ISNN 1029-3388
Слаутин И.В.
АСПЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ
Сегодня мировая экономика переживает сложный период - период мирового экономического кризиса. Кто-то считает, что кризис давно миновал, а кто-то уверен, что он будет продолжаться до тех пор, пока пострадавшие страны окончательно не оправятся от его негативных последствий.
Россия так же не осталась в стороне и ощутила негативное влияние кризиса одновременно с другими государствами. Однако в первый период это влияние было незначительным. Во-первых, связано это с тем, что у российской банковской системы не было крупных прямых вложений в ценные бумаги, выпускаемые ипотечными агентствами в США. Во-вторых, сохранялись высокие цены на нефть, которые позволили сформировать так называемую, «финансовую подушку безопасности». Она- то и смягчила влияние кризиса. Совокупность этих факторов привела к тому, что инвесторы рассматривали Россию как «тихую гавань» на фоне нестабильной глобальной финансовой ситуации. Поэтому, несмотря на сокращение ресурсов на глобальных кредитных рынках, Россия, получив рекордный приток денежных средств в 2007 г., оставалась привлекательной для иностранного капитала.
Однако торговля нефтью не является гарантом светлого будущего экономики страны, инвестиционной привлекательности и стабильности. Россия не может постоянно «сидеть на нефтегазовой игле». Рано или поздно природные ресурсы заканчиваются, и весь мир стремится найти им альтернативную замену. Поэтому необходимо думать уже сегодня, как можно привести нашу экономику к процветанию, сделать ее устойчивой к различным негативным воздействиям и обеспечить стабильное развитие без торговли природными ресурсами. Это - проблема, но она решаема. Одним из вариантов решения данной проблемы является развитие малого и среднего бизнеса.
Почему именно малый и средний бизнес? Дело в том, что создание любого малого предприятия не требует огромных материальных затрат и решает часть проблем с занятостью населения там, где оно организовано. С его помощью сглаживается расслоение общества по уровням дохода, снижается социальная напряженность, формируется средний класс.
Малые предприятия подпитывают крупный бизнес. Ведь им требуются и передовые технологии, и новое оборудование, и современные материалы. Все это можно получить только от крупных предприятий, способных заниматься инновациями. Поэтому, чем больше предприятий малого бизнеса, тем больше спрос на поставки всего для них необходимого. Вот почему именно малому и среднему бизнесу нужно уделять особое внимание.
Следует отметить, что он не может активно развиваться сам по себе. Для этого необходимо создавать условия и всячески поддерживать бизнес. Примеры мировых успешных экономик говорят о том, что поддержка малого бизнеса государством обязательна. В противном случае его развитие замедленно или невозможно вовсе. И эта поддержка должна быть не только законодательной, но и финансовой. Финансово-кредитные ресурсы должны быть доступны. То есть, кредиты должны иметь малые или льготные процентные ставки. Должно быть либеральное налогообложение. Малый бизнес должен иметь некую опору, которая не даст ему погибнуть в кризисное время.
Поддержка малого и среднего бизнеса существует и в России. Созданы многочисленные программы, выделяются огромные средства на реализацию этих программ. Но при всем
48
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №1/2013
этом, Россию все еще трудно назвать благоприятной для предпринимателей. Малый бизнес у нас занимает лишь 17% в ВВП, в то время как в развитых странах - 50% - 90%[1].
По мнению общероссийской общественной организации «Опора России», нехватка квалифицированного персонала и налоги стали главными препятствиями для развития малого и среднего предпринимательства в стране. Низкая доступность финансирования среди негативных факторов заняла третье место [5] .И это только часть проблем. В результате сегодня предприниматели сдержанно оценивают перспективы развития своего бизнеса.
Старший партнер BDO в России (ведущей национальной аудиторско-консалтинговой группы компаний) Александр Веренков считает, что два основных препятствия для бизнеса - нехватка квалифицированных специалистов и высокие налоги - взаимосвязаны. «Квалифицированный работник знает себе цену, ему нужна высокая зарплата и, что особенно важно, «белая зарплата», чтобы он мог брать кредиты, получать страховку и не бояться налогового инспектора. А работодатель после введения повышенных страховых взносов поставлен перед выбором: уйти в тень или разориться из-за чрезмерной нагрузки на фонд оплаты труда», - говорит эксперт [5].
Вообще по регионам ситуация разная. Где-то дела обстоят лучше, где-то хуже. Город Сочи относится к числу тех, где малый и средний бизнес чувствует себя несколько комфортнее. Проведение Зимних Олимпийских Игр обязывает город соответствовать международному экономическому и политическому уровню. В силу этого развитость предпринимательства играет немаловажную роль, потому что обеспечивает развитие городской экономики, инфраструктуры и инвестиционной привлекательности. В администрации города это понимают, поэтому для достижения всех этих благ была утверждена городская целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Сочи на 2011-2013 годы».
В рамках этой программы уже сделано многое:
1. Создано Управление по поддержке и развитию малого предпринимательства города Сочи.
2. Организована финансовая поддержка, по которой осуществляется субсидирование части затрат на приобретение основных фондов с выделением предпринимателям до 300 000 рублей.
3. Осуществляется субсидирование 2/3 ставки рефинансирования при погашении кредитов, полученных на развитие бизнеса.
4. Проводится стимулирование предпринимателей в продвижении продукции и услуг на новые и более широкие рынки. Для этого муниципалитет компенсирует 70% стоимости аренды выставочных площадей, при участии предпринимателей в различных форумах, ярмарках, выставках на территории не только в России, но и за рубежом [2].
5. Работают анонимные «ящики доверия» для того, чтобы каждый предприниматель мог оставить свое сообщение с интересующими его вопросами или жалобами на различные нарушения.
6. Создан Международный Тренинг-Центр «Свои в Сочи». Эта организация оказывает услуги по интенсивному обучению физических и юридических лиц, целью которых является деловая активность, создание и развитие собственного бизнеса и успешной предпринимательской деятельности.
7. В помощь начинающим предпринимателям в 2012 году была создана Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимателей Сочи». Ее передвижной мобильный офис - приемная «Сделай свой шаг», сейчас находится в центре города. В приемной оказывают помощь всем, кто хочет грамотно спланировать свою деятельность, ведется консультирование о существующих видах поддержки [2].
49
ISNN 1029-3388
Еще раньше, в 2009 году, было опубликовано Постановление Главы города Сочи от 17.07.2009 № 242 «О создании комиссии по преодолению административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства при Главе города Сочи».
Активных и результативных предпринимателей города поощряют. Специально для этого глава города издал Постановление от 05 октября 2009 года №321 «О проведении городского ежегодного конкурса «Лучшие предприниматели города Сочи».
Работает координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, учрежденный постановлением Главы города Сочи от 15 июля 2008 года № 761.
Проводимые меры способствуют развитию малого и среднего предпринимательства в городе. Однако это развитие все еще носит замедленный характер. Об этом свидетельствует статистика недавних лет, предоставленная Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. Так, в 2011 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города Сочи на 10 000 человек населения составило 771 единицу, по отношению к аналогичному периоду 2010 года произошло снижение малых и средних форм хозяйствования на 5,8%. Снижение произошло в связи с закрытием давно не действовавших предприятий. В 2012 году данный показатель составил 772 единицы, в 2013 и 2014 годах планируется 773 и 775 единиц, соответственно.[4] Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2011 году составила 29,5%, что меньше аналогичного показателя в 2010 году на 3%, это связано с тем, что количество среднесписочной численности в других отраслях растет значительно быстрее количества работников малых и средних предприятий. К 2014 году прогнозируется незначительное увеличение до 29,7%. [4]
Доля общего годового объема заказов у субъектов малого предпринимательства по городу Сочи в 2010 году составила 10,2%. В 2011 году данный показатель увеличился и составил 11,5%. На 2013 - 2014 годы данный показатель планируется увеличить и сохранить на уровне 12%. [4]
В рамках новой Программы развития на 2011 - 2013 гг. в 2011 году оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, составившая всего 0,2% от вновь созданных субъектов. Это, несомненно, мало. К 2014 году в рамках данной программы планируется оказать финансовую поддержку до 7,4% от вновь созданных субъектов. [4]
Городу в направлении развития малого и среднего предпринимательства еще нужно сделать многое. Но, даже если администрация города будет делать все необходимое, это лишь незначительно облегчит ситуацию, потому что необходимо решать проблемы бизнеса на государственном, а не региональном уровне.
Важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства играют не только поддержка со стороны государства и муниципальных властей, но и усилия самих предпринимателей, их методы, инструменты и подходы, которыми они пользуются в своей повседневной работе. И нужно, чтобы они соответствовали современным требованиям. Однако анализ ситуации показывает, что методы, которыми пользуются предприниматели, устарели и являются малоэффективными в условиях сегодняшней российской действительности. Необходимы новые технологии, инструменты, методики развития малого предпринимательства, отвечающие современным требованиям. Предприятиям малого и среднего бизнеса нужно учиться находить новые пути развития, всегда стремиться к большему, получать новые знания, нестандартно мыслить, быть креативными и инновационными. И тогда, даже в условиях несовершенства российской системы поддержки малого и среднего бизнеса, можно будет встать на путь развития.
50
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №1/2013
Активно малому и среднему бизнесу следует пользоваться маркетинговыми инструментами. Малому, а тем более только что вышедшему на рынок предприятию, как воздух необходимо заявить о себе, сформировать благоприятный имидж, наработать базу клиентов и поставщиков, изучить рынок, определить его потребности и удовлетворить их. А все это возможно только при использовании современных маркетинговых подходов, потому что маркетинг - это процесс, объединяющий возможности предприятия и нужды потребителя. Так, покупатель удовлетворяет свои потребности, а предприятие получает доход от реализации товара. При этом маркетинговые подходы не должны быть шаблонными. Комбинация маркетинга традиционного и современного с привнесением в него всевозможных дополнений, несомненно, будет являться залогом успеха молодой компании.
Кто-то может возразить, что использование маркетинговых инструментов для малого и даже среднего бизнеса - это очень дорого и поэтому невозможно. И это, действительно, так. Но тут прослеживается очень интересная ситуация. Дело в том, что сегодня, практически, никто не умеет определять финансовую отдачу от вложений в маркетинг, и, поэтому относит его к издержкам. А так как малый и средний бизнес существуют в условиях ограниченности финансовых ресурсов и постоянно стремятся минимизировать свои издержки, то от маркетинга многие отказываются, что в корне не правильно.
Маркетинг - это жизненно важный инструмент в становлении и развитии малого и среднего бизнеса, способный обеспечить коммерческий успех (прибыль и рост стоимости бизнеса), а поскольку все это является целью создания любой коммерческой организации, следовательно, маркетинг можно отождествлять с самой сутью бизнеса. По этой же причине можно говорить о том, что маркетинг есть всегда в любой коммерческой структуре, даже там, где нет формально выделенных сотрудников-маркетологов. Не обязательно формировать целый отдел маркетинга на предприятии, который, действительно, будет относиться к издержкам и, причем, большим. Функции маркетинга может выполнять собственник бизнеса, директор или сотрудники отдела продаж. А с современными технологиями это становится проще и дешевле, поэтому ими необходимо активно пользоваться. Уже давно настал век автоматизации, скорости, мобильных технологий, Интернета, облачных решений и информационного общества. Без учета всего этого построить успешный бизнес невозможно.
Следует отметить, что важность маркетинга повышается одновременно с темпами развития информационного общества. Покупатель с каждым днем становится все грамотнее и отлично разбирается во всех нюансах интересующей его продукции. К тому же, теперь покупатели объединяются в Интернете. Благодаря чему они могут обсуждать друг с другом все достоинства и недостатки товаров, а также читать отзывы тех, кто уже пользуется этими товарами. Постоянно появляются новые компании, предлагающие схожие товары. Растет конкуренция. В подобных условиях трудно работать даже крупному бизнесу, не говоря уже о малом и среднем. И опять маркетинг может помочь в сложившейся ситуации.
По данным компании «Forrester», 70% пользователей сначала изучают информацию о товаре или услуге в Интернете, а затем покупают их в магазинах своего города. [3] Это означает, что миллионы людей ежедневно вводят миллиарды поисковых запросов. Размещение информации о своей компании в интернете равносильно открытию магазин на самой оживленной улице города. Это огромный потенциал для малого и среднего бизнеса, которым просто глупо не воспользоваться. На наших глазах формируется новый тип маркетинга - Интернет-маркетинг, способный обеспечить компанию колоссальным объемом информации в короткие сроки при минимальных затратах.
Использование в совокупности информационных технологий, маркетинга, грамотной экономической политики, знаний и существующей государственной поддержки способно сфор-
51
ISNN 1029-3388
мировать новые пути развития, новые методы и инструменты, которыми будет пользоваться бизнес в своей повседневной работе. Все это обеспечит не только существование малого и среднего бизнеса в Сочи, но и даст толчок к его развитию, поскольку развиваться есть куда.
Город по-прежнему серьезно отстает от мировых туристических центров по развитию сети общественного питания. Нет ни маленьких кафе, ни интересных ресторанов с разнообразной кухней. Нет продуманных городских маршрутов, удобных для прогулок и отдыха вдоль центральных улиц города, где на каждом шагу были бы уютные заведения для отдыха. Очень однообразны сувенирные товары и форма их подачи. Практически, нет доступных спа-комплексов с современными банными услугами, массажными салонами. В целом, город скуден на разнообразие курортных услуг.[2]
Очень важно и развитие того, что было исконно сочинским - это уникальное сельское хозяйство. Надо всерьез задумываться о создании сельских усадеб, поддерживать производство мёда, ореха, фруктов, развивать небольшие животноводческие фермы в сельской местности. Необходимо возрождать и развивать самые разные, может быть, небольшие производства, которые обязательно найдут в городе своих потребителей. Потенциал для развития малого и среднего бизнеса в Сочи очень велик, необходимо только его системно поддерживать, создавая благоприятные условия.[2]
Подготовка к Олимпиаде может обеспечить ускоренное развитие бизнеса. Ведь в Сочи не только возводятся спортивные объекты, но и создается современная инфраструктура для превращения города в круглогодичный горноклиматический курорт мирового уровня. Такому курорту необходимо совершить быстрый и качественный рывок в развитии сервисной инфраструктуры. А сделать это могут только малые и средние предприятия. Как показывает мировой опыт, именно они оказывают большую часть разнообразных и доступных туристических услуг. Поэтому в ближайшей перспективе планируется создать в городе надежную финансовую организацию, которая бы обеспечила малые предприятия микрофинансированием до 1 млн. рублей под фиксированный невысокий процент.[2]
Для поддержки малого и среднего предпринимательства в городе делается многое, и поэтому бизнес развивается, но он мог бы развиваться более быстрыми темпами. Это зависит как от действий со стороны администрации города, так и от активности самого предпринимательского сообщества.
Библиографический список
1. Екатерина Карпенко. ЗАО «Газета.Ру»[Электронный ресурс] : Малый бизнес выходит на пенсии. URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/02/12/4963249.shtml (дата обращения: 04.03.2013).
2. Информационное телеграфное агентство России региональное представительство в Краснодарском крае [Электронный ресурс] :СОЧИ, 21 декабря 2012. /Корр. ИТАР-ТАСС КУБАНЬ Татьяна Фомина/ Максим Жосан: Для развития малого бизнеса в Сочи большой потенциал. URL: http://www.itar-tasskuban.ru/ news/article.type=interview&i=36469 (дата обращения: 27.12.2012).
3. Маркетинг онлай [Электронный ресурс] : Локальный интернет-маркетинг. URL: http://www.google.ru/ intl/ru/ads/learn/market-online/videos/local-marketing.html (дата обращения: 05.03.2013).
4. Пахомов А.Н. О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период : Доклад от 25 апреля 2012 года.
5. Рустем Фаляхов. ЗАО «Газета.Ру» [Электронный ресурс] : Некого нанять. URL: http://www.gazeta.ru/ business/2012/12/05/4879657.shtml (дата обращения: 05.12.2012).
52