Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы организации / государственная политика / система управления / здравоохранение / организационно-функциональная структура. / principles of organization / state policy / management system / healthcare / organizational and functional structure.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мабиала Жильберт, Ашикова Эвелина Ибрагимовна

Рассмотрены современные особенности и принципы организации современных национальной системы здравоохранения и реализации политики государства в деле обеспечения граждан адекватных условий оказания медицинских услуг. Подробно охарактеризовано организационную структуру системы здравоохранения. Обобщены аспекты организационно-функциональной структуры системы здравоохранения и механизма государственного управления, особенности формирования и реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Предложены рекомендательные мероприятия относительно проблематики государственного подхода к организации и управления сферой здравоохранения России в целом и Крым в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ORGANIZATION AND PRINCIPLES OF THE STATE POLICY IMPLEMENTATION FOR MANAGING THE FUNCTIONING OF THE HEALTHCARE SECTOR

The modern features and principles of the organization of modern national health care system and the implementation of state policy in providing citizens with adequate conditions for the provision of medical services are considered. The organizational structure of the healthcare system is described in detail. The aspects of the organizational and functional structure of the healthcare system and the mechanism of public administration, the peculiarities of the formation and implementation of state policy in the field of healthcare are summarized. Recommendation measures regarding the problems of the state approach to the organization and management of the healthcare sector in Russia as a whole and the Crimea in particular have been substantiated.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

XIМеждународная научно-практическая конференция

Мабиала Жильберт Mabiala Gilbert

Ph.D. (к.э.н.), доцент кафедры экономической теории, Институт экономики и управления Ph.D. in economic, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare Organization Ашикова Эвелина Ибрагимовна Ashikova Evelina Ibragimovna К.н.г.у., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, Медицинская академия им. С.Г. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Ph.D. in public administration, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare Organization, S.G. Georgievsky Medical Academy, V. I. Vernadsky FGAOU VO "CFU"

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ASPECTS OF ORGANIZATION AND PRINCIPLES OF THE STATE POLICY IMPLEMENTATION FOR MANAGING THE FUNCTIONING OF THE HEALTHCARE SECTOR

Аннотация: Рассмотрены современные особенности и принципы организации современных национальной системы здравоохранения и реализации политики государства в деле обеспечения граждан адекватных условий оказания медицинских услуг. Подробно охарактеризовано организационную структуру системы здравоохранения. Обобщены аспекты организационно-функциональной структуры системы здравоохранения и механизма государственного управления, особенности формирования и реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Предложены рекомендательные мероприятия относительно проблематики государственного подхода к организации и управления сферой здравоохранения России в целом и Крым в частности.

УДК 614

«Научные исследования и инновации»

Abstract: The modern features and principles of the organization of modern national health care system and the implementation of state policy in providing citizens with adequate conditions for the provision of medical services are considered. The organizational structure of the healthcare system is described in detail. The aspects of the organizational and functional structure of the healthcare system and the mechanism of public administration, the peculiarities of the formation and implementation of state policy in the field of healthcare are summarized. Recommendation measures regarding the problems of the state approach to the organization and management of the healthcare sector in Russia as a whole and the Crimea in particular have been substantiated.

Ключевые слова: принципы организации, государственная политика, система управления, здравоохранение, организационно-функциональная структура.

Keywords: principles of organization, state policy, management system, healthcare, organizational and functional structure.

Введение. Система здравоохранения играет чрезвычайно важную роль в обеспечении надлежащего уровня жизни граждан. Показатель здоровья человека является одним из важнейших факторов общественного развития страны. Поэтому медицинское обеспечение граждан - одна из важнейших внутренних функций современного государства. Медицинская отрасль является многоуровневой управляемой системой, которая создана и используется обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека и населения страны в целом. Система здравоохранения государства должен соответствовать универсальным критериям: иерархическое строение, налаженные управленческие механизмы, определенные формы финансирования. При этом, прежде всего, она должна ориентироваться на особенности состояния здоровья населения. В связи с этим, и возникает необходимость общественно-географических исследований системы здравоохранения федерального

XIМеждународная научно-практическая конференция (государственного), регионального, муниципального и иного

территориального уровней.

Изложение основного материала.

Сложившаяся организационная структура системы здравоохранения страны состоит из трех основных уровней: национального, регионального и субрегионального (локального). Система здравоохранения представлена совокупностью федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан [10].

Федеральный (государственный) уровень системы здравоохранения представлен Министерством здравоохранения (субъект управления) и учреждениями здравоохранения государственной формы собственности, подчиненных непосредственно М3 России, а также научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, подчиненными Академии медицинских наук (объект управления).

Региональный уровень системы здравоохранения представлен Министерством здравоохранения федеральных округов, Республики Крым и г. Севастополя, управлениями здравоохранения при областных государственных администрациях, муниципальных (субъект управления) и государственными учреждениями здравоохранения, которые переданы им в управление соответствующими решениями высших органов государственной власти, а также учреждениями здравоохранения, находящихся в общей собственности территориальных формирований. Например, областные больницы, диагностические центры и т.д. (объекты управления).

«Научные исследования и инновации» «Местный уровень системы здравоохранения представляют

районные государственные администрации, районные, городские,

районные в городах, поселковые, сельские органы местного

самоуправления (субъект управления) и учреждения здравоохранения,

которые подчинены этим органам на правах коммунальной

собственности (объект управления)» [6, 11].

Формирование политики в области здравоохранения и

обеспечения ее реализации в России выполняется государством.

Основу государственной политики здравоохранения формирует

Федеральное собрание РФ и Совет Федерации путем закрепления

конституциональных и законодательных основ здравоохранения и

управления им; определения ее цели, главных задач, направлений,

принципов и приоритетов; установление нормативов и объемов

бюджетного финансирования и других регуляторов; утверждении

перечня комплексных и целевых общегосударственных программ

здравоохранения [12].

Главными признаками социального государства является

обеспечение прав и свобод человека, его благосостояния,

направленность на создание условий для гармоничного развития,

раскрытия способностей и творческого потенциала, обусловливает

достойное существование в социуме, что отмечено в Конституции РФ:

"Россия является суверенное и независимое, демократическое,

социальное, правовое государство» [8, 13].

«Социальное государство - идея его построения признают, как

одна из приоритетных в современной общественно-политической

мысли. Это такой тип организации общества, основанный Г. Рихтер, К.

Хессе, А. Браун, Д. Ролс, Д. Янкелович и М. Годе. Его идеологические

принципы формируют положения о человеке как высшую ценность и

смысл общественного бытия, об обществе как среда, обеспечивающая

всестороннее развитие и самореализацию человека» [8, 14, 15].

XIМеждународная научно-практическая конференция

Говоря о глобальных стратегические цели развития общества, следует определиться, на каких принципах будет основываться эта стратегия. Признано, что социальное государство должно обеспечивать движение в сторону достижения в обществе социальной справедливости, а принцип социальной справедливости должно быть доминантой общественных отношений. Для того, чтобы это понять, необходимо более детально разобраться в потребностях членов общества. По сути, существует одинаковая для всех самая потребность - достойное существование. Прогресс общества предусматривает создание такой социальной системы, которая способствовала наиболее полном и качественном удовлетворению потребностей человека, стимулировала поиск лучших путей развития общества.

Критерием социальной справедливости в рамках рыночного хозяйства считается распределение продукта или прибыли, с учетом необходимости обеспечить достойный уровень существования всем гражданам, в том числе и тем, которые в силу объективных обстоятельств не способны к свободным соревнований на рынке труда [1].

Государство, исповедует основные социальные принципы, гарантирует социальную защиту гражданина. Социальная защищенность человека достигается путем предоставления права получения социально равных условий для всестороннего гармоничного развития способностей всех членов общества. Показатель соотношения между платным и бесплатным распределением потребительских благ характеризует уровень социальности государства. Социальные гарантии и экономические стимулы должны находиться в обоснованной, целесообразной и непротиворечивой взаимодействия. Так, Н. Ромашевская выделяет семь групп социально-экономических нормативов: гарантированный уровень минимальной заработной платы; пенсионное обеспечение; образование и профессиональная

«Научные исследования и инновации»

подготовка; здравоохранение; жилищное обеспечение; материальная помощь семьям, имеющим детей; потребления культурных благ [9].

Социальную справедливость нельзя отдавать на откуп рыночным отношениям, так как неравенство в пользовании общественными благами переносится гораздо хуже, чем неравенство доступа к платным услугам. Трудно найти объяснение тому, что человек может остаться средств к существованию только потому, что рынок не оценил их работу на уровне, который позволяет ей достойно чувствовать себя в общественной обстановке.

Организационно-функциональная структура системы здравоохранения РФ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационно-функциональная структура системы здравоохранения РФ

Источник: составлено на основе [4]

Как видно на рисунке 3 система здравоохранения России имеет вертикальную структуру, которая предполагает наличие высшего органа управления - Министерства здравоохранения и его территориальных представительств и ведомств. Одним из элементов организационной структуры органов системы здравоохранения являются Фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС), которые являются самостоятельными государственными кредитными

XIМеждународная научно-практическая конференция учреждениями, с помощью которых реализуется государственная

политика в сфере обязательного медицинского страхования. Основное

предназначение данных фондов - аккумулирование страховых взносов,

обеспечение финансовой стабильности государственной системы

медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов на

его проведение [8].

В соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения (рис. 2):

Государственная система Муниципальная система Частная система

4 1

Федеральные органы Органы местного Медицинские и

исполнительное власти в самоуправления, фармацевтические

сфири охраны здоровья. осуществи к Ю1Д1 ■ е организации,

медицинские организации, в полномочия в сфере осуществляющие

г.ч ФФОМС и ТФОМС деятельность в

Органы исполнительном Медицинские организации,

власти субъектов РФ в подведомственные органам

сфере здравоохранения, я местного само> правления

также подведомственные

медицинские организации

Рис. 2. Структура системы здравоохранения РФ

Источник: составлено на основе [4].

Трансформационные процессы в стране требуют решения важной задачи - создание собственной эффективной системы здравоохранения путем системной перестройки отрасли и совершенствования механизмов ее государственного регулирования [1,

9].

В основу новой современной парадигмы развития системы здравоохранения должно быть положено понимание того, что она - не убыточна, а приоритетная и наиболее перспективная сфера. Нужно превратить ее из социально расходной на социально-инвестиционную. Инвестиции в человека, его потенциал приобретают стратегическое значение [7].

«Научные исследования и инновации»

К сожалению, сегодня для стран нынешнего постсоветского пространства, к которым относится и Россия, характерны внутренняя десоциализация общества, неуважение к жизни и личности, недостаток ответственности на всех уровнях [6].

Итак, основной признак современной концепции социального страхования - принцип солидарности, согласно которому, сильнее в финансовом отношении оказывает помощь слабому. Это выражается в том, что взносы застрахованного ориентированы исключительно на его финансовые возможности и измеряются процентной ставке его трудового дохода. При этом возраст, пол, степень риска заболевания застрахованного и его семейное положение при исчислении взноса не учитываются. Таким образом, все застрахованы независимо от размера уплаченных ими взносов могут претендовать на одинаковые выплаты в случае наступления страхового случая [9].

Существенными различиями системы страхования от других систем является целеустремленность страхового взноса, может быть использовано только в сугубо медицинских целях [10].

Обострение социальных проблем общества на начальном этапе индустриального движения в Европе в конце XIX в. можно считать главной предпосылкой возникновения общеобязательного государственного социального страхования.

Современные тенденции социальной политики свидетельствуют о том, что по степени справедливости финансирования здравоохранения высокий рейтинг в европейском регионе имеют страны с национальной системой здравоохранения и системой социального медицинского страхования.

Государственные системы обеспечивают гарантированный минимум социального и медицинского обеспечения всем независимо от их прошлых усилий по отчислению от заработной платы ("социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие

XIМеждународная научно-практическая конференция системы социальной защиты финансируются через налоги из

государственного бюджета.

Система здравоохранения там, где она существует, предполагает равные права в получении медицинской помощи для всех граждан, контроль за функционированием системы со стороны парламента, прозрачность финансовых потоков, подотчетность здравоохранения развитой общественности, что составляет основы парламентаризма, законности, демократии и гражданского общества в стране. Одновременно должно иметь место высокое чувство ответственности за здоровье, понимание его значимости для перспектив развития страны, поскольку для налоговой системы характерна «безадресность», и исполнительная власть вполне может тратить бюджетные средства в соответствии с предложенным ею же распределением законодательно утвержденными статьями.

В большинстве зарубежных стран здравоохранение базируется на общих принципах обеспечения медицинской помощи, ее равной доступности для всех граждан, основанной на солидарной участия богатых и бедных, здоровых и больных, молодых и старых, работающих и неработающих, независимо от места проживания, то есть на принципах социального страхования, а также предоставление качественной медицинской помощи, достижение высоких показателей здоровья и удовлетворения потребностей пациентов с учетом возможного уровня расходов (речь идет об эффективности медицинской помощи - лучшее соотношение затрат и результатов) [5, 6].

Ориентиром последнего десятилетия и на дальнейшую перспективу для совершенствования здравоохранения в Европе и в каждой стране-члене Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) признано общеевропейскую политику "Здоровье для всех". Она предусматривает, что все страны должны не

«Научные исследования и инновации» только иметь, но и осуществлять политику достижения здоровья для

всех людей на региональном и местном уровнях при поддержке

соответствующих структур. Основная цель политики "Здоровье для

всех" заключается в обеспечении справедливости в области

здравоохранения и высокого качества жизни, а ее главный ориентир -

устранение различий в состоянии здоровья людей, обусловленные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социально-экономическими факторами [15].

Здравоохранение рассматривается многими учеными как общественное благо, когда оказания медицинской помощи каждому человеку имеет важное значение для общества в целом. В свою очередь, такая позиция в большинстве европейских стран стала частью традиционного консенсуса относительно важности соблюдения принципа солидарности и всеобъемлющего доступа населения к ресурсам здравоохранения. С другой стороны, рыночные рычаги по своей природе основаны на предположении, что каждая медицинская услуга является товаром, который можно продать на открытом рынке. Кроме того, неоклассическая рыночная концепция требует проведения четких различий между такими категориями, как спрос и предложение, то есть между покупателем и предоставляющим медицинских услуг.

Ориентиром последнего десятилетия и на дальнейшую перспективу для совершенствования здравоохранения в Европе и в каждой стране - члене Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения признано общеевропейскую политику "Здоровье для всех" [16]. Она предусматривает, что все страны должны не только иметь, но и осуществлять политику достижения здоровья для всех людей на региональном и местном уровнях при поддержке соответствующих структур. Основная цель политики "Здоровье для всех" заключается в обеспечении справедливости в области здравоохранения и высокого качества жизни, а ее главный ориентир -

XIМеждународная научно-практическая конференция

устранение различий в состоянии здоровья людей, обусловленные социально-экономическими факторами [1, 5, 17].

Здравоохранение рассматривается многими учеными как общественное благо, когда оказания медицинской помощи каждому человеку имеет важное значение для общества в целом. В свою очередь, такая позиция в большинстве европейских стран стала частью традиционного консенсуса относительно важности соблюдения принципа солидарности и всеобъемлющего доступа населения к ресурсам здравоохранения. С другой стороны, рыночные рычаги по своей природе основаны на предположении, что каждая медицинская услуга является товаром, который можно продать на открытом рынке. Неоклассическая рыночная концепция требует проведения четких различий между такими категориями, как спрос и предложение, то есть между покупателем и предоставляющим медицинских услуг. Однако современная система здравоохранения предусматривает четырехсторонние взаимоотношения между пациентом, врачом, медицинским учреждением и стороной, которая его финансирует [1, 3,

4, 10].

Согласно принципу солидарности, финансовые поступления отдельных лиц должны зависеть не от состояния их здоровья в предыдущий период, а от платежеспособности, но медицинская помощь должна предоставляться независимо от платежеспособности, а исходя из потребностей в обеспечении здравоохранением [18].

Несмотря на некоторые различия между отдельными определениями термина "справедливость" по охране здоровья, под этим чаще всего понимают гарантированный доступ к определенному набору медицинских услуг для всех граждан, независимо от того, кто будет оплачивать получение этих услуг [19].

Данный принцип надо заложить как главный в функционировании системы здравоохранения. Несмотря на это,

«Научные исследования и инновации» государство должно гарантировать справедливость в получении

медицинской помощи - то есть обеспечить определенный объем

оказания медицинской помощи каждому члену общества.

Важность влияния государства на здравоохранение обусловлена, прежде всего, тем, что социально незащищенные слои населения не всегда могут получить адекватную медицинскую помощь, а следовательно, государственное регулирование процессов, которые происходят в системе здравоохранения, может значительно ослабить эти негативные последствия и, наоборот, улучшить функциональное состояние системы.

Роль, которая отводится рыночным механизмам в социально-ориентированной системе здравоохранения, остается противоречивой [2]. По опыту некоторых европейских аналитиков, рыночные механизмы могут повлечь создание условий, по которым уязвимы и незащищенные категории населения не будут иметь равный доступ к качественному медицинскому обслуживанию [20-22]. Была высказана обеспокоенность относительно вероятности того, что порожденный рынком индивидуализм приведет к разрушению коллективной ответственности, на которой основана легитимность концепции государства всеобщего благосостояния [19].

В определении ВОЗ в одну ряд с традиционными критериями здоровья - физическим (соматическим) и душевным (психическим) -поставлена также и образ жизни, которого человек придерживается через социальные и экономические обстоятельства.

В соответствии с вышеизложенным определению ВОЗ, проблему здравоохранения страны следует рассматривать как социальную, то есть такое, что касается всего общества, а не только медицины. Здоровье граждан - это зеркало общества, и за здравоохранение должны отвечать все, начиная с высших органов власти и заканчивая лично каждым гражданином.

XIМеждународная научно-практическая конференция

«Финансовое обеспечение первичной помощи составляет менее чем 10% средств, выделенных на охрану здоровья, что не позволяет достичь оптимального распределения объемов работы между уровнями медицинской помощи. В России на первичном уровне начинают и заканчивают лечение лишь до 30% пациентов в городах и до 50% пациентов в сельской местности» [2, 5].

«Согласно ФЗ от 21 ноября 2011 г. №2 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), государство гарантирует предоставление доступной социальной приемлемой первичной лечебно-профилактической помощи как основной части медико-санитарной помощи населению» [13].

«Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачами, которые имеют соответствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профилактику и лечение, чем врачи общей практики. Высокоспециализированная (третичная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготовку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, в случае лечения заболеваний, требующих специальных методов диагностики и лечения, а также с целью установления диагноза и проведения лечения заболеваний, что редко встречаются» [18, 23].

Выводы. Таким образом, в России в целом и Крым в частности сохранилась система здравоохранения, созданная в советское время, существование которой в рыночных условиях является проблематичным, поскольку она требует больших ассигнований. В современных условиях необходимо проведение определенных управленческих и организационных мероприятий, направленных на реформирование системы здравоохранения. Прежде всего, они должны

«Научные исследования и инновации» касаться обновления механизмов государственного управления

отраслью, а также научного обоснования и практического внедрения

новых методов управления, которые бы концентрировали усилия

органов государственной власти на решение противоречий и

устранение несоответствий между фактическими потребностями

населения в медицинской помощи и услугах и реальными

возможностями системы здравоохранения относительно качественного

удовлетворения этих потребностей в условиях трансформационных

преобразований. К тому же, нормативно-правовое обеспечение

здравоохранения представлено системой законодательных и

нормативных актов.

Система государственного управления сферой здравоохранения построена на вертикальных отношениях между структурными элементами. Так, основным координирующим органом государственного управления является Министерство здравоохранения России. За аккумулирование финансовых средств отвечают ФФОМС и ТФОМС. Современная отечественная система охрана здоровья способна оказывать квалифицированную медицинскую помощь и способствует повышению качества оказания медицинской помощи, охране и укреплению здоровья населения.

Библиографический список:

1. Басова А.Г., Карамова О.В. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России // Проблемы науки. 2017. № 4 (17).

2. Василенко М.А. Основы развития предпринимательства в здравоохранении России // Перспективы науки. Экономические науки. 2017. № 95 (8). C. 51-53.

XIМеждународная научно-практическая конференция

3. Гегерь Э.В. Актуальные вопросы совершенствования

управления здравоохранением с использованием информационных технологий // Фундаментальные исследования. 2017. (3). C. 30-34.

4. Грязнова Е.В. Здравоохранение в России и качество жизни населения // Теоретическая и прикладная экономика. 2014. № 4 (4). C. 72-85.

5. Гущина Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10 (10). C. 29-32.

6. Кузина Л.А. Качество медицинских услуг в условиях реформирования системы здравоохранения России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5.

7. Расторгуева Т. И., Проклова Т. Н., Карпова О. Б. К вопросу о реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015. № 3.

8. Хасанов Ф.З. Основные направления политики государства в сфере здравоохранения // Вестник БИСТ. Основы социального государства. 2014. № 125 (4). C. 19-22.

9. Хонелидзе М. П. Приоритеты развития Российской Федерации в стратегии национальной безопасности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 7.

10. Система здравоохранения в России: экономические проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=11773170 (дата обращения: 10.08.2021).

11. Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения Российской Федерации» система государственной поддержки продуцентов сферы услуг здравоохранения [Электронный

«Научные исследования и инновации» ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32337737 (дата обращения: 10.08.2021).

12. Анализ показателей смертности населения Московской области в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 .№ 598 «о совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» - тема научной статьи по прочим медицинским наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pokazateley-smertnosti-naseleniya-moskovskoy-oblasti-v-tselyah-realizatsii-ukaza-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-07-05-2012 (дата обращения: 10.08.2021).

13. Конституция российской федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Извлечения) [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37199990 (дата обращения: 10.08.2021).

14. Финансовое обеспечение социальной политики и социальной сферы [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32285184 (дата обращения: 10.08.2021).

15. Экспертный опрос по ключевым аспектам Социально-экономического развития Российской Федерации: архив за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30745662 (дата обращения: 10.08.2021).

16. Ключевые стратегии ВОЗ по совершенствованию национальных систем здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11926618 (дата обращения: 10.08.2021).

XIМеждународная научно-практическая конференция

17. Проблемы оценки эффективности затрат на

здравоохранение - тема научной статьи по наукам о здоровье читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-zatrat-na-zdravoohranenie (дата обращения: 10.08.2021).

18. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29034861 (дата обращения: 10.08.2021).

19. Нормативно-правовое обеспечение и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24277764 (дата обращения: 10.08.2021).

20. Оценка качества медицинского обслуживания [Электронный ресурс]. URL: https://medi.ru/info/6886/ (дата обращения: 10.08.2021).

21. Факторы, влияющие на качество медицинского обслуживания [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24872244 (дата обращения: 10.08.2021).

22. Обеспечение прав пациентов сельской местности на качественную медицинскую помощь [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19080871 (дата обращения: 10.08.2021).

23. Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы [Электронный ресурс]. URL:

«Научные исследования и инновации» https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32285302 (дата обращения: 10.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.