Научная статья на тему 'Аспекты личностного становления в творчестве Л. Н. Когана'

Аспекты личностного становления в творчестве Л. Н. Когана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виноградова Инна Вадимовна

Статья посвящена изучению философского аспекта творчества Л.Н. Когана, связанного с проблемой личности, личностного становления и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты личностного становления в творчестве Л. Н. Когана»

УДК 009

Виноградова Инна Вадимовна

психолог, аспирант кафедры философии

Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург inna.vino gradova@list.ru Inna V. Vinogradova

psychologist, graduate student of chair of philosophy of the Ural state economic university, Yekaterinburg inna.vinogradova@list.ru

Аспекты личностного становления в творчестве Л.Н. Когана Aspects of personal formation in the works of LN Kogan

Аннотация. Статья посвящена изучению философского аспекта творчества Л.Н. Когана, связанного с проблемой личности, личностного становления и самореализации.

Ключевые слова: личность, самореализация, ценности, творчество, социалъ-ное творчество.

Annotation. This article is devoted to philosophical reflection on creativity of Lev Kogan associated with aspects of personal formation and self-realization.

Keywords: person, self-realization, values, creation, social creativity.

Творчество Льва Наумовича Когана, одного из выдающихся ученых и мыслителей ХХ столетия, было чрезвычайно многогранным и длилось более полувека. Как соотнести этот срок, в течение которого автор находился в вечном движении на своем творческом пути с Вечностью и временем, Вечностью и бесконечностью, Вечностью и абсолютом - со всеми теми вопросами, которые ставила и ставит наука, размышляя о Вечности? Это можно сделать, только обратившись к творчеству автора, анализируя и осмысливая его. Переоценить значение творческого наследия Л.Н. Когана невозможно, т.к. его творчество соотносится с тем, что переоценить невозможно - с жизнью. И неудивительно, что именно эта мысль о Вечности, которая утверждает жизнь (как бы это не показалось парадоксальным на первый взгляд), лежит в основе книги.

Если говорить о краткости, временности человеческой жизни, которая «не более чем миг, краткая вспышка», то нужно заметить, что Лев Наумович творил в один из сложнейших периодов отечественной истории, но при этом, иногда отдавая невольную дань «правилам игры» своего времени, не был ни догматиком, ни диссидентом. Его научное творчество - не формулы и правила, а сложный и противоречивый процесс поиска истины. Поэтому-то его жизнь, «.. .краткая человеческая жизнь оказывается причастной не только к безжалостно текущему времени, но и к Вечности!»[1, C.5].

«Мы живем в сложную переходную эпоху - экономического, политического и духовного кризиса», - говорил Л.Н. Коган в начале 90-х годов прошлого века [1, C.11]. Его работы актуальны сегодня настолько, как если бы автор жил, мыслил, творил сегодня, среди нас, живущих уже в ХХ1 веке: «Только сейчас началась самая значительная из всех реабилитаций - реабилитация Человека как самоцели всего общественного

развития. Вот почему именно в наши дни впервые после десятилетий негласного запрета снова начат серьезный разговор о Вечности, причем не только о вечности материи во времени..., а именно о вечном, непреходящем в жизни человека»[1, С.9], «У каждого из нас есть определившие его судьбу мгновения, свои «звездные часы», свои интимные отношения с Вечностью. Но, думаю, у всех у нас есть неистребимая вера в Россию, в ее будущее, в счастье ее народов»[1, С. 11]. Человечная Вечность - вот что отличает мысль ученого в размышлении над этим вопросом.

Разработка проблематики человека и его судьбы - одна из основных тем научного творчества Л.Н. Когана («Цель и смысл жизни человека» (1984), «Человек и его судьба» (1998) и др.), но именно «Вечность», одна из поздних работ автора, носящая онтологический характер, положена в основу данного исследования. Он рассуждает здесь об общечеловеческих ценностях, без которых ни один из нас не имеет возможности состоятся как личность; противопоставляет общечеловеческое преходящему, временному, не имеющему значительной ценности ни для человечества в целом, ни для группы людей, ни даже для отдельно взятой личности, если вкладывать в понимание этого феномена наиболее полный смысл. Включая в эту основу размышления Л.Н. Когана о становлении личности из других его работ, посвященных данной проблематике, мы можем ясно увидеть, что весь исследовательский пафос «Вечности» - не нечто абстрактное, идеальное, оторванное от нашей жизни, но направлен на осмысление сущности реального человека, являющегося и духовным существом и существом социальным.

В «Вечности», наряду с мыслью самого автора, можно проследить взгляд на эту проблему таких мыслителей, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский и др.

В первой главе книги «Часы без стрелок» Л.Н. Коган говорит о том, что «.отнюдь не простая любознательность заставляет искать ответы на вопросы, которые ставит размышление о Вечности в истории человеческой мысли и подчеркивает, что в решение проблемы Вечности упираются и такие важные для каждого вопросы, как жизнь и смерть, как смысл человеческой жизни, как социальная память, как жизненный путь человека - превратности его судьбы» [1, С.13] и далее дает исторический очерк, посвященный исследованию Вечности, которое ведется с начала существования человеческих цивилизаций.

Своего рода «мифологическая философия» Древней Индии и Китая в вопросах изучения Вечности получает своеобразное звучание, как считает автор «Вечности», и является деятельной, творящей мир и дающей возможность человеку обрести бессмертие дел, добродетели и слов.

Все развитие античной философии, прослеживаемое Л.Н. Коганом, не сразу, но приводит к мысли о том, что Вечность является синонимом непреходящего, обновления (Гераклит Эфесский), настоящего (Парменид), становления (Платон). Аристотель настаивает на том, что в данном вопросе речь идет не о возможности, а о реальном бытии, существовании. Греческий философ Плотин поддерживает идею Платона о становлении Вечности и вносит собственный взгляд: Вечность самодостаточна и обладает творческим началом.

Период становления учения о Вечности фактически заканчивается учением Августина о том, что Вечность - есть, что это вечное настоящее, реальность настоящего. Продолжая мысль Августина, Л.Н. Коган говорит о том, что Вечность можно представить как устойчивое во времени.

Во второй главе «Вечности», которая называется «Вечность и время», автор критикует материалистическую точка зрения, согласно которой Вечность выступает простой модификацией времени, бесконечным временем, ведет к отрицанию ее как философской категории. При таком понимании она становится обозначением «времени мира», «временем материи» или же какого-то «чистого времени» в его бесконечной длительности [1, С.44]. Связь времени и Вечности неоспорима, но при материалистическом подходе Вечность теряет самостоятельное смысловое значение и превращается в один из атрибутов времени. Нельзя не согласиться с его мыслью, что человек, постигая бесконечность в этом ракурсе, тем более бесконечность разных порядков, испытывает только «horror mfinity» - «ужас бесконечности». Открыв «Словарь философских терминов», мы можем прочесть: «В материализме под вечностью понимается бесконечность времени существования материального мира, несотворенного и неуничтожимого. При этом вечность присуща лишь материи в целом, каждая отдельно взятая материальная система рассматривается как преходящая, имеющая начало и конец во времени» [5, С.78]. Чтобы прокомментировать это высказывание, можно привести следующую цитату Г.В. Гегеля: «Вечность имеет здесь лишь маловажный смысл некоторого дурно-бесконечного времени» [1, С.44]

Итак, соглашаясь во многом с древними мыслителями и критикуя материалистическую точку зрения для понимания Вечности, Л.Н. Коган подводит нас к идеям многоуровневости Вечности, вечного круговорота, звенья которого - круги бесконечной спирали. («Бывает, скажут о чем-то: смотри - это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас» - знаменитый афоризм Соломона подтверждает эту мысль), инвариантности, непроходящей и непрерывной смене таких кругов, неисчерпаемости - не просто сумме конечных величин, а изменении одного конечного, которое, выходя за свои границы, превращается в другое конечное и в каждый момент времени находится здесь и сейчас [1, С.46-50]. Думается, что эти характеристики Вечности соотносимы с характеристиками отдельно взятого человека. Вечность обладает множеством уровней - человек же многообразен в проявлениях его личности [2, С.200]. Вечность -всеедина, человек - «живое единство бесконечности и конечности, безусловности и тленности, необходимости и случайности, узел мира идеального и реального». Вечность духовна - духовен и человек, связан с Вечностью посредством духовных ценностей, «чем значительнее его духовное богатство, тем больше может дать он обществу, тем весомее его вклад в общее дело...» [2, С.201]; другими словами, духовность человека является его личностным ядром, которое притягивает к себе другие потенциалы личности, подобно ядру атома.

Обращаясь в «Вечности» к философии В.С. Соловьева, Л.Н. Коган соглашается с его тезисом, что человек столь же вечен, как и Бог. Расходясь здесь с официальным вероучением и говоря о вечности человека, В.С. Соловьев считает, что человек - частица мировой вселенской души, божественного «мирового разума» - Софии и поэтому он является более чем реальным. А вот осуществить такое приобщение человек может только в процессе творчества. Эту точку зрения разделяет автор «Вечности», она верна и на наш взгляд.

Творчество человека многолико: оно может быть и художественным, и литературным, и прикладным. Но особое внимание в нашем исследовании хотелось бы уделить такому виду творчества, как социальное творчество. «Под социальным творчеством мы понимаем солидарное созидание человеком таких форм общения и общественных отношений, а также таких их критериев и показателей, которые в совокуп-

ности обеспечивают максимальный простор для развертывания универсальной человеческой природы, продуктивно-творческих сил каждой человеческой личности и каждой социальной общности» [6,С.109]. В работах Л.Н. Когана основные аспекты творческой деятельности личности можно рассмотреть через феномен социального творчества.

Один из них - трудовая деятельность.

Тема трудовой деятельности у Л.Н. Когана - «сквозная» для многих его работ: «Труд и красота» (1963), «Диалектика материальных и моральных стимулов к труду» (1966), «Проблемы труда в эстетике» (1967) и многих других. Хотя эти работы и носят выраженный социологический оттенок исследований, автор неустанно говорит о вечной ценности труда, необходимости творческого отношения к трудовой деятельности. В своей работе «Цель и смысл жизни человека» Л.Н. Коган приводит данные социологической статистики, согласно которым труд выступает главной, основной сферой самореализации личности подавляющего большинства респондентов [2,С.245], но неоднократно подчеркивает необходимость целостного, универсального, всестороннего подхода к изучению трудовой деятельности. В «Вечности» трудовая деятельность предстает важнейшей вечной ценностью, как в жизни отдельного человека, так и любого народа. «Однако вечной ценностью является далеко не всякий труд: ею не может стать труд подневольный, принудительный, труд тяжелый, механистический, отупляющий человека. Такой труд скорее преходящ... Любая попытка увековечить тачку, кирку или лом представляет собой только опошление Вечности. Вечен и непроходящ творческий труд, труд - самореализация личности» [1,С.88]. Такой труд перестает быть, по нашему мнению, обязанностью, «повинностью», которая тяготит человека, но является основой свободы для разумной, целенаправленной, разносторонней трудовой деятельности, предпринимательства, дает возможность реализовать «свои сокровенные жизненные планы и программы, осуществить свои мечты» [1, С.89]. Такой взгляд на трудовую деятельность имеет еще один аспект: любой ее материальный результат будет преходящим для человека и преодоленным в последующем развитии, это предполагает беспредельность, неисчерпаемость творческого развития трудового потенциала личности.

В творческой трудовой деятельности Л.Н. Коган усматривает еще одну важную составляющую - эстетическую, которую называет одной из высших ценностей трудовой деятельности. Этой теме посвящен целый ряд его работ: «О красоте подлинной и мнимой» (1959), «Что такое красота» (1960), «Труд и красота» (1962) и ряд других. «Человек красив и славен трудом!» - этот известный лозунг советской эпохи для Л.Н. Когана не был просто лозунгом; эстетическое начало трудовой деятельности, по мнению автора (и с этим трудно не согласиться) - часть человеческой сущности. К эстетическому началу в труде Л.Н. Коган относил три неразрывно взаимосвязанных друг с другом момента: - стремление получить эстетическое наслаждение от самого процесса труда как игры духовных сил человека, наслаждение творчеством во время работы; -стремление создавать в процессе труда красивые, имеющие эстетическую ценность вещи: будь то товары народного потребления или производственное оборудование; -красота самих условий труда и, что на наш взгляд хочется особо подчеркнуть, красота общественных отношений, которые складываются в процессе трудовой деятельности [3, С. 16].

Эстетическая тема в жизни человека не нова в философской мысли, так или иначе ее касаются многие мыслители с древнейших времен. «Красота есть лишь спо-

соб подачи - чего? - того, что есть в бытии человека», - пишет С.Л. Рубинштейн [7, С.124]. Л.Н. Коган в своем творчестве развивает идею о том, что красота есть способ творческой подачи трудового потенциала личности.

Говоря о социальном творчестве, уместно рассмотреть еще один важнейший аспект человеческой жизни и личностного становления, который затрагивает ученый в «Вечности»: он говорит о доме, вкладывая в понятие дом гораздо больший смысл, чем это могло бы показаться. «Только «дом-семья», а отнюдь не «дом-жилплощадь» может восприниматься как вечная ценность», ассоциироваться с родителями, семьей, домашним уютом[1, С. 88].

Испокон веков в русской семье нравственные ценности, прививаемые ею, тесно соединяясь с другими аспектами личностного становления, служили основой для многих представлений и действий личности: уважительное отношение к старшим, забота о стариках и детях, беспомощных родственниках, милосердие в самых разных его проявлениях, помощь и взаимопомощь, трудолюбие, понятие чести и долга, ответственность за взятые на себя обязательства. Но вряд ли нуждается в дополнительном обосновании мнение, что сегодня под угрозой само существование института семьи, в то время, когда семья, на фоне всеобщей изменчивости, должна быть не только «тихой гаванью», но и детерминантой духовно-нравственного развития личности и общества в целом. Л.Н. Коган считает, что причина подмены понятия «отчий дом» на понятия «жилплощадь», «квартира», «здание» кроется в урбанизации, но сегодня очевидно, что корни проблемы уходят гораздо глубже: вместе с глобальным кризисом во всех сферах жизни, который переживает сейчас человечество (экономической, политической и т.д.), для него характерно и глобальное духовно-нравственное обнищание. Нить родства, связывающая членов семьи - это отнюдь не «штамп в паспорте» или наличие совместной собственности, но духовное единение, духовная любовь членов семьи, которая сегодня, к сожалению, утрачена в большинстве семей.

В «Вечности» Л.Н. Коган, поднимая эту и другие проблемы, видит путь их решения в охране Вечности, в спасении вечных ценностей, не находя в этом ничего туманного и мистического. «Читатель может усомниться: надо ли спасать эти ценности, если они вечные? Ведь погибнуть они не могут. Да, вечные ценности не погибнут, и спасаем мы их для нашего современного человека, нередко забывающего об их существовании. Мы спасаем этим фактически не ценности, а самого человека» [1, С. 141]. Средством для спасения является, по мнению автора, социальная память и культура.

Тема культуры является еще одной темой, проходящей «красной нитью» в творчестве Л.Н. Когана, где она «понимается не как хранилище накопленных обществом духовных продуктов, но как живой процесс их производства, распределения и потребления» [8]. Но в «Вечности» культура является вечной ценностью, она бесконечна, неповторима и является объективированным субстратом социальной памяти, а последняя, в свою очередь, - хранилищем и гарантом бессмертия культуры [1,С.169].

Таким образом, рассматривая в «Вечности» через призму социального творчества такие основные аспекты жизни и деятельности человека, как трудовая деятельность и семейные отношения, мы видим, что они не только имеют возможность, но и должны раскрыть универсальную сущность человеческой личности, обеспечить максимальный простор для реализации ее творческого потенциала. Подчеркивая ответственность человека перед Вечностью, Л.Н. Коган говорит о недопустимости игнорирования общечеловеческих ценностей.

Хоть сколько-нибудь объективно и всесторонне исследовать и показать все богатство творческого наследия Л.Н. Когана в рамках одной статьи невозможно, но, подводя итог, можно сказать, что оно содержит в себе основу для раскрытия универсальной сущности человеческой личности, обладающей бесконечными возможностями развития. В нем в значительной степени учтен духовно-нравственный аспект, без которого о полноценном личностном становлении говорить бессмысленно. Несмотря на то, что в «Вечности» автор рассуждает с «высоких» онтологических позиций, его взгляды не нечто абстрактное и оторванное от реальности, но обосновывают и провозглашают жизнь конкретного человека как вечную ценность, делая его сопричастником Вечности.

Литература

1. Коган Л.Н. Вечность. Екатеринбург, 1994.

2. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека/Личность. Культура. Общество. Екатеринбург, 2009. С.200-273.

3. Коган Л.Н. Труд и красота/Личность. Культура. Общество. 2009. С.12-

22.

4. Коган Л.Н. Человек и его судьба. Москва, 1988.

5. Словарь философских терминов под ред. Кузнецова В.Г. Москва, 2012.

6. Матвеева А.И., Саранчин Ю.К. Духовность. Личность. Социальное партнерство: социально-философский аспект. Екатеринбург, 2012.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Санкт-Петербург, 2012.

8. Вишневский Ю.Р., Вишневский С.Ю., Шапко В.Т. Л.Н. Коган о социальных проблемах культуры и личности. Электронный ресурс WWW.DISSERS.RU.

Literature

1 . Kogan L.N. Vechnost. Yekaterinburg, 1994.

2 . Kogan L.N. Tsel and meaning of the life person/personality. Culture. Society. Yekaterinburg, 2009. Page 200-273.

3 . Kogan L.N. Work and beauty/personality. Culture. Society. 2009 . Page 12-22.

4 . Kogan L.N. Chelovek and his destiny. Moscow, 1988.

5 . The dictionary of philosophical terms under the editorship of Kuznetsov V. Moscow, 2012.

6. Matveeva A.I. Saranchin Yu.K. Dukhovnost. Personality. Social partnership: social and philosophical aspect. Yekaterinburg, 2012.

7. Rubenstein S. L. Chelovek and world. St. Petersburg, 2012.

8 . Vishnevsky Yu.R. Vishnevsky of S.Yu. Shapko V. T. L.N. Kogan about social problems of culture and the personality. Electronic WWW.DISSERS.RU resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.