Научная статья на тему 'Аспекты изучения творчества лысьвенского драматического театра им. А. А. Савина'

Аспекты изучения творчества лысьвенского драматического театра им. А. А. Савина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫСЬВЕНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. А. САВИНА / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты изучения творчества лысьвенского драматического театра им. А. А. Савина»

Эпистолярный жанр стал популярен и как форма изложения своих мыслей интимного характера (дневник) и как способ представления своих мыслей на суд общественности (мемуары).

Список источников и литературы

1.The Illustrated London News. [Электронный ресур]. - Режим доступа к статье -www.ru.wikipedia.org/wiki/The_Illustrated_London_News

2.Азнаворианц-Азнауров Ф.М. Мысли очевидца об Англии, С.-Б., 1905.с.7

3.Александрова, А.Ю. Международный туризм [Электронный ресурс] : учебник / А.Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 470 с. - Режим доступа : http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm.

4.Анненкову, П.В. Письма (1855-1858).Мемуары и переписка .Тургенев Иван Сергеевич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.ivan-turgenev.ru/memyari/083-241.html

5.Берни, Ф.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.ru.wikipedia.org/wiki/Бëрни,_Фанни

6.Верн, Ж. Вокруг света за восемьдесят дней. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.lib.ru/inofant/vern/arndwrld.txt

7.Дизраэли, Б. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ Дизраэли,_Бенджамин

8.Дойль, Артур Конан. Этюд в багровых тонах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lib.ru/AKONANDOJL/sh_scarl.txt

9. История фарфоровой куклы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.izuminki.com/2012/12/09/i storiya-farforovoj -kukly/

10.Кобрин К. Похвала дневнику. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье -www.magazines.russ.ru/nlo/2003/61/kobrin-pr.html

11.Кристи, А. Автобиография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье - www.e-reading-lib.org/book.php?book=109082

12. Теккерей, У.М. Книга Снобов, написанная одним из них. [Электронный ресурс]. -Режим доступа к статье - www.royallib.ru

13. Фрик, Т.Б. Переписка Н.М. Карамзина с членами царствующего дома как литературный факт (к постановке проблемы). Вестник науки Сибири. 2011. - №1 (1). С. 599.

14. Цитаты из дневника королевы Виктории. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье - http://www.ahmadtea.ua/371/

Сезонова Л. А., исторический факультет,

кафедра культурологии Научный руководитель: к. ф. н., доцент Маленьких А. Н.

Аспекты изучения творчества лысьвенского драматического

театра им. А. А. Савина

Лысьвенский драматический театр им. А. А. Савина исследуется нами уже 4 год. Это провинциальный театр, который находится в городе Лысьва. 8 июня 1944 года Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР издал указ об организации Лысьвенского государственного драматического театра (Савина, 2009, с.3). Датой его основания считается 7 октября 1944 года. Именно тогда театр открыл свой первый сезон спектаклем Ф. Кнорре «Встреча в темноте».

Лысьвенский театр - участник множества фестивалей разных уровней - региональных, всероссийских и международных. Театр является двукратным победителем фестиваля театров малых городов России. Лысьвенский драмтеатр участник таких фестивалей как «Реальный театр» (всероссийский фестиваль); участник международного фестиваля современной драматургии «Коляда - Plays», международного фестиваля театра и кино «Текстура»: участник фестивалей для детей и подростков «Тёплая Ладошка», «Большая Перемена». В 1996 коллектив театра участвовал на престижном театральном Авиньонском фестивале во Франции со спектаклем «Свадьба» по пьесе А. П. Чехова (Савина, 2009, с.28). Также театр ежегодно принимает участие в региональных театральных капустниках. Лысьвенский театр один из первых уральских провинциальных театров, открывший сценическую лениниану. В 1952 году на сцену театра впервые выходит актер П. Дубовцев в образе Владимира Ульянова.

Изучение провинциального театра осложнено отсутствием научной литературы по данной теме, а также малым количеством объективных источников. Что касается СМИ, то в крупных изданиях газет и журналов о культуре и искусстве редко можно встретить статьи о провинциальных театрах, в основном информацию о таких малых театрах можно найти только в региональной и местной прессе.

Поэтому в первой исследовательской работе, посвященной лысьвенскому театру, мы рассмотрели виды источников, с помощью которых возможно изучение театра. Проанализировали найденные источники, выявили их специфику, их недостатки.

Вторая исследовательская работа по театру была посвящена его репертуару. В этом исследовании мы проанализировали репертуар театра с начала его существования до сегодняшних дней. Попытались выделить особенности каждого этапа истории театра с точки зрения репертуарной политики.

В третьей исследовательской работе нами изучалась гастрольная политика театра. Здесь были выявлены особенности гастрольной политики театра на конкретных примерах, сквозь призму истории театра.

В этом году нами были исследованы формы работы театра со зрителем.

Как известно, у провинциального театра всего один зритель. Поэтому проблема существования такого театра заключается в поиске подходов к публике, учитывая интересы зрителей. Эта проблема поднимется при формировании репертуара, при организации диалога между театром и публикой. В настоящее время в век информационной революции эта проблема не менее актуальна. Сейчас именно правильное построение диалога с публикой и правильный подход в организации работы с общественностью являются одним из правил успешности любого культурного проекта. Отсюда вытекает предмет нашего исследования - формы работы лысьвенского драматического театра со зрителем. Объектом исследования является непосредственно лысьвенский муниципальный театр драмы. Наша цель в данной исследовательской работе заключается в изучении форм работы

театра со зрителем и выявление особенностей взаимодействия театра и публики.

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи: просмотреть и проанализировать формы работы лысьвенского драматического театра им. А. А. Савина с общественностью, начиная с основания театра, заканчивая современным периодом, сделать на основе статей прессы и интернет - источников выводы о современных формах взаимодействия с публикой.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ источников, касающихся работ театра со зрителем, систематизирование материла по данной теме, метод интервьюирования, исторический метод (работа с документами, источниками).

Формы работы театра с публикой исследовались нами в двух аспектах: традиционные формы работы и современные формы работы театра со зрителем. К традиционным работам можно отнести те формы, которые начали проводиться с конца 70 - х до конца 80 - х годов XX века при руководстве Савина А. А. Савин Анатолий Афанасьевич был главным режиссёром, художественным руководителем, а затем директором лысьвенского драматического театра. Проработал в театре с 1978 года - по 1999 год.

Для Анатолия Афанасьевича основная цель заключалась в популяризации театра в родном городе и как следствие становление театра центром городской культурной жизни. Именно для достижения этих целей были разработаны формы взаимодействия театра с публикой. Разнообразные виды и формы работ были направлены на разновозрастную аудиторию. Существовали такие формы, как официально организованный «Совет любителей театра», акций под названием «Театральные гостиные», акции «Семья и театр», акция «Театр и дети» мероприятие для родителей и детей дошкольного возраста - «Мои первые шаги в театре», акция «День села». С помощью таких форм, которые подразумевали активное сотрудничество публики и театра, были достигнуты цели, сформулированные Савиным.

Также на базе лысьвенского драматического театра им. А. А. Савина с конца 80 - х годов существует музей, который можно выделить в отдельную форму работы театра с публикой и отнести к традиционным формам взаимодействия.

Музей знакомит зрителей с историей театра. Экспозиция музея состоит из информационных стендов, каждый из которых посвящен отдельному сезону. На стенде перечислены спектакли сезона, артисты, игравшие в спектакле и небольшие вырезки из газет - отзывы зрителей о спектакле, или отзывы о самом театре. Также в экспозиции представлены макеты с декорациями к некоторым постановкам прошлых сезонов, детали реквизита, присутствуют костюмы к спектаклям прошлых сезонов. Посетитель музея может увидеть специальный стенд с фотографиями, который рассказывает о трагическом событии в истории театра. В 1993 году 8 сентября в здании театра произошел пожар, уничтоживший главную сцену, декорации,

костюмы. Стоит отметить, что посетить музей, может каждый зритель, пришедший в театр на спектакль. Экспозиция музея на сегодняшний день не меняется из-за малой площади помещения.

Целью музея, прежде всего, является сохранение традиций и истории лысьвенского драматического театра им. А.А. Савина (Углицких, с.5) Музей театра ориентирован на разновозрастную аудиторию, здесь проводятся экскурсии актерами театра для школьного и дошкольного возраста.

На сегодняшний день существуют новые формы работы с публикой, одними из таких форм можно назвать фестивали. Лысьвенский театр им. А.А. Савина активно участвует в фестивалях разных уровней, в которых предусмотрено взаимодействие с публикой. Это такие фестивали как -фестиваль современной пьесы «Посторонним В...», фестивали театров для детей - «Теплая ладошка», «Большая перемена».

Фестиваль современной пьесы «Посторонним В.» проводится в формате экспресс - читок произведений российских и зарубежных драматургов современности. Особенность данного фестиваля - это совместное участие зрителей и известных театральных критиков в дискуссиях по отбору пьес в репертуар театра, что позволяет назвать данный фестиваль формой работы театра и публики.

Детские фестивали «Теплая ладошка» и «Большая перемена» ориентированы на детей разных возрастов. В рамках этих фестивалей проводятся различные мастер - классы для детей по актерскому мастерству, созданию анимационных фильмов и др. Также фестивали не обходятся без показа детских спектаклей, в которых дети принимают непосредственное участие. Одним из таких спектаклей можно назвать «Аленкий цветочек», режиссером которого стал артист лысьвенского театра драмы Игорь Безматерных. Именно детские фестивали создают платформу для прямого живого и творческого диалога между театром и детьми разных возрастов, следовательно, детские фестивали можно считать особой формой работы театра со зрителем.

Сегодня большую роль в связях театра и зрителя играет интернет, в частности социальные сети и различного рода блоги. У лысьвенского драматического театра есть своя группа в социальной сети «В контакте» и своя личная страница на одном известном блоге «Живой Журнал». Такую форму работы также можно отнести к современной.

Данная форма работы театра с публикой позволяет оперативно связываться и реагировать на возникшие идеи постоянных зрителей, проследить и выявить настроения и интересы людей, посещающих театр. Также посетитель интернет - страниц театра могут познакомиться с актерами трупы, узнать актуальную информацию и свежие новости о спектаклях и гастролях, высказать свое мнение по поводу увиденного спектакля из репертуара театра.

Таким образом, начиная с конца 70 - х годов XX века - до начала 2000 - х годов лысьвеснкий театр активно взаимодействовал со зрителями разных возрастов, используя разнообразные формы работ, особенностью которых

был прямой живой диалог вне сцены. Начиная с 2000 - х взаимодействие между театром и зрителем формируется в основном через существующий музей театра и использование дискуссионных и творческих площадок в рамках фестивалей. В настоящее время появились новые дистанционные формы работы театра со зрителем через интернет - сети.

Список источников и литературы

1.Гороховцев А. Роды прошли успешно // Искра. - 2009. - 11 июля

2.Корчмарская И. М. За что я люблю театр и не только его. - Пермь. : Изд-во Курсив, 2000. - 327 стр.

3.Савина К. А. История лысьвенского театра имени Анатолия Савина [Электронный ресурс] // Народная энциклопедия Лысьвы. - Онлайн энциклопедия «Народная энциклопедия Лысьвы», 2009-. - Режим доступа: http://encyclopaedia.lysva.ru, свободный. - Загл. с экрана.

4.Судьба по имени Лысьва/под ред. И. Демьяненко. - Екатеринбург. :Изд - во Старт, 2000.

Скрипалев И. А., Исторический факультет Научный руководитель : ассистент,М.С. Ильин

Священная модернизация. Опыт и традиции исламского мира

В последние десятилетия обострилось противостояние исламского мира и «западной цивилизации», активизировалась пропаганда идеи «возрождения ислама». Термин возрождение - «ба'с, ихйа', йакза, нахда» является одним из центральных пунктов современной исламской интеллектуальной мысли нацеленной на преодоление проблем современности и развития арабо-мусульманского мира. Центральное место концепция возрождения изложена в трудах М. А. аль-Джабири (Ал-Джабири, 1982 с.5), М. Беннаби (М. ВепдаЫ, 1956 с.25 ), М. Аркун (Аркун, 1999 с.57), Хасана Ханафи (Ханафи, 1982 с.11), социальный аспект в марксистком понимании осветил Жорж Ханна (Джурдж Ханна, 1960 с.21).

«Возрождение» предполагает под собой развитие экономики, политического устройства и социальной организации общества в соответствии с нормами ислама. В данной статье будет предпринята попытка как можно кратко интерпретировать современные результаты модернизации в экономической и социально-политической сфере, а так же наметить дальнейшие пути модернизации исламских обществ. Следует отметить, что модернизация, проводимая в исламских странах, основывается в соответствии и тесном взаимодействии с исламом, и не предполагает под собой процесс секуляризации, но некоторые элементы в той или иной степени подвержены процессу секуляризации.

Исламская экономика как собирательное название экономических концепции, с помощью которых современная экономика может соответствовать морально-этическим нормам шариата. Многие исследователи рассматривают Исламскую экономику как третий путь между капитализмом и социализмом.

Основной целью исламской экономической модели провозглашался поиск альтернативных решений для актуальных проблем, прежде всего - в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.