Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
культура речи / развитие речи / речь / коммуникация / педагогика / speech culture / speech development / speech / communication / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е. В.

В работе уделяется внимание важности речевой культуры в контексте образования и профессионализма педагога. Представлено определение культуры речи и описание её ключевых компонентов. Подчеркнуты принципы культурной речи в педагогическом процессе. Указаны отрицательные воздействия на речевую культуру и рекомендации для её улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF SPCH CULTURE IN MODERN PEDAGOGY

The paper focuses on the importance of speech culture in the context of education and teacher professionalism. The definition of speech culture and a description of its key components are presented. The principles of cultural speech in the pedagogical process are emphasized. The negative effects on speech culture and recommendations for its improvement are indicated.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

УДК 37

Волкова Е.В.

магистрант факультета философии и психологии Воронежский государственный университет (г. Воронеж, Россия)

АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: в работе уделяется внимание важности речевой культуры в контексте образования и профессионализма педагога. Представлено определение культуры речи и описание её ключевых компонентов. Подчеркнуты принципы культурной речи в педагогическом процессе. Указаны отрицательные воздействия на речевую культуру и рекомендации для её улучшения.

Ключевые слова: культура речи, развитие речи, речь, коммуникация, педагогика.

Человеческая культура, несомненно, ярко проявляется в нашей речи, которая помогает нам отражать способность выражать свои мысли, чувства, эмоции. Речь является важным показателем каждого человека и отражает его профессионализм в определенной области. Развитие и совершенствование речи является важным аспектом обучения педагогов во всех ВУЗах. В профессиональной культуре речи педагога выделяют три основных компонента: нормативный, коммуникативный и этический, которые определяют правильность произношения, способность восприятия речи собеседника и уместность высказываний в соответствии с ситуацией.

Такие ученые как Винокур Г. О., Пешковский А. В., Голуб И. Б., Чернышев В. И., Щербы Л. В. считают, что речевая культура определяет эффективность образовательного процесса, что и лежит в основе их научных работ.

Советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Г. О. Винокур предложил идею разграничения двух аспектов культуры речи. «Понятие культуры речи, - пишет он, - можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду только правильную речь или также речь, но искусную. Искусная речь предполагает умение говорить не только правильно, но в принципе и мастерски, как пишут и говорят мастера художественной речи» [1].

Советский и российский учёный-языковед, кандидат филологических наук И. Б. Голуб утверждает, что культурной мы должны считать речь, которая отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью [2].

Чтобы речь педагога была культурной и информативной, необходимо следовать определенным принципам:

1. Убедительность: главная цель - убедить слушателя в правильности информации, используя психологические особенности и примеры из жизни.

2. Логичность: Педагог должен логично и обоснованно излагать свои мысли, чтобы они были последовательными и не противоречивыми.

3. Доказательность: Аргументы педагога должны быть обоснованными, достоверными и иметь реальное значение.

4. Понятность: Использование понятных терминов и убеждение в понимании смысла речи со стороны учеников.

5. Ясность: Речь должна быть четкой, спокойной и умеренной по тону, чтобы быть доступной для понимания собеседников.

6. Содержательность: Речь должна быть осмысленной, краткой и информативной. Краткость с высоким содержанием говорит о культурности и развитии мышления.

7. Чистота речи: Исключение чуждых литературному языку элементов и тех, что противоречат нормам нравственности.

Негативное воздействие на языковую культуру проявляется через следующие аспекты:

1. Диалектизмы: Слова, характерные для определенных местных или территориальных говоров и диалектов.

2. Варваризмы: Иностранные слова, включаемые в речь без необходимости, что нарушает целостность высказывания.

3. Жаргонизмы: Слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.

4. Вульгаризмы: Использование бранных и оскорбительных слов, унижающих человеческое достоинство.

5. Слова-паразиты: Часто повторяющиеся слова, мешающие полноте смысла высказывания.

6. Междометия: Неуместные звуки и слоги, вносящие беспорядок в речь.

7. Канцеляризмы: Слова и обороты, характерные для делового стиля общения, неуместные в педагогической речи.

8. Штампы: Заменяемые и часто избитые фразы, не всегда соответствующие контексту.

9. Малоизвестные слова и термины: Их использование затрудняет понимание высказывания, если их применение неизбежно, следует предоставить их ясное объяснение.

Для предотвращения подобных негативных воздействий необходимо соблюдать следующие условия:

1. Педагог должен поддерживать достаточно тихую тональность, но в то же время обеспечивать, чтобы его слова были восприняты каждым, минимизируя напряжение у обучающихся в процессе вникания.

2. Педагог обязан говорить четко.

3. Для достижения выразительности речи важно умело использовать паузы - как логические, так и психологические. Отсутствие логических пауз делает речь неструктурированной, а отсутствие психологических лишает ее эмоционального насыщенного содержания.

4. Педагог должен придавать своему общению интонацию, способность ставить ударения в нужных местах и выделять ключевые слова, необходимые для понимания смысла высказывания.

5. Мелодичность в голосе педагога придает ему индивидуальность и может оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние обучающихся, воодушевляя, захватывая или успокаивая. Мелодичность создается за счет правильного использования гласных звуков.

6. Самостоятельность мышления говорящего: Педагогический материал должен быть понятен и для педагога, и для обучающихся.

7. Интерес к предмету: Глубокое вовлечение педагога в излагаемый материал передается учащимся.

8. Отличное знание языка: Обширный словарный запас и развитые коммуникативные навыки.

Другими словами, для успешной работы в современной образовательной среде педагог должен обладать знанием требований и правил речевой культуры. Соблюдение этих норм, постоянное совершенствование своего языка - вот ключевые компоненты эффективной деятельности преподавателя. Его задачей является развитие интереса к предмету, вовлечение учеников в культурные ценности и обеспечение эффективной коммуникации между учителем и учеником, что и даёт, по-своему, развитие культуры речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку [Текст] / проф. Г. О. Винокур , [предисл. С. Бархударова] , Акад. наук СССР, Отд-ние литературы и языка. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 492 с.;

2. Голуб, И. Б. Книга о хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. - Москва : Культура и спорт, 1997. - 267,[1] с.;

3. Десяева, Н. Д. Культура речи педагога : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2006.;

4. Стефанова, Л. Н. Культура речи учителя / Л. Н. Стефанова, С. Ю. Стефанова // Открытая шк. - 2001. - № 3.

Volkova E.V.

Voronezh State University (Voronezh, Russia)

ASPECTS OF SPCH CULTURE IN MODERN PEDAGOGY

Abstract: the paper focuses on the importance of speech culture in the context of education and teacher professionalism. The definition of speech culture and a description of its key components are presented. The principles of cultural speech in the pedagogical process are emphasized. The negative effects on speech culture and recommendations for its improvement are indicated.

Keywords: speech culture, speech development, speech, communication, pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.