Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОДУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Немцова Валерия Валерьевна, Репина Ирина Борисовна, Бербенец Ольга Анатольевна, Прошкина Виктория Анатольевна

Цифровизация идет в ногу со становлением и развитием педагогической науки, а в настоящее время цифровые технологии являются одним из передовых направлений в мире, что предъявляет высокие требования к современному педагогу и педагогической деятельности в целом. Результатом интеллектуальной деятельности педагога является интеллектуальная собственность. Педагог, создает свой интеллектуальный продукт, а также, использует в своей педагогической деятельности результаты интеллектуальной собственности другого автора. Преподаватель, как участник инновационного процесса образовательного учреждения участвует в разработке рабочих программ преподаваемых дисциплин, а также в их учебно-методическом обеспечении, является руководителем научно-исследовательской деятельности обучающихся. В этой связи, возникает необходимость в знании авторского права на результаты интеллектуальной деятельности в процессе педагогической деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Немцова Валерия Валерьевна, Репина Ирина Борисовна, Бербенец Ольга Анатольевна, Прошкина Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Digitalization is keeping pace with the formation and development of pedagogical science, and currently digital technologies are among of the leading directions in the world, which makes high demands on the modern teacher and pedagogical activity in general. The result of the teacher's intellectual activity is intellectual property. The teacher creates his own intellectual product, and also uses the results of the intellectual property of another author in his pedagogical activity. The teacher, as a participant in the innovative process of an educational institution, participates in the development of working programs for the disciplines taught, as well as in their educational and methodological support, is the head of the research activities of students. In this regard, there is a need for knowledge of copyright on the results of intellectual activity in the process of the teacher's pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Борисовна Репина, доцент, Ольга Анатольевна

Бербенец, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Виктория Анатольевна Прошкина, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

Цифровизация идет в ногу со становлением и развитием педагогической науки, а в настоящее время цифровые технологии являются одним из передовых направлений в мире, что предъявляет высокие требования к современному педагогу и педагогической деятельности в целом. Результатом интеллектуальной деятельности педагога является интеллектуальная собственность. Педагог, создает свой интеллектуальный продукт, а также, использует в своей педагогической деятельности результаты интеллектуальной собственности другого автора. Преподаватель, как участник инновационного процесса образовательного учреждения участвует в разработке рабочих программ преподаваемых дисциплин, а также в их учебно-методическом обеспечении, является руководителем научно-исследовательской деятельности обучающихся. В этой связи, возникает необходимость в знании авторского права на результаты интеллектуальной деятельности в процессе педагогической деятельности преподавателя.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, интеллектуальная собственность, информационные технологии в образовании, продукт педагогической деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p176-179

ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok; Valeriya Valerievna Nemtsova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Irina Borisovna Repina, the senior lecturer, Olga Anatolyevna Berbenets, the senior teacher, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Victoria Anatolyevna Proshkina, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

Digitalization is keeping pace with the formation and development of pedagogical science, and currently digital technologies are among of the leading directions in the world, which makes high demands on the modern teacher and pedagogical activity in general. The result of the teacher's intellectual activity is intellectual property. The teacher creates his own intellectual product, and also uses the results of the intellectual property of another author in his pedagogical activity. The teacher, as a participant in the innovative process of an educational institution, participates in the development of working programs for the disciplines taught, as well as in their educational and methodological support, is the head of the research activities of students. In this regard, there is a need for knowledge of copyright on the results of intellectual activity in the process of the teacher's pedagogical activity.

Keywords: pedagogical activity, intellectual property, information technology in education, the product of pedagogical activity.

В рамках обеспечения достижения Целей развития России, которые установлены на период до 2024 года, одной из которых является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, созданы инструменты их реализации. Инструментами реализации являются государственные программы, а наиболее значимые направления отображены в Национальных программах (Национальная про-

грамма «Цифровая экономика РФ» и Национальный проект «Образование»). Для решения задач цифровой экономики возникает необходимость ее обеспечения перспективными, высококвалифицированными кадрами в различных областях и сферах деятельности, что на современном уровне выдвигает особые требования к педагогическому работнику, в частности, его педагогической деятельности [1, 2]. На сегодняшний день информационные технологии являются одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире [5, 9, 10, 11]. Цифровые технологии с каждым годом все более вливаются не только в образовательный процесс, но и в повседневную жизнь людей. Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности также становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса и педагогической деятельности.

Педагогический акцент смещается на обеспечение цифровизации, в связи с чем педагог должен понимать, что современные аспекты отличаются тем, что современная цифра она открытая [3, 6, 8]. И в данном случае от педагога требуется не только владение им соответствующими педагогическими технологиями и методиками, их применение в работе, но и наличие у него умений распространять собственный опыт. Под распространением собственного педагогического опыта понимается участие в семинарах, конференциях международного, всероссийского и регионального уровня, проведение вебинаров, написание и опубликование научных трудов, проектная деятельность, осуществляемая, как профессорско-преподавательским составом, так и совместно со студентами [4, 7].

Педагог в процессе выполнения своих педагогических функций и обязанностей всегда аккумулирует имеющиеся знания в результат интеллектуальной деятельности, в том числе при составлении рабочих программ учебной дисциплины, учебно-методических пособий, написании научной статьи и др.

При этом, в процессе создания интеллектуальной собственности могут возникнуть два вида права имущественные и неимущественные. При этом неимущественные права, такие как право авторства, возникают сразу при создании продукта педагогической деятельности, а имущественные права возникают тогда, когда результат интеллектуальной деятельности был создан в процессе выполнения трудовой функции или за этими рамками. Кроме того, существуют варианты договорных отношений, в которых у работодателя предусмотрены имущественные права на результаты педагогической деятельности работника. Таким образом, неимущественные права остаются за правообладателем, в данном случае за педагогическим работником, а имущественные закрепляются за работодателем. Следует учитывать, что условия должны быть определены нормативными актами образовательной организации, в которой осуществляется педагогическая деятельность. Педагогу в процессе создания интеллектуальной собственности необходимо также понимать, что существуют международные, наднациональные (региональные) и национальные нормативные акты.

В Российской Федерации инновационная деятельность дает возможность педагогу реализовать инновационные проекты, а образовательной организации создать инновационную инфраструктуру и обеспечить ее деятельность.

Наиболее часто встречающиеся виды интеллектуальной собственности педагога представлены на рисунке 1. Основные формы педагогической деятельности, как виды интеллектуальной собственности включают учебно-методические публикации, опубликованные результаты научно-исследовательской работы, рабочие программы учебной дисциплины, патенты, онлайн-курсы и пр. Одним из направлений педагогической деятельности является также работа по повышению уровня информированности студентов в сфере интеллектуальной собственности, в рамках которой проводятся просветительские мероприятия в области популяризации знаний по интеллектуальной собственности среди студентов, магистрантов и аспирантов, в том числе, с участием представителей Роспатента.

Рисунок 1 - Виды интеллектуальной собственности педагога

Преподаватель, создавая свой интеллектуальный продукт, может сделать открытие в методике преподавания учебной дисциплины или улучшить педагогические технологии, при этом существуют правовые институты, в частности, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности Роспатент, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности, которые позволят идентифицировать авторство интеллектуального продукта и обеспечат защиту интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности. А также Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) разработана, как учетная система, содержащая сведения о научных исследованиях и разработках во всех областях знаний в Российской Федерации. Это единая база данных по научно-исследовательским, технологическим и опытно-конструкторским работам, причем информация, содержащаяся в ней, доступна всем заинтересованным лицам в рамках использования результатов интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные права защищаются гражданским законодательством.

Таким образом, являясь участником инновационного процесса в образовательном учреждении, педагогический работник должен уметь, в том числе, распространять собственный опыт. Педагог должен осознавать, что он является не просто автором продукта своей педагогической деятельности, возможно собственником, но и пользователем интеллектуальной собственности другого автора. Необходимо корректно и очень серьезно относится к результатам своей интеллектуальной деятельности, и, в том числе, чужой, так как нарушение авторского права влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко М.В. Организационное обеспечение освоения преподавателями вуза образовательных инноваций / М.В. Василенко, Ю.П. Ветров // Перспективы науки. - 2020. - № 4 (127). -С. 175-177.

2. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике / Н.В. Днепровская. - DOI: 10.21686/2500-3925-2018-4-16-28 // Статистика и экономика. - 2018. - Т. 15, № 4. - С. 16-28.

3. Коновалов, С. В. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты / С.В. Коновалов, Н.А. Козырев, О.А. Козырева. - DOI: 10.25683/V0LBI.2018.45.409 // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 4 (45). - С. 376-385.

4. Кудинова О. С. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций / О. С. Кудинова, Л. Г. Скульмовская // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 01.10.2020).

5. Молоткова Н.В. Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании / Н.В. Молоткова, Е.А. Ракитина, А.И. Попов. - DOI:

10.17277/voprosy.2018.02.pp.163-172 // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2018. - № 2 (68). - С. 163-172.

6. Никулина Т. В. Бинформатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.

7. Прохорова М.П. Вовлечение обучающихся - будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины / М. П. Прохорова, А. А. Семченко. -DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6 // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 2. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/809/661.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

8. Семенова Т. В. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России / Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 173-195.

9. Gadd, E. Copyright ownership of e-learning and teaching materials: Policy approaches taken by UK universities / E. Gadd, R. Weedon // Education and Information Technologies. - 2017. - Vol. 22 (6). - P. 3231-3250.

10. Kashyap, A. Scale development and modeling of intellectual property creation capability in higher education / A. Kashyap, R. Agrawal // Journal of Intellectual Capital. - 2019. - Vol. 21(1). - P. 115-138.

11. Lunyachek, V. Managing intellectual property rights protection in the system of comprehensive secondary education / V. Lunyachek, N. Ruban // Public Policy and Administration. - 2018. - Vol. 17 (1). - P. 114-125.

REFERENCES

1. Vasilenko, M.V. and Petrov, Yu.P. (2020), "Organizational support for the development of educational innovations by university teachers", Prospects of science, No. 4 (127), pp. 175-177.

2. Dneprovskaya, N.V. (2018), "Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy", Statistics and Economics, Vol. 15, No. 4, pp. 16-28, DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2018-4-16-28.

3. Konovalov, S.V., Kozyrev N.A. and Kozyreva O.A. (2018), "Theorization in pedagogical science: general scientific and general professional aspects", Business. Education. Right, No. 4 (45), pp. 376385, DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.409.

4. Kudinova, O.S. and Skulmovskaya, L.G. (2018), "Project activity in the university as a basis for innovation", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (data accessed: 01/10/2020).

5. Molotkova, N.V., Rakitina, E.A. and Popov A.I. (2018), "Mechanism of using the digital educational environment in engineering education", Questions of modern science and practice. University. V.I. Vernadsky, No. 2 (68), pp. 163-172. DOI: 10.17277/voprosy.2018.02.pp.163-172.

6. Nikulina, T.V. and Starichenko, E.B. (2018), "Binformatization and digitalization of education: concepts, technologies, management", Pedagogical education in Russia, No. 8, pp. 107-113.

7. Prokhorova, M.P. and Semchenko, A.A. (2018), "Involvement of students - future teachers of vocational training in project activities within the discipline", Bulletin of the Minin University, Vol. 6, No. 2, DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6, available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/809/661.pdf (data accessed: 01/10/2020).

8. Semenova, T.V., Vilkova, K.A. and Shcheglova, I.A. (2018), "Market of massive open online courses: prospects for Russia Education issues", Questions of education, No. 2, pp. 173-195.

9. Gadd, E. and Weedon, R. (2017), "Copyright ownership of e-learning and teaching materials: Policy approaches taken by UK universities", Education and Information Technologies, Vol. 22 (6), pp. 3231-3250.

10. Kashyap, A. and Agrawal, R. (2019), "Scale development and modeling of intellectual property creation capability in higher education", Journal of Intellectual Capital, Vol. 21(1), pp. 115-138.

11. Lunyachek, V and Ruban, N. (2018), "Managing intellectual property rights protection in the system of comprehensive secondary education", Public Policy and Administration, Vol. 17 (1), pp. 114-125.

Контактная информация: nemcovavv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.