Научная статья на тему 'Асимметрия информации и роль государства в ее снижении'

Асимметрия информации и роль государства в ее снижении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1385
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ / НЕСОВЕРШЕНСТВО ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айменова М. Н., Смоленцева Т. Ю.

В статье рассматривается проблема асимметрии информации на рынке товаров, страхования, кредитов и труда, а также изучена роль государства в снижении ее несовершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асимметрия информации и роль государства в ее снижении»

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЕЕ СНИЖЕНИИ

© Айменова М.Н.* *, Смоленцева Т.Ю.*

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Москва

В статье рассматривается проблема асимметрии информации на рынке товаров, страхования, кредитов и труда, а также изучена роль государства в снижении ее несовершенства.

Ключевые слова: асимметрия информации, несовершенство информации.

В конце ХХ века понятие асимметричности информации было введено американскими экономистами Дж. Акерлофом («Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм»), Дж. Стиглицем («Информация и изменения в парадигме экономики») и М. Спенсом.

Под асимметричной информацией понимается такая ситуация на рынке, когда субъекты экономических отношений информированы по-разному. С повышением ее значимости для эффективной экономической деятельности информационная асимметрия стала ключевым понятием, объясняющим функционирование рынка. Асимметрия информации может быть между продавцами, покупателями и участниками фирмы, то есть информация неодинаково доступна для инсайдеров и аутсайдеров [1].

Асимметрия информации классифицируется по следующим пунктам:

1. Асимметрия первого порядка возникает вследствие неполноты информации об объекте, субъекте и изучаемом предмете (качество товара, способности работника);

2. Асимметрия второго порядка возникает в результате неполного понимания причинно-следственных связей, закономерностей развития явлений, систем, которые могут измениться с развитием мира;

3. Асимметрия третьего порядка возникает вследствие изменения интересов экономических субъектов;

4. Асимметрия четвертого порядка создается на ложных сигналах о явлении, объекте и субъекте.

Асимметрия информации может возникать между классами, социальными группами, отдельными индивидами. Неравномерное обладание информацией приводит к разному положению на рынке, некоторые фирмы, воспользовавшись доступностью информации, могут монополизировать рынок. Для снижения ее несовершенства необходимо владеть информацией о происходящем и осуществлять рациональный выбор.

* Магистрант экономического факультета.

* Магистрант экономического факультета.

Экономическая теория

9

Асимметрия информации существует на различных рынках из-за неравномерности ее распределения между экономическими агентами, в результате чего это приводит к нерациональному поведению и дифференциации [2]. Несовершенство информации часто встречается на современных рынках: работник знает больше о своих потенциальных возможностях, чем работодатель; производитель лучше оценивает качество своего продукта, чем потребитель; человек, получающий страховку, лучше осведомлен о положении дел, чем страховая компания; заемщик лучше знает о своих возможностях возврата, чем кредитор. Рассмотрим проблему несовершенства информации на различных рынках.

Асимметрия информации на товарном рынке

Акерлоф Дж. в своей статье 1970 года «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» [3] писал о том, что покупатели и продавцы владеют разным объемом информации. Для демонстрации несовершенства информации он использовал подержанные автомобили на рынке товаров: хорошего качества («сливы» или «персики») и плохого качества («лимоны»). Покупатель может оценить машину по внешним параметрам, а информацией, которая выявляется в ходе использования машины, он не владеет. Спрос определяется явными признаками и на рынке устанавливается единая цена для «слив» и «лимонов». Такая цена не устраивает продавцов хороших автомобилей, и они уходят с рынка, а продавцов плохих автомобилей это подталкивает к продаже, в результате чего большинство продавцов «слив» уходят с рынка, тогда как покупатели, оценивая ситуацию, снижают спрос и соответственно снижается цена. Постепенное снижение цены приводит к полному вытеснению «слив» «лимонами» с рынка подержанных автомобилей.

В итоге, асимметрия информации полностью заблокирует все сделки с хорошими товарами, хотя при совершенной информации могла бы установиться равновесная цена. Работа Дж. Акерлофа ценна тем, что в формулировании проблемы асимметричности информации о товаре он поставил вопрос о включении качества товара в модель равновесной цены.

Асимметрия информации на рынке кредитов и страхования

Асимметрия информации оказывает влияние на развитие кредитных рынков. Известно, что спрос на заемные средства зависит от эффективности инвестиционного проекта, чем она выше, тем выше ставка процента. Если внутренняя норма доходности равна или меньше ставки процента, то фирмы не заинтересованы в получении кредита. На рынке заемных средств проявляется асимметричность в том, что кредиторы не владеют полной информацией о внутренней норме доходности инвестиционного проекта и могут получить ложную информацию о заемщике. Банк, предоставляющий

10 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

кредит, не обладает полной информацией о рисках инвестиционных проектов, и при назначении высокой ставки процента, фирмы могут использовать проекты с высокой степенью риска, тогда обе стороны несут убытки. Здесь также, как и на товарных рынках, существует неблагоприятный отбор, который приносит ущерб заемщикам с низкой степенью риска.

Кредиторы могут выявить информацию о заемщиках из данных кредитного бюро, изучения финансового положения фирмы, интервью, готовности предоставить залог и другие косвенные сигналы, которые, однако, не дают сведения о рискованности инвестиционных проектов заемщиков.

Аналогичная ситуация существует и на рынке страхования, когда в результате неблагоприятного отбора вытесняются менее рискованные покупатели страховки, поскольку страховая компания не может разделить своих клиентов по вероятностям наступления страхового случая, то она устанавливает размер страховой выплаты и цену страхового полиса на основе средней вероятности наступления несчастного случая. На таких условиях происходит отток клиентов с низкой вероятностью наступления страхового случая.

Асимметрия информации на рынке труда

Асимметричность информации на рынке труда была хорошо изучена Дж. Стиглицем в его работах. В своих работах он отмечал, что образование играет сигнализирующую роль и у работодателей есть стимул сортировать и идентифицировать работников. Одним из важных результатов было то, что когда более способные агенты будут информировать о своих возможностях, тогда рынок будет полностью информирован, несмотря на то, что агенты, чьи знания ниже среднего будут скрывать информацию. Это доказано на основе простейшей модели распутывания, которую Дж. Стиглиц назвал «Законом Сортировки Вальраса»: если все, кроме одной группы, отсортировали себя среди других, то и последняя группа идентифицируется.

Рассмотрев примеры несовершенства информации на различных рынках, можно отметить, что асимметрия информации присуща рыночной экономике во всех ее проявлениях, касающихся производства, распределения, обмена и потребления.

Несовершенство информации существует на рынке в процессе формирования рыночной цены, что обусловлено постоянной динамикой производительной силы труда, качеством товаров, предпочтениями потребителей, величиной спроса и предложения товаров, что приводит к нерациональному поведению экономических агентов, неблагоприятному отбору, моральному ущербу, увеличению ставки процента и т.д.

Одним из способов снижения асимметрии информации является роль государства, поскольку данный институт обеспечивает универсальный доступ к информации посредством создания организаций, изучающих рыночную конъюнктуру, общественное мнение, проводящих прогнозы и стати-

Экономическая теория

11

стический учет, в итоге информация становится доступной на основе единой информационной инфраструктуры. Государство старается обеспечить максимальную прозрачность информации посредством введения законов. Кроме того, оно снижает асимметричность информации с помощью создания научно-технических и научно-исследовательских институтов, статистических комитетов, информационных агентств, образовательных и культурных учреждения, средств массовой информации, распространяющих экономическим агентам информацию.

Например, Центральный банк обладает не совершенной, но достаточной информацией по своим клиентам, валютному курсу, уровню ставки процента и т.д. Государство предоставляет на рынке труда безработным информацию о вакансиях. На рынке товаров асимметричность о качестве продуктов снижается посредством выдачи государством сертификатов, лицензий, экспертиз. Однако, большинство предоставляемой информации государственными учреждениями является недостаточной и косвенной. Для того, чтобы раскрытие информации было эффективным, государству нужно обладать сильной нормативно-правовой базой, органами регулирования, аудиторскими компаниями, которые будут анализировать информацию. Доступность информации очень важна для кредиторов, страховщиков, инвесторов, покупателей, работодателей, поскольку это помогает принимать рациональные решения и адекватно реагировать на изменения.

Список литературы:

1. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: учеб. / Под ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 79.

2. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / Под ред. И.Е. Рудаковой. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 499.

3. Akerlof GA. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics. - 1970. - Vol. 84, № 3. - P. 488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.