УДК 796.01
Гущина А.А.
студент
Новосибирский технологический институт (филиал) Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (г. Новосибирск, Россия)
АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация: рассмотрены основные аспекты нарушений осанки у студентов: причины возникновения, влияние нарушений на организм, способы профилактики и коррекции.
Ключевые слова: осанка, физические упражнения, правильная осанка, неправильная
осанка.
Осанка - это горизонтальное положение тела человека, принимаемое привычно в состоянии покоя. Она имеет большое значение для человека. В основном, это касается вопросов физиологии. Хорошая осанка является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Она помогает предотвратить проблемы со здоровьем, такие как боли в спине и шее, уменьшает риск травм и повышает эффективность дыхания и кровообращения.
Неправильная осанка мешает нормальному функционированию внутренних органов, наносит повреждения опорно-двигательному аппарату. В результате этого у человека возникают боли, развиваются хронические заболевания, ухудшается общее состояние организма. Не стоит забывать и о социальном значении осанки - человек с «прямой спиной» может быть более уверенным в себе, привлекательным для других людей.
Часто нарушения осанки встречаются у студентов. Они возникают из-за малоподвижного образа жизни, недостаточной физической активности в период
формирования осанки, травм, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому проблема неправильной осанки сегодня актуальна среди молодежи. В данной статье рассмотрены различные аспекты, связанные с осанкой, факторы, влияющие на нее, а также способы восстановления и поддержания правильной осанки для молодежи.
Формирование осанки - это процесс, который начинается с детства. Родители должны обучать детей правильной посадке и физической активности. Необходимо заинтересовать детей в физической культуре, чтобы они проводили больше времени на свежем воздухе и занимались спортом.
В настоящее время нарушение осанки становится все более распространенной проблемой среди детей, особенно в периоды активного роста скелета. Это связано с тем, что дети проводят много времени перед телевизором и компьютером уже в дошкольном возрасте. Многие дети недостаточно подвижны и испытывают нехватку двигательной и физической активности. Неправильно подобранная обувь также может повлиять на развитие осанки. Эти факторы негативно сказываются на построении опорно-двигательного аппарата ребенка [1, с. 1 - 2].
Нарушение осанки может вызвать заболевания позвоночника, расстройства пищеварения, проблемы с дыханием и другие неприятности. Если спина имеет искаженные физиологические изгибы, то позвоночник может не выполнять в должной мере свои амортизирующие функции. Такие отклонения могут привести к еще более серьезным повреждениям, таким как межпозвонковые грыжи и протрузии дисков [2 с. 2].
Гиперкифоз (круглая спина) снижает объем воздуха, поступающий в легкие на вдохе, из-за чего возникает недостаток кислорода в организме. Искажения осанки могут вызвать смещение и сжатие органов в брюшной полости, что может привести к расстройствам пищеварения, запорам, изжоге и грыжам. Нарушения осанки также могут нарушить связи между внутренними органами и спинным мозгом, что может вызвать боли и расстройства в разных
органах. Поэтому важно начинать воспитание правильной осанки с детства, стимулируя детей к физической активности и интересу к занятиям спортом. Правильная осанка является необходимым условием для здоровья человека и предотвращения многих заболеваний.
Физические упражнения и занятия спортом положительно влияют на становление здоровой осанки. Но на обычных занятиях физкультурой в спортивном зале учебного заведения восстановить утраченную выправку скорее всего не удастся. Это касается и узконаправленных тренировок по отдельным видам спорта. Такие занятия, пренебрегая общеразвивающими упражнениям, наоборот могут нанести дополнительный вред опорно-двигательному аппарату и организму в целом.
Для исправления неправильной осанку необходимо обратиться к специалисту ортопеду. Врач, согласно диагнозу, подберет необходимый набор процедур. Это может быть массаж, физиотерапия, использование корсета, ЛФК.
Процессе формирования правильной осанки может проходить следующим образом: проводятся два типа упражнений: подготовительные (1 этап) и основные (2 этап). На первом этапе осуществляется восстановление гибкости позвоночника помощью специальных упражнений. На втором этапе основной задачей является воспитание и контроль правильной осанки. Для этого используются различные упражнения, такие как статические (выполняемые у стены), например мельница, ножницы или альтернативный мостик, упражнения с предметом на голове, жонглирование, общеразвивающие и строевые упражнения, упражнения на разгрузку позвоночника. Кроме того, применяются корригирующие упражнения, которые помогают исправить уже имеющиеся дефекты осанки или предотвратить их возникновение.
Корригирующие упражнения делаются с целью восстановления мышечного баланса: расслабление напряженных мышц, сокращение расслабленных. Это позволяет восстановить нормальную работу мышц и удерживать туловище в правильном положении. Важно уделять внимание
разгрузке и расслаблению спины, так как спина испытывает постоянное давление. Межпозвоночные диски в положении лежа испытывают давление в -50 кг, в положении стоя - 100 кг, в положении сидя с выпрямленной спиной без опоры - 140 кг, стоя без груза в руках при наклоне туловища вперед на 20 градусов -150 кг, с десятикилограммовыми гантелями в каждой руке - 225 кг. Эти упражнения помогают снизить напряжение и ослабить давление в суставах. Однако, при выполнении упражнений необходимо следить за самочувствием и пульсом. В комплексе это приведет к улучшению мышечной системы, стимулированию кровообращения в суставах, стабильному опорно-двигательному аппарату[3, с. 3].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: осанка имеет большое значение в жизни человека. Поэтому необходимо следить за её развитием начиная с детства. Также необходимо поддерживать состояние опорно-двигательного аппарата на протяжении всей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горбунова Т.А. Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры // Инновационная наука. 2016. №8-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-osanki-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-metody-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniya-osanki-sredstvami-fizicheskoy (дата обращения: 08.06.2023).
2. Пашков А.П., Шипунов В.П. ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г. БАРНАУЛ // DIZWW. 2021. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vstrechaemost-narusheniy-osanki-sredi-studentov-g-barnaul (дата обращения: 08.06.2023).
3. О. А. Сбитнева Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов, имеющих нарушение осанки // Международный журнал
гуманитарных и естественных наук. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-sostoyanie-zdorovya-studentov-imeyuschih-narusheme-osanki (дата обращения: 08.06.2023).
Gushchina A.A.
Russian State Universityof A.N. Kosygin (Novosibirsk, Russia)
ASPECTS OF POSTURE DISORDERS IN STUDENTS
Abstract: the main aspects of posture disorders in students are considered: the causes of occurrence, the impact of disorders on the body, methods of prevention and correction.
Keywords: posture, physical exercises, correct posture, incorrect posture.