ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 82.091
Т. К. Черная, Т. В. Бервененко
АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКИХ ПОИСКОВ ЭПОХИ 1830-Х ГОДОВ В КОНЦЕПЦИИ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
В данной статье ставится задача показать отражение активного философского поиска эпохи 1830-х годов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Условия исторической и социальной ситуации начала века актуализировали вопрос о возможностях личности человека в мире, о соотношении сил
человека и судьбы, фатума. Главный герой романа и его личный философский поиск является выражением данных общечеловеческих проблем.
Ключевые слова: проблема фатализма, личность, самопознание, историзм, конфликт, романный сюжет, художественная система.
T. K. Chernaya, T. V. Bervenenko
SOME ASPECTS OF PHILOSOPHICAL SEARCHES IN THE 1830-s IN THE CONCEPT OF THE NOVEL BY M. YU. LERMONTOV «A HERO OF OUR TIME»
The article sets a task to show the reflection of an active philosophical search in the 1830-s in the novel by M. Yu. Lermontov «A hero of our time». The historic and social situation in the early XlX-th century made questions about person's opportunities in the world, correlation of forces of a person and
Михаил Юрьевич Лермонтов, несомненно, принадлежал своей эпохе. Он вырос в такой культурной атмосфере начала XIX века, где прогрессивные и активные люди жили философскими вопросами, с помощью философии пытались преобразовать мир, постигали действительность и себя в соответствии с философскими идеями, «надеясь через них постигнуть причины роковых сложностей своего времени и понять логику исторического развития страны и ее культуры» [3, с. 347].
В это время общественное сознание активно пыталось постичь объективные законы развития мира, переосмысливалось значение личности человека в мировом процессе. Интеллектуальная жизнь разворачивается вокруг вопросов общечеловеческого характера, важных в любую эпоху, в частности, вопроса о соотношении сил человека и судьбы. Проблема человека в литературе становится художественным вектором, на который ориентируются все философские поиски. При этом актуальнейшее значение приобретает проблема действования человека в исторический момент существования. Ведь социальная ситуация ограничивала активность личности,
destiny as well as fate urgent. The main character of the novel and his personal philosophical search are representation of given human problems.
Key words: fatalism problem, personality, self-search, historicism, conflict, novelistic plot, art system.
а общественное сознание взывало к воле и способностям человека.
В данной статье актуализируется проблема воплощения философских вопросов первой трети XIX века в романе «Герой нашего времени», а именно вопроса о фатализме, назначении человека, его самопознании.
Лермонтов выразил свои философские представления и в романе, и во многих лирических произведениях. Эти представления могут быть рассмотрены как художественная философия автора.
Философские поиски М. Ю. Лермонтова были связаны в том числе и с проблемой фатализма, так как «через нее не может перешагнуть, не дав ответа, ни один человек, стремящийся к осмысленности своего существования» [1, с. 30]. Это был отклик на важнейший вопрос эпохи.
Единство романа определено не просто участием главного героя во всех описанных, таких разных, событиях, а основной проблемой, которая стоит перед героем - испытание способностей и сил человека в конфликте с внешним миром во всем разнообразии его проявления, то есть с тем, что именуется
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
«судьбой». Именно острая постановка философской проблемы фатализма в романе определяет его суть; эта проблема связывает все главы и является основополагающей. Она обусловливает сюжет и конфликт романа, так как главный герой явно или скрыто занят разрешением именно этого вопроса. Печорин вступает в противоречие с неведомой силой судьбы и рока.
Находясь внутри события (а в романе это событийные элементы сюжета), герой Лермонтова пытается обнаружить в нем смыслы, адекватные содержанию всего мироздания. Печоринское «мне все мало» [2, с. 483] - свидетельство того факта, что его понимание человеческого предназначения ассоциируется с философской категорией абсолютности. Мир бесконечен в своем развитии и содержательной наполненности. Человек является физической и духовной проекцией мироздания, но, в отличие от мироздания, физически конечен. И эта мысль неоднократно вызывала горестные размышления у Лермонтова-поэта (юношеские «Ночи...», поэма «Мцыри», «Выхожу один я на дорогу» и другие стихотворения). В романе его герой одну за другой попытки преодолеть конечность события и конечность человека. В каждом эпизоде его есть желание обозначить меру идеальной духовности. Его любовь должна соответствовать высокой природе (глава «Бэла»), когда красота кавказских гор представляется порождающей красоту человека (у Бэлы глаза «горной серны» [2, с. 463]) - и эта «мера» красоты должна определять насыщенность любви. Когда этого не происходит, наступает разочарование («любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни» [2, с. 483]).
В эпизодах главы «Тамань» опять сталкиваются романтическое (тяготеющее к абсолютности) предощущение героизма с обычностью «конечного», социального мира «честных контрабандистов». Конфликт этой главы выбран по тому же принципу преодоления духовной ограниченности и снова приводит к разочарованию. С этой точки зрения можно рассмотреть и остальные эпизоды романа - везде тяга к абсолютному духовному совершенству у Печорина (заметим, не выраженная явно, а скрывающаяся зачастую за самоиронией) разбивается об ограниченность социума, и постепенно становится ясно, что Печорин - одновременно социальная и не со-
циальная, то есть философски осмысленная личность.
«Глубинный конфликт романа - не просто конфликт личности («лишнего человека») и общества или внутренний конфликт противоречивой личности (это все имеет место, но еще не составляет сути), а именно конфликт абсолютной, трансцендентной личности (Печорина) с судьбой как сущностью мира» [6, с. 412]. Главы и сюжеты романа призваны показать попытку философствующей личности получить ответ на вопрос о собственной значимости и самостоятельности в мире.
Поэтому становится очевидным, что внешние коллизии в романе связаны с внутренним осмыслением героя себя и своего места в мире и вытекают из проблемы фатализма. Они являются практическим продолжением теоретических размышлений героя, поскольку он пытается самостоятельно моделировать свою судьбу.
Б. Т. Удодов отмечает, что «Лермонтов исходил из своей внутренне диалектичной концепции личности - не только как объекта внешних сил и обстоятельств, но и как субъекта, творца этих обстоятельств. Отсюда его стремление познать не только неизбежное и закономерное социально-историческое предопределение судьбы человека, но и его внутреннее свободное определение своих возможностей и назначения, их реализации в пределах исторически уготованной ему участи» [5, с. 64].
Такое богатое философское содержание разных уровней позволяет говорить о том, что философский аспект является ведущим и организующим в романе. Это, очевидно, связано с принципиальной важностью для каждого мыслящего человека (в любую эпоху, но в эпоху 1830-1840-х гг. особенно) попытаться ответить на коренные философские вопросы о смысле жизни и назначении человека.
Необходимо отметить и то, что в художественной картине мира Лермонтова сосуществуют три начала. Высшее начало связано с красотой и гармонией мира, демоническое начало существует в мире, но не как непобедимое и абсолютное, а как содержащее в себе потенциальные возможности к преображению через сомнения и познание. Человек является потенциальным носителем и того, и другого начала, но в нем к тому же сосредоточены и
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
переменные показатели бытия: философские, исторические, национальные, нравственные.
Исторический аспект художественной картины мира Лермонтова представляет собой полноценное отражение исторических особенностей действительности. Роман «Герой нашего времени» - это закономерное развитие лермонтовской исторической мысли, проследить которую можно и в лирике автора. Раздумья о будущем и настоящем России являются важным звеном в концепции творчества Лермонтова. «Именно образ современности, «нашего века» стал тем центральным художественным образом, к которому стягивался круг волновавших поэта общественно-исторических проблем. И многое в социально-исторических воззрениях Лермонтова помогает понять соотнесение его мыслей и суждений с направлением поисков представителей «мыслящей России» того времени» [3, с. 347].
В романе Лермонтов глубоко и полно осмысляет эпоху, к которой он принадлежит. Этот анализ эпохи не факультативный, а обязательный компонент художественного осмысления действительности, без которого невозможны и другие компоненты.
В. А. Мануйлов отмечает, что «хорошо зная и глубоко понимая историческую сущность окружающей его действительности, двадцатипятилетний Лермонтов создал образ героя своего времени, в котором обобщил большой жизненный материал» [4, с. 7].
«В «Герое нашего времени» суд над современностью, осознание места «нашего времени» как звена в непрерывной цепи исторического развития совершает от имени автора современный герой - «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», но одновременно способный на «высшее состояние самопознания», в котором «человек может оценить правосудие божие». Социальный детерминизм в романе неотделим от размышлений об этом правосудии, о смысле и направленности единичного существования и истории в целом» [3, с. 204]. Значение лермонтовского героя, конечно, не исчерпывается только той эпохой, в которой он существует в романе, однако очень важным является тот факт, что он прикреплен к определенной эпохе, несет в себе ее достоинства и недостатки, выражает ее проблематику и идеи. В. Г. Белинский
выражал сомнение в том, что герои Расина и Корнеля существовали в какой-либо эпохе, стране, что кто-то когда-то говорил и думал так, как они, то есть видел некоторую искусственность в самом стиле классицизма. Это принципиальный вопрос, так как с ним критик связывал подлинность искусства. О Печорине велись, конечно, критические споры, но этот образ все же слишком живой и естественный (в том числе, в силу своей историчности), чтобы усомниться в его подлинности. Можно говорить и о типичности образа Печорина (это подчеркивает и сам автор), что тоже показывает его связь с исторической эпохой. Б. Т. Удодов отмечает, что «печоринский тип поистине эпохален» [5, с. 66].
Историческая проблематика романа обусловлена глубокой связью главного героя с исторической действительностью. Искусство типизации показывает героя, как органическое порождение эпохи. Страдания и вопросы века сполна отразились в Печорине. Эпоха осознается автором не как проходящий момент истории, а как важный ее период (период переходный, за которым открывается большое будущее), и именно поэтому такое значение приобретает человеческая личность (конечно, не только личность Печорина). Таким образом, «история души человеческой» достойна такого же внимания и исследования, как, например, история государства. К тому же душа эта особенная, обладающая большим потенциалом, достойная счастья, способная к самопознанию и стремящаяся познать свое предназначение.
Отражение в романе и его главном герое сущности исторического момента было очень важным показателем художественного мастерства автора для В. Г. Белинского: «автор является решителем важных современных вопросов. Его Печорин - как современное лицо - Онегин нашего времени» - подчеркивает критик в одной из статей, посвященных роману [7].
Но не только Печорин является выражением исторических взглядов автора. Его историческая мысль не заканчивается на главном герое, она развивается и в других героях, например, в Максиме Максимыче. «Выдвинутые на первый план повествования два основных героя - Печорин и Максим Максимыч -представители двух полюсов русской жизни: России народной и России европеизирован-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ной. ... Характер Максима Максимыча, по замыслу автора, должен был воплотить в себе положительные задатки, таящиеся в русском народе, не вышедшем из стадии духовного детства» [3, с. 349]. Сопоставление и противопоставление этих героев показывает два уровня самосознания, одинаково важных.
Белинский, поясняя авторский замысел, сказал немало слов похвалы этому доброму национально-русскому типу. Однако, живя в конкретно-исторической эпохе, и сам Лермонтов, и его Печорин слишком ясно, слишком хорошо и быстро разбираются в ней, в ее повседневном содержании. Вокруг них все люди (а в романе это другие герои, в том числе и Максим Максимыч) существуют «согласно» времени, а не «вопреки». Только Печорин едет против течения, но не потому, что он «бунтарь», а потому, что ему надо знать о жизни не только то, что показывает его время, а то, что означает жизнь в целом, человек как носитель идеи жизни в целом. Поэтому во всем, что происходит, Печорину (и автору) видится какая-то загадочность, что-то иное, к чему трудно подобраться, схватить и, тем более, испытать. «Горизонты ожидания» Печорина бесконечны, но он «вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно» [2, с. 585] и остановился перед трагедией выбора - фаталист он или нет?
Воля и силы человека - его духовное богатство, он не желает его потерять, но в то же время наталкивается на невозможность применения. И тогда в нем происходит внутренняя борьба как с миром, который не дает
ему ответа, так и с самим собой, который уже не знает, куда ему направить свои духовные поиски.
Другая философско-историческая идея времени, выраженная в романе, это идея самопознания, которую сполна представляет Печорин. «Жажда самопознания - отпечаток эпохи на облике целого поколения 30-х гг. XIX века» [3, с. 349]. Как художественную задачу Лермонтов ставит раскрытие «истории души человеческой». «Самопознание» героя, очевидно, совершилось, но свою «познанную» личность он не смог до конца реализовать, оставшись на позиции «возможности», толкающей на выбор пути, и на точке вечного выбора, ставшей для него моментом смерти, за которой или «ничего нет» или возникает бессмертие.
Таким образом, выявление философской и общественно-исторической проблематики в романе Лермонтова позволяет утверждать, что Лермонтов был заинтересованным участником философского поиска его эпохи, равно как и всех последующих эпох. Именно конфликт личности и судьбы, как высшей силы, лежит в основе всех коллизий, происходящих с главным героем.
В концепции романа «Герой нашего времени» преломились ведущие идеи времени, в связи с чем роман о современности стал глубоко историчным произведением русской литературы. И одновременно Лермонтов подарил своему герою и своему роману статус бессмертия, показав глубочайший трагизм самой идеи выбора.
Литература
1. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики (литературно-критические статьи). - М.: Сов. писатель, 1987.
2. Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах / сост. и комм. И. С. Чистовой. - М.: Правда, 1990.
3. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981.
4. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - М. - Л.: Просвещение, 1968.
5. Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
6. Черная Т. К. Русская литература XIX века. (Ч.1) Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
7. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/ lermont/critics/bel/bel-205-.htm. (Дата обращения: 18.06.2015).