Научная статья на тему 'Асосњои муносибати байнидавлатии љумњурии тољикистон бо Туркманистон (1991-2001)'

Асосњои муносибати байнидавлатии љумњурии тољикистон бо Туркманистон (1991-2001) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тољикистон / Туркманистон / Иттињоди шўравї / истиќлолияти давлатї / дипломатия / њамкории байнидавлатї / муносибати байналхалќї / созишнома / равобити сиѐсї / сиѐсати хориљї / Республика Таджикистан / Туркменистан / Советский Союз / государственная независимость / дипломатия / межгосударственное сотрудничество / международное отношение / соглашения / политическое сотрудничество / внешняя политика

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фармонова Дилрухсор Љумабоевна

Дар маќола сухан доир ба њамкорињои байнидавлатии Љумњурии Тољикистон бо Туркманистон дар солњои аввали истиќлолият меравад. Тазаккур шудааст, ки равобити сиѐсї, иќтисодї ва фарњангии Љумњурии Тољикистон бо Туркманистон сањифаи нав дар тадќиќоти илмї буда, илова бар ин рушди муносибатҳои дипломатї, њамкорињои судманди дуљонибаи ин ду кишвар низ мавриди таваҷҷӯҳ аст. Ќайд гардидааст, ки халќи тољик аз замонњои ќадим бо халќхои Осиѐи Марказї, аз љумла, бо халќи туркман алоќањои наздик, пайвандњои бародарона ва њамкорињои ногусастанї дошта, тањќиќи таърихи муносибатњои дуљониба ва њамкорињои мардуми ду кишвари бо њам дўст Тољикистон ва Туркманистон дар даврањои гуногуни таърихї ањамияти бузурги илмї ва амалӣ дорад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ТУРКМЕНИСТАНОМ (1991-2001)

В статье приведены сведения о межгосударственном сотрудничестве Республики Таджикистан с Туркменистаном в первые годы независимости. Указывается, что политические, экономические и культурные связи Республики Таджикистан с Туркменистаном являются новой страницей научного исследования, кроме того представляет интерес и развитие дипломатических отношений, двусторонних взаимовыгодных соглашений. Отмечается, что таджикский народ с древнейших времѐн имеет тесные связи, братские узы сотрудничества с народами Центральной Азии, в том числе с туркменским народом. Исследования двусторонних исторических отношений показывают их дружескую составляющую, изучение истории взаимовыгодных отношений и сотрудничества двух братских народов Таджикистана с Туркменистаном в различные этапы истории имеет большое научное и практическое значение.

Текст научной работы на тему «Асосњои муносибати байнидавлатии љумњурии тољикистон бо Туркманистон (1991-2001)»

УДК 323 (575.3) ББК 66.4 (06)

АСОС^ОИ МУНОСИБАТИ БАЙНИДАВЛАТИИ ЦУМ^УРИИ ТОЦИКИСТОН БО ТУРКМАНИСТОН (1991-2001)

ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ТУРКМЕНИСТАНОМ

(1991-2001)

THE GROUNDS OF THE INTERSTATE RELATIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITH TURKMENISTAN (1991-2001)

Фармонова Дилрухсор Цумабоевна, н.и.т.,

дотсенти кафедраи таърихи ватан ва археологияи МДТ "ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Фармонова Дилрухсор Жумабоевна, к.и. н., доцент отечественной истории и археологии ГОУ "ХГУим. акад. Б.Гафурова" (Таджикистан, Худжанд)

Farmonova Dilrukhsor Jumaboevna, candidate of historical sciences of the department of home history and archeology under the SEI "KhSU "named after acad. B.Gafurov", (Tajikistan, Khujand), E-MAIL:[email protected]

Вожа^ои калиди: Тоцикистон, Туркманистон, Иттщоди шуравй, истщлолияти давлатй, дипломатия, уамкории байнидавлатй, муносибати байналхалцй, созишнома, равобити сиёсй, сиёсати хорицй

Дар мацола сухан доир ба уамкорщои байнидавлатии Чумуурии Тоцикистон бо Туркманистон дар сол^ои аввали истицлолият меравад. Тазаккур шудааст, ки равобити сиёсй, ицтисодй ва фар^ангии Чумуурии Тоцикистон бо Туркманистон са^ифаи нав дар тадцицоти илмй буда, илова бар ин рушди муносибатуои дипломатй, уамкорщои судманди дуцонибаи ин ду кишвар низ мавриди таваццуу аст. Кайд гардидааст, ки халци тоцик аз замощои цадим бо халцхои Осиёи Марказй, аз цумла, бо халци туркман алоцауои наздик, пайвандуои бародарона ва уамкориуои ногусастанй дошта, тащици таърихи муносибатуои дуцониба ва уамкориуои мардуми ду кишвари бо %ам дуст - Тоцикистон ва Туркманистон дар давра^ои гуногуни таърихй ауамияти бузурги илмй ва амали дорад.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, Туркменистан, Советский Союз, государственная независимость, дипломатия, межгосударственное сотрудничество, международное отношение, соглашения, политическое сотрудничество, внешняя политика

В статье приведены сведения о межгосударственном сотрудничестве Республики Таджикистан с Туркменистаном в первые годы независимости. Указывается, что политические, экономические и культурные связи Республики Таджикистан с Туркменистаном являются новой страницей научного исследования, кроме того представляет интерес и развитие дипломатических отношений, двусторонних взаимовыгодных соглашений. Отмечается, что таджикский народ с древнейших времён имеет тесные связи, братские узы сотрудничества с народами Центральной Азии, в том числе с туркменским народом. Исследования двусторонних исторических отношений показывают их дружескую составляющую, изучение истории взаимовыгодных отношений и сотрудничества двух братских народов Таджикистана с Туркменистаном в различные этапы истории имеет большое научное и практическое значение.

Key words: Tajikistan Republic, Turkmenistan, Soviet Union, state independence, diplomacy, international relationship, agreement, political relation, foreign affair, external policy

The article provides information concerning interstate cooperation of Tajikistan Republic with Turkmenistan at the first years of independence. Political, economical and cultural relationship of Tajikistan Republic with Turkmenistan is the new page of the scientific relation and the diplomacy relations, joint profitable relations being taken into account as well. It is noted that Tajik nation from the ancient time has a close relation, fraternal tie with nations of Central Asia, including, the Turkmen nation. The study of the history of profitable relations and cooperation of two fraternal nations Tajikistan and Turkmenistan in different stages of the history has big scientific and practical importance.

Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 27 января 1993 года подписанием Протокола «Об установлении дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Туркменистаном», что на данном этапе их исторического развития, стало подтверждением неразрывности многовековых связей народов Таджикистана и

Туркменистана, характеризовавшихся взаимным интересом и близостью культурных и духовных ценностей (8).

Отношения двух государств, до вышеупомянутого документа регулировались лишь одним документом -Договором о дружбе и сотрудничестве, подписанным еще в советские времена первыми секретарями Центральных комитетов Коммунистических партий Республики Туркменистан и Республики Таджикистан.

Отсутствие основополагающего документа об основах межгосударственных отношений ограничивало возможности развития взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Таджикистаном и Туркменистаном. Подписанный ранее договор о дружбе и сотрудничестве между Таджикской ССР и Туркменской ССР в связи с распадом Советского Союза в свое время так и не был ратифицирован.

Хотя, взаимоотношения между Республикой Таджикистаном и Туркменистаном были установлены в 1993 году,12 августа 1991 года состоялся визит Президента Туркменистана С. Ниязова в Душанбе и его переговоры с тогдашним Президентом Таджикистана К. Махкамовым, в рамках которого был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве между Туркменской ССР и Таджикской ССР»(2, 64-65).

Официальный рабочий визит правительственной делегации Республики Таджикистана в Туркменистан состоялся в январе 1993 года, по его итогам был подписан пакет из 7 документов, призванных регулировать различные аспекты сотрудничества двух стран в торгово-экономической сфере. Например, было подписано Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Туркменистана о торгово-экономическом сотрудничестве на 1993 год (10).

Открытие Посольства Республики Таджикистан в Туркменистане было большим событием не только для правительств обеих стран, но и для огромного количества граждан - тысяч таджикских беженцев (7). Главное, что требовалось обеспечить по дипломатическим каналам, -это сохранить узы дружбы и братства, испокон веков соединявшие народы двух стран и в годы испытаний, и в периоды расцвета.

Буквально через две недели после открытия Посольства Туркменская сторона отправила в Таджикистан девять вагонов гуманитарной помощи, состоящей, в основном, из продуктов питания и топлива.

Другой острой проблемой были многочисленные беженцы из Республики Таджикистан на территории Туркменистана, которым была оказана неоценимая помощь Правительством Туркменистана в приеме и размещении. В начале гражданской войны Республику Таджикистан покинули более 17-и тысяч этнических туркмен и более 60-и тысяч таджиков, которых приютил Туркменистан. Руководство Туркменистана положительно откликнулось на просьбу Посольства Таджикистана и поручило администрации всех велаятов, городов и этрапов принять таджикских беженцев, обеспечить их временным жильем и продуктами питания.

После открытия Посольства Республики Таджикистан в Туркменистане постепенно активизировались контакты на уровне политического руководства, правительственных структур, а также бизнес-среды. Так, в январе 1995 года в туркменской столице состоялась встреча первого заместителя министра иностранных дел Таджикистана Э.Рахматуллаева со своим туркменским коллегой, где были согласованы намерение обеих сторон в более тесном политическом, экономическом и культурном сотрудничеству. В июле 1995 года Посла Республики Таджикистан принял Президент Туркменистана С. Ниязов, которому Посол А. Искандаров вручил послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона. С. Ниязов одобрил все предложения Президента Республики Таджикистан и пригласил его посетить город Ашхабад с официальным визитом, который состоялся в июле 1995 года.

Политические контакты двух стран за период обретения независимости были насыщены многочисленными официальными и рабочими встречами президентов и членов правительств, результаты которых, несомненно, определили во многом динамику развития двусторонних отношений. В ходе регулярных встреч глав государств предметно были рассмотрены самые актуальные вопросы повестки дня двусторонних и многосторонних таджикско-туркменских отношений, определены их приоритетные направления и перспективы дальнейшего углубления.

Следует отметить, что первый визит Президента Республики Таджикистан Э.Рахмона в Туркменистан, который состоялся в июле 1995 года, открыл новую страницу во взаимоотношениях двух стран, который также пополнил договорно-правовую базу, регулирующую двусторонние отношения в различных сферах. В ходе данного визита главы

двух государств поддержали мнение о целесообразности проведения межтаджикских переговоров в городе Ашхабаде (7).

О роли Туркменистана в урегулировании мажтаджикского конфликта свидетельствует его Пятый раунд, который проходил в городе Ашхабаде в три этапа с перерывами. Специальный посланник Генерального секретаря Организации Объединенных Наций на межтаджикских переговорах Р. Пирис-Баллон в своем заявлении отметил вклад Туркменистана в деле урегулирования межтаджикского переговорного процесса. Он, в частности, сказал: «... Я хочу выразить от имени Организации Объединенных Наций, и, я уверен, от имени обеих делегаций на межтаджикских переговорах, стран-наблюдателей и международных организаций нашу глубокую благодарность Президенту Туркменистана С. Ниязову и Правительству Туркменистана за их постоянную поддержку и гостеприимство». Специальный посланник также отметил важность Совместного заявления от 13 декабря 1995 года, достигнутого в городе Ашхабаде, благодаря которому удалось подтвердить абсолютную необходимость прекращения огня (4, 155-158).

В 1998 году в таджикско-туркменских отношениях существенных сдвигов в плане активизации не произошло. В этот период была проведена работа по возвращению на Родину в места постоянного проживания около 400 таджикских беженцев. В целях активизации двусторонних отношений основное внимание уделялось вопросам укрепления договорно-правовой базы для взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами. Прорабатывался вопрос о подготовке условий для организации встречи на высшем или высоком уровне и подписании важнейших документов, в частности Договора об основах отношений двух государств. В сентябре 1998 года в городе Ашхабаде состоялись переговоры правительственных делегаций двух стран, по результатам которых был составлен итоговый акт выверки задолженности хозяйствующих субъектов Республики Таджикистан и Туркменистана и подписан соответствующий меморандум (9).

В отношении Таджикистана Туркменистан проводил политику невмешательства в его внутренние дела, и считал, что разногласия в межтаджикском конфликте должны решать только сами таджики. В выступлениях Президента Туркменистана С.А.Ниязова неоднократно подчёркивалась готовность Туркменистана оказать Республике Таджикистан всяческую экономическую и гуманитарную помощь (5, 88). После выборов Президента Республики Таджикистан Меджлис Туркменистана выразил полную поддержку курсу Таджикистана на нормализацию обстановки.

Туркменистан и Таджикистан всегда связывали крепкие узы взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества, основанного на равенстве и уважении друг друга. В Таджикистане проживает более 20 тыс. туркмен, вносящих как полноправные граждане Таджикистана достойный вклад в строительство новой жизни страны (5, 90).

По приглашению Президента Туркменистана С.Ниязова Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон19 июля 1995 года прибыл в Ашхабад с кратким рабочим визитом. В ходе переговоров между С. Ниязовым и Э.Рахмоном состоялся обстоятельный обмен мнениями по вопросам туркмено-таджикского двустороннего сотрудничества по всем направлениям, а также по наиболее важным аспектам международного положения. Президенты выразили удовлетворение современным развитием туркмено-таджикских отношений, особенно подчеркнув заинтересованность и стремление обеих сторон к дальнейшему неуклонному укреплению взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках встречи были проведены и переговоры между правительственными делегациями обеих стран, в ходе которых обсуждались вопросы развития сотрудничества в области нефтегазового комплекса, энергетики, экономики, торговли, науки и культуры. В завершение визита Президенты двух стран с глубоким удовлетворением отметили важность встречи для укрепления туркмено-таджикских отношений и взаимовыгодного сотрудничества между народами Туркменистана и Таджикистана. По итогам встречи на высшем уровне было принято совместное Коммюнике, в котором отмечалось, что Президенты двух стран с удовлетворением констатировали высокий уровень взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между Туркменистаном и Республикой Таджикистан, подчеркнув наличие заинтересованности и стремление обеих сторон к его дальнейшему укреплению. Президенты выразили своё удовлетворение уровнем туркмено-таджикских отношений, подтвердив, что равноправие, добрососедство и взаимное уважение являются основополагающими принципами двусторонних отношений.

Двусторонние таджикско-туркменские связи в политической сфере в этот период регулировались:

Протоколом о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Туркменистана и Министерством иностранных дел Республики Таджикистан;

Протоколом о консультациях между Министерством иностранных дел Туркменистана и Министерством иностранных дел Республики Таджикистан;

Меморандумом о функционировании Посольства Туркменистана в Республике Таджикистан и Посольства Республики Таджикистан в Туркменистане.

В отношениях с Туркменистаном имеются неиспользованные резервы для наращивания сотрудничества в торгово-экономических, научных, культурных и других сферах.

Торгово-экономические отношения между Республикой Таджикистан и Туркменистаном основываются на сформировавшихся ещё в рамках бывшего Союза традиционных политических, экономических, кооперационных взаимоотношениях. В советское время основная нефтяная и газовая потребность Республики Таджикистан обеспечивалась за счёт туркменских производителей. Таджикистан импортирует из Туркменистана нефтепродукты, стекло и изделия из него, химическую продукцию, в частности, серу молотую и каолин, шерсть, нефтяной кокс. В рамках таджикского экспорта Туркменистан получает товары народного потребления, алюминий и изделия из него, строительные материалы, взрывчатые вещества, сельскохозяйственную продукцию. Определённым спросом в Туркменистане пользуются ковры и прочие текстильные напольные покрытия, производимые в Таджикистане (3).

Анализ состояния взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Туркменистаном на начальном этапе показывает, что они не смогли удовлетворить стороны и не соответствовали требованиям. Данное обстоятельство обусловлено рядом объективных и субъективных факторов.

Первым фактором, оказавшим прямое влияние на уровень взаимоотношений между двумя государствами, являлось отсутствие достаточной нормативно-правовой базы для налаживания более полноценных торгово-экономических связей. Соглашения в области торгово-экономического сотрудничества заключались сроком на один год, с указанием объёмов взаимопоставок.

Вторым немаловажным фактором являлась конъюнктура рынка. Как известно, нефтепродукты в Республике Таджикистан поставлялись также из Казахстана и Узбекистана, но эти страны вводили запрет на их экспорт во время сезонных сельскохозяйственных работ;

Третим реальным фактором, влиявшим на развитие двусторонних экономических отношений, выступало двойное налогообложение. Нефтепродукты, экспортируемые в Республику Таджикистан из Туркменистана и изначально облагаемые НДС в размере 20%, при ввозе в страну вторично облагались НДС уже в Республике Таджикистан. В этой связи остро встаёт вопрос о необходимости заключения Соглашения об избежании двойного налогообложения между двумя странами. Импорт нефтепродуктов из Туркменистана, начиная с 2002 года, имел тенденцию к понижению, если в 2002 г. импорт из Туркменистана составлял 53,8% от общего объёма импорта нефтепродуктов, то в 2003 г. - уже 36,8%, а в 2004г. - 20,8% (11).

В связи с повышением цен на энергоносители и трудностями их поставки в Республику Таджикистан, Правительство Таджикистана обратилось к Правительству Туркменистана с просьбой о выделении квот Республике Таджикистан на основные виды нефтепродуктов по сниженным ценам для нужд государственных предприятий и фермерских хозяйств и подготовки проекта межправительственного Соглашения о поставках нефтепродуктов.

Другим важным направлением взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Туркменистаном являются транспортно-коммуникационные вопросы. Рассматривая Туркменистан с геополитической точки зрения в качестве узловой страны, через которую проходит сеть железных и международных автомобильных дорог, Таджикистан особое значение придавал развитию сотрудничества в сфере транспорта, включая возобновление функционирования железнодорожных и воздушных маршрутов между Душанбе и Ашхабадом.

Таким образом, исследуя основы межгосударственных отношений Республики Таджикистан с Туркменистаном (1991-2001гг.), можно сделать следующие выводы.

При достижении взаимной договорённости по укреплению нормативно-правовой базы взаимоотношений в перспективе вполне реальными могут быть проекты поставок туркменского газа в Республику Таджикистан по территории Афганистана, строительство ЛЭП на территории Афганистана, как для транзита, так и для потребностей Афганистана,

строительство железной дороги от Туркменистана до таджикско-афганской границы; данные проекты могут оказать положительное влияние на обеспечение республики газовыми и электроэнергетическими ресурсами, а также позволит Таджикистану стать транзитной страной, которая будет иметь второе автономное железнодорожное и автомобильное сообщение и более упрощённый выход к рынкам юго-восточных и азиатских стран;

В результате совместных усилий и регулярному политическому диалогу на высшем и высоком уровнях страны достигли близости, а по множеству вопросов полного совпадения взглядов по важнейшим проблемам международных отношений и вопросам внутригосударственного строительства и развития;

Позитивным фактором, способствующим укреплению сотрудничества между Туркменистаном и Республикой Таджикистан, выступают, прежде всего, установившиеся дружественные и взаимодоверительные отношения между лидерами государств Г. Бердымухамедовым и Э.Рахмоном. Высокая степень доверия и взаимоуважения высшего руководства двух стран напрямую служит выработке общих, согласованных подходов к формированию платформы для дальнейшего эффективного межгосударственного взаимодействия;

Ашхабадский раунд межтаджикских переговоров внес существенный вклад в деле приближения национального примирения в Республике Таджикистан. Руководство Туркменистана и туркменский народ, проявив чувство искренней дружбы к таджикскому народу, создали все условия для межтаджикских переговоров и внесли достойный вклад в процесс национального согласия в Республике Таджикистан. Именно во время ашхабадского раунда переговоров впервые началось обсуждение блока политических проблем, имеющих решающее значение для успеха всего переговорного процесса. Этому способствовала конструктивная позиция туркменского руководства, а также готовность пойти на взаимный компромисс сторон, противодействующих в Республике Таджикистан (6, 114);

Ашхабадская встреча, стала определяющим звеном во всем переговорном процессе. Ашхабад, будучи местом проведения встречи, сосредоточил свои усилия на достижении консенсуса между

противоборствующими сторонами. А так как до этого они долгое время не находили взаимопонимания, то уже присутствие их делегаций в нейтральной, но дружественной стране облегчило установление первых контактов по самым важным вопросам и подготовило почву для подписания заключительного мирного соглашения в Республике Таджикистан. Следует подчеркнуть, что мирное урегулирование вооруженного противостояния в Таджикистане стало важнейшим событием в истории страны. Оно имело большое международное значение, так как впервые на постсоветском пространстве удалось путем переговорного процесса погасить опасный очаг военного противостояния. И в достижении этого велика заслуга Туркменистана, проводимой им политики нейтралитета. Позиция Туркменистана в деле урегулирования межтаджикского конфликта нашла высокую оценку и со стороны бывшего Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Кофи Аннана (1, 70).

Можно сказать, что дружественные отношения между Республикой Таджикистан и Туркменистаном будут развиваться и укрепляться.

Будущее таджикско-туркменского сотрудничества состоит в дальнейшем совместном развитии и процветании через углубление добрососедства, вечной дружбы, стратегического взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдурахим, А. Республика Таджикистан/А.Абдурахим - Туркменистан: развитие и укрепление партнёрства за 20 лет дипломатических отношений. Ашхабад, 2013 г. - С. 70; Интервью с Послом Туркменистана в Республике Таджикистан Чинар Рустамовой.

2. Ашур, А. Республика Таджикистан /А.Ашур - Туркменистан: развитие и укрепление партнёрства за 20 лет дипломатических отношений. Ашхабад, 2013. -154с.

3. Беседа с заместителем министра экономического развития и торговли Республики Таджикистан Кисляковым Л.В. от 16.09.2008.

4. Дорога мира (документы межтаджикских переговоров). Душанбе, 1997. 188с.; Гафуров А.М. «Гражданская война в Таджикистане: причины и последствия»

5. Искандаров, А. Родники дружбы/А.Искандаров.- Москва: Международные отношения, 2000.3 88с.

6. Искандаров, А. Интеграционные процессы в государствах Центральной Азии (на примере Республики Таджикистан и Туркменистана)/А.Искандаров. 2005, 114с.

7. Искандаров, А. Становление Таджикско-туркменских отношений после приобретения независимости. Материалы конференции Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан/А.Искандаров. 2013. Январь.

8. «Отношения Таджикистана с Туркменистаном». Информационное сообщение // Садои мардум. -1993. - 28 января

9. Саидов, З. Внешняя политика Таджикистана на современном этапе (1995 - 2005)/ З.Саидов. Душанбе: Авасто, 2006.- 560 с.; Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. Душанбе, 2006.- 431с.

10. Сафари самарабахш // Садои мардум. -1993.- 30 января

11. Текущий Архив Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Отчёт о деятельности 1995-2000.

REFERENCES:

1. Abdurahim, A. Tajikistan Republic/ A.Abdurahi. - Turkmenistan: ««The Development and Strengthening of Partnership over 20 years of Diplomatic Relationship» - Ashkabad 2013. - P. 70. Interview with the Ambassador of Turkmenistan in the Republic of Tajikistan Chinar Rustamova. http://www.khovar.tj/rus/interview/36243-ch-rustamova-tadzhikistan-i-turkmenistan-sdelali-vazhnyy-shag.html

2. Ashur, A. Republic of Tajikistan/ A.Ashur - Turkmenistan: ««Development and Partnership over 20 years. Diplomatic Relationship» - Ashkabad 2013, - 154 p.

3. Talking with the Vice-Minister of Economic Development of Trade of the Republic of Tajikistan by Kislyakov L. V. from 16.09.2008.

4. «« Road of World» Dushanbe 1997. 188p. Gafurov A.M. ««Civil War in Tajikistan: Courses and Reasons», www. ia. centr. ru.

5. Iskandarov, A. «Sources of Friendship»/A. Iskandarov. - M.: International Relationship, 2000.388 p.

6. Iskandarov, A. ««Integration Progresses in the Central Asian States»/A.Iskandarov.- 2005 .-P.144.

7. Iskandarov, A. "The Relationship Tajik and Turkmen Nations after Independence. "/ A.Iskandarov// The Materials of the Conference of Center Strategic Researches under the President of Republic of Tajikistan, January 2013.

8. "Relationship of Tajikistan with Turkmenistan. " Information Message.//The Voice of People -1993 January, 28

9. Saidov, Z. "Foreign Policy of Tajikistan in the Modern Epoch. (1995-2005. Dushanbe. Avasto) 2006 - p. 560. Saidov Z, Saburov A. "Tajikistan in the thousand Years. "Realization of the Interests on the International Arena. " Dushanbe 2006. - P. 431.

10. Useful trip// Sadoi mardum.-1993-January, 30

11. Current Achieve of the Ministry of Economic and Trade Development of the Republic of Tajikistan. Information about activity. 1995 - 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.