Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЮРИСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЮРИСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ЮРИСТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ускова Е.О., Путилина Е.А., Устимова В.С.

Профессиональный имидж, будучи неотъемлемой частью профессиональной компетентности и личности успешного специалиста любого профиля, является объектом пристального внимания и исследования специалистов разных сфер, сходящихся во мнении о его положительном, а иногда и решающем значении для эффективного взаимодействия с коллегами, положительного восприятия окружающими, высокой производительности труда, уверенности в себе и многого другого. Понятие «имидж» в целом, и «профессиональный имидж» в частности, вошло в обиход и стало объектом всесторонних исследований не так давно - в 90-е годы ХХ века, и, как показывает анализ разработок в данной области, проблема формирования профессионального имиджа до сих пор не получила полного развития. Традиционно имидж представляется результатом межличностного взаимодействия и определяется многочисленными составляющими и закономерностями. Их совокупность позволяет изучать, кроме прочего, и профессиональный имидж, предполагающий интеграцию личностных, профессиональных, социальных и внешних характеристик специалиста. В статье приведен ретроспективный анализ зарождения, становления и развития понятия «имидж». Рассматривается актуальность формирования положительного профессионального имиджа юриста, продиктованная объективными социокультурными процессами. Приводятся результаты опроса студентов, проведенного с целью выявления их представлений о составляющих имиджа. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены основные составляющие профессионального имиджа юриста и сделаны выводы о недостаточной разработанности моделей и технологий его формирования на сегодняшний день. Выявлен дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании отдельных составляющих профессионального имиджа юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A LAWYER'S PROFESSIONAL IMAGE BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Being an integral part of professional competence and personality of a successful specialist, professional image is an object of close attention and research for specialists from different fields. They all agree on its positive and even decisive importance for effective interaction with colleagues, positive perception of others, high labor productivity, self-confidence and many other things. "Image" in general and "professional image" in particular came into use and became the object of comprehensive research not so long ago - in the 90ies of the last century. The analysis of developments in this area shows that the problem of professional image formation remains underdeveloped. Traditionally, image is seen as a result of interpersonal interaction and is stipulated by numerous components and interactions. Their combination allows us to study, among other things, a professional image, implying the integration of personal, professional, social and external characteristics of a specialist. The article presents the concept of "image", its retrospective analysis, origin, formation and development. It considers the relevance of forming a positive professional image of a lawyer dictated by objective socio-cultural processes. The results of a survey carried out to identify the students’ ideas about the components of the lawyer’s image are presented. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the main components of the professional image of a lawyer are identified and conclusions are made about the lack of models and technologies for its formation today. The didactic potential of the foreign language to form individual components of the professional image of a lawyer is revealed.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЮРИСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.934:81'276.6:34

DOI: 10.15593/2224-9389/2021.4.8

Е.О. Ускова, Е.А. Путилина В.С. Устимова

Получено: 17.09.2021 Принято: 23.10.2021 Опубликовано: 27.01.2022

Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Российская Федерация

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЮРИСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Профессиональный имидж, будучи неотъемлемой частью профессиональной компетентности и личности успешного специалиста любого профиля, является объектом пристального внимания и исследования специалистов разных сфер, сходящихся во мнении о его положительном, а иногда и решающем значении для эффективного взаимодействия с коллегами, положительного восприятия окружающими, высокой производительности труда, уверенности в себе и многого другого.

Понятие «имидж» в целом, и «профессиональный имидж» в частности, вошло в обиход и стало объектом всесторонних исследований не так давно - в 90-е годы ХХ века, и, как показывает анализ разработок в данной области, проблема формирования профессионального имиджа до сих пор не получила полного развития. Традиционно имидж представляется результатом межличностного взаимодействия и определяется многочисленными составляющими и закономерностями. Их совокупность позволяет изучать, кроме прочего, и профессиональный имидж, предполагающий интеграцию личностных, профессиональных, социальных и внешних характеристик специалиста.

В статье приведен ретроспективный анализ зарождения, становления и развития понятия «имидж». Рассматривается актуальность формирования положительного профессионального имиджа юриста, продиктованная объективными социокультурными процессами. Приводятся результаты опроса студентов, проведенного с целью выявления их представлений о составляющих имиджа. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены основные составляющие профессионального имиджа юриста и сделаны выводы о недостаточной разработанности моделей и технологий его формирования на сегодняшний день. Выявлен дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании отдельных составляющих профессионального имиджа юриста.

Ключевые слова: профессиональный имидж, юрист, иностранный язык, профессионально значимые качества юриста, педагогические технологии.

©Ф®

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

E.O. Uskova, E.A. Putilina, V.S. Ustimova Received: 17.09.2021

Accepted: 23.10.2021

Ulyanovsk State University, pubNshed: 27.01.2022

Ulyanovsk, Russian Federation

FORMING A LAWYER'S PROFESSIONAL IMAGE BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Being an integral part of professional competence and personality of a successful specialist, professional image is an object of close attention and research for specialists from different fields. They all agree on its positive and even decisive importance for effective interaction with colleagues, positive perception of others, high labor productivity, self-confidence and many other things.

"Image" in general and "professional image" in particular came into use and became the object of comprehensive research not so long ago - in the 90ies of the last century. The analysis of developments in this area shows that the problem of professional image formation remains underdeveloped. Traditionally, image is seen as a result of interpersonal interaction and is stipulated by numerous components and interactions. Their combination allows us to study, among other things, a professional image, implying the integration of personal, professional, social and external characteristics of a specialist.

The article presents the concept of "image", its retrospective analysis, origin, formation and development. It considers the relevance of forming a positive professional image of a lawyer dictated by objective socio-cultural processes. The results of a survey carried out to identify the students' ideas about the components of the lawyer's image are presented. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the main components of the professional image of a lawyer are identified and conclusions are made about the lack of models and technologies for its formation today. The didactic potential of the foreign language to form individual components of the professional image of a lawyer is revealed.

Keywords: professional image, lawyer, foreign language, professionally significant qualities of a lawyer, pedagogical technologies.

Предпосылки исследования профессионального имиджа юриста

Жесткая конкуренция на рынке труда, социальный заказ, клиентоориенти-рованность и другие социокультурные процессы и современные тенденции предъявляют высокие требования к специалистам практически всех сфер, в том числе и к будущим и давно практикующим юристам. На первое место выходят профессиональная компетентность, репутация и профессиональный имидж юриста. Представление самого профессионала о своем имидже (от англ. image - образ, изображение; воплощение, олицетворение; репутация, лицо, престиж и т.д.) помогает ему демонстрировать свои лучшие деловые и личные качества, соответствовать требованиям профессии, профессиональных стандартов и потребителей его услуг.

Ряд проведенных исследований свидетельствует, что в сознании около трети опрошенных юрист представляет собой образ человека грамотного, честного, принципиального, следующего закону, защитника интересов людей, прав человека и т.д. В то же время около четверти респондентов ассоциируют юристов со взяточниками, алчными, некомпетентными, малоэффективными, беспринципными, зависимыми и продажными людьми [1, с. 42]. Поскольку

образ современного юриста остается достаточно противоречивым в сознании общества, работа над анализом и формированием его положительного имиджа остается актуальной сегодня.

В рамках исследования был проведен опрос с целью выявления представлений обучаемых о профессиональном имидже. В опросе приняли участие 120 студентов 1-2-х курсов юридического факультета Ульяновского государственного университета, которым было предложено перечислить 10 составляющих, которые, на их взгляд, могут характеризовать профессиональный имидж юриста.

Анализ ответов респондентов позволил условно разделить предложенные ими составляющие профессионального имиджа юриста на следующие основные группы:

1) личностные качества:

• лидерские и волевые (целеустремленность, уверенность в своих силах, решительность, независимость и пр.);

• деловые (трудолюбие, адаптивность, стрессоустойчивость, беспристрастность и пр.);

• эмоциональные (эмоциональная устойчивость, сдержанность, хладнокровность, позитивное отношение к работе и пр.);

• общекультурные (порядочность, вежливость, пунктуальность, ответственность, сознательность, добросовестность, справедливость, честность, вежливость, тактичность, деликатность, толерантность, законопослушность и пр.);

2) профессионально значимые качества:

• аналитические (гибкость мышления, продуктивная память, логическое мышление, прагматичность и пр.);

• коммуникативные (ораторские способности, дипломатичность, грамотная речь, красноречие, умение наладить контакты, хорошая дикция и пр.);

3) габитарные составляющие (официальный стиль одежды, опрятный внешний вид, презентабельность и пр.);

4) знания в области действующего законодательства, основ психологии, этики общения, профессиональной этики, правовая грамотность и т.д.;

5) отдельные составляющие: репутация, опыт, широкий кругозор, эрудиция, интуиция, харизма, наличие связей, клиентской базы и хороших отзывов и пр.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что опрошенные студенты имеют недостаточно четкие представления о профессиональном имидже юриста, сосредоточившись на личностных и профессионально значимых качествах представителей юридической профессии, на которые большинство исследователей не делают акцент, анализируя составляющие имиджа. Кроме того, некоторые опрошенные включили в данный список достаточно спор-

ные, на наш взгляд, составляющие имиджа юриста, такие как внешние данные, манерность, актерское мастерство, доброта и т.д.

Однако подавляющее большинство опрошенных (76 %) включили в список коммуникативную составляющую и соответствующие качества, осознавая их ключевую роль в повседневной практической деятельности юриста, и, следовательно, прямо и опосредованно влияющие на его профессиональный имидж в целом.

Методологическая база

Методологической основой исследования стали: исследования В.Д. Бра-гиной, Д.В. Деминой, В.В. Ермоловой, В.В. Овсянниковой, Л.Н. Рожиной, Л.Б. Шнайдер и др. о влиянии образа профессии на формирование будущего специалиста; Ю.В. Андреевой [2], А.А. Бирюковой [3], М.Г. Елагина [4], Е.В. Емельяновой [5], О.А. Пикулевой [6], Л.М. Семеновой [7] и др. о роли профессионального имиджа в деятельности специалистов и т.д.

Понятие «имидж» стало предметом пристального изучения отечественных исследователей не так давно - в 90-х годах XX века, и, как показывает анализ литературы, проблема формирования профессионального имиджа разработана недостаточно полно и по сей день. Имидж является результатом межличностного взаимодействия и определяется социально-психологическими, коммуникативными, организационными и многими другими закономерностями, сочетание которых позволяет исследовать имидж отдельных профессий [8, с. 39]. Профессиональный имидж подразумевает интеграцию личностных, профессиональных, социальных и внешних характеристик [9, с. 9].

Имидж может складываться как прямо (на основе впечатлений, наблюдений, общения, взаимодействия и пр.), так и косвенно. Выделяют следующие основные составляющие профессионального имиджа:

- вербальную (связанная с индивидуальными особенностями передачи информации, точностью употребления лексики, правильностью построения фраз и т.д.);

- паравербальную (представленная манерой речи индивида: тембром голоса, темпом и ритмом речи и пр.);

- невербальную (жесты, мимика, позы и т.д.);

- габитарную (одежда, прическа, конституция и т.д.);

- овеществленную (например, деловая документация);

- средовую (рабочее место, кабинет, автомобиль и пр.).

На сегодняшний день модели и технологии формирования профессионального имиджа юриста остаются, на наш взгляд, недостаточно разработанными. В ходе изучения психолого-педагогической литературы были выявлены и проанализированы основные составляющие профессионального имиджа

юриста, формирование и развитие ряда которых, безусловно, выходят за рамки возможностей педагогических технологий. Анализу же подлежали возможности дисциплины «Иностранный язык» как средства формирования и развития ряда составляющих профессионального имиджа будущего юриста. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Обсуждение способов формирования

профессионального имиджа юриста

Поскольку юридическая профессия, помимо прочего, предполагает регулярное взаимодействие с людьми на разных уровнях, публичные выступления, проведение переговоров и т.д., именно формирование вербального имиджа, зачастую отвечающего за успешность коммуникации, приобретает наиважнейшее значение для юриста.

В ходе повседневного межличностного общения юриста возникает необходимость получения актуальной информации у собеседников, установления доверительных отношений между коммуникантами. Наиболее эффективной формой общения является диалог, в основе которого, кроме прочего, лежит умение задавать вопросы. И здесь важно иметь представление о типах вопросов, уметь их правильно строить, в том числе и на английском языке. Различают закрытые вопросы, предполагающие однозначные ответы «да/нет»: Можете ли Вы дать пояснения по этому эпизоду? В английском языке им соответствуют общие вопросы (General questions), начинающиеся со вспомогательных глаголов: Has the plaintiff brought the suit against the defendant? / Истец подал иск в отношении обвиняемого? Очевидно, что данный тип вопросов не способствует установлению продуктивного контакта. Разделительные вопросы (Tag questions) подразумевают краткие ответы: You don't have a permanent source of income, do you? - Yes, I do. / У вас нет постоянного источника дохода, не так ли? - Да, это так. Ответы на вопросы к подлежащему (Questions to the subject) также достаточно кратки: What consists of representatives from federal entities in the Russian Federation? - The State Duma. / Какой орган Российской Федерации состоит из представителей федеральных субъектов? - Государственная дума. Установлению контактов способствуют открытые вопросы, предполагающие предоставление развернутого ответа: Что побудило Вас сесть за руль? или специальные вопросы (Spe-cial/Wh-questions) в английском: What is the Prime Minister generally responsible for in the Russian Federation? / Каковы основные обязанности премьер-министра в Российской Федерации? Альтернативный вопрос (Alternative question) предполагает наличие некой альтернативы, заложенной уже в самом вопросе, также побуждая к размышлению и принятию решения: Does criminal or civil law regulate the apprehension? / Заключение под стражу регулируется

уголовным или гражданским правом?; Did he withdraw money on Friday or on Saturday? / Он снял деньги со счета в пятницу или субботу? Однако в рамках судопроизводства данный тип вопросов иногда подлежит определенным ограничениям во избежание препятствования свободному волеизъявлению адресата. Влияющий характер имеют и вопросы с преамбулой, способные побудить человека совершить определенное действие или принять необходимое решение: Применение силы может быть оправданно в целях самозащиты, защиты других лиц, защиты имущества, применения закона. Вы уверены в правомочности своих действий? или All the documents were sent to you a week ago. Have you managed to analyze them? /Все документы были высланы Вам неделю назад. Вам удалось ознакомиться с ними? Их применение в юридической практике также ограничено вследствие потенциальной возможности влияния на собеседника. В ходе профессионально ориентированной подготовки студентам предлагается составить разнообразные диалоги в рамках пройденных тем, что позволяет отработать на практике умение задавать разные типы вопросов, преследуя различные цели.

Как известно, так называемые «я-высказывания» - это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, опосредованно подразумевающие осознание своей собственной ответственности за принимаемые решения, вследствие чего они являются конструктивной альтернативой «ты-высказываний», зачастую подразумевающих негативную оценку в адрес другого. Для построения конструктивного взаимодействия предлагается выполнить следующее упражнение.

1) Paraphrase the following evaluative "You-statements" into neutral "I-statements" / Перефразируйте следующие оценочные «Ты-высказывания» в нейтрально окрашенные или безоценочные «Я-высказывания»:

1. You make me angry! - Possible answer: When this happens, I feel anxious and embarrassed!

2. You aren't listening to me! - Possible answer: I feel more satisfied when I get some feedback during the conversation.

3. You look slovenly! - Possible answer: I appreciate neatness in everything.

2) Paraphrase the following critical and aggressive statements using proper techniques for responding to critics and aggressive behavior / Перефразируйте следующие критические и агрессивные утверждения, используя эффективные приемы реагировать на критику и агрессивное поведение:

1. You have fulfilled the task below standards as usual! (Possible answer: Where have I made mistakes in particular? - прием уточнения содержания);

2. There are a lot of contradictory facts in your report! (Possible answer: You are right! It makes me really anxious. - прием согласия с критикой);

3. I don't like the way you have fulfilled the task! (Possible answer: I believe my performance is not so bad. But as far as I understood you disagree with

me and I would like to find out the reasons of this negative assessment. - приглашение к обсуждению спорного вопроса) и т.д.

Как показывает практика, при восприятии имиджа юриста окружающими негативно могут восприниматься недостатки, связанные c особенностями его темперамента и нервной системы. Существуют, однако, приемы, позволяющие в отдельных случаях представить эти недостатки как достоинства. Представив ситуацию, когда, например, адвокат не сумел справиться с вспышкой эмоций, можно сформулировать следующее задание: Imagine a situation when you failed to control your emotions during the court session. Provide your own ideas to deal with the problem. /Представьте ситуацию, в которой вам не удалось справиться с эмоциями во время судебного заседания. Предложите способы выхода из ситуации. Как вариант исправления подобных оплошностей, позволяющий предстать человеком ответственным, искренним и человечным, предлагается извинение с последующим комментарием: I can't help but take everything to heart / Не могу не принимать все близко к сердцу; I can't stay calm when facing injustice / Не могу оставаться спокойным, сталкиваясь с несправедливостью, и т.д.

При знакомстве с особенностями деловой корреспонденции в целом и юридических писем в частности следует, прежде всего, обратить внимание на типовые вступительные фразы [10]: This is to inform you that ... / Информируем вас о том, что ... ; With reference to the session on March 28, 2019, ... / Ссылаясь на судебное заседание 28 марта 2019 г. ... ; We find it necessary to remind you that ... / Считаем необходимым напомнить Вам, что ... и т.д.; а также заключительные фразы: In case of any questions, do not hesitate to contact us / В случае возникновения каких-либо вопросов незамедлительно свяжитесь с нами; Attached please find all the documents mentioned above / Прикрепляем все упомянутые выше документы; Thank you beforehand for your cooperation / Заранее благодарим за сотрудничество и пр. В ходе практических занятий студентам предлагаются анализ, перевод и написание различных писем по широкой и узкой тематике специальности.

При обучении иностранному языку на юридических факультетах необходимо обратить внимание студентов и на латинские заимствования, часто встречающиеся в юридических документах, причем не только в английском, но и в русском языке: bona fide(s) - in good faith / истинно, подлинно; corpus delicti - the real proof that a crime has been committed / состав преступления; de facto - taken as a matter of fact, even though the legal status may not be certain / фактически, на самом деле; inter alia - among, in addition to other things / между прочим, среди прочего и т.д. В качестве упражнения на изучение и отработку подобной лексики предлагается упражнение на нахождение соответствий, сопоставление [11]: Match the meanings on the left with the Latin words and expressions on the right / Сопоставьте определения в левом столбике с латин-

скими словами и выражениями в правом. Дополнительно можно предложить составить собственные предложения, используя данные выражения, либо найти примеры в документах и первоисточниках: She demands possession of the house and custody of the children inter alia. / Среди прочего она требует права собственности на дом и опеки над детьми.

Кроме того, контракты, официальные письма и другие юридические документы часто содержат так называемые «слова-ссылки» (reference words), употребление которых не является традиционным для других сфер. Эти слова в основном связаны с обозначением времени (heretofore - прежде, до этого, раньше), места (hereinafter - ниже, в дальнейшем), определенного результата (hereby - сим, этим, настоящим; таким образом) и пр. в рамках документа, в котором они встречаются. Возможный вариант отработки подобной лексики - упражнение на подстановку: Complete sentences with appropriate words from the box. To help you, each sentence is followed by an explanation in italics of the function of the missing word. / Дополните предложения соответствующими словами из списка. В конце каждого предложения курсивом приводится функция пропущенного слова.

Could you explain why the interest rate is quoted as 17 % on the final page of the agreement you sent us, but as 15 %_. (listed or mentioned earlier in a document). Answer: thereinbefore. / Просим дать пояснение, почему процентная ставка на последней странице присланного договора прописана в размере 17 %, но как 15 %_. (приведенный или упомянутый ранее в тексте документа). Ответ: thereinbefore.

С целью формирования и развития невербального компонента профессионального имиджа можно предложить следующие практические задания:

Use nonverbal means to /Используйте невербальные средства, чтобы:

- express openness, communicability and readiness for cooperation / выразить открытось, коммуникабельность и готовность к сотрудничеству (как правило, доверие, согласие, доброжелательность и психологический комфорт проявляются в «открытых» позах: руки раскрыты ладонями вверх, руки раскинуты, ноги вытянуты и пр. [9, с. 30]);

- demonstrate lack of respect and attention towards your interlocutor / выразить неуважение и невнимание к собеседнику (закатывание и закрытие глаз, тяжелые вздохи, взгляд в сторону, откидывание корпуса назад и пр.);

- express you disagreement with the opponent / выразить несогласие с оппонентом (замечено, что несогласие, недоверие, критика и противодействие, как правило, выражаются закрытыми позами, «наполеоновской» позой со скрещенными на груди руками, либо, к примеру, упершись обеими руками в подбородок [9, с. 29-30]);

- show undiminishing interest / показать неугасающий интерес (проявление интереса может выражаться во взгляде, сосредоточенном на собесед-

нике; «округлении» глаз; зеркальном отражении поведения партнера, его жестов, положения тела, рук) и т.д.

Паравербальный компонент представлен особенностями речи в целом, ее темпом, ритмом и пр., вследствие чего полезным представляется работа в лингафонном кабинете, прослушивание аудиозаписей своих выступлений, работа над фонетическими и интонационными ошибками и т.д., позволяющие формировать и развивать навыки слухового самоконтроля, аудирования, говорения, столь необходимые в работе юриста.

Произношение, соответствующее фонетическим нормам родного или иностранного языка, также играет очень важную роль в работе юриста. Добиться хорошей дикции могут помочь скороговорки (tongue twisters), например: The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday; There those thousand thinkers were thinking how did the other three thieves go through и пр., а также работа над произношением отдельных слов и выражений: pirates' private property, circumstances and consequences и т.д.

Выводы

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены и проанализированы составляющие профессионального имиджа юриста, а также предложен комплекс практических заданий и упражнений, способствующих его формированию. Так, формированию и развитию вербальной составляющей имиджа, прямо и косвенно влияющей на эффективность коммуникации, способствует комплекс упражнений, связанных с составлением диалогов, различных типов вопросов, подстановкой и перефразированием; работа с деловой документацией и корреспонденцией с учетом специфики языка юридической сферы и пр. При работе над паравербальной составляющей широкие перспективы открывают: работа в лингафонном кабинете, аудирование, работа над фонетическими аспектами речи и пр. Разнообразные практические задания для формирования невербальной составляющей профессионального имиджа направлены на формирование невербальных навыков и умений (через позы, жесты, мимику и т.д.).

Признавая тот факт, что формирование и развитие ряда составляющих профессионального имиджа юриста, безусловно, выходят за рамки возможностей педагогических технологий в целом и дисциплины «Иностранный язык» в частности, стоит тем не менее отметить их весомый потенциал в формировании и развитии ряда компонентов имиджа юриста, о чем шла речь, в том числе и в более ранних работах авторов [12-15].

Список литературы

1. Скабелина Л.А. Психологические аспекты адвокатской деятельности. - М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. - 229 с.

2. Андреева Ю.В. Психология имиджа и рекламы. - Казань, 2006. - 355 с.

3. Бирюкова А.А. Самоидентификация личности и профессиональный имидж менеджера-предпринимателя малого бизнеса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2004. - 23 с.

4. Елагин М.Г. Педагогические условия формирования имиджа офицера в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 181 с.

5. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формирования персонального имиджа: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 234 с.

6. Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2014. - 45 с.

7. Семенова Л.М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа // Вестник Томск. гос. ун-та. - 2009. - № 326. - С. 194-199.

8. Профессиональный имидж и престиж социальной работы / М.В. Певная [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2011. - 184 с.

9. Шиман О.И. Профессиональный имидж юриста: учеб. пос. для вузов / Ниже-гор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2015. - 38 с.

10. Рыжков В.Д. Деловой английский язык: менеджмент: пособие по изучению англ. яз. - Калининград: Янтар. сказ, 2003. - 256 с.

11. Wyatt Rawdon. Check Your English Vocabulary for Law. - London: A&C Black, 2006. - 76 p.

12. Ускова Е.О. Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций средствами иностранного языка // Lingua Academica: межвуз. сб. науч. тр., посв. Дню науки. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2016. - С. 146-154.

13. Ускова Е.О., Ковардакова М.А. Особенности формирования профессиональной компетентности специалистов экономико-правовой сферы средствами иностранного языка в вузе. - Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2016. - 208 с.

14. Ускова Е.О., Крашенинникова Е.И. Компетентностно ориентированные задания в обучении иностранному языку // Вестник Оренбург. гос. пед. ун-та. - 2018. -№1(25). - С. 255-262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ускова Е.О., Крашенинникова Н.А. Особенности формирования иноязычной компетенции в процессе профессионально ориентированной подготовки юристов // Язык. Право. Общество: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 11-13 окт. 2016 г.). - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 376-379.

References

1. Skabelina L.A. Psikhologicheskie aspekty advokatskoi deiatel'nosti [Psychological aspects of advocacy]. Moscow, Federal'naia palata advokatov, 2012, 229 p.

2. Andreeva Iu.V. Psikhologiia imidzha i reklamy [Psychology of image and advertising]. Kazan, 2006, 355 p.

3. Biriukova A.A. Samoidentifikatsiia lichnosti i professional'nyi imidzh menedz-hera-predprinimatelia malogo biznesa [Self-identification of a person and professional

image of a manager-entrepreneur in small business]. Abstract of Ph.D. thesis. Moscow, 2004, 23 p.

4. Elagin M.G. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia imidzha ofitsera v obra-zovatel'nom protsesse vuza [Pedagogical conditions for the formation of the image of an officer in the university educational process]. Ph.D. thesis. Orenburg, 2005, 181 p.

5. Emel'ianova E.V. Psikhosemiotika predmetnoi sredy kak faktor formirovaniia personal'nogo imidzha [Psychosemiotics of the subject environment as a factor in the formation of a personal image]. Ph.D. thesis. Moscow, 2004, 234 p.

6. Pikuleva O.A. Sotsial'naia psikhologiia samoprezentatsii lichnosti [Social psychology of personality self-presentation]. Abstract of Ph.D. thesis. Saint Petersburg, 2014, 45 p.

7. Semenova L.M. Genezis i sovremennoe sostoianie problemy formirovaniia pro-fessional'nogo imidzha [The genesis and modern state of the problem of professional image forming]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 326, pp. 194-199.

8. Pevnaia M.V. et al. Professional'nyi imidzh i prestizh sotsial'noi raboty [Professional image and prestige of social work]. Yekaterinburg, UrFU, 2011, 184 p.

9. Shiman O.I. Professional'nyi imidzh iurista [Professional image of a lawyer]. Nizhny Novgorod, NNGASU, 2015, 38 p.

10. Ryzhkov V.D. Delovoi angliiskii iazyk: menedzhment [Business English: Management]. Kaliningrad, Iantar' skaz, 2003, 256 p.

11. Wyatt R. Check your English vocabulary for law. London, A&C Black, 2006, 76 p.

12. Uskova E.O. Formirovanie obshchekul'turnykh, obshcheprofessional'nykh i pro-fessional'nykh kompetentsii sredstvami inostrannogo iazyka [Formation of different types of competencies by means of foreign language]. Lingua Academica, Ulyanovsk, USU, 2016, pp. 146-154.

13. Uskova E.O., Kovardakova M.A. Osobennosti formirovaniia professional'noi kompetentnosti spetsialistov ekonomiko-pravovoi sfery sredstvami inostrannogo iazyka v vuze [Features in professional competence formation of specialists in economic and legal sphere by means of foreign language at the university]. Ulyanovsk, USU, 2016, 208 p.

14. Uskova E.O., Krasheninnikova E.I. Kompetentnostno orientirovannye zadaniia v obuchenii inostrannomu iazyku [Competence-oriented tasks in teaching a foreign language]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 1(25), pp. 255-262.

15. Uskova E.O., Krasheninnikova N.A. Osobennosti formirovaniia inoiazychnoi kompetentsii v protsesse professional'no orientirovannoi podgotovki iuristov [Formation of foreign-language competence in the process of professionally-oriented training of lawyers]. Iazyk. Pravo. Obshchestvo. Proc. 4th Int. Acad. Conf. (Penza, Oct. 11-13, 2016). Penza, PSU, 2016, pp. 376-379.

Сведения об авторах

УСКОВА Елена Олеговна

e-mail: uskoelena@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

ПУТИЛИНА Евгения Александровна

e-mail: evgeniya_blinova@inbox.ru

Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка для профессиональной деятельности, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

УСТИМОВА Виктория Сергеевна

e-mail: Vika Ust@inbox.ru

Бакалавр юридического факультета, Ульяновский государственный университет (Ульяновск, Российская Федерация)

About the authors

Elena О. USKOVA

e-mail: uskoelena@yandex.ru

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of the English Language for Professional Activity, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

Evgenia A. PUTILINA

e-mail: evgeniya_blinova@inbox.ru

Cand. Sc. (Philology), Associate Professor, Department of the English Language for Professional Activity, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)

Viktoria S. USTIMOVA

e-mail: VikaUst@inbox.ru

Bachelor's Student, Law Faculty, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.