Научная статья на тему 'Аспекты пожарной безопасности эксплуатации фильтров твердых частиц дизелей'

Аспекты пожарной безопасности эксплуатации фильтров твердых частиц дизелей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
73
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты пожарной безопасности эксплуатации фильтров твердых частиц дизелей»

В случае если величина переменной k не будет превышать 1, то расчетное избыточное давление взрыва должно приниматься равным нулю.

Список использованной литературы

1. ТКП 474-2013 Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности [Электронный ресурс]. - Полнотекст. информ.-поисковая система «СтройДОКУМЕНТ 5.0» (680 Мб). - Минск: НПП РУП «Стройтехнорм», 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

АСПЕКТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ФИЛЬТРОВ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ ДИЗЕЛЕЙ

А.Н. Кондратенко, преподаватель, к.т.н.

Д.А. Плужниченко, курсант Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

На сегодняшний день на территории Европейского союза, Украины и Российской Федерации действуют законодательно установленные нормы экологических показателей дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) Правил ЕЭК ООН № 49 (для легковых автотранспортных средств (АТС)) и № 96 (для грузовых АТС, автотракторной и специальной техники) уровней EURO V, III и IV соответственно [1, 2]. По своей эквивалентной токсичности такой нормируемый вредоносный компонент ОГ, как твердые частицы (ТЧ), занимает второе место. При этом для приведения их экологических показателей к уровню этих норм используются фильтры твердых частиц (ФТЧ) дизелей как традиционной, так и нетрадиционной конструкции [3, 4].

Это актуально для АТС, находящихся в эксплуатации, и не оснащенных с момента выпуска системами очистки отработавших газов (ОГ) от их вредоносных составляющих. И особую актуальность эта задача приобретает для АТС и специальной техники (в том числе и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины), работающих в условиях ограниченного воздухообмена и/или местах скопления людей, мест с особыми экологическими требованиями - это маневровые тепловозы, строительные, складские, шахтные машины, судна в акватории курортных городов, специальная и военная техника, транспорт в мегаполисах и любые АТС в природоохранных и рекреационных территориях. При этом к некоторым типам АТС, работающим в условиях

повышенной пожаро- и взрывоопасности, предъявляются соответствующие требования. Это АТС, занятая на работах в шахтах, на аэродромах, на складах ГСМ и порошкообразной продукции, а также сельскохозяйственная техника, задействованная в уборочной кампании.

Неотъемлемой частью жизненного цикла ФТЧ любой конструкции являются процессы регенерации. Регенерация - это периодический процесс восстановления функциональных свойств ФТЧ путем очистки его фильтрующего элемента (ФЭ) от накопленных в процессе эксплуатации ТЧ [5]. Этот процесс осуществляется обычно термическим или термокаталитическим способом путем сжигания дополнительных порций топлива в камере сгорания и/или в выпускной системе дизеля. В этом случае температура ОГ, необходимая для осуществления процесса регенерации достигает 600-800 °С, что способствует появлению факторов пожаро- и взрывоопасности. Некоторые конструктивные мероприятия позволяют снизить эту температуру до уровня 350 °С. К таким относят: использование каталитических покрытий и/или каталитических присадок в топливо и/или ОГ, использование низкотемпературной плазмы, наводимой из самих ОГ, использование для повышения температуры ОГ электронагреваемых элементов конструкции ФЭ. К организационным мероприятиям, позволяющим исключить опасные факторы, следует отнести использование внебортовых систем регенерации ФТЧ при централизованном обслуживании АТС по месту эксплуатации, а также использование одноразовых ФТЧ. Немаловажным является то, что некоторые конструкции ФТЧ способствуют искрогашению в ОГ. Все вышеприведенные мероприятия способствуют повышению уровня пожарной безопасности эксплуатации таких АТС [6].

Список использованной литературы

1. Regulation № 49. Revision 5. Uniform provision concerning the approval of compression ignition (C.I.) and natural gas (NG) engines as well as positive-ignition (P.I.) engines fuelled with liquefied petroleum gas (LPG) and vehicles equipped with C.I. and NG engines and P.I. engines fuelled with LPG, with regard to the emissions of pollutants by the engine. - United Nations Economic and Social Council Economics Commission for Europe Inland Transport Committee Working Party on the Construction of Vehicles. -E/ECE/TRANS/505. - 4 May 2011 - 194 p.

2. Regulation № 96. Uniform provision concerning the approval of compression ignition (C.I.) engines to be installed in agricultural and forestry tractors with the regard to the emissions of pollutants by the engine. Geneva, 1995. - 109 p.

3. Строков А.П. Современные методы очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц / А.П. Строков, А.Н. Кондратенко // Двигатели

внутреннего сгорания. 2010. - № 2. - С. 99-104.

4. Кондратенко О.М. Анаиз дшчих ФТЧ дизелiв нетрадицшно! конструкцп на вiдповiднiсть сучасним нормам еколопчних показникiв / О.М. Кондратенко, С.О. Вамболь, О.П. Строков // Науковий журнал «Еколопчна безпека». - Кременчук: КрНУ, 2014. - Вип. 1 (17). - С. 25-30.

5. Кондратенко О.М. Методи регенерацп фшк^в твердих частинок сучасних дизелiв / О.М. Кондратенко // Прикладш аспекти техногенно-екологiчноi безпеки: збiрник тез Всеукрашсько! науково-практично! конференцп (6 грудня 2013 р., м. Харюв). - Харкiв: НУЦЗУ, 2013. - С. 8486.

6. Кондратенко А.Н. Использование ФТЧ дизелей в качестве искрогасителей выпускной системы автотранспортного средства / А.Н. Кондратенко // Чрезвычайные ситуации: теория, практика, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22-23 мая 2014 г., Гомель, Респ.Беларусь). - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2014. - С. 221222.

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОГО АНАЛИЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

С.А. Кондратьев, доцент, к.ю.н.

Н.В. Петрова, старший научный сотрудник Научно-исследовательский институт перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности университета ГПС МЧС России,

г.Санкт-Петербург А.В. Попов, заместитель начальника отдела Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, г.Москва

В настоящее время в Российской Федерации нефтегазовый комплекс (НГК) является одним из важнейших секторов экономики. По состоянию на 01.01.2014 г., добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) на территории российской Федерации осуществляли 294 организации, имеющие лицензии на право пользования недрами. В 2013 г. переработку нефти и газового конденсата на территории страны и промышленное производство из всех видов нефтяного сырья товарных нефтепродуктов осуществляют 68 специализированных нефтеперерабатывающих предприятия (НПЗ и ГПЗ) [1]. Объемы добываемой и перерабатываемой нефти в Российской Федерации растут из года в год, тем самым увеличивая свой вклад в ВВП страны. Поэтому обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.