ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ТВОРЧЕСТВА
Горяев Мерген Саналович, Батаева Даяна Андреевна, Воробьева Валентина Николаевна, Мельникова Элина Сергеевна, Калмыцкий государственный университет, г. Элиста
E-mail: bartolomeod@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена становлению и развитию Архивного фонда Российской федерации, даны определения и обязанности его частей - • государственного и негосударственного, определены задачи государства.
Ключевые слова: фонд, архив, Россия, архивная служба.
Образование в начале 90-х годов XX века ряда независимых государств на постсоветском пространстве, изменения политического и государственного строя Российской Федерации оказали влияние на факторы, связанные с оформлением институтов российской государственности, нового курса экономической, социальной, международной политики и, конечно же, повлияли на становление и формирование такого правового института как Архивный Фонд Российской Федерации. Архивный фонд имеет определенный правовой статус, вследствие чего в его рамках формируются соответствующие подинституты, так же наделенные различными правовыми статусами и режимами. Началом правового установления правового статуса Архивного фонда РФ являются Основы законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» [1, ст. 1311] и «Положение об Архивном фонде Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ 17 марта 1994 г. № 552 с изменениями, внесенными Указами Президента РФ 1 апреля 1996 г. № 460 и 1 декабря 1998 г. № 14472 [2, ст. 878; 3, ст. 1575, 4, ст. 6007]. На их основании определяются состав, организация Архивного фонда, основные принципы правового регулирования.
В соответствии с указами Президента РФ от 24 августа 1991 г. № 82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» и № 83 «О партийных
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
архивах» [5, ст. 1156, 1157] архивные фонды, здания и имущества КПСС и КГБ были переданы в ведение архивных органов РСФСР; в состав Архивного фонда России законодательно включались документы бывшего Архивного фонда КПСС, документы ликвидированных союзных министерств и ведомств.
Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» определяют понятие «Архивного фонда Российской Федерации» как совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь народов страны, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации [1, ст. 1311].
Таким образом, впервые в новейшей истории современной России законодательно был осуществлен важный шаг по регламентации отношений, связанных с архивным делом.
В соответствии с Федеральным Законом 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» объектами правового регулирования становятся документированная информация в целом и формируемые на ее • основе информационные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, в том числе библиотеках, архивах [6, ст. 609]. Закон распространяется и на конкретный информационный ресурс - Архивный фонд Российской Федерации. При этом, определяя основные направления государственной политики в области формирования и защиты государственных информационных ресурсов, данный Закон вводит информационные ресурсы в систему материальных ресурсов страны, на которые распространяется конституционное положение (в частности п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации) [7, с. 6] о разнообразии форм собственности.
Состав Архивного фонда России формируется за счет находящихся на ее территории архивных фондов и архивных документов независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности [8; 9]. При этом, прием документов производится на основании экспертизы их ценности, устанавливаемом Федеральной архивной службой России [8; 9].
Архивный фонд России состоит из государственной и негосударственной частей. Первую часть составляют архивные фонды и архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.
К федеральной собственности относятся архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти,
77
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, а также учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к федеральной собственности, полученные в установленном порядке от общественных и религиозных объединений и организаций, юридических и физиче ских лиц [1, ст. 1311].
К государственной собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные фонды и архивные документы государственных архивов субъектов Федерации и их филиалов; образовавшиеся и образующиеся в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к государственной собственности субъекта Федерации; переданные в установленном порядке в государственную собственность субъекта Российской Федерации от общественных и религиозных объединений и организаций, юридических и физических лиц [2, ст. 878].
Архивное законодательство к муниципальной собственности относит архивные фонды и архивные документы муниципальных архивов (архивных • отделов муниципальных образований); образовавшиеся и образующиеся в деятельности органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий, отнесенных к муниципальной
собственности; юридических и физических лиц (в том числе документы личного происхождения), переданные на законном основании в муниципальную собственность [2, ст. 878].
Документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации не подлежат приватизации и могут быть отчуждены не иначе как в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».
Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, представляющие собой историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность и находящиеся в собственности общественных объединений и организаций; религиозных объединений и организаций, действующих на территории Российской Федерации с момента отделения церкви от государства; негосударственных объединений (корпораций, организаций, акционерных обществ, учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации; физических лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие) [1, ст. 1311; 2 ст. 878].
78
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Современное законодательно закрепило права частных лиц, общественных и религиозных объединений и организаций на создание, владение, пользование и распоряжение архивами и определило механизм взаимоотношений с Федеральной архивной службы России. Частники предоставляют сведения о своих фондах и документах с целью их государственного учета, обеспечивают их постоянное хранение в создаваемых для этих целей архивах или структурных подразделениях объединений, учреждений, организаций или предприятий, могут передавать свои документы в собственность государства.
Закон четко определяет - государство не вправе вмешиваться в деятельность собственников негосударственной части Архивного фонда РФ, правда, при этом ограничивая право частной собственности на архивы в двух случаях:
- необходимостью государственного учета всех архивных фондов и архивных документов независимо от формы собственности на них. Данная необходимость опирается на ст. 18 «Положения об Архивном фонде Российской Федерации», в свою очередь, уточняющая обязывающую норму о государственном учете документов негосударственной части Архивного фонда • ст. 19 Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» [1, ст. 1311] - собственники негосударственной части Архивного фонда представляют сведения о своих фондах и доку-ментах с целью их государственного учета по запросам органов и учреждений Федеральной архивной службы России [2, ст. 878];
- запретом на вывоз за пределы страны уникальных и особо ценных документов негосударственной части Архивного фонда [1, ст. 1311; 9; 10, ст. 718].
Порядок передачи права собственности на документы, условия их хранения и использования определяются соглашениями (договорами) с учреждениями Федеральной архивной службы России после экспертизы их ценности.
Таким образом, закрепленные законодательно принципы деятельности Архивного фонда РФ позволяют говорить об институте Архивного фонда РФ как публичном социально-правовом институте. На все находящиеся в Российской Федерации архивы и архивные фонды устанавливается правило целостности Архивного фонда России, неотъемлемости и неотчуждаемости от него любых ценных документов, вне зависимости от форм собственности на них. Гарантируя сохранение, пополнение и использование архивных документов государственных структур и возлагая управление ими на специальные государственные органы, а также закрепляя право частной, общественной, церковной собственности на архивные фонды и архивные документы, нормы
79
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» предусматривают различные принципы организации и функционирования государственной и негосударственной частей Архивного Фонда Российской Федерации. Реализуются принципы публичности Государственной части Архивного фонда Российской Федерации, открытости и общедоступности архивной информации (за исключением информации ограниченного доступа).
Принцип ответственности собственников архивов за сохранность архивных документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, реализуется в обязывающих правовых нормах, которые устанавливают обязанность собственников обеспечить сохранность документов Архивного фонда России, и в запрещающих правовых нормах, которые запрещают совершать определенные действия.
В целях государственной поддержки и обеспечения необходимых стандартов и нормативов в сфере архивного дела в деятельности негосударственных архивов провозглашается принцип государственного попечения над ними. Т.е., государство через органы и учреждения системы • Федеральной архивной службы оказывает помощь в сохранении, комплектовании и использовании их архивов, берет на хранение в государственные архивы, создает копии, осуществляет реставрацию, оказывает финансовую поддержку. Таким образом, негосударственная часть Архивного фонда России контролируется и консультируется Федеральной архивной службой при согласии собственников архивных фондов и архивных документов.
Кроме того, законодательно закрепляется равенство собственников архивов и их пользователей перед законом, обязательность подчинения его требованиям, возможность апеллировать к нему; вводятся правовые нормы, исключающие какие-либо особые права, льготы, привилегии в организации, хранении и использовании архивов физическим и юридическим лицам; устанавливается общий порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов для государственных и ведомственных архивных учреждений.
Вводя деятельность по развитию архивного дела в систему государственного управления и определяя в связи с этим содержание данного направления деятельности государство формирует основные направления политики в сфере архивного дела в части установления единых принципов организации архивного дела, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда России и контроля за их соблюдением. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что основная ответственность за развитие архивного дела возлагается на государство.
80
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Таким образом, действующее архивное законодательство при регулировании отношений физических, юридических лиц и государства, связанных с созданием правового института «Архивный фонд Российской Федерации», широко использует такие категории и институты, как право собственности на архивные фонды и архивные документы; защита и гарантия прав граждан, государства и других субъектов; ответственность; полномочия. Были сформулированы такие основные принципы деятельности Архивного фонда РФ как целостность, разграничение Архивного фонда в зависимости от форм собственности, публичности, открытости и общедоступности архивной информации, ответственность собственников архивов за сохранность архивных документов, государственное попечение над негосударственными архивами, равенство собственников архивов и их пользователей перед законом, защита национальных интересов России в области архивного дела [11, с.22].
Архивный фонд Российской Федерации как правовой институт наделен свойствами целостности института, поскольку сформирован в федеративном государстве как единый институт, объединяющей в себе архивные фонды и документы федеральной собственности, собственности субъектов • муниципальной собственности, и являющийся институтом единого субъекта права - Российского государства. Институт Архивного фонда Российской Федерации является юридическим институтом вследствие установления его соответствующим специальным законом, т.к. образован он на основании введения в действие такой разновидности закона как Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», и институтом, имеющим комплексную природу, поскольку деятельность его регламентируется нормами публичного и частного права. Особенность правового статуса института Архивного фонда Российской Федерации реализуется в части определения субъективных частных и публичных прав физических и юридических лиц, а также их взаимодействия с установленными нормами субъективного права.
Анализ действующего архивного законодательства указывает на то, что деятельность института Архивного фонда России должна быть направлена на воплощение в жизнь конституционно и законодательно закрепленных целей и задач, стоящих перед государством и обществом, а также ради тех целей и задач, в результате которых и был образован данный институт.
Литература:
1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1311.
81
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
2. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 12. Ст. 878.
3. Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1575.
4. Собрание законодательства РФ. 1998. № 49. Ст. 6007.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 35. Ст. 1156.
6. Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609.
7. Конституция Российской Федерации. М.: Юридлит, 2016.
8. Основы законодательства РФ от 07.07.1993 № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» // Справочно-правовая система «Консультант-плюс, 2016».
9. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 23.07.2013) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Справочно-правовая система «Консультант-плюс, 2016».
10. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
11. Пихоя Р. Г. Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах и задачи учреждений Государственной архивной службы России по реализации • государственной политики в архивном деле // Актуальные проблемы управления архивным делом и экономической деятельности архивных учреждений России: Материалы научно-практической конференции 5-6 октября 1993 г. М.: Государственная архивная служба России. С. 19-32.
82