Научная статья на тему 'Аспекты интернационализации деятельности предприятий'

Аспекты интернационализации деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ВНЕШНИЙ РЫНОК / ПРЕДПРИЯТИЕ / EXPORT / INVESTMENT / EXTERNAL MARKET / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестопалова Н. С.

Шестопалова Н.С. АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. В статье рассматриваются факторы и условия развития международного бизнеса, способы выхода предприятия на внешний рынок. Приведены статистические данные по ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shestopalova N.S. ASPECTS OF INTERNATIONALIZATION OF ACTIVITY OF ENTERPRISES. In this article the factors and conditions of the development of international business, the forms of access to foreign markets are considered. The statistics on the data of foreign economic activity is resulted.

Текст научной работы на тему «Аспекты интернационализации деятельности предприятий»

ЭКОНОМИКА

При указанной системе уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организации, налога на имущество организации, единого социального налога, кроме отчислений на обязательное пенсионное страхование.

Уплата индивидуальными предприятиями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. При расчете единого налога применяют ставку 15 % от ВД по формуле

ЕНВД = (ВД • Ставка) / 100.

Однако следует отметить, что расчет вмененного дохода экономически не совсем обоснован. В первую очередь вызывает сомнение расчет базовой месячной доходности по видам услуг: основывался ли он на практических реальных данных или условно приближенных? Непонятен также и расчет коэффициента

К2, который учитывает время предпринимательской деятельности за месяц как отношение количества дней предпринимательской деятельности к числу календарных дней месяца. По нашему мнению, указанный коэффициент не может оказывать непосредственного влияния на вмененный доход и размер его может уменьшаться или увеличиваться без него.

Анализ вышеизложенного позволяет нам сделать следующий вывод. Поскольку расчет вмененного дохода весьма условен, целесообразно вышеизложенную систему налогообложения перевести на упрощенную систему налогообложения и осуществлять расчет единого налога по показателю доход минус расход (Д - Р), что позволит более точно определять размер единого налога, поступающего в бюджет, и облегчит контроль за расчетом налоговых платежей.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Пермяков, А.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.Г. Пермяков, М.А. Меньшикова. - М.: МГУЛ, 2006.

АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

деятельности предприятий

Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ, канд. экон. наук

На современном этапе внешнеэкономическая деятельность стала важной частью деятельности предприятий, являясь одним из приоритетов развития и обеспечения эффективности функционирования.

К выходу на внешние рынки предприятие побуждают различные причины: стремление расширить сбыт продукции, необходимость диверсификации источников снабжения, потребность в современных технологиях, возможность использования преимуществ ведения бизнеса в зарубежных странах и др.

Формы внешнеэкономической деятельности предприятия дифференцируются в зависимости от многих параметров: степени интернационализации, уровня культурной

[email protected]

схожести стран пребывания, степени риска, доходности, величины затрат при выходе на рынок.

Важный параметр развития внешнеэкономической деятельности - степень ее интернационализации. Осуществление внешнеэкономической деятельности предполагает проведение обоснованной политики присутствия на внешних рынках.

При планировании внешнеэкономической деятельности важной задачей является выбор формы присутствия на внешнем рынке. К моделям выхода на внешний рынок относятся: экспорт, совместная предпринимательская деятельность и прямое инвестирование.

180

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Географическая структура экспорта РФ в 2010 г.

Страна Величина экспорта, млн долл. Структура, %

Всего 396635 100

Нидерланды 53962 13,6

Италия 27300 6,9

Германия 25103 6,3

Турция 20377 5,1

Китай 20327 5,1

Беларусь 18058 4,6

Польша 14936 3,8

Украина 14041 3,5

США 12446 3,1

Финляндия 12167 3,1

Таблица 2

Товарная структура экспорта рФ в 2010 г.

Наименование Удельный вес в экспорте, %

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2,2

Минеральные продукты 68,4

Продукция химической промышленности, каучук 6,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,4

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 12,8

Машины, оборудование и транспортные средства 5,4

Прочие 2,6

Выбор способа выхода на внешний рынок должен обеспечить наилучшие условия функционирования для предприятия, исходя из целей осуществления внешнеэкономической деятельности, специфики товара, возможностей предприятия и состояния рынка.

Вхождение предприятия в международный бизнес является, как правило, постепенным процессом: развитие ВЭД включает этапы от внешнеторговой экспансии до зарубежного инвестирования.

На начальном этапе производители стремятся расширить объем продаж продукции путем ее экспорта на рынки зарубежных стран.

Для многих стран внешняя торговля является важнейшим фактором экономического развития. В современных условиях усиления открытости национальных экономик и роста взаимозависимости стран экспорт продукции на мировой рынок является перспективным направлением развития предпринимательской деятельности.

Экспорт России по данным таможенной статистики внешней торговли в 2010 г. составил 396,6 млрд долл. США (131,5 % к предыдущему году), импорт 229,1 млрд долл. США (136,9 % к предыдущему году). В табл. 1 представлены данные о географической структуре экспорта России в 2010 г. [5].

Конкурентные преимущества определили товарную структуру российского экспорта (табл. 2).

Степень ориентации производства предприятий различных отраслей на внешний рынок не одинакова. Уровень международной специализации предприятий отрасли зависит от многих факторов: конкурентоспособности товаропроизводителей, развития внутреннего рынка, наличия спроса на товар на внешнем рынке и др. Реализация товаров на внешнем рынке дает возможность предприятию увеличить доход. Кроме того, на мировом рынке интенсивность конкуренции высока, что побуждает предприятие снижать издержки, повышать качество продукции, улучшать уровень сервисного обслуживания потребителей.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

181

ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Прямые инвестиции России в экономику зарубежных стран в 2009 г.

Страна Величина показателя, млн долл.

Всего 16922

Нидерланды 9917

Кипр 3237

США 856

Беларусь 627

Швейцария 565

Германия 79

Великобритания 62

Турция 48

Существуют формы ВЭД, которые предполагают выход на внешние рынки путем сотрудничества с зарубежным партнером. К таким способам выхода на внешние рынки без вывоза капитала можно отнести лицензионную торговлю и подрядное производство. Подрядное производство предполагает при- производства, стремление получить доступ к ресурсам. В табл. 3 представлены данные о прямых инвестициях России в экономику зарубежных стран в 2009 г. [6]. Большая степень интернационализации деятельности предприятия предполагает более значительные возможности использова-

нятие зарубежным предприятием обязательства изготавливать определенную продукцию, приобретение которой гарантируется заказчиком. Данная форма ВЭД предпочтительна в ситуациях наличия препятствий для экспорта или дефицита собственных производственных мощностей, а также когда зарубежное производство дешевле. Лицензионная торговля предполагает передачу владельцем технологии права зарубежному производителю использовать технологию за согласованную плату. Передача технологии дает возможность проникнуть на труднодоступный рынок и получать доход при низком риске, при этом появляются сопутствующие эффекты от экспорта комплектующих изделий или сырья лицензиату. В благоприятных условиях степень ориентации предприятия на внешние рынки увеличивается, формы международного предпринимательства усложняются. Создаются совместные предприятия, собственные производственные и сбытовые подразделения за рубежом, покупаются пакеты акций иностранных фирм. Причинами инвестирования в экономику зарубежной страны являются возможности укрепить позиции на перспективном рынке, увеличить вывоз товаров за счет сбытовых каналов в странах, где были приобретены активы, сократить издержки ния межстрановых преимуществ, но при этом увеличиваются риск и затраты: необходимо изучение и учет особенностей предпринимательской среды зарубежных стран, адаптация товаров к требованиям внешних рынков, деятельность предприятия в значительной степени начинает зависеть от конъюнктуры зарубежных рынков и внешнеэкономической политики стран. При выходе предприятия на внешние рынки необходимо учитывать множество факторов, к важнейшим из них относятся: - режим делового сотрудничества с зарубежными государствами; - воздействие государственного регулирования ВЭД на внешнеэкономическую сферу, торговые барьеры, требования к ввозимым товарам, валютные ограничения; - условия сбыта на рынках в разных странах: покупательная способность населения, характер спроса, интенсивность конкуренции, торговые обычаи; - культурная среда. Предприятию, намеривающемуся занять твердую позицию на внешнем рынке, необходимо наличие и правильное распределение ресурсов: организация каналов сбыта, осуществление мер по продвижению продукции, маркетинговые исследования рынка и

182 ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Таблица 4

Характеристика способов выхода предприятия на внешний рынок

Способы выхода на внешний рынок Цели Предопределяющие применение условия Преимущества Недостатки

Косвенный экспорт Расширение сбыта Зарубежный рынок недостаточно изучен; отсутствие средств на организацию сбытовой сети Низкий риск и затраты Низкий уровень контроля за сбытом; недостаточные контакты с потребителем

Прямой экспорт Расширение сбыта, диверсификация рынков Окупаемость создания сбытовой сети, компетентность в осуществлении экспортной деятельности, благоприятная конъюнктура зарубежного рынка Высокий уровень контроля за сбытом; гибкость реагирования на требования рынка Необходимость выполнения всех функций по сбыту и несения риска

Лицензирование Получение дохода при низких затратах и рисках Трудно проникнуть на зарубежный рынок другими способами Низкий риск; возможность расширения экспорта сырья и комплектующих изделий Низкий контроль; возможность разногласий с лицензиатом

Подрядное производство Экономия средств; использование зарубежных мощностей Наличие препятствий для экспорта; зарубежное производство дешевле; дефицит собственных мощностей Экономия средств; использование преимуществ, связанных с имиджем страны по данному продукту Низкий контроль над производством

Совместное предприятие Повышение эффективности; приобретение производственной базы, каналов сбыта; новой технологии; получение доступа к ресурсам; разделение рисков Привлекательность инвестирования; требование об участии в капитале местного участника в некоторых странах Разделение риска и затрат с местным участником; возможность воспользоваться преимуществами партнера по СП Наличие политических рисков; возможны разногласия с партнером по СП

Собственное зарубежное предприятие Закрепление позиций на перспективном рынке; использование межстрановых преимуществ Привлекательность инвестирования; наличие существенных финансовых средств Максимальный контроль за ВЭД; наилучшая адаптация к условиям рынка; использование преимуществ страны-реципиента Самые высокие риск и затраты

адаптация предложения требуют существенных затрат.

Каждая из стадий интернационализации деятельности предприятия предполагает использование разных комбинаций действий, имеющих свои особенности и условия их ис-

пользования. В табл. 4 представлена характеристика способов выхода предприятия на внешний рынок.

Выбор определенной формы международного бизнеса зависит от целей осуществления ВЭД предприятия.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

183

ЭКОНОМИКА

Получение выгод от ВЭД предприятия реализуется на основе использования следующих возможных направлений:

- Расширение сбыта продукции путем освоения новых зарубежных рынков.

- Снижение издержек на основе использования эффекта масштаба производства.

- Получение доступа к ресурсам зарубежных стран.

- Повышение качества продукции на основе использования современных технологий, новейшего оборудования, материалов.

- Использования благоприятных условий ведения бизнеса в зарубежных странах.

Достижение поставленных целей обеспечивается реализацией системы мер, разработанных с учетом возможностей предприятия и состоянием внешней среды. На основе решения задач по постановке долгосрочных целей развития, анализу состояния внешних рынков, оценке возможностей и ресурсов предприятия, выбора стратегических альтернатив развития ВЭД осуществляется формирование стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия.

Начальным этапом является определение ориентации бизнеса предприятия и его основных целей в области развития внешнеэкономической деятельности. Важным условием разработки оптимальной стратегии является учет внутренних возможностей, сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии основано на оценке влияния факторов, воздействующих на деятельность предприятия на международных рынках. Анализируется возможное влияние на ВЭД предприятия тенденций развития мировой экономики, конъюнктуры внешних рынков, характера конкуренции, особенностей культурной среды и требований зарубежного рынка, внешнеэкономической политики стран.

Исходя из потребностей предприятия и его возможностей на внешних рынках, производится разработка конкретных задач международного бизнеса предприятия.

Следующим этапом является разработка и выбор стратегических альтернатив:

осуществляется выбор географических направлений сбытовой политики, ассортимента продукции, уровня вовлеченности во внешнеэкономическую деятельность, размещения производственных мощностей, способа достижения конкурентных преимуществ.

Особенностью функционирования на зарубежном рынке является выбор способа приспособления маркетингового комплекса предприятия к условиям рынка. Альтернативами являются адаптация - приспособление к условиям рынка, и стандартизация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартизированный подход предполагает использование единой стратегии для всех рынков. Такой вариант наиболее приемлем в случае небольшого количества зарубежных рынков, на которых работает предприятие, и их сходства с рынком страны базирования предприятия. Адаптация предполагает учет особенностей каждого рынка. Комбинированный подход сочетает элементы стандартизации и адаптации.

Правильность выбора внешнего рынка и способа приспособления маркетингового комплекса определяют уровень конкурентоспособности товара.

Обеспечение высокой конкурентоспособности является предпосылкой успешной деятельности на рынке и получения прибыли. Конкурентоспособность складывается из перечня преимуществ, которые выявляются на рынке путем сопоставления с соответствующими параметрами конкурентов.

Достижение устойчивых конкурентных позиций на зарубежном рынке зависит от условий, сложившихся в стране базирования предприятия и возможностей самого предприятия: его обеспеченности финансовыми ресурсами, инновационной активности, технического уровня производства, наличия квалифицированных кадров и др. Среда в стране базирования является основой для достижения успеха в международной конкуренции. Формирование конкурентных преимуществ зависит от системы факторов, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду для их достижения и удержания. Согласно теории М. Портера среду формируют

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Наименование фактора Оценка факто в % от общего числа обследованных о ров рганизаций (декабрь 2010 г.)

0-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке

Недостаточный спрос на продукцию на внешнем рынке г

Высокий уровень налогообложения

Изношенность и отсутствие оборудования • • •

Неопределенность экономической ситуации * • •

Высокий процент коммерческого кредита <

Недостаток финансовых средств ••••о

Недостаток квалифицированных рабочих

Конкурирующий импорт ••

Добыча полезных ископаемых ---------------- Обрабатывающие производства

Рисунок. Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций

Таблица 5

Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций (по данным росстата)

Наименование фактора Оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций по видам экономической деятельности, % (декабрь 2010г.)

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке 29 51

Недостаточный спрос на продукцию на внешнем рынке 6 20

Высокий уровень налогообложения 38 41

Изношенность и отсутствие оборудования 30 24

Неопределенность экономической ситуации 39 47

Высокий процент коммерческого кредита 25 32

Недостаток финансовых средств 40 44

Недостаток квалифицированных рабочих 20 24

Конкурирующий импорт 3 24

четыре основных детерминанта конкурентных преимуществ: факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегия фирм и их соперничество; и два особых детерминанта - воздействие государственного регулирования и случайные события.

На рисунке и в табл. 5 представлена оценка факторов, ограничивающих деловую активность российских организаций по ви-

дам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». Оценка представлена Росстатом [5] и осуществлялась в зависимости от того, какие из факторов отмечали руководители организаций, и представлена в процентах от числа обследованных организаций.

Конкурентное преимущество достигается в результате успешных стратегических действий. Основой конкурентного поведения

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

185

ЭКОНОМИКА

предприятия является стратегия конкуренции, которая описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами.

Для того чтобы создать конкурентную стратегию необходимо выделить факторы успешной деятельности. К таким факторам можно отнести: инновации в производственном процессе, низкую себестоимость, разработку новых товаров, повышение качества продукции и т.д. Оптимальный выбор стратегии, учитывающий возможности предприятия и рыночные условия, позволяет реализовать преимущества выбранной стратегии и добиться устойчивых конкурентных позиций на рынке.

Одним из аспектов успешной внешнеэкономической деятельности является правильный выбор количества рынков, на которые выходит предприятие. Диверсификация рынков позволяет предприятию избежать значительной зависимости от конъюнктуры одного рынка и достичь лучших коммерческих результатов, но при этом увеличивается сложность работы, особенно при значительных различиях этих рынков.

Фирма, действующая на нескольких внешних рынках, при формировании конкурентной стратегии имеет следующие альтернативы: глобальное лидерство по издержкам, предполагающее производство товара с наименьшими издержками, функционируя на глобальном рынке; глобальная стратегия диф-

ференциации, которая предусматривает дифференциацию фирмой своего товара по одним и тем же характеристикам в разных странах; глобальная стратегия фокусирования; многонациональная стратегия, предполагающая разработку отдельной стратегии для каждой страны, учитывающей условия рынка страны и предпочтения потребителей.

Результатом реализации стратегии ВЭД должны стать повышение конкурентоспособности предприятия и максимизация величины и нормы прибыли на основе оптимального использования преимуществ осуществления международного бизнеса.

Библиографический список

1. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление/ О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2007. -495 с.

2. Мировая экономика и международный бизнес. Учеб. -4-е изд., перераб. и доп. / кол. авт.; под. общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: Кно-Рус, 2007. - 681 с.

3. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 320 с.

4. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. Пер. с анг. - М.: Международные отношения. 1993. -895 с.

5. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат. - М., 2011. - 581 с.

6. Россия и страны мира. 2010.: Стат. сб./Росстат. - М., 2010. - 372 с.

186

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.