о.А. полякова, е.в. федорович
(ростов-на-дону)
асинхронное взаимодействие в процессе обучения лингвистическим дисциплинам: ПРоБЛЕМы и перспективы
В сложившихся условиях оптимальным способом академического взаимодействия стала дистанционная коммуникация, осуществляемая в синхронном и асинхронном вариантах. Анализируется специфика асинхронного взаимодействия в процессе обучения лингвистическим дисциплинам в вузе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, асинхронное взаимодействие, Интернет, он-лайн-курс, лингвистика.
Актуальность. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой оптимальным способом академического взаимодействия стала дистанционная коммуникация. При этом сам процесс коммуникации осуществляется в двух вариантах: синхронном и асинхронном (и всегда с применением технических средств). Каждый из них имеет ряд особенностей, причем далеко не всегда формат общения определяется инициатором коммуникации. Безусловно, в процессе обучения доминантной является методика обучающего, однако без учета возможностей реципиента коммуникация может быть малоэффективной, а то и вовсе не состояться. При этом оба способа взаимодействия участников образовательного процесса в современных условиях характеризуются как вынужденные, обусловленные внешними требованиями, а не только внутренними установками субъектов взаимодействия. Иными словами, если ранее дистанционное обучение применялось в первую очередь по желанию / возможности сторон (еще в 2019 г. исследователи писали об освоении большей части технологий дистанционного обучения в будущем времени [10, с. 36]), то в сложившейся в 2020 г. ситуации дистанционное взаимодействие стало единственной официально допустимой формой работы для всех образовательных учреждений.
Асинхронное взаимодействие в рамках учебного процесса многими родителями учащихся или студентами воспринимается как не-
кие науки -
желание педагога работать, объяснять материал вживую, немедленно отвечать на возникающие у обучающихся вопросы и т. д. Интернет наводнили родительские и даже учительские блоги, в которых приводились классификации, сортирующие педагогов на прекрасных, хороших, обычных и ленивых по степени уменьшения выходов в синхронное онлайн-взаимодействие с учениками, где лучшие - те, кто регулярно проводил видеоконференции с объяснением нового материала, а худшие - те, кто игнорировал платформы для организации подобных занятий. Между тем организация продуктивного асинхронного взаимодействия в процессе как подачи материала, так и контроля часто требует от педагога приложения больших усилий и имеет множество плюсов. В связи с этим представляется актуальным исследование и описание именно асинхронного способа взаимодействия в процессе обучения с выделением его проблемных аспектов.
Научная новизна. Изучение вопросов организации дистанционного обучения велось с момента появления почтовой связи, теле-, радиокоммуникации, однако стало особенно актуальным в связи с большей доступностью компьютеров и Интернета для пользователей (в нашей стране приблизительно с конца 80-х -начала 90-х гг. XX в.). В 1995 г. была создана лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО. Значительный вклад в исследование темы внесли Т.П. Зайченко [2], Д.А. Иванченко [3], Е.С. Полат, М.В. Моисеева и А.Е. Петров [8] и др. Непосредственно асинхронная форма взаимодействия привлекала внимание Я.М. Ерусалимского и И.М. Узнародова [1], Н.В. Михайловой [5], D. Wu, M. Bieber и S. Hiltz [15] и др. Однако их работы построены на опыте специалистов, сознательно использовавших технологии дистанционного обучения, готовых к этому технически, методически и психологически. Наше исследование базируется на материале, полученном в совершенно иных, зачастую стрессовых условиях, когда педагоги и обучающиеся независимо от степени их готовности вынуждены были перейти к подобной форме работы в сжатые сроки, т. е. обобщенные данные отражают мнение в том числе ранее не интересовавшихся этим вопросом людей, а рекомендации, сформулированные нами, призваны помочь тем участникам образовательного процесса, которые не имеют достаточной базовой подготовки для
О Полякова О.А., Федорович Е.В., 2020
ИЗВЕСТИЯ вгпу
дистанционного взаимодействия в асинхронном режиме.
Конечная цель анализа, основанного на методах изучения различных источников, наблюдения, опроса участников образовательного процесса, на личном опыте авторов и опыте их коллег, - выработка рекомендаций по устранению или минимизации недостатков данного способа взаимодействия и оценка перспектив его дальнейшего применения. Предметом исследования является специфика преподавания лингвистических дисциплин (в первую очередь на примере русского языка) в ходе асинхронного взаимодействия.
Для достижения цели предполагается последовательно решить ряд исследовательских задач: обозначить роль лингвистических дисциплин в процессе формирования компетенций, продиктованных ФГОС; охарактеризовать целесообразность применения асинхронного взаимодействия в процессе преподавания лингвистических дисциплин, детально рассмотрев ситуации, в которых применение синхронного взаимодействия невозможно; обозначить необходимость совершенствования методов асинхронного взаимодействия, выделив его преимущества и недостатки; предложить пути совершенствования методов асинхронного взаимодействия, устранения выявленных недостатков такого способа взаимодействия участников образовательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения (ФГОС 3++) предусматривают универсальную компетенцию УК-4, отражающую способность выпускников «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах» [6, с. 8]. Выпускник обязан владеть русским языком настолько, чтобы свободно общаться в процессе своей профессиональной деятельности. Однако очевидно, что для понимания специфики деловой коммуникации человек должен владеть навыками грамотного общения в различных дискурсах. Это означает, что в процесс формирования УК-4 оказывается вовлеченным множество лингвистических дисциплин («Русский язык», «Культура речи», «Риторика», «Коммуникативная, экспрессивная и функциональная стилистика», «основы редактирования», «основы теории коммуникации», «Иностранный язык» и др.), в рамках которых в ситуации дистанционного обучения следует разработать особые фор-
мы как синхронного, так и асинхронного взаимодействия педагога с учениками.
обучение представляет собой двусторонний процесс, и от того, насколько стороны совпадают по времени в рамках академической коммуникации, зависит способ взаимодействия - синхронный или асинхронный. Существует мнение, что асинхронный способ менее эффективен, однако для студентов заочной формы обучения он всегда был основным, при этом аттестуют заочников по тем же критериям и степени сформированности компетенции, что и очников. Следовательно, синхронное и асинхронное взаимодействие можно рассматривать как одинаково продуктивные формы усвоения знаний в условиях равной мотивированности обучающихся и наличия у них возможности связаться с педагогом, если возникнет необходимость в разъяснении проблемных вопросов, т. е. наличия удобной коммуникационной площадки.
Кроме того, решающим фактором в пользу выбора педагогом асинхронного способа взаимодействия с обучающимися часто является то, что иногда (особенно в условиях, сложившихся к началу обязательного дистанционного обучения) синхронное взаимодействие осуществлять крайне сложно или даже невозможно.
• У обучающихся или педагога могут отсутствовать технические средства организации синхронного взаимодействия (нет гарнитуры, веб-камеры, смартфона, ноутбука или планшетного ПК со встроенными устройствами при наличии ПК предыдущего поколения). При этом педагог, будучи материально относительно защищенным, может себе позволить в сжатые сроки приобрести необходимое оборудование, в то время как финансовое состояние обучающихся и их семей часто не позволяет так же быстро технически усовершенствовать образовательный процесс, что приводит к формированию так называемого цифрового разрыва [14, с. 400]. Существенной, хотя и решаемой со временем проблемой может стать отсутствие у педагога или обучающегося навыков работы с техникой и программным обеспечением: «Иногда нам приходится сталкиваться с техническими неполадками и проблемами связи, которые не всегда мы можем решить или устранить своими силами и сиюминутно, что также может привести к срыву занятия» [Там же, с. 401-402].
• Участники образовательного процесса могут находиться в районах с неустойчивой связью, когда для выхода в интернет-про-
странство следует подбирать специальное время или куда-то перемещаться (как случилось, например, в 2020 г. в период самоизоляции в деревне Кульметово, жители которой были вынуждены уезжать из нее и учиться прямо на дороге, поскольку в самой деревне Интернет отсутствовал, а сотовая связь была крайне слабой [7]).
• Синхронному взаимодействию участников образовательного процесса может мешать существенная разница в часовых поясах.
• Затрудняют синхронное взаимодействие в процессе обучения различные причины бытового характера. так, условия жизни семьи часто не позволяют студенту или преподавателю в течение длительного времени быть на связи с включенными камерой и микрофоном, в то время как это едва ли не обязательное условие обеспечения продуктивного синхронного взаимодействия в обучении лингвистическим дисциплинам, ведь во время аттестации и на практических занятиях педагог должен видеть, не пользуется ли обучающийся недозволенными вспомогательными ресурсами (Интернетом, учебником и т. д.), отвечая на вопрос; действительно ли он воспринимает на слух речь на иностранном языке в процессе аудирования или обрабатывает ее через онлайн-переводчик; как он говорит в процессе устных выступлений в рамках семинаров. Неприспособленность квартиры, внешний шум (например, ремонт у соседей), невозможность остаться в комнате без посторонних, наличие болеющих родственников, маленьких детей, иногда домашних животных вызывают как физические, так и психологические помехи в организации синхронных занятий. Неудобства в этом случае испытывают не только участники учебного процесса, но и те, кто рядом, т. к. привычный уклад семьи нарушается (а в условиях вынужденной длительной изоляции уровень стресса и без того высок). Избежать появления в кадре незапланированных участников занятия, звуковых помех можно, отключив аудиальный или визуальный канал связи, однако для преподавателя как инициатора академической коммуникации это неприемлемо, а выключение устройств обучающимся вносит сумятицу в действия педагога, который вынужден уточнять, не произошел ли технический сбой: «общаясь посредством конфе-ренцсвязи, чаще всего приходится выключать микрофоны студентов, поскольку посторонние шумы мешают слышать собеседников и в некоторых случаях даже сводят занятие на нет. Но отключение звука означает, что вы не
КИЕ НАУКИ -
можете быстро начать разговор... Можно использовать функцию "поднять руку", хотя. эта функция может остаться незамеченной учителем» [14, с. 401]. Если в семье или в комнате общежития не один обучающийся, организация одновременного синхронного взаимодействия в различных коммуникативных ситуациях также невозможна и непродуктивна.
• Выбор способа взаимодействия зависит и от формы занятий. Синхронное взаимодействие важно во время практических занятий и семинаров, а также аттестации, когда неотъемлемой частью продуктивного обучения является диалоговая форма работы педагога и студента или ученика, а также непосредственное оценивание ответа и его корректировка. В то же время лекция как форма учебных занятий не подразумевает активного постоянного диалога; это прежде всего монолог педагога, в процессе которого обучающиеся конспектируют материал, фиксируя возникающие вопросы и задавая их по окончании лекции или в те моменты, когда педагог предлагает это сделать. Следовательно, при необходимости лекцию можно практически без потери продуктивности обучения переводить в формат асинхронного взаимодействия. Современные образовательные платформы позволяют сделать оф-лайн-лекцию интерактивной, озвучить ее, «заставить» обучающегося изучить материал, не давая ему перейти к следующей теме до того, как он справится с контрольным тестированием по предыдущей. Лекция может быть подготовлена и в формате видеофильма, по окончании которого обучающемуся предлагают проверить себя, ответив на контрольные вопросы. При этом у обучающихся есть контактные данные преподавателя, что позволяет в случае необходимости задавать вопросы и получать индивидуальные консультации.
• На выбор способа взаимодействия влияет и количество обучающихся в группе или в классе. Чем больше аудитория, тем сложнее организовать продуктивное синхронное взаимодействие с ней: педагог тратит слишком много времени на решение как реальных, так и мнимых, искусственно созданных обучающимися технических вопросов; за отведенное на занятие время часто невозможно даже провести полноценную перекличку, не говоря уже об отслеживании обратной связи с присутствующими, если, например, в поток объединяются 100-120 студентов. Между тем в процессе преподавания лингвистических дисциплин важно видеть реакцию каждого студен-
та, усвоение или непонимание им темы, т. к. недостаток в понимании одного вопроса неизбежно влечет снижение общей грамотности и языковой компетентности обучающегося. Но если синхронное взаимодействие с большой группой в процессе изучения лингвистических дисциплин не может быть идеальным, к чему делать упор на таком способе дистанционного обучения? Асинхрон может быть в этом случае более удобным для всех участников образовательного процесса, т. к. подразумевает индивидуальное общение.
• Наконец, на выбор способа взаимодействия могут влиять психологические причины, например боязнь камеры, скованность поведения в условиях записи занятий и т. п. Парадоксально: подростки с удовольствием снимают себя на телефон, педагоги совершенно спокойны, выступая перед аудиторией в обычных условиях, однако перед камерой дискомфорт могут испытывать все участвующие в обучении: одних пугает фиксация неидеальных знаний, других официальность происходящего в сравнении с обычным занятием, третьих отвлекает от учебного процесса забота об их внешнем виде и т. д. Кроме того, при коммуникации посредством интернета у многих пропадает ощущение присутствия вокруг только «своих», вследствие чего также возникает психологический дискомфорт. По мнению педагогов, «экран создает эмоциональный эффект, который затрудняет диалог между несколькими людьми, и почти невозможно обеспечить вдумчивую обратную связь, не чувствуя, что вы говорите в пустоту... Иногда... вы застре-
ваете, уставившись на свое лицо или просто на двух из своих десяти или двенадцати студентов. Это. еще одно препятствие для. студентов, которые не решались отвечать и говорить, даже при самых лучших обстоятельствах» [14, с. 401].
В перечисленных выше ситуациях оптимальным способом дистанционного обучения может стать асинхронное взаимодействие, к очевидным достоинствам которого относятся:
1) возможность для участников образовательного процесса выходить в Интернет в удобное время (преподаватель при этом может придерживаться расписания занятий, выкладывая материалы по новой теме в соответствии с календарным учебным графиком и ка-лендарно-тематическими планами);
2) время, отводимое на выполнение задания: при асинхронном взаимодействии обучающийся относительно свободен внутри выделенного преподавателем периода, например одной недели (конечно, жесткое ограничение времени для ответа в асинхронном взаимодействии тоже возможно, однако преподавателю следует иметь в виду, что «каждый студент имеет свой индивидуальный ритм обучения, необходимый именно ему уровень помощи, темп работы, заданной для него глубины изучаемого материала» [12, с. 211], и асинхронное взаимодействие позволяет бережнее относиться к физиологическим и психологическим особенностям каждого обучающегося);
3) индивидуализация обучения в асинхронном взаимодействии позволяет дифференцировать задания по уровням сложности в
Таблица 1
Проблемные аспекты асинхронного взаимодействия в процессе обучения, по мнению педагогов (на примере лингвистических дисциплин)
технические Психологические Методические
- необходимость задействовать множество программ и каналов связи; - необходимость переводить материал в удобный / корректный формат, т. е. дополнительные затраты времени; - необходимость использовать знаки, которых нет в традиционных шрифтах и др. - отсутствие эмоционального обмена; - отсутствие доверия; - усталость от количества заданий и др. - массовое списывание и передача обучающимися готовых файлов друг другу; - сложность контроля учебного процесса; - непродуктивность асинхронного взаимодействия для итогового оценивания; - невозможность или сложность групповой работы и ее оценивания; - сложность в выполнении требований ФГОС и др.
педагогические науки
Таблица 2
Проблемные аспекты асинхронного взаимодействия в процессе обучения, по мнению обучающихся (на примере лингвистических дисциплин)
технические Психологические Методические
- необходимость задействовать множество программ и каналов связи; - необходимость переводить материал в удобный / корректный формат, т. е. дополнительные затраты времени; - необходимость использовать знаки, которых нет в традиционных шрифтах и др. - отсутствие эмоционального обмена; - ощущение одиночества; - отсутствие доверия; - усталость от количества заданий; - незапоминаемость материала, его стандартность; - ситуация неведения в случае задержки ответа и др. - невозможность или сложность групповой работы; - отсутствие нестандартных, игровых форм обучения
зависимости от степени подготовки и способностей каждого обучающегося;
4) вовлечение большего количества участников в учебный процесс, т. к. им не требуется совпадать друг с другом по времени.
Это, безусловно, не все достоинства асинхронного способа взаимодействия. однако для практикующих педагогов важнее иметь представление о недостатках или проблемных аспектах, чтобы избегать ошибок или находить решения по их устранению.
В рамках исследования мы провели опрос, в котором приняли участие 20 преподавателей лингвистических дисциплин и 100 студентов различных направлений подготовки. Испытуемым был предложен опросник закрытого типа, однако им предоставлялась возможность уточнить отдельные варианты ответа или добавить собственные.
основные недостатки асинхронного взаимодействия, которые были отмечены участниками образовательного процесса, мы условно разбили на три группы, выделив проблемы технического, психологического и методического характера. В обобщенном виде результаты опроса представлены в табл. 1 и 2, при этом в качестве опорных в таблицах представлены наиболее часто выбираемые варианты ответов.
Как видно из таблиц, педагоги и обучающиеся выделили ряд одинаковых, на первый взгляд, проблем асинхронного взаимодействия. однако те уточнения, которые вносили опрашиваемые, обусловили необходимость комментирования результатов.
В числе технических проблем в первую очередь была обозначена необходимость использования множества программ и каналов связи. Как показал опыт вынужденного дистанционного обучения, одной образовательной платформой учебный процесс не ограничивается. Участники обмениваются как учебными материалами, так и информацией организационного характера, используя ЭИоС вуза, страницы в соцсетях, в том числе личные, мессенджеры и сотовую связь. Кроме того, часть обучающихся имеет возможность выхода в Интернет только через телефон, поэтому готовит ответ не в виде электронного текстового файла или презентации, а в формате фото написанных от руки ответов, звуковых файлов и т. п. Педагог должен быть на связи с каждым из обучающихся. Однако ощущение, что тебя всегда и везде могут отыскать тем или иным способом, будь ты педагогом или студентом, вызывает эмоциональное напряжение у всех участников образовательного процесса.
Способ решения проблемы - грамотное построение образовательного пространства: 1) использование всех возможностей современных платформ для организации асинхронной коммуникации в ЭИОС вуза (прикрепление файлов различных типов, гиперссылок, ведущих на внешние ресурсы; создание интерактивных лекций с доступной навигацией по курсу, форумов; отправка как групповых, так и личных уведомлений; 2) использование электронной почты и создание в соцсе-тях группы, предназначенной для общения со студентами без использования личных кана-
лов связи для ограничения времени собственной коммуникационной доступности.
Следующая проблема также отмечена обеими сторонами образовательного процесса, которые тратят очень много времени на перевод информации в удобный или корректный формат (доступный для чтения в имеющихся программах и на имеющихся устройствах). Приходится переводить в визуальную форму то, что устно можно озвучить гораздо быстрее. Опытные преподаватели способны прочесть лекцию вообще без опорного конспекта, а для размещения файлов в ЭИОС потребуется написать подробный текст.
Способы решения: 1) для педагогов - создание простых видеолекций, а для обучающихся - устных ответов на задания в формате обычной видеозаписи; особенно это выручает в ситуации срочного перевода обучения в дистанционный формат; 2) для педагога -понимание того, что все, что он сделает сейчас, создавая электронный контент и налаживая способы асинхронного взаимодействия, требует затрат времени и усилий на первых порах, но впоследствии поможет сэкономить гораздо больше времени, кроме того, созданные материалы могут стать основой для учебных пособий; с освоением программного обеспечения для организации асинхронного взаимодействия все участники процесса обучения приобретают устойчивые навыки, что сглаживает психологическое напряжение.
Специфическая техническая проблема для изучения лингвистических дисциплин -это отсутствие в традиционно используемых шрифтах необходимых знаков (транскрипционных, обозначающих части слова, члены предложения и др.).
Способы решения: 1) довольно простая установка специализированных транскрипционных (фонетических) шрифтов, например Р^пейсТМ; 2) освоение графических ресурсов, использование готовых схем в виде вставленных в текст рисунков или разбор языковых единиц от руки с последующей пересылкой фото; 3) наименее трудоемкой представляется разработка системы цветовых обозначений необходимых понятий и выделение их цветом шрифта или подложки в тексте (например, синие буквы обозначают приставку, черные - корень, зеленые - суффикс, красные -окончание, основа слова при этом представлена на желтом фоне; синим выделяются существительные, зеленым - глаголы и т. д.).
Психологические проблемы, ухудшающие эмоциональное состояние участни-
ков процесса обучения, снижающие уровень мотивации, осложняющие и без того напряженную психологическую обстановку в условиях вынужденной самоизоляции и внезапного перехода к новым формам работы, косвенно, но существенно влияют на результаты обучения. К числу таких проблем педагоги отнесли отсутствие эмоционального обмена (в том числе ответной реакции на объяснение нового материала); отсутствие доверия по отношению к студентам, чаще прибегающим ко всевозможным уловкам в условиях дистанционного обучения; усталость от количества заданий, которые сначала нужно создать в корректной форме, потом загрузить и проверить и др. Ощущая ко всему прочему информационное давление со стороны общественности (обсуждения в соцсетях, блоги на канале «Яндекс. Дзен» и т. п.), педагоги, реализующие дистанционное образование способом асинхронного взаимодействия, эмоционально выгорают, их самооценка снижается.
Студенты обозначили те же проблемы, отметив при этом, что недоверие к преподавателю с их стороны вызвано отсутствием живого общения, что затрудняет восприятие преподавателя вне его профессиональных функций, как интересного человека. Заданий по разным дисциплинам выдают гораздо больше, чем в режиме реального обучения, т. к., по мнению обучающихся, преподаватели считают, что в режиме асинхронного взаимодействия больше времени на их выполнение. Кроме того, стандартность заданий порождает незапоминаемость материала в процессе самостоятельной работы студентов над ним, а долгое отсутствие ответа от преподавателя вызывает у них тревогу и ощущение формальности работы, поскольку знания безразличны педагогу.
Способы решения обозначенных проблем наименее очевидны, поскольку психологические переживания чаще всего индивидуальны, а успешность освоения материала при отсутствии эмоционального контакта педагога и обучающегося в первую очередь зависит от наличия у обучающегося мотивации и навыков самообучения. Однако сделать задания интересными, а материал запоминающимся позволят их нестандартность, использование в них мемов, смайликов и других близких молодежи атрибутов коммуникации. Наладить эмоциональный контакт с обучающимися и продемонстрировать свои личностные качества преподавателю помогут ведение учебных бло-гов, организация различных сетевых флешмо-бов, запись подкастов и т. д. [13].
Проблемы методического характера волновали педагогов в первую очередь, т. к. от их решения во многом зависят и скорость работы, и уровень восприятия учебного материала студентами, и успех обучения в целом. Одна из основных сложностей - нежелание студентов давать собственные ответы, поскольку в условиях асинхронного взаимодействия проще найти и скопировать готовый ответ из Интернета. Кроме того, студенты обмениваются готовыми (иногда уже проверенными) файлами друг с другом в расчете на то, что преподавателю не удастся идентифицировать авторство. Эта проблема порождает ряд других, например сложность контроля и меньшую продуктивность асинхронного взаимодействия для итогового оценивания.
На самом деле, способы решения обозначенных проблем довольно просты, хотя и требуют от педагога приложения незначительных дополнительных усилий.
1. Следует формулировать задания так, чтобы готовый ответ на весь вопрос найти было невозможно, требовались собственные рассуждения обучающегося [11, с. 159; 9, с. 102]. Например, задание по русскому языку, стилистике, редактированию может быть таким: Создайте рекламный путеводитель по сказке «Царевна-лягушка». Используйте в тексте не менее 10 устаревших слов различных типов. Выпишите их отдельно по группам. Озаглавьте текст и придумайте рекламный слоган. Как показывает личный опыт авторов, многие студенты увлекаются настолько, что не только пишут интересный текст, но и создают рекламные буклеты или листовки. Можно давать нестандартные темы для написания риторических текстов. Вероятность получить скачанную из Интернета речь на тему «Что такое счастье?» гораздо выше, чем на тему «торжественная речь по поводу двух сброшенных мною после самоизоляции килограммов». Юмор, даже некоторая абсурдность темы помогут установить эмоционально-личностный контакт участников образовательного процесса даже в условиях асинхронного взаимодействия, и, конечно, второй текст вряд ли будет серьезным, но задача педагога - проверить умение студента выстраивать композицию, грамотно выбирать языковые средства, использовать риторические приемы в тексте на любую тему. Можно попросить студента порассуждать об идеальной коммуникативной ситуации для такой речи: о месте, событии, аудитории, внешнем виде оратора и т. д.
кие науки -
2. Все присланные студентами файлы имеет смысл запоминать и сохранять, чтобы при необходимости сопоставить, а после проверки не следует отправлять обучающимся исправленные тексты, комментируя представленные решения в свободной форме или оценивая по определенным критериям.
3. Продуктивной формой контроля является тестирование, причем автоматическая проверка помогает сэкономить время преподавателя [4, с. 110], а использование настроек образовательных платформ позволяет ограничить период доступа студентов к заданиям, время на их выполнение, количество попыток, т. е. довольно объективно оценить уровень знаний. Вообще, чтобы не погрязнуть в проверках заданий, которые в преподавании лингвистики обязательны и в традиционном режиме, следует приучить студентов строго соблюдать установленные для ответа сроки и быть пунктуальным самому.
Важным методическим условием является выполнение педагогом требований ФГОС в части формирования у студентов определенных компетенций, о чем мы уже упоминали. Асинхронное взаимодействие несколько затрудняет работу по формированию способности обучающихся к коммуникации в устной форме, что особенно важно при изучении иностранных языков, однако при невозможности синхронного взаимодействия способом решения может стать обмен видеозаписями с выступлениями или ответами студентов (но не звуковыми файлами, из которых неясно, насколько самостоятельно говорил обучающийся и он ли это вообще был).
Студенты отмечали отсутствие нестандартных, игровых форм обучения в рамках асинхронного взаимодействия, однако обязательным условием и способом решения данной проблемы будут только методическая грамотность преподавателя и его желание сделать процесс обучения максимально насыщенным, интересным и запоминающимся, ведь в Интернете, учебных, методических пособиях, развлекательной индустрии достаточно даже готовых примеров тематических коммуникационных игр, кроссвордов, шарад и т. д. Кроме того, нестандартные формулировки заданий, о которых мы подробно говорили выше, тоже являются элементом игрового взаимодействия.
Наконец, все участники образовательного процесса в качестве методической проблемы отметили сложность или невозможность организации групповой работы в условиях асин-
хронного взаимодействия. Справедливости ради стоит отметить, что эта форма работы не является часто используемой и в стандартных условиях (например, по сравнению с фронтальной или индивидуальной). Однако для ее осуществления в рамках асинхронного взаимодействия педагогу также следует приложить чуть больше усилий по разработке заданий таким образом, чтобы в общем ответе был виден вклад каждого участника, задействовать больше каналов и способов коммуникации и продумать хронологические рамки выполнения такого задания. Вообще исследователи отмечают, что «использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий требует новых форм обучения. Приоритетно выделяют игровые формы и проектное обучение. Разработка и организация обучающих игр, сопровождение игр с использованием симуляторов... является заметным образовательным трендом, которому прогнозируется дальнейшее усиление. Такое же положение характерно и для организации проектного обучения» [10, с. 36].
Итак, в целом следует отметить, что организация асинхронного взаимодействия в рамках дистанционного обучения все еще требует значительных психологических и методических усилий от всех участников образовательного процесса. оно не является равнозначной заменой синхронному обучению, тем более аудиторному, однако его применение весьма перспективно в качестве дополнения к синхронному взаимодействию или его замены в тех случаях, когда в силу разных причин синхронное взаимодействие невозможно. Дальнейшие исследования специфики асинхронного взаимодействия помогут избежать организационных ошибок и снизить уровень негативного восприятия этого способа обществом.
список литературы
1. Ерусалимский Я.М., Узнародов И.М. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ // Высш. образование в России. 2009. № 9. С. 3-7.
2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. СПб: Астерион, 2004.
3. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения. М.: Союз, 2005.
4. Костыгов А.М., Мухин О.И., Полякова О.А. Интерактивные инструменты в системе дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 110-113.
5. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электрон-
ной среде // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 149-154.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 512 [Электронный ресурс] // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/92 (дата обращения: 20.03.2020).
7. Ольков К. Урок на обочине: башкирские школьники вынуждены учиться в машинах [Электронный ресурс] // Рен-ТВ. 13.04.2020. URL: https:// ren.tv/news/v-rossii/685701-urok-na-obochine-bashkir skie-shkolniki-vynuzhdeny-uchitsia-v-mashinakh (дата обращения: 25.04.2020).
8. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006.
9. Полякова О.А. Основы стилистики. Ростов н/Д., 2016.
10. Пономарева Ю.С. Перспективы развития педагогической деятельности в контексте становления информационного общества в Российской Федерации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 2. С. 35-37.
11. Рутер О.А. Специфика контрольных работ по русскому языку и смежным дисциплинам в системе «Электронный университет» // Труды Рост. гос. ун-та путей сообщения. 2015. № 1. С. 156-160.
12. Топилина И.И. Психолого-педагогические проблемы обучения студентов в условиях цифро-визации образования // Труды 17-й Междунар. на-уч.-практ. конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов н/Д., 2020. С. 210-215.
13. Чухно А.А. Блоги и подкасты в процессе обучения иностранному языку // Труды 17-й Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов н/Д., 2020. С. 206-210.
14. Шефиева Э.Ш. Использование интернет-сервисов в дистанционном обучении, в том числе иностранным языкам, в условиях пандемии корона-вируса // Труды 17-й Междунар. науч.-практ. конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов н/Д., 2020. С. 398-403.
15. Wu D., Bieber M., Hiltz S. Engaging students with constructivist participatory examinations in asynchronous learningnetworks // Journal of Information
Systems Education. 2008. № 19(3). P. 321-330. * * *
1. Erusalimskij Ya.M., Uznarodov I.M. Tekhno-logiya asinhronnogo obucheniya: opyt YUFU // Vyssh. obrazovanie v Rossii. 2009. № 9. S. 3-7.
2. Zajchenko T.P. Invariantnaya organizacionno-didakticheskaya sistema distancionnogo obucheniya. SPb: Asterion, 2004.
педагогические науки
3. Ivanchenko D.A. Sistemnyj analiz distanci-onnogo obucheniya. M.: Soyuz, 2005.
4. Kostygov A.M., Muhin O.I., Polyakova O.A. Interaktivnye instrumenty v sisteme distancionnogo obucheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 7. S. 110-113.
5. Mihajlova N.V. Osobennosti organizacii asin-hronnogo obucheniya studentov vuza v elektronnoj srede // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2012. № 2. S. 149154.
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 42.03.01 «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu»: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 8 iyunya 2017 g. № 512 [Elektronnyj resurs] // Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'-nyh standartov vysshego obrazovaniya. URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/92 (data obrashcheniya: 20.03.2020).
7. Ol'kov K. Urok na obochine: bashkirskie shkol'niki vynuzhdeny uchit'sya v mashinah [Elek-tronnyj resurs] // Ren-TV. 13.04.2020. URL: https:// ren.tv/news/v-rossii/685701 -urok-na-obochine-bashkir skie-shkolniki-vynuzhdeny-uchitsia-v-mashinakh (data obrashcheniya: 25.04.2020).
8. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Peda-gogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya. M., 2006.
9. Polyakova O.A. Osnovy stilistiki. Rostov n/D., 2016.
10. Ponomareva Yu.S. Perspektivy razvitiya peda-gogicheskoj deyatel'nosti v kontekste stanovleniya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 2. S. 35-37.
11. Ruter O.A. Specifika kontrol'nyh rabot po rus-skomu yazyku i smezhnym disciplinam v sisteme
«Elektronnyj universitet» // Trudy Rost. gos. un-ta putej soobshcheniya. 2015. № 1. S. 156-160.
12. Topilina I.I. Psihologo-pedagogicheskie prob-lemy obucheniya studentov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // Trudy 17-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke». Rostov n/D., 2020. S. 210-215.
13. Chuhno A.A. Blogi i podkasty v processe obucheniya inostrannomu yazyku // Trudy 17-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke». Rostov n/D., 2020. S. 206-210.
14. Shefieva E.SH. Ispol'zovanie Internet-servi-sov v distancionnom obuchenii, v tom chisle inostran-nym yazykam, v usloviyah pandemii koronavirusa // Trudy 17-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke». Rostov n/D., 2020. S. 398-403.
Asynchronous communication
in the process of linguistic disciplines
teaching: issues and prospects
The article deals with distance communication implemented in synchronous and asynchronous variants that is considered as a convenient way of an academic communication in the current environment. There are analyzed the specific features of the asynchronous communication in the process of linguistic disciplines teaching in higher schools.
Key words: distance learning, asynchronous communication, Internet, online course, linguistics.
(Статья поступила в редакцию 06.07.2020)