Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»'

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1583
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лица с ограниченными возможностями / маломобильные группы населения / инвалиды / доступная среда / барьеры / инфраструктура / people with disabilities / people with limited mobility / people with disabilities / accessible environment / barriers / infrastructure

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Белова, С.А. Чернявская

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что абсолютная и относительная численность людей с ограниченными возможностями увеличивается и возникает необходимость создания условий, обеспечивающих мобильность данной группе. Государство как гарант социального благополучия граждан, берет на себя обязательства по поддержке маломобильных групп населения. В данной работе рассмотрены существующие группы граждан, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении необходимой информации и ориентации в пространстве. При пользовании объектами инфраструктуры маломобильные граждане сталкиваются с различного рода барьерами, которые либо являются труднопреодолимыми или вообще непреодолимыми. В рамках данной статьи авторами рассмотрены и систематизированы барьеры с которыми сталкиваются маломобильные группы населения и уточнены их понятия. Изучив передовой зарубежный и российский опыт реализации проектов, направленных на повышение уровня комфортности маломобильных групп населения, в рамках данной работы авторами предложен алгоритм формирования доступной среды для лиц испытывающими разного рода ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE «ACCESSIBLE ENVIRONMENT» PROJECT»

The relevance of the research topic is due to the fact that the absolute and relative number of people with disabilities is increasing and there is a need to create conditions that ensure mobility for this group. The state, as a guarantor of social well-being of citizens, undertakes to support low-mobility groups of the population. This paper examines the existing groups of citizens who have difficulties in independent movement, obtaining the necessary information and orientation in space. When using infrastructure facilities, people with limited mobility face various kinds of barriers, which are either difficult to overcome or even insurmountable. In this article, the authors consider and systematize the barriers faced by low-mobility groups of the population and clarify their concepts. Having studied the best foreign and Russian experience in implementing projects aimed at improving the comfort level of people with limited mobility.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»»

7. Вакуленко, С.П. Логистика пассажирских перевозок: особенности и основные понятия [Текст] / С.П. Вакуленко, Е.В. Копылова // Мир транспорта. - 2015. - №3. - с. 32 - 36. References:

1. Nosov, A.L. Indicators for assessing the quality of transport services for passengers [Text] / A.L. Nosov // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2016. - No. 12. - p. 1 - 5.

2. Gissin and V.I. Quality management (2nd edition). - M .: ICC "Mart", Rostov-n / D: Publishing center "Mart", 2003. - 400 p.

3. GOST R 51004-96. Transport services. Passenger Transportation. Nomenclature of quality indicators [Text]. entered from 01.01.1997. - M .: IPK Publishing house of standards, 1997. - 5 p.

4. Anikeeva - Naumenko, L.O. Analysis of the experience of the People's Republic of China in the implementation of highspeed transportation. Formation of proposals for improving the quality of transport services for passengers in high-speed transportation for Russian companies [Text] / L.O. Anikeeva - Naumenko // Transport business in Russia. - 2017. - No. 5. -from. 14 - 16.

5. Shiryaev, S.A. Foreign experience of organizing transport services for the population and the possibility of its use in Russia [Text] / S.A. Shiryaev, O.S. Kodilenko, A.S. Kodilenko // International scientific journal: Young scientist. -2016. -№7. -from. 218 - 221.

6. Shagimuratova, A.A. The role of railway transport in the formation of a system of transport interchange hubs on the example of Germany [Text] / A.A. Shagimuratova // "Science" Internet magazine. - 2016. - No. 2. - from. 1 - 16.

7. Vakulenko, S.P. Logistics of passenger transportation: features and basic concepts [Text] / S.P. Vakulenko, E.V. Kopylova // World of Transport. - 2015. - No. 3. - from. 32 - 36.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10591

Е.А. Белова - к.с.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, belka11960@yandex.ru

E. A. Belova - Ph. D., associate Professor of the Department Operation of motor transport of the «Pacific National University», belka11960@yandex.ru

С.А. Чернявская - к.с.н., доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, S.A.Chern@mail.ru

S.A. Chernyavskaya - Ph. D., associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism of the «Pacific National University», S.A.Chern@mail.ru

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE «ACCESSIBLE ENVIRONMENT» PROJECT»

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что абсолютная и относительная численность людей с ограниченными возможностями увеличивается и возникает необходимость создания условий, обеспечивающих мобильность данной группе. Государство как гарант социального благополучия граждан, берет на себя обязательства по поддержке маломобильных групп населения. В данной работе рассмотрены существующие группы граждан, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении необходимой информации и ориентации в пространстве. При пользовании объектами инфраструктуры маломобильные граждане сталкиваются с различного рода барьерами, которые либо являются труднопреодолимыми или вообще непреодолимыми. В рамках данной статьи авторами рассмотрены и систематизированы барьеры с которыми сталкиваются маломобильные группы населения и уточнены их понятия. Изучив передовой зарубежный и российский опыт реализации проектов, направленных на повышение уровня комфортности маломобильных групп населения, в рамках данной работы авторами предложен алгоритм формирования доступной среды для лиц испытывающими разного рода ограничения.

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that the absolute and relative number of people with disabilities is increasing and there is a need to create conditions that ensure mobility for this group. The state, as a guarantor of social well-being of citizens, undertakes to support low-mobility groups of the population. This paper examines the existing groups of citizens who have difficulties in independent movement, obtaining the necessary information and orientation in space. When using infrastructure facilities, people with limited mobility face various kinds of barriers, which are either difficult to overcome or even insurmountable. In this article, the authors consider and systematize the barriers faced by low-mobility groups of the population and clarify their concepts. Having studied the best foreign and Russian experience in implementing projects aimed at improving the comfort level of people with limited mobility.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, маломобильные группы населения, инвалиды, доступная среда, барьеры, инфраструктура.

Key words: people with disabilities, people with limited mobility, people with disabilities, accessible environment, barriers, infrastructure.

Организация доступной среды для населения, в том числе и для лиц испытывающими разного рода ограничения является одной из важнейших задач государства. Все аспекты жизни сообщества обязаны быть равномерно приемлемы для всех людей независимо от их различий. Обществу необходимо приспосабливать свои внешние условия к каждому человеку, который имеет те или иные особые потребности.

Социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями - часть внутренней политики государства, которая имеет нормативно-правовую основу, представленную, в том числе в социальных программах, практической деятельности. При этом количественная и качественная характеристики социальной политики заключаются в ее практической реализации в обществе с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их потребностей, а также их социальной защищенности.

К группам, наиболее остро требующим внимания, на наш взгляд, при реализации социальной политики, относятся маломобильные группы населения (далее - МГН).

Согласно определению маломобильные группы населения - это люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. Таким образом, к данной группе относятся: лица, преклонного возраста; люди с временными ограничениями передвижения (временно ограниченные из-за болезней и травм; беременные женщины; пассажиры с детьми; детскими колясками или тяжелым багажом), лица с физическими, умственными и психическими ограничениями: лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата; лица, имеющие нарушения органов восприятия (слух, зрение); лица с проблемами ориентации в пространстве или с нарушением речи т. е. лица с инвалидностью.

Сегмент маломобильных групп населения в РФ, как и в большинстве стран мира, составляет в среднем в интервале от 25 до 30%. Так, анализируя структуру маломобильной группы населения в РФ следует отметить, что превалирующая доля приходится на две категории лиц, относящихся к МГН, людей преклонного возраста и инвалидов 9,5 % и 8,8 % соответственно (рис.1).

Инвалиды; 8,80%

Инвалиды; 8,80%

Рисунок 1 - Структура маломобильной группы населения РФ (по данным Росстата РФ)

Нельзя не отметить, что по прогнозу ООН количество людей преклонного возраста будет только увеличиваться (рис.2), при этом РФ войдет в тройку лидеров по количеству людей преклонного возраста после ЮАР и Германии.

2000 2050

Рисунок 2 - Доля населения старше 60 лет в 2000 и 2050 годах по прогнозу ООН, %, [1]

Как видно из рисунка 1, второе место в структуре МГН с удельным весом 8,8% приходится на такую категорию как инвалиды (вне зависимости от формы инвалидности).

Инвалидность - одна из многочисленных проблем человечества. Значительно минимизировать количество людей с ограниченными возможностями невозможно, несмотря на рост уровня здравоохранения, технологический прогресс, повышение уровня жизни населения.

В соответствии с результатами исследований, которые были проведены Организацией Объединенных Наций около 10% населения планеты, а то в среднем около 650 млн. человек во всем мире, имеют те или иные физические ограничения. На рисунке 3 представлен удельный вес людей с инвалидностью в России в сравнении со странами Европы.

Россия 9,3

Швеция 19,9

Дания 19,9

Португалия 20,1

Чехия 20,2

Эстония 23,7

Франция 24,6

Нидерланды 25,4

Великобритания 27,2

Финляндия 32,2

0 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 3 - Доля людей с инвалидностью в России и странах Европы (%), [1]

Анализируя данные рисунка 3 следует отметить, что в сопоставлении со странами Европы РФ занимает последнее место и на ее долю приходится около 9% (13 млн. чел.), в том числе 15% инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, из них, около 1%, по оценкам экспертов, инвалиды колясочник, около 11% -инвалидов с нарушениями слуха, 8% - инвалидов по зрению, около 22% - лица с нарушениями психики [2]. Столько значительные различия в цифровых значениях обусловлены целым рядом факторов и особенностям, относящим того или иного индивида к той или иной группе инвалидности, но основным является, на наш, взгляд, фактор определяющий концептуальную модель.

В рамках данной работы авторами были выделены и сформулированы две основные концептуальные модели инвалидности: медицинская и социальная.

Так, в соответствии с медицинской моделью - инвалидность, это особенность, присущая человеку в результате какого либо, воздействия на состояние здоровья (болезнь, травма), требующая медицинской помощи.

Авторами в работе были проанализированы выделяемые группы инвалидности и определены критерии для определения по группам. Так, в зависимости от степени утраты трудоспособности выделяют критерии для определения принадлежности к той или иной группе инвалидности (табл. 1).

Таблица 1 - Критерии для определения группы инвалидности

Первая группа Вторая группа Третья группа

Социальная недостаточность, требуется социальная защита или помощь, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию Социальная недостаточность, требуется социальная защита или помощь, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Социальная недостаточность, требуется социальная защита или помощь, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

В отдельную категорию выделяются дети-инвалиды, к которым относятся лица до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Более наглядно структурное распределение по группам инвалидности РФ, по данным Федеральной службы государственной статистики, отражено на рисунке 4.

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2018 2019 2020

■ 1 группа 2 группа 3 группа дети-инвалиды Рисунок 4 - Структурное распределение по группам инвалидности РФ, по данным Федеральной службы государственной статистики, [2]

Что касается социальной модели, то она рассматривает инвалидность как социальную проблему, решение которой требует вмешательства государства, так как ключевая причина ее возникновения заключается в неприспособленности окружающей среды, обусловленной внешними факторами и другими свойствами социального окружения.

Таким образом, следует отметить, что сегмент маломобильных групп населения - это достаточно большая часть общества, соответственно, их потребности необходимо учитывать при создании доступной среды.

Также в рамках данной работы был изучен зарубежный опыт реализации проектов по созданию доступной среды. Мировая тенденция такова, что абсолютная и относительная численность людей с инвалидностью увеличивается и возникает необходимость создать условия, обеспечивающие мобильность данной группе. Конвенция о правах инвалидов принятая ООН в 2006 году была направлена на решение данных проблем. Это основной международный документ, устанавливающий права инвалидов, цель которого заключается «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». В данном документе даны рекомендации по использованию в обществе модели социального включения, того подхода, который приведет к перемещению центра с ограничений человека, связанных с его функциональными нарушениями, на те барьеры, которые препятствуют полноценному участию в жизни страны человеку с инвалидностью.

В Европейских странах и США программы по адаптации среды активно внедрялись еще до ратификации конвенции ООН, тем самым была создана среда максимально приспособленная для маломобильных групп населения. Так, например, в Соединенных Штатах Америки в 1961 году был принят стандарт о доступности зданий для инвалидов [3], который послужил основой построению нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию безбарьерной среды. При этом следует отметить, что организация безбарьерной среды велась повсеместно вне зависимости от принадлежности объекта (государственная или частная собственность), вида объекта и его функционального назначения. Объекты инфраструктуры транспорта (по всем видам транспорта, функционирующим в пассажирском сегменте) также подверглись активным преобразованиям, направленным на создание

максимально доступных условий, в том числе и для маломобильных групп населения. Основная цель, которая преследовалась при выстраивании принципов организации безбарьерной среды заключалась в создании максимально комфортных условий для всего населения, вне зависимости от наличия, либо присутствия каких-либо ограничений.

К сожалению, практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов социальной значимости не учитывала специфических потребностей маломобильных граждан и требований доступности. Объекты инфраструктуры транспорта не стали в данном случае исключением.

Только после подписания (24 сентября 2008 года) и ратификации (25 сентября 2012 года) Конвенции ООН о правах инвалидов на территории РФ стали предприниматься активные шаги направленные на повышение качества жизни, в том числе посредством построения доступной среды для как для инвалидов, так и для других категорий входящих в сегмент маломобильных групп населения, посредством принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В настоящий момент в РФ сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая требования по созданию максимально комфортной и доступной среды, для маломобильных групп населения, в том числе и на объектах инфраструктуры транспорта.

В соответствии с Федеральными законами осуществляется работа исполнительных органов государственной власти по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных категорий граждан, входящих в МГН, в установленных сферах деятельности. Также подписано Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» [4].

Во исполнение Постановления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления разработана «Дорожная карта», основной целью которой заключалась в поэтапном создании условий доступности для инвалидов объектов и услуг, во всех сферах деятельности с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов (передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно -двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения, умственного развития).

«Дорожной картой» были определены значения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг и перечень мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При этом следует отметить, что при разработке «Дорожной карты» по созданию доступной среды были приняты во внимание только аспекты обслуживания инвалидов, как одной из наиболее проблемных категорий в рамках МГН, испытывающей разного рода ограничения и барьеры, и сложности к адаптации ним, т. е. ограничения и барьеры, либо труднопреодолимыми или вообще непреодолимыми.

В рамках данной статьи авторами изучен существующий терминологический аппарат, систематизированы барьеры, с которыми сталкиваются пассажиры из числа инвалидов и других маломобильных группы населения при обслуживании на объектах инфраструктуры транспорта и уточнены их понятия. Так, на сегодняшний день выделяют следующие виды барьеров: инфраструктурные, пространственные, эргонометрические, когнитивные и психологические, социально-психологические (рис.5).

Рисунок 5 - Виды барьеров, с которыми сталкиваются лица из числа маломобильных групп населения

Таким образом, согласно уточненному определению инфраструктурные барьеры - это препятствия, либо иные факторы, ограничивающие передвижение людей из числа маломобильных групп населения, обусловленные архитектурными недостатками объекта инфраструктуры транспортной и прилегающей к нему территории. Выделяют вертикальные инфраструктурные барьеры, под которыми понимаются ограничения, обусловленные перепадами высот (лестничные пролеты, уклоны и пр.) и горизонтальные (пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы и т.д.).

Разновидностью инфраструктурных барьеров являются пространственные препятствия. К ним, как правило, относят указатели, экраны и другое оборудование, которое преграждает путь движения лиц из числа маломобильных групп населения.

Помимо барьеров, которые обусловлены строительно-архитектурными особенностями, выделяют также барьеры, которые создают эргономические препятствия - перила лестниц, кнопки и другие объекты, с которыми осуществляется тактильный контакт, они должны иметь эргономичные (удобные для любого пользователя) формы.

Эргономические барьеры - барьеры, форма которых при тактильном контакте не удобна для пользователя.

Когнитивные барьеры, по мнению авторов, барьеры, которые препятствуют восприятию, а также использованию информации, и тем самым предопределяют трудности психологического характера. Таким образом, размещаемая наглядная информация должна быть простой и интуитивно понятной, не противоречащая друг другу и доступная для всех категорий маломобильных граждан (слабовидящие, слабослышащие, иностранцы) и обязательно не ущемляющая их права и достоинства.

Антропометрические, обуславливаются физическими (анатомическими), физиологическими данными индивида: рост, масса, температура тела, т.д. Так, например, высота кнопок экстренного вызова, касс, автоматов по продаже билетов, банкоматов должна варьироваться с учетом потребностей детей, людей маленького роста, колясочников. Принимая во внимание вышеперечисленное следует отметить, что индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному индивиду из числа МГН с учетом всех его потребностей, условий, образования, личностных особенностей и на основании сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей это главное условие в процессе формирования доступной среды.

Доступная среда - это среда, которая проектируется с момента идеи возникновения объекта и подразумевает обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграцию инвалидов в общество и повышение уровня их жизни.

Принципы создания доступной среды для лиц МГН - равенство, достоинство и функциональность. В развитых же странах все законодательные инициативы по формированию доступной среды воплощаются в жизнь, в том числе за счет строгого соблюдения принципа непрерывности при реализац ии управленческих решений в рамках создания безбарьерной среды.

Изучив передовой зарубежный и российский опыт реализации проектов, направленных на повышение уровня комфортности маломобильных групп населения, в рамках данной работы авторами предложен алгоритм формирования доступной среды (рис. 6).

На первоначальном этапе необходимо определить функциональное назначение изучаемого объекта и определить категории обслуживаемых лиц из числа маломобильных групп населения. Далее определяется цель и продолжительность пребывания, так как от того для чего и насколько долго, например, инвалид будет находиться на объекте зависит правильность принятия управленческих решений по реализации тех или иных мер.

Рисунок 6 - Алгоритм формирования доступной среды

После того как определены продолжительность и цель пребывания обслуживаемых лиц из числа МГН, необходимо выявить требуемые потребности и барьеры, с которыми сталкиваются маломобильные группы населения при обслуживании (потребности и барьеры выявляются в рамках изучаемого объекта).

В случае, если при исследовании выявлено наличие хотя бы одного барьера, то в обязательном порядке изучается передовой опыт по решению проблем, направленных на повышение уровня комфортности маломобильных граждан и проводится анализ современных требований. Так, например, по заказу общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ООО ВОИ) автономной некоммерческой организацией «Центр сертификации продукции, сервисных работ и услуг на транспорте» разработан Стандарт организации.

В данном Стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Требования обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения [5].

Стандарт доступности и качества для инвалидов услуг организаций пассажирского транспорта предлагает организациям пассажирского транспорта, в соответствии с требованиями: общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - рекомендации по обеспечению доступности и качества услуг организаций пассажирского транспорта для инвалидов.

По нашему мнению, разработка комплекса мер возможно и целесообразна только после анализа современных требований и изучения передового опыта.

Так как, реализация мер по созданию доступной среды требует значительных финансовых вложений, особенно если это касается инфраструктурных ограничений, с которыми сталкиваются МГН, соответственно, еще одним значимым этапом, по мнению авторов, является «Оценка возможных вариантов финансирования». Например, в Европейских странах при участии бизнес структур в формировании доступной среды государством предоставляются налоговые послабления, благодаря чему они компенсируют расходы, связанные с формированием доступной среды.

Реализация мер в рамках разработанного комплекса мероприятий - подразумевает, в том числе и поэтапное исполнение. Сроки реализации будут зависеть от количества мероприятий, сложности исполнения, требуемых ресурсов, стоимости каждого отдельно взятого мероприятия и проекта в целом.

Изучение мнения лиц из числа МГН т.е. апробация, уже после реализации всего проект, либо его части. Возможные варианты: проведение опроса, либо изучение мнения экспертов.

Варианты опросных листов и применяемые методы экспертных оценок могут варьироваться, основная задача при проведении исследования дать максимально точную оценку реализованным на практике мероприятиям и в случае если имеются какие-либо недочеты/неудобства и пр. изучить передовой опыт, именно по тем узким местам на которые указали эксперты или респонденты из числа МГН, участвовавшие в опросе.

Разработка показателей, отражающих предпочтения всех категорий МГН и уровень качества обслуживания, а также внедрение системы мониторинга показателей качества, который с одной стороны позволит сформировать базу данных предыдущих значений, что позволит прогнозировать процессы, определить ожидаемые уровни показателей качества, и предопределить риск возникновения неблагоприятных ситуаций за счёт вовремя разработанных, обоснованных и примененных мероприятий по организации доступной среды.

В целях комплексности решения вопроса по повышению доступности объектов, помимо принципов равенство, достоинство, функциональность, на наш взгляд, целесообразно в рамках выстроенной системы использование принципов системности и непрерывности. Именно принципы непрерывность и системность способствуют организации доступной среды, отвечающей не только постоянно меняющимся современным требования, но и соответствующей ожиданиям и предпочтениям лиц из числа маломобильных групп населения.

Источники:

1. Доклад Комиссии социального развития [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/russian/disabilities/default.asp

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru

3. DeJong G. Independent living: from social movement to analytic paradigm / G. DeJong // Arch Phys Med Rehabil. - 1979. -s. 435-446.

4. Информационно правовое обеспечение [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru

5. Требования обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://beluprdor.ru trebovaniya-obespecheniya-dostupnosti-dlya-invalidov-i-dru-u vaknsi

References:

1. Report of the Commission for social development [Electronic resource] - access Mode: http://www.un.org/russian/disabili-

ties/default.asp

2. Federal state statistics service [Electronic resource] - access Mode: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. DeJong G. Independent living: from social movement to analytical paradigm / G. DeJong / / Arch Phys Med Rehabilitation. -

1979. - s. 435-446.

4. Information and legal support [Electronic resource] - access Mode: http://base.garant.ru

5. Requirements for ensuring accessibility for disabled people and other low-mobility groups of the population [Electronic

resource] - access mode: http://beluprdor.ru trebovaniya-obespecheniya-dostupnosti-dlya-invalidov-i-dru-u vaknsi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.