DOI 10.31588/2413-4201-1883-247-3-27-33
УДК 619:591.51:636.7
АСОЦИАЛЬНЫЕ СОБАКИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПРИ ВЕТЕРИНАРНЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ
Бутова А.А. - аспирант
ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины
имени Н.Э. Баумана»
Ключевые слова: ветеринарное обслуживание, социализация, стресс, безнадзорные животные, приют
Keywords: veterinary care, socialization, stress, stray animals, shelter
Деятельность приютов для животных невозможна без
соответствующего ветеринарного
обслуживания, обеспечивающего
проведение обязательных
противоэпизоотических мероприятий, лечение больных животных, стерилизацию (кастрацию), а также социализацию безнадзорных животных с целью возможной их передачи новым владельцам [1, 2]. Последнему аспекту приютами уделяется мало внимания, данный вопрос достаточно плохо освещен и в доступной отечественной литературе, наряду с большим количеством публикаций по вопросам организации ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных и мелких домашних животных [4, 5, 6, 11], деятельности государственных
ветеринарных учреждений [7, 8].
Целью исследований явилось изучение вопросов социализации и снижения влияния стресс-факторов при ветеринарных манипуляциях у собак, содержащихся в приютах для безнадзорных животных.
Материал и методы исследований. Работа выполнялась на базе кафедры организации ветеринарного дела ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени
Н.Э. Баумана», приютов для животных города Казани (приют бездомных собак в поселке Столбище, «Кот и Пес», «ЗооЗабота») с использованием литературных данных и абстрактно-логического метода исследований.
Результат исследований.
Социализация - это освоение собакой новой информации, адаптация к окружающему миру. Научить собаку ладить с окружающей ее обстановкой задача довольно сложная, особенно если речь идет о безнадзорном животном, живущем в приюте. Чаще всего, такие животные, а в частности собаки, имеют негативный опыт общения с человеком и другими животными.
Собак, выросших вне дома, условно, можно поделить на две группы. «Дички» -собаки, выросшие без любви и заботы человека, люди им не нужны для выживания, человек представляется для них только, как опасность, у них развит «опыт одиночества», что демонстрируется их способностью выживать самим без участия человека. Вторая группа -выживающие за счет людей, человек у таких животных ассоциируется с едой, игрой и помощью, соответственно не несет какой-либо угрозы.
Травматический опыт есть у каждой собаки, как психический, так и физический. Поэтому работу с каждой особью необходимо подбирать индивидуально и работать аккуратно, так как любое неправильное движение может навредить или даже нанести психическую травму жив отному [3].
Жизненный период собаки условно подразделяют на 8 этапов:
Первые 3 недели - щенки начинают видеть и слышать, стоять, начинают получать понятие об окружающем мире.
3-4 недели - щенки продолжают познавать окружающую их территорию.
Они отползают от матери, резвятся, приобретая поведенческие навыки.
1-4 месяца - собаки становятся вполне самостоятельными, они
дружелюбны, любопытны и у них почти отсутствует понятие «чужой», если речь идет о психически здоровом щенке.
4-6 месяцев - активное проявление черт индивидуальности, формирование собственных привычек, реакций на окружающий мир.
6 месяцев - завершающий этап социализации щенка - молодая собака взрослеет и уже может отличить «своих» от «чужих», оценить уровень опасности.
1-3 года - почти сформированная собака как физиологически, так и психически.
3-8 лет - взрослая собака, сущность собаки определена, сформированы привычки и ее программа выживания.
8-12 лет - старческий возраст, собака менее энергичная, пуглива, специфически реагирует на раздражители.
Чаще всего социализация в приютах необходима взрослым собакам - от года и старше. Щенков, как правило, разбирают сразу, им легче найти дом и семью, к взрослым животным интерес у людей гораздо меньше.
Процесс социализации собаки в человеческом обществе зависит от частоты ее контактов с человеком. Важно чтобы в приюты для социализации приезжали волонтеры и добровольцы разного возраста и общались с животным в различных для них условиях - в вольерах и на улице.
В основном общение между собакой и человеком складывается из трех звеньев: вокальное общение, сигналы тела, ритуальное поведение.
Активная социализация собак необходима в приютах, так как собака, живущая в спальном городском районе, ежедневно видит людей различных возрастов, в различной одежде, с разной походкой. Она наблюдает за движением машин, привыкает к звукам города в целом [11].
Социализация собак, живущих в приютах, имеет сложную структуру и состоит из нескольких этапов. Самое
первоочередное и простое, что может предложить человек собаке, - это привыкнуть к рукам, обучить ношению ошейника и ходьбе на поводке. Приучение к рукам - собака не должна бояться руки и прикосновений. Необходимо постепенно давать возможность животному понять, что руки человека - это безопасно, а положительную реакцию подкреплять лакомством. Приучение к ошейнику особенно важно для собаки, которая пережила отлов, чаще всего она сопротивляется, испытывает болезненные ощущения, что требует определенной коррекции и работы с животным [13]. Поводок - один из обязательных аксессуаров для собаки. Необходимо научить ее спокойно к нему относиться. Как правило, приучение к ошейнику и поводку проходит с раннего возраста, но чаще всего в приюте мы имеем дело с взрослыми собаками. Прежде чем пристегнуть поводок, необходимо собаке дать возможность постоять рядом, идти рядом. После этого пристегнуть поводок к ошейнику и отпустить свободный конец на пол, пусть собака освоится с новым предметом. Далее взять поводок в руку и попробовать пройтись с собакой, поводок должен свободно болтаться, но при необходимости ему всегда можно придать небольшое натяжение, показывая тем самым, что человек управляет ситуацией. Нельзя дергать и тянуть ошейник и поводок, собака не должна чувствовать насилие и принуждение.
Это базовые навыки, которым должна быть обучена собака в приюте в рамках ее социализации. Все манипуляции должны осуществляться под контролем ветеринарного специалиста - кинолога и зоопсихолога.
Следующими этапами являются коррекция агрессивного поведения в отношении человека во время кормления, приучение к играм, к детям разных возрастов, снижение агрессивности в отношении других собак (при наличии) и другим видам животных, дрессура.
Традиционно считается, что собаки, содержащиеся в приюте, более подвержены хроническому стрессу, чем содержащиеся
дома. К этому располагают и менее комфортные условия содержания, и психические травмы, полученные собаками до попадания в приют, и необходимость адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Между тем основной задачей приюта является создание наиболее комфортных условий содержания животных и сохранение их психического здоровья [8].
Собака социальное животное, что показывает ее способность к активному взаимодействию с особями своего вида и к межвидовому взаимодействию.
Взаимодействие собак с сородичами строится на стайной демонстрации и синхронизации. Основная задача животного в стае - выжить. Собаки никогда не будут проявлять агрессию ради забавы или игры, они всегда преследуют цель, чаще всего у собак, живущих в приютах, агрессия является способом защиты.
По мнению многих ученых, агрессия не является самостоятельным поведением. Она выполняет функцию специального инструмента для разрешения внутренних или различных внешних конфликтов. Однако, так как, агрессивное поведение является одним из инструментов адаптации к окружающей среде, то часть собак потенциально более агрессивны, то есть решают «споры» посредством агрессии. Условно можно разделить виды агрессии на две группы: врожденная агрессия и инструментальная агрессия.
Врожденная агрессия - агрессия, вызываемая помехой или страхом, возникает при действии широкого круга стимулов, так или иначе неприятных животному, обычно свойственна животным, стремящимся к бегству при невозможности осуществления этого намерения.
Инструментальная агрессия -реакция, усвоенная в результате подкрепления каким-либо внешним стимулом [12].
Всё это требует активной коррекции в рамках социализации животных и без специальных знаний невозможно.
Любое животное имеет потребность в оценке ситуации. Они оценивают:
обстановку на предмет опасности, предмет выгоды, поведение проводника.
Во время приема у ветеринарного специалиста собака собирает данные, опираясь на свои сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание (скользкие поверхности). Если собака воспринимает ситуацию, как опасную, у нее включаются биохимические процессы -страх, интенсивно вырабатываются гормоны стресса кортизол, адреналин. Собака хочет убежать, она делает рывки, отказывается от лакомства, замирает, тяжело дышит, появляется обильная саливация, мышечный тремор, дефекация и мочеиспускание. На приеме животное может пугать форма одежды, так как она отличается от типичной одежды, которую она видела и воспринимала на улице, крики других животных, запах ветеринарных препаратов.
У собак существует комплекс реакций, таких как нападение, угроза, подчинение и бегство. Также демонстрация превосходства и демонстрация
подчинения. Демонстрация превосходства - собака старается казаться как можно больше, поднимается на лапы, поднимает хвост и уши, вздыбливает шерсть. Демонстрация подчинения - собака старается казаться мелкой и по габаритам, и по возрасту. Поджимает хвост, сгибает лапы, поджимает уши, иногда ложиться на спину. Очень важно оценивать мимику собаки в совокупности сегментов: поза, хвост, шерсть, передние лапы, уши, глаза, брылины, зубы. Важно понимать, что, когда собака махает хвостом, это может говорить не только о ее дружелюбии, но и о демонстрации страха.
Отмечают следующие сигналы стресса: зевки, мерцание языком, гиперсаливацию, прижатые уши, отказ от корма, мочеиспускание, дефекация, медленные движения, увеличение частоты дыхания, замирание.
Спокойное состояние у собак проявляется такими сигналами, как взгляд в сторону, почесывание, потряхивание, частое моргание.
Сигналами проявления агрессии у собак являются: увеличение дистанции
(внешне это может проявляться отворотом головы), рычание, напряженный вид, отпрыгивание, демонстрация зубов.
У собак, как и у человека, есть копинг-стратегия, это то, что делает животное, чтобы справиться со стрессом, справиться с той или иной ситуацией или избежать ее. Копинг-стратегия может быть активной или пассивной. Активная-копинг стратегия - нападать или убегать. Пассивная копинг-стратегия - прятаться, замирать. Кинологи и зоопсихологи, работая с животными, проявляющими пассивную копинг-стратегию, вначале переводят ее в активную, чтобы она начала что-то делать и реагировать на окружающих, выполнять какие-то действия.
Безнадзорное (асоциальное)
животное воспринимает кабинет ветеринарного специалиста, как опасность, западню, собака попадает в безвыходную ситуацию и срабатывают две программы «дерись или умирай», «беги или умирай». Ветеринарные специалисты, работающие с данной категорией животных,
содержащихся в вольерных условиях, чаще сталкиваются с программой «дерись или умирай». На приеме у ветеринарного специалиста собаку особенно асоциальную, живущую в приюте, нельзя загонять в угол. Загоняя животное в угол, его искусственно вынуждают на немотивированную агрессию, необходимо дать возможность животному выбирать, где ему лучше сесть, лечь. Перед проведением манипуляций можно попробовать оказаться на уровне его роста или приблизиться к этому, протянуть руку, лучше ладонью вверх и понаблюдать за его реакцией, дать ему возможность привыкнуть к вашему запаху, голосу и обстановке. Если собака отвечает на ваши действия позитивно и не проявляет агрессивности, можно попробовать огладит ее тыльной стороны ладони. При непосредственном контакте животного с ветеринарным специалистом необходимо обязательно поощрить животное.
На результат посещения ветеринарного специалиста большое влияние имеет проводник животного (потенциальный хозяин, волонтер или
работник приюта). У стайного животного есть биологическая стратегия выживания «не искать выхода самому», а ориентироваться на проводника. Животное в стае всегда будет синхронизироваться с поведением сородичей или
синхронизироваться с поведение человека, который привел его в клинику. Если собака уже знакома с проводником, она будет оценивать его язык тела, интонацию, запах, частоту дыхания, походку. Если он будет проявлять волнение, собака начнет чувствовать опасность и может проявлять агрессию.
Проводнику важно сохранять уверенную интонацию в голосе рядом с животным и не совершать нервные движения руками. Во время ветеринарных манипуляций с собаками важно сохранять ее личную безопасность и не забывать о своей. Чаще всего, даже если собака не проявляет агрессивности, для выполнения любых манипуляций на животное надевается намордник. Нежелательно перевязывать животному пасть веревкой или бинтом. Когда собака испытывает стресс, она открывает рот и начинает часто дышать, так она себя охлаждает, снижает перевозбуждение и волнение. Нельзя таскать собаку за поводок или ошейник, животные бояться удушения и при резких манипуляциях за ошейник начинают проявлять волнение, а возможно и агрессию. В эти моменты животное не ставит целью нанести вред человеку, оно пытается обезопасить себя от возможной смерти.
Особое внимание следует уделять щенкам и щенным сукам. Зайдя в новое помещение для щенка (ветеринарный кабинет), не нужно торопиться и сразу помещать щенка на стол. Ему необходимо больше времени для адаптации в отличии от взрослой собаки. Дайте возможность щенку обнюхаться, осмотреться, каждое правильное движение щенка, адекватную реакцию на какие-то раздражители необходимо закреплять поощрениями. Щенок находится в состояние стресса, старайтесь его оглаживать и в общении с ним используйте более высокий тон голоса, так как щенок привык слышать писк и лай
сородичей, слыша подомные звуки, он чувствует себя безопаснее.
Самки, находящиеся в предродовом периоде или уже имеющие щенков, более подвержены к проявлению
немотивированной агрессии, но агрессия подкрепляется, чаще всего собственной защитой и защитой своего потомства. У них хорошо развиты инстинкты заботы и охраны потомства, следуя из этого, необходимо придерживаться
определенных правил обращения с ними. К вышеперечисленным правилам обращения добавляются некоторые нюансы. Если такое животное находится
непосредственно на ветеринарной манипуляции, необходимо быть осторожным, движения рядом с собакой должны быть плавными, звуки вокруг тихими. Недопустимо сразу оглаживать живот, начинайте с нижней части лап и плавно переходите к телу животного. Самке необходимо привыкнуть к вам, адаптироваться к своим ощущениям и обстановке вокруг.
При работе с асоциальными животными необходимо быть бдительными и осторожными. Соблюдение ряда правил и учет условий их содержания и психического состояния помогут эффективно провести все необходимые манипуляции, не навредив ветеринарному специалисту, ассистентам и самому животному.
Заключение. Социализация собак -это важный элемент в деятельности приюта для безнадзорных животных, снижения влияния стресс-факторов при
ветеринарных манипуляциях является составным элементом этой работы.
Социализация собак и правильное поведение ветеринарных специалистов при приеме таких животных, является основополагающим в адаптации к окружающему миру, а адекватная реакция животных повышает шансы найти им новых владельцев. Данная работа должна осуществляться непосредственно либо под контролем квалифицированного
ветеринарного специалиста, имеющего определенные знания в этологии животных, зоопсихологии и кинологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Бутова, А.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности приютов для животных и их ветеринарного обслуживания в субъектах Приволжского федерального округа / А.А. Бутова, М.Н. Васильев // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии». -2021. - № 1 - С. 31-33.
2. Бутова, А.А. Организация ветеринарных мероприятий при поступлении безнадзорного животного в приют / А.А. Бутова, М.Н. Васильев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана. - Т. 243. -2020. - С. 44-49.
3. Ермилова, М.В. Психология поведения собак / М.В. Ермилова // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. Сборник статей международной научно-практической конференции Саратова. - 2018. - С. 34-36.
4. Идрисов, А.М. Распространение параскаридоза у лошадей при табунно-конюшенном и конюшенном содержании / А.М. Идрисов, Т.Р. Гайнутдинов, Р.Н. Низамов, В.П. Шашкаров, Д.Н. Мингалеев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2019. - Т. 239. - С. 134-136.
5. Мингалеев, Д.Н. Химиопрофилактика туберкулеза у телят молочного периода с использованием Линарола / Д.Н. Мингалеев, Р.А. Хамзин // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2014. - Т. 218. - С. 171-175.
6. Никитин, И.Н. Нормирование труда работников лечебно-профилактических ветеринарных учреждений / И.Н. Никитин, А.И. Акмуллин, Е.Н. Трофимова, М.Н. Васильев // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2010. - Т. 203. - С. 186-192.
7. Никитин, И.Н. Ветеринарным учреждениям - государственные задания /
И.Н. Никитин, М.Н. Васильев // Ветеринария. - 2013. - № 5. - С. 16-18.
8. Никитин, И.Н. Нормирование труда государственных ветеринарных инспекторов на границе и транспорте / И.Н. Никитин, М.Н.Васильев // Ветеринарный врач. - 2005. - № 2. - С. 5962.
9. Осокина, А.В. Изучение особенностей проявление хронического стресса у собак приюта НОБФ «Друг» / А.В. Осокина, А.Г. Бычаев // Вестник студенческого научного общества Санкт-Петербургского государственного университета. - 2018. - Т. 9 (1) - С. 126-128.
10. Руководство БС1 для Международных испытаний пользовательских и розыскных собак. Утверждено на заседании Генерального комитета БС1 13 апреля в Риме, 2012 - С. 20-24.
11. Трофимова, Е.Н. Экономическая
эффективность профилактических
противоэпизоотических мероприятий при болезнях собак и кошек. / Е.Н. Трофимова // Ученые записки Казанской г осударственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2012. - Т. 211. - С. 463-468.
12. Усова, Т.П. Нежелательная агрессия у собак и методы ее устранения / Т.П. Усова, О.П. Юдина, А.Е. Сударев // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2020. - № 2 (61) - С. 115-119.
13. Чипчигашева, Т.С. Проблема социализации молодых собак / Т.С. Чипчигашева, С.П. Князев // Проблема биологии и биотехнологии сборник трудов конференции научного общества студентов и аспирантов биолого-технологического факультета Новосибирский государственный аграрный университет. - 2017. - С. 124-127.
АСОЦИАЛЬНЫЕ СОБАКИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПРИ ВЕТЕРИНАРНЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ
Бутова А.А.
Резюме
Социализация - это освоение собакой новой информации, адаптация к окружающему миру. Научить собаку ладить с окружающей ее обстановкой задача довольно сложная, особенно если речь идет о безнадзорном животном, живущем в приюте. Социализация собак и правильное поведение ветеринарных специалистов при приеме таких животных, является основополагающим в адаптации к окружающему миру, а адекватная реакция животных повышает шансы найти им новых владельцев. Процесс социализации собаки в человеческом обществе зависит от частоты ее контактов с человеком. Важно чтобы в приюты для социализации приезжали волонтеры и добровольцы разного возраста и общались с животным в различных для них условиях - в вольерах и на улице. В основном общение между собакой и человеком складывается из трех звеньев: вокальное общение, сигналы тела, ритуальное поведение. Социализация собак, живущих в приютах, имеет сложную структуру и состоит из нескольких этапов. Самое первоочередное и простое, что может предложить человек собаке -это привыкнуть к рукам, обучить ношению ошейника и ходьбе на поводке. Ветеринарным специалистам при работе с асоциальными животными необходимо быть бдительными и осторожными. Соблюдение ряда правил и учет условий их содержания и психического состояния помогут эффективно провести все необходимые манипуляции, не навредив самому специалисту, ассистентам и животному.
ANTISOCIAL DOGS: SOCIALIZATION AND REDUCTION OF THE INFLUENCE OF STRESS FACTORS DURING VETERINARY MANIPULATIONS
Butova A.A. Summary
Socialization is the development of new information by the dog, adaptation to the surrounding world. Teaching a dog to get along with its environment is quite a difficult task, especially if we are talking about a neglected animal living in a shelter. The socialization of dogs and the correct behavior of veterinary specialists when receiving such animals is fundamental in adapting to the surrounding world, and an adequate response of animals increases the chances of finding new owners for them. The process of socialization of a dog in human society depends on the frequency of its contacts with a person. It is important that volunteers and volunteers of different ages come to shelters for socialization and communicate with the animal in different conditions for them - in aviaries and on the street. Basically, communication between a dog and a person consists of three links: vocal communication, body signals, and ritual behavior. The socialization of dogs living in shelters has a complex structure and consists of several stages. The most important and simple thing that a person can offer a dog is to get used to the hands, learn how to wear a collar and walk on a leash. Veterinary specialists should be vigilant and careful when working with asocial animals. Compliance with a number of rules and taking into account the conditions of their detention and mental state will help to effectively carry out all the necessary manipulations, without harming the specialist, assistants and the animal.