополнительные проблемы попыткам сохранения существующих исторических памятников создаёт оползневая ситуация на склоне Куйбышевского водохранилища. Решения по зданиям, расположенным в оползневой зоне, требуют особо квалифицированных технических подходов.

Новое время, новые экономические отношения диктуют новые правила жизни. Это непосредственно сказывается на отношении к исторической застройке, поднимается вопрос о соотношении историко-художественной ценности здания и экономической целесообразности его существования. Центр города является привлекательным местом для размещения различного

рода офисов, магазинов, салонов, словом, более оживлённая жизнь центра притягивает коммерцию. Но центр Ульяновска является средоточием исторической застройки города, а свободное размещение коммерческих и административных заведений в исторической застройке подчас просто невозможно в силу ряда объективных причин. К ним можно отнести техническое состояние старых зданий, которое можно охарактеризовать как аварийное, малая площадь и неудобная планировка дореволюционных строений.

Сотников Богдан Евгеньевич, ассистент кафедры «Архитектурное и строительное проектирование» УлГТУ.

УДК 502.5:712.00

9 ' *

В. о. СОТНИКОВА

АСПЕКТЫ ПРОФЕССИИ «ЛАНДШАФТНЫЙ АРХИТЕКТОР»

Рассматриваются вопросы ландшафтного проектирования в современных условиях. Анализируются причины роста интереса к профессии ландшафтного архитектора.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, регулярный парк, благоустройство.

В России в настоящее время чрезвычайный спрос на проектирование ландшафта. Кажется, это не модная волна и не сиюминутная акция -это насущная проблема. Мы начали задумываться об экологии, об озеленении городов и поселков, охране существующих насаждений. Поняли, что состояние их ухудшилось со времени последних посадок, начали выпиливать аварийные, сухие деревья, начали убирать мусор и увидели, что деревья поредели, цветников уже нет, вид наших садов и парков непригляден. И начали работать, поняв, что мало построить дом и навести в нём порядок и стилевое единство, нужно и около дома создать новую среду обитания. Люди с достатком уже прошли этап «я сам себе дизайнер, садовод, архитектор», осознали необходимость специальных знаний в создании ландшафтных композиций, даже самых маленьких. Ощущается огромный спрос на проектировщиков в области

© В. О. Сотникова, 2009

ландшафтного строительства.

А кто этим должен заниматься? Заглянем в историю профессии и становления проектирования садов. Разбил человек грядки для овощей, сгруппировал их в квадраты и прямоугольники -получился огород. Добавил те же прямоугольники с посадками кустарников и фруктовых деревьев - получился сад. Этого человека назвали огородником и садоводом, но имена их не сохранились до нашего времени. Появилась потребность построить дом в саду и другие архитектурные элементы, связав их воедино, пришли архитекторы, которые создали садово-парковые ансамбли. Андре Ленотр (1613-1700) родился в семье садовника парка Тюильри, а в 24 года, после смерти отца, стал его смотрителем. Парк Во ле Виконт - первое крупное творение Ленотра. Создан в содружестве с архитектором Луи Лево и Шарлем Лебреном (специалист по гидравлике Робийяр, каменотес Вийедо, скульпторы Пуссен, Жирардон, Лежандр).

Если в регулярных садах господствовала ар-хитектурность, то основой пейзажного парка стала живопись, главным сделались не план, а вид, пейзаж.

Художники-живописцы запечатлели различные сады, так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Художники писали обманки для парков, изображавшие дальние перспективы, таким образом зрительно его увеличивали.

Многие известные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие в создании садов и парков: Микеланджело изобрёл пандус для вилл второй половины XVI века, Рафаэль, участвуя в разбивке парка Мадама в Риме, первым применил приём анфиладности, создав ансамбль зелёных кабинетов и т. д. Наконец, живописец Вильям Кент стал родоначальником пейзажного стиля в паркостроении Европы. Пейзажные парки «черпали» свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара. Великолепным садоводом был Клод Оскар Моне. Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни.

Прослеживается связь садово-паркового искусства с театром; термины: кулисы, зелёный театр - заимствованы и прочно закрепились в искусстве парка. Драматурги использовали парки как декорации, философы и литераторы влияли на становление пейзажного стиля: Петрарка представил в своих произведениях программу садоводства, был садовником-практиком; Гёте создал Герцогский сад в Веймаре; Гоголь устроил сад в Васильевке. «Кто сажает сад, тот сажает счастье. Если хочешь быть счастливым всю жизнь, посади сад», - гласит китайская поговорка.

В китайских садах архитектурные сооружения: беседки, павильоны, пагоды и т. п. были рассчитаны не столько для пребывания в них, сколько на любование открывающимся видом. В трактате Цзи Чэна «Устроение садов» (1634) сад считается непременным атрибутом «изящного» образа жизни, обязательным для человека «культуры». Авторами китайского и японского садов в полной мере можно назвать философа. Философ создал образ, и его претворили в жизнь. Религия, философия, интеллект, традиции, образы, символы - основа этих садов.

Музыканты в эпоху барокко и классицизма сочиняли специальную «садовую музыку», строились павильоны для концертов.

И наконец через стиль модерн с его яркими представителями Антонио Гауди, И. В. Влади-славский-Падалка (на Украине и в Молдавии), через историческую эклектику в садово-парковое искусство пришли дизайнеры, внося в

это искусство приёмы интерьера и промышленного дизайна, новые технологии и материалы создали новые формы сада (арт-ландшафт, сады -инсталяции, сады-артефакты, кинетические сады и т. д.). Но и они, порывая связи с традиционными формами, ищут связи с природой, в их творчестве существуют примеры глубокого индивидуального и полнокровного претворения опыта истории античности и Возрождения (Франция. Сад на крыше «Атлантик»).

Но парк и сад - это объекты совершенно самостоятельного и сугубо специфического рода искусства со своими задачами, материалами, методами и законами композиции. Первый и главный признак, выделяющий садово-парковое искусство среди других художественных жанров, -это органичный синтез творчества его создателя с самой природой. Природа - равноправный партнёр, подверженный непрерывному и быстрому изменению. Представим себе в качестве примера распланированную в регулярном стиле сетку парка (например, парк Дружбы народов, г. Ульяновск, заложенный в 1970 г.), которую бросили «на произвол судьбы». Результат - парк неузнаваем: оплыли чёткие грани участков республик (каждая советская республика создала свой сад), исчезли забитые молодой порослью дальние перспективы дорожек, аллей, покрылись сорной травой цветники, а затем и совсем исчезли, гибнут редкие деревья-экзоты, разрушается садовая скульптура.

Мы ещё можем остановить этот процесс, чтобы не постигла наши ульяновские сады участь садов Древней Греции. Если не ’предпринять кардинальных усилий по расчистке и сохранению парка, то дальнейшее бездействие приведёт к окончательной деградации культурных насаждений, окончательному исчезновению ценных интродуцентов и утрате парка как ландшафтного рекреационного культурценоза города Ульяновска. Современное состояние парка не может содействовать привлечению горожан и туристов для отдыха и способствует ухудшению криминогенной обстановки волжского косогора. Сад «звучит», пока его «исполняют».

Восприятие образа сада более сложно, чем в других искусствах, оно более изменчиво - день, утро или вечер, пасмурная, ветреная и тихая ясная погода, летнее и зимнее состояние - всё это отражается на восприятии пейзажа. Автор должен это предугадать, его проект - это и прогноз будущего.

В создании парковых ансамблей принимали участие и выдающиеся зодчие (Ж. Леблон, В. Растрелли, В. Баженов, Ч. Камерон,

Д. Кваренги, А. Воронихин и др.), прославленные учёные, мастера садового дела (А. Болотов, К. Шредер, И. Сурмин), художники-декораторы и скульпторы, «фонтанных» дел мастера и др.

Чтобы создать современный парк, нужно быть и архитектором, экологом, инженером озеленения и климатологом, медиком, дендрологом, социологом, гидрологом, биологом и т. д. Человеком многогранным со знаниями в разных областях. Это подтверждено историей и современной практикой проектирования.

Значит, нельзя сводить спор о том, кто должен проектировать ландшафтные объекты, к простому противостоянию архитектора, садовода и последнего ввязавшегося в этот спор - дизайнера.

Сотникова Валентина Олеговна, старший преподаватель кафедры «Архитектурное и строительное проектирование» УлГТУ.

УДК 624

Р. КЛЮКАС, Р. ВАДЛУГА

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДОБАВОК ДЛЯ БЕТОНА ЦЕНТРИФУГИРОВАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Анализируются особенности использования химических добавок для бетона центрифугированных конструкции. Сравнивается эффект влияния химических добавок на механические свойства виб-рированного и центрифугированного бетона того лее исходного состава. Установлено, что положительное влияние химических добавок на центрифугированный и вибрированный бетон в наиболее существенной мере проявляется в раннем возрасте бетона, причём это влияние на центрифугированный бетон менее заметно. Эффективность химических добавок зависит от целого ряда технологических факторов и должна определяться с учётом конкретного вида бетона и технологии его изготовления.

■4

Ключевые слова: центрифугированный и вибрированный бетон, бетонная смесь, химические добавки, механические свойства.

Введение

Железобетон впервые стал использоваться в середине XIX века, а в XX веке стал основой строительства и основным строительным материалом, используемым для конструкций сооружений. Из железобетона изготавливаются конструктивные элементы разных габаритов и строятся отдельные монолитные здания. Среди железобетонных конструкций достойное место занимают центрифугированные железобетонные элементы. С 1907 г. в Европе стали изготавливать центрифугированные железобетонные опоры электропередач [1], а позже - напорные железобетонные трубы, сваи, колонны и т. д.

В Литве железобетонные стойки стали применять с 1958 г. Учёные Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса с 1959 г. проводят научные исследования, касающиеся потребностей и заказов систем электроэнергии и связей [2].

Р. Клюкас, Р. Вадлуга, 2009

Особенности центрифугированного бетона

Обычно изготавливаются центрифугированные железобетонные элементы кольцевого сече-нйя, однако они могут быть и другой формы -прямоугольные, • квадратные, шестиугольные, восьмиугольные - с цилиндрической внутренней пустотой. Центрифугированные железобетонные элементы отличаются рядом преимуществ. Их применение в стойках расширяется.

Центрифугированные' трубчатые конструкции изготавливаются в центрифугах вращением металлических форм. Сущность центробежного способа изготовления изделия заключается в том, что в процессе вращения с определённой скоростью формы с равномерно распределённой в ней пластичной бетонной смесью возникает прессующее давление, под влиянием которого частицы твёрдой фазы сближаются, и из цементного теста вытесняется слабо связанная вода со взвешенными в ней высокодисперсными фракциями. В результате этого бетонная смесь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.